Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Гегель- говорит о свободе абсолютного духа

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Гегелевская трактовка свободы в сопоставлении с представлением Спинозы о свободе

1) Гегель: говорит о свободе абсолютного духа. 

Свобода абсолютного духа реализуется в познании, она ничем не обусловлена.

2) Спиноза: говорит о свободе человека, она также реализуется в познании. Но: все подчинено необходимости, и свобода действует внутри необходимости. Свобода противопоставляется принуждению, а не необходимости. => Поэтому, по Спинозе, свобода – осознанная необходимость. Необходимость = данность

***

Спиноза:

По Спинозе, необходимость начинает выступать непосредственным основанием свободы. "Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только самой собой. Необходимой же или, лучше сказать, принужденной, называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определенному образцу".

Здесь явно видно, что Спиноза противопоставляет свободу не необходимости, а принуждению. Непринужденной и действующей только в силу своей собственной необходимости, а, следовательно, и свободной оказывается у Спинозы субстанция, т.е. Бог.

Как Спиноза приходит к тому, что Бог - субстанция и что все детерминировано:

Спиноза уверен, что в природе нет ничего, кроме субстанции и ее проявлений. Получается, Спиноза настаивает на том, что существует лишь одна субстанция, и она есть Бог, ибо только он не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самого.

Если субстанция есть "то, что в себе и для себя", т.е. нечто, не нуждающееся ни в чем другом для существования, то субстанция совпадает с "причиной самой себя".

Вывод Спинозы таков: Бог является единственно существующей субстанцией, ибо "все, что есть, существует в Нем, а без Бога ни одна вещь не может ни существовать, ни быть понятой", а также "все, что происходит, случается единственно по законам бесконечной Божественной природы и следует из ее необходимой сущности".

Пантеизм (греч. παν, всё,  θεός, Бог) – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог и мир суть одно (Бог имманентен миру), букв.: «Бог во всём» и/или «Всё божественно».

Поскольку Бог-субстанция суть "причина самого себя", именно от Него проистекает бесконечное множество атрибутов. Причем, что касается атрибутов единственной и бесконечной субстанции, то из их бесчисленного множества, людям доступно только два: те самые "мышление" и "протяженность". Мир состоит из модусов двух этих атрибутов: из ряда модусов, относящихся к протяженности; из ряда модусов, относящихся к мышлению. (Атрибуты - неотъемлемые свойства субстанции. Модусы - случайные, преходящие состояния субстанции).

На основе вышеизложенного можно заключить, что под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; чувственный же мир состоит из модусов.

Однако одни без других существовать не могут, следовательно, все неизбежно детерминировано природой Бога, ничто не существует случайно, и мир является необходимым "следствием" Бога.

Спиноза называет Бога также natura naturans - "порождающей природой", а мир - natura naturata - "порожденной природой". Порождающая природа" - это причина, а "порожденная природа" - следствие этой причины, которое однако содержит причину внутри себя (ведь все существует в Боге).

Таким образом, различие между свободой и несвободой заключается не в отсутствии и наличии детерминации (в природе вообще нет ничего недетерминированного), а лишь в различии характера этой детерминации.

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой.

Принуждённой называется такая вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию.

Natura naturans не трансцендентная, а имманентная причина, и поскольку ничего вне Бога не существует, так как все находится в Нем, то концепцию Спинозы, можно назвать пантеистической.

В отличие от субстанции ее модусы, т.е. конечные явления или единичные вещи представляют собой несвободное, принужденное существование, поскольку они имеют свою причину не в самих себе, а вовне. Правда, для одного модуса субстанции Спиноза делает исключение и этим модусом является человек. Однако человек, в отличие от Бога, бывает свободным и действует свободно не всегда.

Пребывая во власти своих инстинктов и различных аффектов, человек отнюдь не свободен, а ведет принужденное существование. Лишь освободившись от их власти и подчинив свои действия руководству разума, человек может стать и становится свободным, т.е. такой вещью, которая действует только по необходимости своей собственной природы. Таким образом, Спиноза вплотную приближается к пониманию свободы как осознания необходимости и действия сообразно с ней. От Спинозы исходит знаменитая формула: «Свобода есть познание необходимости» (у него она звучит так: свобода есть познание «с некоторой вечной необходимостью себя самого, Бога и вещи»).

Как человек должен действовать, чтобы подчинить свою деятельность руководству разума?

