Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 1. Проблемы истории права

Работа добавлена на сайт samzan.net:


26

Лекции по Истории Права и Государства Зарубежных Стран

(М. А. Исаева и К. В. Карпенко, МГИМО, 2000-2001)

Содержание

[1] Лекция №1. Проблемы истории права.

[2] Лекция №2. История древнего права.

[2.1] Шумерская цивилизация

[2.2] Древний Вавилон

[2.2.1] Законы царя Хаммураби

[3] Лекция №3. История древнего права (продолжение).

[4] Лекция №4. Китай. Полис.

[4.1] Китай

[4.2] Полис.

[5] Лекция №5. Христианство в праве. Византия.

[5.1] Христианство в праве.

[5.2] Византия.

[6] Лекция №6. Феодализм как общественное явление.

[7] Лекция №7. Ислам.

[7.0.1] Хронология:

[7.0.2] Шариат.

[7.0.3] Мазхабы:

[7.0.4] Источники мусульманского права.

[8] Лекция №8. Ислам (продолжение).

[9] Лекция №9. Эпоха великих буржуазных революций.

[9.1] Английская революция.

[10] Лекция №10. Эпоха великих буржуазных революций II.

[10.1] Американская революция.

[11] Лекция №11. Эпоха великих буржуазных революций III.

[11.1] Французская революция.


Лекция №1. Проблемы истории права.

В мире отсутствует прогресс, то есть не существует смены строев (рабовлад на буржуазный, потом на капиталистический).

Существуют различные культурные типы, которым присущи определенные нормы права и форма государства. Культурный тип включает национальность, ландшафт и климат.

В Древнем мире культурные типы были переменны; существовало противостояние между Востоком и Западом, которое покоилось в большом различии в общественно-политическом устройстве гос-в Запада и Востока:

  1.  на З – полисная республика; на В – монархия;
  2.  на В – ирригационные цивилизации – общественной устройство полностью зависит от способа производства – необходимость огромной концентрации рабочей силы дисциплина жесткая иерархия; на З – демократическая организация – жесткая иерархия, которая воздействует на людей с детства на принципах, установленных полисом.

Вещное право. Каждому строю соответствует своя форма права, в том числе и форма собственности:

  •  в эпоху рабовладения частная собственность исключалась, так как единственным собственником является политический суверен;
    •  в эпоху феодализма – несколько собственников;
    •  в эпоху капитализма – сословие собственников.

Но, по МАИ, политический суверен не являлся единственным собственником, частная собственность существовала во всех древних гос-х.

Если формы права не связаны с формами гос-ва, то прогресс отсутствует, а существует только исторические культурные типы.

Рабство. Предел кол-ва рабов от общего населения – 15%, если больше – будут постоянные бунты, восстания.

Рабы большой частью использовались в домашнем хозяйстве, так как раб не заинтересован в результатах своего труда все остальные работы выполняли наемные рабочие рабство нк может быть определяющим фактором формы государства.

Главным источником рабства было пленение.

Институт пекулия – средство для того, чтобы заинтересовать рабов в результатах своего труда. В Др. Египте – рабы имели частную собственность на землю, в Др, Вавилоне – все виноделие в руках рабов.

Община.  Носила в Др. мире выраженный соседский характер. Типы общин зависят от формы владения землей (для соседских общин – свободная купля-продажа земли).

В Др. Вавилоне: свободный вход в общину, свободная купля-продажа и передача земли по наследству.

Таким образом, состояние общины тоже не может служить показателем формы гос-ва и права. Община – организация населения, создается госвластью для вопросов финансового и судебного управления; община или признается, или санкционируется гос-м.

В военных гос-х – община носила военный характер.

община – форма организации населения, которая создается государством, поэтому нет связи между формами общины и формами гос-ва и права.

Политическая организация. Все формы правления были созданы еще в древнем обществе. Но любая власть основывалась на постулате о божественном происхождении власти, что и отличает древние формы от современных форм гос-ва и права. Обычно, правитель был либо богом (Др. Египет), либо верховным жрецом, но часто за царя правили религиозные лидеры и имели возможность сместить его.

В древнем об-ве монарх – должность выборная; сохраняется пережиток народного собрания в виде собрания аристократии или народного собрания.

В древне обществе - смещение форм правления: римская империя после Октавиана Августа – принципат – республиканская монархия с выборным главой государства; наследственная власть отсутствует.

Лекция №2. История древнего права.

Хронология (по списку Манифона – история Др. Египта в 3 томах, но быди проверены только два последних):

4 241 г. до н.э. – начало древнеегипетской цивилизации;

сер.4 тыс. до н.э. – объединение Верхнего и Нижнего Египта;

2 700 – 2 000 гг. до н.э. – переход к системе обозначения года через имя правителя;

16-15 вв. до н.э. – 18, 19 династии – древние реликты в Египте.

Шумерская цивилизация

Шц признается более древней, чем древнеегипетская, так как археологические реликты имеют больший возраст.

Право Шц часто апеллирует к богам; правитель Шц – потеси лугаль – считался выразителем воли богов, их представителем.

Древнейший письменный документ – глиняные таблички царя Урукагина – 24 в до н.э. содержание – социальная реформа по восстановлению порядка:

первая часть законов: перечисление недостатков, злоупотребление властью, монополизация рынка, притеснение малоимущих реформа;

реформа:

1. изменение налоговой системы:

а) запрет самовольного установления арендной платы чиновниками;

б) отмена арендной платы для жрецов;

в) отмена пошлины на суд;

г) отмена платы за литургию;

д) снижение платы за погребение.

2. Специальные реформы:

а) ответственность за притеснение малоимущих, вдов и сирот: запрет рубить деревья и похищать рыбу у малоимущих.

3. Изменение правового статуса субъекта:

а) отмена кормлений – источника дохода за службу:

б) отмена кабальной зависимости;

в) разрешение полного владения домом и землей для жрецов.

4.Укрепление патриархата;

а) установление частной собственности на садки для ловли рыб для общин;

б) запрет околдовывания мужчин женщинами;

в) запрет полиандрии.

Текст Пурнаму (2 350 г до н.э.) – законы уголовно-процессуального характера: определение отношения сторон до суда, процесс, вынесение приговора, все процессы фиксировались.

Систематическое изложение материала опыт кодификации.

Суд и состав суда: наличие арбитра; в составе суда – 4-5 человек (1 – профессиональный, царский; остальные выбирались из состава 36 заседателей, возможно, жрецов). Основа правления – божественная воля, понятие справедливости.

Законы Липит-Иштара (г. Исина) – 38 сохранившихся статей:

Нормы обязательного права. (брачный контракт: муж передает приданное жене, если он – инициатор развода, то платит штраф, возможно, что и жена тоже).

Брачно-семейное право.

Наследственное право.

Система налогов.

Вещное право: патрисиа лугаль – нередко частное лицо, правитель выступает в роли сюзерена (феодала). Обладающего частной собственностью на свою землю. Родовая преэмпиция (выкуп) – потеря права выкупа, если наследник участвует в сделки в качестве свидетеля; эмфитевзис – наследственная аренда храмовым и другим людям; рабский труд – широко не использовался, но к рабам более жесткое отношение; долговое рабство – отработка двойного размера долга давало свободу.

Законы Билаламы – 20 в до н.э.:

максимальный уровень цен на продукты и за аренду: аренда – плата за каждый день, возврат вещи обязателен; личный найм -оплата как натурой, так и серебром по установленным тарифам; найм раба – у хозяина, за порчу раба (раб – объект права) обязанность предоставить нового раба в течении месяца и семи дней.

Семейное право: начало брачных отношений – заключении брачного контракта. Сын становится полностью дееспособным только после раздела наследства, следовательно, семья – союз пайщиков.

взаимоотношения хозяина и раба: рабство – не ограничивалось во времени, раба можно отдать в долг, при его покупки необходимо засвидетельствовать.

ответственность за ущерб.

Уголовное право: принцип объективной вины (умысел и неосторожность); система доказательств: ордалии – вода, рота.

Древний Вавилон

Законы царя Хаммураби

– имели казуистический характер. Право – специальная норма, которая не применялась ко всем случаям.

Текст:

1. Преамбула – отсутствует описание деяний, прославляющих царя (только в общих чертах). Новелла – власть Хаммураби – власть централизована и устраивает всех богов.

3. Эпилог – цель: «дабы сильный не притеснял слабого»

Функции царя – отправление правосудие.

Царь – верховный жрец, божественный избранник, его воплощение.

Верховный сюзерен своих подданных.

Воины несут свою службу под страхом смерти и получают за службу литургию (сначала царь содержал воинов за свой счет, но потом они откупились).

