Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«История мировой культуры: средние века и Возрождение»
Учебно-методическое пособие
для студентов 2 курса направления «История» (бакалавриат)
(История)
САРАТОВ
2012
Содержание
Введение 3
Программа курса 5
Темы семинарских занятий 11
Примерные тестовые задания для самоконтроля 25
Словарь имен и понятий 27
Введение
Дисциплина «История мировой культуры: средние века и Возрождение» относится к вариативной части профессионального цикла структуры ООП бакалавриата направления «История». Необходимость изучения истории мировой культуры не вызывает сомнений. Она имеет логическую и содержательно-методическую взаимосвязь с дисциплинами гуманитарного (философия), а также профессионального цикла (археология, этнология, история мировых религий, история средних веков, история города, источниковедение, музееведение и др.). Освоение данного курса позволяет более глубоко и комплексно изучить особенности развития европейского общества в VXV вв., призвано дать целостное представление о сложном и противоречивом процессе культурного развития средневековья.
Данное методическое пособие включает программу, отражающую основное содержание курса, тематику семинарских занятий со списками источников и литературы к каждой теме, проверочный тест, словарь имен и понятий.
Задачами освоения дисциплины «История культуры средних веков и Возрождения» являются:
Структура курса совпадает с периодизацией средневековой истории, что поможет связать социокультурные процессы с историческим развитием европейских стран и выявить определенную самостоятельность развития культуры. Внутри выделенных этапов изложение ведется по проблемному принципу.
В рамках курса внимание уделено характеристике культурной политики церкви, королей, государств, особенностям культурных процессов в разные под-периоды средневековой эпохи. Значительное место в курсе отведено изучению «средневековой картины мира». Эта тема является сквозной для всего курса, т.к. охватывает не только значительные исторические отрезки, но и объединяет целый комплекс сложных проблем и сюжетов. Отдельно рассматриваются вопросы истории различных жанров средневекового искусства (живописи, скульптуры, архитектуры), напрямую связанные со средневековым символизмом. Изучение средневековой литературы позволяет не только проследить историю формирования жанров, но и связать их с социокультурной самоидентификацией разных групп общества.
Семинарские занятия по курсу «История мировой культуры: средние века и Возрождение» призваны дать студентам возможность на конкретном материале изучить основные направления средневековой культуры. Каждая тема включает методические рекомендации, вопросы, список источников и литературы. Предполагается, что одной из основных форм работы на семинарах будет аудиторное обсуждение поставленных вопросов на основе предварительного изучения источников и литературы. Студенты должны ориентироваться, прежде всего, на самостоятельную подготовку, т.е. прочтение, осмысление исторических источников и литературы с ними связанной, анализ художественных и архитектурных памятников.
Словарь содержит необходимый объем имен и понятий, встречающихся при изучении курса. Тестовые задания должны помочь при подготовке к экзамену.
Для более глубокого изучения курса методическое пособие дополняется CD-приложением, где представлены изображения основных художественно-изобразительных и архитектурных памятников.
Программа курса
«История мировой культуры: средние века и Возрождение»
Раздел 1. Культура раннего средневековья.
Тема 1. Введение. Основные черты и этапы развития средневековой культуры. Традиционная и современная периодизации истории западного средневековья и ее соотношение с периодизацией истории культуры. Понятия «культура», «язык культуры», «картина мира» в зарубежной и отечественной историографии. Основные черты культуры раннего средневековья. Основные черты и особенности культуры периода развитого средневековья.
Тема 2. Культура древних германцев. Письменные и устные источники по истории культуры древних германцев. «Младшая» и «Старшая» Эдды. Мифы и их основные типы. Космогонические и эсхатологические мифы. «Начало времен» по «Старшей Эдде». Первовеликаны, творение земли и космоса. Происхождение великанов, богов, людей. Главные германо-скандинавсике боги, их функции, атрибутика и мифы о них. Боги в исторической и культурной традиции германцев.
Основные составляющие древнегерманской «картины мира» и ее отражение в памятниках искусства. Стелы Готланда как выражение германской «картины мира». Особенности формы стел и типы орнаментации. Образы и атрибуты Одина, Вальгаллы. Корабль и его символика.
Культовые предметы. Ожерелье из Аллеберга и медальон из Герете: основные художественные и символические особенности. Молот Тора. Рельефы Торслунда: пластины с изображением богов.
Тема 3. Раннехристианская культура и искусство. Формирование христианского мира в IV вв. Складывание христианской «картины мира». Библейская «картина мира». «Шестоднев». Иероним. Перевод Библии. Амвросий и распространение монашеской идеи, ее влияние на формирование средневековой культуры. Августин. Отношение к падению Рима. Периодизация истории. Идея двух Градов как основа средневекового дуализма.
Раннехристианское искусство катакомбного периода. Катакомбы: история происхождения, назначение. Главные кубикулы. Мифологические сюжеты росписей. Ветхозаветные и новозаветные сюжеты. Тема Христа, символы. Оранты.
Раннехристианская архитектура. Типы ранних храмов. Главные постройки Рима (базилики Св. Петра, Св. Пуденциана, Санта Мария Маджоре, мавзолей Констанцы). Технические и содержательные особенности мозаик.
Равеннские постройки: церкви Сан-Апполинаре ин Классе, Сан-Апполинаре Нуово, мавзолей Галлы Плацидии, церковь Сан-Витале. Сюжеты мозаик. Влияние византийской традиции.
Тема 4. Культура королевских дворов раннего средневековья. Особенности развития культуры остготов, вестготов, лангобардов. Германские и римские черты в культуре королевских дворов варварских государств. Интеллектуальная культура и ее главные представители. Боэций. Кассиодор. Исидор Севильский. Григорий Турский. Беда Почтенный.
Развитие архитектуры в королевстве остготов. Дворец и мавзолей Теодориха в Равенне. Декоративно-прикладное искусство остготов: основные памятники, традиционные стили.
Развитие архитектуры в королевстве лангобардов. Церковь Сан Джорджо в Вальполичелло, «лангобардский храмик» Санта Мария ин Валле в Чивидале, базилика Сан Амброджо в Милане. Декоративно прикладное искусство: корона Теоделинды и «железная» корона лангобардов, оклад Евангелия Теоделинды, «Курица с цыплятами».
Развитие архитектуры в королевстве вестготов. Церкви Сан Хуан де Баньос, Сан Педро де ла Наве. Декоративно-прикладное искусство: клад Гварразары.