Воплощение в жизнь морального идеала предполагает этапы, которые можно сгруппировать следующим образом:

1) беспристрастное и трезвое толкование человеческих страстей

Человеческие страсти, пороки и безумства Спиноза анализирует при помощи геометрического метода. Философ характеризует "страсть" как "неадекватную и смутную идею". Пассивность ума вызывается именно неадекватностью идеи. Как явления природного мира страсти неукротимы: одна порождает другую с неотвратимой силой.

Люди сознают только собственные желания и поступки, но не ведают об их причинах, поэтому им только кажется, что они по своей воле чего-то хотят или делают, на самом деле их страсти детерминированы.

Если мы предполагаем, что поступки, которые мы считаем вредными, вызваны свободной волей, мы начинаем их ненавидеть; однако если нам известно, что люди не вольны в своих действиях, мы не станем их ненавидеть или, во всяком случае, будем ненавидеть намного меньше (поскольку рассматриваем и судим поступки с помощью тех же критериев, с какими подходим к любому неизбежному естественному явлению, например падающему камню).

2) переоценка понятий совершенства и несовершенства, добра и зла

- в природе, по мнению Спинозы, нет совершенства и несовершенства, "добра" и "зла", так же как не существует целей, поскольку все происходит под знаком самой строгой необходимости

"Совершенное" и "несовершенное" - модусы человеческого мышления, Получается, ни о какой природной реальности нельзя сказать, что она несовершенна. Из всего сущего нет ничего неполноценного, ущербного: все именно таково, каким и должно быть. В итоге любые соображения аксиологического характера устраняются.

3) прогресс морали, поставленный в связь с познанием

- еще Сократ говорил, что порок - это невежество, а добродетель - в мудрости

- Возрожденные античные тезисы у Спинозы приобретают новый смысл. "Как только мы сформируем ясную и отчетливую идею", страсть перестает быть страстью. Проясни свои мысли - и ты перестанешь быть рабом страстей". Истинная сила, возвышающая человека, - разум и познание.

4) высший идеал человека - любовь к Богу

- интеллектуальная интуиция, воспринимает все как исходящее от Бога

В такой форме познания все несет радость, максимально возвеличивает человека, так как в качестве причины ей сопутствует идея Бога. Вот знаменитое суждение Спинозы, в котором он определяет amor Dei intellectualis: "любовь разумного человека к Богу является частью бесконечной любви Бога к Себе Самому".

"Блаженство заключается в Любви к Богу; Любовь это сама добродетель... Чем больше душа наслаждается Божественной Любовью, тем больше познает, иными словами, тем сильнее власть над аффектами и тем меньше душа страдает от вредных аффектов. А поскольку человек подавляет аффекты силой интеллекта, то наслаждаются не подавленными страстями, а благодатью."

Итог: очень трудно потревожить душевный покой мудреца, если он в самом деле мудрец. Осознавая Бога, себя и все вещи моментами вечной необходимости, царящей в природе, мудрец никогда не перестает им быть и всегда будет уравновешен.

Если обобщить, то Спиноза всецело стоит на позиции детерминизма.

Для Спинозы необходимость имеет значение непреложной реальности. Для него воззрение детерминизма — прямой результат уточняющегося изучения природы. Чем больше углубляется человек в познание природы, тем более реальной и тем более непререкаемой становится для его сознания властвующая над природой необходимость. Согласно Спинозе свобода ничего не изменяет в необходимости, именно как в необходимости, ничем не нарушает и не может нарушить железный поток детерминации, распространяющийся на весь физический и весь психический мир. Свобода не становится на место необходимости: она — та же необходимость, только ставшая прозрачной и осознанная.

Гегель:

Гегель выводил понятие свободы из «духа», поэтому чтобы понять это, надо кратко освежить «Философию духа». Это третья ступень гегелевской системы.

Вспомним, какова структура гегелевской системы в целом:

-логика

-философия природы

-философия духа

Философия духа представляет собой синтез философии природы и философии духа. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе.

Но прежде чем стать абсолютным духом, дух должен пройти еще три ступени (эти три ступени выделяются уже именно на стадии Философии Духа):

1 – «субъектный дух»индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида:

1) антропологию,

2) феноменологию,

3) психологию.

2. «объективный дух» – человеческое общество и три его главных формы:

1) право,

2) нравственность,

3) мораль.

3. – «абсолютный дух» – последняя ступень, включающая:

1) искусство,

2) религию,

3) философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета.

Подробнее вспомним объективный дух, а потом уже окончательно раскроем понимание свободы Гегелем.

