Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Реферат по предмету: «Культурология» выполнила: Студентка группы П-101 Дробот Елена Владимировна
Министерство образования РФ
Армавирский Православно-Социальный Институт
г. Армавир 2000 г.
I. Введение: история и культура
Культура всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Нельзя познать культуру не зная истории. При изменении исторических событий, меняется и культура. Развитие культуры есть, прежде всего, накопление культурных ценностей, отбор в мировом масштабе всего лучшего, что было создано человечеством. Между культурой прошлого и современной культурой существует не только прямая линия зависимости второй от первой, но и своеобразная “обратная связь”. Чем выше и значительнее идеи современности, тем больше мы способны увидеть и понять не замеченные ранее ценности в прошлом.
Изучение великих памятников культуры прошлого никогда не может завершиться, замереть, оно бесконечно и позволяет бесконечно углубляться в богатство культуры. Современное постоянно обогащает прошлое, позволяет глубже в него проникнуть.
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории даже человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе
Древняя Русь оставила нам много кратких похвал книгам. В них подчеркивается, что книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищатся миром и мудростью его устройства. Книги открывают “розмысл сердечный”, в них красота, и они нужны праведнику, как оружие воину, как паруса кораблю.
Можно много говорить о разнообразных неувядаемых достоинствах многих произведений древнерусской литературы, но самое главное – это ее сильнейшее нравственное начало. Благодаря ему эта литература особенно ценна и для нас, для нашего времени.
Хотелось бы пока остановиться на двух великих произведениях Древней Руси: летопись “Повесть временных лет” и “Поучение” Владимира Мономаха.
“Повесть временных лет” определяет место славян и, в частности, русского народа, среди народов мира, рисует происхождение слявянской письменности, образование русского государства, события русской истории и т.д..
Из “Поучений” Владимира Мономаха мы узнаем на каких принципах основывалось учение подрастающего поколения, к чему призывали князья своих детей и какую роль оказало принятие христианства на воспитание и мировоззрение славян Киевской Руси.
1) От язычества к православию на Руси.
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культура пришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун - бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия, для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальным отношениям и усилению княжеской власти.
2) Выбор религии.
Интересы государства требовали принятия всеми одной веры, веры, которая могла бы объединить разрозненные племена в один народ, чтобы вместе противостоять врагам и заслужить уважение союзников.
Но народы, жившие вокруг Руси, молились разным богам. Мусульмане – аллаху, иудеи – Иегове, христиане – христианскому Богу. И хоть все они признавали только одного истинного бога, но обряды и законы у всех них были разными. Поэтому выбрать какую-то одну из этих вер оказалось очень не просто. Сделать выбор религии предстояло Киевскому князю Владимиру (980-1015 г.-время княжения).
Ко времени Владимира в Киеве уже существовала небольшая христианская община. В торговой части города была возведена небольшая церковка пророка Ильи, в которой христиане из войска Игоря приносили клятву о соблюдении договора о мире и сотрудничестве, подписанном князем с Византией в 945 г.
В 956 г. приняла крещение княгиня Ольга (жена князя Игоря). Ольга развернула миссионерскую деятельность: разрушала языческие требища, возводила христианские храмы. Древние летописи говорят, что княгиня послала много злата во Псков для возведения храма Св. Троицы. В Киеве она освятила церковь во имя цареградской Софии.
Неоценимую услугу делу утверждения христианства среди славян оказала проповедническая миссия братьев салунских Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку – кириллицу и глаголицу и перевели на славянские языки самые необходимые места церковных книг. Братья дали славянам богослужебную литературу.
Но все же с принятием христианства киевский князь медлил. Каждое посольство славило свою религию, пыталось склонить князя и его сподвижников на свою сторону. Послал Владимир десять мудрых мужей в чужие страны, чтобы увидели они все своими глазами. И нигде не понравилось им. Болгарские и немецкие церкви были малы и некрасивы, обряды не впечатляющи, а лица людей унылы. Зато пышность и богатство греческой столицы Константинополя, величие его храмов, важность и таинственность обрядов, красота пения потрясли послов. “Мы не знаем, были мы в то время на земле или на небе…” Это решило судьбу будущего христианства на Руси. Совет решил принять веру Христову от греков.
3) Принятие христианства на Руси.
