Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
КОНСЕРВАТИЗМ: ИДЕЯ ИЛИ МЕТОД?
^ gg И.Б. Сокольская
Возникновение консерватизма как течения политической мысли в конце XVIII в. было напрямую связано с идеологией европейской аристократии, представлявшей собой довольно пестрое образование, однако почти все базисные постулаты консерватизма того времени были сформулированы одним автором Э. Бёрком в его известном полемическом произведении (1).
Любая идея это модель, упрощение, утрирование одних черт и игнорирование других. Для консерватизма же изначально отправным пунктом была конкретность жизненных реалий в противоположность просвещенческому рационализму, потому и произведения консервативного толка в большей степени отличает индивидуальность авторов и описываемых ситуаций, нежели печать "школы". Тем самым консерватизм по преимуществу отражает действительность, а не саморазвитие идеи, чем лишает себя самого истории. Здесь и заключена главная дилемма исследования консерватизма: с одной стороны, нужно выделить его трудно классифицируемую творческую и ситуационную неповторимость, с другой - требуются анализ и обобщение, ведущие к обеднению спектра консервативного подхода к действительности. Попытка выведения "формулы"' консерватизма неизбежно заставляет выбрать второй путь.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНСЕРВАТИЗМА
Можно ли построить модель консерватизма как политической идеологии? Существует немало точек зрения на консерватизм как "изнутри", со стороны 48 самих консерваторов, так и "снаружи", однако все они умещаются в интеллектуальное пространство между полярными определениями этого течения, наиболее контрастно выраженными Д.Алленом консерватизм как набор идей и ценностей (2, с.582) и С.Хантингтоном консерватизм как "ситуационная" идеология (3). Промежуточной, пожалуй, представляется позиция К.Манхейма (4), считавшего собственно консерватизм конкретным историческим явлением, возникшим в качестве реакции на идеи Просвещения и Великую французскую революцию. "~"
В качестве того, что Хантингтон называет "идеационной теорией", консерватизм должен иметь систему идей, опирающуюся на достаточно постоянный набор отстаиваемых им положительных ценностей и способную к саморазвитию; а в качестве функциональной теории (т.е. неидеационной) комплекс методов, базирующийся на нескольких принципах, включая и вполне допустимые реакционные. Значит, исследователю необходимо выделить то стабильное ядро, с помощью которого возможно наиболее точно идентифицировать консервативную позицию.
Таким ядром Аллен считает набор из восьмиценностей, составляющих идею консерватизма; в обозначенной ученым совокупности, строго говоря, смешаны ценности и принципы подхода к ситуации. С моей точки зрения, из них неизменными до сегодняшнего дня остались только два положения: отвращение к революции и неприятие априорных теорий по поводу форм управления. Однако данные идеи зиждятся лишь на пафосе отрицания и не несут в себе конструктивного начала. Другие принципы были обусловлены ценностями конкретного времени и потеряли свою актуальность: приверженность идеям аристократии и монархии, стремление к церковной санкции государственных институтов, отвращение к laissez faire (нерегулируемому рынку), промышленному
СОКОЛЬСКАЯ Ирина Борисовна, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Государственного НИИ химической технологии и элементоорганических соединений.
развитию, урбанизму. Можно привести и другие варианты таких списков, отражающих базисный каталог консервативной идеологии.
При рассмотрении представленного в таком каталоге "ценностного ядра" консерватизма его удобнее разграничить на собственно ценности и на функциональные способы реакции на конкретную жизненную ситуацию. Первые из них выражают общественные идеалы конкретной исторической эпохи (аристократии, монархии) и определенной социальной группы (например, ценности чести, верности, доблести и т.п.), что дало возможность ряду исследователей считать консерватизм теорией аристократии, возникшей в качестве ее ответа на Французскую революцию. Более постоянный, коренной характер имеет другая часть списка принципов, обобщающих консервативный подход к действительности. Ее-то, по-видимому, и можно представить как набор подходов индивидуальных мыслителей, по которому существует консенсус.
Попытаюсь выделить основные из них. Принято считать, что консерватизм обязан своим появлением Бёрку и "все согласны, что его мысли и являются базисными элементами консерватизма" (3, с.456). Проведенный Хан-тингтоном анализ позволил ему по-своему подытожить основные характерные положения консервативной мысли ("божественная тактика" в истории; предписание и традиция; неприятие абстракций и метафизики; недоверие к индивидуальному человеческому разуму; органическая концепция общества; подверженность человека злу; одобрение социальной дифференциации) и сделать вывод, что "суть консерватизма - р^ионализация существующих институтов в терминах истории. Бога, природы и человека" (3, с.457).
