У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Язык программирования Турбо Паскаль

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования»

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль.

Элементы языка – алфавит и идентификаторы.

Алфавит языка

Алфавит относятся к первичной структуре языка. В языке Turbo Pascal используются символы ASCII (американский стандартный код обмена информацией). В алфавит языка входят:

1. Латинские строчные и прописные буквы  

A, B, C . . .Z, a, b ,c, . . . z

2. Арабские десятичные цифры

0, 1, …9

3. Шестнадцатеричные цифры 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

4. Символ подчеркивания

“_”

5. Символ «пробел»

Является разделителем (код 32)

6. Символы с кодами ASCII от 0 до 31 (управляющие коды)

Непечатные

7. Специальные символы, участвующие в построении конструкций языка

+ * / = <> [ ] . , ( ) ; : ^ @ { } $ # `  

8. Составные символы, рассматриваемые как единое целое (пробелы между ними не допустимы)

<=,>=, :=, (* *), (. .), ..  

При трансляции программы прописные и строчные буквы не различаются.

Идентификаторы

Идентификаторы - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях, которые задает программист.

Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но в программе значащими является только первые 63 символа.

Идентификаторы всегда начинается с буквы, за которой далее могут находиться буквы, цифры, а также символ подчеркивания.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Элементы языка – константы и переменные.

КОНСТАНТЫ

В качестве констант в Турбо Паскале могут использоваться целые, вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до +2147483647.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части(Е).Символ  (Е) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 10 в степени».

3.14Е5 - 3.14 умножить на 10 в степени 5;

Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $ (код 36 в ASCII). Диапазон шестнадцатеричных чисел - от $00000000 ДО $FFFFFFFF.

Логическая константа - это либо слово FALSE (ложь), либо слово TRUE (истина).

Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы:

'z' - символ z;  

Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается:  

'''' - символ ' (апостроф).

Строковая константа - любая последовательность символов (кроме символа CR -возврат каретки), заключенная в апострофы.

Строка символов может быть пустой, т.е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах.

Конструктор множества - список элементов множества, обрамленный квадратными скобками, например:

[1,2,4..7,12]  

[blue, red]  

Переменные - это величины, которые могут последовательно изменяться в процессе выполнения программы и для обращения к которым нужно указать их имя.

Имя переменной (идентификатор) - последовательность букв латинского алфавита и цифр количеством не более 8 и начинающаяся с буквы. В имени переменной может встречаться подчеркивание “_”.

В качестве имен переменных нельзя использовать служебные слова (например: PROGRAM, BEGIN, END и т.д.) и желательно не использовать названия функций и т.п. (например: SIN, COS, TRUE, REAL...).

Переменные, так же как и константы могут быть целого типа (INTEGER), вещественного (REAL), логического (BOOLEAN), символьного(CHAR).

К величинам целого и вещественного типов могут применяться арифметические операции.

Для величин целого типа могут применяться операции:

DIV - целочисленное деление (дробная часть отбрасывается),

MOD- остаток от целочисленного деления.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Элементы языка – выражения и операции (логические).

ВЫРАЖЕНИЯ

Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.

Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т.е. константа, переменная или обращение к функции. Значение такого выражения имеет, естественно, тот же тип, что и сам элемент. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом примененных к ним операций. Примеры выражений:

Y

21

(а + b) * с

sin(t)

а > 2

В Турбо Паскале определены следующие логические операции:

not - логическое НЕ;

and - логическое И;

or - логическое ИЛИ;

хоr - исключительное ИЛИ.  

Логические операции применимы к операндам целого и логического типов. Если операнды - целые числа, то результат логической операции есть тоже целое число.

К логическим же в Турбо Паскале обычно относятся и две сдвиговые операции над целыми числами:

i shl j - сдвиг содержимого i на j разрядов влево

i shr j - сдвиг содержимого i на j разрядов вправо

В этих операциях i и j - выражения любого целого типа.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Элементы языка – выражения и операции (арифметические).

