Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ для студентов заочной формы обучения специальности Экология

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-03-13

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ВОСТОЧНОУКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ВЛАДИМИРА ДАЛЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к контрольной работе

по дисциплине

«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ»

(для студентов заочной формы обучения

специальности «Экология и охрана окружающей среды»)

Утверждено на заседании

Кафедры «Экология»

Протокол №14 от 04.12.2007 г.

ЛУГАНСК 2007

УДК 628.2

Методические указания к контрольной работе по дисциплине «Ландшафтная архитектура и рекультивация» (для студентов заочной формы обучения специальности «Экология и охрана окружающей среды») / Сост. Симененко С.Т., Косенко В.Ф. – Луганск: Изд-во ВНУ им. В.Даля, 2007 – 37с.

Методические указания к контрольной работе по дисциплине «Ландшафтная архитектура и рекультивация» предназначены для студентов заочной формы обучения специальности «Экология и охрана окружающей среды». В них изложен порядок, состав, требования к разработке дизайн-проекта для реального объекта окружающей среды.

Составители:                            С.С. Симененко, доц.

                    В.Ф. Косенко, ст.преп.

Отв. за выпуск                Л.С. Заиграев, доц.

Рецензент                 Б.Т. Харьковский, проф.

  1.  НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ДЛЯ КОТОРОЙ ДИСЦИПЛИНА ПРЕПОДАЁТСЯ.

Методические указания составлены для дисциплины «Ландшафтная архитектура и рекультивация», которую изучают студенты специальности «Экология и охрана окружающей среды».

  1.  НОМЕР РАБОТЫ И ЕЁ ТЕМА.

Контрольная работа имеет номер №1 и называется «Разработка дизайн-проекта реального объекта окружающей среды».

  1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

В общем виде цель данной контрольной работы состоит в следующем: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом, преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства.

В контрольной работе перед студентом ставятся три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов применительно к реальному объекту окружающей среды.

  1.  ПОСТАНОВКА ЗАДАНИЯ.

Контрольная работа выполняется письменно. Имея представление об основных элементах, организующих садовое пространство, владея композиционными законами на примере реального объекта поэтапно разработать дизайн-проект.

  1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА.

Ландшафтная архитектура - архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Это обусловлено тем, что жизнь всего общества, отдельных социальных групп и каждого человека складывается из многообразных процессов труда и досуга, которые предопределяют требования к комплексной архитектурной (функциональной, материальной, композиционной) организации не только пространств внутри зданий и сооружений, но и среды вне их - пространств под открытым небом.

Рост социальной значимости ландшафтной архитектуры подтверждается развитием ее целей. Сегодня они состоят не только в создании садов и парков или озеленении населенных мест, но и в решении более широкого круга задач - от участия в комплексной пространственной организации крупных регионов, охране и формировании ландшафтов городов, сел и межселенных территорий до архитектурно-ландшафтной организации жилых, производственных, рекреационных образований, эстетической проработки деталей среды повседневного пребывания человека под открытым небом.

Стремление человека к природе, к естественным ландшафтам является его биологической и эстетической потребностью. Современные темпы урбанизации не исключают ее удовлетворения, но при недостаточной регуляции деятельности людей таят в себе большую опасность для ландшафтов. Основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Ландшафтный дизайн - это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его повседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически.

Сад, будь то ухоженный участок, совсем маленький пятачок у дома или роскошная вилла, усадьба, представляет собой целостную объемно-пространственную композицию (лат. - составление, связь). Все ее «комплектующие» элементы - живые и неживые структурообразующие и ее заполняющие — должны быть взаимно увязаны друг с другом, и если это решение гармонично, удачно подобраны цветовое решение, освещение, то такая садовая композиция вызывает наше восхищение.

Ее создание требует определенных знаний, без которых грамотно разработать садовую композицию просто невозможно.

5.1.  Пространство

Уточним, что всякий преобразованный человеком уголок природы есть объемно-пространственная композиция, где плоскостные элементы (газон, дорожки, цветники) чередуются с объемными (деревья, строения, стриженая изгородь), образуя то открытые, то замкнутые пространства. Таким образом, элементами пространственных форм являются плоскости и объемы, которые обладают определенной конфигурацией.

5.1.1  Основные свойства пространстранствообразующих форм

Геометрические - в структуре сада могут быть использованы объемные элементы (крона деревьев и кустарников различной формы), плоскостные (газоны, цветники, водоемы) или линейные (дорожки, бордюры, ограждения).

Величина - размерные показатели объекта: большой - маленький, высокий - низкий и т. д.

Фактура - показатель внешнего вида садового элемента: крона - ажурная, плотная, повислая; дорожки - песчаные, каменные, дощатые и т. д.

Цвет, освещенность - характеристики, «рисующие» колористическое пространство сада. Речь о них пойдет отдельно.