Владимир задумал взять с бою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется попрежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей. Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсон и стал диктовать свои условия: породниться с византийским императорским домом, жениться на царевне и принять христианство. Император был вынужден выдать за Владимира замуж свою сестру Анну.
В 988 г. князь Владимир крестился сам, а по возвращению домой прежде всего крестил детей своих. Затем со рвением взялся за искоренение язычества среди соплеменников. Перун был свергнут, брошен в реку Днепр. “И приставил Владимир к нему людей, сказав им: “Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его”. Они же исполнили…” [ 3]. Распорядился князь, чтобы созвали всех киевлян в назначенный час к берегу Днепра.
”…вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ…Люди же крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, что познал бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: «Христос бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них правильную и неуклонную веру…». Сказав это, приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры».[3]. На холме, где еще недавно возвышался Перун, выросла церковь святого Василия. Из Константинополя призвал Владимир искуссных зодчих, чтобы построили они каменный храм Богородицы. На его содержание велел князь отдавать десятую часть от доходов, потому и назвали церковь Десятиною.
Далее предстояло распространить новую веру по всему государству, “привести всю землю русскую к Богу, к свету истинному”. На месте бывших жертвенников вырастали церкви, украшенные иконами.
Но для такой огромной работы священников не хватало. Приехавших вместе с Анной духовных лиц было мало. Владимир пригласил из Болгарии клириков, ведущих богослужение на славянском языке. Вышли из киевского подполья прежде гонимые христиане, многие из которых стали священниками-миссионерами. А также “послал князь собирать у лудших людей детей и отдавать их в обучение книжное[E1] [E1]”.[3]. «Чтобы утвердить веру в знании книг божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первым основанием народного просвещения в России».[2].Так пришла новая вера, новая эра, изменившая жизнь и культуру на Руси.
4) Дальнейшее распространение христианства в Киевской Руси.
При Владимере крестилась, разумеется, не вся Русь. Сын Владимира Ярослав был достойным приемником отца. Летописец писал так: “…один землю распашет, другой ее засеет, третьи пожинают и едят пищу”. Владимир лишь распахал почву. А засеял ее, стал действительно основателем Русской церкви князь Ярослав.
Ярославу удалось объединить разобщенные княжеские уделы и стать монархом всей Руси. Он стремился сохранить это единство и понимал, что сильным оружием в этой борьбе может быть Церковь. Ярослав приложил немало усилий для укрепления христианской веры на Руси. В Киеве он заложил и построил великолепную церковь, украшенную мозаикой из смальты, настенной росписью, и посвятил храм святой Софии. Ярослав покровительствовал иконописцам, “выписывал” на Русь греческих певцов, обучавших киевлян церковному пению. Летописцы говорят, что великий князь создал и в Новгороде первое народное училище, где 300 отроков “ от старост и поповских детей постигали учение книжное”, нужное для священнического сана и гражданских служащих.
Если священников “среднего звена” можно было готовить в училищах из простолюдинов, то для высших церковных чинов это не подходило. Тут нужны были монахи из людей ввсшего сословия. И тогда стали возникать, расти монастыри, куда могли постричься и бояре, и княжеские дети, и провославные воины.
В 1062 году святым Феодосием был заложен знаменитый Печерский монастырь с общежительным строгим уставом. Много поучал Феодосий словом, но еще больше делом и примером своим. И богатые, и бедные, и князья, и простые люди, приходили к нему за советом и благословением; говорил он всем правду, не боясь сильных мира; никто не отходил от него без назидания, утешения или подаяния.
Много вышло из Печерской обители подвижников православной веры и епископов благочестивых. Живым словом и строгой жизнью они распространяли и растили ту велику силу, которая не раз выводила потом Русскую землю из горького безвременья, спасала ее от гибели.
5) «Поучение детям Владимира Мономаха».
После смерти Ярослава (1054 г.) “встала между князьями рознь и усобица.” Если в междуусобной войне не хватало своей силы, то звали иноземцев. Иноземцы же опусташали Русскую землю не жалея, грабили ее, жгли города и села, избивали либо уводили в полон народ русский.
Спасением и избавлением от бед стал для Руси князь Владимир Мономах, внук Ярослава. Еще при жизни отца Всеволода Ярославича он прославился как бестрашный полководец, не раз усмиряя буйных сородичей и защищаясь от половцев. С первых дней княжения в Киеве Владимир Мономах проявил себя талантливым правителем государства. Все свои силы он сосредоточил на укреплении единной власти, сохранении единства земель и преобразовании страны.