Однако в консервативной традиции нигде не упоминается, какие именно учреждения и какие положительные идеи следует консерватизму защищать: главное не конкретные формы, а их сохранение. Поэтому не существует сугубо консервативных институтов и желательных стандартов их воплощения. Идеационные же теории (типа либерализма, коммунизма, фашизма), наоборот, предлагают свои системы организации общества и распределения власти, причем именно институты олицетворяют в них предметную определенность той или иной идеологии.
В случае с идеационной теорией довольно легко установить ее социальную базу поддержки. Сторонниками какой-либо идеи выступают достаточно многочисленные общественные группы, разделяющие ее в силу положительного отношения к перспективам воплощения в жизнь, а также соответствия моральным и этическим идеалам, идентифицирующим эту группу и выработанным в ней же.
Но кто же тогда является сторонником идеологии без положительной идеи, кого удовлетворит лишь функциональный подход к-политике? Можно согласиться с М.Оукшоттом, что это человек, которому есть, что терять, он имеет достаточные возможности, но не настолько богат, чтобы некоторые утраты были ему безразличны. Консервативный образ мысли скорее свойствен людям пожилым, а не молодым, "не потому, что они более чувствительны к потерям, а потому, что более полно знают о ресурсах этого мира и 'менее склонны считать, что замена будет адекватной" (5, с. 169). Процитированное совпадает с наблюдением Манхейма: все видные консерваторы и реакционеры прошли революционный период в молодости. Хантингтон же считает, что "людей притягивает консерватизм под напором событий, в тяжелом предчувствии, что общество или его институты... перестанут существовать" (3, с.470). Таким образом, эмоциональная сторона является не последним фактором, формирующим приверженность консерватизму.
Поэтому не так важно, что именно консерватизм защищает в данный момент, главное его уравновешивающее присутствие на политической сцене и сигналы тревоги, которыми он выражает свою позицию. Это создает в политике жизненно необходимый баланс, где консерватизм в первую очередь воплощает в себе функциональное и ролевое постоянство, а уже во вторую
предлагает обществу свои способы решения различных проблем. Поэтому его S социальная база во многом определяется внутренней предрасположенностью о человека к консервативному образу мышления. Следовательно, можно пред-§* положить, что консерватизм как свойство характера внутренне присущ при-М мерно половине человечества. В данном смысле консерватизм чувство, особый строй мышления, манера приспособления к действительности. "Консервативный темперамент", по выражению Оукшотта, проявляется также и в искусстве (например, в романтизме).
Итак, мы выяснили) что консерватизм не идеационная теория, а база его поддержки определяется скорее психологическим складом людей, чем классовым интересом. Но этого недостаточно для дефиниции его сущности. Я предложила бы применить для нахождения последней независимый метод.
ЭТИМОЛОГИЯ: КОНСЕРВАТИЗМ XIX века
Известно, что название любого явления несет в себе самую точную и устоявшуюся информацию о его смысле и истории.
Термин "консерватизм" существует два века и происходит от латинского глагола conservare == охранять или по-английски conserve == сохранять. Значит, это основная функция данного течения, с чем никто ц не спорит. Вопрос: является ли данная фу^хция достаточной для определения понятия или ей необходима еще и "субстанция"? Проследим за этимологией названия рассматриваемого течения в его классической версии - в противодействии либеральным идеям в различные периоды XIX в., что позволит выделить общие тенденции изменения консерватизма.
1. Базисная ситуация консерватизма это ситуация мира и благополучия (в буржуазной Англии), отсутствия непосредственного вызова ему, на что он должен отвечать. В таких условиях консерватизм тяготеет к середине политиче-50 ского спектра, защищая существующий порадок вещей сегодня тот, который был вчера. Консерваторы вполне благодушные и довольные жизнью люди, раз им есть, что терять. Это основа названия, обозначим ее conserve = F(C), где С = const, т.е. базисный каталог совокупности ценностей и принципов консерватизма, практически общий для европейских стран XVII XIX вв.
2. Ситуация изменилась, появились вызовы существующему порядку, т.е. возникли новые идеи, которые Французская революция стала воплощать в действительность, ибо идея есть сила, способная втягивать ресурсы и массы людей в свое осуществление. Она, как и всякая сила, векторная величина, имеющая направление и точку приложения, а следовательно, вызывающая в обществе направленное развитие событий и находящая заинтересованные в нем слои и группы. Попадая в силовое поле борьбы, консерватизм уже не тяготеет к центру политического спектра (да его и нет в предельно поляризованном обществе). Он активизируется и, сопротивляясь переменам, приобретает направление, противоположное вдохновляющим их идеям. При этом нарушается основная функция консерватизма - сохранения, и он начинает выступать как сила противодействия изменениям.