5.1.2  Организация пространства

Виды пространств. Условно их подразделяют на открытые - незанятые посадками, строениями площади; полуоткрытые - окруженные с двух сторон высокими посадками, строениями и закрытые -полностью занятые посадками или постройками или окруженные ими со всех сторон. Чередование видов пространств в саду - один из самых выразительных приемов в разработке окружающего пространства. Оптимальное их соотношение: две трети площади свободного к одной трети занятого.

Единство и взаимосвязь пространствообразующих элементов. Отдельная садовая композиция или ее конкретный объект не могут существовать сами по себе. Только когда отдельные части сада гармонично соотносятся друг с другом, они составляют цельный художественный образ. Обычно декоративная часть сада включает в себя одну-две главные композиции, определяющие его облик, и две-пять вспомогательных, им подчиненных. Для связывания их между собой существует множество приемов: подбор схожих растений, мощение дорожек, соответствующее цветовое решение и т. д.

Геометрические формы. Планирование основных элементов сада предпочтительней вести, используя хорошо узнаваемые геометрические формы: прямоугольники и квадраты (они как бы расширяют пространство); окружности (они оттеняют строгие простые линии построек, вызывают любопытство, усложняют садовые композиции); треугольники (сосредоточивают внимание зрителя на конкретном объекте) (Рис.5.1).

Горизонтали и вертикали. При разбивке сада необходимо правильно соотнести его составляющие по высоте и протяженности. При этом учитывают, что горизонтальные элементы (газон, цветник, водоем) придают пространству спокойствие, упорядоченность, а вертикальные (деревья, кустарники, строения) - подчеркивают движение, некоторую устремленность. Избыток вертикальных форм вносит в композицию определенный беспорядок.

 

Рис. 5.1. Геометричность планируемых форм: а - прямоугольные;

б - округлые; в – треугольные.

Пропорциональность. Имеется в виду соразмерность, т. е. правильное соотношение частей композиции как по отношению друг к другу, так и со всей композицией в целом: сад к дому, газон к саду, цветник к газону. Пропорции в основном сводятся к так называемому золотому сечению, соотношению 3 к 5, 5 к 8 (сторона квадрата к его диагонали). Для установления соответствия в каждом проектируемом участке берется некая константа, точка отсчета, чаще всего размер дома (3x3, 6x6 м). После чего на вычерченной сетке в пропорции размещаются все элементы сада. Важно подчеркнуть, что принцип пропорциональности распространяется на все элементы сада без исключений.

Упорядоченность. Ритм, повтор - явления, характерные для живой природы. Это смена времен года, дня и ночи и многое другое. Применимы они и к ландшафтному дизайну, где их подразделяют на простые и сложные. Простые проявляются в одинаковости цвета, форм, деревьев, камней и т. д., отчетливо наблюдающихся в садах регулярного, геометрического стиля. Сложные предполагают череду уже целых групп объектов, расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Подобный ритм типичен для садов пейзажного стиля. Психологи установили, что смена видов в саду должна происходить не реже, чем через каждые 20-30 м. Но это в больших садах, а в совсем маленьких частые повторы, монотонные прямые линии, так же как и обширные плоские поверхности, нежелательны. Следует добавить, что использование повторяющихся приемов позволяет сделать садовую композицию более динамичной.

Симметрия и асимметрия. Симметрия сада заключается в одинаковости планирования его правой и левой частей относительно оси симметрии, называемой планировочной осью. Симметричные композиции обладают устойчивым внутренним равновесием, гармонией. Симметрия стала основным принципом в планировке регулярных парков.

Ощущение равновесия и соразмерности частей сада по отношению друг к другу может быть создано иллюзорно за счет сосредоточения внимания зрителя на необычных объектах, привлекающих цветом, яркостью, формой, изгибами, повторами и т. д. даже при отсутствии строгой симметрии. Классическим примером асимметрии является пейзажный стиль. Он олицетворяет собой свободу, естественность самой природы. (Рис.5.2)

Масштаб. Планируемые в саду объекты должны быть соразмерны человеку, чтобы он чувствовал себя" комфортно и мог наслаждаться в полной мере созданной им красотой. Отсюда вытекают оптимальные размеры основных элементов сада. Часть из них была приведена в предыдущих разделах.

Контраст, нюанс, сходство. Законы зрительного восприятия человека таковы, что объемно-пространственные композиции осмысляются через сходство, контраст или нюансы их составляющих элементов. Контрастом может быть названо резкое отличие друг от друга расположенных рядом форм (конус - шар), цвета (темный - светлый), свойств (высокий - низкий) и т. д. Нюанс, напротив, означает тонкий переход, незначительное различие между сравниваемыми объектами. Прием рассчитан на внимательного наблюдателя. Сходство

Рис. 5.2. Равновесие в саду: а - симметричное; б - асимметричное;

в - композиционное

достигается обычно объединением аналогичных или чуть отличаю-щихся друг от друга элементов. Такие композиции дают в целом ощущение покоя. Однако слишком частое их применение может вызывать ощущение однообразия. Злоупотребление контрастами, наоборот, вносит беспокойство и сумбур.