Арифметические операции и выражения

Знаки операций предназначены для обозначения тех или иных арифметических, логических или других действий. Они бывают двух типов: состоящие из небуквенных символов (например, +, -, * и т.д.) и буквенные операции (например, not, mod, div и т. д.) Операции над данными делятся на унарные (применимые к одному операнду) и бинарные (применимые к двум операндам). Одна константа или одна переменная — простейшая форма арифметического выражения.

Порядок выполнения операций в арифметическом выражении подчиняется тем же правилам что и в обычной арифметике.

Выражение имеет целый тип, если в результате его вычисления получается величина целого типа. Выражение имеет вещественный тип, если результатом его вычисления является вещественная величина.

ВЫРАЖЕНИЯ

Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них

можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.

Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т.е. константа, переменная или обращение к функции. Значение такого выражения имеет, естественно, тот же тип, что и сам элемент. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом примененных к ним операций. Примеры выражений:

Y

21

(а + b) * с sin(t)

а > 2

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Типы данных – целые, вещественные.

ПРОСТЫЕ ТИПЫ

К простым типам относятся порядковые и вещественные типы.

Порядковые типы отличаются тем, что каждый из них имеет конечное число возможных значений , следовательно, с каждым из них можно сопоставить некоторое целое число – порядковый номер значения. А значение в вещественных типов настолько велико, что сопоставить с каждым из них целое число (его номер) не представляется возможным.

ПОРЯДКОВЫЕ ТИПЫ

К порядковым типам относятся целые, логический, символьный, перечисляемый и тип-диапазон. Целые типы. Диапазон возможных значений целых типов зависит от их внутреннего представления, которое может занимать один, два или четыре байта

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ТИПЫ

В отличие от порядковых типов, значения которых всегда сопоставляются с рядом целых чисел и, следовательно, представляется в ПК абсолютно точно, значения вещественных типов определяют произвольное число лишь с некоторой конечной точностью, зависящей от внутреннего формата вещественного числа.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Типы данных – символьные и логические.

Логический тип

Значениями логического типа может быть одна из предварительно объявленных констант FALSE (ложь) или TRUE (истина).

Поскольку логический тип относится к порядковым типам, его можно использовать в операторе счётного типа.

Символьный тип.

CHAR – занимает 1 байт. Значением символьного типа является множество всех символов ПК. Каждому символу присваивается целое число в диапозоне 0…255. Это число служит кодом внутреннего представления символа.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Стандартные математические функции.

Стандартные математические  функции:

Математические               На языке паскаль

sin x                                          SIN(x)

cos x                                         COS(x)

arctg x                                     ARCTAN(x)

x2                                              SQR(x)

ln x                                            LN(x)

eX                                             EXP(x)

|x|                                            ABS(x)

  1.  Структура программы на языке Турбо Паскаль.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Структура любой программной единицы (программы, процедуры или функции) должна быть такой: ;

<Объявление программной единицы>

{Раздел описаний}  

BEGIN

{Раздел исполняемых операторов}  

END <символ конца программной единицы>

Здесь «Объявление программной единицы> - заголовок программы, процедуры или функции; заголовок программы можно опускать без каких-либо последствий для программы; для процедур и функций наличие заголовка обязательно; <символ конца программной единицы> - символ «.» для программы или символ «;» - для процедуры и функции.

Любой из двух разделов программной единицы - раздел описаний или исполняемых операторов, или оба одновременно могут быть пустыми, т.е. не содержать никаких описаний или исполняемых операторов.

В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов. Исключением являются идентификаторы, определенные в интерфейсных частях программных модулей (библиотек), а также глобальные для процедуры или функции идентификаторы. В разделе описаний объявляются идентификаторы типов, объектов, констант, переменных, а также метки, процедуры и функции. Описанию типов и объектов должно предшествовать зарезервированное слово TYPE, описанию констант - CONST, переменных - VAR и меток – LABEL.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операторы языка – присваивания

(арифметические, логические и символьные).

