Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Реферат Анализ выразительных средств языка на примерах произведений З

Работа добавлена на сайт samzan.net:



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский Государственный университет путей сообщения

Кафедра «Русский и иностранный языки»

Реферат

Анализ выразительных средств языка

(на примерах произведений З. Н. Гиппиус)

Выполнила: студентка группы 52 а

Агафонова А.А

Проверила: Ст. преподаватель

Кафедры РИА

Захаренко О.В

Омск 2013

Содержание

Введение 4

1. Тропы 5

1.1 Метафора  5

1.2 Метонимия 5

1.3 Олицетворение 5

1.4 Сравнение 6

1.5 Перифраз 6

1.6 Аллегория 7

2. Риторические фигуры 8

2.1 Антитеза 8

2.2 Риторический вопрос. 9

2.3 Риторическое восклицание 9

2.4 Обращение 10

2.5 Эллипсис 10

3. Биография З. Н. Гиппиус 11

4. Средства выразительности в поэзии З.Н. Гиппиус 14

Заключение 20


Введение

В состав русского языка входит большое количество слов, которые мы изо дня в день употребляем в нашей устной и письменной речи, но стиль речи писателя отличается от повседневного образа общения. Для придания своему художественному произведению яркости «красок» писатель использует средства выразительности. Такие средства можно разделить на две группы: тропы и фигуры, каждые из которых играют важную роль в создании неповторимого и увлекательного для чтения произведения. Не смотря на то, что те и другие средства выразительности делают нашу речь богаче, ярче, красивее, между ними есть одно важное различие - отличие от тропов, представляющих собой употребление слов в переносном смысле, фигуры - это приёмы сочетания слов.

Таким образом, целью данного реферата является не только общее рассмотрение видов тропов и стилистических фигур на примерах произведений русских поэтов - классиков, но и более детальное изучение средств выразительности на примере творчества З. Н. Гиппиус.

Поэзия З. Н. Гиппиус была выбрана не случайно. Ее произведения достаточно своеобразны и символичны, что отличает ее от других поэтов серебряного века. Творчество Зинаиды Николаевны  пропитано духом новизны, свободой слова и мысли, что выделяет ее из всего круга писателей - символистов. С одной стороны, ее стихи просты и незамысловаты, с другой - в них глубокий смысл, обращение к Всевышнему и призыв к своему народу. Творчество Гиппиус стоит того, чтобы  на него обратили внимание. Кто - то может назвать ее произведения нелепыми, но именно в этой непринужденной манере письма скрывается сильная и достаточно неординарная личность, которая заслуживает уважения.


  1.  Тропы

Тропы - (греч. tropos - поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении.

Далее рассмотрим виды тропов и приведем соответствующие каждому виду тропа примеры.

  1.  Метафора (от др. - греч. metaphora - «перенос», «переносное значение») - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким - либо другим на основании их общего признака. 

«Выткался на озере алый цвет зари» (С. А. Есенин)

«А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?» (В. В. Маяковский)

«Тучки небесные, вечные странники!» (М. Ю. Лермонтов)

«Красною кистью рябина зажглась» (М. И. Цветаева)

  1.  Метонимия (от греч. metonomadzo - переименовывать) -  переносное значение слова, основанное на замене прямого названия предмета другим по смежности.

«А в двери -  бушлаты, шинели, тулупы» (В. В. Маяковский)

«Для вас безмолвны Кремль и Прага» (А. С. Пушкин)

«Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» (А. С. Пушкин)

«И пишет боярин всю ночь напролёт,

Перо его местию дышит» (А. К. Толстой)

1.3 Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

«Устало все кругом: устал и цвет небес,

И ветер, и река, и месяц, что родился,

И ночь, и в зелени потусклой спящий лес,

И желтый тот листок, что, наконец, свалился» (А. А. Фет)

«Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом» (Ф. И. Тютчев)

«Ведь уж осень на двор

Через прясло глядит.

Вслед за нею зима

В теплой шубе идет» (А. В. Кольцов)

«От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел…» (Г. Р. Державин)

1.4  Сравнение - стилистический прием, основанный на образной трансформации грамматически оформленного сопоставления. 

