Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российский Государственный Университет туризма и сервиса"
(ФГОУВПО "РГУТиС")
Реферат
по дисциплине "Мировая художественная культура"
на тему: "Средневековая арабско-мусульманская культура"
Преподаватель:
Ларионов Алексей Эдиславович
Работа Тарасовой Марии,
Москва 2009
Содержание
Введение
1. Религия
2. Быт и обычаи
3. Искусство
4. Наука
Заключение
Библиографический список
Введение
Арабская культура, являющаяся составной частью мировой культуры, сыграла значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные области жизни разных стран мира. Отсюда проистекает естественное стремление к философскому осмыслению культурных традиций народов мусульманского Востока.
Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. К началу VIII веке нашей эры арабы подчинили себе Иран, Ирак, Сирию, Палестину, Египет, часть территории Северной Африки, Закавказья, Испании. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой.
Так как основной частью Аравийского полуострова были степи, пустыни и полупустыни, очень незначительная часть земель была пригодна для земледелия. В социальном плане арабы делились на две части: городское население и кочевники-бедуины, которые называли себя арабами. Конные и верблюжьи отряды кочевников-бедуинов являлись грозной силой, с которой местные жители считались. Занимаясь грабежом караванов горожан, нападая на деревни, кочевники считали награбленное имущество своей законной добычей. Однако суровые природные условия требовали и от тех и от других максимального напряжения сил для того, чтобы выжить, и основными жизненными ценностями были активность, предприимчивость и умение отказывать себе во всем.
Религия доисламской Аравии была языческой, каждое племя верило в своего бога-покровителя, совершая жертвоприношения каменному идолу. В своих верованиях арабы обожествляли силы природы, небесные светила, камни, деревья, ручьи.
Население Аравии в VII веке жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства. И в этом процессе одним из факторов объединения многочисленных арабских племен в единое государство стала мусульманская религия ислам, зародившаяся в кочевых племенах, которая очень быстро распространилась и была принята всеми жителями Аравии.
1. Религия
арабский культура религия мусульманский
Основателем ислама является реальный человек - пророк Мухаммед (Магомед, Мухаммад), биографию которого знает каждый мусульманин. Проведя множество завоевательных походов, сформированное теократическое государство Арабский халифат значительно расширило свои территории и быстро распространило там ислам. Мусульманство стало государственной религией Арабского Востока.
Основы религии знает каждый мусульманин. По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, - "неверные", среди них иудеи и христиане выделяются особо как "ахль аль - китаб", то есть "люди Писания". Согласно Корану, они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников - Адама, Ноя, Авраама, Лота, Моисея (Мусу), Давида, Соломона, Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Но люди исказили и забыли то, чему их учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом - Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам - они попадут в райские сады или в адский огонь. Почти каждый мусульманин знает и "пять столпов" ислама, пять главных обязанностей верующего. Один из них - молитва (салят), состоящая из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Обычай молиться Мухаммед заимствовал у иудеев. Мусульманину предписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети, и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение. Для этого достаточно было прикосновения к воде, песку, земле. Пятница является днем всеобщей молитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округа.
Другой ритуальной обязанностью мусульманина является пост (саум) в течение месяца рамадан. Заключался он в воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время каждого мусульманина должно быть посвящено Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозных сочинений, благочестивыми размышлениями. Он являлся главным и обязательным для всех верующих, кроме больных, путешествующих и т. д. Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.
Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество. Обязанностью каждого мусульманина (с оговоркой - если у него есть к тому физическая и материальная возможность), также является хаджж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, главной святыне ислама. Кааба - небольшое здание, в юго-западный угол которого вмурован "черный камень" (издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.
Паломничество совершается в месяце "зу-ль-хиджжа", который, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные белые одежды и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого проповедника единобожия.