Операторы языка – присваивания (арифметические, логические и символьные)

INTEGER - целочисленные данные, во внутреннем представлении занимают 2 байта;

REAL - вещественные данные, занимают 6 байт;

CHAR - символ, занимает 1 байт;

STRING - строка символов, занимает МАХ+1 байт, где МАХ - максимальное число символов в строке;

BOOLEAN - логический тип, занимает 1 байт и имеет два значения: FALSE (ложь) и TRUE (истина).

При описании переменных за идентификатором ставятся двоеточие и имя типа. Несколько однотипных переменных можно объединять в список, разделяя их запятыми.

Для вычисления отношения введенных чисел используется один из основных операторов Турбо Паскаля - оператор присваивания. В его левой части указывается имя переменной, правая часть представляет собой выражение того же типа, что и переменная. Пара символов «: =», связывающая левую и правую части оператора присваивания, означает «присвоить значение». Запомним: в операторах присваивания Турбо Паскаля всегда используются символы «: =», в то время как при описании констант -одиночный символ «=».

В Турбо Паскале есть все четыре арифметические операции над переменными REAL И INTEGER: (сложение, вычитание, умножение, деление вещественное и целочисленное-DIV)

И, наконец, об операциях отношения и логических операциях.

Над данными типа REAL, INTEGER, CHAR, STRING определены следующие операции отношения (сравнения): (равно, не равно ,меньше, больше и тд.)

В операциях сравнения должны участвовать однотипные операнды. Исключение сделано опять-таки в отношении REAL и INTEGER, которые могут сравниваться друг с другом. Результат применения операции отношения к любым операндам имеет тип BOOLEAN.

В Турбо Паскале определены следующие логические операции:

not - логическое НЕ; or - логическое ИЛИ;

and - логическое И; хоr - исключающее ИЛИ.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операторы языка – составной и условные.

Составной оператор и пустой оператор

Составной оператор - это последовательность произвольных операторов программы, заключенная в операторные скобки - зарезервированные слова begin . . . end.

Язык Турбо Паскаль не накладывает никаких ограничений на характер операторов, входящих в составной оператор. Среди них могут быть и другие составные операторы - Турбо Паскаль допускает произвольную глубину их вложенности.

Begin…begin…begin….end;end;end;

Условный оператор

Условный оператор позволяет проверить некоторое условие и в зависимости от результатов проверки выполнить то или иное действие. Таким образом, условный оператор - это средство ветвления вычислительного процесса.

Структура условного оператора имеет следующий вид:

IF <условие> THEN <оператор1> ELSE <оператор2>,

где IF, THEN, ELSE - зарезервированные слова (если, то, иначе); <условие> - произвольное выражение логического типа; <оператор1>, <оператор2> - любые операторы языка Турбо Паскаль.

Условный оператор работает по следующему алгоритму. Вначале вычисляется условное выражение <условие>. Если результат есть TRUE (истина), то выполняется <оператор1>, а <оператор2> пропускается; если результат есть FALSE (ложь), наоборот, <оператор1> пропускается, а выполняется <оператор2>. Например:

var

х, у, max: Integer;

begin

.......

if x > max then

у := max else

y := x;

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операторы языка – цикла.

Оператор цикла FOR.

Оператор цикла FOR используется для организации цикла, когда известно число повторений. Существует два варианта оператора:

- при увеличении значения параметра (цикл с положительным шагом: +1)

for i:=n1 to n2 do <оператор>;

- при уменьшении значения параметра (цикл с отрицательным шагом: -1)

for i:=n1 downto n2 do <оператор>,

где i - параметр цикла; n1 и n2 - начальные и конечные значения параметра цикла; <оператор> - тело цикла (простой или составной операторы). Параметры i, n1, n2 должны иметь один и тот же тип, кроме real, шаг параметра цикла всегда 1.

Цикл действует таким образом. Параметру i присваивается начальное значение n1 и сравнивается со значением n2. До тех пор, пока параметр i меньше или равен конечному значению n2 (в первом варианте) или больше, или равен n2 (во втором варианте), выполняются операторы циклической части; в противном случае происходит выход из цикла.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операторы языка – перехода и метки.

Метки и операторы перехода

Оператор перехода имеет вид:

GOTO <метка>.

Здесь GOTO - зарезервированное слово.

Метка в Турбо Паскале - это произвольный идентификатор, позволяющий именовать некоторый оператор программы и таким образом ссылаться на него. В целях совместимости со стандартным языком Паскаль в языке Турбо Паскаль допускается в качестве меток использование также целых чисел без знака.

Метка располагается непосредственно перед помечаемым оператором и отделяется от него двоеточием. Оператор можно помечать несколькими метками, которые в этом случае отделяются друг от друга двоеточием. Перед тем как появиться в программе, метка должна быть описана. Описание меток состоит из зарезервированного слова LABEL (метка).

При использовании меток необходимо руководствоваться следующими правилами:

метка, на которую ссылается оператор GOTO, должна быть описана в разделе описаний и она обязательно должна встретиться где-нибудь в теле программы;

метки, описанные в процедуре (функции), локализуются в ней, поэтому передача управления извне процедуры (функции) на метку внутри нее невозможна.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операторы языка – ввода с клавиатуры и вывода на дисплей.

Операторы ввода и вывода информации

Операторы ввода (форматы операторов):

Read(<Список ввода>);

Readln(<Список ввода>);

 В таком формате эти команды позволяют вводить данные в переменные во время выполнения программы с клавиатуры. Элементами списка ввода могут быть имена переменных, которые должны быть заполнены значениями, введенными с клавиатуры.

Пользователь с клавиатуры вводит необходимые значения в том порядке, в котором они требуются списком ввода, нажимает Enter. После этого набранные данные попадают в соответствующие им переменные и выполнение программы продолжается.

Разница между работой процедур Read и Readln (от Read line) состоит в следующем: после выполнения Read значение следующего данного считывается с этой же строчки, а после выполнения Readln - с новой строки.

Для вывода информации в Паскале также есть две команды:

Write(<Список вывода>);

Writeln(<Список вывода>);

Такой формат использования Write и Writeln позволяет выводить на экран монитора данные из списка вывода. Элементами списка вывода могут являться имена переменных, выражения, константы. Прежде чем вывести на экран компьютер значения выражений сначала вычислит.

Различие между двумя операторами вывода таково: после выполнения оператора Writeln (от Write line) происходит переход на новую строчку, а после выполнения инструкции Write, переход на новую строчку не происходит и печать по последующим командам вывода Write или Writeln будет происходить на той же строчке. При вызове оператора Writeln без параметров просто происходит переход на новую строчку.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Графические режимы экрана.

Работа с экраном в графическом режиме

Модуль Graph поддерживает графический режим работы дисплея. В этом режиме любое изображение на экране дисплея синтезируется из множества мельчайших элементов, называемых пикселями. Каждый пиксель представляет собой светящуюся точку таких размеров, при которых промежутки между отдельными пикселями отсутствуют. Если группа смежных пикселей светится, то они воспринимаются не как совокупность отдельных точек, а как сплошной участок. Таким образом, на экране дисплея может быть синтезировано любое графическое изображение.

В графическом режиме экран дисплея разделяется прямоугольной сеткой, каждый элемент которой имеет свои координаты. Левый верхний угол экрана имеет координаты (0,0). Значение левой координаты (X) увеличивается в горизонтальном направлении слева направо. Значение правой координаты (Y) увеличивается в вертикальном направлении сверху вниз. Количество точек по горизонтали и вертикали называется разрешающей способностью.

Координаты правой нижней границы экрана можно определить, используя функции GetMaxX и GetMaxY.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Табличные данные и массивы.

В Паскале аналогом таблиц является структурированный тип данных, который называется регулярным типом, или массивом. Так же как и таблица, массив представляет собой совокупность пронумерованных однотипных значений, имеющих общее имя. Элементы массива обозначаются переменными с индексами. Индексы записывают в квадратных скобках после имени массива. Например:

T[1],T[5],T[i],H[1981,9],H[i,j] и т.п.

