Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
О.Н. Мельник
музыкальный руководитель детского сада «Теремок»
с. Красноселькуп Ямало-Ненецкого Автономного Округа
Синтез искусств как фактор формирования творческого развития дошкольников.
Потребность в исследовании проблемы целостности в педагогике возникла давно и закономерно. В наше время она приобретает особое звучание.
Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценностей художественно-эстетического развития личности.
Именно посредством искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связи между поколениями .Важно и то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребёнка от влияния идей насилия и жестокости.
Искусство помогает детям построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях. Закономерно, что в последнее время всё большим успехом пользуются интегрированные занятия по искусству, по изучению духовной музыки как части культуры, музыкального фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства.
Интегрированный цикл позволяет утверждать, что интеграция предметов искусств альтернативная система обучения дошкольников предметам искусств, альтернативная система их эстетического воспитания и развития.
Интегрированный курс занятий, который охватывает литературу, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для каждого их них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на полноценном восприятии окружающего мира. Дети, по словам Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе».
Тема «Ребёнок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. Инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удается преодолеть немногим. Это касается не только естественнонаучных областей знания, но и области так называемого «приобщения» ребёнка к искусству. Особенно страдают изобразительное искусство и музыка. Театр, благодаря своей игровой природе, «страдает меньше».
В педагогике искусства сохраняется по-прежнему информативный подход, только теперь сухие сведения о деятельности композиторов, художников, писателей заменяются на информацию образно- эмоционального содержания произведений искусства самого общего характера. А собственно жизнь музыкальной или живописной материи и таящийся в её чувственной знаковости смысл ускользают от нашего невнимательного взгляда. В специальных художественных школах занимаются технологией овладения средствами того или иного вида искусства и мало времени посвящают главному- постижению психологических механизмов возникновения художественного образа, изучению языка различных видов искусства, как семантического пространства, в котором мир реальный отражается во всем сложном чувственном и смысловом многообразии. Остается невостребованным основное то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как игру чувственное отражение мира, факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира. То есть введение ребёнка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.
Р.М.Чумичева в книге «Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника» писала о том, что если педагог освоил синтезирование искусств, способен применить их в практике, опираясь на методы своей профессиональной деятельности, которые позволяют формировать культуру ребёнка, то можно сказать, что он определил показатели общей и профессиональной культуры. Воспитывая и обучая детей на примерах и основах искусства, приобщая детей к культуре, мы добиваемся, чтобы дети сали сами частицей культуры, частицей искусства, продолжателями культуры, то есть её носителями.
В диссертации Чумичевой доказано, что овладение культурой является решающим фактором, отличающим человека от животного.
Эмоционально-творческое развитие личности ребёнка является одной из ведущих составляющих педагогического процесса. Только эмоционально окрашенные, глубоко духовно пережитые ребёнком знания могут стать эффективным регулятором его развития. В связи с этим понятно и внимание к эмоционально-духовной сфере человека, только вступающего в большую жизнь.
Общеизвестно, что воздействие искусств является наиболее эффективным способом развития личности. Нами были апробированы некоторые подходы к методике проведения занятий по комплексному взаимодействию искусств на эмоционально-творческое развитие детей..
Рисунок ребёнка, являясь в целом адекватным отражением действительности, имеет свои особенности: конкретно-чувственная форма отражения связана с эмоциональным отношением к действительности. Использование музыкальных произведений на занятиях по изодеятельности, передача музыкального образа в движении, в мимике лица ребёнка, а затем в его вербальной характеристике образа, усиливало и эмоциональное отношение ребёнка к воспроизводимому сюжету и одновременно позволяло более осмыслено использовать им средства выразительности в передаче задуманного образа. Мы опирались на известное положение Л.С.Выготского о синкретичности детского творчества, где из общей синкретической игры выделяются отдельные более или менее самостоятельные виды детского творчества, как драматизация, сочинение и рисование. Но даже и тогда каждый вид не является строго отдалённым от другого и охотно впитывает в себя и вбирает элементы других видов. При этом необходимо учитывать и психологические механизмы воздействия комплекса искусств на ребёнка взаимодействие искусств или синестезия.
Необходимо помнить, что слабые дополнительные раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Кроме того, в ряде случаев достигнутый эффект воздействия на эмоциональный мир ребёнка может быть достигнут с помощью зрительно-слуховых синестезий, когда под воздействием звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы.