2.основная часть:

2.1 Вещное право. Принципы: риск случайной гибели вещи на собственнике, использование имущества не по назначению приводило к возмещению; ст. 39, 71 – возможность отчуждения имущества (кроме литургии); ст. 41 – принцип родовой приэмпции; modus agri – покупка и аренда земли с возмещением несоответствия между размером земли и ее качеством; антихреза – отдача в залог имущества, приносящего доход, который замещает проценты. Ст. 49, 50, 51, 66 – в залог: антихреза + %; возможность отдачи в залог человека (возможно из семьи), запрет отдачи в залог рабочего скота, институт ипотеки.

2.2. Обязательственное право:

Несоблюдение формы договора – его недействительность;

Расторжение договора – уплата неустойки;

Свобода договоров;

Должник и его семья попадали в кабалу на три года;

Возможность продажи должника и его имущества;

Личная ответственность за деликт (58 ст.);

Долг может быть возвращен и движимым, и недвижимым имуществом;

Договор поручение в форме каменды (денежная, имущественная и для поднятия целины сроком на 4 года);

Аренда земли: пользование имуществом с или без извлечения прибыли;

Договор найма: расценки фиксированы, принцип талиона за смерть заказчика, если в его смерти виноват исполнитель, срок исков давности –1 год;

Договор банковской ссуды (беспроцентный);

Прекариум (ст. 102) – использование вещи с получением дохода с нее, если вещь гибнет, то ее стоимость возвращается, если получена прибыль, то она тоже возвращается – фидуциарный (основанный на доверии) характер договора.

Лекция №3. История древнего права (продолжение).

Договор поклажи (хранения) – необходимо наличие свидетеля сделки; депозит – сохранность вещи, добросовестное отношение, риск случайной гибели имущества.

Договор купли-продажи – письменная форма + свидетели.

Договор товарищества (ст. 99) – товарищество с ограниченной ответственностью (вкладчики), участники несут солидарную ответственность.

2.3. Уголовное право. Основная цель УП – предотвращение преступлений (через жестокие наказания). Категории преступлений - против личности и против имущества:

Против личности: нанесение ущерба чести и достоинству лица (поклеп – 1, 2 ст., лжесвидетельство – 3 ст. – если обвинение не доказано, обвинителю - смерть); напнесение физического ущерба (наказание по принципу талиона: прямой – 196, 197 ст., косвенный – 195, 209, 210 ст.).

Против имущества: 1) кража: объекты – частное, храмовое и дворцовое имущество (за два последних – тройной штраф); кража или побег раба (за побег смертная казнь); 2) грабеж – ст.22 (ночное нападение или кража в особо крупных размерах) – наказывалась смертной казнью.

Институт головничества – если преступление было совершено на территории общины, но виновный не найден, то она уплачивает штраф.

Ст. 5 – запрет судьям, совершившим преступление, занимать определенные должности.

2.4. Уголовный процесс. Процесс – состязательный, от имени царя, судьи назначались царем.

Суды: 1 звено (низшая инстанция) – общинный суд = общ староста + наиболее состоятельные члены общины, принимал коллегиальные решения во всем делам на территории общины; царский суд (инстанция для общинного суда) – профессиональные судьи назначались царем, действовали на основе царских законов, их решения не подлежали обжалованию (vice sacra). 2 звено: суд наместника – административные дела, дела о должностных преступлениях. 3 звено: царь: апелляционная инстанция, все судебные дела, которые не были в юрисдикции других судов. Сакральные суды – храмовые дела.

Состав суда – судья, пристав, судебные исполнители, писец, нарочник.

Стадии (ст. 9): подача иска, рассмотрение дела (стороны доказывают свои позиции), вынесение решения.

Доказательства: 1) свидетели – видоки (присутствовавшие при сделке) и послухи (знавшие похищенную вещь). Кроме: рабов, живущих под крышей отца, женщин. 2) божий суд – рота, ордалии (вода). 3) письменные документы.

2.5. Семейное право.

Брак носил обязательственный характер, договор обязателен (стороны договора: жених и отец невесты, при её желании). Жених получает приданное только в пользование. Жених передает подарок отцу невесты, при разводе по желании невесты, он возвращается в двойном размере. Приданное по смерти жены передается детям. Имущество по смерти мужа передается жене и детям. Муж не удовлетворяет долги жены до брака. Имущество в браке - совместная собственность. Прелюбодеяние – муж, заставший жену с любовником, может их убить. Если муж безвременно отсутствует, то жена имеет право жить с другим. Развод возможен по желанию обеих сторон, причины: адюльтер, плохое ведение домашнего хозяйства, болезнь.

2.6. Наследственное право. Пути передачи наследства: по закону (детям, в том числе не родным, в равных долях) и по завещанию (только родным сыновьям, или признанными родными, дочери получали наследство, только если это было оговорено).

Институт попечительства – отчим мог только управлять имуществом вдовы.

Законы Ману.

Правовая цивилизация древней Индии: сосуществование религиозного и публичного права, ритуальная чистота и нечистота.

2 в до н.э. – 2 в н.э. – создание законов Ману. Текст – Харма-Шарста – трактат, имеющий систематический характер, написан прозой. Харма-Сутра – меньше систематизирован, руководство к действиям для достижения выполнения норм обычного права. Дхарма – высший закон, которому должны следовать все, совокупность правил поведения, символизирующих добродетель, приносит религиозное поощрение.

Вопросы очищения от скверны – основные в жизни человека, через очищение человек попадает на небо.

Законы Ману – 12 глав: 1-10 – наследственное право, 11 – процесс искупления греха (праяшчита), 12 – вечный круговорот жизни (сансара).

Право – часть религиозной модели. Раджа-Дхарма – светское право, цели и задачи государства направлены на сегодняшний день.

Статус царя – царь мог выбирать себе наследника, существовал институт соправительства.

Функции царя – правосудие и законодательство. При царе – совет, советники возглавляли определенные институты управления – Палисада.

Население, социальная структура.

Варна – замкнутая категория лиц, которая имеет божественное происхождение:

Брахманы – изучают веды с 8 до 16 лет.

Кшатрии – воины + царь (11 – 16).

Вайшьи  торговцы, земледельцы, пастухи (12 – 24).

Шудры – обеспечивают первые три категории.

В основе деления – разделение общества волевым актом кого-то свыше (возможно, арийцами).

Уголовное право:

Имело публично-правовой характер.

Невиновное преступление, смягчающие обстоятельства, соразмерность содеянному, обстоятельства, исключающие наказание (аффект).

Преступления: прелюбодеяние (ответственность растет с ростом варны), оскорбление словом – имущественная ответственность и физическое наказание, оскорбление делом – ответственность по принципу талиона, ущерб обшему имуществу, воровство – движимое имущество, кроме общедоступного, наказание – штраф, членовредительство, смерть; грабеж (кража + насилие).

Процесс: вчинение иска; следствие и проверка доказательств; применение материальной нормы; вынесение приговора.

Доказательства: рота, ордалия, письменные доказательства, пытка.

Органы суда: городской суд, суд брахмы (3 жреца), суд царя.

Лекция №4. Китай. Полис.

Китай

Особенность: очень древние устои культуры и искусства.

Конфуцианство: зародился в 5 веке до н.э., оказывал огромное влияние на право и политику Китая. Конфуцианство зародилось в эпоху Джань Во, в это время шли постоянные междоусобные войны между феодальными княжествами Китая. Появляется идея, что всё было гораздо лучше на этом основании возникает конфуцианство.

Конфуций, возможно, принадлежал к сословию шив (советников).

Суть конфуцианства: вечно только «небо», задача человека – достичь это «небо», для этого надо возвратится в прошлое, а для этого надо подражать деяниям предков через ритуал – комплекс различных норм, которые регламентировали все стороны жизни.

В противовес конфуцианству возникает течение легистов (4 в. до н.э.). Их идея: верховный правитель должен издавать законы, чтобы исправить существующую действительность.

Эпоха Джань Во закончилась эпохой Цинь – сверхцентрализованная держава, монарх ни чем не ограничен.

Княжеству Цинь помогло возвыситься учение легистов. С эпохи Цинь Китай достиг тех своих границ, которые существуют и сейчас.

Легизм принес не только элементы новизны, он также сокруши общинный строй китайской деревни. В эпоху Ся в Китае сложилась община. Все земельные угодья данного коллектива делятся на девять квадратов: центральный – обрабатывается всеми и доход с него идет на уплату налогов. Остальные – у общины. Эта система продержалась до 1 половины 4 века н.э. легисты упразднили общину и ввели частную чобчтвенность на землю. Но, после введения свободного оборота земли, сложилась революционная ситуация, так как узкой группе людей удалось скупить большую часть земель в Китае  - гуманитарная катастрофа, в гражданской войне погибло до 80 % населения. После этого школа легизма теряет своё значение и государство вновь обращается к конфуцианству. Государство устанавливает предел кол-ва земли в одних руках.

