Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Поэтика [2

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Евгений Александрович Слесарь

История и теория драмы.

Содержание:

[1] История и теория драмы.

[2] Содержание:

[2.0.1] Черты эпоса:

[2.0.2] Черты лирики:

[2.0.3] Черты драмы:

[2.1] Аристотель «Поэтика»

[2.1.1] Трагедия

[3] Конфликт

[3.0.1] Формула перехода.

[3.0.2] Эстетический идеал

[3.0.3] Характер

[3.0.4] Игровое начало

[3.0.5] Источники конфликта

[4] Композиция-

[4.0.1] Композиция в драме:

[4.1] История

[4.1.1] «Поэтика»

[4.1.2] «Натьяшастра»

[4.1.3] Д. Дидро

[4.1.4] Густав Фрейтаг

[4.1.5] Эжен Скриб

[4.2] Способы экспонирования

[4.2.1] Название пьесы

[4.2.2] Жанровое определение автора

[4.2.3] Афиша пьесы

[4.2.4] Действие

[4.2.5] Способы экспонирования.

[4.3] Завязка

[4.3.1] Импульсы возбуждения

[5] Диалогические и монологические конструкции

[5.1] Речь

[5.1.1] Диалог

[5.1.2] Пауза

[5.1.3] Матрицы диалога:

[5.1.4] Эпостасии слова:

[5.1.5] Реплики

[5.1.6] Монолог

[5.1.7] Виды монологов

[5.2] Интертекстуальность

[5.2.1] Ремарка

[6] Способы анализа драматического текста.

[6.1] Литературный (текстуальный)

[6.2] Композиционный

[7] Жанры драматургии

[7.0.1] Фарс

[7.0.2] Водевиль

[7.0.3] Эстрадная миниатюра

[7.1] Комедия

[7.2] Драма

[7.3] Мелодрама

[7.4] Трагедия

[7.4.1] Домашнее на второй семестр

[7.5] Новая драма

[7.5.1] Зонг

[7.5.2] Натурализм

[7.5.3] Документальный (политический театр)

[7.5.4] Вторая волна

[7.5.5] Принципы работы с вирбатемом:

[7.5.6] По предмету изображения (по теме)

[7.5.7] Способ подачи темы

[7.5.8] Дистанция героя со зрителем


Все восходит к Древней Греции. Драма формируется как род литературы.

(Родовое различие – по дистанции с реципиентом.

Жанр – по предмету изображения.)

Источник эпоса – миф, сказка. Миф неотделим от религиозного сознания человека. Сказка – это тот же миф, но с долей иронии.

Черты эпоса:

  •  предмет - героические дела или масштабные исторические события
  •  монументальность изображения
  •  объективность изображения (образ рассказчика)
  •  единственный закон – закон исторической логики
  •  «ананка» - рок, порядок вещей
  •  героика (герой – тот, кто, не обладая божественной силой, совершает подвиг, не подвластный обычному человеку, герой – тот, кто не доволен сложившейся ситуацией, и у кого возникает порыв изменить все)
  •  высокий штиль (содержание диктует форму)
  •  могут встречаться лирические элементы

Черты лирики:

  •  восходит к погребальным обрядам (главный принцип мелоса – ритмическое повторение одних и тех же слов)
  •  крайне интимное отношение с читателем (высказывание близкому человеку, общие эмоции)
  •  образ лирического «я», события глазами поэта, который не может быть объективным
  •  предмет изображения – переживание
  •  индивидуальная интуитивная деталь (ограниченное нарративное пространство)
  •  смысл в чередовании пауз и звуков, организации ритма
  •  автор взывает к культурной памяти
  •  истина субъективна

Черты драмы:

  •  восходит к глаголу, обозначающему внутреннее желание осуществить действие (волевой посыл)
  •  драма – настоящее время
  •  нет рассказчика
  •  Большие и малые Дионисии (праздники богу Дионису) Дионис – бог обновляющейся жизни и смены временных периодов, в нем витальное начало. Сын Зевса и Симеллы, женщины, понимает человеческие слабости. Трагедия (трагос – козел, одос – песня) козлиная песня в честь вакхов или в честь приза – жертвенного животного. Комедия (комос-фаллические частушки). Политическая сатира (от слова полис) передавала перипетии небожественной жизни. Сатировская драма была написана логично, более низким штилем. Тетралогия – трилогия на трагедию и сатировская драма.
  •  Комедия, трагедия, сатировская драма
  •  Основе сюжета: исторические события, мифология или эпос

Работа Аристотеля «Поэтика». Наука о том, что выражено в слове. Указание не доминирование драмы над другими родовыми структурами.

