Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Сквозь магический кристалл Многогранность художественного образа в картине1 Ван Гога Пара ботинок

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Конкурсный урок в 11 классе

«Сквозь магический кристалл»

(Многогранность художественного образа в картине1 Ван Гога «Пара ботинок»).

Дата проведения

    16 января 2008 года

Регламент

    муниципальный тур конкурса «Учитель года России – 2008»

Форма урока

    урок-исследование

Художественное пространство урока:

    - репродукция картины Ван Гога «Пара ботинок»;

    - фонограмма симфонии №40 В.Моцарта;

    - фрагменты из книги Ирвинга Стоуна «Жажда жизни»;

Учебное пространство урока:

    - терминологический словарь урока;

    - алгоритм анализа художественного образа;

                

Цель урока:

    - развитие способности к интерпретации художественного образа; к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания искусствоведческого характера;

Художественно-педагогическая идея урока:

    - выяснить, в чём  суть творчества художника - в демократическом реализме или особой эстетике?

                                                         Эпиграфы к уроку:

                                                                Нет ничего более художественного, как любить

                                                           людей.

                                                                                                  Ван Гог

                                                                 ... они (картины Ван Гога2) оцарапают вам сердце.

                                                                                                   Лев Толстой

    I. Завязка-интрига урока.

             (Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками)

    Учитель:

    Скажите, пожалуйста, стакан полный?

        (Ученики отвечают утвердительно. Учитель берет емкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан).

    Учитель:

    Значит, стакан был неполный?

        (Ученики соглашаются с этим)

    Учитель:

    А теперь сосуд полный?

       (Некоторые отвечают утвердительно, некоторые, чувствуя интригу происходящего, молчат, а некоторые отвечают: «Нет». Учитель берет сосуд с водой и начинает выливать ее в стакан. Вода заполняет емкость стакана).

    II. Погружение в тему урока

    Учитель:

    Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора, к художественному образу, содержание которого также многогранно, как и пример со стаканом. Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с формой художественного произведения, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубинные тайны «магического кристалла».

    Я предлагаю рассмотреть одно из свойств художественного образа – многогранность  интерпретации3 - на творчестве Ван Гога, а точнее, понять, принять или (в идеале) воспринять авторское послание на примере одной картины – «Пара ботинок»4. Это произведение и станет предметом и целью нашего исследования, осмысления многогранности художественного образа. Перенесите, пожалуйста, тему урока в свои тетради, выделите ключевые слова (учениками подчёркиваются слова «кристалл», «магический», «многогранность»).

    Существует множество методик постижения ХО5, но так или иначе все они определяют два направления исследования: от автора, т.е. от его мировоззрения, эстетики, смысла жизни и смысла творчества, и от произведения как от культурного текста.

    Предлагаю поработать сразу в двух ракурсах. Кто желает исследовать личность творца?

    (Сразу же учитель выдаёт раздаточный материал (фрагменты романа Ирвинга Стоуна «Жажда жизни», цитаты из писем Поля Гогена и писем Ван Гога своему брату Тео).         

    Остальные учащиеся работают с произведением и получают пакет с заданием-алгоритмом первоначального восприятия ХО.

     (1. Зафиксируйте письменно свои первые впечатления от картины. 2. Определите, какую функцию выполняет ХО в этой картине:

    - является элементом сюжета?

    - является символом?

    - является средством выражения авторского замысла?

3. Вспомните произведения искусства, в которых в качестве ХО фигурирует обувь).

    Итак, ваша задача – составить представление о личности творца (1 группа) и составить первичное восприятие картины «Пара ботинок».

    (Время работы групп – 2 минуты; звучит фонограмма симфонии №40 В.Моцарта для создания творческой атмосферы на уроке)

    III. Творческая лаборатория «Портрет художника»

    Учитель:

         Ван Гог... Винсент Ван Гог... Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?»

    Ван Гог... Художник, страстно любивший жизнь. Он жил   жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, когда полюбил  ее, единственную, но она лишь кокетничала с ним, а потом вышла замуж за другого. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

    А каким представляете вы себе этого художника?

    Отчёты группы, работавшей с литературным материалом. В результате наблюдения вырисовываются следующие штрихи портрета Ван Гога:

    - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

   - романтик, влюблённый в жизнь;

   - космический художник, художник стихии;

   - неутомимый труженик;

   - духовно и творчески богатый человек6

    Вторая группа делится первыми впечатлениями и определяет роль ХО. В результате появляются следующие записи:

(картина вызывает противоречивые чувства; произведение адресовано больше нашему сознанию; автор заставляет задуматься над жизнью, над смыслом жизни; ХО является средством выражения авторского замысла).

IY. Герменевтический анализ художественного образа в картине Ван Гога «Пара ботинок».

    Учитель:

    Лев Николаевич Толстой достаточно критично относился к творчеству импрессионистов (Ван Гог, как известно, относится к течению постимпрессионизма), высказывался категорично по поводу их творчества, но, познакомившись с произведениями Ван Гога, сказал: «Они оцарапают вам сердце». Именно эти слова писателя стали одним из эпиграфов урока.