Объективный дух - раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах — словом, в истории как она есть

а) право - "первый образ свободы" - собственность, сфера формального и абстрактного права, контракт, преступление и наказание

б) мораль - в этой сфере внешние вещи становятся безразличным, единственно значимое — это мое моральное суждение

("Я больше не свободно в непосредственном, ибо элиминирована непосредственность, Я таково внутри себя, в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличным, единственно значимое — это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия").

в) нравственность - включает в себя три диалектических момента:

 - семья - нечто естественное в форме любви, чувства: в семье аннулирована персональность, чтобы найти свое сознание в тотальности

 - общество

 - государство - небывалое единство автономных индивидуальностей государственное право выше других ступеней; это свобода в ее конкретной формации, она уступает только высшей абсолютной истине всеобщего Духа

Государство как синтез права и морали, как оправдание семьи и общества есть сама Идея, проявляющаяся в мире. Государство, говорит Гегель, есть «вступление Бога в мир», "Государство в себе и для себя есть реализация свободы".

Понимание свободы по Гегелю

Концепция свободы пронизывает всю философию Гегеля.

Как мы помним, основным постулатом философской системы Гегеля является отождествление бытия с мышлением. По Гегелю, реальность есть Дух. Дух обладает самостоятельным и независимым существованием; по выражению Гегеля, «дух есть из себя бытие», т.е. дух самодостаточен, поэтому Дух абсолютно свободен. Материя же (природа) существует не самостоятельно, это лишь отрицательная стадия развития Духа, и поэтому она несвободна.

Теперь что касается свободы применительно к человеку. Человек как существо, синтезирующее разум и природу, состоит из абсолютно свободного разума и подчиняющегося ему материального начала. Человек должен действовать как бы в двух мирах: с одной стороны, он имеет свободный разум, с другой — подчиняющееся ему тело.

Поэтому человек должен познавать законы разума, его необходимость. Из принципа «свобода есть необходимость, присущая духу», «свобода есть внутренняя необходимость духа» вытекает и принцип «свобода есть познанная необходимость». Человек познает необходимые законы духа, законы разума, сам становится свободным, потому что он соединяется с замыслом разума и духа и действует точно так же.

На первый взгляд может показаться, что Гегель однозначно, аналогично Спинозе, утверждал, что свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании. Но не все так просто. Нельзя забывать, что Гегель был диалектиком. Он взвешивал концепцию детерминизма и волюнтаризма, и оценивал свое любимое противоречие между ними - произвел диалектический синтез 

Как результат диалектического переосмысления свободы и необходимости у Гегеля мы наблюдаем новое их понимание. Свобода и необходимость — не противоположные стороны действительности, но скорее ступени ее развития.

Один и тот же дух лежит в основе свободы и в основе необходимости. Но этот дух в рамках необходимости находится на низшей ступени своего развития. Это — ступень, когда разум не возвышается еще над познанием бытия конечного и единичного. Необходимость есть то, о чем еще не могут сказать, что оно делает и каковы его законы.

Переход от необходимости к свободе предполагает движение разума от постижения бытия в аспекте единичности, ограниченности и конечности к постижению его в аспекте всеобщности и бесконечности.

Царство свободы — не царство природы, а царство духа, то есть предполагается уже высокая степень развития, именно поэтому проблему свободы и необходимости Гегель пристально рассматривает именно в "Философии Духа", а не раньше.

Свобода, по Гегелю, входит в область духа через познание нравственного. В развитии категорий нравственного сознания преодолевается ограниченность конечной и единичной субъективности.

При этом истинный субъект свободы — не отдельное лицо, а народ. Поэтому для уяснения концепции свободы Гегеля необходимо помнить, что сфера, внутри которой разыгрывается и разрешается противоречие необходимости и свободы — не единоличная жизнь индивида, а история общества, где красной нитью проходит концепция "Духа народа".

Однако «Дух народа» не есть высшая инстанция философии истории. Такой инстанцией является разум. Гегель исходит из убеждения, что миром правит разум (вспомним панлогизм Гегеля). Разум имманентен историческому процессу.

Но разум действует так, что человек даже не замечает его замысла и хода мировой истории. Гегель вводит концепцию «хитрости разума», ибо цель, которую ставит перед собой разум, и средства, при помощи которых он осуществляет эту цель, часто настолько отличаются друг от друга, что человек может этого не замечать.