Драма – подражание действие целостному и законченному, в основе которого лежит трагический сюжет. Человека от животного отличает сознание. Цель искусства осмыслять жизнь через подражание. Мимесис – стремление человека подражать жизни. (мимесис и катарсис) Катарсис – очищение посредством сострадания и страха.

Аристотель «Поэтика»

Воспроизведение действия — это фабула. Фабулой я называю сочетание событий. Характером — то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц. Мыслью — то, посредством чего говорящие доказывают что-нибудь или просто выражают свое мнение.

Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости (слом, обман ожиданий героя).

Узнавание, как обозначает и самое слово, — это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями. (момент оценки героем результатов своих поступков.

Трагедия

  1.  фабула
    1.  характеры
    2.  мысль
    3.  речь
    4.  зрелищность
    5.  музыкальное сопровождение

Фабула более важна в трагедии, характер – в комедии.

Взаимоотношение мысли и речи

Максимально кол-во дополнительных средств.

Драматическое действие образуется через столкновение с противоположной стороной.

Объективные обстоятельства

Система мотива

Аристотель отделяет характер от поступка.

Эмоциональное отношение к происходящему.

Одно время и пространство – два контрагента.

Результат или действие

Аналитизм

Конфликт

Система человеческих хотений – основа конфликта. (по Станиславскому)

Кардинальное переосмысление конфликта – Гегель.

В основе – нарушение, которое должно быть устранено.

От состояния покоя через разлад к новому покою – трехчастная жизнь конфликта. В процессе этого герой либо становится жертвой, либо приносит жертву, либо получает по заслугам.

Сюжетная схема любой античной пьесы трехчастна.

«Рита» в индийских пьесах разрешение конфликта, гармония.

Изменение природы конфликта «Критика Ибсенизма» Бернард Шоу: меняется типа конфликта, в нем лежит не перипетия внешнего действия, а дискуссия героев.

Конфликт – сочетание пересекающихся воль героев, высшая степень проявление драматических противоречий.

Конфликт предваряется драматической коллизией (повод героя для того или иного нравственного выбора)

Формула перехода.

Коллизию создает стечение обстоятельств, которые ставят героя перед необходимостью волевого решения. Если обстоятельства совпадают с картиной мира, конфликта не будет. Если же герой решает бороться с обстоятельствами, вступает в драматическую борьбу. Формула перехода превращает коллизию в конфликт.

Эстетический идеал

То, от чего отталкивается герой в своем волевом выборе. Идеальное представление об идеальном. Желание суверенности представлений.

Результат конфликта – судьба героя. Только герой несет ответственность за свои действия. Герой становится героем, когда вступает в борьбу, до этого он – персонаж.

Коллизия возникает в силу стечения событий, конфликт в силу решения героя.

Именно в конфликте герой проявляет себя как личность. Вне поступков нет характера.

Главное свойство драматического героя – конфликтность, способность к отстаиванию своих позиций. (по Белинскому «активность действующего лица»)

Главное, что приносит удовольствие от созерцания конфликта – зрелище воли, стремящейся к цели. (Брюнетье)

Шопенгауэр считал, что герой борется с мировым злом.

Шиллер считал, что конфликт объемным делает полная убежденность героя в своей правоте.

Характер

– социально-исторический тип, сумма качеств, которые выражаются в его отношении ко времени, социальному устройству. Все качества социально детерминированы.

Герой, в отличие от характера, культивирует себя автономно от драматурга.

