У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Общая характеристика группы пространственных искусств; их отличие от временных искусств

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 27.12.2024

Общая характеристика группы пространственных искусств;

их отличие от временных искусств.

Пространственные искусства (пластические искусства) - виды искусства, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются во времени, в отличие от временных (музыка, литература) и пространственно-временных (все театральные виды искусства).

Пространственные:

- архитектура

-скульптура

-живопись

-графика

-декоративно-прикладное искусство

Их формы существуют в пространстве.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство.

Архитектура – трехмерное искусство, стремящееся перейти в 4 измерение (временное), т. К. воспринять все её объёмы можно только в движении, во времени. Поэтому арх-ру часто называют «застывшей музыкой».

«Архитектура, скульптура – искусство бессознательное, оперирующее чувствами».

Любое архитектурное произведение развивается во времени.

 

Архитектура как вид искусства.

Архитектура занимает 1 место в иерархии искусств, т. к. является стилеобразующим видом  искусства, т.е. оказывает подавляющее влияние на другие виды искусства.

Перелом в абсолютном главенстве архитектуры произошёл лишь в 19 веке, когда влияние     архитектуры на другие виды искусства начало ослабевать.

Архитектура – самый абстрактный вид искусства, т.к. выражается знаками, числами, абстрактными отношениями.

Она родственна живописи и графике, т.к. оперирует мнениями и плоскостями. Однако если живопись и графика 2-мерны и создают лишь иллюзию пространства, то архитектура осваивает пространство в полной мере, организует его, владеет всей его глубиной.

Это и есть главная задача архитектуры – организация пространства.

С этой точки зрения архитектура родственна скульптуре, также оперирующей массами и объёмами. Однако если скульптура оформляет массу только снаружи, то архитектура – и снаружи, и внутри.

В архитектуре очень важна социальная ответственность, т.к. деятельность архитектора определяется социальным заказом государства или церкви.

Архитектура выражает дух эпохи, её стиль, в то время как живопись и графика выражают в основном стиль индивидуальный.

Успенский собор.

Построен в 14 веке итальянским архитектором Аристотелем Фиерованти, обслуживающим практически всю Восточную Европу. Среди его творений – дворец венгерского короля в Будапеште, а также бахчисарайский дворец татарского хана (который представляет собой каре – квадрат с внутренним двориком, мечетью и т.д.)

Авторы программы строительства Успенского собора Кремля – Великий князь и митрополит. Этот собор являлся главным кафедральным собором страны, а прообразом ему послужил старый Успенский собор во Владимире. В данном случае, как и всегда, деятельность архитектора корректировалась заказчиком – православной церковью и государственной властью.

Архитектура тесно связана с идеологией государства или религии. В результате стремления архитекторов к свободе творчества в 18 веке возник феномен так называемой «бумажной» архитектуры, т.е. архитектурных проектов, существующих только на бумаге. Эти проекты были олицетворением футурологической утопии,  так как они значительно опережали свою эпоху, и их реализация казалась на тот момент просто невозможной.

Архитектуре не свойственно эмоциональное выражение, экспрессия, она отражает состояние общества в целом.

До середины 18 века основными общественными зданиями в городах были дворец и собор. Ситуация изменилась после Французской революции, под её влиянием которой появляется новая архитектурная топология. Теперь наиболее важными стали другие типы зданий, осуществляющие объединение людей: вокзалы, стадионы, большие торговые центры и т.д.

Арх-ра – иск-во символичное, знаковое, ей чужд подражательный подход, она выражает собственный язык – язык символов и ритмических форм. В живописи и скульптуре всегда есть ядро реальности, а арх-ра не заимствует свои образы у натуры, она организует в пространстве массы материала. Свойства архитектурного материала: тяжесть, объём, фактура.

Архитектуру нельзя путать со строительством. Архитектура – вид искусства.

Для архитектуры очень важны ритмические отношения и организация внутреннего пространства. Композиция фасада отражает внутреннюю структуру здания.

Пример: церковь Покрова на Нерли (12век).