Коран, переполненный массой действительно прекрасных нравственных поучений, житейских правил, годных на каждый случай жизни, невольно привлекал к себе сердца людей. На его основе и с учетом доисламских традиций было разработано право наследия, опекунство, а также правило заключения браков и разводов.
2. Быт и обычаи
Для среднего класса моногамия была нормой. У знатных и богатых людей было много рабынь-наложниц, что не считалось зазорным. У всех халифов матери были рабынями. Никто не запрещал вдовам повторно выходить замуж, но общественное мнение смотрело на это крайне неодобрительно. По старым арабским обычаям девочки не считались при указании количества детей в семье, однако стало принято желать счастья и при рождении дочери.
Мужчина считался абсолютным лидером. Божье благословение лежало на сыновьях, поэтому только после рождения сына человек считался полноценным. На мужчине лежала забота о старших и младших, он должен был быть стойким, целеустремленным, великодушным, быть готовым к любым невзгодам и испытаниям, уметь любить и веселиться.
Достоверно можно сказать, что костюм араба-бедуина и в настоящее время тот же самый, каким был в глубокой древности: грубые сандалии, праща, лук и копье составляют главные части его необходимых принадлежностей. Однако в городах все обстояло иначе. Общее стремление жителей Азии к роскоши повлияло в то время и на арабов. Побеждая, они стали пользоваться ремеслами побежденных. Заведя новые торговые отношения, из Китая и Индии арабы получали редкие материи и ткани, из России - меха, из Африки - шкуры, павлиньи перья, слоновую кость, из Испании - золото и драгоценные камни. Местное мануфактурное производство шелковыми, льняными, бумажными пряжами и тканями совершало чудеса. Арабы первые ввели опрятность в одежде, употребляя нижнее, моющееся платье из полотна. Представители власти носили по несколько одежд, чем отличались от представителей низших сословий. На голове они носили чалму, которой очень искуссно обвертывалась голова, а концы иногда распускались по плечам. Щегольство ограничивалось дороговизной ткани, а не фасоном платья. А главным шиком были частые переодевания одежд при торжествах. Одежды меняли иногда до семи раз за торжество. Мужчина заботился прежде всего о своих волосах и оружии, из украшений носил только перстень. То уважение, которое народы Востока имеют к мужской бороде, - заслуга Магомета. Всякое поругание ее считалось самым ужасным оскорблением. Зато голову арабы стали брить, оставляя только пук волос на макушке.
Несмотря на запрет Корана, повсюду играли в кости. В то время теологи уже примирились с шахматами, но проклинали нарды из-за их азартности. Часто цитировали изречение Пророка: и "Трем забавам сопутствуют ангелы: общению мужчины и женщиной, конским бегам и состязаниям в стрельбе". Конные бега богословы признавали - но только без тотализатора! А самым благородным спортом считался, как и в наше время, поло - игра в мяч верхом на лошади, позволяющая продемонстрировать виртуозное мастерство управления конем. Никогда не ослабевало увлечение охотой: знатные люди охотились на львов, которых было достаточно и в Ираке, и в Египте.
Коран, в отличие от Библии, накладывает строгий запрет на употребление вина. Если в христианстве существует своего рода культ вина, доставшийся в наследство от иудаизма, то мусульманство, призывая к полному отказу от алкоголя, не отвергает наркотиков. В священных книгах ислама - Коране и других религиозно-философских источниках Средневековья, наркотики (опиум, гашиш) не упоминаются. Так же как и в Ветхом Завете, речь там идет исключительно о ритуальных благовониях - шамм.
Пирушка обычно открывалась закусками - подавали оливки и фисташки, сахарный тростник, вымоченный в розовой воде, яблоки. Искусство приготовления пищи пользовалось огромным успехом. Уже в то время были написаны первые книги по кулинарии и диетике, которые были широко распространены. Основой рациона был пшеничный хлеб, молоко и мясо - баранина. Самой распространенной рыбой были осетр и тунец, из фруктов - виноград, яблоки, гранаты, а вот лимоны с апельсинами были большой редкостью. Выращивались также финики, которые потреблялись и вывозились в огромных количествах.