Для осуществления процесса интеграции необходимо помнить об особенностях использования изобразительного искусства (цвет, светотень, линия, пространство, композиция и др.) и знать элементарные основы языка музыки и средства художественной выразительности этого вида искусства.
Изобразительное искусство и музыка в качестве взаимодействующих компонентов выбраны не случайно. Принципы живописного изображения и музыкального выражения не только различны, но в ряде отношений и противоположны. Изобразительное искусство опирается на зримое, оно статично и неподвижно, связано с воспроизведением внешнего, а музыка опирается на слышимое, она динамична и развивается во времени, воплощает внутреннее, отражает субъективный мир .Но в этом и диалектика художественного познания сущности жизни человеческих отношений, мира в целом. Видимо поэтому каждое из этих искусств существует самостоятельно, нуждается во взаимодействии с другими искусствами.
Наше исследование по комплексному воздействию искусств проводилось с детьми пяти - шестилетнего возраста. Качество эмоционального воздействия комплекса искусств на детей определялось путём наблюдения за поведением, мимикой, движениями детей, результатами изобразительного творчества. Творческие начала, выявленные нами в результате воздействия синтеза искусств, проявлялись в рисунках, создаваемых после прослушивания музыки и просмотра произведений живописи, в вербальной характеристике музыки и произведений и произведений изобразительного искусства, передающих характер музыки и живописи.
На первом этапе работы не ставились задачи, связанные с развитием чисто музыкальных навыков или навыков в изодеятельности. Мы исходили из развития у детей способности эмоционально откликаться на музыку и живопись, умения соотносить произведения разных искусств между собой.
На втором этапе мы воздействовали на изобразительную творческую деятельность детей с помощью музыки: использовали свойство «синестезии»- перевода слышимого, звукового музыкального образа в движение, слово, рисунок с использованием знакомых детям средств художественной выразительности.
Процесс синтеза искусств и его влияние на эмоционально-творческую сферу развития детей достаточно сложен, и нужно иметь в виду ряд психологических особенностей. Учитывая взаимодействие ощущений, надо помнить и точно рассчитать «дозу» участия каждого искусства в этом процессе: объем зрительного ряда, его порядок, характер и количество прослушиваемой музыки, степень её «совпадения» с произведениями живописи, необходимость последующего обсуждения.
Практика показывает, что в начале подобной работы по применению комплекса искусств можно подбирать музыкальные произведения по принципу контраста. Например, контрастные по состоянию образы моря из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова (отрывок «Море») и такая же контрастная по образной характеристике живопись Айвазовского, Ван-Гога.
Показ репродукций на каждый музыкальный фрагмент должен быть небольшим по количеству: достаточно иметь 2-3 репродукции. Кроме того показ репродукций должен соответствовать звучанию музыки и в том случае, если нужно добиться сильного эмоционального воздействия обоих искусств на ребёнка. В картинах при этом должны быть ослаблены сюжетно-событийные моменты. Важно не только изображение событий, сколько изображение состояния, где сюжет превращается в мотив, акцент переносится на состояние. В картинах должна преобладать лирика или драматургия переживания. Действие картины должно быть переведено из внешнего плана во внутренний через столкновение, контраст, полифонию чувств и состояние внутреннего мира. Подобная форма проведения занятий может быть плодотворной лишь при полном контакте педагога и детей, знании взрослым индивидуальных особенностей ребёнка, при гибком планировании системы своей работы с детьми, когда «сценарий» занятия корректируется на ходу.
Интегрированные занятия планируются заранее, в самом начале учебного года. Занятия могут быть различными по тематике. Тема может быть взята из жизни или заимствована из сказки, связана с определённым сюжетом, темой может быть само искусство. Занятие готовится совместно с воспитателем, чтобы использовать все знания и умения, которые дети получили на других занятиях. Желательно проводить такие занятия один раз в месяц на каждом возрасте.
Нами создана творческая группа «Вдохновение». Совместно с воспитателями, ведущими изобразительную деятельность, мы разрабатываем сценарный материал и готовим репродукции, музыкальные произведения, произведения литературы. Главной целью интегрированных занятий является побуждение детей к творчеству, обогащение ребят разнообразными впечатлениями.
Отбирая музыкальные пьесы, обращается внимание на эмоционально-образное содержание, тематическую направленность, раскрывающиеся в характере музыки, текстах песен и названиях программных инструментальных пьес; жанр лирически-спокойный, героически-праздничный, шуточно-весёлый; средства выразительности динамические, регистровые, ладотональные, темповые, тембровые, метроритмические.