    - А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце? (Отражать насущные проблемы бытия;  должны тревожить, волновать; обращены к сердцу, а не к разуму; нести правду).

   - А у вас есть такие произведения, которые «оцарапали» ваше сердце?7

   - Можно ли отнести картину «Пара ботинок» к числу таких произведений? Чтобы ответить на этот вопрос осмыслим все грани художественного образа.

    1 грань. Наблюдение.

Учитель:

    Внимательно посмотрите на картину и  определите, сколько миров включает художественное пространство полотна.

    (Два: центр картины – это мир человека; вокруг -  другое  пространство)

    В каких отношениях они находятся?

    (Враждебны друг другу; использован приём контраста как светового, так и цветового)

    Вывод (делают учащиеся):

    В картине передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку.

    2 грань. Сопоставление.

Учитель:

    «Нет ничего более художественного, как любить людей». Сопоставьте это высказывание художника с его произведением и докажите, что эта мысль нашла отражение в картине.

    (Осмысление заголовка «Пара ботинок»; роли художественной детали – переплетённые, словно обнявшиеся шнурки).

    Вывод (делают учащиеся):

    Художник передаёт свою любовь к простому человеку.

    3 грань. Эксперимент.

    Представьте, что вы в музее художников-импрессионистов.

    (Демонстрация видеоряда репродукций художников-импрессионистов: О.Ренуар , П. Сезанн ).

    Скажите, пожалуйста, какое место в рейтинге этих картин займёт произведение Ван Гога с точки зрения эстетического восприятия? (Предположительные ответы учеников).

    Учитель:

    У каждого художника своё представление о красоте. Шарль Бодлер, говорил. что «красота – это бесстрастная вечность». Ван Гог не приемлет красивость, не стремится к эстетической привлекательности, считая, что смысл настоящей красоты в другом. В чём, по вашему мнению, красота по Ван Гогу?

     Вывод (делают ученики):

    .

   4 грань. Умозаключения.

    Учитель:

    Творчество Ван Гога экзистенциально: он страстно любил жизнь, любил людей, любил живопись, НО... не стал «мэтром с Больших Бульваров», не достиг материального благополучия, не испытал семейного счастья.  

 

    В результате работы на уроке в тетрадях учащихся будет оформлена такая таблица:

               портрет художника

       произведение художника

    - отверженный, гонимый человек, отщепенец;

   - романтик, влюблённый в жизнь;

   - космический художник, художник стихии;

   - неутомимый труженик;

   - духовно и творчески богатый человек8

- передан конфликт между человеком и обществом, и художник явно отдаёт предпочтение человеку;

- передаёт   любовь к простому человеку;

- это гимн человеку-труженику;    

-  ?

 

     

1 Употребляя на уроке слово «картина», учитель и учащиеся предварительно договариваются, что, конечно, речь идет о репродукции.

2 Примечание наше – Л.Б.

3 В случае затруднения с определением дефиниции какого-либо понятия ученики обращаются к словарю урока.

4 Проекция произведения на экран и работа с иллюстрацией (репродукция выдана каждому ученику).

5 Условное обозначение художественного образа по первым буквам дефиниции.

6 Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог Ван Гог «Пара ботинок».  

7 Это деликатный вопрос, поэтому учитель оговаривает, что  ученики называют произведения исключительно по желанию

8 Одновременно выводы записывают все ученики; запись предполагает 2 графы: художник Ван Гог;  Ван Гог «Пара ботинок».  

PAGE  4




1. Право собственности по римскому праву
2. Моделирование информационных потоков
3. О санитарноэпидемиологическом благополучии населения
4. агрессия произошло от латинского gressio что означает нападение приступ
5. Заполнение геостационарной орбиты спутниками быстро приближает взрыв планеты.html
6. Реферат- Экономическая психология
7. Экологические права и обязанности граждан
8. тема. Какая система называется автоматической Дайте определение понятию система
9. Если помнить то должен знать как умирали северяне Гипербореи по преданию были почти бессмертны
10. Укрепление финансовой и денежно-кредитной ситемы в России после денежной реформы СЮВитте
11. Разработка термокаталитического сенсора для определения природного газа и бензина в газовых средах
12. Анализ финансового состояния ОАО МЗ искра
13.  Характеристика государства5 1
14. Научнометодическое обеспечение функционирования патронатной семьи как профессиональной замещающей семьи
15. кальцийсиликатное стекло изготавливаемое методами флоат или вертикального вытягивания
16. семантичних значень поєднуваних ними слів.
17. Решение систем линейных алгебраических уравнени
18. УЧЕТНАЯ КНИЖКА СТУДЕНТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ НАПРАВЛЕНИЕ ~ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ П
19. Контрольная работа- История развития физиологии высшей нервной деятельности
20. СанПьетроаМаджелла