Так как большая часть арабских стран расположена в жарком климатическом поясе, основной задачей при постройке жилищ у людей было спастись от невыносимой летней жары. В домах сооружались подземные этажи, снабженные водопроводом, куда перебирались летом. Очень распространен был мокрый войлок: растягивали войлочные ширмы, на которые сверху по проложенным трубам текла вода. Вода смачивала войлок, испарялась и давала прохладу.
Комнаты в домах были практически пусты. Из мебели имелся лишь сундук, используемый для хранения одежды, и множество подушек. Стульев, конечно же, не было - сидели прямо на полу, в связи с чем коврам придавалось такое огромное значение. Стол вносили только во время еды, уже накрытым, причем часто он представлял собой цельную плиту из красивого поделочного камня или редкого сорта дерева.
Бани были той традицией греко-римского мира, которая была подхвачена мусульманами с особым энтузиазмом. Бани, в которые ходили не только купаться, но и общаться, стали непременной частью каждого города. В Багдаде было около 5 тысяч бань (приведенные выше цифры историки считают явно завышенной). Внутреннее убранство этих общественных заведений было далеко не мусульманским, и люди религиозные относились к ним и его посетителям явно с подозрением, считая их рассадниками нерелигиозного и гедонистического духа. Однако мусульманская культура сохранила этот обычай вплоть до Нового времени.
3. Искусство
Средневековая арабская архитектура впитала в себя традиции ими же завоеванных стран - Греции, Рима, Ирана, Испании. Искусство в странах ислама также развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство в целях пропаганды религиозных идей. В арабской архитектуре и живописи запрещалось изображать животных, изображение какой бы то ни было животной формы считалось делом сатаны.
Богословы 11-13 вв. эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. Например, в "Посланиях братьев чистоты" (10 в.) искусство художников определено "как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных".
С X в. здания начинают украшать изящными и геометрическими орнаментами, в которые были включены ритмично повторяющиеся узоры и стилизованные надписи - арабская вязь. Европейцы такому орнаменту дали название "арабеска". Влияние ислама обусловило недоразвитость в арабской культуре живописи и скульптуры, в связи с чем изобразительное искусство получило свое отражение в украшении ковров, в их узорчатости и красочности. Любимым цветом арабов был красный - это был цвет женщин, детей и радости; белый, черный и фиолетовый считались как цвета траура, зеленый означал исключительный престиж. Серый цвет презирали.
После завоевания арабами Пиренейского полуострова и образования там нового халифата, столица Кордова, ставшая и резиденцией нового халифата, быстро преобразилась и достигла под управлением арабов высшей степени благосостояния. Все улицы города были отлично вымощены и освещены горевшими фонарями. Жилища арабов с балконами из полированного мрамора, висевшими над померанцевыми садами, каскады воды, цветные стекла - такой роскоши европейцы еще не видывали. "Роскошь арабов доходила до того, что зимой комнаты нагревались теплым воздухом, надушенным в тайниках. С потолков спускались огромные люстры, из которых иные умещали более тысячи огней. Мебель из лимонного дерева, с инкрустацией из перламутра и слоновой кости, стояла на персидских коврах, вперемешку с великолепными комнатными цветами и экзотическими растениями. Библиотеки находились книги, украшенные необычайными по вкусу и изяществу виньетками (чудеса каллиграфии, предупредившей своим появлением в свет книгохранилища пап). Калиф Альхакем обладал библиотекой такого размера, что один каталог ее обнимал сорок томов. Придворный блеск был совершенно сказочным. Приемные залы нередко выкладывались золотом и жемчугами. Число служителей дворца было более 6 тысяч человек. Собственная стража калифа, носившая золотые сабли, достигали 12 тысяч человек. Гаремные женщины были образцами красы всего Средиземного побережья. Арабы были первыми садоводами в Европе, все самые ценные фрукты были перенесены в Европу ими. В искусственных бассейнах разводили рыбу. Держали огромные птичники и зверинцы. Искусство выделки оружия арабы застали в самом разгаре. Дамасская сталь уже была широко известна в то время во всем мире, и арабам с присущей их азиатскому воображению фантазией стоило лишь позаботиться о внешнем виде оружия. Наведение узоров на стали (дамасскирование), увеличило ценность оружия во много раз.