Одним из средств разума, действующего в истории, являются человеческие страсти. Человек, осуществляя свои страстные влечения, преследуя цель удовлетворить свой интерес, добивается, как ему кажется, каких-то своих целей, мелких или глобальных, а на самом деле, оказывается, что это была некоторая хитрость разума.

«Во всемирной истории,— поясняет Гегель — благодаря действиям людей получаются еще несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся, которые они непосредственно осознают и которых они желают». Да, при этом они добиваются удовлетворения своих интересов. Но благодаря этому достижению «осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не осознавалось ими и не входило в их намерения».

Этот непредвиденный и несознаваемый добавочный результат действия субъективно сознательного, но отнюдь не адекватного общей идее, характеризуется у Гегеля как необходимость. Мерой этой необходимости оказывается именно ее непознанность, неосознанность.

!!!   Разум, объективный дух, ведет себя так, как будто он позволяет людям поступать в соответствии со своими собственными замыслами и целями. А оказывается, что эти случайные человеческие замыслы приводят именно к той цели, которая и была задумана Богом. То есть Бог, как пишет Гегель, подобен умному педагогу, который не насилует волю детей, а позволяет им в процессе игры делать то, что задумал педагог в начале урока, а детям казалось, что они предоставлены сами себе и занимаются своей игрой.

Свое понимание исторической необходимости Гегель раскрывает в знаменитом рассуждении о роли великих личностей в истории. От заурядных представителей действующего в истории человечества великие люди, или «герои» истории отличаются тем, что их мышление, при всей ограниченности и неадекватности, неизбежной и для них, лучше понимает «то, что нужно и что своевременно». И великие люди «желали доставить удовлетворение себе, а не другим. И они, преследуя свои цели, «не сознавали идеи вообще».

Но личные и частные цели великих деятелей истории «содержат в себе тот элемент, который составляет волю мирового духа». Свои цели и свое призвание великие люди черпают из источника, содержание которого для всех остальных их современников скрыто. Поэтому всемирно-исторических людей «следует признать проницательными людьми; их действия, их речи — лучшее в данное время».

Но, как ни парадоксально, такой порядок вещей несовместим с человеческим пониманием счастья, ибо оказывается, что человек, движимый своими собственными страстями, добивается своей цели, и таким образом осуществляется замысел Божий. После достижения цели оказывается, что этот человек становится ненужным, он вычеркивается из божественного замысла, и человек оказывается несчастным. Такие личности, которых Гегель называет всемирно-историческими личностями, как правило, несчастливы. Это ирония истории, это хитрость разума.

Почему дух, точнее Бог поступает именно так? Почему Он не может объяснить этой исторической личности Свой замысел, чтобы человек, выполняя замысел Бога, был счастлив, мог заслужить некоторую награду? По Гегелю, этого не может быть, потому что человек должен сам возвыситься до понимания Бога, до Его познания. Человек только лишь тогда становится свободным, когда он постигает деятельность разума, а не тогда, когда ему дается нечто свыше в качестве подарка.

Свобода должна достигается самими людьми. Поэтому Бог вынужден «хитрить», проводя Свой замысел в мире.

Отсюда и зло в мире, поскольку люди не могут понять Божественный замысел и делают не то, что хочет Бог. Люди вполне могли бы построить идеальное государство, если бы знали, что хочет объективный дух, что хочет разум, и действовали бы в соответствии с этим. Но они действуют в соответствии со своими страстями, и Бог вынужден их поступки прилаживать к ходу истории и достигать Своей Собственной цели.

Так Гегель понимает философию истории — как шествие духа, шествие Бога по земле, как прогресс в понимании свободы. Понимая себя все более свободным, постигая задачи и замыслы Бога, человек познает Бога.

Тем самым история развития свободы оказывается историей развития государственных форм. Прогресс в осознании необходимости осуществляется как история перехода от менее свободных форм государственного устройства к формам все более свободным.

Здесь перед нами открывается новая важная особенность философии истории Гегеля. Мировую историю он понимает не только как рост сознания необходимости, но и как расширение этого сознания в народе. Прогресс свободы есть процесс ее «демократизации».

Мысль эта отделяет Гегеля от Спинозы. Для Спинозы свобода — удел и достижение интеллектуальной элиты. Свободны только мудрецы, философы, чье сознание поднимается до постижения необходимости, тождества свободы с необходимостью.

Напротив, для Гегеля прогресс свободы совпадет по сути с прогрессом демократизации форм государственного управления. Именно государство есть «организация понятия свободы». Право, нравственность, государство «являются обеспечением свободы».