«Лес, точно терем расписной» (И. А. Бунин)

«Дика, печальна, молчалива, 

Как лань лесная, боязлива» (А. С. Пушкин)

«Звенит их медный перелив, 

Как грустный вопль, среди широких 

Ненастных и туманных нив» (И. А. Бунин)

«Радость ползет улиткой.
У горя бешеный бег» (В. В. Маякоский)

1.5   Перифраз (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание) -  средство выразительности, состоящее в замене однословного наименования предмета или действия описательным многословным выражением. 

«Он в том покое поселился, 

Где деревенский старожил 

Лет сорок с ключницей бранился, 

В окно смотрел и мух давил» (А. С. Пушкин)

«Унылая пора! Очей очарованье!» (имеется в виду осень) (А. С. Пушкин)

«И он убит - и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой,

Сраженный, как и он, безжалостной рукой» (о В.В. Маяковском) (Б.Л. Пастернак)

«Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек сияющие льды…» (О Петербурге) (А.А. Ахматова)

1.6 Аллегория  (греч. allegoria - иносказание) -  иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.

«Прекрасен Царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад» (лев - Швеция) (А. С. Пушкин)

«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?» (М. Ю. Лермонтов)


  1.  Риторические фигуры 

Риторические фигуры -  термин риторики и стилистики, обозначающий различные обороты речи, которые придают ей стилистическую значимость, образность и выразительность, изменяют её эмоциональную окраску. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что повсеместно используется в художественных целях как в поэзии, так и в прозе.

  1.  Антитеза (от греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура, строящаяся на противопоставлении сравнимых понятий (предметов, явлений, признаков), реализуемом на уровне словосочетания, предложения, фразы. 

«Я много отдаю, но мало получаю,

И в имя же свое собой повелеваю,

И если бить хочу кого,

То бью себя я самого» (Ф. И. Тютчев)

«Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой» (А. С. Пушкин)

«Всесилен я и вместе слаб,

Властитель я и вместе раб» (Ф. И. Тютчев)

«Ваша мощь - червонец,

Наша - стяг червонный» (В. В. Маяковский)

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник…» (о Петре Первом)  (А. С. Пушкин)

«Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались клики,

Надгробные там воют лики» (Г. Р. Державин)

«Наша сила – правда,

 Ваша - лаврьи звоны.

Ваша - дым кадильный,

 Наша - фабрик дым» (В. В. Маяковский)

«У людей-то в дому - чистота, лепота,
А у нас-то в дому - теснота, духота» (Н. А. Некрасов)

  1.  Риторический вопрос -  риторическая фигура, представляющая собой вопросответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

«Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?» (А. С. Пушкин)

«Могу ли я узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ли я опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?» (В. А. Жуковский)

«Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?» (А. С. Пушкин)

«И какой же русский не любит быстрой езды?» (Н. В. Гоголь)

«Кони стали... «Что там в поле?» -

«Кто их знает? пень иль волк?» (А. С. Пушкин)

«…куда их гонят?

Что так жалобно поют?» (А. С. Пушкин)

«И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?» (А. С. Пушкин)

  1.  Риторическое восклицание - приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т.п. 

«Тридцатая годовщина Союза - держись, злецы!» (М. И. Цветаева)

«О стыд! О ужас наших дней!

 Как звери, вторглись янычары!» (А. С. Пушкин)

«О, дева всех румянее

Среди зеленых гор -  

Германия!

Германия!

Германия!

Позор!» (М. И. Цветаева)

«О, вы не знаете украинской ночи!» (Н. В. Гоголь)

«Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую!» (И. А. Бродский)

  1.  Обращение - обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи.

«Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин)

«Теперь прощай, столица,
Прощай, весна моя» (А. А. Ахматова)

«О, канун вечных будней,
Скуки липкое жало…» (И. Ф. Анненский)

«О муза пламенной сатиры!