Фасадная стена расчленена на 3 прясла – внутренне пространство расчленено на 3 нефа. Закарма выражают сводчатую конструкцию здания. Центральную часть венчает купол – здание центрическое. Окна на фасаде указывают на положение княжеских хор.

Архитектура стремится дематериализовать массу.

Свод имеет большой боковой распор, поэтому толщина у стен большая.

Архитектура – синтез искусств. (по-гречески «синтез» - соединение, сочетание). Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

Архитекторы создают не только отдельные архитектурные сооружения, но и архитектурные ансамбли (например, Акрополь, Кремль).

Тектоника определяет соотношение тяжёлых и лёгких элементов. Визуально тяжёлые элементы располагают внизу, лёгкие – наверху. Однако встречаются и атектоничные решения, как например в Палаццо Доджи, где более тяжёлые элементы (сплошная стена с окнами) находятся над лёгкими (арками).

Архитектурная композиция. Основные элементы архитектурной композиции.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Композиция в архитектуре имеет своей основой гармоничное соотношение идейно-художественных принципов, функционального назначения, конструктивных особенностей и градостроительной роли зданий, сооружений и их комплексов. Объёмно-пространственная композиция создаётся с использованием принципов симметрии и асимметрии, контрастного сопоставления элементов, включает различные ритмические соотношения деталей. Особое значение имеют соразмерность частей и целого друг с другом (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку, а также органическое единство композиции и конструктивных принципов (архитектоника).

  •  Пропорции – соотношение величин Элементов, а также отдельных элементов и всего сооружения в целом
  •  Масштабность – соразмерность сооружения и его отдельных частей человеку
  •  Архитектоника – художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания (взаиморасположение несущих и несомых частей, ритмичный строй форм и т. д.). Пример – древнегреческий храм.
  •  Композиция может строиться по законам симметрии и асимметрии. Пример симметрии – храм Парфенон на Акрополе в Афинах; асимметрия – Эрехтейн
  •  Ритм – закономерное повторение и чередование соразмерных элементов. Например колоннада, ряд окон и др.
  •  Взаимодействие с природой
  •  Тождество (колонны в колоннаде древнегреческого храма), нюанс (сочетание форм квадратного окна и прямоугольника, близкого к квадрату) и контраст (Вертикаль центральной башни Адмиралтейства противостоит горизонтальной протяжённости её фасада).

Архитектура – основа синтеза пространственных искусств и художественного стиля эпохи.

Архитектура – стилеобразующий вид искусства.

Архитектура и монументальное искусство постоянно тяготеют к объединению, к архитектурно-художественному синтезу, в котором живопись и скульптура, выполняя и собственные задачи, расширяют и истолковывают архитектурный образ. В этом синтезе обычно участвуют декоративно-прикладное искусство, а также и станковые произведения.

Архитектура – часть материальной культуры общества, является одним из ведущих видов пластических искусств, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектура – воплощение социальных, философских, религиозных и художественных представлений людей.

Например, готика подчиняет себе скульптуру и живопись – появляется новый вид монументальной живописи (витраж), скульптура – пристенное положение.

В эпоху Возрождения изобразительное искусство освобождается от архитектуры, приобретает станковый характер.

Конструкция и декорация в архитектуре.

Типы конструкций.

История европейской архитектуры создала 4 типа конструкций:

  1.  Строечно-балочная (элементарное отношение между архитектурными элементами). Она преобразована ордерными элементами.
  2.  Монолитно-сводчатая.

Появилась в 5-4 веках до н.э. в Древнем Риме. Римляне изобрели арку (свод) и купол, тем самым преодолев ограниченность в пространстве, которая характерна для стоечно-балочных конструкций и от которой зависели древние греки.

Арка – очень прочная конструкция, но она имеет большую силу бокового распора. Чтобы уменьшить её, римляне изобрели ложный свод и клинчатую арку.

3. Готическая конструкция

 Изобретена в 12 веке (1137г.) Аббатом Сугерием (Св. Дионисий). Он решил создать новый собор, который повторял бы образ Царства Божия. Для того, чтобы в храме было много света, необходима  была конструкция с большим количеством окон. Аббат Сугерий создаёт такую конструкцию - так называемый готический каркас.

Нервюры – каркасные линии в сводах. Основной материал- камень, который выкладывался всухую.

Стрельчатая арка – самая легкая конструкция (имеет маленькую силу бокового распора), заимствована у арабской арх-ры.

Стены расположены под прямым углом к телу храма, что позволяет создать сплошное остекление фасада.

  1.  Современный каркас.

Характерен для высотных зданий. Представляет собой жёсткий каркас, обнесённый лёгкой оболочкой.

Тектоника – художественное выражение работы конструкции в арх-ре. (Как правило, конструкция скрыта декоративными элементами).

недописано!!!!!!!!!!!!!

Общие особенности и художественные средства изобразительных искусств.

Раздел пластических искусств:

-живопись

-скульптура

-графика

-фотоискусство

  •  Изобразительное искусство – мимистическое (подражательное); изначально – подражает природе. В основе произведений лежит наглядный образ действительности.
  •  Воспроизводит визуально воспринимаемые качества – объём, цвет, пространство, материальную форму, световоздушную среду.
  •  Эти искусства монофункциональные, обладают одной лишь художественной функцией.

Художественные средства.

  1.  Композиция – сознательное распределение, построение, организация всех элементов изображения. Включает в себя:

-определение размера и формата

-Распределение фигур, групп, предметов, основных масс, линий, пятен цвета.

- ритм (повторяемость одинаковых или сходных признаков изображения) и движение

-передача пространства и определение отношения предметов и пространства

  1.  Рисунок – выразительная передача конструкций и формы фигур и предметов. В основе – работа линией.
    1.  Техника исполнения – выбор и художественное осмысление качеств и свойств материала.

9. Круглая скульптура и рельеф. Их разновидности.

В соответствии с различным отношением объёмов к пространству различаются два типа скульптуры: круглая скульптура и рельеф.

Объёмная круглая скульптура – вид скульптуры, произведения которой (в отличие от рельефа) представляют собой самостоятельные трёхмерные объёмы, не связанные с плоскостью фона. Она имеет в свою очередь ряд разновидностей:

  1.  Статуя – отдельная фигура (от латинского глагола «stare» - стоять), хотя фигура может быть изображена в различных позах.
  2.  Бюст – (французское слово «buste» - грудь) погрудное изображение человека.
  3.  Скульптурная группа – сочетание двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно или композиционно

Произведения круглой скульптуры могут быть рассчитаны как на одну, так и на несколько точек зрения, а также на круговой обзор, при котором содержание произведения раскрывается в различных, дополняющих друг друга аспектах.

Рельеф (от латинского relevo – поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывно связан с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения. Выразительные средства, присущие рельефу (развёртывание композиции на плоскости, создание пространственных иллюзий) позволяют воспроизводить в рельефе сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные мотивы. По отношению изображения к плоскости различают три вида рельефа:

  1.  Барельеф (от французского «bas» - низкий) – низкий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем наполовину своего полного объёма. Глубинное измерение здесь несколько сокращено, условно.
  2.  Горельеф (от французского «haut» - высокий) – высокий рельеф, где изображение выступает над плоскостью фона больше, чем наполовину полного объёма, а местами даже частично отрывается от фона.
  3.  Углублённый рельеф (иначе - койланоглиф) – как бы обратный, вогнутый по отношению к фону рельеф. Объёмность изображения в данном случае оказывается врезанной в глубину.

Углублённый рельеф получил распространение в архитектуре древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике. Разновидностью углублённого рельефа является контррельеф, он рассчитан на пластический отпечаток в виде миниатюрного барельефа.

Выпуклый рельеф (барельеф и горельеф) значительно более распространен. Он известен уже в эпоху палеолита, позднее в Древнем Египте, Ассирии, Индии, Китае и получил особенное развитие в античном искусстве.

 

10. Монументальная и станковая скульптура.

Как и другие виды изобразительных искусств, скульптура меняет свой характер в зависимости от назначения. По назначению она классифицируется на станковую и монументальную.

  1.  Монументальная скульптура – рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах – на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополняет выразительность архитектурных форм новыми оттенками, способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения.

  1.  Станковая скульптура – не связанна с архитектурой. Носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях, жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет, бытовой жанр, ню, анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность.

Особой вид станковой скульптуры – мелкая пластика, небольшие статуэтки, чаще всего дополняющие убранство жилых помещений.

  1.  Скульптура малых форм включает широкий круг производства, предназначенные преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики.

11. Художественные средства в скульптуре.

  •  Пластика – яркая выраженность объемных форм и масс в скульптуре, их наполненность, их ритмическое сочетание, их цельность, особая гармония связи форм, их слитность, слепленность. Все эффекты воздействия скульптуры на зрителя основаны на пластике, так как они связаны со зрительным осязанием форм
    •   Композиция – средство художественного выражения. Особенностью композиции в скульптуре является то, что она наиболее активна включает в образный строй окружающее реальное пространство. Компонуя, скульптуру художник должен учитывать также возможность ее обзора с различных точек зрения. Человеческий глаз не может сразу охватить 3-х мерный объем, образ скульптуры складывается в результате последовательной смены аспектов.
    •  Рисунок – о рисунке в скульптуре можно говорить условно. Границу между объемной формой и окружающим пространством глаз ощущает как линейные очертания фигуры, как видимый контур, различный с каждой отдельной точки зрения. Выразительность этого контура, общего силуэта фигур учитывается скульптором и входит в структуру образа.
    •  Материалы и техники его обработки – имеет большое значение. Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона. В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс. В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир; так и более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.
    •  Свет – В отличие от живописца и графика, скульптор свет не изображает, но обязательно считается с освещением, использует его. Скульптор учитывает при постановке скульптуры определенный источник света, его силу, направление, угол падения. Меняющиеся освещения создают игру светотени на выпуклостях и углублениях пластических форм. Художник рассчитывает различные световые эффекты, используя их для решения художественных образных задач.
    •  Цвет – оказывает эмоциональное воздействие на восприятия образа скульптуры. По сравнению с живописью скульптора используют полихромию более сдержанно. Но цвет обязательно участвует в художественном впечатлении от скульптуры. Каждый материал обладает своим тоном: красный или серый гранит, зеленый базальт, черный диорит, мрамор голубого и желтоватого оттенка, бронза имеет зеленоватую и бурую патину. Помимо одноцветных скульптур бывают и полихромные, созданные из различных цветовых материалов, сочетающие, на пример: золото и слоновую кость, включающие инкрустации из цветного камня, стекла, металла.

Кроме применения разноцветных материалов используются также приемы тонирования скульптуры (покрытия камня или дерева тонким прозрачным одноцветным тоном) и раскраски в несколько тонов. Полностью раскрашивались скульптуры из терракоты, гипса и дерева. Статуи из мрамора, бронзы имели иногда частичную окраску.

12. Материалы в скульптуре и их творческое использование. Лепка, литьё, высекание.

Выбор того или иного материала и характер его обработки диктуется образным смыслом, идеей и задачей художественного произведения, а также его назначением. От природных особенностей и способов обработки материала во многом зависит техника скульптуры.

  •  В скульптуре используются как твердые породы: гранит, обсидиан, диорит, базальт, порфир – обрабатываются путём рубки (высекание) или резьбы, удаление ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы.
  •  И более мягкие материалы: алебастр, известняк, мрамор, песчаник – служат для лепки. В мелкой пластике используется: чугун, бронза, ценные породы камня, стекло, различные виды керамики, фаянс, фарфор, терракота, дерево, слоновая кость, пластмассы.
  •  Монументальная скульптура, призванная на долгие времена сохранить память о людях, выполняется из прочных «вечных» материалов: твердых пород камня, бронзы, стали, бетона.
  •   В станковой скульптуре на ряду с камнем и металлом используется дерево, обожженная глина, гипс.
  •   Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (металлы, гипс, бетон, пластмассы и тому подобное), служат для отливки произведений при помощи специально приготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получение точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.
  •  Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которые обычно покрываются росписью или цветной глазурью и обжигаются в специальных печах.

