Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю.
26 января 1905 г. Зимний дворец. Придворный бал.
Среди дипломатов японского посла уже не было. Все говорили о недопустимых притязаниях японцев на Корею. Среди толпы получужим стоял военный министр генерал Куропаткин.
Мог ли я думать, покидая этот пышный раздушенный бал, что он будет последним в Российской империи.
27 января. Утро в полку. Стало известно о нападении Японии на Порт-Артур.
Звучали споры и рассуждения о том: может ли иностранный флот атаковать нас без предварительного объявления войны? Это казалось столь невероятным, что некоторые были склонны принять происшедшее за серьезный инцидент, не больше. К тому же не верилось, что какая-то маленькая Япония посмеет всерьез ввязаться в борьбу с таким исполином, как Россия.
Война казалась нам коротенькой экспедицией, чуть ли не командировкой. Мне советовали завести прежде всего серебряный пояс-шарф на муаре. Он очень практичен! Многие готовы были ехать на войну добровольцами. Как бы ни были для нас неясны цели предстоящей борьбы с японцами, мы сознавали, что в противном случае, потеряем уважение окружающих.
5 часов вечера. Зимний дворец. Сбор гвардии и Петербургского гарнизона.
Николай II объявил войну Японии. О степени готовности армии и России к войне мы не знали.
Дома отец, возмущаясь, говорил, что у нас и в России хватает дела, чтобы не лезть в авантюры на чужой земле. Он ругал Витте, который ухлопал миллионы на постройку Дальнего и создал на казенные деньги Русско-Китайский банк, финансирующий дальневосточные аферы Абазы и сумасшедшего Безобразова. Отец не раз говорил, что мы дорого заплатим за лесные концессии на реке Ялу, японцы привыкли уже считать себя хозяевами в Корее.
В Петербурге рассказывали небылицы, будто японцы все поголовно болеют сонной болезнью. Так вот и засыпают в самый неожиданный момент!
В Генеральный штаб приходили диаметрально противоположные донесения от посла в Токио А. Извольского и военного атташе полковника Ванновского.
Каково же было мое изумление, разочаровние и негодование, когда ни один из предметов военного оборудование и снаряжения мирного времени не был приспособлен к войне. Мундиры и кителя - узкие, без карманов, пальто - холодное, сапоги - на тонкой, мягкой подошве. Но благодаря заботам отца, я был, не в пример другим, экипирован на славу: черный дубленый полушубок, сапоги, надевавшиеся на тонкий фетр, сюртук на белке. Кровать-сороконожка из складных буковых палочек, растягивавшихся гармоникой и покрывавшихся взамен матраца непроницаемым седельным войлоком, не занимала много места. Впоследствии выслал в Манчжурию английские консервы, еще не производившиеся в России.
От Москвы до Ляояна. Мягкие диваны, белоснежные простыни, блестящие медные ручки. О военной опасности напоминала внешняя стальная броня вагонов. Впрочем в случае обстрела рекомендовалось ложиться на пол, так как броня доходила только до нижнего края оконных рам.
Приказом я был назначен в Порт-Артур старшим адъютантов в стрелковую бригаду. Однако я никогда не видел плана этой крепости. Пред отъездо в магазине на Невском мы купили книги и карты. Большие белые пятна на этих картах убеждали нас в недостаточной изученности театра войны.
Байкал разрывал нашу единственную коммуникационную линию - одноколейную железную дорогу, и японцы, конечно, учитывали этот пробел в нашей подготовке к войне.
Выход из хинганского тоннеля еще не был закончен.
Харбин. Отсюда шла ветка на Мукден, столицу Манчжурии, оттуда на Ляоян и Порт-Артур.
Эта магистраль сыграла решающую роль в этой несчастной войне. Она была единственной артерией, которая пополняла и питала нашу армию. По ней в течение двух лет катились вагоны, набитые русскими бородатыми крестьянами, мукой, крупой и чуть ли не сеном, с платформ торчали дышла и оглобли двуколок. Увы, много реже виделись на них дула орудий.
Мукден. Здесь располагался штаб наместника Дальнего Востока, главнокомандующего Алексеева.
Он отменяет назначение в Порт-Артур (там достаточно офицеров и даже шампанского и женщин)! Независимость Алексеева объяснялась, быть может, его происхождением: упорно ходили слухи, что он был побочным сыном Александра II.
Ляоян. Здесь царило бездействие, так как по железной дороге не было подвезено ни одного солдата, хотя с начала войны прошло два месяца. Чем больше я приглядывался к этому городку, тем меньше я понимал: что нас гнало сюда? Кому мы хотели прививать культуру? Любая китайская фанза просторнее и чище нашей русской избы, а чистоте здешних дворов и улиц могут позавидовать наши города. Какие мосты! Каменные украшения из серого гранита. Глядя на теплые, зачастую шелковые халаты, я понимал, что наши ситцы и кумачи могут спокойно лежать на складах. Почта работала лучше нашей. Недостатка соли не было заметно. Зачем же мы забрались сюда?
20 марта 1905 г. Прибыл новый командующий Манчжурской армией - Куропаткин.
Первая тяжелая весть - потеря броненосца "Петропавловск" и лучшего нашего адмирала - Макарова.
18 апреля - разгром восточного авангарда генерала Засулича. Пятикратное превосходство японцев нам не было тогда известно, и единственной причиной поражения стали считать плохое управление.
Никому не приходило в голову изучить этот кошмарный бой, чтобы использовать тяжелый урок. Раненые на вокзале были угрюмы и молчаливы. Многие оставались не перевязанными в течение пяти дней.