И вот в таких условиях содержание термина "консерватизм" перестает быть устойчивым. Как только консерватизм начинает слишком активно защищать ценности распадающегося прежнего общества, название этого течения меняется его именуют словом "реакция". Так во Франции, в частности, "аристократическая мысль, однозначно консервативная, быстро превратилась в реакционную и, в конце концов, радикальную" (3, С.458). Замена термина в данном случае отражает изменение не только политической роли консерватизма, но и его сути переход от функциональной позиции к идеа-ционной, причем изменения настолько принципиальное, что прежнее название исчезает. Действительно, в существительном reaction == re(action) проявляется вектор идеи (префикс re определяет противоположное направление
основной action общества), т.е. возникает векторная (идеационная) reaction == F(action) с противоположным знаком. Модификация термина здесь показывает, что пороговым критерием для определения консерватизма является выполнение или невыполнение им своей "программной" функции сохранения существующего порядка.
Смена названия происходит в случае слишком резких поворотов в общественном развитии, когда консерватизм не успевает приспособиться к "вчерашнему дню" и остается "позавчерашним" реакцией. Затем постепенно одна часть из бывших консерваторов начинает более терпимо относиться к изменившейся действительности, а другая образует уменьшающуюся и все более конфронтирующую с новым порядком группу. И чем больше последняя отклоняется от магистрального хода истории, тем яснее кристаллизуется реакционная идея и маргинальнее становятся методы ее осуществления (заговоры, террор). Но это уже другая партия, находящаяся не близко к середине политического спектра, а отделенная временем и названием от консерваторов. Подобные терминологические превращения свидетельствуют о справедливости функционального определения консервативного течения, ибо появление сформулированной преобразовательной (реставрационной) идеи приводит его к утрате первоначального названия.
3. Общество находится в состоянии перемен в направлении выбранных целей. Появляется новое поколение консерваторов, для которого такое движение естественно, это и есть существующий порядок, который они стараются сохранить. В центре политического спектра уже оказываются те, кто разделяет с обществом движение к свободе (Б.Констан) А.де Токвиль). И по-прежнему остается основное содержание названия этого течения conserve, хотя добавляется аргумент что именно сохраняет консерватизм, т.е. уже либеральный консерватизм, или F= conserve (liberal). Вместе с тем, с точки зрения этимологии, это указание на ценностные ориентиры оказывается допустимым для сохранения основного названия как его вариации. Значит, основная функция консерватизма остается, остается и политическое течение. Из этимологического анализа можно сделать следующие выводы: название "консерватизм" соответствует тем случаям, когда данная идеология не изменяет своей функции поддержки существующего строя, неважно, находится ли при этом общество в покое или в мирном движении к намеченным целям;
- при резких исторических сломах (войнах, революциях) консерватизм теряет функцию сохранения. Это ведет к дискредитации самого данного понятия, а следовательно, к исчезновению консерватизма на какое-то время с политической сцены (пока не появится новая институциональная система, по отношению к которой он проявит свою функцию защиты). Получается, что общество должно обладать хотя бы минимальным уровнем благополучия, чтобы в нем существовал консерватизм;
- приходящая на смену консерватизму реакция - принципиально иное явление, что и отражает ее название. В отличие от консерватизма, это уже система идей, модель общества, которую надо не защищать, а с большими или меньшими усилиями внедрять, в т.ч. и с оружием в руках;
~ этимология термина подтверждает, что есть все основания отнести консерватизм не к идеационным, а к функциональным теориям. Как раз наличие преобразовательных (реставрационных) намерений приводит к изменению его названия.
Можно сказать, что этимология подчеркивает инерционность консерватизма сам термин существует только тогда, когда это течение поддерживает состояние покоя или мирного постепенного преобразования общества, и исчезает, если оно начинает выступать как политическая сила противодействия, обладающая самостоятельной (реставрационной) идеей.
КОНСЕРВАТИЗМ XX века g
g Рассматриваемое ранее - это классический консерватизм XIX в., когда дви-g» жение к либеральным идеям в разных странах Европы было однонаправлен-pQ ным. Безусловно, уровень развития страны) ее традиции, экономика, соотношение политических сил все влияло на скорость движения и придавало специфические черты консервативной традиции в каждой стране. Происходил длительный транзит от традиционного общества к современному с его характерными чертами: индустриализацией, становлением демократии и появлением свободного рационального индивида. Однонаправленность процесса и сходство стартовых условий обусловливали и похожие наборы отстаиваемых консерватизмом ценностей, вариации которых в основном определялись достигнутым этапом на пути либерализации. Поэтому весь XIX в. консерватизм складывался в "борьбе со своим принципиальным врагом ~ философией либерализма, со всеми присущими ей атрибутами автономного индивида и естественных прав" (6, с. 160). Вместе с тем, выполняя свою исконную функцию, т.е. усердно защищая в течение всего этого времени институциональное устройство, порожденное либеральными идеями, консерватизм не мог, конечно, избежать при этом своей адаптации к оспариваемым идеям.