Вся периодизация всемирной истории подчиняется у Гегеля этой идее. Различие между всемирно-историческими эпохами — только в степени широты знания о свободе. С этой точки зрения отличаются история древнего Востока, история античного общества, история нового времени. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир (для Гегеля — существенный и преимущественный представитель истории нового времени) знает, что все свободны».

Сравнительная характеристика понимания свободы Спинозой и Гегелем

Сходство:

Понимание свободы в общем и целом как осознанной необходимости (но с этим лучше поосторожнее на экзамене) - но раскрывают эту мысль Спиноза и Гегель совершенно по-разному.

Отличия Гегеля от Спинозы:

Обобщение точки зрения Спинозы

Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы

Принуждённой называется такая вещь, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию

Он понимал свободу как возможность руководствоватья только собственной необходимостью, по мнению Спинозы свободен только Бог.

Человеческие страсти Спиноза также понимал как заведомо необходимые, просто человек этого не осознает и поэтому ему кажется, что он сам чего-то желает.

Освободиться от страстей можно при помощи познания и саморазвития. Освободившись от страстей при помощи разума, просветленный мудрец сможет постичь божественную необходимость и спокойно жить в соответствии с ней.

То есть Спиноза обращает наше внимание на то, что это осознание необходимости доступно лишь просветленнейшим, мудрейшим из людей, интеллектуальной элите.

Обобщение точки зрения Гегеля

Гегель же утверждал, что Абсолютный Дух абсолютно свободен (не как у Спинозы Бог подчиняется собственной необходимости).

Что касается человека, как я поняла, Гегель не отрицал свободу воли. Напротив, он убежден, что Дух управляет историей именно за счет своей хитрости: человеческие страсти приводят к тем историческим результатам, которые входят в замысел Духа.

То есть, с одной стороны, человек, пользуясь своей свободной волей, идет к своим целям и удовлетворяет свой интерес, но при этом вносит свой вклад в мировую историческую необходимость, заданную Разумом. В этом и состоит "хитрость Разума".

Поскольку Гегель не отрицает свободу воли, он утверждает, что зло и несправедливость исходят от людей, которые не понимают Божественный замысел и поэтому не делают того, что нужно.

В итоге Гегель приходит в выводу, что надо познавать Божественный замысел, замысел Духа. Чем больше человек его познает, тем больше он приблизится к Абсолютному Духу, который, как уже сказано, абсолютно свободен.

Понимая себя все более свободным, постигая задачи и замыслы Бога, человек познает Бога.

Причем, стоит отметить еще одно значимое отличие точки зрения Гегеля от Спинозы - Гегель не считает, что свобода - достояние лишь избранных умников.

Гегель убежден, что прогресс постижении замысла Бога (то есть необходимости) осуществляется как история перехода от менее свободных форм государственного устройства к формам все более свободным. Короче, прогресс свободы способствует переходу от менее демократичных государственных форм к более демократичным.

Вся периодизация всемирной истории подчиняется у Гегеля этой идее. Различие между всемирно-историческими эпохами — только в степени широты знания о свободе. С этой точки зрения отличаются история древнего Востока, история античного общества, история нового времени. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир (для Гегеля — существенный и преимущественный представитель истории нового времени) знает, что все свободны».




1. Тема Головні та другорядні члени речення
2. Тематика основные мотивы и образный строй- Судьба поэта поэт и толпа анализ стихотворения Альбатрос
3. тема расположения информации на внешних устройствах
4. трудовому народу без выкупа
5. Виды и жанры литературы средневековья
6. Отличия кооперативов от акционерных компаний
7. ..3 Положение о структурном подразделении.html
8. Реферат по культурологии студента группы Социодинамика культуры
9. Эффект Зейгарник Гештальтпсихология нем
10. Реквием Лина Мне снова стал сниться Портленд
11. Запишите уравнение Максвелла из которого следует что источником магнитного поля может быть переменное
12. Перевод на другую постоянную работу и перемещение на другое рабочее место
13. Доклад- Печатные издания Англии Выполнила-Толстых И
14. Птах Египтяне верили что он сотворил других богов и весь мир
15. на тему Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций Вариант 1
16. лекциях счел необходимым сделать следующее поразительное заявление- ldquo;В общем сказал он христианство б
17. механические свойства рассчитанных смесей; вносят коррективы в полученные составы смесей
18. Статья- Лингвистическая характеристика радиоречи (орфоэпический аспект)
19. Глушенко Евгения Константиновна
20. B1 Gespr~ch А - Guten Tg B-