Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

туркмен Его связывают с понятием великие тюрки переводят как я тюрк тюркоподобный тарджуман т

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Этноним и его происхождения:

До сих пор нет единого мнения о происхождении названия «туркмен». Его связывают с понятием «великие тюрки», переводят как «я тюрк», «тюркоподобный», «тарджуман», «тиркеман». Однако бесспорно одно: коренным словом в названии народа является слово «турк», известное задолго до н.э. Достоверные сведения о названии «туркмен» имеются в трудах ал-Макдиси, Абу-Рейхана Бируни (X в.), Махмуда Кашгари (XI в.). Бируни, в частности, писал, что когда Огуз принимал ислам, то о нем говорили что он стал «тюрк» и «иман» (вера) и трактуют как «правоверный тюрк». Еще более интересно и правдоподобно сообщение Махмуда Кашгари о том, что когда в Среднюю Азию пришел Зул-Карнайн (Александр Македонский) и увидел здесь группу людей, то прежде чем спросить у них, кто они, сказал: «Тюркман энд», что означало: вот эти на тюрок похожи. Такова основа появления слова «туркмен», — заключал Махмуд Кашгари.

Этногенез и антропология.

В этногенезе туркменского народа, начиная с древнейших времен, принимали участие многочисленные родоплеменные группы и народы, жившие на огромных просторах Евразии, от Алтая до Черного моря, античными авторами названные в целом скифами. Однако, как показали новейшие материалы и исследования, основное ядро туркменского народа составили местные племена и народности, аборигены Турана и Хорасана. Туркмены, как и другие народы, обладают присущими только им отличительными признаками, которые формировались в течение многих ряда столетий из различных этнических, расовых и языковых групп. ранних этапах этногенеза туркмен большую роль играли оседлые и полукочевые племена Западного Турана (т.е. современного Туркменистана) — маргианцы, парфяне, хорезмийцы, гирканцы, хорасанцы, дахо-массагетские племена аугасии, парны, имиргийцы, аланы, эфталиты и другие, многие из которых были прототюркскими, огузо-туркменскими племенами. Веским доказательством местного происхождения туркмен являются антропологические данные. На основе сравнительного изучения палеоантропологических материалов с территории Туркменистана с антропологией современных туркмен, исследователь Л.Ошанин пришел к выводу, что в составе туркмен явно преобладает местная автохтонная долихоцефальная раса, названная закаспийской. Этот факт был подтвержден и дополнен новыми доказательствами другими антропологами.

История

Земля туркменов хорошо известна ещё со времён Александра Македонского в чьи владения она попала в середине 4 в до н. э.. Далее входили в состав Парфия, потом впадают в зависимость хорезмшахов, монголов и персов. В 1869 года первые русское поселение с 1885 целиком в составе Российской Империи. после революции образована Туркменская ССР, с 1991 года Туркменское национальное государство обретает независимость.

Язык

Туркменский народный разговорный язык во всем многообразии своих диалектов сформировался в среде западных огузских племенных языков тех древних огузских племен, которые в VIII в. жили в районе Приаралья. Имея в основе диалекты огузских племен, туркменский язык впитал в себя и элементы языков более древних аборигенов Средней Азии и Приаралья — сако-массагетов, хорезмийцев, а также близкой, но более поздней системы огузо-сельджукских диалектов, на основе которых в X—XII вв. образовались азербайджанский и турецкий языки. Значительное влияние на туркменский язык оказал также литературный язык Караханидского государства, относящийся примерно к X—XI вв. и сформировавшийся на .основе уйгурских, тюргешских, чигильских и карлукских диалектов, которые легли позже в основу староузбекского (чагатайского) языка.В XII—XV вв. туркменский язык приобрел некоторые черты кыпчакских языков через смешанные говоры хорезмских узбеков, появившиеся з   результате развития тех племенных диалектов, на основе которых вырос в XII в. среднеазиатский литературный язык домонгольской эпохи; в образовании этого языка участвовали уже сами туркмены. Одним из памятников этого языка являются произведения Ходжи Ахмеда Ясави.Уточняя место туркменского языка в системе тюркских языков, следует отнести его к западной ветви тюркских языков, к огузской группе и к наиболее древней огузо-туркменской подгруппе, формирование язы~ лов которой было, впрочем, тесно связано также и с другими подгруппами огузских языков, а именно огузо-сельджукской и огузо-булгарской. Туркменский литературный письменный язык пользовался сначала арабской графикой, которая в 1928 г. была заменена латинизированным алфавитом» далее  произошел переход туркменской письменности на основу русского алфавита. На современном туркменском языке печатается обширная литература, издается множество газет и проводится преподавание в начальной, средней и высшей школе.

Относятся к южной ветви европеоидной расы, часть относится к смешанной европеоидной и монголоидной расе.(Из за нашествия монголов)

Религия:

Ислам сунитчского толка, современные туркмены сохранили очень много реликтов домусульманских местных культов и верований: зороастрийских, шаманистских. Изображение солнца — главного бога массагетов, в виде восьмиугольной звезды часто встречается на туркменских ковровых сумках (торбах} под названием «чархы-пелек». Во время раскопок древних южнотуркменских поселений нередко попадается керамика, на которой изображено солнце с восьмиугольными лучами. Один из пережитков зороастризма — поклонение огню (отпараз) — сохранился в виде священного домашнего очага. В Южном Туркменистане есть культовый объект Ших алов (святой огонь), представляющий собой явный реликт храмов огня древней Парфии.У туркмен по сей день популярен культ тангры — верховного бога древних тюрок и средневековых туркмен, который почитается также как Аллах в исламе. Сохранились обряды гара чаршенбе, шаман от и другие, предусматривающие, в частности, прыжки через костер с целью очищения, чтобы грехи сгорели в огне. От античного времени у туркмен остались некоторые племенные названия (пар, Хорасана и др.), календарно-бытовые обряды.

Праздники: В Туркменистане двенадцать официальных праздников, которые одновременно являются выходными днями. Так к общереспубликанским праздникам относятся:

1 января - Новый год

12 января - День памяти

18 февраля - День рождения Туркменбаши

19 февраля - День Национального флага

8 марта - Международный женский день

20 марта - Новруз-Байрам (туркменский Новый год)

9 мая - День Победы

18 мая - День Конституции

21 июня - День выбора первого президента страны

6 октября - День поминовения жертв землетрясения 1948 г.

28 октября - День независимости

12 декабря - День нейтралитета

Также в республике празднуются два крупнейших исламских праздника – Курбан -Байрам и Байрам-Рамадан (окончание Рамадана) на праздниках принято веселится угощать соседей и бездомных и немощных. Празднования проходят в духи национальном гуляние.

Жилище:

Традиционным жилищем туркмен была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1—3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. В Серахском и Каахкинском районах довольно частыми были дома с куполообразным перекрытием. Среди прикаспийских туркмен были распространены деревянные дома на сваях. Ныне сельское жилище обычно — 3—4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2—4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время. Хозяйственные помещения вынесены в заднюю часть двора. В настоящее время юрта бытует во многих районах в качестве летнего жилища на усадьбе или как жилище чабанов на отгонных и сеПоселения: л характерен хуторской тип расселения. Усадьбы — ховлы — располагались в 200—500 м одна от другой, обычно группируясь по родственному признаку. Каждая усадьба представляла собой небольшую крепость, прямоугольную в плане, обнесенную высокой глинобитной стеной — дивар. Углы усадьбы и вход в нее нередко оформлялись в виде узких башенок. Такие башенки были особенно характерны для усадеб средней Аму-Дарьи.Каждая усадьба включала в себя и жилые и хозяйственные постройки, глинобитные или каркасные, перекрытые общей крышей.Среди хозяйственных построек значительное место занимали помещения для скота: лошадей — атхана, сейисхана, верблюдов — дуеятак, овец — малхана, гоюнятак) сараи для сена — саманхана. Кладовые — амбар, учек, телек — располагались неподалеку от жилых помещений; часто под кладовую использовали второй этаж, образующий башенку, возвышающуюся над стенами ховлы.На усадьбах в зажиточных хозяйствах встречались помещения с мельничными установками — харазхана, кеш-кеш и маслобойни — щу- вазхана. В усадьбах богатых хорезмских туркмен жилых помещений было немного. Центральное место в таких усадьбах занимала мыхман- хана — помещение для гостей. Для жилья в туркменских усадьбах Хорезмского оазиса, как и у части эрсаринцев Аму-Дарьи, во дворе ставили юрты.Непременным элементом усадьбы был эйван — терраса; у хорезмских туркмен часто встречались терсэйван — террасы, обращенные на север и вынесенные за стены усадеб. В усадьбах приамударьинских туркмен было много зелени.

зонных пастбищах.

Пища:

Туркменской кухне более, чем кухням других среднеазиатских народов, свойственны чисто мясные блюда, точнее, блюда из одного мяса, прошедшего тепловую обработку без примеси других продуктов или гарниров.В большинстве случаев в Туркмении бытуют общие для всей Средней Азии способы приготовления мяса - обжаривание его в собственном жире небольшими кусочками с последующей презервацией в глазированной изнутри глиняной посуде (у туркмен это называется "говурма" - блюдо, аналогичное казахскому и узбекскому "кавурдаку"), а также обжаривание мяса молодых животных над углями (кебапы или шара). При этом национальным туркменским шашлыком (кебапом) является "кейикджерен кебап", т. е. шашлык из мяса молодого горного козла. Наконец, в Туркмении, как и в Таджикистане, нередко запекают мясо в тандыре (тамдыре).Вместе с тем у туркмен имеются такие национальные способы приготовления и консервации мяса, которые не встречаются у соседних народов и обусловлены специфическими природными условиями: наличием высокой температуры воздуха, сухих горячих ветров и сильного нагрева песка. Один из этих способов, распространенный у йомудов, состоит в высушивании мяса на ветру под палящим солнцем. Очень крупные куски мяса вместе с костями нанизывают на острие высокого шеста и оставляют так на несколько дней. Такое вялено-сушеное мясо называется "какмач". Другой способ - текинский - основан на комбинировании различных сред. В заранее подготовленный (т. е. промытый и натертый солью и красным перцем) желудок барана или козла набивают нарезанное мелкими кусочками мясо и сало так плотно, чтобы там не осталось воздуха. После этого желудок зашивают и зарывают в раскаленный песок на день, а вечером вырывают и привязывают на высокий шест. Эта смена условий повторяется до тех пор, пока желудок не засыхает. Тогда заключенное в него мясо приобретает особый приятный вкус, оно длительный срок не подвергается порче. Это мясо называется гарын (желудочное).еньшая часть туркменских вторых блюд отличается самобытными технологическими приемами и не применяемым соседними народами сочетанием продуктов. К таким блюдам относятся из мясо-крупяных и мясо-тестяных огурджали-аш, ыштыкма, этли унаш, гатыкли унаш.Что касается молока, то наиболее употребляемым является верблюжье и овечье, из которых в основном изготовляют разного рода молочные изделия при помощи молочнокислого, сычужного и спиртового (дрожжевого) брожения с последующим отцеживанием, сбиванием, отжимом и высушиванием. У туркмен сложился разнообразный молочный стол, молочные продукты проходят сложную биохимическую и химико-физическую обработку. Таковы, например, оригинальные туркменские молочные изделия агаран, чал, карагурт, телеме, сыкман, сарган.

Занятия:

Традиционным занятием туркмен было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Туркмены вели полукочевой образ жизни, при котором жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные туркмены в основном были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у некоторой части туркмен, жившей в оазисах, преобладали земледельческое хозяйство (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение крупного рогатого скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К середине XIX века ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

Было бы ошибкой говоря о туркменах, не сказать о их замечательных коврах.  Туркмены объединены языком (хотя и насчитывающим множество диалектов) и общим происхождением от древнетюркского племени огузов, Все  племена имеют собственные исторически сложившиеся рисунки ковра. Но есть и черта, которая объединяет туркменские ковры, доминирует на большинстве из них. Это гёль (гель), "цветок", повторяющийся восьмисторонний мадальон, которым покрыта вся поверхность ковра. Каждое племя имеет свой гёль, по которым и классифицируются ковры - их называют по имени племени, которое его изготовило, напр. текинские, иомутские (иомудские) и т.д. ковры. Доминирующий цвет фона туркменских ковров - темно красный, доминирующая гамма - коричнево-красная и черно-красная. Изредка встречается синий фон, еще реже - другие. 

Орудие труда:

Пахали примитивным плугом (омач), пользовался деревянной бороной (мала), употреблял деревянную лопату для веянья зерна и т. п. Для землекопных работ применялась в качестве универсального орудия своеобразная мотыга — кетмень.

Оружие: клинки, лук и стрелы, булава(батики), топорик(талпа), поясной нож(иясак), сабля.

Семейное :

Подчтительное отношение к старшим также основывается на древних традициях. Недопустимо не выполнить их просьбу, спорить с ними, смотреть на них исподлобья или выражать свое недовольство, ждать благодарности за оказанную услугу или напоминать о ней. Обычаи требуют почитания родителей и вообще старших. Туркменская поговорка гласит: «Золото и серебро не стареет, отец и мать цены не имеют». Отец как глава семьи имеет право оценивать поступки своих детей, а также обязан защищать их. Дети должны с особым благоговением относиться к матери и уважать ее. Малейшее проявление непочтительного отношения или невнимания к матери не только осуждается окружающими, но и должно тут же пресекаться. Свадьбы обычно устраивали родители по сговору. Свадьбы у туркмен всегда были «окружены» множеством различных обычаев и обрядов. Главную роль в их исполнении играла одежда. Считалось, что даже имеет магическое значение, выполняя функции оберега и очищения. Платок: В свадебном ритуале большое значение имел платок. На «гелин той» (свадьбу невесты) женщины со всего села несли свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков. При уходе им возвращали узлы с подарками, равноценными принесенным. Платье: Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Мастерили платье в доме невесты из ткани, подаренной женихом. Кроила платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, в окружении близких подружек невесты. Они забирали обрезки материала - на счастье. Обереги: Практически вся свадебная одежда туркменских женщин, помимо прямого назначения — служить украшением невесты, выполняла и роль оберега. Наряд новобрачной состоял из различных амулетов, призванных защитить её от вредоносных сил, помочь сохранению здоровья и принести благополучие

Одежда:

С формированием туркменского национального костюма тесно связаны климатические условия, род занятий, исторические взаимосвязи. Традиционный туркменский костюм представлял собой свободную и широкую одежду, которая отвечала всем требованиям для кочевого образа жизни народа: летом в ней было прохладно, а в холодную пору она сохраняла тепло.

 Мужской костюм состоял из рубахи свободного покроя, штанов, халата, которые шились из хлопчатобумажной ткани. Халат же делали из полосатой ткани (шелка), обычно красной, в белую и черную полоску. Обувью служили туфли с загибающимся кверху носом, которые надевали поверх шерстяных носков. По сапогам можно было определить статус хозяина. Знатные туркмены носили сапоги из белой тонкой кожи на каблуке, а также сапоги с кожаными галошами «ковуш». Но самое большое внимание уделялось головному убору «тельпек», так как в Туркмении папаха из черного, белого и коричневого барашка считалась признаком мужского достоинства. Универсальность «тельпека» в том, что летом он защищал от зноя, в холодную зиму – от холода. Из-за своего большого размера, она также доставляла неудобства в быту, но в таких случаях его можно было снять, так как под ней находилась черная тюбетейка. Белые папахи обычно носят молодые джигиты, а черные и коричневые – мужчины в возрасте и старики.