В XX в. в это "идиллическое" сосуществование идеологий, помимо двух мировых войн, ворвался социализм, который значительно изменил политическую картину и заставил учитывать себя при идентификации консервативной традиций. Так, Ф.Хайеку (7) пришлось при рассмотрении отношений консерватизма с либерализмом уже строить треугольник, одним из углов которого являлся уже социализм. Определение "социализм" в данном контексте скорее знаковое под "социализмом" подразумевается и советский социализм, и германский фашизм, и рузвельтовский план выхода из великой депрессии, и Welfare State (как государственное вмешательство в экономику и со-52 ответствующий уровень регулирования социальной сферы). Поэтому в XX в. консерватизму приходится определять себя относительно не одного, а двух оппонентов, каждый из которых в зависимости от страны имеет свою историю и развивается не только неравномерно, но и разнонаправленно. Выполняя свою основную функцию сохранение ценностей вчерашнего дня, консерватизм может совершенно, казалось бы, алогично по сравнению с XIX в., меняться местами с либерализмом, требуя ограничения вмешательства государства в экономику и жизнедеятельность общества (что и происходит в современных США), или, как и прежде, противостоять либерализму в экономике и политике (например, постсоциалистические страны). Если сравнивать конкретные ценностные ориентации современного консерватизма в разных странах, то картина оказывается пестрой до абсурда. В качестве же функциональной идеологии консерватизм, наоборот, работает "как часы".
Это убедительнее всего можно проиллюстрировать на примере США. Классический либерализм уже 200 лет составляет основу американской жизни и институционального устройства, вместе с тем в мире нет консерватизма, который столько же лет охранял бы сформированные им институты. Поэтому он, как верный, хотя и принципиальный "соратник", может резко раскритиковать, но, естественно, всегда выступает на одном фланге с "родным" ему либерализмом против "чужака"- социализма. Однако либерализм в XX в. идеологически и политически вынужден соперничать прежде всего с социал-демократией, что вынудило его сменить примат негативной свободы на примат позитивной свободы и сблизить позиции с этим своим оппонентом. Консерватизм же, сохраняя ценности вчерашнего дня, вполне логично является сегодня самым правоверным защитником идей классического либерализма, против которых он сломал столько копий в прошлом.
Другое дело, что в достаточно благополучной Америке, с ее относительно высоким консенсусом в обществе, консерватизм потерял ту ясность, которую
он хотел бы сберечь. Среди его оппонентов - модернизм, популизм, секуля-ризм, иррационализм и даже рационализм. Так же очевидно, что и либерализм разбился на несколько потоков (либертаристы, коммунитаристы и т.д.). Поэтому для консерватизма идеологическая картина усложняется за счет узкого спектра его позиций и инерции восприятия изменений. Например, Хай-ека считают своим и классические либералы, и неоконсерваторы, и либертаристы взгляды одного человека за недолгое время повторили апологеты нескольких, мало отличающихся друг от друга направлений. Интересно, что Хайек открещивался от своей причастности к консерватизму, хотя и считал приверженцев этой идеологии своими союзниками в борьбе с социализмом. Однако главная причина его неприятия консерватизма была чисто психологической: "В консерваторах отсутствует смелость приветствовать незапланированные изменения, которые могут создать инструменты для новых человеческих дерзаний, ...а либеральная позиция базируется на смелости и доверии, на готовности позволить изменениям происходить своим чередом, даже если мы не можем предсказать, к чему они приведут" (7, с.9). Из данной цитаты видно) что, возможно, Хайек и не обладает "консервативным темпераментом", но объективно его взгляды сейчас упорнее всего защищают именно консерваторы.
ФОРМУЛА КОНСЕРВАТИЗМА
Итак, после рассмотрения исторических метаморфоз консерватизма) следовало бы еще раз вернуться к вопросу: что же такое вообще консерватизм?
Можно утверждать, что самым стабильным фактором, определяющим консерватизм, является функция сохранения им существующей структуры общества и его институтов. Перестав ее выполнять, консерватизм теряет тот смысл, который заключен в его названии, и перестает существовать как общественно значимая идеология. Потому, повторю) он прежде всего является функциональной теорией, что и определяет его характеристики как позиционной и ситуационной идеологии.
