Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Музейный квартал Средовой партнерский проект Нулевая верста Методическая разработка про

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Философский факультет

Кафедра музейного дела и охраны памятников

Научно-практический центр «Музейный квартал»

Средовой партнерский проект «Нулевая верста»

Методическая разработка прогулки-беседы

«Архитектор и Город»

Культурно-просветительская прогулка-беседа                                                          

городская, пешеходная,

рассчитана на специализированную,                                                                                           

подготовленную к данному материалу аудиторию                     

петербуржцев и гостей города

Длительность экскурсии: 70 мин.  

Дата апробации: 10.05.2010

Авторы: Е.А. Мартыненко, А.В. Судьина

Руководитель: 

к.ф.н., ст. преподаватель Е.В. Луняев

              

 

Санкт-Петербург

2010


Маршрутный лист прогулки-беседы «Архитектор и Город»

1. Б. Морская ул., д. 52 – особняк

Половцова. Дом архитектора. 

2. Почтамтская ул., д. 17 – Дворец  князя А. А. Безбородко

3. Почтамтская ул., д. 9 – Санкт-Петербургский Почтамт

4. Почтамтская ул., д. 23

Общежитие «Почта России» – архитектурный аванград

(5. Пл. Труда, д. 6 – Двор Архитектора)

6. Почтамтская ул., д. 16-18 / наб. р. Мойки, д. 61 – «Усадьба Ломоносова» – Санкт-Петербургское отделение почтовых карет и Брик

7. Большая  Морская  ул., д. 58 – Реформатская церковь – Дом Культуры  работников связи

Технологический маршрут прогулки-беседы «Архитектор и Город»

Объект показа

Время

Содержание

Организационные указания

Методические указания

Вопросы для беседы

Пересечение Исаакиевской пл. и наб. р. Мойки, на набережной

4-6 мин.

Вступление

Приветствие группы. Объяснение целей и задач прогулки-беседы. Знакомство с профессиями собеседников. Обсуждение атрибутов персонажа.

Обратить группу к ансамблю Исаакиевской пл.

Достать ручку или карандаш, объяснив, что архитектор всегда должен держать в руках пишущий предмет.

1. Исаакиевская пл. как образец петербургского ансамбля.

2. Петербург как город ансамблей.

Большая Морская ул., д. 43.

8 мин.

Особняк Демидова

Упомянуть некоторых обитателей особняка до 1836 г. (барон Теппер де Фергюссон, Эссены). Рассказать о династии промышленников Демидовых.  Раскрыть архитектурные особенности особняка аристократа. Особняк как тип архитектурного здания.

Тема для беседы: Архитектор-иностранец как создатель городской среды.

Прогулка по четной стороне улицы.

Проследить перспективу улицы, обратить внимание собеседников на феномен «красная линия».

1. Современные архитекторы – мышление не «ансамблем», а «пятном застройки».

2. Архитектор как личность (на примере О. Монферрана).

Большая Морская ул., д. 52

8 мин.

Особняк Половцова. Дом архитектора.

Рассказать о специфике видения города архитектором. Привести несколько терминологических примеров, чтобы ввести экскурсантов в диалог. Расположить группу для беседы. Выстроить предварительный план дальнейшей экскурсии. Указать на параметры, по которым будут оцениваться те или иные объекты.

Кратко объяснить роль творческих союзов. Различие профессионального мнения и обывательского.

Тема для беседы: Цели и задачи профессионального союза.

Расположить группу напротив входа в особняк на нечетной стороне улицы, чтобы был виден эркер.

Показать илл. внутренних интерьеров, организованных в эркерной части.

1. Действия Союза архитекторов против разрушения городской среды (на примере Охта-центра).

2. Обсудить примеры других профессиональных союзов в истории и современности.

Большая Морская ул., д. 58.

12 мин.

Реформатская церковь – Дом Культуры работников связи

Рассказать об участке и его застройке, строительстве Немецко-Реформаторской церкви в 1862, перестройке 1929 г. под Дом культуры и техники работников связи. Охарактеризовать стилистические конструктивные особенности существующего здания. Рассказать о связи нынешнего здания с прошлым. Упомянуть о том, что готовится обратная перестройка и возвращение зданию прежнего облика. Дать понять позицию архитекторов в этом вопросе.

Тема для беседы: Что есть подлинное наследие? – шедевр конструктивизма или реконструированный храм?

Переход через Почтамтский мост к д. 90 по наб. Мойки.

Показать изображение Реформаторской церкви, сделанное с этой точки.

1. Судьба памятников архитектуры советской эпохи.

Почтамтская ул., д. 16-18 / наб. р. Мойки, д. 61

15 мин

«Усадьба Ломоносова» – Санкт-Петербургское отделение почтовых карет и брик 

Словесно реконструировать исторический облик усадьбы М.В. Ломоносова, рассказать про последнюю владелицу здания – правнучку М.В. Ломоносова. Осветить причины приобретения усадьбы под нужды Почтового ведомства, перепланировка для размещения Санкт-Петербургского Отделения почтовых карет и Брик. Предложить экскурсантам заглянуть через решётку ворот во двор и сделать акцент на том, что ранее там был фруктовый сад.