Доминанты (фокусные точки). Необходимы в каждом саду, поскольку помогают привлечь внимание к отдельным его частям, отвлекают от менее значимых, неухоженных. Имеют решающее значение в создании садовой композиции. Типичный набор доминант: вазы с цветами, скульптура, отдельные камни или их группы, садовая мебель, светильники, водные элементы и другие.

Рельеф местности, повышенные и пониженные участки. Моделируя участок, в первую очередь учитывают существующий рельеф местности. Не учитывать его при размещении элементов сада просто невозможно. Выпуклая поверхность обладает свойством как бы выталкивать объект. Вогнутая, наоборот, притягивает. Следовательно, высокие объекты, размещенные на возвышенных местах, становятся еще выше. Скульптуру, украшения обычно помещают на пониженных участках, поскольку здесь они лучше всего обозримы. Возвышенные места абсолютно не подходят для размещения мест отдыха и групп растений.

Геопластика. В практике садового зодчества часто прибегают к приемам дополнительной пластической обработки рельефа. Они позволяют сделать его более эффектным.

Имеющийся рельеф можно просто доработать, сделать его более выразительным, с плавным или, наоборот, резко очерченным профилем. Создавая холмы, валы, террасы на изначально плоском участке, получают искусственные рельефы, которые основательно закрепляют насыпными откосами,   * засеянными травой, подпорными стенками и т. п. Насыпные холмы в русских усадьбах XVIII-XIX веков служили видовыми точками, под ними размещали гроты, погреба, иные сооружения.(Рис.5.3)

 Рис. 5.3. Пластическая обработка рельефа: а - сглаживание; б - террасирование; в – подсыпка

Иллюзорность пространства. Сделать садовую композицию более впечатляющей несложно, прибегнув к «обману» глаз. Приемы самые различные: игра с цветом, перспективой, различными ассоциациями и т. д. Для иллюзорного увеличения пространства можно использовать насыщенный рисунок разно-образных линий: прямых, волнистых, изгибающихся, ломающихся под острым углом. На гладкой стене можно нарисовать калитку, картину, пейзаж. Можно просто встроить в стену кирпичную арку, кованую дверцу. Изредка на стене вешают зеркала, и отражение в них также иллюзорно расширяет границы сада.

 

5.2. Перспектива

Красота сада заключается не только в гармоничном заполнении его пространства, но и в его видимой, вполне ощутимой глубине. Это впечатление развивающегося в глубину пространства строится по своим законам, открытым мастерами эпохи Возрождения, которые точно обосновали эти законы с математической точки зрения и дали им название перспективы (лат. - ясно вижу). Суть законов перспективы сводится к зрительному уменьшению предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Аспекты перспективы

Линейный аспект — с увеличением расстояния от зрителя до объекта размеры и форма этого объекта уменьшаются (Рис.5.4). При этом небольшие предметы переднего плана могут казаться больше высоких, но расположенных дальше.

 

Рис. 5.4. Линейная перспектива: а - естественный вид; б - фрагмент вида на плане.

Воздушный аспект - степень яркости, четкость предметов зависят от степени их приближенности к наблюдателю.

Цветовой аспект — цветовая гамма, ее чистота тона, насыщенность зависят от степени удаленности рассматриваемого объекта.

5.2.2. Основные понятия

План - его образуют предметы, расположенные в одной плоскости на равном удалении от наблюдателя, своего рода нарисованный театральный сценический «задник» (Рис.5.5). Наличие нескольких зрительно выделяемых планов (переднего, среднего,.заднего) способствует зрительному увеличению глубины пространства, что учитывается при разработке дизайн-проектов.

 Рис.5.5. Приемы увеличения глубины пространства: а, б - введение искусственной перспективы; в - постепенным нарастанием задних планов; г - постепенным уменьшением задних планов.

 

«Красивый вид» (виста) - открывающаяся панорама, ограниченная возможностями углового зрения человека (по горизонтали - 54°, в вертикали -26°), т. е. достаточно узкая, направленная перспектива. Границы зеленых рамок, заключающих в себе этот вид, всегда учитываются дизайнером (Рис.5.6).

Рис. 5.6. Виста - «красивый вид»: а - границы висты; б - угловое зрение человека.

Фокус интереса - завершает «красивый вид» на определенном объекте: скульптуре, фонтане, горке, цветочной композиции. Обычно он может находиться на расстоянии не более 100 м.