Полис.

Полис – город-государство, но не государство в традиционном юридическом смысле. Элементы государственности присутствовали – суверенная власть (res publico) – абстрактное понятие государства.

Процесс складывания полиса: древнегреческая цивилизация представляла собой слоенный пирог, так ка на территории Древней Греции в течении 2 тысяч лет родственные племена уничтожали предыдущую цивилизацию и строили свою.

9 – 8 вв. до н.э. – дорическое завоевание – захват Пелопоннеса: были уничтожены все формы государства и картина расселения была довольно хаотична, каждый стремился выбрать наиболее благоприятное место междоусобные войны. Среди греческих родов возникают центры притяжения (наиболее сильнее князья. Акрополь – крепость для защиты от нападения. Постепенно, вокруг, акрополя возникает постоянное поселение, это выгодно, так как при нападении противника поселенцы имеют возможность укрыться в акрополе. Затем создается система защиты вокруг акрополя. В процессе сионизма – более сильные рода захватывают менее сильные, они свозят захваченное население к своему Акрополю – складывается полис.

Элементы полиса:

Население (граждане). Гражданство носило и юридический , и религиозный характер; иностранцы – митэки; рабы – немногочисленны. Население не более 40 тысяч человек. Политические права всегда сопряжены с экономическими: доход от государственной собственности распределялся между гражданами граждане обладают набором экономических прав, в отличие от иностранцев, у которых были только некоторые права + граждане полиса не платят налоги.

Государственная власть – средство для исправления окружающей действительности, у каждого гражданина есть доступ к государственной власти, с 4 века – для граждан – обязанность служить на к-л посту на государственной службе (обычно, безвозмездно). На народных собраниях, суде гражданин не нес ответственность за свои слова, абсолютно каждого гражданина вталкивали в политическую деятельность + отсутствие ответственности открывало возможность для поиска истины посредством обсуждения ч-л. В полисе – поиск политической истины всеми гражданами.

Территория. Темен (=ager publicus) – общественный земельный фонд, из которого нарезались участки для населения (сначала всем, потом митэкам и рабам). Понятие ager publicus продержалось дольше чем темен. Ager publicus увеличивался за счет завоеваний, следовательно, по мере роста завоеваний – рост земельных наделов римского народа. К концу 1 века до н.э., когда всем италикам предоставили римское гражданство, весь Аппенинский п-ов оказался в собственности римского народа.

Обязанность граждан участвовать в политической деятельности приводила к тому, что число граждан не должно быть большим избыток населения вывозился на отдаленное место для основания новых полисов – процесс колонизации – вначале метрополия обладала полнотой власти над колонией, но по мере роста колоний, они объявляли себя независимым полисом, но сохранялось единство культа  Амфиктеоны – религиозные союзы древнегреческих полисов, но потом стали появляться институты общей власти (общая казна). (Дельфийская амфиктеония – самая главная, в нее входили все полисы).

Гегемония – союзы, когда в силу военной необходимости полисы объединяли свои военные силы с целью противостояния общему врагу.

Но ни амфиктеония, ни не гегемония не переросли в государство, оставаясь межгосударственными союзами.

К закату греческой цивилизации греки создали некое подобие государства (Италийский союз) – полуфедеральная-полуконфедеральная форма государства, общая государственная власть, вооруженные силы, финансы, унификация мер и весов, но римляне остановили этот процесс.

323 г. до н.э. – распад державы Александра Македонского на ряд государств; синкритизм – слияние западной и восточной культур – эллинизм. Форма правления в эллинистических государствах – восточная монархия.

Таким образом, древнегреческий полис, являясь уникальным политико-государственным явлением, является колыбелью понятия демократии, но весьма своеобразной, глубоко аристократичной, где все права и свободу доставались только узкой группе людей.

Лекция №5. Христианство в праве. Византия.

Христианство в праве.

Х возникло в 1 веке н.э.

Догмат – то, что не подлежит никакому сомнению.

Прокопий Кессарийский впервые выдвинул и заложил основы «христианской религии» - он был арианином, то есть еретиком. Между христианами и арианинами – постоянные догматические споры: ариане полагали, что Иисус Христос не имел божественного происхождения, что было осуждено в 325г на первом вселенском соборе христиан. В 9 веке – изменения в христианстве вызывают споры, что привело в 11 веке к схизме – расколу христиан на католиков и православных. В 16 веке – отделение лютеранства от католицизма. В 3-7 веках – споры в восточном христианстве: разделение на несколько течений – александровская, армянская, ассирийская церкви.

Церковь – только Х смогла выработать четкое понятие церкви:

Богословская точка зрения: церковь – мистическое «тело» (все верующие входят в него) Иисуса Христа, то есть собрание всех верующих (эклессия); глава – Иисус Христос; отсутствует всякое разделение по нации, полу и т.п.

Юридическое понятие: церковь – универсальное юридическое лицо, которое противопоставляется государству и не может быть его частью. Отношение Х к государству закреплено в новелле Юстиниана: принцип симфонии – церковь поддерживает государство в той степени, в которой само государство живет по принципам церкви, государство поддерживает существующие устои церкви, защищая ее от еретиков.

Церковь имеет руководящий орган, устав и членов. Цель церкви – творение блага и наставление верующих (принцип канонического права – нет спасения вне церкив).

Церковь – хорошо организованный институт, который смог в течении первых 3 веков н.э. противостоять государству.

315 г. – конец эпохи гонений – Медиоланский эдикт (императора Константина Великого) – провозгласил равенство Х с другими религиями: христианам возвращается их имущество, за церковью – функция благотворительности. Это позволило Х быстро укрепиться в языческом мире: Х не требовало жертв в пользу религии, наоборот, помогали бедным и т.п. После 4 века – начало борьбы Х с язычеством.

Церковь превратилась в самый мощный институт в мире и продолжает им оставаться до сих пор.

Институт инквизиции – боролся с членами различных сект.

Causa преследования Х в первые века – положение римского государственного права о том, что принципс Рима – бог (что плохо влияло на их психику). Так как, принципс – бог, то ему необходимо приносить жертвы, чтобы засвидетельствовать свою благонадежность, с точки зрения христиан – это отказ от Иисуса Христа.

Уголовное преследование Х было не по религиозным мотивам, а по политическим, так как христиане не совершали жертвоприношений в пользу принципса (только при Косте Великом это положение было отменено).

Механизм влияния церкви – источники канонического права – они одновременно регулировали положение и священнослужителей, и мирян, которые являлись частью государства.

Источники церковного права:

Священное Писание – Библия (древнейший список – 6 в. н.э.).

Апостольское предание.

Семидесятитолковник (2-3 вв. до н.э.) – перевод Ветхого Завета на греческий язык 70 раввинами.

Евангелии: от Матвея – 70 гг. н.э., от Иоанна – 125 г. н.э.

Эдика – учения 12 апостолов – 1-2 вв. н.э.

Соборное собрание апостольских постановлений – 4 в.

Правила святых апостолов – 5 в.

Правила вселенских соборов – 7 штук: 1) 325 г - Никейский; 2) 389 г - Константинопольский; 3) 431 г - Эфесский; 4) 451 г – Халкидонский; 5) 553 г – Константинопольский; 6) 680 г – Константинопольский; 7) 787 г – Никейский. Установленные правила – общи для всех, так как на вселенских соборах присутствовали делегаты от всех конфессий.

Правила поместных соборов (православная церковь).

Правила святых отцов церкви (мучеников, богословов).

Кодификации (Номоканон – 6 в., Алодавитная синтатка).

различные постановления светской власти (у католиков).

Кодекс римских священников 8 века.

Лжесидоровы декритарии.

Акты – конституции, инструкции и т.д.

Постановления соборов католической церкви: 859 – Константинопольский; 1123 – первый Лютеранский; 1139 - второй Лютеранский; 1179 - третий Лютеранский; 1215 - четвертый Лютеранский; 1245 – первый Лионский; 1274 – второй Лионский; 1404 – Пизанский; 1414 - ?; 1431 - ?; 1439 – Флорентийский; 1516 – пятый Лютеранский; 1545-65 - ?; 1869-70 – первый Ватиканский; 1959-65 – второй Ватиканский.

Византия.

11 мая 330 г. – Костя Великий основал вторую столицу Римской империи – Константинополь – начало Византии.

1453 г – конец Византии после нападения турок.

397 г – только восточная часть римской империи не попала под удар варваров.

350 – 750 гг. – установление основ византийской культуры, создается своеобразие права и государства Византии. (в это время – война с персами – до 7 века; в середине 7 в. – появление арабов с востока, с середины 6 в. – славяне с севера). С начала 8 в. на территории Византии возникают раннеславянские государства (Болгария, Югославия). Византия не пустила арабов через свою территорию на запад.