Тема для беседы: Городская усадьба как тип архитектурного сооружения.

Провести группу по Конногвардейскому переулку к усадьбе Ломоносова. Сначала подойти близко, а потом отойти на набережную Мойки.

Показать чертежи и исторические виды усадьбы.

1. Память места – феномен «имен» петербургских домов.

Почтамтская ул., д. 9

12 мин

Санкт-Петербургский Почтамт

Рассказать о том, что было на этом месте раньше. Обратить внимание на вывеску «Почтамт».

Внутренние интерьеры: утилитарные функции и эстетически красивое решение пространства после перестройки.

Тема для беседы: Архитектура на службе почты / государства.

Подвести группу к зданию Почтамта. Расположить экскурсантов таким образом, чтобы основное внимание было сконцентрировано на галерее и надписи «Почтампт».

Раздать собеседникам запечатанные конверты с открытками-коллажами архитектурных памятников Петербурга, все пишут адреса и опускают конверты в почтовый ящик.

1. Что обозначает слово «Почтамт»?

2. Вольные каменщики – масоны и их значение в культуре России.

Почтамтская ул., д. 7

12 мин.

Дворец князя А. А. Безбородко

Кратко рассказать о личном вкладе Безбородко в застройку земель, на которых сейчас располагается ансамбль зданий, имеющих то или иное отношение к почтовому ведомству. Сделать акцент на том, как архитекторы дают зданиям имена.

Тема для беседы: Проблема перестройки здания: перекрытие дворов и сохранение формы.

Расположить группу на Почтамтской ул., напротив дворца.

Показать портрет А.А. Безбородко, как человека принимавшего участие в планировке застройки квартала.

1. Проблема сохранения исторических зданий – реставрация / реконструкция / реновация

Конногвардейский бульвар (на перекрестке с Почтамтским пер.)

10 мин.

Конногвардейский бульвар

Кратко охарактеризовать ансамбль бульвара – Казармы конногвардейского полка, Конногвардейский манеж, доходые дома Утина.  

Тема для беседы: Взгляд архитектора на Город.

1. Феномен бульвара в городской архитектуре.

Пл. Труда, д. 6.

10 мин.

Двор Архитектора.

Рассказать про проект благоустройства дворов, охарактеризовать зашифрованные символы.

Тема для беседы: Личный дом Архитектора.

Конногвардейский бульвар

5 мин

Заключение

Вкратце напомнить основные моменты, на которые архитекторы обращают внимание, гуляя по городу. Завершить экскурсию, ещё раз подчеркнув, что архитекторы – большие эстеты.

Убрать пишущий предмет, служивший указкой на экскурсии (желательно в верхний карман одежды). Это будет знаком того, что прогулка-беседа закончена.

Предложить собеседникам задать все интересующие вопросы.

Литература:

  1.  Бажитова Л.И. Исследования по истории почты в России // Архив ЦМС им. Попова.
  2.  Бажитова Л.И. История почтового квартала. Материалы к сценарию слайд-фильма. СПб.: ЦМС им. А.С. Попова, 2002.
  3.  Бакаютова Л.Н. Приспособление памятника архитектуры конца XVIII века дворца А.А. Безбородко к новым функциям Центрального музея связи имени А.С. Попова. –  СПб., 2005. – С. 40-52.
  4.  Вигилев А.Н. История отечественной почты: в 2х ч. – М.: Связь, 1977, 1979.
  5.  Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. – СПб., 1994.
  6.  Кутьин В.А., Соловьёва Т.А., Сориц А.Н. Санкт-Петербургский Почтамт. – СПб., 1997.
  7.  Лосич Н.И. Дворец канцлера А.А. Безбородко // Коллекционер. – 2003, №2(23), спецвыпуск.
  8.  Марченков В.К .ТЭП постоянной экспозиции ЦМС им. А.С, Попова. – Раздел: Почтовая связь.
  9.  Официальный сайт Государственного музея истории религии: http://www.relig-museum.ru/museum.htm
  10.  Официальный сайт Центрального музея связи им. А.С. Попова: http://www.rustelecom-museum.ru/main/default.asp?page=3&langID=57
  11.  Почта и телеграф в XIX столетии. – СПб., 1902.
  12.  Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник, СПб., 1992.
  13.  Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедия-справочник. – М., 1992.
  14.  Хлобыстин А. Эпоха экстатического бреда: http://magazines.russ.ru/km/2006/2/hl9.html
  15.  Энциклопедия Петербурга, on-line версия: www.encspb.ru


Индивидуальный текст прогулки-беседы «Архитектор и Город»

Вступление

Здравствуйте дорогие собеседники. Меня зовут …… и сегодня у нас с вами состоится прогулка-беседа по «Музейному кварталу». Естественно, что поставить перед собой задачу обойти всю территорию квартала и узнать историю каждого здания за отведённое нам время мы не сможем. Поэтому, я предлагаю вам построить наш маршрут таким образом, чтобы доминирующими в нём стали те объекты, на которых обязательно остановился бы взор архитектора.