Точка наблюдения. Одни и те же объекты по мере их удаленности от зрителя воспринимаются по-разному. Приведем конкретные цифры: до 1 м - различимы детали строения растений; до 5 м - в цветниках различимы декоративные группы, цветовые оттенки, фактура листьев; от 5 до 10 м - улавливается форма кустов, крупных цветущих многолетников, цветники воспринимаются как отдельные цветовые пятна; от 10 до 30 м - распознаваемы характер ветвления, плотность кроны, фактура стволов деревьев, внешний облик кустов; от 30 до 200 м - различимы форма кроны деревьев, оттенок зелени, цвет стволов; от 200 до 700 м - узнаваемы отдельные деревья, их группы, породы (лиственные, хвойные); от 700 до 1500 м - выделяется лишь масса насаждений, улавливается разница между планами.

5.3. Цвет, колорит.

Художественно-эстетические свойства сада в первую очередь зависят от его цветового решения.

Оно строится на использовании красочной палитры цветников, одиночных цветов, зелени растений, цвета ограждений, стен близлежащих строений, дорожек и других элементов сада. Стоит отметить, что глаз наблюдателя сначала воспринимает колорит (цветовые сочетания) того или иного объекта, а затем уже его форму.

Восприятие цвета

По своему эмоциональному воздействию на человека, следуя последовательности распределения цветов в цветовом спектре, цвета подразделяются на теплые (активные, возбуждающие): красный, оранжевый, желтый; холодные (успокаивающие): синий, голубой, фиолетовый, и нейтральные: зеленый, цвет физического равновесия. Эти цветовые характеристики активно эксплуатируют «цветотерапия и пейзажетерапия ».

Кроме того, различают хроматические - цвета спектра и ахроматические - от белого до черного со всеми переходными оттенками.

Свойства цвета

Для каждого цвета характерен определенный цветовой тон, который относит цвет по сходству к тому или иному цвету спектра; насыщенность, чистота цветового тона - это различие цвета в пределах одного тона, степень разбавленности его белым цветом, а светлота, яркость — степень отличия цвета от белого.

Цветовой спектр

В цветовом спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) выделяют основные цвета, которые нельзя получить посредством смешивания каких-либо цветов (красный, желтый, синий) и дополнительные (оранжевый, зеленый, фиолетовый), получаемые при смешивании основных цветов.

5.4. Цветовые сочетания

Палитра сада насчитывает до 130 оттенков цветов. Сама природа позаботилась об их разнообразии, не менее десяти раз в году меняя цветовые сочетания: 3 раза весной, 2 летом, 3 осенью и 2 зимой. Характер цветовых соотношений, которыми оперирует садовник, более разнообразен.

Контрастное. Контрастные цвета в цветовом круге расположены один против другого: красный -зеленый, оранжевый - синий, фиолетовый - желтый. Использование этих цветов рядом дает неожиданные цветовые эффекты в саду. Контрастные цвета усиливают яркость друг друга. Светлый основной тон рядом с темным дополнительным становится более светлым, а основной темный возле дополнительного светлого кажется темнее.

Гармоничное. Цвета, гармонирующие между собой, в цветовом круге располагаются через один: красный - желтый, желтый - синий, синий - красный создавая тем самым для глаз приятный успокаивающий эффект.

Дисгармоничное. Дисгармоничные цвета в цветовом круге следуют один за другим: желтый - зеленый, фиолетовый - красный, синий, фиолетовый. Сочетание этих цветов несколько неприятно, создает неэстетический вид. При оформлении сада их стараются избегать.

Гармонизация при помощи оттенков. Дисгармоничное сочетание цветов смягчают введением при переходе от одного цвета к другому их оттенков, нюансов. Например, между желтым и зеленым вводят светло-желтый или светло-зеленый.

Цветовые иллюзии.

Опытный садовод, играя цветовой гаммой растений, нередко прибегает к «обману» глаз посетителя. Располагая подальше пятна теплых цветов, он как бы приближает их, делает выпуклыми. Объекты холодных цветов всегда кажутся мельче и удаленнее. Пастельные тона, оттенки словно затушевывают границы сада, создают впечатление, что он простирается до бесконечности. Посадив цветы теплых расцветок на передний план, а холодных - в некотором отдалении, зрительно расширяют пространство сада.

5.5. Освещенность (свет и тень)

Сад привлекателен также своей игрой света и тени. Светотень играет важную роль в организации пространства. Здесь важны пункты, изложенные ниже.

5.5.1. Факторы освещенности

Угол падения световых лучей определяет характер образования света и тени. В свою очередь, сам угол зависит от времени года, времени суток, когда солнце находится в том или ином месте небосклона. Сила источника света, освещенности. Яркий солнечный свет несколько притупляет способность человека различать цвета, особенно теплые. Днем глаз максимально чувствителен к красным цветам, в сумерки - к сине-голубоватым.

Окраска предметов. Каждый объект, имея тот или иной собственный цвет, в разной степени поглощает или отражает лучи солнечного света.

5.5.2. Типы освещенности

Фронтальное. Источник света находится прямо перед объектом, что заметно уменьшает количество светотеневых нюансов. Композиции сада в целом выглядят вяло, невыразительно.