После успешных походов Велизария (во времена Юстиниана Великого) все средиземноморье принадлежит Византии.

С сер. 7 в. до 13 века – борьба против набегов арабов и славян.

Византия – супердержава, завоевывает народы при помощи культурного воздействия. В это время – углубление византийской культуры – замена римских остатков культуры византийскими элементами. Замена римского право собственно византийским.

13 в. – крестоносцы уничтожили Константинополь (ошиблись, перепутали его с Иерусалимом), на 70 лет – распад Византии на маленькие удельные государства. Крестоносцы основали там Латинское королевство с попыткой ввести западный феодолизм.

Конец 13 в. – национально-освободительная борьба, восстановление Византии.

13-15 вв. – разложение византийской государственности, так как её мощб была подорвана.

Источники византийского права:

Кодификации: а) кодекс Григорианус (295 г.); б) кодекс Гермогенианус (324 г.); в) 428-438 – кодекс Федосинианус – посвящен семейному праву, регулирует отношения с когнатами. 426 г. – подтверждение канонизации пяти римских юристов; г) кодекс Юстиниана (составлял юрист Трибониан с 13.02.528 по 12.04.529): обработка римских конституций (т.е. мнений принципсов о тех или иных законах) – сборник 50 решений (конституций). После издания этих решений Трибониану ставят задачу кодифицировать ius civilis и сочинений (систематически разработанные изложения права) юристов. Их результат – Дигесты (16.12.533).  Институции (30.12.533) – учебник по римскому праву. Эти документы были признаны единственным источником права, установлен ие запрета перевода их на другие языки, но разрешена сравнительная работа этих документов и других источников греческого права. Разрешена индексация появление переводов на греческий язык (40% переводов были утеряны); д) парафразы византийских учеников права; е) Эклога – кодификация императора Льва Исавры; ж) Эклога Льва Исавры и Константина К…(?).\ - посвящена брачно-семейному праву, УП, УПП. Очень удачно систематизирована, поэтому действовала до конца Византии и была потом рецепиирована. Имела три аппендикса: ius militaris, морской закон, земледельческий закон (в 8 части – понятие общины, что говорит о том, что основное население Византии – славяне); з) Прокирон – руководство к изучению закона (переработка Дигест – 9 в.), состоял из 40 титулов: 1-11 – брак и приданное, 12-20 – обязательственное право, 21-37 – наследственное право, 38 – публичное право, 39 – преступления и наказания, 40 – вопросы военной добычи. Вторая редакция (Льва Мудрого и сына) – Эпаногога или Исагога: 1 - вопросы принципов права, 2-7 – государственное право, 8-10 – вопросы достоинства священнодеятелей, 11 – брак, 12-13 – о свидетелях и доказательствах,18-20 – приданное и договор дарения, 22-28 – обязательственное право, 28-38 - преступления и наказания, 39-40 - ?; и) Василики – царские законы (9 в), состояли из 60 книг, содержали текстуальное воспроизведение положений Дигест Юстиниана.

Новеллы императоровlex imperfectum (не имели санкций, которые издавались в виде эдиктов наместниками императора, эдикты регулировали: пошлины и сборы, деятельность магистратур, вопросы судопроизводства).

Юриспруденция – виды юридических работ: переводы, эпистолы, паратитлы, аннотации, парафразы, апории (вопрос-ответ), глоссирование (глоссы номика, глосса маргиналис), схелии – указания на места в Дигестах и положения в Василиках, монографии, шестикнижие – собственные кодификации юристов.

Обычное право – влияние его практически отсутствует.

Византийское право – отличия от римского права:

В публичном праве – выработка общих понятий государства.

Вещное право – разделение элементов вещного права – урезание прав собственнкиа в пользу держателя вещи.

Изменение сроков исковой давности.

Договор срочной аренды.

У государства – право экспроприации земли в свою пользу.

Упразднение развода, конкубината, равноправие имущественного положения супругов. Запрет браков между родственниками до 7 колена.

Запрет иноверцам иметь рабов-христиан.

Суд и процесс – усовершенствованный экстраординарный процесс (либиллярный процесс): судья = прокурор + защитник + судья. Судебные органы: верховный судья – император, префекты (экзархи), магистраты, низшая система – сельские и городские суды; специальные суды – военные и придворные (административные) суды. Процесс: три письменные оплачиваемые стадии: 1) иск истца о вызове ответчика, 2) доказательства перед судьей, 3) defeneliva centencia  - приговор после совещания, исполнялся в течении 4 месяцев по гражданским делам, немедленно по уголовным. Доказательства (формальная система): 1) письменный акт, 2) показания свидетелей, 3) показания экспертов.

Государственная власть. Византия – республиканская монархия, отсутствие престолонаследия, большое число династий. Основа власти – армия и бюрократия. Бюрократия – отраслевое упраление, каждое управление возглавляется логофетом. В 9 веке – слияние армии и бюрократии – фемный строй. Страна делится на фемы, во главе которых стоят военноначальники (стратеги) тех частей, которые находились на данной территории. (Фемы: топархи и слессуры).

Лекция №6. Феодализм как общественное явление.

Ф характерен только для западноевропейских государств. Его хронологические рамки: 5 век – 1600г.

Условия формирования Ф: крушение государства и права античной культуры. Ф был создан государственным гением новых индоевропейских народов (германцы).

Новые индоевропейские народы: начало 4 в – вестготы на земли римской империи, взятие Рима, их дальнейшее наступление на Испанию, начало 5 в - переселение народов, их наступление на юг, середина 5 века – наступление на римскую империю остготов. К концу 5 века – западная часть римской империи – чересполосица варварских королевств, их государства носили родовой характер, институты короля и его вассалов (между ними урегулированные отношения). Другие отношения регулировались обычаями кровной мести и круговой поруки.

Два слоя населения: воины-крестьяне (либо война, либо с/х) и воины-бандиты (только война).

Commendatio – простые члены общества заключали договор с воинами об охране их жизни и имущества, взамен – воинам передавался титул на землю (но не право на нее). Воин содержался за счет доходов с земли.

Чтобы этот воин мог гарантировать защиту, он коммендирует к более сильному воину, и так далее, до короля.

Таким образом, это общество беспорядочных договоров, само государство отсутствует. Право собственности = право титула + обязанность использования.

К 7 веку эта система полностью сложилась, в 12 веке – расцвет.

Отношения между государем и вассалом – на основе договоров (вассал был обязан служить государю военную службу только 40 дней в году). Затем вассал стал откупаться от военной службы за счетные деньги. Отношения между государем и вассалом были строго регламентированы (вассал имел право на восстание).

Форма государства: во главе король который ограничен различными комендациями, король осуществлял управление – королевский суд и общевоенное командование. Право законодательства короля существовало до 9 века. Источники закона – местные обычаи, которые перерабатывались и систематизировались.

Государственный механизм королевства: кроме несения службы, вассалы служат на какой-либо государственной должности – мажордом – вначале раб, который смотрел за имуществом короля, затем – первый министр, который контролировал все имущество короля, стали очень сильны в конце средневековья. Сенегал (конюший) – вначале смотрел за конями, затем управление конницей и международные отношения. Фальцграф (шериф) – королевский судья, имеет право судить от королевского имени, обычно разъездной. Королевский пристав – брал под королевскую защиту какое-либо лицо от его имени.

Но государство не было четко оформлено, так как каждый вассал был сувереном на своей территории.

Институт народного собрания – по мере расселения по территории римской империи исчезает возможность быстрого сбора такого собрания, также система комендации исключает из такого собрания тех людей, которые коммендировали свои права государю.

Этот институт перешел в ежегодные смотры войска, затем в съезд магнатов (вассалов), поэтому этот институт сохранился в общине.

Церковь. Западная католическая церковь – социально-политический институт, который систематизировал государства западной Европы.

Но церковь не имела силы, поэтому всячески стремилась поддержать короля, являясь значительным финансовым институтом.

9 в. – ius forbannitus (банное право) – церковь подсказывает королям поиметь право издавать обязательные указы, затем право отправить лицо в ссылку на 1 год и 1 день. Впоследствии: право созывать ополчение, налагать наказание, казнить.

Эпоха феодализма абсолютизм – время, когда Ф воспринимает идеи античного права, как результат – формирование национальных государств.

Выделение городских бюргеров, которые конкурируют со знатью. И знать, и буржуазия видят в короле – арбитра.

Право частной собственности. При Ф это право отсутствует. Но государь имеет право называться собственником, земля же в руках его вассала, который за это оказывает услуги. Бенефиций – пожалование чего-либо за оказанную услугу, если услуга многократно – феод. В 11 веке феод – по наследству и за военную службу. Лен – в отличии от феода имел своим предметом любую вещь (феод – земля). Прекарий – продажа земли с немедленной ее сдачей в наследственную аренду продавцу за символическую плату (обычно осуществлялся между человеком и монастырем, человек получал защиту, монастырь – титул). Аллод – его владелец не несет никакой службы, существовал на юге Франции, где сохранились римские законы. Сезина – земельный участок, который был расчищен кем-либо и если в течении 1 года и одного дня этот человек ни к кому не коммендировал, он получал абсолютную исковую защиту этого участка.