Особенности формирования королевского двора при Меровингах. Развитие архитектурной традиции. Базилика Св. Мартина в Туре, базилика в Лионе, баптистерий Св. Иоанна в Пуатье. Декоративно-прикладное искусство Меровингов: стили и их особенности. Погребение Хильдерика и Арнегунды. Расцвет ювелирного искусства во время правления короля Дагобера.
Тема 5. Раннесредневековые «возрождения». Понятие, хронологические особенности.
«Каролингское возрождение». Истоки и предпосылки культурного подъема при Каролингах. Карл Великий и его заботы о просвещении. Алкуин и королевская Академия. Возрождение монастырских школ и их программы. Отношение к античности.
Каролингские историки. Эйнгард и его сочинения.
Строительная деятельность Карла Великого. Особенности каролингской архитектуры. Исходные образцы и примеры. Дворец и капелла в Аахене. История строительства. Конструктивные и стилистические особенности. История реконструкций капеллы.
Культурно-религиозная роль монастырей. Монастырское строительство при Карле Великом. Фульдское аббатство как религиозно-культурный центр и Храбан Мавр. Сен-Галленское аббатство.
Раннесредневековые книги и их миниатюры. Ирландские книги. Евангелие из Ярроу. Знаменитое евангелие из Линдисфарна. Келлская книга. Ирландские миниатюры Сен-Галленских мастеров. Каролингская миниатюра. Евангелия Годескалька, Ады, Св. Медарда. «Коронационное евангелие». Евангелисты и их символы в миниатюре. Библейские темы в миниатюре.
«Оттоновское возрождение». Предпосылки культурного подъема. Роль античности, народной германской и церковной традиций в культурном подъеме.
Архитектура. Складывание нового типа базилики. Церкви Св. Михаила и Св. Годехарда в Гильдесхайме. Бронзовые двери церкви Св. Михаила в Гильдесхайме. Сюжеты и их композиция. Особенности изображения человеческого тела, чувств и эмоций. Распятие Кельнского собора (распятие Геро). Новый образ Христа распятого.
Развитие искусства книжной миниатюры. Школы Рейхенау, Трира, Эхтернаха, Регенсбурга.
Итоги развития культуры в раннесредневековый период.
Раздел 2. Культура развитого средневековья.
Тема 6. Средневеково-христианские представления о мире, обществе, человеке.
Дуализм духовной жизни средневековья. Идея двух Градов. Дуализм представлений о мире, времени, пространстве, человеке.
Представления об Аде и Рае. Идея чистилища. Смерть в восприятии средневекового человека. Представление о связи с загробным миром. Природа, Бог, космос и чудо в средневековой картине мира.
Земля: пределы, карты, священные зоны. Христианское пространство и время. Периодизация истории. Основные черты средневековой «картины мира».
Физические свойства человека, его чувства. Социально-нравственные качества человека. Христианские представления о добродетелях и пороках. Эволюция иерархии. Аскет как идеал человека. Умонастроение средневекового человека.
Представления об обществе и его структуре. «Те, кто молятся, те, кто воюют, те, кто работают». Формирование трехфункциональной модели общества. Альфред Великий, Адальберон Ланский.
Тема 7. Средневековая литература разных сословий: основные жанры и достижения. Исторические предпосылки развития литературы. Традиции письменного латинского языка. Рождение литературы на новых языках.
Героический эпос. Начало складывания героического эпоса. Основные темы. Степень развития жанра в разных странах. «Песнь о Роланде» как литературное произведение и исторический источник. Историческая основа. Особенности воинского эпоса. Сюжет «Песни о Роланде» и основные события. Хронология историческая и хронология поэмы. Главные герои и их характеристики. Сеньоры и вассалы в поэме. Христианство и мусульманство в «Песне о Роланде».
«Песнь о нибелунгах». «Беовульф». «Песнь о моем Сиде» и др.
Общие черты и историческая роль героического эпоса.
Рыцарская литература средних веков. Основные жанры рыцарской литературы. Этапы развития французского романа. Романы о Бруте и их авторы. «Александриады». Вас. Тома. Цикл романов о Тристане и Изольде. «Артуровский» цикл. Кретьен де Труа и его романы. «Эрек и Энида». Событийная канва. Рыцарь и его культурно-психологические черты в романе. Прекрасная дама. Финал.
Куртуазная лирика. Трубадуры. Бернар де Вентадорн. Бертран де Борн. Миннезингеры. Вальтер фон дер Фогельвейде. Политические темы стихов. Лирические темы и лирический герой.
Увядание рыцарской литературы. Культурное и нравственное значение рыцарской литературы.
Городская литература. Зарождение городов и рост культурных потребностей их населения. Истоки городской литературы. Основные жанры городской литературы. Основные сюжеты фаблио, шванков, новелл. Отношение к священным сюжетам.(«О виллане, который тяжбой приобрел рай», «О святом Петре и жонглере» и др.). Тема дворянства («Пышнозадый Беранжье». «О сером в яблоках коне», «О соколе», «О рыцаре в алом плаще» и др.). Тема человеческих чувств («Об Аристотеле» и др.). Повседневная жизнь горожан. «Роман о Лисе». «Новеллино». Итальянская (Саккетти) и французская городская новеллистика XIVXV веков.
«Крестьянин Гельмбрехт» Вернера Садовника. Сюжет. Старшее и младшее поколение в поэме. Критика рыцарства и его занятий. Высокое самосознание крестьян-тружеников. Мораль поэмы.
Роль городской литературы.
Церковно-монашеская литература. Популяризация христианско-аскетических идей. Сборники «примеров». Гимны. Назидательная литература. Жития. Автобиографии Гвиберт Ножанский, Петр Абеляр.
Тема 8. Образование в средние века. Школы и университеты. Возникновение городов и изменения в системе образования. Школы, программы образования, учителя. Время возникновения университетов и их основатели. Основные университетские города и станы. Самоуправление. Факультеты и формы занятий. Тексты и учебники. Плата. Роль педелей. Иерархия ученых степеней и прав. Социальный облик студенчества. Ваганты и их лирика.
Историческое значение средневековых школ и университетов
Тема 9. Ученая культура ХП-ХШ вв. Средневековый интеллектуал как социальный тип. Понятие «схоластика». Суть подходов и методы. Проблема универсалий и основные направления в схоластике. Вера и разум в схоластике.
Пьер Абеляр. Факты биографии. Основные труды. Суть философской позиции. Суассонский собор и его решения. Начало борьбы с Абеляром Бернара Клервоского. Сансский собор. Отношение учеников к осуждению Абеляра. История любви Абеляра. Исторические заслуги Абеляра.