. Наука
В 30-е годы VIII в. мусульмане завоевали Египет, большую часть Византии, Иран, а затем Северную Африку и Испанию, продвинулись к Средней Азии и Индии. Арабы, так долго находящиеся в "застое", внезапным толчком были сдвинуты с места. При таком могучем порыве нации расцветали наука и искусство, и притом искусство в полном блеске южного цветка со всей фантазией чисто азиатского воображения. Война заставляет народность жить лихорадочнее, мысль работать энергичнее. Арабы быстро шли вперед в умственном развитии.
В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Каждый мусульманин должен быть читать и знать эту великую книгу, и, т.к. его запрещено было переводить с арабского языка на другие, это приводило к распространению арабского языка, являющегося наряду с исламом мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
Большое внимание было обращено в школах на изучение отечественного языка, и поэтому среди арабов было так много превосходных грамматиков. Первый арабский алфавит (южноарабский) относится к 800 г. до н. э. С тех пор письменность на южноарабском языке непрерывно развивалась вплоть до VI в. н. э. Северные арабы пользовались письменным языком арамейским, родственным арабскому. Наиболее ранняя североарабская надпись на арабском алфавите датирована 328 г. н. э. На североарабском языке существовала богатейшая поэзия, свидетельствующая о высокой древней культуре арабов. Именно тогда появились первые толковые словари (иногда в 60 томов), в которых объяснялось значение каждого слова. В поэзии имелись все новейшие мелкие формы: сатира, лирика, элегия. Благодаря богатству, роскоши и гибкости языка арабы ввели в свое произведение рифму. Искусство рифмовать в больших городах стало придворным ремеслом. Поэты, между которых встречались и женщины, иногда даже и дочери халифов, выступали и как литературоведы. В VIII-X вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. В IX в. были составлены 2 сборника "Хамаса" ("Песни доблести"), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. При всем восхищении арабами поэзией, их отношение к поэтам не было однозначным. Они считали, что вдохновение, помогающее писать стихи, дается им от бесов и шайтанов: те подслушивают разговоры ангелов, а затем рассказывают о них жрецам и поэтам. Так как арабов совершенно не интересовала конкретная личность поэта - достаточно было знать, велико ли его дарование и сильна ли его способность к ясновидению, не обо всех великих поэтах Арабского Востока сохранились полные и достоверные сведения.
Та любовь арабов к сказкам, которая проявилась у них в такой роскошной форме еще под степными шатрами, не умерла и здесь: у вечернего огня бродячие сказочники-поэты развертывались во всю ширь восточного воображения, и сложенный X-XV вв. сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь" дают нам ясное понятие игривости их мысли. В основу сборника вошли переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, а также арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Алладина, Синдбада-морехода. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин - дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.
Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048-1122), персидскому поэту, философу, математику, его рубаи - собрания четверостиший, прославлявших земные радости и напоминания о бренности мира. Каждое четверостишье - лаконичное и остроумное рассуждение о смысле жизни, о мире и о людях, зачастую они имеют откровенно богоборческий оттенок. Каждый сможет найти у Хайяма строки, созвучные с его собственным мироощущением.
Востоковеды считают, что рассвет арабской поэзии приходится на VII-IX вв.: в этот период развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилизации. С XII в. уровень культурной жизни снижается.
Значительным вкладом во многие науки были исследования арабских ученых.
