Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Заголовки в номере
Одной из важнейших функций заго¬ловка является номинативная (назывная, сигнальная) функция. Это значит, что, прочитав заголовок, аудитория сразу должна уяснить, о какой сфере жизни пойдет речь в тексте, к которому он относится (о политике, экономике, спорте, музыке, медицине и т.д.). Пред¬ставление о теме, обсуждаемой в тек¬сте, в заголовке, как правило, «сужает¬ся» до представления об отдельном ас¬пекте этой темы, то есть до пробле¬мы. Иначе говоря, мало, например, дать читателю понять, что выступле¬ние посвящено политике (это слишком широкая сфера общественной деятель¬ности), надо еще и подсказать ему, что речь идет, скажем, о социальной поли¬тике, о повышении благосостояния ра¬ботников бюджетной сферы.
Очень часто, анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то утверждает или отрицает. Поэтому в данном случае заголовок может отображать эту главную идею (главный тезис) выступления журналиста.
Еще одна важная функция заголовка привлечение внимания читателей. Для издания, вступившего в конкуренцию на рынке информации, публикация текстов с эффектными заголовками, привлекающими внимание аудитории, означает использование важного фактора, способного привести к успеху на этом рынке. Не случайно журналисты иногда даже шутят, что заголовки дело не журналистов, а маркетологов, поскольку именно они специалисты по «продаваемости» издания. Как проявляются и сочетаются названные функции заголовка в СМИ разных типов?
В деловой прессеглавная задача заголовка точно передать суть тему проблемы, идеи, о которых идет речь в тексте. Рекламная роль заголовка в данном случае оказывается на втором плане. Почему? Прежде всего потому, что аудитория делового издания обла¬дает специфическими особенностями, для нее важна суть дела, а не то, на¬сколько ярко представляет ее заголо¬вок (хотя и это желательно): ведь дело¬вые издания читают по необходимости, а не ради развлечения.
В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи показывать суть, содержания текста и привлекать вни¬мание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Ауди¬тория общественно-политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.
В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». О чем может подумать читатель. И встречая, скажем, в газете заголовок: «Что делает муж, когда жены нет дома»? Возможно, о чем-то очень пикантном. И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации.
Конечно, заголовки подобного рода до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов. Но если рекламное начало не будет продолжением содержательного, смыслового содержания заголовков (а то и будет противоречить им), то читатель может понять, что его дурачат, обманывают, дезориентируют. А значит, и журналист, и издание могут потерять авторитет у читателя, доверие к себе.
Далее следует сказать, что заголовок нельзя путать с тем, что называется «хедлайном» и выглядит внешне как заголовок. «Хедлайн» это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как «лид» и «корпус»: в «хедлайне» излага¬ется суть новости, в «лиде» она углуб¬ляется, а в «корпусе» дополняется вто¬ростепенными деталями. Понятие «хедлайн» в западной журналистике существует параллельно с понятием «заголовок», под которым, как прави¬ло, подразумевается то, что в нашей прессе называется «рубрика».
Типы заголовков в прессе
1. «Простой» заголовок
Он, как правило, состоит из одного предложения, включающего в себя ка¬кую-то законченную мысль. Он может быть по характеру не только утверди¬тельным, но и вопросительным. При¬мер заголовка такого типа содержит следующий текст («Время новостей», 6 июля 2003 г.):
2. «Усложненный» заголовок
Подобные заголовки отличаются от «простых» тем, что «формируют¬ся» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, пред¬ставляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала. Заголовок такого типа венчает, например, текст, опуб¬ликованный в «Новой газете» (17 20 июля 2003 г.):
3. «Заголовочный комплекс»
В их со¬став входят основной заголовок и под¬заголовки (дополнительные заголов¬ки) самой разной сложности и назна¬чения. Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации Леси Орловой в «Новой газете» (№ 51, 2003 г.). Ос¬новной заголовок называется «Бегу¬щий от себя». Вслед за ним идет пер¬вый (наиболее важный), состоящий из двух частей, подзаголовок: «Идет борьба за признание нашего героя сумасшедшим. Гамлет или Идиот вот в чем вопрос».
Заголовки можно разделить на ти¬пы и по иным основаниям, например по цели эмоционального воздействия на аудиторию:
1) «интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Ком¬сомольская правда», № 82, 2003 г.);
2) «страшные» «Учитель убий¬ца» («Комсомольская правда», № 83, 2003 г.);
3) «сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экс¬пресс», № 51, 1999 г.);
4) «скандаль¬ные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 1999 г.);
5) «интимные»: «Б. Щербаков пытался затащить в стог сена Н. Шацкую» («Экспресс га¬зета», № 36, 2001 г.) и т.д.