Мы определили следующие задачи интегрированных занятий:
- развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности;
- расширение эмоционального опыта;
- формирование представлений о звуке, цвете, линии, форме и их свойствах;
- словесное выражение своих переживаний и ощущений.
Остановимся на основном методе, который применим на интегрированных занятиях,- эстетической игре.
Эстетическая игра строится по законам искусства (композиция, выбор персонажей, завязка, развитие, событие, метроритм, смена настроения и пластики персонажей, контраст, метафора, сопереживание, импровизация). Участвуя в такой игре, находясь в её пространстве, действуя по её законам, ребёнок, сам того не подозревая, осваивает язык и законы искусства. Выделяются основные компоненты, присущие эстетической игре с ребёнком:
-создание мнимой ситуации («действие в воображаемом поле» по Л.С.Выготскому, или «действие в предлагаемых обстоятельствах», по Станиславскому).Таким воображаемым полем может быть сказка, сочиненная педагогом, фольклорная или литературная сказка, то есть придумывается сюжет;
- факт перевоплощения, принятия на себя роли другого Я, обязательно с возможностью выхода из роли;
-соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием музыкального, живописного или графического произведения;
- поиск «психологического жеста» - выражение в пластике тела обобщенной эмоции;
- игра с неоформленным материалом, «провоцирующая» фантазия, даёт повод для ассоциаций;
- рождение художественного сознания является их способность синтезировать и творчески преобразовывать впечатления, рождать новые образы. Используется также метод игры метафорами, то есть рождение словесных метафор звуковых образов: «Эти звуки крадутся, как человечки, которые не хотят, чтобы их заметили»;
- создание собственной творческой работы.
Эстетическая игра доставляет ребёнку удовольствие, позволяет «проникать» в самые невероятные пространства, попробовать свои силы в различных ситуациях.
Для формирования художественно-творческого развития детей можно использовать в работе и другие методы: манипулятивные игры, режиссерские, символические и ролевые игры.
Художественно-творческое развитие- это нацеленность на открытие, самовыражение своего образа Я, самовыдвижение собственного потенциала личности ребёнка к оригинальному продукту деятельности. Эффективность формирования художественно-творческого развития детей проверялась нами по критериям, предложенными Р.М. Чумичевой. Были выделены 3 уровня развития. Анализ результатов по критериям формирования творческого развития показал:
Высокий уровень характеризуется:
- потребностью в новых знаниях, видах и способах художественно-эстетической деятельности;
- эстетической активностью, способностью воображать, отождествлять, преобразовывать;
- способностью выдавать необычные реакции, неординарность мышления;
- беглость мышления- богатство и разнообразие ассоциаций;
- склонность к импровизации, игре.
Средний уровень характеризуется:
- адекватным пониманием художественного образа произведения, вступлением в сотворчество с художником в процессе его познания;
- стремление к импровизации;
- умением решать простые творческие задачи на уровне переработки, комбинирования.
При низком уровне:
- замысел художественно-эстетической деятельности обеднён образами и носит неразвернутый характер.
Для определения уровня художественно-творческого развития проводились тестовые задания.
По результатам тестирования выявлены следующие уровни:
Высокий уровень |
53% |
Средний уровень |
35,3% |
Низкий уровень |
11,7% |
Диагностика за три года показала, что в начале использования синтеза искусств на занятиях 2 младшей группы, процент по восприятию музыки детьми составлял 77%, а в подготовительной этой же группе он составлял 87,5%. Рост процентного отношения в старших группах тоже заметен. В прошлом году он составлял 81,5%, а на конец этого года составляет 84,9%.
Дети активно самовыражаются.
В постановке музыкального водевиля «Наши добрые соседи» принимали участие 14 человек, дети из разных групп. В этой постановке требовались и правильное произношение, и выразительное исполнение песен, и артистизм, и умение двигаься. Всем известно, что театр это один из древних синтезированных искусств, сохранившийся до наших дней. Дети прекрасно справились с поставленными перед ними задачами. Использование таких форм развития детей способствует глубокому проникновению ребёнка в слово, в мир звуков, помогает формированию правильной речи детей, её развитию т обогащению, развивают творческий потенциал детей, способствует самовыражению дошкольников.
Таким образом, интеграция в образовательном процессе должна выступать способом открытия мира художественной культуры дошкольника, основываться на лучших образцах мировой культуры и искусства. Интегрируя образовательный процесс, мы открываем перед детьми мир творчества.
Литература: