Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Методические указания по выполнению практических заданий
для специальности 020300 - социология
Москва 2004
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ |
УТВЕРЖДЕНО |
|
Кафедра теории и истории социологии |
||
Составитель: канд. философ. наук, доц. Захаров А.В. |
Протокол заседания кафедры |
СОДЕРЖАНИЕ
[1] Пояснительная записка [2] Практикум по визуальной социологии № 1 [3] Практикум по визуальной социологии № 2 [4] Практикум по анализу документов [5] Методическое обеспечение текущего и итогового контроля знаний студентов [5.1] Теоретические и эмпирические методы исследования культуры |
Настоящий курс социологии культуры разработан для студентов социологического факультета и входит в состав изучаемых на IV году обучения прикладных специальных дисциплин.
Программой учебного курса предусматривается проведение практических занятий (практикумов) по анализу документов и визуальной культуре. На выполнение этой работы, включая внеаудиторную деятельность, отводится более 12 часов. Практикумы представляют собой законченные социологические исследования (микропроекты), во время которых студенты самостоятельно собирают эмпирический материал, анализируют и интерпретируют его. Результаты представляются преподавателю в письменной форме (эссе) и оцениваются строго индивидуально. Примерные задания для практикумов приводятся ниже.
Тема: |
Символическая организация центра Москвы |
Цель: |
Приобретение практических навыков «чтения» и интерпретации символических текстов, погруженных в повседневную жизнь людей. |
Объекты: |
Элементы городской среды, выступающие носителями визуальной символической информации (архитектурных ансамбли, памятники и монументы, флаги, плакаты, реклама, элементы художественного оформления улиц, эмблемы, праздничные костюмы, фотографии, открытки и т.п.) |
Метод: |
наблюдение и «насыщенное описание» (см. методические рекомендации и литературу). |
Задание для 1-й подгруппы: |
«Государственно-политическая, историческая символика» (маршрут от ст. метро «Библиотека им. Ленина» по Манежной площади и ул. Волхонка до ст. метро «Кропоткинская»). |
Задание для 2-й подгруппы: |
«Праздничная, новогодняя символика» (маршрут от ст. метро «Пушкинская» вниз по Тверской до Манежной пощади и ст. метро «Охотный ряд»). |
Форма представления результатов: |
Индивидуальный авторский текст (эссе) объемом 2-3 страницы, содержащий анализ и концептуальное обобщение данных наблюдений. |
Методические рекомендации
Данную работу необходимо разделить на 2 этапа:
Выходя на маршрут, постарайтесь представить себя немножко «инопланетянами», т.е. взглянуть на хорошо известный вам городской ландшафт «свежими глазами». Не обязательно проходить весь маршрут за один раз. Не спешите и не отвлекайтесь на разговоры. Ваш взгляд должен двигаться, подобно объективу кинокамеры, переходя от общего к крупному плану (деталям) и обратно.
Символы и знаки обычно «не ходят в одиночку», они группируются в ансамбли, или «созвездия», ведут между собой «перекличку», иногда даже «войны». Пространство центра столицы перенасыщено символикой, образующей несколько уровней сигнификации, подобно «слоеному пирогу»: история, политика, искусство, коммерция, развлечения и др. Чем больше таких уровней, или знаковых систем (назовем их «дискурсами»), а также их взаимодействий вам удастся выявить, тем содержательнее и интереснее у вас получится описание.
Город населен людьми. Символы и знаки существую в нем не сами по себе, а как часть живого процесса повседневной коммуникации. Какие человеческие эмоции, желания, идеалы, ценности, надежды и чаяния передает символика? Важно также понять, как символы и знаки воспринимаются людьми, как они влияют на психологическую атмосферу города.
Когда вы приступите к написанию окончательного текста, попытайтесь выделить какой-то основной сюжет или смысловую линию ваших наблюдений и сгруппировать вокруг него весь остальной материал. Постарайтесь «нагрузить» (но не «перегрузить») его теоретическими знаниями по социологии, антропологии, культурологии. Вспомните, что вы знаете об истории Москвы и Российского государства, обычаях и традициях москвичей, о празднике как традиционной форме культуры, о знаках и символической коммуникации. И все же, вам надо идти, прежде всего, от факта, от живого наблюдения. Ниже вы найдете список литературы, которая может вам помочь выполнить задание. Но только помочь! Основную часть работы вы должны проделать самостоятельно. Никаких готовых рецептов не существует, и попытки механически использовать чужие тексты ничего вам не дадут!