13. Образ человека в скульптуре.

Пластическая передача позы и движения живого тела.

Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животное. Постановка фигуры в пространстве, передача её движения, позы, жеста, светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы, фактура лепки и обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовых отношений, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами в скульптуре. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

16.Живопись как вид искусства.

Живопись и графика двухмерны, но стремятся создавать трехмерное пространство

Это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность мазков, фактуры и композиции, что позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное, материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись может передавать состояние статичности и ощущение временного развития, покоя и эмоционально-духовной насыщенности, приходящей мгновенности ситуации, эффект движения и т. п.; в живописи возможны развёрнутое повествование и сложный сюжет. В силу своих обширных идейно-художественных возможностей живопись является важным средством художественного отражения и истолкования действительности, обладает социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.

Широта и полнота охвата реальной действительности сказываются в обилии присущих живописи жанров:

  1.  Исторический жанр
  2.  Бытовой жанр
  3.  Батальный жанр
  4.  Портрет
  5.  Пейзаж
  6.  Натюрморт

Различают живопись:

- монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), предназначенную для украшения архитектуры и играющую важную роль в идейно-образном истолковании архитектурной постройки.

- станковую (картины), обычно не связанную с каким-либо определенным местом в художественном ансамбле

- декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов)

-иконопись

- миниатюру

К разновидностям живописи относятся также диорама и панорама.

По характеру веществ, связующих пигмент (красящее средство), по способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись красками на воде по штукатурке – сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, эмали, живопись керамическими и силикатными красками и т. п. Непосредственно с живописью смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная живопись художественные задачи. Для исполнения живописных произведений используют также акварель, гуашь, пастель, тушь.

17. Художественные средства живописи.

  1.  Цвет – наиболее специфическое для живописи выразительное средство. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обуславливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему – колорит. Теория колорита в живописи представляет собой самостоятельный раздел теории искусства, она содержит, в свою очередь, большое число понятий и категорий, рассмотрение которых составляет тему специального исследования. Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определённое колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем.
  2.  Рисунок– вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия ограничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщенно и детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы, образует условные границы форм фигур и предметов и окружающей их среды (касание). Рисунок в любом случае определяет основные оси воспроизводимых предметов, их пропорции, ракурсы.
  3.  Свет – неотделим от цвета, но теоретически его можно считать отдельным художественно-выразительным средством, присущим живописи. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени.
  4.  Композиция – играет в живописи большую роль, как и в других пространственных искусствах. Особенностью композиции в живописи, в отличие от скульптуры является то, что в этом виде искусства изображение строится на плоскости.
  5.  Красочное пятно или мазок – является для художника основным техническим приёмом и позволяет передать множество аспектов. Мазок способствует пластической. объёмной лепке формы, передачи её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и пр.) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.
  6.  Материалы и техники

Основой для живописи могут служить разные материалы – холст, дерево, картон, бумага, металл, стена и др.

Техники:

Энкаустика – техника живописи, в которой применяются краски, разводимые на воске:

  •  Темпера,
  •  Масленая живопись,
  •  Пастель,
  •  Акварель,
  •  Живопись

Акварель, гуашь и пастель иногда относятся к графики, посколько они выполняются на негрунтованной поверхности – основным материалом графического искусства.

В монументальной живописи существуют свои техники:

  •  Фреска,
  •  Мозаика,
  •  Витраж

18. Композиция в живописи

Композиция самое сложное понятие в изобразительном искусстве. Композиция – сущность творчества. Ничто так в живописи не связано с идеей, замыслом, сюжетом картины, как композиция. Композиция – распределение всего изобразительного материала на холсте: персонажей, пейзажа, предметов обихода, пространства, цвета, света и т. д., то есть того, что именуется компонентами картины. Не простое распределение, а упорядочение этого материала, приведение отдельных компонентов во взаимосвязь, установление между ними различных отношений с целью раскрытия главного – идеи произведения.

что надо учитывать в композиции живописи:

  •  формат холста или бумаги
  •  композиционный центр
  •  цветовая гамма и общая колорит работы, основанные на гармонии, на определенной гамме красок, на подчиненности общему тону
  •  решение контрастов
  •  обобщенные формы
  •  компоновка компонентов работы
  •  композиция линий по характеру, направлению, стремлению, родству, контрасту
  •   расположения и сочетание темных, светлых и цветовых силуэтов
  •  решение перспективы
  •  психологическая сущность работы, ее главная идея, мысль

19. Цвет и колорит в живописи

  1.  Цвет – наиболее специфическое для живописи выразительное средство. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обуславливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему – колорит. Теория колорита в живописи представляет собой самостоятельный раздел теории искусства, она содержит, в свою очередь, большое число понятий и категорий, рассмотрение которых составляет тему специального исследования. Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция обеспечивает определённое колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем.

20. Жанры живописи.

С наибольшей полнотой видимые изображения воспроизводить живопись, для которой характерно большое разнообразие жанров. Эти жанры начали формироваться в 15 веке.

В эпоху Возрождения появился особый жанр – алтарная картина, заменившая икону. Этот жанр вмещает в себя целый мир: персонажи изображаются на фоне пейзажа, нередко с натюрмортом, часто встречаются портретные изображения (как правило, заказчиков произведения), бытовые сцены. Таким образом, именно алтарная картина явилась основоположником жанров, которые впоследствии приобрели самостоятельный характер.

Жанровая система сложилась в живописи в 17 веке, тогда же появилась первая академия художеств, при которой начала зарождаться иерархия жанров:

1.На первом месте стоял исторический жанр (батальные сцены)

2. Мифологический жанр (сказки, мифы), например: «Похищение Европы» Серова, работы Васнецова.

3. Бытовой жанр (голландские мастера, русские передвижники)

4.Портрет (Шубин).

Типология портрета.

  1.  Парадный портрет (Аргунов - «Портрет Петра III»)
  2.  Костюмированный (Левицкий - «Портрет Демидова)
  3.  Камерный (человек в домашней обстановке, появляется контактность, нет дистанции между художником и моделью), Рокотов - «Портрет Новосильцевой»

С точки зрения количества фигур:

1)Персональнгый

2)Парный (пара портретов на разных полотнах),

двойной (2 человека на 1 полотне).

С точки зрения фигуры:

-в рост,

-поколенный,

-поясной,

-погрудный,

-поплечный,

-поглавный.

Модель может быть представлена в анфас, в 3/4, в профиль.

Пейзаж.

1) архитектурный (городской)

2) марине (морской)

3) стаффаж (фигуры, которые создают пространственную глубину, помогают войти в пространство пейзажа), например: Фридрих – «Аббатство зимой».

 

6.Натюрморт.

7. Анималистический жанр.

 

Революция в жанровой иерархии произошла в середине 19 века, когда пейзаж и портрет стали ведущими жанрами.

Признаки отдельных жанров могут быть объединены в 1 произведении. Например: Васнецов – «Утро в сосновом бору», Серов – «Девочка с персиками».

21. Основные виды живописи: станковая и монументальная.

Живопись также подразделяется на монументальную и станковую. Монументальная живопись тесно связана с архитектурой, в то время как станковая живопись от неё не зависит.

Материалы и техники станковой живописи.

1.Основа для живописи – холст, дерево, картон, бумага, металл.

2.Красочные материалы (пигменты (красящие порошки)+связующие вещества) определяют техники станковой живописи:

1)Энкаустика – самая древняя техника; связующее вещество - расплавленный воск. Для этой техники характерна живопись а-ля прима (в 1 сеанс), т.к. горячие восковые краски быстро остывают.

2) Темпера (Средние века) – яичные, клеевые или синтетические связующие вещества; плохо смешивается; холодный колорит, как правило, локальный.

3) Масло (краски на маслах и лаках, начало 15 века – голландские живописцы братья Ван Эйк). Благодаря масляным краскам появился тональный колорит.

4)Пастель (особенно популярна в 18, конце 19 – начале 20 века), Дега - «Голубые танцовщицы».

5)Акварель и гуашь (разводятся водой).