Зарождение материалистических тенденций в средневековой философии. Аверроизм. Сигер Брабантский.
Фома Аквинский. Факты биографии. Учителя. Главный труд: схема построения, тематика, новизна. Характер использования Аристотеля. Историческая роль Фомы Аквинского.
Роджер Бэкон. Биография. Учеба и преподавание. Изгнание из Англии. Заточения. Главные сочинения. Бэкон об источниках знания.
Историческая значимость трудов Бэкона.
Тема 10. Средневековое искусство и его символизм. Основные истоки и источники средневекового искусства. Основные жанры средневекового искусства. Основные темы и персонажи средневекового искусства.
Средневековая живопись: жанровые и стилистические особенности. Фреска. Мозаика. Книжная миниатюра. Витраж. Начало портретной живописи. Стилистические особенности романской и готической художественной традиции в книжной миниатюре.
Средневековая скульптура. Этапы развития в XIXV вв. Особенности романской и готической скульптуры.
Каноны и правила украшения церквей.
Универсальный символизм средневекового мышления и его влияние на искусство. Отношение к изображениям в раннехристианский период, рождение символизма. Темы и символы, связанные с Христом, Девой Марией и евангелистами. Апостолы и святые в средневековом искусстве.
Тема 11. Средневековая западноевропейская архитектура XIХV вв. Основные стили средневековой архитектуры и время их распространения.
Подъем 1000 года: строительство церквей и замков.
Технико-архитектурные особенности романской архитектуры. Романская базилика. Шедевры французского романского искусства. Германские постройки романского типа. Внутреннее убранство романских построек.
Исторические предпосылки возникновения готического стиля. Готический стиль, его конструктивные и пластические особенности. Строительный материал. Строительные орудия и приспособления.
Шедевры готики в странах Европы Франция, Англия, Германия, Италия. Светские постройки.
Раздел 3. Культура раннего Возрождения.
Тема 12. Культура Возрождения. Понятие Возрождение. Особенности периодизации культуры Возрождения в странах Западной Европы. Истоки культуры Возрождения.
Гуманизм как идейная основа культуры Возрождения.
Литература итальянского Возрождения. Данте. Петрарка. Боккаччо. Купеческая литература как особый жанр.
Искусство итальянского Возрождения. Живопись и скульптура: Джотто, Симоне Мартини, Мазаччо, Брунеллески, Донателло, Фра Анджелико, Верроккьо, Боттичелли. «Корифеи Возрождения»: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль.
Архитектура итальянского Возрождения. Известнейшие постройки Флоренции, Милана, Рима, Венеции.
Начало проникновения ренессансного искусства во Францию, Германию.
Тема 13. Исторический вклад культуры средних веков и Возрождения в европейскую цивилизацию. Основные очаги средневековой культуры. Духовный стержень средневековой культуры. Роль литературы, искусства, ученой культуры. Свободомыслие и его проявления в средние века.
Хронологические и содержательные особенности культуры Возрождения в странах Западной Европы. Значение литературы и искусства.
Роль культуры в общем развитии западного общества.
Темы семинарских занятий
Тема 1. «Картина мира» древних германцев и ее выражение в искусстве.
Методические рекомендации.
Данная тема предполагает изучение германского культурного наследия в европейской цивилизации. При изучении темы следует обратить внимание на то, что систематические данные имеются только по скандинавским религиозным представлениям последних столетий до принятия христианства. Они отражены в литературных памятниках, обработанных христианскими авторами после обращения германцев в христианство. В данной теме предстоит познакомиться с двумя такими источниками «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». Притом важно познакомиться с историей и, главное, содержанием данных источников. Именно на их основе предстоит раскрыть составляющие «картины мира»: происхождение миров, их взаимосвязь, происхождение людей, «судьбу» мира.
Отдельно следует рассмотреть вопросы, связанные с погребальной обрядностью (на примере нескольких погребений из разных районов Северной Европы), значением и символикой, содержащейся на ритуальных предметах и стелах, погребальных камнях. Именно они являются источниками, более близкими по времени к изучаемым явлениям германской культуры. Из сохранившихся стел большая часть расположена на острове Готлад. Именно они в большей степени позволяют воссоздать образный мир древнескандинавского общества, проследить эволюцию в восприятии отдельных его сторон.
Вопросы:
Источники:
Старшая Эдда / Пер. А. Корсуна (любое издание)
Стурлусон Снорри. Младшая Эдда / Пер. О.А. Смирницкой (любое издание)
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972.
Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада (любое издание)
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.
Мелетинский Е.М., Гуревич А.Я. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира. М., 1991. Т.1.
Мельникова Е.А. Образ мира.М.,1998.
Мифология: В 2 кн. / Сост. Н.И. Девятайкина, Т.П. Кац и др. (любое издание).
Нессельштраус .Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб, 2000.
Панорама средневековья. М.,2002.
Поминальные стелы Готланда // http://drunemeton.itersuum.ru/gotland.htm
Тема 2. Каролингское возрождение.
Методические рекомендации.
Европейская культура в раннесредневековый период пережила несколько мощных всплесков развития, которые в историографии традиционно называют «раннесредневековыми возрождениями». К ним можно отнести культурный подъем при остготском, вестготском и лангобардском королевских дворах. Но чаще всего данное понятие распространяют на период культурного подъема, охвативший франкскую часть Западной Европы при Карле Великом и его преемниках. В данной теме рассматриваются несколько направлений культурной политики Карла Великого: развитие образования, наук и литературы, архитектурное строительство.
При изучении этих вопросов необходимо выяснить, чем были вызваны эти культурные импульсы, насколько они были связаны с античным, христианским, германским наследием, какую роль играло государство в деле просвещения, как относилось к развитию науки, что стояло за подъемом строительства.
Источники по теме достаточно разнообразны. Это законодательные акты («Капитулярий о занятиях науками» и «Всеобщее увещевание»), литературные произведения (Эйнгард «Жизнь Карла Великого», различные сочинения Алкуина и других поэтов). Они позволяют раскрыть вопросы о реформе школьного образования, содержании учебных программ, научных представлениях о мире, развитии литературных форм. Интерес представляют и сохранившиеся постройки Каролингского времени. Их не так много, и главное место среди них занимает Аахенская капелла, являющаяся в данный момент частью большого Аахенского собора. Для изучения структуры всего дворцового комплекса можно обратиться к реконструкции, помещенной в CD-приложении. При этом важно поставить вопрос: какую роль должен был играть этот комплекс и почему строительство подобного рода объектов начинается именно при Карле Великом.