Форма. Отправляясь на фронт, на вокзал я явился, имея "бравый вид": в белом кителе и белой фуражке, с шашкой на серебристой портупее, с револьвером и биноклем через плечо. Побывавший на фронте полковник охладил нас: японцы - отменные стрелки, а лучшей мишени, чем белая фуражка, не найти. Он объяснил нам, что немаловажной причиной наших потерь являются
белые одежды. Он категорически потребовал сдать в покраску одежду. Проснувшись утром, я увидел вместо русской пехоты толпу в каких-то желто-зеленых тряпках. В результате поспешной и неумелой покраски наше воинство приобрело жалкий вид. Американцы, англичане и японцы носили форму хаки.
Шашка. Никто в пехоте за всю войну не зарубил ни одного японца. Она болталась между ного: при карабкании на сопки и перебежках ее надо было придерживать рукой! Но и десять лет спустя после русско-японской войны русские офицеры не смели с ней расстаться.
Фуражки с маленькими козырьками. Маньчжурское солнце слепило нас.
Сапоги при первой же попытке вскарабкаться на сопки показали свою непригодность. Мягкие улы.
Поиски виновного после каждого поражения. Сражение под Вафангоу вскрыло один из главных пороков в воспитании командного состава: отсутствие чувства взаимной поддержки и узкое понимание старшинства в чинах. Направленный в помощь генералу Гернгроссу генерал Глазко не подчинился указаниям, бездействовал. Сражение было проиграно.
Генерал Сахаров и командующий Куропаткин, находясь в соседних вагонах, общались через курьеров.
Я поднялся на ближайшую высоту, рассчитывая разобраться в обстановке. Японцев не было видно, с их стороны только слышался непрерывный пачечный ружейный огонь. А нам, по уставу, разрешалось доводить ружейный огонь до наибольшего напряжения только перед самым переходом в штыковую атаку. Рекомендовалось беречь патроны, стрелять залпами по особо важным целям. Нам прививалась мысль: не та пуля страшна, что летит, а та, что в дуле сидит. Приводился пример Бородина, когда французская конница приостановила атаку, увидев спокойно стоявшую пехоту русских с ружьями у ноги. Прошло сто лет, а мы все держались за старинку.
Ружейный огонь тонул в громе артиллерийских выстрелов с японской стороны, но нам уже нечем было отвечать. Раненые. "Отступили, вынеся всех раненых". Но о том, что для этого посылались на убой свежие части, предпринимались бесполезные контратаки, приносились новые ненужные жертвы, конечно, не сообщалось
Война с Японией. 1945 г.
Сталин в Потсдаме подтвердил, что СССР готов присоединиться к военным усилиям США и Англии против Японии.
Перед последней конференцией союзников (16 июля) Трумэну сообщили об успешно проведенном взрыве первой атомной бомбы. Поведение Трумэна сразу же стало более жесткое.
24 июля Трумэн сообщил Сталину, что США владеют "новым типом оружия", превосходящим любое другое. Сталин поздравил и пожелал, чтобы новое оружие "было с успехом применено против Японии". На самом деле Сталин был очень обеспокоен и стал торопить Курчатова.
6 августа сброшена атомная бомба на Хиросиму. С того дня историки спорят:
В действительности, бомбардировка Хиросимы представляла собой и то и другое.
9 августа бомбардировка Нагасаки.
В этот же день советские войска открыли военные действия в Манчжурии.
Атомные взрывы сразу же принизили важность советского участия в войне против Японии.
Война. Военные планировали многочисленные трудности: удаленность театра военных действий от центра страны, обширность и необжитый характер местности, высокая боеспособность Квантунской армии. Разработка плана началась сразу же после Ялты. Переброска войск началась в апреле: четыре армии с германского фронта тщательно готовились к выполнению новой задачи.
8 августа СССР объявил войну Японии. Главнокомандующим был назначен маршал Василевский.
Наступление планировалось как крупная операция на окружение.
Три фронта двигались на Харбин;
Общая численность войск более полутора миллионов человек.
Операция была проведена с огромным напором, ее успех, конечно же, способствовал краху Японии. Встреченное сопротивление было достаточно слабым, его цель - прикрытие отступающих частей.
Практически одновременный удар американцев с неба и советских войск на земле, лишил всякого смысла дальнейшее сопротивление.
9 августа. Высший военный совет Японии вынужден был считаться с обоими факторами. После продолжавшихся весь день дискуссий сам император вынужден был принять ультиматум, предъявленный в Потсдаме, с единственным условием - сохранение прерогатив трона.
14 августа Япония объявила о своей капитуляции. Бои на суше продолжились и после этого
19 августа сдалась Квантунская армия. Советская армия овладела крупными городами - Харбином и Чанчунем, Дайреном и Порт-Артуром. Армии Василевского разоружили и взяли в плен японские дивизии.
Корея. Советские войска вступили в страну в соответствии с предложениями президента Трумэна и оккупировали эту японскую колонию по 38-й параллели.
Место и процедура подписания акта о капитуляции определили США.
2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури". СССР был представлен скромной фигурой - генерал-лейтенантом Деревянко. Японию оккупировали исключительно части армии США, а верховный контроль над страной осуществляется генералом Макартуром. СССР был отстранен. Наступление СССР в Манчжурии позволило вступить в прямой контакт с армией Мао Цзэдуна и продолжить войну в Китае.
2 сентября Сталин напомнил, что поражение, нанесенное Японией царской России в 1905 г. "легло на нашу страну черным пятном". "Сорок лет ждали мы, люди старого поколения этого дня. И вот этот день настал".