Персонаж

Герой

Характер

Образ – сценическое воплощение всего вышеперечисленного

Принципиальные особенности драматического конфликта в диалоге

  1.  каждое действие имеет противодействие
  2.  персонажи касаются чувствительных сторон друг друга, меняется отношение друг к другу. («принцип взаимного влияния в конфликте» по Шлегелю, «взаимнодействие» по Белинсокму)
  3.  в результате получается третий результат, которого не желали ни те, ни те. (катастрофа героя)

Параллелизм 

– введение параллельного действия.

(Варя в «Грозе», Лаэрт в «Гамлете»)

Расширение границ конфликта, универсальность ситуации, обобщенность.

Если параллельный герой делает выбор альтернативный выбору героя, становится антигероем, обостряя и оттеняя конфликт.

Игровое начало

Эксперимент над действительностью.

Театр в театре.

Свойство героя – бескомпромиссность.

Источники конфликта

1. столкновение желаний

2. разлад характера и страстей (априори неразрешим)

Композиция-

Последовательность и соразмерность частей, объединяемых в единое эстетическое целое.

К латинскому слову, переводящемуся как «складывание», «компановка».

Присуща всем родовым структурам литературы (и лирика, и эпос), но одно из свойств драмы – предельность.

То есть драма не имеет «разгона».

Необходимо учитывать естественную утомляемость зрителей.

Поэтому композиция в романе и лирике подчинена только художественной воле автора, носит раскованный характер (может быть смещена).

Композиция в драме:

  1.  все происходит на сцене
  2.  «трамваи еще должны ходить» (Булгаков)
  3.  только тот материал становится частью композиции, который является частью действия

Понятие взято из теории живописи в XIX веке, до этого все называлось «планом построения пьес».

История

«Поэтика»

Впервые разговор об этом понятии начинает разговор Аристотель («Поэтика» 12 и 18 главы). Сначала он сводит композицию к распределению по объему, позже, вводя «пролог», «эписодий», «эксот», «хоровая часть», находит завязку и развязку. «Завязка обнимает события вне драмы», вторая часть – «все то остальное, что является событиями пьесы».

«Натьяшастра»

- индийская работа по театру, предлагает свой вариант композиции. Согласно е, драматическое действие состоит из пяти стадий:

  1.  начало
  2.  усиление
  3.  надежда на достяжение
  4.  уверенность в успехе
  5.  обретение плода

и между ними есть пять связей (мотивов):

  1.  завязка
  2.  развитие
  3.  созревание
  4.  пауза
  5.  развязка

Д. Дидро

Первая работа об актере - «Парадокс об актере».

«Слезы актера должны течь из его мозга», то есть он должен в любое время оставаться мыслящим существом.

«У драматурга получаются либо хорошие диалоги, либо хорошие комозиции».

Густав Фрейтаг

«Техника драмы» XIX век

Утилитарный подход.

У пьесы есть 5 основных частей:

  1.  экспозиция

считал, что она тормозит действенную линию пьесы, что ее появление обусловлено исключительно историческими процессами, а не литературными, что она лишена действия.

  1.  восхождение

все то, что до кульминации

  1.  наивысшая точка

сцена, где борьба наиболее выделена, окружена слабыми сценами для контраста.

  1.  спад или поворот.

самая сложная часть по его мнению, посткульминационная часть. Должно сократиться количество действующих лиц, сознательно минимизировать слог

  1.  катастрофа

герою неожиданно должна быть дарована надежда на избежание катастрофы.

И три вспомогательных момента:

  •  возбуждающий
  •  трагический
  •  момент последнего напряжения

Эжен Скриб

Главная задача драматурга – вызвать у зрителя изумление, поражение.

Цель театра – развлекать зрителя.

Запутанные сюжеты, многослойные интриги.

Два главных качества драматурга: изобретательность и воображение.

В истории должен быть драматизм.

У персонажа – четкие границы существования, четкие цели.

Непредвиденность.

Способы экспонирования

Композиционные сюжетные маркеры – экспонируемые моменты – то, что показывает зрителю скрытое.

Название пьесы

Название пьесы, лейтмотив, эпиграф, символы, эпилог – сильные моменты текста.

  1.  вынесение главного героя
  2.  закон предвосхищения (ситуация) – поговорка, мудрость
  3.  место («Вишневый сад»)
  4.  ситуативные («Без вины виноватые»)
  5.  по отношению автора к героям («Варвары», «Дачники»)
  6.  родственные связи («Братья», «Три сестры»)
  7.  идейный ориентир автора («Горе от ума»)

Жанровое определение автора

Камертон восприятия ситуации.

Тематика, структура, позиция, посыл («Мещанская драма»).

Афиша пьесы

Время и место (отсутствие этого маркера обозначает универсальность ситуации или умысле автора)

Говорящие имена, фамилии.

Последовательность построения героев.

Группы деления героев (если такие есть).

Количество афиш в пьесе.

Действие

В хорошей экспозиции зарождается конфликт.

Жизненные обстоятельства (питательная среда конфликта).

Исторические обстоятельства.

Сначала среда потом характеры, либо сначала характеры, потом среда. (за исключением фарсов и буффонад)

Экспозиция

  •  обстоятельств
  •  характеров
  •  отношений

Способы экспонирования.

  1.  Прямое (герой открывает характер через монолог). Саморекомендация (в фарсах, буффонадах, кукольных представлениях из-за сжатости действия). Голос автора, бога, героя, вестник, режиссер; ремарки; обращение автора к зрителю.
  2.  Косвенное (герой раскрывается в процессе пьесы посредством разговоров о нем, смежной информации, монологов, которые косвенно свидетельствуют о его качествах)

Главная цель экспозиции – подготовить зрителя к появлению главного героя.

Завязка

Первые позиции конфликта.

Несогласие героев и претензии.

Способы разрешения конфликта еще есть

Импульсы возбуждения

– когда герой во время диалога находит дополнительные причины бороться (+ или – союзников)

Диалогические и монологические конструкции

Речь

Диалог 

выступает как сообщение информации адресату.

Суть в обмене репликами. Форма активности героя.

  1.  Философский диалог – нет столкновения для достижения реальных целей. Обмен мыслями.
  2.  Драматический диалог – столкновение.
  3.  Прямой диалог – что говорит, то и делает. (Все до середины XIX века)
  4.  Косвенный диалог – действие и слово расходятся. Все то, где есть подтекст.

Пауза 

  •  смена темы
  •  сигнал сложности положения героя
  •  сигнал размышления героя
  •  присутствие скрытой линии
  •  скрывание чего-либо

Есть слово и есть сценическое сопровождение.

Отличительная черта драмы – она обречена быть инфицированной личностью актера.

Главное оружие в диалоге – мысль героя.

Диалог обостряется неверным толкованием речи оппонента.

Мнимый диалог – иллюзия взаимного обмена репликами.

Матрицы диалога:

  •  прерывание темы (своей)
  •  захват темы (начинает один, разворачивает другой)
  •  перебой темы (не желание разговаривать)
  •  возвращение темы
  •  срыв темы (вторжение драматурга, уход со сцены, приход третьего)

Эпостасии слова:

  •  слово как мысль
  •  слово как образ
  •  слово как звук
  •  слово как действенный поступок

Словесный заряд – все кроме афиши.

Словесный дискурс, речевой ряд – совокупность лингвистических знаков, созданных в театральном произведении. Он обусловлен точкой зрения и речевым механизмом (монолог, диалог, полилог)

Отличие театрального дискурса от литературного заключается в нестабильности, мобильности.

Реплики

  1.  активные
  2.  реактинвые

Контекстуальность реплики – реплика обретает смысл только в диалоге.

Узнавание

Нападение

взывание о помощи

реплики – разведки (поиск выхода)79

реплики аппарт (a parte)

Монолог

«Есть не что иное как развернутая концепция (развернутая реплика) героя»

«Есть не что иное как экстраверсия внутренних коллизий героя»

В отличие от диалога, обособленный момент в драме.