Вопросы:
Источники:
Эйнгард. Жизнь Карла Великого / Пер. М.С. Петровой // Историки эпохи Каролингов. М., 2000. С. 734.
Храбан Мавр. О воспитании клириков // Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т. 1. С. 318341.
Капитулярий Карла Великого о занятиях науками (780800 гг.) // Практикум по истории средних веков. Часть 1. Ранее западноевропейское средневековье / Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. Воронеж, 1999. С. 199200.
Алкуин и его сочинения // Там же. С. 201211.
Поэзия Каролингского возрождения // Там же. С. 211219.
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972.
Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М, 1988.
Добиаш-Рождественская О.А. Духовная культура Западной Европы IVIX вв. // Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.
История всемирной литературы. М.: Наука, 1984. Т.2. Разд. 9-10.
История европейской архитектуры. М.,1972.
История зарубежной литературы средних веков (любой учебник для вузов).
Карсавин Л.П. Культура средних веков. М,.2003
Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада (любое издание)
Левандовский А.П. карл Великий. Через Империю к Европе. М., 1995.
Нессельштраус .Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб, 2000.
Панорама средневековья. М.,2002.
Рамм Б.Я. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье // Учен. зап. Ленингр. пед. ин-та им. Покровского. 1940. Т. 5.
Словарь средневековой культуры. М.,2003.
Фортунатов А.А. Алкуин и его ученики // Учен. зап. Московск. гор. пед. ин-та. 1948. Т. 8.
Фортунатов А.А. Алкуин как деятель Каролингского возрождения // Учен. зап. Московск. гор. пед. ин-та. 1941. Т.3.
Тема 3. Средневековая литература разных сословий (рыцарская и городская).
Методические рекомендации.
Средневековая литература развивалась на протяжении всего средневековья. При этом происходило формирование различных жанров, каждый из которых имел свою сословную аудиторию. Данная тема разделена на три блока, в каждом из которых предполагается последовательное рассмотрение трех жанров, оформившихся в период XIXV вв.
Следует сказать, что в раннее средневековье литература была представлена довольно ограниченным числом жанров. В основном преобладали «истории», авторами которых были монахи. Сочинения поэтического характера ограничивались единичными примерами, о которых говорилось в предыдущей теме. И только в XIXV вв. литература достигает своего расцвета. Развиваются такие жанры как героический эпос, рыцарский роман, куртуазная лирика, городская новеллистика и др. Это совпадает с формированием национальных языков. И как следствие к исходу средневековья большая часть литературных произведений пишется уже не на латинском, а на родном языке.
При изучении данной темы следует внимательно отнестись к работе с текстами произведений. Рекомендуется придерживаться следующего плана:
Записи рекомендуется делать на отдельных листах по принципу выписок-карточек. Это позволит систематизировать материал и эффективно использовать его при подготовке к семинару.
Вопросы:
3А. Героический эпос.
3Б. Рыцарская литература.
3В. Городская литература.
Источники:
Беофульф // Старшая Эдда. Беовульф. Песь о Нибелунгах. М., 1975.
Бернар де Вентадорн. Песни. М.., 1979.
Вальтер фон дер Фогельвейде. Стихотворения. М., 1985.
Вернер Садовник. Крестьянин Гельмбрехт. М., 1971.
Кретьен де Труа. Эрек и Энида. М., 1980.
Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976.
Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1993.
Новеллино. М., 1984.
Песнь о Нибелунгах. М.. 1972.
Песнь о Роланде.. М., 1976.
Песнь о Сиде. М., 1959.
Поэзия трубадуров // Песни трубадуров. М., 1979.
Поэзия труверов // Прекрасная Дама. М., 1984.
Поэзия миннезингеров // Прекрасная Дама. М., 1984.
Роман о Лисе. М., 1987.
Саккетти Франко. Триста новелл. (любое издание).
Фаблио. Старофранцузские новеллы. М.,1971 и др. издания.
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972.
Даркевич В. П. Народная культура средневековья. М, 1988.
Добиаш-Рождественская О.А. Духовная культура Западной Европы IVIX вв. // Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. М., 1987.
История зарубежной литературы средних веков (любой учебник для вузов).
История всемирной литературы. М.: Наука, 1984. Т.2. Разд. 9-10.
Карасавин Л.П. Культура средних веков. М,.2003.
Словарь средневековой культуры. М.,2003.
http://svr-lit.niv.ru/
Тема 4. Школы и университеты в средние века.
Методические рекомендации.
Развитие системы образования в XIIXV вв. находилось в непосредственной связи с социально-экономической и культурной жизнью этого периода. Большое влияние на этот процесс оказало развитие средневековых городов и товарно-денежных отношений. В городской среде все больше ощущалась потребность в грамотных людях, в опытном знании. Именно город способствовал выработке рационального типа мышления. Все это усилило стремление к светскому образованию, которое могло бы удовлетворить потребности горожан. Поэтому важно выяснить кода и как возникали городские школы и университеты, в чем состояла новизна системы школьного и университетского образования, как был организован учебный процесс, каким был образ жизни школяров и магистров.
Источники по данной теме чрезвычайно многообразны. Это различные юридические документы, предоставленные университетам королями, императорами, папами или принятые университетскими корпорациями (грамоты, буллы, привилегии, статуты и др.), документальные (договоры с учителями), эпистолярные, литературные (поэзия вагантов). Только их комплексное изучение может составить полное представление об истории средневековых университетов.
Изучение данной темы предполагает также самостоятельную подготовку сообщений об истории отдельных средневековых университетов.
Вопросы:
Источники:
Документы по истории университетов средневековой Европы ХII-ХV вв. / Сост. Г.И. Липатникова. Воронеж, 1973.
Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., 1994. Т. 2.
Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах. М., 1996.
Традиции образования и воспитания в Европе XIXVII вв. Иваново, 1995.
Литература:
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1972.
Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк конца ХХ века // История мировой культуры. Наследие Запада. Курс лекций. М.,1998. С. 221-233.
Карсавин Л.П. Культура средних веков. М,.2003
Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный, 1997.
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада (любое издание)
Панорама средневековья. М.,2002.
Словарь средневековой культуры. М.,2003.
Уваров П.Ю. Университет в средневековом городе // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1981.
Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в исторической науке. М.,1995.
См. также список литературы к теме 17 «Школа и университет в средние века» // Практикум по истории средних веков. Часть 2. Западная Европа в период развитого средневековья / Под ред. Н.И. Девятайкиной, Н.П. Мананчиковой. Воронеж, 2000. С. 331332.