Боковое. Дает наиболее выигрышное восприятие композиций. Объекты сада яркие, сочные, рельефные. Такими мы их видим в утренние и вечерние часы.

Контражурное. Наблюдаемый объект расположен между источником света и зрителем. Его цвет кажется более темным, он воспринимается как силуэт, окруженный сияющим ореолом.

5.5.3. Элементы светотени и её движение.

Свет (освещенная сторона объекта) - падающие на предмет с различным характером поверхности лучи источника света (солнце, луна, светильник).

Тень (неосвещенная сторона) - место, куда не попадают лучи света. Различают собственную тень, которая принадлежит самому растению или иному предмету, размещается на его поверхности и зависит от особенностей формы предмета, и падающую, бросаемую объектом на другой предмет. В зависимости от силы падающего света она имеет определенную степень густоты.

Полутень - образуется на освещенной части изогнутой поверхности предмета. Проявляется в отсутствии резкого перехода от света к тени.

Рефлекс - блуждающий, отраженный свет от других предметов.

Блики - разновидность рефлекса, только падающий свет на освещенной части предмета с гладкой блестящей поверхностью образует на ней сверкающие пятна - блики.

Движение тени.

В различное время суток растение или иной объект отбрасывает в определенном направлении тень неодинаковой длины. Пользуясь наблюдениями или специальными инсоляционными линейками, несложно составить план расположения теней (эпюры) для конкретных объектов. К примеру, дерево в районе Москвы высотой 20 м летом в 8 часов утра отбрасывает тень длиной в 40 м, в 12 часов — 10 м, в 17 часов -68 м, в 18 часов - 94 м. Игнорировать подобные явления при планировании насаждений невозможно.

  1.    РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ.

Реальным объектом окружающей среды (в учебных целях) принимается земельный участок, на котором расположены: частный дом, дача, отдельно стоящее здание или другой объект по согласованию с преподавателем (государство, регион, область, район, город, село, предприятие, организация, учреждение).

Содержание контрольной работы желательно выполнить согласно образца, приведённого в следующем разделе.

  1.    ОБРАЗЕЦ СТРУКТУРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Имея представление об основных элементах, организующих садовое пространство, владея композиционными законами, можно переходить к непосредственной разработке проекта вновь полученного участка или перепланировке уже существующего.

7.1 Предпроектный анализ.

Содержание работы сводится к первичному обследованию, изучению, анализу участка и сбору соответствующей информации. Полученные данные позволяют судить об объеме и характере предстоящей работы.

Записи, схемы содержат в себе следующие сведения:

- подход к участку;

- общие (габаритные) размеры участка, имеющиеся в документах на землепользование;

- конфигурация, общие очертания территории, схематично набросанные от руки или перенесенные с готового плана;

- ориентация по сторонам света с нанесением их на схему;

- характер ограждения участка (забор, стена, живая изгородь);

- примыкающие к участку дороги, сооружения, деревья и т. п. с указанием их на схеме;

-  виды, открывающиеся за пределами будущего сада;

-  наличие на участке сооружений, законченныхили строящихся;

-  наличие коммуникаций (вода, свет, электричество);

- существующая растительность (деревья, кустарники, их видовой состав, состояние);

-  преобладающий характер почвы;

- характер рельефа участка (ровный, с повышениями, с понижениями);

-  наличие воды (колодец, скважина, водопровод);

-  дренажная система и ее функционирование;

-  господствующие ветра;

- общая эстетическая оценка участка (выявление выигрышных и нежелательных моментов).

После сбора максимально полной информации она осмысляется дизайнером с целью составления наиболее выигрышного проекта, т. е. начинается творческий этап работы.

7.2. Топографическая съемка.

Предстоящая ответственная техническая работа - это составление на местности с помощью простейших геодезических приборов опорного рабочего плана (Рис.7.1). Для этого потребуются следующие инструменты: компас; рулетка длиной 10-20 м; метр-угольник с делениями, нанесенными на одну из заостренных ножек через каждые 5 см; визир-крестовина, укрепленная на стойке высотой 1,2 м; самодельный нивелир из строительного уровня; заостренные вешки в количестве 4 штук длиной 2,2 м, на каждую из которых через 20 см наносятся деления (для удобства в промерах деления закрашиваются попеременно полосками контрастных цветов), и, наконец, планшетка с прикрепленным к ней листом белой или миллиметровой бумаги.

 

Рис 7.1. Простейшие геодезические приборы и приспособления: а - метр-угольник; б - нивелир; в - визир-крестовина; г - вешка; д - рулетка; е – колышки

Последовательность проведения самой съемки, которую лучше делать вдвоем, следующая (Рис.7.2).

1. Определить с помощью компаса отношение участка к сторонам света, отметить координа ты на листе - север, соответственно, должен быть отмечен в верхней его части.