Посвятив всю свою жизнь борьбе за независимость и процветание Руси, Владимир, конечно, не мог не задумываться о ее будущем. Он хотел,чтобы и при детях его Русь оставалась единной, сильной и хорошо управляемой.
Это заставило его взяться за составление наказа своим детям и потомкам, известного под названием “Поучение детям Владимира Мономаха”, в котором прослеживается, прежде всего, учение о почитании Единого Живого Бога, смирение перед Богом, кротость, любовь к окружающим, включая и врагов.”Страх божий и любовь к человечеству есть основание добродетели. Велик господь; чудесны дела его!”[2]. Описав в главных чертах красоту творения и благость творца, Владимир продолжает: “О дети мои! Хвалите бога! Любите также человечество. Не пост, не уединение, не монашество спасет вас, но благодеяния.”
“Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем, научись по евангельскому слову, “очам управлению, языка воздержанию, ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый – не мсти, ненавидимый – люби, гонимый – терпи, хулимый – молчи, умертви грех”.[3]
С особым старанием князь призывал детей к милосердию, гуманности, добродетели. “Ни правого, ни виновного не убивайте и не повеливайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души… Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего…”, нельзя допускать, чтобы сильный губил слабого; нельзя убогого забывать; вдовицу защищать; держа путь куда-либо по землям своим, не причинять вреда ни своим, ни чужим: “ни селам, ни посевам, чтоб не стали проклинать вас”.
Предостерегал Мономах детей и от гордости в уме и сердце, от произнесения без нужды клятв. “Если же вам придется крест целовать, братии или кому либо, то,- писал он,- проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы преступив, не погубить души своей”. Иначе говоря, давая клятву, надо быть рассудительным, дав же клятву,- твердым, неотступным в исполнении ее.
Поучение” Мономаха славит труд, знания и порицает один из самых прискорбных людских пороков – лень. Встав же рано, надо, не ленясь,браться за труд.
“Что умеете хорошего, - писал он, - то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее, прежде всего к церкви: пусть не застанет вас солнце в постели.”
Мономах дает наставление, как следует относиться к учению, ведению домашнего хозяйства, как нужно вести себя на войне.
Нельзя лениться на войне и полагаться на воевод: “…ни питью, ни еде не предовайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте и ночью, расставив охрану со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя в торопях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает”[3] .
Мономах призывал детей самим наблюдать за всем, “чтоб не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим”.[3]
“Лжи остерегайтесь и пьянства, от того ведь душа погибает и тело”,- наставлял Мономах.
Мономах учил чтить старых как отца, а молодых – как братьев; не пропускать человека, не приветствовав его и не сказав ему доброго слова; навещать больного и провожать покойника.
Мономах учил своих наследников неразумным поведением и беззаконием не отягощать сверх меры положение простого народа, ибо это угрожает новыми восстаниями. Его требование почитания старшинства, соблюдения законов, взятых обязательств имело целью уберечь князей от тяжб и ссор за земли и возобновления междоусобиц.
Мономах приводит назидательные примеры из своей жизни. Охота воспитывала в нем выносливость, ловкость, мужество. Мономах говорил, что он сам всегда делал то, что пологалось делать его слуге,- “на войне и на охоте, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя”.
Мономах пишет, что он не хвалит ни себя, ни смелости своей, а лишь отмечает то, что был создан не ленивым, способным к любому человеческому делу, потому и храним был всегда от всех бед. Стараясь воодушевить современников, он призывал их не бояться ни смерти, ни войны, ни зверя, ни любого мужского дела.
Русское гостеприимство берет свое начало из глубокой древности. Владимир требует блюсти этот старый обычай: “…более же всего чтите гостя, от куда бы к вам не прищел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком,- то пищей и питьем…”
Во многих правилах Мономаха подчеркнуто, что нужно быть честным, трудолюбивым, сдержанным, скромным, верным своему слову, внимательным и вежливым в отношениях с людьми, заботливым, гостеприимным, поэтому “Поучения” великого князя актуальны по сегоднящний день.
6) Роль принятия христианства в Киевской Руси.
Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полное жизни, а в некоторых странах более могущественная, чем государственная власть. Вот почему все, что так или иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретает громадное значение. Православная Церковь в Киевской Руси явилась источником культуры, образования и нравственного воспитания. Христианство содействовало развитию архитектуры, изобразительного искусства. Все это вывело Киевскую Русь на один уровень с развитыми европейскими государствами.
Принятие христианства сыграло определенную положительную роль. Во-первых, церковь помогала укреплению молодой русской государственности, внедряя единую государственную идеологию; во-вторых, она способствовала развитию русской культуры, приобщая наши народы к культурным богатствам Византии, античной литературы; в-третьих, церковь способствовала распространению просвещения, созданию крупных литературных и художественных ценностей, т.к. в то время церковно-славянская письменность была единственной и монастыри были своего рода академией, где велись летописи, записывались важнейшие события, описывались деяния великих людей.
Принятие христианства имело огромное влияние воспитательное значение в государстве Киевская Русь. Как уже говорилось выше, в отличие от языческой веры православие характеризуется высокой гуманностью. В основе православного воспитания заложено прежде всего проявление заботы о других, любовь, доброта, стремление к облегчению жизни других, близких, проявление преданности – преданости людям и идеям, родной стране. Именно это – наиболее действенное нравственное начало в воспитании будущих поколений.
Так как христианство было принято за государственную религию во времена Киевской Руси, то именно Киевская Русь ознаменовала себя коренным изменением в нравственном воспитании. Во времена Киевской Руси произошла смена религий – от язычества к христианству. Если языческой вере присуще многобожие, человеческое жертвоприношение, суеверие и гадание, то в провославной религии - вера во Единаго Бога, человеколюбие. Но язычество не было искоренно полностью, оно тесно переплелось с христианством. Эта связь существует до сих пор. Крещение Руси проводилось «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием.
При принятии христианства начали строиться храмы, соборы, развиваться каменное храмовое строительство, церковная живопись, фресковое письмо. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины ХI столетия – соборы Св.Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове. В правление Ярослава Мудрого в Киеве возводятся Золотые ворота.
Синтезируя античную, раннехристианскую, византийскую, ближневосточную культуры, Киевская Русь создает оригинальную русскую культуру. Ее оригинальность и высокий уровень были обусловлены бытованием славянского языка, понятного всему населению, в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением его как литературного.
После принятия христианства на Русь поступило большое колличество славяноязычной литературы и главным образом церковной. Через нее, а от части и через греческие книги, поступившие на Русь и переведенные здесь, Русь преобщалась к достижениям мировой культуры.
Распространение на Руси после принятия христианства славяноязыческой литературы способствовало и широкому распространению грамотности. Получают распространение и рукописные книги (на пергаменте), украшенные богатыми заставками. В ХI-ХII в. на Руси распространяется большое количество переведенных сочинений как религиозного, так и светского содержания.
Таким образом принятие храстианства приобщило Русь к сокровищам мировой культуры.
За короткое время после принятия христианства культура древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров, развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.
II. Культурное и духовное воспитание молодежи.
Проблема подлинной демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности, реализации творческого потенциала людей, преодоление их ограниченности, да и просто невежества, воспитания подлинного общения, ответственного отношения к труду, зрелого экологического сознания – все это невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизованного процесса.
В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность предметно-функционального, «объективного» характера обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования.
Культорологическое образование призвано готовить молодежь к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, оно должно способствовать взаимопониманию, продуктивному общению.
Знание в современном обществе превращается в богатство. Необходимым требованием современного образования является этическая (духовная) ориентация развития человека. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытие себя, своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.
Мироощущения человека, его оптимизм, мышление, нравственность и человеколюбие нуждаются в опоре и обосновании, чем и является по сути своей религия, проповедующая кротость, смирение, честность, любовь и доброту, так необходимые в нынешнее время.
Список литературы
1. В.И.Колесник., С.А.Хан “История России с древности до наших дней”, Ств.,1998 г.
2. Н.М.Карамзин “ История государства Российского”, книга 1, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1994 г.
3. Л.А.Дмитриева, Н.В.Понырко “Повести Древней Руси”, М. “Художественная литература”, 1987 г.
4. А.В.Петрушевский “Рассказы про старое время на Руси”, Санкт-Петербург, “Лениздат”, 1993 г.
[E1]