Тема 5. Средневековое искусство: живопись и скульптура.
Методические рекомендации.
В контексте развития средневековой культуры искусство имеет огромное значение. С самого момента формирования средневековой христианской цивилизации искусство выполняло важную социальную функцию: формирование в обществе определенных морально-этических представлений через передачу священных сюжетов (искусство как «Библия для неграмотных»). Поэтому при изучении средневекового искусства следует учитывать некоторые его особенности: общий религиозный характер и символизм, которым были проникнуты все без исключения жанры.
Даная тема разделена на три блока: монументальная живопись, книжная миниатюра, скульптура. В каждом блоке следует поставить вопросы об истории возникновения жанров и этапах их развития, эволюции художественных стилей. Также необходимо уделить внимание характеристике и анализу конкретных произведений искусства. При анализе рекомендуется придерживаться следующего плана:
Примерный план развернутой характеристики художественно-изобразительного произведения:
Примерная схема анализа художественного произведения (скульптурного произведения):
Вопросы:
5А. Монументальная живопись.
5Б. Искусство изготовления книг и книжная миниатюра в средние века.
5В. Средневековая скульптура.
Источники:
Изображения произведений (по периодам) и краткая информация о них // [Электронный ресурс] «Искусство Средних веков» М.: «Директмедиа Паблишинг», 2006. Ч. 1,2;
[Электронный ресурс] «Книжная миниатюра» М.: Директмедиа Паблишинг, 2006.
Литература:
Арган Дж. История итальянского искусства. М., 2000.
Всеобщая история искусства.
Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002.
Дворжак М. История искусства как история духа. СПб, 2001.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1983.
История искусств зарубежных стран. Средние века и Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. - М.,1982.
Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: Средние века и Возрождение в Италии. М.,1996.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб, 2000.
Очерки истории искусства. М., 1987.
Панорама средневековья. М.,2002.
Словарь средневековой культуры. М.,2003.
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб, 1996.
Тема 6. Средневековая архитектура XIXV вв.: стили и основные памятники.
Методические рекомендации.
Развитие средневековой архитектуры на протяжении всего периода происходило под прямым воздействием социо-культурных процессов, которые переживало общество. Во многом этим объясняется преобладание тех или иных типов построек в разные периоды средневековья. Однако следует отметить, что в общем объеме строительства в XIXV вв. всегда преобладали церковные постройки. Таким образом, одна из отличительных черт архитектуры рассматриваемого в данной теме периода ее преимущественно религиозный характер. Другая отличительная черта храм, начиная с раннехристианского времени, становится пространством, которое соединяет в себе многие виды искусства (живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство). Поэтому изучение истории архитектурных памятников должно сопровождаться анализом их декоративного оформления, которое, как правило, было подчинено строгим канонам. Следует также помнить, что именно архитектура оказывала стилистическое воздействие на развитие других видов искусства.
Данная тема предполагает изучение двух основных стилей средневековой архитектуры: романского и готического. Тема выстроена таким образом, что позволяет выявить общие моменты, характерные для стилей в целом, но и показать региональную специфику на примере конкретных памятников. При характеристике архитектурных памятников рекомендуется придерживаться следующего плана:
Вопросы:
Франция Сен-Дени, Нотр-Дам в Париже, Шартрский собор, Нотр-Дам в Реймсе, Нотр-Дам в Амьене, Сен- Шапель в Париже.
Англия соборы в Кентербери, Линкольне, Питерборо, Экзетере, Йорке, Солсбери, Вестминстера, Капелла Королевского колледжа в Кембридже.
Германия Собор в Магдебурге, Собор в Марбурге, Собор в Трире, Собор во Фрайбурге, Собор в Страсбурге, Собор в Кельне.
Италия Сан Франческо в Ассизи, Сан Франческо в Болонье, Сант Антонио в Падуе, Кафедральный собор Сиены, Кафедральный собор в Орвието, Санта Мария Новелла во Флоренции, Санта Кроче во Флоренции, Кафедральный собор Флоренции Санта Мария дель Фьоре, Кафедральный собор в Милане.
Источники:
Изображения архитектурных памятников (по периодам и странам) и краткая информация о них // [Электронный ресурс] «Искусство Средних веков» М.: «Директмедиа Паблишинг», 2006. Ч. 1,2;
Литература:
Арган Дж. История итальянского искусства. М., 2000.
Всеобщая история искусства.
Гнедич П.П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002.
Готика. Архитектура. Скульптура. Живопись / Под ред. Р. Томана. Изд-во Könemann, 2004.
Дворжак М. История искусства как история духа. СПб, 2001.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.
История искусств зарубежных стран. Средние века и Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. М.,1982.
Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: Средние века и Возрождение в Италии. М.,1996.
Ляковская О. А. Французская готика XII-XIII вв. М., 1973.
Мартиндейл Э. Готика. М., 2001.
Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. Проблемы теории и практики художественного творчества. М., 1988.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего средневековья. СПб, 2000.
Очерки истории искусства. М., 1987.
Панорама средневековья. М.,2002.
Ротенберг Е. И. Искусство готической эпохи. М., 2001.
Словарь средневековой культуры. М.,2003.
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб, 1996.
Тема 7. Гуманизм как идейная основа культуры Возрождения.
Методические рекомендации.
Эпоха Возрождение представляет собой отдельный этап развития европейской культуры. Причины зарождения этого явления, особенности его развития всегда вызывали интерес у исследователей. Этим объясняется широкий круг проблем и литературы с ними связанной. В данной теме рассматривается один из аспектов формировании идеологии гуманизма, которая сформировала культурно-нравственные ориентиры всей эпохи. При изучении темы следует обратить внимание различные аспекты гуманистического мировоззрения: отношение к человеку, его физической и нравственной природе, отношение к социальной иерархии и ее основаниям, к государственным институтам. Все это позволит выявить, в чем же состояло гуманистическое открытие мира и человека.
Рассматривать данные проблемы предлагается на основе изучения сочинений итальянских гуманистов XIVXV вв. и предложенного круга литературы. По отдельным вопросам могут быть подготовлены сообщения.
Вопросы:
Источники:
Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Саратов, 1984.
Боккаччо Дж. Декамерон. (любое издание)
Данте А. Божественная комедия. (любое издание)
Петрарка Ф. Диалоги на гендерные и эстетические темы (трактат «О срдествах против превратностей судьбы», кн. 1) / Пер. с лат., коммент., указат. Л.М. Лукьяновой; исслед. раздел Н.И. Девятайкиной. Саратов, 2008.