Массив, хранящий линейную таблицу, называется одномерным, прямоугольную таблицу — двумерным

Многомерный массив в Паскале трактуется как одномерный массив, тип элементов которого также является массивом (массив массивов). Например, рассмотренную выше прямоугольную таблицу можно хранить в массиве, описанном следующим образом:

Var H: Аггау[1981..1990]. Of Array[1..12] Of Real;

Вот примеры обозначения некоторых элементов этого массива:

Н[1981][1]; Н[1985][10]; Н[1990][12]

Однако чаще употребляется другая, эквивалентная форма обозначения элементов двумерного массива:

Н[1981,1]; Н[1985,10]; Н[1990,12]

Продолжая по аналогии, можно определить трехмерный массив как одномерный массив, у которого элементами являются двумерные массивы.

По аналогии с математикой одномерные числовые массивы часто называют векторами, а двумерные — матрицами.

В Паскале не допускается употребление динамических массивов, т.е. таких, размер которых определяется в процессе выполнения. Изменение размеров массива происходит через изменение в тексте программы и повторную компиляцию. Для упрощения таких изменений удобно определять индексные параметры в разделе констант:

Const Imax=10; Jmax=20;

Var Mas: Array[1..Imax,1..Jmax] Of Integer;

Теперь для изменения размеров массива Mas и всех операторов программы, связанных с этими размерами, достаточно отредактировать только одну строку в программе — раздел констант.

Действия над массивом как единым целым. Такие действия допустимы лишь в двух случаях:

• присваивание значений одного массива другому;

• операции отношения «равно», «не равно».

В обоих случаях массивы должны иметь одинаковые типы (тип индексов и тип элементов).

Пример:

Var P,Q: Array[1..5,1..10] Of Real;

При выполнении операции присваивания P:=Q все элементы массива P станут равны соответствующим элементам массива Q.

Как уже отмечалось, в многомерных массивах переменная с индексом может обозначать целый массив

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Строковый тип данных.

Строковый тип :

Строка - в общем случае это последовательность символов. Строка представляет собой особую форму одномерного массива символов, которая имеет существенное отличие. Массив символов имеет фиксированную длину (количество элементов), которая определяется при описании. Строка имеет две разновидности длины:

Общую длину строки, которая характеризует размер памяти, выделяемый строке при описании.

Текущую длину строки (всегда меньше или равную общей длине), которая показывает количество смысловых символов строки в каждый конкретный момент времени.

Для определения данных строкового типа в Turbo Pascal 7.0 введены стандартные типы String и PChar.

В строках типа String текущая длина строки (0-255)символов.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Операции сцепления и отношения в строковом типе данных.

Операции сцепления и операции отношения

Операция сцепления применяется для соединения нескольких строк в одну результирующую строку. Сцеплять можно как строковые константы, так и переменные.

Пример: 'Мама ' + 'мыла ' + 'раму'. В результате получится строка: 'Мама мыла раму'. Длина результирующей строки не должна превышать 255.

Операции отношения: =, <, >, <=, >=, <>. Позволяют произвести сравнение двух строк, в результате чего получается логическое значение (true или false). Операция отношения имеет приоритет более низкий, чем операция сцепления. Сравнение строк производится слева направо до первого несовпадающего символа, и та строка считается больше, в которой первый несовпадающий символ имеет больший номер в таблице символьной кодировки. Если строки имеют различную длину, но в общей части символы совпадают, считается, что более короткая строка меньше, чем более длинная. Строки равны, если они полностью совпадают по длине и содержат одни и те же символы.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Множественный тип данных.

Тип-множество (set)

Множество – набор взаимосвязанных по какому-либо признаку (или группе признаков) элементов, которые можно рассматривать как единое целое. Элементы множества должны принадлежать к одному и тому же типу данных, которые называют базовым типом множества. Type Имя =set of “элемент1,..элементN”;

Например, А=set of (3,5,7,11,13) - множество простых чисел.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Файловые переменные.

Файловый тип (file):

Файлы классифицируются по двум признакам: по типу (логическая структура) и по методу доступа к элементам файла.

В Паскале существует три класса файлов по типу – типизированные, текстовые, не типизированные. По методу доступа они делятся на файлы последовательного доступа и прямого доступа.