Предполагает зависимость с хоровыми структурами (подразумевается фон – все оставшиеся герои): поддерживает, противоречит…

Особое место отводится в романтической драме (Лермонтов, Пушкин) – главный принцип романтического театра – внутренний мир героя.

Вирбатем – документирование атмосферы через лексику персонажа и прототипа, приблизить реплики к живой речи, монолог ради способа произнесения. Приобретают значения многоточия, слова-паразиты и пр.

Виды монологов

  1.  Монолог осмысления (сцена узнавания от только что полученной информации)
  2.  Аккумулятативный, «монолог-калейдоскоп» (собирает воедино разные обрывки информации)
  3.  Повествовательный (описательный – прямой способ экспонирования, не несет концептуальной нагрузки)

Интертекстуальность

Метатекст + музыка + символы

Ремарка

Вмешательство автора в драматическую ткань пьесы.

Бывают адресатами актеры, читатели, режиссер.

По содержанию:

  •  указание на место действия
  •  указание на псих. состояние
  •  указание на симультанность

По группам:

  •  общей характеристики 
  •  жестовая 8 (указывая на юношей)
  •  бытовые
  •  экспрессивные
  •  мизансценические 6 (перед воротами дворца – группа юношей с молитвенными ветвями в руках. Во главе их – жрец Зевса)
  •  ремарки-паузы                 
  •  ухода-входа 6 (выходя из дворца)
  •  по адресату 22 (мальчику) 6 (обращается к девушке)
  •  по совершению действия на момент произнесения слова 17 (собирается уйти) 8 (гневно поднимаясь)
  •  физического состояния 6 (с невозмутимым спокойствием проходит в переднюю и направляется в кухню)
  •  место действия 6 (перед воротами дворца – группа юношей с молитвенными ветвями в руках. Во главе их – жрец Зевса) 4
  •  времени действия 4
  •  сценографические 4
  •  служебные ремарки 8 (слышен глухой стук, словно кто-то бьет зонтиком по деревянной панели)
  •  художественно-повествовательные 39 (кладет цветы и благовония к подножию статуи Апполона) 4

Способы анализа драматического текста.

Литературный (текстуальный)

  1.  Способ нарративности (как излагается материал: стих, проза, синтез..)
  2.  Анализ дискурсивных практик
  3.  Существования текста в тексте (интертекстуальность)
  4.  Анализ сильных позиций (тема, идея, действующие лица)
  5.  Присутствие нарративных инстанций (лица помимо действующих: автор, рассказчик)
  6.  Ориентации изложения (на кого рассчитано произведение: режиссерские или читательские ремарки, пьеса для чтения или театра)

Композиционный

  1.  Способ повествования (нарративная практика)
  2.  Форма изложения (жанр: трагедия, комедия, мелодрама, фарс, трагифарс)
  3.  Композиция изложения событий
  4.  Формальная организация драмы (а) по акты, сцены, явления, эпизоды; б) по объему; в) по концентрации событий)
  5.  Афиша (система лиц, пространственно временная ось)
  6.  Среда или атмосфера спектакля – какими способами достигается (пространство)
  7.  Культурно-исторический контекст пьесы
  8.  Эпоха в искусстве (принципы)
  9.  Локализация основных событий (вынесено или внесено исходное)
  10.  Промежуток действия от кульминации до финала
  11.  Группировка сил по конфликту (лагеря конфликта)
  12.  Актуальность злободневность

Жанры драматургии

Следует разделять жанр произведения и жанр сценического воплощения.

Жанровая трансформация – изменение структуры пьесы.

Понятие жанра сформулировал Аристотель. Высокие и низкие жанры: трагедия-комедия.

XVI-XVII века возникает высокая комедия Мольера.

XVIII век Стендаль и Гюго, французы-романтики, продвигали идею узнаваемого героя с соседней парадной. Сращивание трагического и комического. «Кронвель» Гюго, предисловие к которому – манифест к новому романтическому театру. Пошатывается инструмент амплуа. Мелодрама, фарс, трагифарс (трагикомедия).

Фарс

Фабльо (фр.) – начинка, основа, суть.

VII-IX вв рассвет фарса. Первые действующие лица- жизнь и смерть.

В основе – механизм перепалки, войны, лишен морального урока.

Позже задачей фарса становится – дискредитация общественных порядков, института семьи, оттого в основе- супружеская измена.

Разрушительная энергия.

Герои всегда нападают, а не спасаются.

Герои всегда социально определены (адвокат, врач, муж)

Отчищен от какой-либо морали, никого не поучает, ничего не обосновывает.

Все есть так как есть потому что так есть.

Присутствуют жаргонизмы и диалекты.

Под фарсом мы подразумеваем темп – все действия происходят очень быстро.

Герой постоянно попадает в неприятности, темп которых убыстряется (фарсируются события).

Предельные ситуации.

Задача – ошарашить публику, привести в состояние безумия; снять маску благопристойности со всего.

Отсутствие психологии.

Предельно локализовано пространство.

Моральные дефекты отражаются в физических дефектах.

Должна быть либо драка, либо постельная сцена.

Панибратское отношение со зрителем.

Паплен – самый любимый французский герой фарса, плут.

В фарсе должен быть плут

Лации – вставной (возможно акробатический номер), разряжающий публику.

Контраст между тоном и содержанием

Предмет осмеяния непристоен.

Водевиль

(голос реки Вирр или голос города)

Урбанистический жанр.

Особое место занимают песни и танцы – на них возложены все основные моменты действия.

Построены на замысловатой любовной интриге или анекдотическом сюжете.

Песни не всегда оправданы.

Синтетический вид драматургии.

Куплеты не требуют вокального таланта, примитивны по мелодике, танцы тоже виртуозности не требуют.

Сологуб «Беда от нежного сердца».

Содержание куплетов носит разговорный характер.

В качестве интриги – случайное совпадение обстоятельств.

С самого начала зритель должен понимать, что все будет хорошо, разрешение конфликта будет положительным.

Демонстрация игры внутри сцены.

Эстрадная миниатюра

Салонные театры.

Совмещение образа рассказчика с самим героем, сочетание в одном лице.

Актер дистанцируется от роли, противопоставляется изображаемому персонажу.

Злободневность, актуальность.

В кабаре отсутствовала сценическая рампа – зритель и актер взаимодействовали.

В миниатюре есть тема, событие, не выносимое за пределы действа.

Может быть выстроена на сочетании хоровой и героической структуры.

Стремительное развитие конфликта.

Эдуард де филипп «Риск»

Мольер «версальский экспромт»

Комедия

Комедия – низкий жанр по Аристотелю.

Предмет комедии – безобразное.

Плавт, Аристофан и Теренция – заложили основы.

В основе был социальный тип, как набор качеств, темы были политические (проблемы полиса): вопросы войны и мира, трусости, доблести и пр.

Ателланы – жанр, в котором впервые появляются комические маски (предполагали отсутствие литературной основы)

Итальянская народная комедия масок тоже лишена литературной основы.

Революция – Мольер. Появляется понятие высокой трагедии. Все фабулы пьес закручены как драмы, раскручиваются как комедии.

Появляется понятие нравственного идеала, который может воплощаться или незримо присутствовать через авторскую позицию.

От обычной комедии отличается тем, что присутствует элемент боли.

В XIX веке Гюго пишет предисловие к Кронвелю.

Он видел суть жизни в гротеске. Появляется соседство комедийное и драматическое. Начинают взаимопроникать жанры, дистанцированные друг от друга.

Конец XIX начало XX – Чехов, Андреев… полное проникновение жанров друг в друга.

Поливариативность – множество трактовок текста.

Отличительная черта – герой или группа героев охвачены идеей, вследствие которой потрясается общественный порядок.

Герои комедии создают комизм в слепой верой во что-либо.

Внезапность. «комическая ситуация перестает быть комической, когда мы начинаем ее анализировать».

Несоотношение положения героя с действиями.

Срывание маски, явление истинного лица.

По сему, главный предмет смешного – порок.

Бергсон «Смех в жизни и на сцене»:

  1.  Предмет смешного – только человеческая природа (антроморфизировать животных)
    1.  Герой обращается с другими персонажами как с марионетками (если это не угрожает чьей-то жизни)
    2.  Автоматизм поступков героя
    3.  Следование без проверки (вера)

Комедия развивалась от грубых фарсовых форм, от демонстрационного юмора к юмору психологическому.

Сращивание комедийного жанра с лирическими формами (текстуальный подход к юмору – юмор создает язык)

Юмор создается совместно автором, актером и аудитории.

«Комедийные возможности пьесы» - когда пьеса не является комедией в чистом виде (откровенно смешного в тексте нет), но с определенной трактовкой актера и режиссера может стать комедией.

Виды комедийных жанров:

  1.  сатира (острая социальная злободневность, разоблачение порока общественного характера)
  2.  бытовая комедия (порочные нравы, которые играют с героями злую шутку)
  3.  комедия положений (безвыходные ситуации)
  4.  комедии характеров («Плутни Скопена»)

Чем серьезнее порок, тем жестче разоблачение (при отсутствии трагического ущерба для других героев)

Положительные герои либо отсутствуют, либо резонеры.

Эксперименты героев над героями.

Чем отвратительнее герой, тем больше он страдает, пока не вызовет жалости.

Оценка ошибочного узнавания (герой должен понять, где произошла ошибка)

Бесполезное или бессмысленное сопротивление.

Комедия должна быть пародией на трагедию.

В отличие от трагедии, где один контрастный перелом,  комедии происходит 2-3.

Реплика в комедии ударная, но бессмысленная.

Аргументация в комедии носит пародийный характер (-«и че?» -«бебебе»)

Несоответствие беседы с принципами и функциями.

Речевые деформации (акценты, говоры, диалекты)

Гиперболизация образов.

Драма

Изображает конфликт, характерный для какой-либо среды (купечество, мещанство)

Характерен внешний и внутренний быт (роковые силы)

Постоянные бытовые обстоятельства, а не внезапное происшествие, делают героя заложником.

Житейский уклад, который очень серьезно охраняется.

Драматическая борьба – сопротивление укладу.

Средства, которые выбирают герои драмы, и цели, которые ставят герои драмы, должны быть характерны среде.

Терренций, Гюго.. закладывали основы.

Бытописание.

Реалистичность всего происходящего.

Мелодрама

Появляется в конце XIX начале XX века в Викторианской Англии, где чувства выражать было не модно.

Конрад

Главная задача мелодрамы – дать зрителям выплакаться, поплакать от любви к себе.

Должен быть Злодей и Невинная девочка.

Иррациональные страхи, надуманные

Предвосхищение страданий.

Оживление всего, все принимается как предзнаменование, природа оживает.

Рок не должен быть нарративным, глупое совпадение.

Эмоциональные переживания, отклоняющиеся от  здравого смысла.

Внутренние, даже самые нелепые страхи.

Свободное выражение чувств – выливается в диалоги.

Эмоциональный эксгибиционизм.

Трагедия

Природа трагедии религиозная – выходит из мифических сюжетов, от желание поговорить с Богом.

Эсхил, Софокол, Сенека (lesedrama), Эврипид

После последнего жанр трагедии прервался на 2000 лет, до момента когда является Шекспир (те же мифологические сюжеты, античные хроники, исторический или сказочный план)

Домашнее на второй семестр

ДЗ: Заявка на сценарий (праздник города, праздник улицы)

Максимально много найти периодических изданий, набросать список предполагаемой литературы.

Тема должна быть интересна.

Стихи, песни, художественные произведения.

Итак, в заявке: тема, постараться выявить идею, обоснование выбора темы. Список предполагаемой литературы.

(Кичигина Евгения Михайловна)

Новая драма

Отличительная особенность текста - подтекст.

Текст не равен самому себе.

Связующее звено между смыслом и текстом – режиссер.

Нелинейная драматическая структура.

Брехт, в Германии появляется документальная драма.