Петрарка Ф. Книга песен. (любое издание)
Петрарка Ф. Моя тайна. (любое издание)
Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.
Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Сост., общая редакция, вст. статья и комментарии Л.М. Брагиной. М., 1985.
Литература:
Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М., 1979.
Баткин Л.М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.
Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIVXV вв. М., 1977.
Брагина Л.М. Культура Возрождения в Италии во второй половине XIVXV вв. // Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М.,1996.
Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Т. 1. (любое издание).
Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. Саратов, 1988.
Девятайкина Н.И. Петрарка и политика: историческая реальность и идеалы // Средние века. 1993. Вып. 56.
Дживелегов А.К. Начало итальянского возрождения. М., 1925.
Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянской гуманизме второй половины XIVпервой половины XV в. М., 1977.
Стам С.М. Ведущие идеи итальянского гуманизма // Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов. Саратов, 1985. Ч.1.
http://svr-lit.niv.ru/
Тема 8. Особенности искусства итальянского Возрождения.
Методические рекомендации.
Искусство итальянского Возрождения является отдельной вехой в развитии европейского искусства. Особенность его можно назвать то, что хронологически оно пересекается с периодом расцвета готического искусства в ряде стран Европы. Однако итальянское искусство этого периода обладает рядом специфических черт, которые предстоит выявить в ходе изучения данной темы.
Рациональной формой обсуждения вопросов данной темы представляется мини-конференция (круглый стол), на которой будут заслушаны сообщения каждого участника семинара и сделан вывод об особенностях искусства итальянского Возрождения.
Вопросы:
Источники:
Любые художественные альбомы с репродукциями картин художников итальянского Возрождения или доступные электронные ресурсы (CD-приложение).
Литература:
Арган Дж. История итальянского искусства. М., 2000.
Всеобщая история искусства
Гнедич П.П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. М., 2002.
Дворжак М. История искусства как история духа. СПб, 2001.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1983.
История европейской архитектуры. М.,1972.
История искусств зарубежных стран. Средние века и Возрождение / Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. М.,1982.
Любимов Л. Д. Искусство Западной Европы: Средние века и Возрождение в Италии. М.,1996.
Стам С.М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Книга первая. Саратов, 1991.
Стам С.М. Корифеи Возрождения. Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Книга вторая. Саратов, 1993.
Янсон Х.В., Янсон Э.Ф. Основы истории искусств. СПб, 1996.
Примерные тестовые задания для самоконтроля
1. Молот это атрибут:
А) Локи
Б) Тора
В) Одина
2. Митгард это «мир»:
А) Павших воинов
Б) Людей
В) Богов
3. Аудумла - это:
А) Автор «Старшей Эдды»
Б) Первовеликан скандинавской мифологии в виде коровы
В) Первовеликан скандинавской мифологии в виде женщины
4. Автор «Младшей Эдды» - это:
А) Снорри Стурлусон
Б) Кретьен де Труа
В) Тома
5. Основное сочинение Фомы Аквинского это:
А) «Да» и «нет»
Б) «Сумма теологии»
В) «Большее»
6. Кто такой Роджер Бэкон
А) Римский папа
Б) Английский ученый схоласт ХШ в.
В) Еретик
7. Первым в Италии возник университет в
А) Болонье
Б) Флоренции
В) Праге
8. «Старшие» факультеты в средневековых университетах
А) Права
Б) Богословия
В) «Семи свободных искусств»
9. В состав «тривиума» входили
А) грамматика
Б) геометрия
В) музыка
10. Автор «Эрека и Эниды» - это:
А) Снорри Стурлусон
Б) Кретьен де Труа
В) Тома
11. Что такое «лестница Иакова»
А) лестница, по которой души попадают в рай
Б) лестница, по которой души попадают в Чистилище
В) лестница, по которой души попадают в ад
12. Символ евангелиста Матфея
А) орел
Б) ангел
В) лев
13. Хризма это:
А) Сияние вокруг головы святого
Б) Миндалевидное сияние вокруг фигуры священного персонажа
В) Монограмма Христа
14. Неф это:
А) центральная продольная часть базилики
Б) перекрытая сводом полуциркульная ниша
В)поперечная часть базилики
15. Главный собор какого города украшают знаменитые «улыбающиеся ангелы»
А) Париж
Б) Реймс
В) Шартр
Словарь имен и понятий
Абеляр Петр (1079-1142) французский философ.
Августин Аврелий (354-430) христианский теолог и философ.
Алкуин (ок. 735-804) англосаксонский ученый, деятель Каролингского возрождения.
Альфред Великий (около 849-899 гг.) король Уэссекса с 871 г. В 886 г. Альфред Великий занял Лондон и был признан королём всей Англии. Ко времени Альфреда Великого относят начало составления «Англосаксонской хроники», первой истории английского народа. Он поощрял образование, основывал школы и приглашал учёных.
Апсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos - свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.
Аркбута́н (франц. arcboutant), наружная каменная полуарка, передающая распор свода главного нефа внешним опорным столбам контрфорсам. Аркбутаны возникли в готической архитектуре. Аркбутаны (франц. Arc-boutant) наружные упорные арки готических соборов, упирающиеся верхним концом в стену, а нижним в столбы или контрфорсы.
Архивольт (ит. Archivolto обрамляющая дуга) деталь архитектурного декора, окаймляющая проем арки.
Архипоэт Кельнский (ок. 1130-1165), голиардический поэт.
Асгард (“ограда асов”) в скандинавской мифологии небесное селение, крепость богов-асов, расположенная на поле Идавёль.
Аск (“ясень”) в скандинавской мифологии первый мужчина, которого оживили боги из древесного прообраза.
Асы в скандинавской мифологии основная группа богов, возглавляемая Одином, иногда обозначение богов вообще. Асы противопоставляются ванам, великанам (ётунам), карликам (цвергам) и низшим женским божествам дисам, норнам, валькириям.
Аудумла в скандинавской мифологии корова, которая произошла из инея, наполнившего мировую бездну, и выкормила своим молоком первое существо великана Имира. Сама она питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Из этих камней, облизанных Аудумлой, возник предок богов Бури.
Базилика (греч.), букв, "царский дом" в средние века церковное здание прямоугольное или крестообразное в плане.
Бальдр (“господин”) в скандинавской мифологии юный бог из асов. Любимый сын Одина и Фригг, умер первым из асов, предвещая Рагнарёк.
Баптистерий от латинской формы “baptisterium” греческого слова “baptisthrion”. У древних христиан крещальня.
Беда Почтенный (ок. 673-731), английский историк и теолог.