Крупнейшим сочинением по оптике, написанным в средние века, была "Книга оптики" Ибн ал-Хайсама. Также он написал еще целый ряд оптических трактатов, в частности, "Книгу о зажигательной сфере", лежащую в основе теории линз. "Книга оптики" вскоре была переведена на латинский язык и легла в основу оптических исследований ученых XIII-XIV вв.
Занимаясь земледелием и скотоводством, арабам в первую очередь нужно было знать точные сроки различных сельскохозяйственных работ, уметь вычислять размеры полей, объемы и площади плотин, каналов. С этой целью они постоянно наблюдали за движением и изменениями на звездном небе. Хотя астрономические познания арабов вплотную переплетались с религиозно-астрономическим воззрением и находились под их сильнейшим влиянием, у арабов в то время уже сложилось ясное представление об астрономической географии. Достаточно сказать, что большинство названий звезд, применяемых астрономами, представляют собой искаженные арабские названия.
В течение первых столетий после арабского завоевания территорий, вошедших в состав арабского халифата, ученые завоеванных стран могли работать только в столице халифата Багдаде или Дамаске, который был столицей халифата до Багдада. Халифы приглашали в Багдад иноземных мудрецов. С IX веке в Арабском халифате начала складываться своеобразная математическая культура. Здесь методы греческой математики применялись для решения астрономических задач. Именно потребности астрономии привели к бурному развитию алгебры и тригонометрии.
В VIII-IX вв. в Арабском халифате уже пользовались индийской десятичной позиционной системой. Трактат "Об индийском счете" - первый арабский труд, в котором впервые была упомянута новая индийская нумерация; а поскольку в Европу она пришла через арабов, ее стали называть арабской. Автором этого произведения был выдающийся ученый Мухаммед бен Муса аль-Хорезми. Правила действия с десятичными числами получили название "алгоритм" - от латинской формы имени аль-Хорезми. Основы алгебры как науки заложил труд аль-Хорезми "Китаб аль-джебр валь-мукабала" ("Книга о восстановлении и противопоставлении"). Решение линейных, квадратных, кубических и неопределенных уравнений, извлечение корней третьей, четвертой и пятой степеней стали основными достижениями арабской алгебры. Алгебраический трактат аль-Хорезми использовался также и в жизни в практических целях, например, при разделе имущества. Мусульманское право тогда предусматривало сложную систему наследования, в соответствии с которой родственники усопшего получали свою долю наследства в зависимости от степени родства. Впрочем, аль-Хорезми занимался не только математикой. В списке его произведений значится и трактат по астрономии, в котором он исследует движение Солнца, Луны и пяти планет, дает правила измерения широт и долгот, определяет размеры солнечного диска, рассказывает о солнечных и лунных затмениях.
Арабские математики первыми изучили все тригонометрические функции и составили таблицы синусов углов.
Заключение
Вся средневековая арабская культура, быт и образ жизни людей развивались под воздействием ислама, возникшего на Аравийском полуострове.
На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции завоеванных народов обогатили друг друга. Наибольший расцвет арабской средневековой культуры приходится на VII - IX вв. Бурно развиваются различные жанры поэзии, такие как: касыда, рубаи, газель, кыта, дастан. Многие произведения других народов, в частности, античных авторов, переведены на арабский язык.
Влияние ислама негативно отразилось на развитии арабской культуры живописи и скульптуры. Отвращение от идолов исключило возможность создания какой бы то ни было животной формы; арабы раз и навсегда отреклись от видимого изображения Бога. Как народ богато одаренный, оказавшись лишенным огромной отрасли художества - скульптуры и живописи, весь разгул своей фантазии он реализовал в архитектуре и орнаменте.
Весомый вклад внесли арабы в развитие наук: медицины, философии, математики, астрономии. После того как научные арабские трактаты были переведены на латынь, многие идеи мусульманских ученых стали достоянием европейской, а затем и мировой науки.
Ислам - самая молодая из трех мировых религий, значение которой неуклонно растет.