Консерватизм, безусловно, имеет свою субстанцию те общественные ценности, которые он охраняет на данный момент. Если бы не было субстанции, то лишалась бы смысла и функция. Основной вопрос при исследовании консерватизма какова эта субстанция и насколько ее исчисление может быть полезно для его идентификации? Именно в данном проблемном поле заключены основные разночтения авторов, исследующих консерватизм. Я предложила бы еще один вариант решения вопроса идентификации консерватизма. Общую формулу консерватизма можно выразить следующим образом:
conservatism = F [ Р, X(t) ], где;
F=conserve, т.е. основная функция консерватизма;
[ Р, X(t) ] аргумент функции (ее субстанция), который удобнее разделить на две части:
Р, или Principles, наиболее стабильная часть субстанции, зависящая от природы человеческого мышления (то, что Махгейм назвал "психологическим складом", а Оукшотт "консервативным темпераментом"), формирующая долговременные принципы отношения к действительности значчччччччччччччччччеловечества;
Х конкретный набор сохраняемых жизненных ценностей и организационных форм данной эпохи, a t время. (Как оказалось в ходе исторического развития, это наиболее подверженная изменениям часть субстанции, потому зависимость от времени связана именно с ней.).
В том, что Р и X(t) (долговременные принципы и кратковременные ценности) не были разделены, я вижу основную причину затруднений в иденти-
фикации консерватизма. Некоторые авторы видели это противоречие. Так, S Махгейм считал, что "существуют два вида консерватизма: с одной стороны, и более или менее универсальный (традиционализм, по Беберу), а с другой ^ определенно современный, являющийся плодом определенных общественных РО и исторических обстоятельств, с собственной традицией, формой и структурой". И далее: "Понятие традиционалист описывает нечто, что в большей или меньшей степени является формальной психологической характерной чертой каждого отдельного сознания^ (4, с.593). Вот это "разделение консерватизмов" (а не его субстанции) и вносит до сих пор наибольшую путаницу в умы. Если у нас два явления, то каждое из них надо определять и характеризовать отдельно, если одно то найти подходящий способ для его описания. Однако консерватизм подобным образом не был проанализирован, почему и оказался "размазанным" до состояния "интеллектуальной каши". Но если разделить этот "кашеобразный" набор ценностей на указанные две части, то похоже, что консерватизм сам способен справиться с такой внутренней противоречивостью.
В данном случае, с одной стороны, мы имеем относительно кратковременный набор конкретных общественных идеалов) социальных установок, институтов X(t) (например, "аристократического" консерватизма). С другой -заметно, ч^о Р как набор относительно постоянных принципов консерватизма (внутренне присущих большой части людей) практически является расшифровкой основной функции F = conserve применительно к разным сторонам политической жизни. Действительно) весь каталог внеситуативных принципов (исторический подход как бережное отношение к существующему обществу, продукту истории; достижение консенсуса для предотвращения конфронтации; постепенность, осмотрительность) благоразумие и т.д.) подчинен одной основной функций сохранению существующего порядка в разных сферах жизни.
54 Исторически сложилось так, ччо подчеркиваемый самими консерваторами подход к действительности с позиции частного, особенного породил отношение к ним как к защитникам одной исторической эпохи, относительно кратковременный набор сохраняемых ценностей которой стал "визитной карточкой" консерватизма. На самом деле время показало, что наиболее постоянным и жизнеспособным ядром консерватизма явилась сама природа человека, заставляющая его выбирать основой своего отношения к жизни принцип сохранения всего существующего в природе и обществе ("женская роль").
Среди защищаемых консерватизмом приоритетов особое место занимает именно общество. Пожалуй, все разновидности консерватизма сходны во взгляде на общество как на единый автономный организм, обладающий внутренней способностью к воспроизводству и поддержанию равновесияя которое можно разрушить только радикальными насильственными средствами (вроде войны или революции).
При этом разрушению подвергаются все сферы и государство, и общество, и^гйдивид как таковой. Но даже самая кровавая война оставляет не менее 70 80% человеческой популяции; история показывает, что и привычные государственные формы, благодаря своей институциональной природе, обладают способностью к возрождению в новых условиях. А вот общество, несущее на себе печать исторического развития человека, его культуры, стилей жизни, организационных и моральных норм, оказывается самым трудновосстанови-мым продуктом цивилизации. Если в результате социальных катаклизмов оно подвергается разрушению, то такое разрушение является наиболее глубоким и болезненным. Органические связи при этом утрачиваются, и человек остается один на один с себе подобными или (ччо особенно характерно для XX в.) с тоталитарным государством.