2. Определить и указать на планшете направление движения солнца.

3. Выбрать приемлемый масштаб - 1:100 или 1:200; удобнее работать в масштабе 1:100, когда в 1 см укладывается 1 м снимаемой площади участка.

4. Разбить на местности с помощью визира две взаимно перпендикулярные друг по отношению к другу линии (оси). Точка их пресечения (О) служит началом координат. Одну из осей (X) обычно проводят по границе участка или располагают параллельно ей. Другая (Y) устанавливается так, чтобы она проходила через весь участок. По концам осей (на границах участка) устанавливают вешки. Затем оси обозначают на бумажном листе планшета.

5. Перенести имеющиеся на участке объекты на план, всякий раз соотнося их с осью Y. Для этого визир-крестовину постепенно перемещают по оси Y, останавливаются перед снимаемым объектом и измеряют два расстояния: от начала оси Y до визир-крестовины и от визир-крестовины до той или иной точки объекта. Результаты относительно каждой значимой точки объекта переносятся на план.

6. При наличии неровного рельефа местности определить перепады высот, направление склонов и подъемов относительно нулевой отметки отсчета. С этой целью обращаются к самодельному нивелиру и размеченной вешке. Нивелир устанавливается в самой нижней точке (нулевой точке отсчета) участка, а вешка – в самой верхней. Верхняя точка нивелира проецируется на вешку. Перепад высот будет равен разнице между высотой нивелира (Но) и расстоянием от проецируемой точки до основания вешки (Н).

7. Обмерить точные границы участка, дома и других строений и обрисовать их на плане.

Рис 7.2. Топографическая съемка реконструируемого участка

8. Указать места пролегания водопровода, канализационных труб, электрического кабеля, газопровода, неизолированных воздушных проводов, если таковые имеются.

9.Отметить на плане все существующие тропинки, ворота, деревья, кусты. Топографическая съемка участков, свободных от строений и насаждений, значительно легче.

Она сводится к нанесению на план контура сада, входа и въезда в него, определения направления и степени уклона рельефа, ориентации участка по сторонам света, размещения соседних «владений».

7.3. Составление ситуационного плана.

Составленный в полевых условиях опорный рабочий план как исходный документ требует доработки уже за письменным столом. В выбранном масштабе (1:100, 1:200) на миллиметровой бумаге или ватманском листе, исходя из рабочих промеров, восстанавливают истинную картину участка (Рис.7.3).

Принятыми условными обозначениями (рис.7.4) наносят чёткий план дома со входом в него, окнами, пристройками, иные имеющиеся сооружения и все то, что было зафиксировано на территории сада.

Места, где точно заранее запланировано размещение тех или иных объектов, показать штриховыми линиями. С помощью стрелок, коротких надписей наносят дополнительные уточняющие сведения.

Ситуационный план, объективно отражая картину участка, позволяет оценить складывающуюся обстановку, которую предстоит творчески переработать. Он является основой для нового проекта.

7.4. Функциональное зонирование

С вычерченного ситуационного плана с помощью кальки или ксерокопированием снимается несколько копий. Они необходимы для поиска наиболее выигрышного варианта дизайн-проекта.

 

Рис. 7.3. Ситуационный план

Рис 7.4. Условные обозначения: а - лиственные деревья; б – лиственные кустарники; в - лиственные кустарники, посаженные группой; г - плакучие формы деревьев; д - хвойные деревья; е - хвойные кустарники; ж – хвойные кустарники, посаженные группой; з - живая изгородь из лиственных кустарников; и – живая изгородь из хвойных кустарников; к - крупные плодовые деревья; л - среднерослые плодовые деревья (вишня, слива и т. п.); м - плодово-ягодные кустарники; н – посадки многолетних цветущих растений; о - многолетние цветущие растения для одиночной посадки; п - группы высокорослых многолетних цветущих растений; р - строения; с - камни; т - подпорная стена; у - садовая мебель; ф - дорожки с различным покрытием; х - газон; ц - вход

Традиционно с целью рационального использования площадей участок разбивается на несколько условных зон (Рис.7.5).

Подъездная зона включает в себя ворота, дорогу, автостоянку и элементы их украшения.

Палисадник - часть сада, прилегающая к главному фасаду дома, своего рода визитная карточка сада, требующая тщательного оригинального оформления.

Жилая зона - дом, пристроенная к нему веранда и примыкающий к нему дворик.

Внутренний дворик (патио) - часть жилой зоны, обычно примыкающая к дому, открытая площадка, словно продолжающая внутренние комнаты. Изысканно обставляется контейнерами с растениями. Навесы и решетчатые стены дворика оформляются вьющимися растениями, бросающими ажурную тень. При этом используются трельяж-ные решетки, перголы, навесы, мини-цветники.