Литература:
Тема: |
Советская и постсоветская модели культуры |
|
Цель: |
Выявить отношение граждан к современной символике российской символике |
|
Объекты: |
Российские граждане разных возрастных (поколенческих) групп: |
1) до 30 лет, |
Метод: |
Уличный опрос |
|
Места проведения: |
1) у Мавзолея В.И. Ленина, |
|
Анкетные вопросы: |
1) Что Вы думаете об архитектуре памятника? |
Варианты ответов: |
2) Что, по Вашему мнению, означает данный памятник? |
Открытый вопрос |
|
3) Как Вы думаете, насколько уместен этот памятник в современной Москве? |
Варианты ответов: |
Методические рекомендации
Рекомендую, прежде всего, ознакомиться с книгой Б. Гройса "Утопия и обмен" и материалами предыдущего практикума по визуальной социологии. Это поможет вам лучше понять, какое место в символическом пространстве современной Москвы занимают Мавзолей Ленина и храм Христа Спасителя.
При получении ответа на 2 (открытый) вопрос старайтесь не вступать в долгие дискуссии с респондентами, но и не прерывайте их, если им захочется поговорить. Обратите внимание не первые сказанные ими слова. Вероятнее всего, нужный нам ответ лежит "на поверхности".
Задание и методические рекомендации
Вашему вниманию будет предложен несколько необычный документ: конспект лекции по эстетике, которую молодая преподавательница читала студентам техникума в начале 80-х гг. Текст этот может показаться современному читателю странным, потому что он насыщен лексикой и терминами, которые сейчас уже вышли из оборота. Вместе с тем это довольно типичный "идеологизированный" текст советской эпохи. Помимо явных смыслов, которые лежат на поверхности, помимо воли и намерений автора, этот документ несет большую информацию о культуре и социальной жизни советского общества: мировоззрении и ценностях, технологии культурного производства, характере социальных отношений, повседневной жизни и мотивах деятельности людей. Вопрос заключается в том, как "вычитать" это важную информацию из текста, как его "расшифровать"?
Во время практикума Вы ознакомитесь с современными методами анализа документов, в частности с теми, которые приме няла в своих исследования Н.Н. Козлова. Практикум включает четыре основных этапа работы: 1) общее знакомство с текстом, 2) реконструкцию, 3) деконструкцию и 4) интерпретацию.
Конечная цель дать "объемное", нагруженное теорией и фактами объяснение смысла исследуемого документа, с учетом реальной современной ситуации, в которой мы сейчас пребываем и которую стремимся лучше понять. Общий заголовок: "Советская и постсоветская культура: разрыв или/и преемственность?"
Итогом Вашей работы будет индивидуально написанный, авторский текст (эссе) объемом 4 - 5 страниц, который Вы должны будете отослать по электронной почте мне. Тексты оцениваются по 10-балльной шкале. Срок для выполнения всего задания 1,5 недели.
Текущий контроль успеваемости студентов производится на основе анализа письменных работ после каждой изученной темы. Работы студентов обсуждаются в аудитории. В виде поощрения и для закрепления навыков подготовки к публикации научных текстов лучшие студенческие работы размещаются на специально созданном учебном сайте по социологии культуры: http://sociologist.nm.ru
Итоговый контроль знаний в середине и конце семестра проводится в устной форме (собеседование), а также в виде тестовых и контрольных заданий. В качестве образца ниже приводится таблица, которую учащиеся должны заполнить после изучения V раздела курса.
Методы исследования |
Уровни исследования |
||
Семиотический |
Институциональный |
Коммуникативный |
|
Цель: |
|||
Объекты: |
|||
Стратегии: |
|||
Процедуры: |
|||
Примеры: |
Примечание. Первые две строки таблицы заполняются во время лекции. Третья строка заполняется студентами под наблюдением преподавателя. Последующие строки студенты заполняют самостоятельно, используя литературу и знания, полученные на занятиях по социологии культуры.
(http://www.cudenver.edu/~mryder/itc_data/postmodern.html).