Право. Единый правовой порядок отсутствовал. В каждом королевстве – свой личный закон, так как каждое племя почитало какого-либо одного бога, на этом почитании основывались законы, которые были присущи только одному племени.

Но общие принципы были еще одинаковы. После нашествия на римскую империю все племена и римский народ перемешались при суде возникали различия в правовых порядках судящихся.

Символизм права. Был необходим, так как большинство населения было безграмотно, требовался символизм при заключении сделок (обычно брали на сделки детей).

Косность права. Если один человек оказывал какую-либо услугу другому, то он становился должным оказывать эту же услугу в дальнейшем, чтобы избежать этого существовал механизм clausuul – механизм оговорок.

Уже после 12 века право было достаточно разработано.

Лекция №7. Ислам.

Хронология:

570 г. – рождение Мухаммеда (пророка) в Мекке.

610 г. – Мухаммед начинает получать откровения и приобретает много сторонников в Мекке.

622 г. – Мухаммед приезжает в Медину, это считается годом начала мусульманского летоисчисления.

622 – 32 гг. – последние годы жизни М, он приобретает много сторонников.

628 г. – договор о признании ислама единой религией всего Аравийского пол-ова.

Общая характеристика ислама.

Мухаммед имеет божественное происхождение, в исламе – объединение юридических и религиозных норм. Ислам – «подчинение воли бога».

Коран – священное писание.

Суна – священное предание.

Алес Безми – договор между Аллахом и человеком, по которому человек обязался вечно подчинятся его воле.

Ислам – единственная верная религия.

Джихад – «усилие в вере», меры по распространению и развитию религии (но без указания на обязательность войны).

Концепция интереса – направленность права на защиту религии.

Средние века – становление шариата, он имеет ту же систему, что и в религии.

Каждая отрасль права неразрывно связана с религией.

Муамалат – мусульманское право собственности исходит из принадлежности права собственности Аллаху.

Публичное право – власть принадлежит только правоверным.

Процессуальное право требует, чтобы судьи были правоверными.

Международное право – ислам делит мир на исламскую часть и неверных.

Уголовное право – вероотступничество, неисполнение религиозных норм – серьезные преступления.

Ахлак – нравственность, за нарушение – ответственность.

Наиболее тяжкие преступления: посягательство на Аллаха, шпионаж, мздоимство.

На нарушителя всегда падает потусторонняя религиозная ответственность.

Шариат.

Шариат – совокупность нормативных предписаний, основанных на Коране и Суне. Сформировался в 7 – 8 вв.

Кризис мусульманского общества (637 г.) – борьба за преемственность пророка между мухаджирами (из Мекки) и ансарами (из Медины). Всего – четыре халифа, первый – Абубакапр, четвертый – Али. Шииты признают только Али, а сунниты – всех четырех.

Текия – возможность отречения от ислама, которую признают шииты (сунниты нет).

Фатия – предопределенность судьбы, шииты не до конца признают это, считают, что у человека есть некоторая свобода, сунниты признают лишь очень маленькую свободу действий.

8 век – создание шариата на основе трудов разных юристов.

Мазхаб (4 сунит., 2 шиит.) – школы в науке Фикхе и Акиды – внешний мир.

Машраб – школа на пути следования воле Аллаха, внутренний мир человека: очищение злой стороны и облагораживание светлой стороны.

Мазхабы:

Суннитские: 1) Маликитский – дал теоретическое обоснование своей теории через «расчищенный путь», систематизация норм права, источники: Коран, Суна; возможность толкования норм права исходя из: приверженности, поддержания жизни, заботы о разуме, продолжения рода, получения выгоды; 2) Ханифуский (?); 3) Шафиитский –дал основу Узул Аль-Фикх – основа мусульманского права; 4) Хамбалидский – первоначально, следование религиозным нормам, духу Шариата.

Шиитские: 1) Джафариты – источником признавали Акль – разум; 2) Усуриды – отсылали правоверных непосредственно к Корану.

Источники мусульманского права.

Коран- священное писание. Коран - божественное откровение, обладающее высшей ценностью, которому обязаны следовать все правоверные. Нормы Корана неизменны, они регулируют и религиозную жизнь, и юридическую. В Коране – 114 сур (самые важные – 2, 17, 24), суры делятся на аяты (6 225 штук). Нормы права опосредованы, касаются вопросов наследства и брака. Аяты: шукхамат – не допускают разночтений, мутамабихат – допускают различные толкования. Мусульманские правоведы пользуются только первыми.

Суна – священное предание, предписания Мухаммеда для применения Корана в повседневной жизни, а также решения его сподвижников (хадисы), которые он признал. Суна состоит из шести книг. Шииты признают только те хадисы, которые придумал Али – хабары. Для определения подлинности хадисов требуется, чтобы: 1) последовательность их пересказа восходила к одному из сподвижников Мухаммеда; 2) приоритет ранних перед поздними; 3) наличие определенного числа свидетелей. Абсолютно истинными хадисами считаются те, которые были переданы 3 совершеннолетними, не имеющими личной заинтересованности.

Аль-кияс – суждения по аналогии. Используется, при отсутствии регулирующей нормы в Коране или Суне. Система: аяты + раи (?). Киясы расширяли возможности правотворчества судьи. Абу Хамид – провел систематизацию кияс. Шафиитский мазхаб также признавал Аль-кияс.

Идисма – единое мнение мусульманской общины, единое мнение мусульманских правоведов и богословов. Виды идисм: мухасил – единое мнение по вопросу известных правоведов; аль-манкул –свидетельства авторитетных лиц, которые решают такое дело; аль-аймма (?) – решение государя и правоведов; аль-улема – единое мнение общины (шииты признавали верными только те идисмы, которые были сделаны в присутствии имама).

Фетва – заключение муфтии или муллы по вопросу на основании законов Иджмы. (рисала – инструкция муфтии). Иджтихад – создание норм на основе субъективного восприятия норм права по общим и отдельным вопросам.

Обычай: адат – обычай на территории Аравии; урф – обычаи немусульманских покоренных народов.

Ферман – указ главы государства.

Канун – решение представительного органа государства.

Публичное право.

Вместо государства – община, в 7 веке – создание государства по причинам: огромной территории, наличия неверных, личной воли халифа.

7 в. – земельная реформа: неверные живущие на земле обрабатывают её и платят дань. Подати в общую собственность мусульман. Подати, которые не были потрачены, распределялись между правоверными в зависимости от степени их вклада в дело мусульманства.

647 г. – Амар учредил диван – орган управления: диван Аль-Харад – государственное управление, диван Аль-Расса?? – снабженческие функции, Аль-Хатим – вопросы шариата.

Мулла – религиозный и государственный правитель в общине.

Халиф (мансур) – «заместитель», при жизни назначает себе приемника, обычно из куримитов. В 8-9 вв. статус халифа более четко определяется: халиф = имам (религ.) + эмир (светс.). Халиф – верховный собственник всех природных ресурсов.

Визирь – халиф учредил эту должность для управления финансами, армией и государственной печатью.

Барид – надзор за наместниками в провинции.

Местное управление: возлагалось на наместников, вся территория делилась на: Харрам – территория вокруг городов Мекки и Медины (запретная для неверных), остальные области и остальная территория Аравии.

Брачно-семейное право.

Брак:

Экономический союз (брачный договор).

Статус – совокупность прав и обязанностей.

Социальное партнерство.

Обязательства двух лиц, которые соответствуют священным положениям.

Стороны договора – муж и жена.

Вступление в брак – религиозное предписание.

Коран разрешает иметь до 4 жен (если есть возможность их содержать).

Разрешение заключать брак по договоренности (кроме неправоверных).

Для рабынь: необходимо согласие их хозяев (до 2 штук).

Условия брака: 1) обоюдное согласие и 2 свидетеля; 2) возраст – 9 лет для жены и 15 – для мужа; 3) здравый рассудок. Для жены – мусульманское вероисповедание и возможность иметь детей.

Стадии брака: 1) - ?; 2) чтение молитвы (намаз); 3) составление акта, удостоверяющего правильность брака; 4) заполнение формы, передача мужем приданного жене; 5) акт о заключении брака передается жене.

Препятствия браку: кровное родство, родство по кормилице, родство по женам и мужьям (свойство), не более 4 жен, неправоверие (шииты разрешают срочный брак с неправоверной).

Права и обязанности супругов:

Муж обязан предоставить жене те условия жизни, которые были у нее в доме отца.