Бестла в скандинавской мифологии мать Одина, Вилли, Вё. Дочь великана Бёльторна.
Биврест (“трясущаяся дорога”) в скандинавской мифологии радуга-мост, соединяющий землю и небо. У Бивреста находится жилище Хеймдалля, сына Одина. Перед Рагнарёком рушится.
Богоматерь Великая Панагия согласно пророку Исайе, “Дева, которая пребудет с младенцем”, а также возносящая молитвы церковь или душа, в которой проявляет себя Бог.
Богоматерь Елеуса (“Умиление”) младенец Христос на руках Девы Марии прижимается своей щекой к щеке Богородицы.
Богоматерь Знамение представлена в позе молящейся с воздетыми руками, с изображением Христа в медальоне на груди.
Боккаччо Джованни (1313-1375) итальянский писатель.
Бор (“рожденный”) в скандинавской мифологии сын Бури, отец Одина и его братьев Вилли и Вё, рожденных им с Бестлой.
Бури (“родитель”) в скандинавской мифологии предок богов, отец Бора, дед Одина. Возник из соленых камней, которые лизала корова Аудумла.
Ваганты (также называются голиарды) бродячие клирики, странствующие студенты и школяры в Германии, Франции, Англии и Северной Италии в XIXIII вв.
Вальгалла (“чертог убитых”) в скандинавской мифологии чертог Одина, жилище эйнхериев павших в бою храбрых воинов, дружины Одина.
Валькирии (“выбирающие мёртвых”, “убитых”) в скандинавской мифологии воинственные девы, подчиняющиеся Одину и по его приказу распределяющие победу в битвах.
Вальтер Шатильонский (Готье Лилльский) (1135-1201), французский голиардический поэт.
Вандальберт Прюмский (ок. 813-850), франкский поэт.
Ваны в скандинавской мифологии группа богов плодородия.
Вас (XII в.) французский поэт.
Вёльва в скандинавской мифологии прорицательница, колдунья.
Венок (венец) капелл (см. “капелла”) несколько капелл, выделенных апсидами и расположенных полукругом в восточной части храма.
Виллани Джованни (1276-1348) итальянский хронист.
Вимперг (нем. wimperg) высокий декоративный фронтон стрельчатой формы, расположенный над порталами или окнами с наружной стороны.
Винсент из Бове (1190-1264) французский ученый.
Витраж (франц. vitrage застекление, от лат. vitrum стекло) орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
Ульфила (ок. 310-383) готский епископ, переводчик Библии.
Галерея королей скульптурный фриз, которым украшались нижние ярусы готической церкви, включая изображения святых пророков, царей Ветхого Завета.
Гвиберт Ножанский (1053-1124) французский хронист.
Готика (от итал. gotico, буквально готский, от названия герм. племён готов) художественный стиль (между серединой XII и XVXVI вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе.
Григорий Турский (ок. 538-594) франкский историк и церковный деятель.
Гунунгагап в скандинавской мифологии первичный хаос, мировая бездна, в которой возникло первое существо Имир.
Дамиани Петр (1007-1072) итальянский теолог и церковный деятель.
Данте Алигьери (1265-1321) итальянский поэт.
Деисус каноническая композиция иконописи, обязательно включающая Христа (в центре) и обращенных к нему в молитвенных позах Богоматери и Иоанна Крестителя. Композиция допускает расширение круга святых.
Джотто (ок. 1276-1337) итальянский художник.
Диптих (diptucon) две деревянные, костяные или металлические, продолговатые дощечки, соединенные одна с другою помощью шнурка, тесьмы или шарнира и складывающиеся вместе, на подобие книжного переплета.
Донателло (1386-1466) итальянский скульптор.
Донжон (фр. donjon башня) в средневековом укрепленном замке главная башня, стоящая внутри крепостных стен и не связанная с ними.
Ёрмунганд в скандинавской мифологии мировой змей, одно их трех хтонических чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой и Локи. Ёрмунганд живет в мировом океане, окружая обитаемую землю. В последней битве погибает от руки Тора.
Звериный стиль стилизованное изображение реальных и сказочных зверей и птиц либо причудливо переплетающих частей их тел.
Иггдрасиль в скандинавской мифологии мировое дерево гигантский ясень, являлся структурной основой мира, древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры небо, землю, подземный мир, всего девять миров.
Иероним Евсевий (ок. 340-420), христианский теолог и писатель.
Ико́на (от греч. eikōn изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых.
Имир (“двойное”, т.е. “двуполое существо”) в скандинавской мифологии первое антропоморфное существо, великан, из тела которого создан мир.
Исидор Севильский (570-636) испанский церковный деятель и историк.
Кампани́ла (итал. campanile) в итальянской архитектуре средних веков и Возрождения 4-гранная или круглая башня-колокольня, обычно стоящая отдельно от храма.
Капе́лла (позднелат. capella) 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе, в обходе хора) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. 2) Хор певчих (от названия часовни или церковного придела, где пел хор).
Катако́мбы (итал., ед. ч. catacomba) системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили для отправления культа и захоронений.
Ка́федра (греч. kathédra, буквально сидение) в христианской церкви возвышение, с которого произносятся проповеди.
Ко́декс (лат. codex) форма книги из скреплённых вместе вощёных дощечек, папирусных или пергаментных листов.
Контрфо́рс (от франц. contreforce противодействующая сила) устой, поперечная стенка, вертикальный выступ, укрепляющий основную несущую конструкцию (главным образом наружную стену).
Ко́нха (от греч. konchē раковина) полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и др.) зданий.
Крестоцвет в готической архитектуре завершение фронтонов и башен в виде цветка, с одной или двумя парами горизонтальных ответвлений от центра столбов.
Крипта (греч. kripte крытый подземный ход, тайник) полуподвальное или подземное помещение в храме, располагающееся под восточной частью базилики, служившее для хранения храмовых сокровищ и для захоронения святого.
Лимбурги (XV в.) французские художники-миниатюристы.
Логи в скандинавской мифологии великан-обжора, олицетворение пламени.
Локи в скандинавской мифологии бог, который иногда вступает во враждебные отношения с другими богами, насмехается над ними, делает гадости. Локи умеет менять облик. Иногда участвовал в походах Тора.
Мавзоле́й (лат. mausoleum, от греч. Mausōléion) монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру, где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.
Мартин Турский (ок. 316-400) галльский церковный деятель.
Матье Вандомский (ок. 1130-1190) французский голиардический поэт.
Мидгард (“среднее огороженное пространство”) в скандинавской мифологии место в центре мира, где жили первые люди.