 К типизированным файлам относятся файлы строго определенного типа (их иногда рассматривают как последовательность записей определенного типа). Стандартное задание в программе такой файловой переменной осуществляется следующим образом:

Текстовый файл рассматривается как последовательность символов, разбитая на строки. Каждая строка завершается символом конца строки. На практике это два символа: перевод строки Chr(13) и возврат каретки Chr(10).

Не типизированный файл рассматривается в Pascal как набор символов или байтов. Представление Char или Byte не играет роли, а важно лишь с точки зрения объема занимаемого данными. Не типизированный файл является файлом прямого доступа, что говорит о возможности одновременного использования операций чтения записи.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Процедуры
  2.  Язык программирования Турбо Паскаль. Функции.

Процедуры и функции

В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции

Синтаксически процедуры и функции состоят из заголовка (содержащего ключевое слово procedure или function, имени, за которым может следовать описание передаваемых параметров в скобках, тип возвращаемого значения через символ двоеточия для функций и точки с запятой для процедур), после заголовка следует тело, после которого ставится символ ; .

Тело процедуры, как и программы, в свою очередь может содержать описания процедур и функций. Таким образом, процедуры и функции могут быть вложены друг в друга как угодно глубоко, при этом тело программы — самое верхнее в цепочке.

Причём содержимое секций описания переменных, типов, констант, внешнего тела (процедуры, функции, программы), расположенных перед описанием процедуры функции, доступны внутри неё. Также, в большинстве диалектов из процедуры можно обращаться к параметрам внешней процедуры.

Вслед за заголовком процедур функций вместо тела может помещаться ключевое слово forward, это делается в том случае, если описание процедуры функции располагается в программе после её вызова, и связано с поддерживаемой в Паскале возможностью компиляции программы за один проход.

Процедуры отличаются от функций тем, что функции возвращают какое-либо значение, а процедуры — нет.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Комбинированный тип данных.

Комбинированный тип данных

При работе с массивами основное ограничение заключается в том, что каждый элемент должен иметь один и тот же тип. Но при решении многих задач возникает необходимость хранить и обрабатывать совокупности данных различного типа.

Пример

Для каждого из 25 учеников класса известны фамилия и оценка (в баллах) по пяти дисциплинам. Требуется вычислить среднюю оценку каждого ученика и выбрать человека, имеющего максимальный средний балл.

В данном случае фамилия может быть представлена строкой из 15 символов, оценка - это целое число, а средний балл должен быть представлен вещественным (действительным) числом. В Паскале для описания комбинаций объектов разных типов используются записи.

Запись - это структурированный тип, содержащий набор объектов разных типов. Составляющие запись объекты называются ее полями. В записи каждое поле имеет свое собственное имя. Чтобы описать запись, необходимо указать ее имя, имена объектов, составляющих запись и их типы

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Основные принципы объектно-ориентированного программирования.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) — это технология создания сложного программного обеспечения, которое основано на представлении программы в виде совокупности объектов, каждый из которых является экземпляром определенного класса, а классы образуют иерархию с наследованием свойств.

Основное достоинство ООП — это сокращение количества межмодульных вызовов и уменьшение объёмов информации передаваемой между модулями. Это достигается за счет более полной локализации данных и интегрирования их с подпрограммами обработки.

Основные недостатки в ООП — это некоторое снижение быстродействия из-за более сложной организации программной системы, а также, как правило, заметное увеличение объёма бинарного кода (особенно при использовании стандартных библиотек классов в небольших программах) из-за того, что большинство современных компиляторов и компоновщиков не способны выявить и удалить весь код, приходящийся на неиспользуемые классы, виртуальные методы и другие элементы ООП.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Предназначение и возможности стандартных модулей Graph, Crt.

Модули Crt, Graph

Модуль Crt поддерживает ряд стандартных процедур и функций, которые обеспечивают работу с экраном дисплея в текстовом режиме, управление звуком и работу с клавиатурой.Модуль Graph обеспечивает работу с экраном дисплея в графическом режиме.Для того чтобы использовать модули в программах, их имена следует указать в предложении uses, всегда находящемся после заголовка программы. Например,

program Pr;

uses Crt, Graph;

...