Приди на мой призывный клич!» (А. С. Пушкин)

«Ива, дерево русалок, 
Не мешай мне на пути!» (А. А. Ахматова)

«Вы, карты, есть ли что в одно и то же время
Приманчивее вас, пошлее и страшней!» (И. Ф. Анненский)

«О Алиса! Дай мне средство,
Чтоб вернуть его опять» (А. А. Ахматова)

  1.  Эллипсис (от греч. elleipsis - опущение, недостаток) - пропуск в речи или тексте подразумеваемой языковой единицы, структурная «неполнота» синтаксической конструкции. 

«Мы сёла - в пепел, грады - в прах,

В мечи - серпы и плуги…» (В. А. Жуковский)

«Зверю - берлога,
Страннику - дорога,
Мертвому - дроги,
Каждому - свое» (М. И. Цветаева)

«Офицер - из пистолета. Теркин - в мягкое штыком» (А. Т. Твардовский)

«Я за свечку, свечка - в печку!

Я за книжку, та - бежать и вприпрыжку под кровать!» (К. И. Чуковский)

  1.  Биография З. Н. Гиппиус

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945), русский поэт, прозаик, литературный критик. С 1920 в эмиграции. Родилась 8 (20) ноября 1869 в Белеве Тульской губ. в семье юриста, обрусевшего немца. По матери – внучка екатеринбургского полицмейстера. Не получила систематического образования, хотя с юности отличалась большой начитанностью. В 1889 вышла замуж за Д. С. Мережковского и переехала с ним из Тифлиса в Петербург, где годом раньше состоялся ее поэтический дебют. С мужем они прожили, по ее словам, «52 года, не разлучаясь... ни на один день». 

Быстро преодолев влияние С. Я. Надсона, заметное в ее ранних стихотворениях, Гиппиус в глазах участников литературной жизни обеих столиц на рубеже веков была олицетворением декаданса – «декадентской мадонной», как ее называла после публикации Посвящения (1895), содержащего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога». Этот образ искусно строился и внедрялся в сознание современников самой Гиппиус, которая тщательно продумывала свое социальное и литературное поведение, сводившееся к смене нескольких ролей.

На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 Гиппиус предстает раскрепощенной пропагандисткой, гордо несущей «крест чувственности», как сказано в ее дневнике 1893; затем противницей «учащей Церкви», ибо «грех только один – самоумаление» (дневник 1901); инициатором «Религиозно-философских собраний» (1901–1904), на которых разрабатывается программа «неохристианства», соответствующая воззрениям Мережковского; поборником революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности». 

Важным центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга становится занимаемый Мережковскими дом «Мурузи», посещение которого было обязательным для молодых мыслителей и писателей, тяготеющих к символизму. Признавая авторитет Гиппиус и в своем большинстве считая, что именно ей принадлежит главная роль во всех начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Мережковского, почти все они, однако, испытывают неприязнь к хозяйке этого салона с ее высокомерием, нетерпимостью и страстью экспериментировать над людьми. Особой главой в истории русского символизма стали отношения Гиппиус с А. А. Блоком, первая публикация которого состоялась при ее содействии в журнале «Новый путь», что не помешало впоследствии резким конфликтам, вызванным различием их представлений о сущности художественного творчества и о назначении поэта. 

В 1910 вышло второе собрание стихов. Выход «Книги 2» (1903–1909 гг.) стал крупным событием в жизни русской поэзии. Откликаясь на книгу, И. Анненский писал, что в творчестве Гиппиус – «вся пятнадцатилетняя история нашего лирического модернизма», отметив как основную тему ее стихов «мучительное качание маятника в сердце». Поклонник этой поэзии В. Я. Брюсов особо отмечал в ней «непобедимую правдивость», с какой Гиппиус фиксирует различные эмоциональные состояния и жизнь своей «плененной души». 

Как критик, писавший под псевдонимом Антон Крайний, Гиппиус этого времени остается последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей, послуживших ее фундаментом. Постоянно публикуясь в журналах «Весы» и «Русское богатство» (лучшие статьи были ею отобраны для книги «Литературный дневник» (1908 г.)). Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связанное с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов, которыми жил 19 век.

Призвание художника, которое не сумела осознать современная литература, для Гиппиус заключается в активном и прямом воздействии на жизнь, которой, согласно утопии, принимаемой на веру Мережковским, нужно «охристианиться», ибо не существует иного выхода из идейного и духовного тупика. 