Пастель, акварель и гуашь нередко относятся к техникам графики (в случае построения произведения линиями).

Материалы и техники монументальной живописи.

  1.  Живопись аль-секо (по сухой штукатурке) – очень хрупкая, легко осыпается.
  2.  Живопись аль-фреско (по сырой штукатурке)

-двухслойная: 1 слой – сенопия (сухой), 2 слой – энтоника (сырой); суточные швы

-однослойная (появилась в эпоху Возрождения): отказ от сенопии, предварительный рисунок на больших картинах, изображение прокалывали по конутру, прикладывыали катртон к сырой штукатурке и переводили изображение с помощью припороха (угля или другого материала).

3) Мозаика.

Выкладывалась из смальты (сплав глухого стекла), речной гальки, кусочков стекла, металла, цветного камня.

Тессера – разложение камешков по оттенкам

4)Витраж.

Появился в Средние века, т.к. готика не оставила места фреске, и живопись была перенесена на стекло

22. Графика, ее основные виды. Художественные средства. Материалы и техники уникальной (рисунок) и печатной графики.

Виды графики:

  •  Станковая, как и в скульптуре и в живописи, смысл и назначение произведений полностью исчерпываются их художественным назначением
  •  Прикладная – содержание и формы с определенным назначением произведения.

- книжная графика – искусство оформления и иллюстрирования книги

- Журнально-газетный рисунок

- Плакат, служащий целям пропаганды, агитации и информации

- Промышленная графика – оформление плакатов, этикеток, проспектов, календарей и т. д.

Художественные средства:

- рисунок – в главное средство, основан на выразительных возможностях: линии, штриха, пятна

- цвет используется  ограниченно, тяготеет к монохромности, чаще всего сочетание 2 цветов

- композиция – изображение на плоскости, поэтому те же признаки, что и в живописи

материалы и техники

Станковая графика по техники исполнения подразделяется на:

- Станковый рисунок – исполняется на бумаге графическим материалом: карандаш, тушь, уголь, сангина и т. д.

- Эстамп – изображение на пластине какого-либо твердого материала, с которой рисунок печатается с помощью пресса на бумагу, тиражирует графическое изображение, печатная форма создается самим художником

В прикладной графике, в плакате, книжной иллюстрации печатная форма изготавливается с оригинала, выполненного художником, фотомеханическим, машинным путем.

- гравюра – процарапывание рисунка по твердому материалу: дереву, металлу, линолеуму, затем отпечатывается

гравюра на дереве – ксилография

гравюра на металле – офорт, меццатинто

гравюра на линолеуме - линогравюра

гравюра по камню - литография




1. Александр Володин А с какой целью Арии совокуплялись публично Александрпочему ты не спрашиваешь- а поче
2. Основные черты характера составляют стержень личности определяют развитие процессы адаптации психическо
3. Динамические структуры данных списки
4. 2014 05122014 с 28 по 30 ноября заочная самоподготовка с 1 по 5 декабря с 1000ч
5. Инженерное оборудование зданий
6. J Ранние сроки Поздние сроки Резервы времени Работы критич
7. Works vol 7 Second Essy prs
8. Проектирование крана
9. Реферат- Экономический рост- сущность, типы, направления
10. Тема 6 Історичні типи соціокультурних світів План Культура Нового часу
11. доклада является определение текущей ситуации проблемы развития а также приоритетные направления развития
12. Амилоидо
13. О демократии в Америке Защита свободы и равенства людей харсь как основная цель демократии
14. УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебновоспитательной работе ______________ Л
15. удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные потребности предприятий организаций и насел
16. Сказанное вынуждает Россию и другие зарубежные страны идти по пути законодательного закрепления нетрадици
17. Статья- Нелокальная краевая задача для уравнения смешанного типа третьего порядка с кратными характеристиками
18. ~ больших организованных социальных групп
19. а ~ Монтекатини ~ Флоренция Сиена ~ Рим Неаполь-Помпеи ~ Ватикан ~ Тиволи ~ Сан ~ Марино ~ Римини
20. ПО ТЕМЕ- ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