Моза́ика (франц. mosaique) изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность монументальной живописи, используемая преимущественно для украшения зданий.
Мортирий (греч. martyr свидетель, мученик) тип поминальной постройки.
Муспелль (или Муспелльхейм) в скандинавской мифологии огненная страна, которая существовала ещё до начала творения. Муспелль иногда отождествляют с огненными великанами.
Нартекс западное членение храма, изолированное от основного объема помещения.
Нервю́ра (франц. nervure, от лат. nervus жила) 1) арка из тёсаных клинчатых камней, укрепляющая рёбра свода. Система нервюр (главным образом в архитектуре готики) образует каркас, облегчающий кладку свода. 2) Поперечный элемент балочной, ферменной, рамной или комбинированной конструкции силового набора крыла и оперения летательного аппарата.
Неф (лат. navis корабль) вытянутое по оси запад-восток прямоугольное в плане помещение храма.
Нифльхейм (“темный мир”) в скандинавской мифологии мир мрака, существовавший до начала творения.
Одигитрия (греч. hodegetria от hodos путь) иконографический тип изображения Богоматери с младенцем на левой (иногда на правой) руке.
Один в скандинавской мифологии верховный бог асов. Бог войны и военной дружины, поэтического вдохновения и мудрости, шаман.
Оранта (лат. orans, orantis взывающая) персонаж с воздетыми вверх руками.
Павел Диакон (ок. 720-800) лангобардский историк Павлин Ноланский (355-431), галльский писатель.
Пала́ццо (итал. palazzo, от лат. palatium дворец) итальянский городской дворец-особняк XVXVIII вв., как правило, имевший величественный уличный фасад и внутренний двор с арочными галереями.
Пантокра́тор (от греч. pantokrátor всевластитель) поясное изображение Христа, благословляющего правой рукой, с Евангелием в левой (в своде купола или конхе христианского храма, в иконописи).
Паруса части купольного свода в виде вогнутых сферических треугольников.
Пинакль (фр. pinacle) декоративная башенка, завершенная остроконечной пирамидкой, увенчивающая контрфорс или другой архитектурный элемент церкви.
Портал в романской и готической архитектуре, более или менее роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое значительное здание.
Примас Орлеанский (Гюг Орлеанский) (ок. 1093-1160) французский голиардический поэт.
Проторенесса́нс (от прото... и Ренессанс) период истории итальянского искусства (XIII начала XIV вв.), ознаменовавшийся ростом светских тенденций, обращением к античной традиции.
Пьета́ (Пиета) (от итал. pietà милосердие) в изобразительном искусстве сцена оплакивания Христа Богоматерью.
Рагнарёк в скандинавской мифологии гибель богов и всего мира, следующая за последней битвой богов и хтонических чудовищ.
Реликва́рий (ср.-век. лат. reliquarium) вместилище для хранения реликвий. Разнообразны христианские реликварии от сосудиков-ампул до крупных ларей. Буддийские реликварии могли быть крупными сооружениями (ступы, пагоды, дагобы, субурганы и др.).
Ренессанс общепринятое название эпохи, следовавшей в истории западноевропейского искусства за готической и продолжавшейся с средины XV до начала XVI стол.
Слейпнир в скандинавской мифологии восьминогий конь. Родился от Свадильфари (коня строителя Асгарда) и Локи (превратившегося в кобылу).
Страшный суд в некоторых религиях (в иудаизме, в христианстве, в исламе) "последнее" судилище, которое должно окончательно определить судьбы "грешников" и "праведников".
Сугерий (ок. 1081-1151) аббат, французский церковный и политический деятель.
Сурт (“черный”) в скандинавской мифологии огненный великан. Перед концом мира он приходит с юга, в последней битве он убивает Фрейра, а затем сжигает мир.
Тимпан 1) треугольное поле фронтона. 2) Ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В Т. часто размещают скульптуру, живописные изображения и пр.
Тондо (итал. tondo, буквально - круглый) произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
Тор (“гром”) в скандинавской мифологии бог-воин, защищающий богов и людей от великанов и чудовищ, с помощью своего молота - Мьелльнир.
Травея пространственная ячейка нефа, ограниченная четырьмя устоями, несущими свод.
Триптих трехчастный складень 14-16 веков с рельефными или живописными изображениями.
Туисто в германской мифологии земнородное двуполое божество, сыном которого являлся Манн, первый человек.
Утгард в скандинавской мифологии окраинная зона земли, где обитали великаны (ётуны) и чудовища.
Фенрир в скандинавской мифологии гигантский волк, одно из трех хтонических чудовищ порожденных Ангрбодой от Локи. Участвует в последней битве, где заглатывает солнце, месяц и проглатывает Одина, после чего сам убит асом Видаром.
Филипп (XII-XIII вв.) французский голиардический поэт.
Фра Анджелико Веато (1387-1455) итальянский художник.
Фрейр (“господин”) в скандинавской мифологии бог из числа ванов, олицетворяющий растительность, урожай, богатство и мир.
Фрейя (“госпожа”) в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты. Вместе с Одином ежедневно делит и выбирает убитых воинов.
Фригг (“возлюбленная”) в скандинавской мифологии богиня брака, любви, семейного очага, деторождения. Фригг жена Одина.
Фуке Жан (ок. 1420-1480) французский художник-миниатюрист.
Хейдрун в скандинавской мифологии имя волшебной козы из царства мертвых, куда попадают воины, убитые в бою.
Хеймдалль в скандинавской мифологии бог из асов. Считается сыном Одина. Страж богов. Отличается острым зрением и слухом.
Хель в скандинавской мифологии царство мертвых (в подземном мире), а также хозяйка этого царства одно из трех хтонических чудовищ. Хель находится под одним из корней Иггдрасиля.
Хоры верхняя западная открытая галерея, балкон внутри церкви, предназначенный для знати.
Храбан Мавр (ок. 780-856) франкский ученый и писатель.
Цверги в германо-скандинавской мифологии карлики.
Чимабуэ (ок. 1250-1302) итальянский художник.
Чистилище в католицизме место, где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай.
Эйнгард (ок. 770-840) франкский историк.
Эйнхерии в скандинавской мифологии мертвые воины, живущие в небесной Вальхалле и составляющие дружину Одина. Они непрерывно сражаются, а затем пируют. В последней битве сражаются вместе с асами против чудовищ и великанов.
Эмбла (“ива”) в скандинавской мифологии имя первой женщины.
Этьен Орлеанский (XIII в.) французский голиардический поэт.