жена не имеет права совершать сделки без согласия мужа (при отсутствии мужа может взять ссуду с согласия казии).

приданное при концумации брака: если нет интимных отношений, половина приданного.

Прекращение брака.

Утрата мусульманства (если муж, то автоматически; если жена, то по желанию мужа).

Признание мужа безвестно отсутствующим (кази устанавливает срок).

Расторжение брака по достижению возраста совершеннолетия (только жена).

Наличие неизлечимой болезни: сумасшествия, проказа, слепота, невозможность интимных отношений.

Несоблюдение требований шариата.

Развод – муж должен 3 раза в течении трех месяцев выразить свое желание. Развод в присутствии 2 свидетелей. Дети следуют за отцом. Приданное возвращается мужу.

Жена может требовать развод если: муж – бесплоден, или не дает содержания, или больной, или с пороками.

Временный развод – с установленным сроком.

Лекция №8. Ислам (продолжение).

Уголовное право. УП слабо разработано, имело частноправовой характер, наказание сначала осуществлялось самим потерпевшим. В дальнейшем – упорядочивание норм УП.

Сведения о категориях преступлений и наказаний содержатся в Коране и юридических текстах. Халиф имел широкие полномочия в области УП, но их четкая регламентация отсутствует. В начале XX века – спад применения норм шариата в УП в связи с влиянием западной культуры. Вторая половина XX века – освобождение исламских стран от колониальной зависимости, возрождение интереса к нормам шариата. Проблемы шариата: действие уголовных норм только на правоверных, но на территории современных исламских государств много иностранцев, которые попадают под действие норм шариата.

Категории преступлений:

  1.  Худут – особо тяжкие преступления (наказание строго определено (у судьи нет выбора), и содержится в Коране и Суне): кража (отрубание руки); хараба – либо вооруженный бунт, либо разбой на большой дороге (смертная казнь, распятие, телесные повреждения, изгнание); зина – прелюбодеяние; поклеп в зине (80 ударов плетью; сукр – пьянство (религиозный грех – 40 ударов плетью), трида – вероотступничество; вооруженное восстание; война между правоверными. Пьянство и вероотступничество – религиозные преступления, но наказания в Коране нет, сам Мухаммед по-разному наказывал за такие преступления, поэтому мусульманские правоведы с трудом относят эти преступления к категории худут. Хараба – скорее всего вооруженное восстание, а не разбой. Кража – самовольный захват имущества, присвоение залога, растрата. Признаки объективной стороны: тайное изъятие разрешенных в исламе имущества, которое имеет цену. Кража должна быть совершенна человеком, осознающим свои действия (шииты отрицают принцип отсутствия ответственности при незнании закона). Для наложения наказания необходимо заявление потерпевшей стороны, при его отсутствии – отсутствие ответственности. Зина – сожительство с замужней (забивание камнями), с девицей (100 ударов) необходимо наличие 4 свидетелей, наказание – публичное, для иноверцев – однозначно – смертная казнь. В более поздние времена к 1 категории стали относить: преступления против веры (смертная казнь) – богохульство, оскорбление Мухаммеда, Иисуса, Моисея, оскорбление величие правителя. До наложения наказания – попытка мирного урегулирования, если неудачно наказание – строже.
  2.  Джинайят убийство, тяжкие телесные повреждения. У родственников – право выбора в наказании: смертная казнь или выкуп (по обычаю). Выкуп за убийство женщины вдвое меньше, чем за убийство мужчины. Мусульманин не может быть казнен за убийство неправоверного, выкуп за такое убийство = 1/3 выкупа за убийство правоверного. Право подачи заявления у потерпевшей стороны. Кади (казий) – судья, выносит решение в соответствии с желанием потерпевшей стороны. Виды субъективной стороны: умысел, неосторожность, несчастный случай. Эфтаназия – в различных масхадах отрицание или подтверждение принципа талиона по отношению к убийце.
  3.  Тазир (15-16 аяты Корана) – все остальные преступления, судья решает дело по своему усмотрению с целью воспитания общества.

УП не знает принципа коллективной ответственности за преступления.

Суд и процесс. Суд основан в первую очередь на Коране и Суне.

Виды судебных органов: арбитражный суд (периодически созывался халифом), мусульманский суд, зиммитский суд – дела между немусульманами.

В период абассидской династии: отделение уголовного суда от гражданского. Создание высшей инстанции для всех судов – судебный диван. Хади аль-Фудат – «судья судей» - верховный судья. Шейх аль-Ислам (в Турции) – глава религиозного процесса. Кади – назначается имамом или наместником по письменному документу, обязательно правоверный мусульманин, знающий наизусть Коран, предания соратников Мухаммеда, различающий верные и неверные положения Суны. Должность кади священная – отказываться нельзя.

Процесс проходит обычно рядом с мечетью, срок явки в суд по обоюдному согласию.

Доказательства:

  1.  Признание – окончательное доказательство, должно быть от лица совершеннолетнего, обладающего свободой действий, в своем уме. Признание должно подтверждать только те действия, которые вообще возможны.
  2.  Свидетельские показания – давать показания – обязанность правоверных, показания дают только совершеннолетние, в здравом уме, правоверный, добрая репутация, незаинтересованный в деле (дети не могут свидетельствовать против родителей), (у маликитов еще и законность рождения). При категории худут – свидетель – обязательно видок, необходимы показания либо 1 видока, либо 2 послухов. Всего можно до 4 свидетелей ( две женщины = 1 мужчина). Институт отвода свидетелей.
  3.  Присяга – закона только от имени Аллаха, при убежденности в своей правоте (только для спасения правоверных можно давать ложную присягу).
  4.  Пытки признают ханбалиты (только против рецедивистов).

Кади стремится к мирному урегулированию спора. В случае неявки ответчика в суд: в первый раз – установление второго срока явки, во второй раз – насильная доставка, в третий раз – рассмотрение дела без ответчика.

Срока исковой давности нет, письменные документы только при наличии свидетельских показаний.

Наследственное право:

  1.  По завещанию. Завещание: строго именованный предмет завещания (если при исполнении З вещи уже нет, то З не теряет силу); вещи, разрешенные в исламе; вещи вместе с сопутствующими им вещами; легаты не более1/3 наследства. При исполнении завещания – вначале легаты, потом остальным. Завещатель: все основные требования, отсутствие порока воли, возможность объяснения знаками предмета З, право обладания завещаемыми вещами. Наследник должен выразить согласие. Завещание и в письменной, и в устной форме при 2 свидетелях. При двух завещаниях – приоритет позднему.
  2.  По закону. Три степени родства: мать, отец, дети; брат, сестра; родственники отца и матери. Вымороченное наследство – имаму. Обстоятельства, исключающие наследство:
    •  Неправоверие.
    •  Совершение убийства.
    •  Лишение свободы (если раб – единственный наследник, то кази из наследства его выкупает, остаток ему).
    •  Отсутствие наследника до 10 лет (Коран – 120).
    •  Если наследник – мертворожденный, наследство его матери; если девочка, половина наследства матери.
    •  Если супруг умирает, жене – половина; при смерти супруга и наличии детей: мужу – ¼ наследства, жене 1/8, все остальное имаму по режиму байт аль-моль – добровольное подношение.
    •  Мать по смерти сына – 1/3 наследства.
    •  Мать и отец по смерти детей – 1/6 их наследства.
    •  Долги наследникам.
    •  Право отказа от наследства.

Вакф (вакуф) – право собственности в институте обязательного права:

  •  Имущество из вакуфа – в пользовании частных лиц, детей, для жертвоприношений.
    •  Бенефициарий должен выдать согласие.
    •  Вакуф на благотворительные цели имаму.
    •  В вакуфе могут быть вещи, приносящие доход (шииты – движимое имущество).
    •  Из вакуфа исключаются запрещенные вещи, вещи, которые нельзя использовать.
    •  Запрет вакуфа иноверцам.
    •  Договор вакуфа – бессрочный, имущество вакуфа – res ex commercio.
    •  Договор вакуфа – безусловный, в качестве бенефициария нельзя записать раба или нерожденного.
    •  Договор вакуфа – в присутствии 2 свидетелей и молитве, нельзя расторгнуть.
    •  Вакф – доверительная собственность.
    •  Верховное право собственности у Аллаха.
    •  

Лекция №9. Эпоха великих буржуазных революций.

Английская революция.

Предпосылки: все буржуазные революции проходили под религиозными лозунгами. Религиозность революций заключается в появлении течения протестантизма огромное количество войн. Суть протестантизма в статье М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»: все догматы этой религии призывают человека отказаться от всех личных удовольствий, человек может общаться с Богом непосредственно, не через церковь, чтобы показать Богу свою преданность используется схеза – отказ от удовольствий; эквивалент ума человека – его благосостояние, для протестантов – труд – главное занятие протестанты становятся с экономической точки зрения довольно сильны обращение протестантов к политической сфере, где основным мотивом была борьба была свобода совести борьба между католиками и протестантами за влияние на государство, которое может гарантировать свободу совести раскол Европы на протестантский север и католический юг.