Именно общественное измерение как наиболее коренное в системе координат "человек общество государство" консерваторы сделали приорите-
том из приоритетов в своих функциях защиты. Если главная забота либералов состоит в охране "естественных прав" индивида от посягательств государства (взгляд на общество со стороны максимальной свободы индивида), а социалисты предпочитают повышенное вмешательство государства в различные жизненные сферы, то консерваторам приходится охранять общество в качестве живой и самоценной субстанции и от одних, и от других.
С одной стороны, "естественные права" человека признаются консерватизмом до того предела, пока они не приходят в противоречие с "историческим правом", отражающим принятые в обществе нормы взаимодействия. Человек и общество рассматриваются в единстве, причем общество имеет примат по отношению к индивиду, права которого вытекают из обязанностей, такова воздвигнутая консерватизмом защитная граница общества от разрушения его индивидуализмом. С другой стороны, государство должно быть сильным, сдерживать проявления негативных сторон человеческой натуры и помогать совершенствовать добродетели. Однако оно не должно выходить за рамки роли "ночного сторожа" и мешать обществу регулировать свои внутренние отношения с помощью традиций и обычаев, его прерогатива - следить за выполнением взаимных обязательств и, следовательно, находиться в границах "между деспотизмом монарха и деспотизмом толпы", по выражению Бёрка (1).
Значит, права индивида и права государства, с точки зрения консерватизма, должны так уравновешивать Друг друга, ччобы общество не пострадало ни от кого из них. Отсюда и вытекает стратегия политического поведения консерватизма: охрана двух "рубежей" жизнеспособности общества вызывает необходимость действовать на два фронта и против "излишнего" либерализма, и особенно против социализма (наряду с объединением в блоки с каждым из них против другого). Поэтому как определенная сложность понимания позиций консерватизма в каждой конкретной ситуации, так и его функциональная подвижность во многом детерминированы особенностями выбранной им приоритетной субстанции защиты. (С этим же ччстично связаны и отмеченные Хантингтоном свойства позиционности и ситуативности консерватизма.) Можно заметить, что и сам набор основных принципов консерватизма несет на себе явный отпечаток зависимости от выбранного им главного (и объективно самого трудного) объекта его интереса и защиты человеческого сообщества.
В связи с этим "долговременную" часть субстанции консерватизма можно обозначить Pg' где s (society) указывает на ведущий приоритет сохранения, вокруг которого группируются принципы консерватизма.
Поскольку консерватизм ностальгически относится к прошлому (если не в своей политической программе, то уж во всяком случае в своих эмоциональных оценках), ему присущ неизбывно трагический взгляд на настоящее, т.е. консерватизм это сосредоточенность "на прошлом в той мере, в которой прошлое живет в настоящем^(4, с. 611). Учитывая эти сложные отношения консерватизма со временем, необходимо уточнить его "формулу", заменив параметр текущего времени t на временной диапазон t t,, (где t,< t), в котором консерватизм черпает желательные для сохранения в настоящем образцы. Тогда "формула" консерватизма примет окончательный вид:
conservatism == F [ Pg+Х( t-t,).
Итак, определив консерватизм как функциональную идеологию и разделив субстанцию консерватизма на две части постоянную, зависяяую от природы человеческого мышления и отраженную в принципах подхода к действительности, и временную, зависящую от координат страна-время (без которых анализ консерватизма лишен смысла), - можно попытаться довольно надежно идентифицировать консервативную позицию на любом политическом поле и в различные периоды времени.
РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ ПРОЦЕСС?
5 g Является ли консерватизм единственным в своем роде видом человече-
g« ского отношения к жизни и вытекающего из него способа действий, который pQ следовало бы описать такой словесной "формулой": функция (направление деятельности, жизненная задача) + основные принципы, связанные с природой человека и обеспечивающие ее распознаваемость в различных условиях + набор конкретных ценностей и установок сегодняшнего дня?
По-видимому, нет, так как значительная часть самых разных направлений человеческой деятельности имеет общую структуру и ее можно описать с помощью аналогичной "формулы". Тогда консерватизм становится лишь частным случчем этого более общего класса занятий, внутренне структурированных по одному алгоритму. Я попыталась бы охарактеризовать такой класс занятий. Откуда берется приверженность к деятельности, определяемой неким набором принципов, в отличие от деятельности, направляемой конкретным целеполаганием или идеей? Какова человеческая основа подобной приверженности?