Модуль Сrt.

Работа с экраном в текстовом режиме

Практически любая программа использует дисплей для отображения вводимой и выводимой информации. Всю выводимую на экран дисплея информацию подразделяют на текстовую и графическую, соответственно выделяют текстовый и графический режимы.

Модуль Graph.

Работа с экраном в графическом режиме

Модуль Graph поддерживает графический режим работы дисплея. В этом режиме любое изображение на экране дисплея синтезируется из множества мельчайших элементов, называемых пикселями. Каждый пиксель представляет собой светящуюся точку таких размеров, при которых промежутки между отдельными пикселями отсутствуют. Если группа смежных пикселей светится, то они воспринимаются не как совокупность отдельных точек, а как сплошной участок. Таким образом, на экране дисплея может быть синтезировано любое графическое изображение.

  1.  Язык программирования Турбо Паскаль. Внешние подпрограммы и модули.

Встроенные подпрограммы

При решении различных задач часто возникает необходимость проводить вычисления по одним и тем же алгоритмам, но с различными данными в одной программе. Такие вычисления целесообразно оформить в виде отдельных подпрограмм. Подпрограммы являются основой модульного программирования.

В языке Паскаль имеется две разновидности подпрограмм: процедуры и функции.

Структура любой подпрограммы аналогична структуре всей программы. Текст подпрограммы должен быть помещен в тексте программы непосредственно перед основным блоком (после объявления констант, типов и переменных).

Все параметры, которые используются в подпрограмме, можно разделить на две категории: глобальные и локальные.

Глобальные - это параметры, объявленные в разделе описаний основной программы, они действуют как в основной программе, так и в любой ее подпрограмме.

Локальные - это параметры, объявленные внутри подпрограммы и доступны только ей самой. Они недоступны для операторов основной программы и других подпрограмм.

Использование подпрограмм связанно с двумя этапами:

описание подпрограмм;

обращение к подпрограмме.

Модули. Стандартные модули языка Turbo-Pascal

Наличие модулей в Turbo-Pascal позволяет программировать и отлаживать программу по частям, создавать библиотеки программ и данных. Набор процедур и функций, объединенных в один блок (UNIT), может компилироваться независимо от главной программы. Благодаря этому, время компиляции для больших программ существенно сокращается. Модульный принцип построения особенно важен при разработке программ расчета сложных химико-технологических процессов (ХТП), математическое описание которых представляет собой комплекс математических описаний блоков ХТП.

Структура модуля

Модуль состоит из следующих частей:

-заголовка модуля;

-интерфейса модуля;

-исполнительной (реализационной) части модуля;

-секции инициализации.

Все разделы модуля, за исключением секции инициализации, являются обязательными.

Указанная последовательность разделов обязательна.




1. то сказал что Бог создал две Книги ~ Книгу Природы и Священное Писание
2. тематики во 2 классе по теме- Уравнения вида x b
3. появление первого счетного устройств аббак 17 век логарифмическая линейка арифметические машины Шипк1
4. ПРМЗ на собственном заготовительном оборудовании оказывает услуги по изготовлению заготовок из металла
5. Цена. Структура
6. Экстракция Spice-параметров БТ в программе Model Editor
7. Нефротический синдром
8. тематических идей
9. Статья 1 Конституции РФ закрепляет что Россия есть правовое государство
10. Розвиток німецьких антропонімів в історичному та мовно-географічному аспектах
11. Выселение из общежитий, принадлежащих на праве частной собственности
12. Предпосылки для внедрения методов биотехнологии в животноводстве
13. Доклад- Мозаїки Київської Русі
14. специалиста Консультация 150-час Выезд на дом 300р
15. Колебания и волн
16. 1что такое СКД 2что такое функция 3перечислить функции СКД; 4раскрыть сущность культуротворческой ф
17. Кваркенская средняя общеобразовательная школа Кваркенского района Оренбургской области
18. Экономика труда после этого работала в секторе промышленности и строительства Центральной научноисследов
19. Причины, условия и механизмы конкретного преступления
20. статья и несколько стихотворений