Неаристотелевский тип театра (нефикционный театр: не искусственный сюжет, не условные обстоятельства)

Сопереживание – герои и актеры находят себя в персонажах.

Ибсен Брехт Перанделла

Взывание к разуму и рассудку зрителя.

Зонг

Действие разделено на лирическое и драматическое (дихотомия действия).

Лирическое – пространство художественного волеизъявления актера.

Зонг- музыкальное отступление

Натурализм

Эмиль Золя, Эндре Антуан

В Италии – веризм

Документальный (политический театр)

Эрвин Пискатор

Предмет спектакля – живая история

Театр «Трибунал» (предать историю осуждению)

«Денни России» - спектакль о революции. (политические обозрение) на площади, сегментированная подвижная сцена.

В 1925 г. – спектакль «Вопреки всему» о революции в Германии.

Отображение исторической достоверности, плакатность изображения, участие зрителя.

Параллельно с Германией документальная драма рождается в России («Синяя блуза»)

Образ рассказчика, комментатора.

Осип Брик и Маяковский.

«Синяя Блуза» гастролировала в Германии, ее спектакль в Берлине.

С 1926 Экспериментальная лаборатория Мейерхольда, Федоров («Рычи, Китай»), Третьяков («Слышишь, Москва» Эйзенштейн, практика монтажа аттракционов)

«Фольк Бюне» второй театр Пискатора (сочетание драмы и документальных интервью участников)

Пьеса «Знамена» Альфонса Паке о бунте рабочих в Чикаго.

«Приключение бравого солдата Швейка»

Модель суда, лирической исповеди, док.репортаж.

Начинает использоваться документальный киноматериал

Вторая волна

Шестидесятые. «Наместник» р. Хоххуд

Х. Киппхардт «Дело Оппенгейма»

Суд в основе композиции

Вьетнамская война.

Драматургия рассерженных молодых людей (Осборн) Кухонная драматургия

Бунтовали против «краснокрипичников»

Тони Ричардсон «оглянись во гневе».

Театр «Living theater» использование техники вирбатем. Пьесы на основе воспоминаний, документальные спектакли. Пьеса “brik” на основе воспоминаний

Театр в Шотландии «7:84» основатель Джон Макгред

Лондонский общественный театр – спектакли грязных улиц – записи маргинальных слоев населения.

Толерантность расовая и сексуальная – темы спектаклей.

Принципы работы с вирбатемом:

  1.  обращение к локальным лексическим практикам
  2.  репортажная конструкция
  3.  неизменность цельных единиц речи
  4.  открытый принцип между персонажем и исполнителем

По предмету изображения (по теме)

Способ подачи темы

Дистанция героя со зрителем




1. ИНКОТЕРМС 2000 ВВЕДЕНИЕ 1
2. 56 ст. 14 Податкового кодексу України.html
3. Автомастерская
4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ 1995 г
5. И послышался голос Эрик Фрэнк Рассел И послышался голос Оригинал- Eric Frnk Russell ldquo;Somewhere
6. ЕКОНОМЕТРИКАОпорний конспект лекций
7. Алкалоиды рода Crex на Европейском северо-востоке России
8. Соловецкие острова
9. Теория государства и права (шпаргалка)
10. Проектирование цеха по производству теплоизоляционного пенобетона
11. Об экологической ситуации в Российской Федерации
12. 1 т~СІНДІРМЕ С~ЗДІК ТУРАЛЫ ЖАЛПЫ Т~СІНІК 5 1
13. Реферат на тему- КЛАССИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ Выполн
14. АСАНОВА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА 2
15. Наш штаб штаб волонтеров Щитова за сравнительно небольшой промежуток времени успел достичь многи
16. МАТЕРІАЛІЗМ Сутність матеріалістичного світогляду - Істо
17. Термодинамический цикл Ренкина
18. Старик и море Эрнест Хемингуэй Старик и море Аннотация Повесть Э
19. Мартин Бубер
20. пропиаритьrdquo; его установив баннер на других сайтах даже на сайте есть баннеры посмотрите вверх на шапку