Однажды теоретик-ядерщик академик А.Мигдал, характеризуя ученых) разделил их на две категории: к первой он отнес людей, для которых важнее всего результат решенная проблема, защищеннаяядиссертация, успех в жизни и т.д. Это ведущий стимулятор их научной работы. А вторая категория -ученые, )для которых важен сам процесс, именно в нем они выражают себя; при этом они идут часто нетривиальными путями и не всегда знают, какой результат будет получен на том или ином пути. (К последней категории он отнес и себя.) В точности наблюдения Мигдалу не откажешь. Действительно, не только в теоретической физике, но и в любой другой области ччловеческой деятельности всегда можно увидеть различающихся по присущим им природным склонностяя "людей результата" и "людей процесса". Описанные 56 человеческие приоритеты определяют соответствующие структуры различных типов деятельности во всех сферах жизни, в т.ч., разумеется, и в общественно-политической: один с упором на достижение конкретного результата (тип-1), другой - на принципы процесса (тип-2).
Правда, даже одному человеку может быть присущ приоритет как целевых, так и процессуальных установок в различных видах деятельности это зависит от его отношения к данному занятию, его степени важности. Кроме того, те и другие приоритетные установки способны чередоваться на промежуточных этапах в долговременном процессе или на пути к далеко отстоящей цели. Но все же в каждом конкретном виде деятельности обнаруживаются в качестве основополагающих или программные, или процессуальные установки.
Выделив эти два типа организации деятельности человека по отношению к оси "проце^ - результат", я предложила бы рассмотреть главные различия между ними. Деятельность типа-1 как бы отвечает на вопрос "Что сделать?" (построить, достичь), а деятельность типа-2 делает акцент на вопросе "Как делать?" (думать, жить). Так, выражение Игнатия Лойолы (если отрешиться от его моральной нагрузки, а взять только формальный смысл): "цель оправдывает средства" - это признание приоритета цели над процессом, характерное для типа-1. И наоборот, не менее крылатое выражение "цель ничто, движение все" могло бы быть лозунгом для всех видов деятельности, сконструированных по типу-2. Иными словами, одним людям важнее конкретный результат, другим процесс, в основе которого лежат определенные разумные правила или принципы, укорененные в человеческой природе.
В сфере общественно-политических течений к типу-1 можно отнести любые программно определенные проекты и модели конкретного, заранее заданного общественного устройства (например, либерализм, социализм, коммунизм и т.д.). Мы же остановимся на менее изученном процессуальном типе деятельности и мышления, который описывается приведенной в начале дан-
ного раздела статьи "формулой". Кроме консерватизма, к типу-2 можно отнести и религию в ее отношении к посюстороннему миру. Действительно, она не ставит перед человеком задачи достижения конкретных результатов в земной жизни, а определяет принципы (например, десять заповедей) и предлагает жить, следуя им "там воздается". Так как эти принципы заложены в природу человека, то они остаются почти неизменными в течение столетий. Более подвержены изменениям внешние поведенческая и обрядовая стороны, т.е. формы, в которых проявляются данные принципы. Поэтому "формула религии" оказывается структурно аналогичной "формуле консерватизма".
После такого обобщения можно попытаться спроецировать эту схему на общественно-политическое поле и сделать некоторые оценки возможностей внедрения в общественную жизнь политических течений типов 1 и 2. Представим себе, что природные склонности людей "разделены пополам" между этими группами, а точнее сказать, что они соизмеримы (если следовать жизненной практике). Разумеется, окружающая человека общественно-политическая среда будет влиять на формирование его жизненных приоритетов через воспитание, образование, мораль общества и его политическую систему, сдвигая естественное распределение склонностей в ту или другую сторону. Особенно ярко это должно проявиться в общественной сфере, не столь свободной от идеологом, как, например, занятия теоретической физикой, где эти склонности, замеченные Мигдалом, проявляются в отсутствие внешнего давления, т.е. в условиях более или менее свободного выбора.
ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСЕРВАТИЗМА В РОССИИ
Оценим с этой точки зрения некоторые возможные тенденции образования и функционирования политических течений типа-2 в России. Для того чтобы иметь определенные принципы ("сметь свое суждение иметь") и длительно осуществлять их в своей деятельности, человек должен обладать некоторой "пороговой" степенью самостоятельности мышления и автономности действий, т.е располагать каким-то объемом возможностей в образовательной, материальной и политической сферах.