Монахомахи – движение в политической литературе, основная идея – свобода совести. Лозунги: возможность свержения монарха, если он не справляется с обязанностью служить народу.

15 век – война Алой и Белой Розы в Англии (между Ланкастерами и Тюдорами), война ослабила позиции парламента, в него после войны вошли тюдорские ставленники «карманный парламент» становление английского абсолютизма.

Генрих VIII – объявил себя главой англиканской церкви, то есть глава церкви – светское лицо развитие различных сект (в том числе и протестанских), основной принцип – работа и молитва; так как эти секты принадлежали к диссидентскому движению, их начинают преследовать (развитие эмигранства).

Начало XVII – восхождение на английский престол династии стюартов. Когда Стюарты захотели править абсолютистски, они встретили процедурное сопротивление парламента: законопроект составлялся в такой форме (билль), в которую нельзя внести изменения; также палата общин по прецеденту назначала премьер-министра.

Издание «Акта об опале» - возможность обвинения фаворита или чиновника короля по тем преступлениям, которые содержатся в самом билле (с обратной силой) для борьбы с фаворитами.

При Якове I и Чарльзе I (20-е гг. 18 в.) парламент выдвигает требования об изменении государственного строя, но король не обращает на это внимание. При стюартах – обострение финансовых вопросов, король не мог ввести никакой налог без согласия парламента, что было довольно стеснительно для короля, так как шла война в Шотландии стюарты вводят правило о добровольном подарке королю раз в год (под угрозой смерти), это также не нравится парламенту.

1642 г. – спор между королем и парламентом. Карл I созывает парламент, чтобы достать деньги, парламент соглашается при условии осуждения лорда Страфорда – фаворита короля. Король согласился, но обещал Страфорду, что не утвердит смертный приговор, но потом отказался. После казни король потребовал выдать тех джентльменов, которые голосовали за осуждение Страфорда. Король Оксфорд созыв королевского ополчения. Парламент созыв парламентского ополчения с целью «освободить короля от дурного влияния его советников» начало активных боевых действий, война имела религиозный характер.

В течении 5 лет парламентское ополчение не могло одолеть королевское ополчение, так как их предводитель не знал, что делать с королем если удастся его захватить. Происходит переворот, во главе парламентского ополчения – Оливер Кромвель. Он разбивает королевское ополчение, король Шотландию, парламент его выкупает, но Кромвель его перехватывает, так как между парламентом и Кромвелем (с армией) возникает спор, разменная монета – король.

Парламент предлагает королю вернуться, обещая забыть все произошедшее, но он бежит. Кромвель из его переписки узнает о намерениях короля позвать на помощь французского короля, чтобы восстановить конституционный порядок, короля под суд, его казнят, Англия объявляется республикой, формально на 10 лет Англия становится республикой.

Изменения в строе:

  1.  Рост мощи парламента, где главную роль приобретает палата общин.
  2.  Новый государственный строй: регулируется актом (основной закон) – «орудие управления» - законодательная власть у однопалатного парламента (без папистов и роялистов) + представители от Ирландии и Шотландии; у парламента – право создания исполнительного органа власти Государственного совета (глава – лорд-протектор).

Но вскоре – разногласия между парламентом и госсоветом, Кромвель распускает парламент и становится пожизненным лордом-протектором.

1660 г. – смерть О. Кромвеля, вместо него – его сын – Роберт. Против него заговор, переворот, реставрация при некоторых условиях, не ущемляющих права парламента.

До 1696 г. – процесс реставрации, Карл 2 никогда не вступал в открытую конфронтацию с парламентом.

1678 г. – принятие Habras Corpus Act по настоянию парламента, тори и виги – две точки зрения на престолонаследие. У Карла 2 – брат Яков – ненормальный папист.

1686-88 – правление Якова II, тори и виги объединились с целью свергнуть короля, они послали гонца к его зятю.

1688 г. – свержение без кровопролития Якова II – «славная революция» - Вильгельм Оранский.

1696 г. – совет, который принял «Билль о правах» и «Акт об устроении» (1701 г.)

По Биллю у короля полномочия почти декоративные, он назначает премьер-министра; почти все полномочия у парламента.

По Акту – порядок престолонаследия. После смерти королевы Анны, призвание гановерской династии король был еще и курфюрстом ганноверским, первые два короля были немцы и не присутствовали на заседаниях правительства (Тайный совет)  прецедент.

Уния об образовании федерации Англии и Шотландии.

20-е гг. XVIII в. – премьер-министр – герцог Мальборо, проворовался, подал в отставку, вместе с ним весь кабинет  прецедент.

1739 г. – премьер-министр решил вступиться за наследственные немецкие владения короля Англии, что было запрещено актом, парламент вынес ему квотум недоверия  прецедент.

Вторая половина XVIII в. – полномочия парламента – всемогущи.

30-е гг. XIX в. – реформирование избирательного права: до 1911 г. – строго цензовый характер избирательного права (только мужчины определенного возраста и достатка), после всеобщее избирательное право, для женщин – после II МВ.

Англия – страна неписаной конституции, многие права закрепляются в сепаратных договорах, прецедентах.

1698 г. – закрепление права свободы слова через отмену монополии лондонских книгоиздателей на печатание книг.

1798 г.- установление нормы: все споры касательно свободы слова могут решаться в суде.

1 половина 19 в. – законодательство о бедных: запрет нищенства, органы попечения над бедными.

1 половина 20 в. – вопросы о правах.

Лекция №10. Эпоха великих буржуазных революций II.

Американская революция.

Идеи – носила религиозный характер (как в Англии и Франции).

США – государство молодое – всего 200 лет. Самая главная составная эмиграции – религиозная из Англии (на родине – преследование, так как исповедуют протестантизм в США много сект.

В США никакая религия не может быть государственной (множество президентов принадлежат к различным религиям).

Таким образом, колонии сначала были религиозными общинами.

1625 г. – переселение пуритан на “may flower”, подписание договора.

Необходимость регулирования управления колониями «консолидация колоний».

Способы управления:

Колониальное управление – метрополия назначает одного комиссара (управителя), при нем коллегиальный орган.

Колонии управляются на началах самоуправления, им – собственные представительные органы власти.

Определенные территории – во временное пользование юрлицам, которые были должны осваивать их широкая дискреционная политика.

Сближение колоний при появлении общего врага – индейцев.

1644 г. – общеоборонный союз колоний, истребелние индейцев.

Колонисты не имели права представительства в парламенте – нерованое положение с колонистами. С колонии – налоги, но каждый человек должен знать куда идут его налоги должен избирать, это и было источником войны за независимость.

Метрополия запрещает колонистам расширять территорию.

1758 г. – конвент в Нью-Йорке, петиция на имя короля с требованиями: право представительства в парламенте, свобода совести, разрешение расширять территорию. Король их не выполняет. Следующий конвент - требования в ультимативной форме, автономизация колоний. Английское правительство – репрессии. Колонисты – бойкот английским товарам – «Бостонское чаепитие» жестокое противостояние.

4 июля 1777 г. – декларация независимости.

1777 г. – решение создать более организованное сопротивление войскам метрополии – «конфедерация». Принятие «Статьи конфедерации», которая подлежала ратификации каждой колонией.

Создание общих органов:

Конгресс – представительный орган (5-7 человек от штата), один штат – один голос, полномочия в законодательной и исполнительной сфере.

Комитет штатов – главный исполнительный орган, состоял  из 13 человек ( по челу от штата), избирался конгрессом из своего состава, для принятия решений большинство голосов (9 человек).

Конфедерация просуществовала 10 лет.

1787 г. – конгресс в Филадельфии, чтобы пересмотреть статью конфедерации и принять конституцию. Конституция США – самая старая в мире, принята конституционным конвентом. В конституции – правила организации органов государственной власти.

Источники Конституции:

Статьи конфедерации.

Общая декларация независимости.

Документы, предшествовавшие декларации.

Декларации независимости каждого штата («билли о правах»).

Акты колониального правительства.

Общее право (англо-американское право).

Конституционная теория (принцип разделения властей, механизм «сдержек и противовесов», учение о федеративном устройстве).

Общие представления о правах человека и гражданина.

По конституции:

Государство организованно на нормальной федеративной основе – по территориальному признаку (а не по национальному).

Каждый штат – не государство, административно-терииториальное образование с широкими государственными правами.

Право каждого штата на конституцию (самостоятельное отправление власти).

Полиция и т.д.

Граждане штата – граждане США.

Федеральные маршалы – включаются в систему исполнительной власти каждого штата.