Женский костюм так же как и мужской состоит из  рубахи прямого покроя (платья), штанов, халата и головного убора, который до сих пор сохранил национальное своеобразие народного костюма. Доминирующим цветом в одежде туркменок является красный. Женская рубаха шилась из красного, малинового шелка. Уличной одеждой служили халаты «чабыты» и «чекмены», сшитые из темно-синих, темно-зеленых или красных шелковых тканей с белыми или желтыми полосками. Праздничные халаты отличались роскошной вышивкой. В гардеробе замужней женщины обязательной частью являлся своеобразный халат «куртэ» или «чырпы», украшенный богатым растительным орнаментом.

 Туркменский национальный костюм был сформирован в результате длительных процессов развития духовной и материальной, а также художественной культуры туркменского народа.

Талисманы и обереги:

Амулет от сглаза — «аладжа» можно встретить во всех видах декоративно-прикладного искусства туркмен. Он представляет собой шнурок из вывязанных или сотканных и переплетенных между собой контрастных нитей — белых и черных. Тонкие «аладжа» носят на запястье, на шее, пришивают к одежде, более толстые прикрепляют над входом в дом или на стене внутри жилища.Треугольный мешочек с углем и солью, вложенный в матерчатую амулетницу — «тумар» белого цвета, по представлениям туркмен, обладал свойством отгонять нечистую силу. Ношение «тумара» обеспечивало благополучие его владельцу.Если долгожданный первенец все не появлялся, женщина надевала платье с небольшим разрезом на подоле, обрамленном декоративной вышивкой. Разрез как бы «открывал» дорогу ребенку. Окружающие, видя женщину в подобном платье, произносили ей пожелание: «Да будет у неё наследник!»  л характерен хуторской тип расселения. Усадьбы — ховлы — располагались в 200—500 м одна от другой, обычно группируясь по родственному признаку. Каждая усадьба представляла собой небольшую крепость, прямоугольную в плане, обнесенную высокой глинобитной стеной — дивар. Углы усадьбы и вход в нее нередко оформлялись в виде узких башенок. Такие башенки были особенно характерны для усадеб средней Аму-Дарьи.

Современность

У Туркмен есть своё собственное национальное  государство, существует самосознание  чтятся культура  и традиция, восстанавливаются традиции утраченные в годы советской власти.

Выявляется прирост населения, люди заняты в различных сферах, добычи газа и производствах, в торговле по Каспию, развивается туризм.




1. Шпоры по ботанике
2. История развития законодательства зарубежных стран
3. Толстой очень тонко прочувствовал эту войну настроение людей принимавших в ней непосредственное участие.
4. Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности
5. Ма~тричный принтер англ
6. задание на 1609 1Объясните постановку двоеточия в предложении- Как сейчас всё это снова вижу и чувствую кож
7. Контрольная работа- Цитология и строение клетки
8. Понятие и принципы уголовной ответственности за экологические преступления
9. Экологические проблем
10. Выполнение работ по профессии агент рекламный наименование профессионального модуля в объеме 108 часов
11. 41 Рубрика ПОЛИТИКА ЭКОНОМИКА ЭНЕРГЕТИКА- НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Место издания
12. Лучший подарок ~ спортивный подарок 1
13. Плотность магнитной энергии
14. 192004 Механизация строительства
15. Введение В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедея.
16. Современная демогеографическая ситуация Воронежской области
17. Финансы в маркетинге.html
18. Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников
19. социальное влияние
20. Концепція невизначеності квантової механіки