В России возможности осуществления своих принципов для человека исторически были минимальны по следующим причинам:
1. Жесткие властные структуры сначала в виде неограниченного самодержавия, а затем партийно-административной системы меньше всего интересовались внутренними принципами человека, а всячески игнорировали и подавляли их, так как усматривали в них угрозу своей неограниченной власти. Следование своим принципа^ требовало в России большой личной смелости, поскольку их обладатели^относилась к разряду лиц, представляющих "опасность для государства". По существу, Россия всегда была страной приказа, а не выяснения принципов, на которых человек и группы людей строят свою общественно-политическую жизнь. А приказ это конкретная задача, которую надо исполнять, не рассуждая, иными словами, деятельность, нацеленная только на результат (построить социализм, выполнить пятилетку, поднять целину, а также более локального характера возвести завод, собрать урожай и пр.). О принципах здесь не спорили. И даже сейчас во многих конкретных видах деятельности в России (в промышленности, сельском хозяйстве и т.д.) необходимо закладывать именно принципы их функционирования, так как переизбыток "результативной" деятельности приводил к серьезным перекосам и абсурдным результатам (экология, военная сфера и т.д.). Крылатое с недавних пор выражение "хотели как лучше, а получилось как всегда" во многом отражает привычное стремление к быстрому результату без учета долговременных и определенных принципов развития.
2. Идеология приказа (= результата) прочно вошла в российское сознание. Если проанализировать содержание русских сказок, в которых отражено са-
мосознание народа и его представления о правильном и справедливом, то 5 можно заметить, что в них, по народной мудрости, щедро вознаграждаются 5 те, кто точно исполнил приказ (построить дворец за ночь, убить Кощея Бес-§" смертного, устроить пир на весь мир и т.д.), и жестко наказываются не вы-ОЭ полнившие поручение. Процессуальных установок русские сказки практически не несут.
3. Репрессивная практика 1930 - 1950-х годов особенно сильно ударила по выходцам из тех сословий, которые в силу происхождения и воспитания могли бы (хоть в потенциальной форме) иметь собственные, отличные от магистральной линии партии суждения и принципы, не говоря уже о тех, кто открыто спорил и пытался их как-то осуществлять. Поэтому в России, можно сказать, произошла сословная, или генетическая, чистка "людей средств".
4. Уровень благосостояния подавляющего большинства российских граждан всегда был существенно ниже, чем в развитых странах мира, локализуясь где-то вблизи прожиточного минимума (т.е. точки неумирания с голоду), а такая постоянно тяготеющая над обществом проблема выживания не способствует нигде в мире развитию "политики средств". (Недаром консерваторы люди, как правило, состоятельные).
58
Каковы же перспективы реализации "политики средств" в современной России? В целом политические движения типа-2, отражающие человеческие предпочтения принципиально-процессуального характера (например, консерватизм), по-моему, имеют пока в нашей стране не слишком благоприятные условия для своего возникновения и развития. Я говорю не о конкретном "рекламном списке" желательных мероприятий (т.е. временную часть X(t) из моей формулы), где по разным причинам могут совпадать представления самых отличающихся по типу мышления людей, а о той долгосрочной и "глубинной" части формулы Р^ , которая единственно и позволяет создать принципиальную консервативную политику в России, способную к длительному существованию.
Основная приччна - генетическое отсутствие политиков, имеющих стойкие, моральные принципы и готовых эффективно отстаивать их на всех этапах политического процесса. Это усугубляется и отсутствием привычки рядовых граждан к адекватному восприятию лидеров такого типа и их позиций, поэтому сегодня мы наблюдаем явное преобладание политики сиюминутного результата с соответствующими негативными последствиями для страны.
Копирование либеральных институтов, не сопряженное с выработкой долгосрочных принципиальных позиций (не только консервативного и религиозного характера) и -не связанное с глубинными человеческими представлениями о "разумном, добром, вечном", окажется малопродуктивным. Оно в очередной раз приведет к построению силовыми методами политического здания "на песке", способного рассыпаться, как карточный домик. Не-обходимооеознание опасности почти полного отсутствия "политики средств" в России и инициирование различных мер, направленных на ее компенсацию и развитие. Таким образом, сознательное и последовательное наращивание недостающей принципиальной компоненты в политике представляется просто жизненной необходимостью для построения сбалансированного и стабильного политического строя в России. Надо осознавать, конечно, что этот процесс продлится не одно поколение.
1. Burke Е. Reflections on the Revolution in France. Harmondsworth) 1973.
2. Alien D. Modem Conservatism: the problem ofdeFmition. "Review of Politics", 1981, Vol.l6.
3. Huntington S. R. Conservatism as an Ideology. "American Political Science Review", 1957, Vol.51.
4. Махгейм К. Консервативная мысль. Диагноз нашего времени. М.,1994.
5. Oakeshott М. Rationalism in Politics. L., 1962.
6. Scruton R. The Meaning of Conservatism. Harmondsworth, 1984.
7. Hayek F. A. Why I Am Not a Conservative? - What is Conservatism. N.Y„ 1964.