Складывание территории США:

1783 – договор с Англией на северо-западные территории + федеральный округ Колумбия (общая собственность всех штатов).

1803 – Луизиана.

1818 – граница между США и Канадой.

1819 – Флорида (купили у испанцев), Техас и Калифорния (отвоевали у Мексики).

1867 – Аляска.

1898 – Гуама, Гавайи, Филиппины.

1900 – Само.

1917 – Виргинские острова.

Органы федеральной власти:

Система исполнительной власти – министерства. Сначала в конгрессе – 3 департамента: государственных дел, казначейство, военное ведомство (потом – морское, почтовое, внутренних дел, минюст, министерство с/х).

К 1914 г.: государственный департамент ( МИД), минфин (бюро гравировки выпускает $, появление ФРС), военных и морских дел (оба – независимые, после I МВ сливаются в минобороны), департамент юстиции (обвинения, управление юстицией и прокуратурой, министр юстиции = прокурор), департамент почтового ведомства, департамент внутренних дел (перепись населения, государственная статистика, может официально от имени США вступать в отношения с другими государствами), ФБР (полицейское подразделение), департамент с/х (до 30-х гг. – важный орган – вопросы научных разработок в области земледелия и мелиорации).

Великая депрессия – серьезный экономический кризис. Рузвельт – отказ от идеологии «laissez-faire», политика «new deal» - активное вмешательство государства в экономику страны («благоденствие государства»), формирование Welfare state – интервенционистского государства.

New deal – 2 акта Конгресса (1933 г.): 1) акт о восстановлении промышленности: особые федеральные органы управления вмешиваются в отношения между предприятиями и между предприятиями и рабочими; «кодекс честной конференции» - ? (штраф в 500$ или в тюрьму на 6 месяцев); учреждение фонда общественных работ для борьбы с безработицей; 1935 г. – Рузвельт своих людей в Верховный суд – разрешение конституционного кризиса; 2) закон о сохранении с/х производства – действует до сих пор – министерство с/х управляет всеми с/х производствами: фермерам не позволяют производить много продукции и платят им «разницу».

Лекция №11. Эпоха великих буржуазных революций III.

Французская революция.

Периодизация:

14 июля 1789 г. – взятие Бастилии, начало революции.

25 ноября 1799 г. – официальный конец революции с приходом Наполеона.

1789-1814 гг. – эпоха 1-й республики:

1789-92 гг. – конституционная монархия;

1792-1804 гг. – эпоха 1-й республики;

1804-1814 гг. – эпоха 1-й империи.

1814 г. – реставрация Бурбонов конец революции ( по МАИ).

  •  Ancien regime («старый режим») – Франция эпохи абсолютизма (с Генриха IV).

1696 г. – нантский эдикт между гугенотами и католиками, гугеноты получают право носить оружие и иметь несколько крепостей. При Луи 13 устанавливается нормальный бюрократический аппарат. Складывается система 5 королевских советов – коллегиальные советы управления какой-либо отраслью под председательствованием короля. Аристократы начинают чувствовать, что их права ущемляются, они начинают сопротивляться различными способами (интриги, заговоры, создание натуральной философии: король – агент правительства, который назначается по договору с народом, высшая власть у народа, у народа – неотъемлемые права, устранение государственных преград в экономике – государственный меркантилизм – физиократы). При Луи 16 недовольство перерастает в революцию.

Существование lettre de casche – «закрытое письмо», подписанный бланк королевского приказа о бессрочном заключении какого-либо человека без суда, но без имени.

1787 – финансовый кризис во Франции: большой внутренний долг. Чтобы его отдать Луи 16 собирает Генеральные штаты – представительный орган, который мог вызволить Францию из кризиса.

Лето 1789 – созыв Генеральных штатов.

14.07.1789 – создание Учредительного собрания, которое приняло Декларацию прав и свобод человека.

1793 – Национальный конвент принимает вторую редакцию Декларация, которая сильно отличалась от первой, так как наблюдался отход от либеральных ценностей в пользу социализма (критерий справедливости в распределении богатств в обществе).

«Вздернуть на фонаре» - улицы освещались фонарями, которые крепились на специальные балки между домами и имели механизм опускания фонаря. Этот механизм был очень удобен, чтобы вешать людей: дернуть за верёвочки – фонарь опустился, ещё раз дёрнул – фонарь поднялся, а вместе с ним и какой-нибудь человек.

1791 г. – первая конституция Франции:

  1.  Принцип разделения властей, который, в общем-то, не гарантировал Франции отсутствие дальнейшей революции. Этот принцип был осуществлен в форме дуалистической конституционной монархии: исполнительная власть – у короля; законодательная власть – у народного представительного органа. У короля право абсолютного вето, назначение и смещение министров.
  2.  Законодательная власть – у однопалатного парламента, который формируется на основе цензового избирательного права (пассивное – у людей определенного возраста и достатка).
  3.  Мораторий на изменение конституции – 10 лет дальнейшее развитие революции.

Кризисы власти: парламент принимает закон, а король накладывает вето ряд конфликтов в Париже. Король решил бежать и убежал, он очень испугался шизофреника Морана, но через неделю короля хватают и привозят в Париж, где в 1792 году произошло восстание, Франция – республика, из переписки короля становится известно, что: король не собирался соблюдать конституцию, призывал к интервенции во Францию.

1792 г. – официальный публичный процесс над королем, приговор – смертная казнь; то же самое с королевой, но дети остались живы (Людовик Капита был взят на воспитание и умер от туберкулёза).

Август 1793 г. – национальный конвент, преодоление разногласий между жирондистами (за федерализм и т.п.) и якобинцами через гильотинирование всех жирондистов.

Конституция: всеобщее избирательное право, исполнительная власть – у исполнительного комитета из 25 человек, который формировался однопалатным парламентом. Конституция была принята, но не вступила в силу, так как на территории Франции были интервенты.

Во Франции в это время действовала якобинская диктатура – август 1793 – апрель1795. Государственная власть: национальный конвент – учредительное собрание с целью выработки Конституции, но так как он отказался дать силу консте, он являлся высшим законодательным, исполнительным и судебным органом. Во главе – президиум (председатель и замы). Сначала национальный конвент сам руководит старыми министерствами, но потом он учреждает (октябрь 1793) Комитет общественной безопасности и Комитет общественного спасения (руководство промышленностью) для руководства ими через обязательные директивы. На местах власть осуществляют комиссары с неограниченными полномочиями.

1795 – 1814 гг. – Франция ведет войну уже не на своей территории.

Апрель 1795 г. – «болото» совершает переворот, вырезают якобинцев.

Лето 1795 г. – национальный конвент вырабатывает новую консту (директории):

  1.  Восстановление в действии Декларации первой редакции.
  2.  Введение имущественного ценза в размере трехдневной зарплаты для носителей пассивного избирательного права.
  3.  Парламент: 1) Совет 500; 2) Совет старейшин. Ежегодно 1/3 состава переизбиралась. Законопроект совет 500 совет старейшин закон.
  4.  Исполнительная власть: директория –5 директоров не моложе 40 лет. Назначались – совет 500 тайным голосованием выбирали 50 имен, из них совет старейшин выбирал 5 директоров сроком на 1 год, каждый месяц один из них был председателем директории. Непосредственная исполнительная власть у министерств, подчиненным только директориям – эпоха государства олигархов, бюджет – источник обогащения нескольких французских семей.


PAGE  2




1. Тема 1. Субъект преступления 1
2. Реферат- Художники Кукрыниксы
3. Введение 3 Эффективность системы управления 4 Совр
4. Тема Образовательные технологии и стандарты интеграция международного образовательного опыта
5. Международные отношения студентапрактиканта подчеркнуть КазУМО и МЯ им
6. МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
7. Кардинальное число типа Pointer соответвует 4 байтам и включает значение nil
8. західним Китаєм; права судноплавства по Амуру необхідного для постачання російських володінь на Камчатц
9. Тематика курсовых работ по статистике Статистическое исследование демографической ситуации рождае
10. Мова та література яка полягає в умінні встановлювати елементарні комунікативні контакти під час виконан
11. Тема-rdquo;Психологічні особливості міжособистісних конфліктів подружжяrdquo; Виконала- Студентка 32 гру
12. 2007 навчального року курс 3
13. Развитие АПК основа продовольственной безопастности 1
14. тема логически последовательных методологических методических и организационнотехнических процедур связ
15. Экология ~ылымыны~ даму тарихы
16. Измерения электрических величин 001
17. вступают в химические превращения нежели более крупные объекты того же состава и поэтому способны образовы
18. Ф. Федорова В последнее время внимание исследователей русской культуры привлекла своеобразная философска
19. Тема код по кодиф
20. Тематическое планирование Тема- ХУДОЖНИК И ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