Эти концепции направлены против писателей, близких к руководимому М. Горьким издательству «Знание» и в целом против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма. Тот же вызов кругу представлений, основанных на вере в либерализм и устаревших толкованиях гуманизма, содержится в драматургии Гиппиус (Зеленое кольцо, 1916), ее рассказах, которые составили пять сборников, и романе Чертова кукла (1911), описывающем банкротство верований в прогресс и мирное совершенствование общества. 

К октябрьской революции 1917 Гиппиус отнеслась с непримиримой враждебностью, памятником которой стали книга Последние стихи. 1914–1918 (1918) и Петербургские дневники, частично опубликованные в эмигрантской периодике 1920-х годов, затем изданные по - английски в 1975 и по-русски в 1982 (большая их часть была обнаружена в Публичной библиотеке С.-Петербурга в 1990). И в поэзии Гиппиус этого времени (книги «Стихи», «Дневник» 1911–1921 гг., 1922г.), и в ее дневниковых записях, и в литературно - критических статьях на страницах газеты «Общее дело» преобладает эсхатологическая нота: Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение. Хроникой телесного и духовного умирания старого мира становятся дневники, которые Гиппиус понимала как литературный жанр, обладающий уникальной способностью запечатлеть «само течение жизни», фиксируя «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки и составят относительно достоверную картину трагического события. 

 Ненависть к революции заставила Гиппиус порвать с теми, кто ее принял: с Блоком, Брюсовым, А. Белым. История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьской катастрофе, сделавшей неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составляет основной внутренний сюжет мемуарного цикла Гиппиус Живые лица (1925). Сама революция описывается (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) как «тягучее удушье» однообразных дней, как «скука потрясающая», хотя чудовищность этих будней внушала одно желание: «Хорошо бы ослепнуть и оглохнуть». В корне всего происходящего «лежит Громадное Безумие». Тем важнее, согласно Гиппиус, сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти». 

Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России: в его душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус Сияния (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Попытки примирения с миром перед лицом близкого прощания с ним сменяются декларациями непримиренности с насилием и злом. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл ее поэзию «электрическими стихами», Ходасевич, рецензируя Сияния, писал о « своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом». 

По инициативе Гиппиус было создано общество «Зеленая лампа» (1925–1940), которое должно было объединить разные литературные круги эмиграции, если они принимали тот взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России, который вдохновительница этих воскресных собраний сформулировала в самом начале деятельности кружка: необходимо учиться истинной свободе мнений и слова, а это невозможно, если не отказаться от «заветов» старой либерально-гуманистической традиции. Сама «Зеленая лампа», однако, страдала идеологической нетерпимостью, что порождало многочисленные конфликты. 

После смерти Мережковского в 1941 Гиппиус, подвергавшаяся остракизму из - за двусмысленной позиции в отношении фашизма, посвятила свои последние годы работе над его биографией, оставшейся неоконченной (издана в 1951). 

Умерла Гиппиус в Париже 9 сентября 1945.


  1.  Средства выразительности в поэзии З.Н. Гиппиус

Тропы

1.1 Метафора

1. «С единой бровью и с ликом птицы,-

Выходит старшая вперед» («Мудрость»)

2. «Он этой верой махал, как флагом» («Мудрость»)

3. «Храню, лелею, храню, жалею

Мой луч последний - любовь мою» («Нелюбовь»)

1.2 Метонимия

4. «Тебе ли, Юному, тебе ли

Отцам и дедам подражать?» (Юный-обращение к новому, «молодому»      веку) («Молодому веку»)

5. «Вперед за «Правду», за вольный труд!» («Осенью»)

6. «Кто посягнул на детище Петрово?» (детище Петрово  - Петербург)            («Петроград»)

1.3 Олицетворение

7. «Смеются пушки, разевая рты…» («Веселье»)

8. «Качаются на луне

Пальмовые перья» («За что?»)

9. « А мудрость лежала праздно

На перекрестке трех дорог» («Мудрость»)

10. «Освещена последняя сосна.

Под нею темный кряж пушится.

Сейчас погаснет и она.