Хозяйственная зона - комплекс необходимых для загородного хозяйства построек: летняя столовая, баня, душ, теплицы, сарай, туалет, компост, будка для собаки и т. д. 

Детская площадка иногда ограничивается песочницей, качелями, но может представлять и целый городок с горками, домиками и т. п. Располагать ее следует ближе к дому, чтобы дети играли под присмотром взрослых.

Плодовый сад - представляет собой отдельную зону. Однако деревья и кустарники разбросаны и по всей территории участка.

Декоративная зона, как и сад плодовых деревьев, может быть сосредоточена в одном месте, но чаще устраивается в различных частях сада (альпийская горка, мини-водоем, цветник, клумба).

Рис. 7.5. Функциональное зонирование: 1 - входная зона; 2 - палисадник; 3 - наружная жилая зона; 4 - спортивно-игровая; 5 - служебная; б - декоративная зона; 7 - хозяйственная; 8 - место отдыха; 9 - плодово-ягодный сад; 10 – огород.

Огород, представленный небольшим количеством хорошо спланированных грядок, окруженных бордюром, цветами, газоном, мощеными дорожками, может украсить самый изысканный сад.

Газон создает общий фон, объединяющий все зоны, элементы сада.

Кроме названных зон, при наличии свободных площадей выделяются участки для занятия спортом, играми, служебного пользования и другие. Эти зоны связывают сетью дорожек, добиваясь при этом, чтобы участок приобрел свой неповторимый облик.

Поэкспериментировав с различными вариантами зонирования, выбирают наилучший, после чего переходят к непосредственной разработке эскиза и его детализации.

7.5. Разработка эскиза

Сугубо творческий этап работы, связанный с поиском принципиального решения на основе уже запланированных зон (Рис.7.6).

При этом важно учесть основные предпосылки: физический комфорт (хорошая освещенность, защищенность от ветра), удобство перемещения по саду (сеть дорожек, оптимальная их ширина, защита от росы, подсветка), легкость ухода за участком и, наконец, эстетическую сторону проекта.

Остановившись на окончательном варианте эскиза, обращают внимание на такие моменты, как:

- возможность изменения существующего рельефа, поскольку участок с ровной поверхностью заметно проигрывает участку с наклонной;

Рис 7.6. Разработка эскиза

- рациональное использование поверхностного плодородного слоя земли, перенесённого с другого участка или используемого по другому назначению;

- место естественного водотока, который бы не по вредил планируемым в саду зонам в случае обильных осадков, таяния снега;

- место и конфигурация водоема, альпинария, их окружение (если они предполагаются);

- соответствие дорожек, пересекающих территорию, и предполагаемых видовых точек;

- основные видовые точки с открывающимися хорошими перспективами;

- характер покрытия дорожек;

- места посадки растений: солитеров, отдельныхгрупп, цветников, газонов, бордюров и т. д.;

- оптимальное геометрическое решение элементовсада (прямоугольное, овальное, треугольное, смешанное);

- соблюдение основных законов, принципов, методов пространственного построения территории;

- соблюдение допустимых расстояний между строениями (данные приводятся в таблице 1);

- соблюдение минимального расстояния между объектами и высаживаемыми растениями (данные минимального расстояния между объектами и высаживаемыми растениями приводятся в таблице 2).

Таблица 1.  

Допустимые расстояния между сооружениями

Объекты сада

Расстояние

От въезда до жилого дома

Не менее 4,5 м

От жилого дома до границы с соседним участком

Не менее 3 м

Между домами на соседних участках

Не менее 6м

От дома до хозяйственной зоны (сарай, душ, туалет)

Не менее 7 м

От хозяйственной зоны до границы участка

Не менее 1м

Таблица 2.

Минимальное расстояние между объектом и растением (в м)

Объект сада

Дерево

Кустарник

Стена дома

5

1,5

Край проезжей части

2-2,5

1,5

Край дорожки тротуара

0,75

0,5

Ограда высотой до 2 м

1

0,75

Подземные коммуникации:

Газопровод

Водопровод

Электрокабель

2

2

2

2

1

0,5

7.6. Разработка дизайн-проекта

Дизайн-проект - это окончательный, генеральный план, по которому ведется разбивка участка. Выполняется он, как правило, в цвете, в масштабе 1:100 или 1:200, с обозначением сторон света. При его составлении придерживаются принятых условных обозначений, хотя в различных публикациях они могут несколько отличаться друг от друга. В сложных проектах иногда выполняют один или несколько секущих разрезов сада. Они позволяют наглядно представить вертикальную планировку участка в его узловых местах.

Существующая сегодня компьютерная техника, программное обеспечение способны почти всю работу, кроме изыскательской и топографической съемки, взять на себя. При этом вся графическая информация получается качественней, а работа идет значительно быстрее (Рис.7.7).