День конченый - не повторится» («Закат»)

11. «И в верхнем - качались травы,

А в нижнем - туча бежала...» («Зеркала»)

12. «Змеится луна в воде,-

Но лжет, золотясь, дорога...» («Мера»)

13. «Сошлись к полночи, и месяц жесткий

Висел вверху, кривя свой рог» («Мудрость»)

14. «Предутренний месяц на небе лежит.
         Я к месяцу еду, снег чуткий скрипит» («Никогда»)

15. «Я буду в море бледною волною
         И облачною тенью в небесах» («Отрада»)

16. «Я в тесной келье - в этом мире

И келья тесная низка» («Пауки»)

17.«Лишь тучи, низко набегая,
         Дают ей мертвенную тень» («Пыль»)

1.4 Сравнение

18.  «А счастье может быть прекрасно,

Как апельсинные цветы» («Апельсинные цветы»)

19. «Как ласковая кобра я,

Ласкаясь, обовьюсь» («Боль»)

20. «Я - черная вода, пенноморозная,

Меж льдяных берегов» («Водоскат»)

21. «Кто радостен и прост и верит неизменно,

Что жизнь - веселие, что все – благословенно» («Два Сонета»)

22. «Он в полдень прыгает козленком,

Под вечер - темен, как мертвец» («Дьяволенок»)

23. «То ходит гоголем-мужчиной,

То вьется бабой вкруг меня» («Дьяволенок»)

24. «Такой смешной он, мягкий, хлипкий,

Как разлагающийся гриб» («Дьяволенок»)

25. «В моей душе нет места для страданья:

Моя душа – любовь» («Любовь»)

26. «Пушисты хлопья белые,
         Как пчел веселых рой» («Снежные хлопья)

1.5 Перифраз

27. «От этого зловонного вина

Как было омерзительно твое похмелье» («Веселье»)

28. «Пройдем ли - Покаянья

Целительную дверь?» («Дверь»)

29. «Медный грохот, дымный порох,

Рыжелипкие струи,

Тел ползущих влажный шорох...

Где чужие? где свои?» (подразумевается война) («Все Она»)

30. «Блевотина войны - октябрьское веселье» («Веселье»)

31. «Он близко! Вот хруст перепончатых крыл

И брюхо разверстое Змия...» (образ Георгия Победоносца») («Имя»)

32. «Созданье революционной воли» («Петроград»)

33. «Хочу - святого жала,
         Божественно-любовного» («Святое»)

1.6 Аллегория

34. «Пускай мы тень.

Но тень от Твоего Лица!»  (тень - народ, Твоего Лица - Бог) («Гибель»)

Риторические фигуры

2.1 Антитеза

35. «Она разрушила свои желанья,

Чтоб воскресить их вновь» («Любовь»)

36. «Я лишь дрожу пред вечною потерею:

Кем не владеет Бог - владеет Рок» («Не знаю я…»)

37. «Мешается, сливается

Действительность и сон» («Мешается, сливается…»)

38. «Идите все, кто плачет и смеется,

Идите все - к Нему» («Любовь»)

39. «Внизу - страданье, вверху - забавы.

И боль, и радость - мне тяжелы» («Между»)

40. «И я иду и падаю,

Покорствуя судьбе» («Мешается, сливается…»)

41. «И будет все в одном соединеньи –

Земля и небеса» («Любовь»)

42. «Но в старые мехи вливаешь

Ты наше новое вино!» («Молодому веку»)

43. «Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.

Назад давала - не берет» («Мудрость»)

44. «Упоительно - и скучно.
         Хорошо - и все равно» («Оно»)

45. «Мы с тобой так странно близки,
         И каждый из нас одинок» («Посвящение»)

2.2 Риторический вопрос

 

46. «Одно мне страшно: качаясь в сетке,

Как встречу теплый, земной рассвет?» («Между»)

47. «Миги с закрытыми лицами...
         Как удержу их лёт?» («Непредвиденное»)

48.  «Ужель до солнца останусь в сетке?» («Между»)

49. «Тебе ли, Юному, тебе ли

Отцам и дедам подражать?» («Молодому веку»)

50. «Пройдем ли - Покаянья

Целительную дверь?» («Дверь»)

51. «Тел ползущих влажный шорох...

Где чужие? где свои?» («Все Она»)

52. «С паденьем идет, с победою?
         Оливу несет иль меч?» («Непредвиденное»)

2.3 Риторическое восклицание

53. «Но в старые мехи вливаешь

Ты наше новое вино!» («Молодому веку»)

54. «Она не погибнет - знайте!
               Она не погибнет, Россия.
               Они всколосятся,- верьте!
               Поля ее золотые» («Нет»)

55. «Сойди с кровавых бездорожий

Хоть на пятнадцатом году!» («Молодому веку»)

56. «Слабеют руки, кончаю битву,

Слабеют руки... Я отворю!» («Нелюбовь»)

57. «О, если бы хоть тень движенья,
         Хоть звук в тяжелых камышах!»  («Однообразие»)

58. «О, если б острое почуял жало я!» («Она»)

59. «Я верю - в Оправдание...
                Люби меня, зови!
                Сожги мое страдание
                В огне Твоей Любви!» («Оправдание»)

2.4 Обращение

60. «Он этой верой махал, как флагом,

Кричал, кричал... Постой же, друг!» («Мудрость»)

61. «Живите, люди! Играйте, детки!» («Между»)

62. «Дитя мое любимое,

Единственный мой свет!» («Мешается, сливается…»)

63. «Тебе ли, Юному, тебе ли

Отцам и дедам подражать?» («Молодому веку»)

64. « Сюда, сестрицы!

Мешки тугие,- вот прорвет!» («Мудрость»)

65. «О, ты ль это, слово, знакомое слово?» («Никогда»)

66. «Мечтать ли нам о повтореньях?» («О вере»)

67. «Ноябрь, твое чело венчает яркий снег...» («Овен и Стрелец»)

68. «Моей безмерной смелости,
               Господь, о помоги!» («Оправдание»)

2.5 Эллипсис

69. «И эта мертвая, и эта черная,

И эта страшная - моя душа!» («Она»)

70. «Чтоб пели, роя, а кто не хочет
         И роет молча - того в канал!» («Осенью»)

71. «Мои глаза - под паутиной» («Пауки»)

72. «Не бледный халкидон - заветный камень мой,
         Но гиацинт-огонь мне дан в удел земной» («Овен и Стрелец»)

73. «Жадны звонкие копыта,
         Будь что будет - все равно!» («Оно»)

74. «И все: старуха, дитя, рабочий —
         Чтоб пели Интернационал» («Осенью»)

75. «И нет к ней доступа - она глуха» («Она»)

76. «И алый гиацинт,- его огонь и кровь» («Овен и Стрелец»)

77. «Все затерто, все забыто,
         В тайне мыслей - пустота...» («Оно»)

78. «Замкни облавкой, сгруди, как стадо,
         Кто удирает - тому арест» («Осенью»)

79. «А в четырех углах - четыре
         Неутомимых паука» («Пауки»)

80.  «В безмолвьи прохожу я мимо, мимо,
        Закрыв лицо,- в неузнанные дали» («Последнее»)

Заключение


Таким образом, проведя анализ выразительных средств русского языка на примере поэзии З. Н. Гиппиус, было выявлено то, что в ее творчестве преобладают такие риторические фигуры, как: риторические восклицания, риторические вопросы, обращения, эллипсисы. Данные средства выразительности, возможно, были выбраны не случайно. Так как эпоха, в которую Зинаиде Николаевне пришлось творить свои произведения, была пропитана революционным духом, то обращения, выступающие в роли призывов к народу и Творцу, вполне объяснимы именно этим. Что касается риторических вопросов и восклицаний, которые встречаются практически в каждом ее произведении, то они использованы для диалога с читателем, чтобы обратим его внимание на насущные проблемы и дать ему возможность задуматься над происходящим.

Эллипсис также часто встречается в ее строках. Данная фигура позволяет лаконично, без лишних слов выразить основную мысль поэтессы: некую недосказанность она заменяет одним или несколькими довольно строгими словами, которые обычно завершают стихотворение. Такой прием позволяет уловить основную мысль или призыв.