Рис. 7.7. Дизайн-проект сада. Экспликация: 1 - дом; 2 - гараж; 3 - хозяйственная площадка; 4 - спортивно-игровая площадка; 5 - хоз. блок (сарай, туалет, компост); 6 - площадка для отдыха с навесом; 7 - огород; 8 - ягодник; 9 - беседка

7.7. Составление рабочих чертежей

Для облегчения предстоящих работ на местности на основе принятого и утвержденного дизайн-проекта изготавливается несколько вспомогательных чертежей -копий, которые будут выполнять различные функции. Разбивочный чертеж - копия с нанесенными разбивочными осями и указаниями размеров (в метрах) до основных объектов. Дендроплан и посадочный чертеж - копия, на которой указываются посадочные места всех запроектированных насаждений. Условно показываются породы деревьев и кустарников и их количество. Обычно это показывается в виде дроби: в числителе - номер породы, в знаменателе - количество растений. Указанный номер соответствует приведенной здесь же на чертеже сводной таблице ассортимента растений. «Бумажная» работа закончена, впереди не менее ответственная - воплощение задуманных планов.

8. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ РАБОТЫ.

Оформление контрольной работы и её сдача осуществляется согласно общим требованиям.

  1.  КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЩИТЕ РАБОТЫ.

  1.  Дать определение ландшафтной архитектуры.
  2.  Раскрыть цели ландшафтной архитектуры.
  3.  Что относится к объектам ландшафтной архитектуры?
  4.  Охарактеризуйте процесс предпроектного анализа при разработке дизайн-проекта.
  5.  Как производится топографическая съёмка?
  6.  Что включает в себя функциональное зонирование при разработке проекта?
  7.  Назовите общие требования к разработке рабочих чертежей дизайн-проекта.

ЛИТЕРАТУРА.

  1.  Закон Украины от 26 июня 1991 №1268-XII «Об охране окружающей среды».
  2.  Рекультивация земель и ландшафтная архитектура: Конспект лекций (для студентов, обучающихся по направлению «Экология») / Сост. Л.Г. Зубова, - Луганск: Изд-во Восточноукраинского государственного ун-та, 2000. – 40 с.
  3.  Ландшафтная архитектура: Учеб. пособие для вузов / А.В. Сычова. – 2-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 87 с.
  4.  Ландшафтный дизайн / В.А. Воронов. – М.: Астрель: АСТ, 2006. – 270 с.
  5.  Декоративные газоны / Л.И.Улейская. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 221 с.

Учебное издание

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к контрольной работе по дисциплине

«ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ»

(для студентов заочного отделения специальности «Экология и охрана окружающей среды»)

Составители:                                       Светлана Тихоновна Симененко

                                                          Валерий Фёдорович Косенко

Оригинал-макет                                      от авторов

Подписано в печать

Формат  Бумага типограф. Гарнитура Times.

Печать офсетная. Усл. печ.2,6 Уч.-изд. л 2,9

Тираж      экз. Изд. №_________Заказ №.________Цена договорная

Издательство Восточноукраинского национального

университета имени Владимира Даля

Свидетельство о регистрации

Серия ДК № 1620 от 18.12.2003

Адрес издательства : 91034,г. Луганск, кв. Молодежный, 20а

Телефон: 8 (0642) 41-34-12, факс. 8 (0642) 41-31-60

E-mail uni@snu.edu.ua http: www.snu.edu.ua




1. вариант арабского языка сильно отличается от классического поскольку речь местного населения изобилует фра
2. Задание К.1. по теоретической механике Определение скорости и ускорения точки по заданным уравнениям ее.html
3. . Что из нижеперечисленного характеризует экономическое положение СССР в 1930е гг
4. а. Район обводнен реками стекающими со склонов Большого Кавказа- Псекупс Белая Лаба Уруп Кубань Бакса
5. Вариант 1 1. Парная линейная регрессия Задача Имеются данные о цене на некоторый товар X руб
6. В слове ДВОРЦУ все согласные звуки имеют пару по мягкости
7. Факторинг - эффективный инструмент финансирования.html
8. химические условия жизни
9. ТЕМА РОССИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Курсовая работа.html
10. Старинное рукоделие вязание спицами Выполнила обучающаяся 9 класса Панкова Надежда Проверила
11. Метод простых итераций - Напомним что здесь А матрица системы B столбец свободных членов а X столбец
12. Курсовая работа- Внутренняя управленческая отчетность
13. Мужество и героизм русских воинов в Бородинском сражении, значение победы для укрепления мощи Российского государства
14. Проте справжній стан охорони праці та рівень виробничого травматизму на той час замовчувались
15. явились набряки обличчя нижніх кінцівок підвищення температури тіла до 375 С головний біль блювання болі
16.  Совокупный спрос и влияющие на него факторы
17. 225. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность.html
18. Все персонажи события и диалоги были рождены в воображении автора и не могут рассматриваться как взятые из
19. тема нормативного регулирования бухгалтерского учета
20. Административно правовые нормы и источники административного права