Использование тропов, особенно сравнения и олицетворения, также встречаются практически в каждом произведении поэтессы. Сравнения у Зинаиды Николаевны довольно едкие, но именно они помогают читателю прочувствовать описываемое явление, процесс или предмет. Что касается олицетворений, то они дополняют сравнения, зачастую придавая нелепость и непринужденность даже самым кровопролитным картинам ее творчества (войны, революции). 

МУДРОСТЬ

Сошлись чертовки на перекрестке,

На перекрестке трех дорог

Сошлись к полночи, и месяц жесткий

Висел вверху, кривя свой рог.

Ну, как добыча? Сюда, сестрицы!

Мешки тугие,- вот прорвет!

С единой бровью и с ликом птицы,-

Выходит старшая вперед.

И запищала, заговорила,

Разинув клюв и супя бровь:

"Да что ж, не плохо! Ведь я стащила

У двух любовников - любовь.

Сидят, целуясь.. А я, украдкой,

Как подкачусь, да сразу - хвать!

Небось, друг друга теперь не сладко

Им обнимать да целовать!

А вы, сестрица?" - "Я знаю меру,

Мне лишь была б полна сума

Я у пророка украла веру,-

И он тотчас сошел с ума.

Он этой верой махал, как флагом,

Кричал, кричал... Постой же, друг!

К нему подкралась я тихим шагом -

Да флаг и вышибла из рук!"

Хохочет третья: "Вот это средство!

И мой денечек не был плох:

Я у ребенка украла детство,

Он сразу сник. Потом издох".

Смеясь, к четвертой пристали: ну же,

А ты явилась с чем, скажи?

Мешки тугие, всех наших туже...

Скорей веревку развяжи!

Чертовка мнется, чертовке стыдно...

Сама худая, без лица

"Хоть я безлика, а все ж обидно:

Я обокрала - мудреца.

Жирна добыча, да в жире ль дело!

Я с мудрецом сошлась на грех.

Едва я мудрость стащить успела,-

Он тотчас стал счастливей всех!

Смеется, пляшет... Ну, словом, худо.

Назад давала - не берет.

"Спасибо, ладно! И вон отсюда!"

Пришлось уйти... Еще убьет!

Конца не вижу я испытанью!

Мешок тяжел, битком набит!

Куда деваться мне с этой дрянью?

Хотела выпустить - сидит".

Чертовки взвыли: наворожила!

Не людям быть счастливей нас!

Вот угодила, хоть и без рыла!

Тащи назад! Тащи сейчас!

"Несите сами! Я понесла бы,

Да если люди не берут!"

И разодрались четыре бабы:

Сестру безликую дерут.

Смеялся месяц... И от соблазна

Сокрыл за тучи острый рог.

Дрались... А мудрость лежала праздно

На перекрестке трех дорог.

З.Н. Гиппиус




1. Заключение эксперта-бухгалтера и оценка его следователем и судом
2. Практика по менеджменту (оптовая торговля)
3. Хариванша (Hrivns)
4. Налоговая система государства, налоги и их виды
5. Інформаційно-довідкова система
6. ентацичм обусловленным цели остяки среды и ценностью собственного Я
7. Вариант 6 В результате проведения мероприятий по повышению безопасности технологических процессов и произ
8. Лирический герой Ф И Тютчева и А А Фета
9. Возникновение и развитие финансов Финансы ~ объективная экономическая категория связанная с системой де
10. проклятих поетів.html
11. Эти документы перечитываются в банке помногу раз в зависимости от сложности проводимых операций и появлени
12. тема эких отношений в угоду присвоения материальных благ прежде всего средств прва
13. Разное
14. Бхавабхути (Bhavabhuti)
15. Мировая экономика Место прохождения практики- СПК колхоз Красная Нива Мытищинский район Московс
16. Развитие партийно-политической структуры Марокко
17.  ldquo;rdquo; ldquo;rdquo; ldquo;rdquo; ldquo;rdquo; ААААААААААААААААААААААААААА ldquo;Адам 3 деген-Аристоте
18. Договор по гражданскому законодательству
19. Обыкновенная история подвергается критике- 1
20. Финансы государства