Сегодня нам с вами предстоит узнать, как застраивались эти территории и кто принимал в этом непосредственное участие. Не раз нам придётся сталкиваться с двумя принципиально разными точками зрения на архитектуру: с одной стороны, это будет мнение обывателя, а с другой – мнение профессионала. Поскольку нашей задачей является вживание в роль архитектора, то мы постараемся и рассуждать не по-дилетантски. Сегодня, в ходе нашей прогулки мы будем слышать множество лексических особенностей языка, на котором говорят люди, выбравшие архитектуру областью своей профессиональной деятельности. Я буду выступать для вас представителем этой огромной творческой артели и попытаюсь насытить свой рассказ как можно большим количеством того, чего вы никогда и нигде не сможете узнать. Между нами будет строиться диалог, в котором вы будете иметь возможность спрашивать, уточнять и даже выносить некие тезисы для более подробного обсуждения.

Не будем забывать об уважительном отношении друг к другу, но, думаю, что само по себе наше нахождение в культурной столице России, обязывает к определённым негласным поведенческим нормам.

Итак, я достаю карандаш, и мы начинаем диалог. Я, как архитектор, скажу вам, что наличие пишущего инструмента в руках - это обязательно, потому что нам всё время хочется творить. Даже когда проект ещё не утверждён, мы в голове уже чертим сотни эскизов, но до окончательных согласований не переносим ничего на бумагу – профессиональная примета.

Большая Морская ул., д. 43. Особняк Демидовых

По сравнению с суровой мощью бывшего германского посольства следующий по улице дом 43 привлекает великолепием дворцового облика. Давайте перейдем через дорогу, чтобы можно было охватить его взглядом.

 

Перейти на четную сторону Большой Морской ул., расположиться напротив дома №43.

Во 2 половине 18 века – начале 19 века владельцы этого дома сменяются также один за другим (купец Михаил Панков (Панов), вдова статского советника Петрищева, портной Иоганн Сиверс, ювелир Гебельт). Здесь в 1824 году жил барон Людвиг Вильгельм Петрович Теппер де Фергюссон – учитель музыки и пения в Царскосельском лицее.  В 1829 году дом купила Софья Александровна Эссен – жена полковника лейб-гвардии Конного полка Петра Кирилловича Эссена. А в 1836 году Эссены, поселившиеся на казенной квартире, продали дом действительному статскому советнику, богатейшему горнозаводчику – Павлу Николаевичу Демидову. Буквально через несколько дней он купил у Монферрана еще и соседний дом в связи с женитьбой. Перестройку домов Монферрану же и поручили, они были в хороших отношениях. О доме №45 мы поговорим чуть позже. Дом №43 - трехэтажное, сравнительно небольшое по размерам здание должно было свидетельствовать о достатке его хозяина. Архитектор использует элементы барокко для придания ему особой пышности - две ниши с фонтанчиками, мраморные атланты и кариатиды, поддерживающие балкон второго этажа. В верхней части фасада – мраморная группа, выполненная модным скульптором середины 19 века – Т.-Н. Жаком: крылатые фигуры несут картуш с геральдическим щитом. Изначально это был герб Демидовых, когда Итальянское посольство приобрело здание, он видоизменился и стал напоминать итальянский королевский герб. Внутреннее убранство также соответствовало парадности фасада своей роскошью. Всех поражал особенно Малахитовый зал. В его отделке впервые был использован малахит, добытый на Урале на одном из Демидовских рудников.

Как уже говорилось, покупка и перестройка дома в 1836 году связана с женитьбой Демидова на Авроре Шернваль. Аврора Карловна Шернваль фон Валлен – дочь выборгского губернатора,  шведка по национальности, она впервые появилась в свете в 1824 году, когда ей было всего 16 лет. Среди ее поклонников были Евгений Баратынский и Александр Муханов.

Баратынский посвятил ей следующие строки:

Пылкий юноша не сводит

Взоров с милой и порой

Мыслит с тихою тоской:

«Для кого она выводит

Солнце счастья за собой?»

Отец Авроры намеревался выдать ее замуж за шведского дворянина, но накануне свадьбы тот умер. После его смерти Аврора медлила с замужеством, терзаемая тяжелыми предчувствиями. В 1834 году она согласилась связать свою судьбу с Александром Мухановым, но неожиданно умирает и он. После этого Аврора два года отказывает многочисленным поклонникам, в том числе дважды отвергает предложение Павла Николаевича Демидова. Однако Демидов оказался настойчивым и продолжал добиваться ее руки. Помогло вмешательство императрицы. Демидов был не только богатым человеком, но и весьма образованным, добрым и щедрым. Петербургская Академия Наук ежегодно присуждала Демидовскую премию (25000 рублей) за выдающиеся произведения в разных видах искусства.

Несмотря на то, что Аврора подчинилась голосу разума, а не любви, брак с Демидовым обещал быть прочным. К свадьбе Демидов подарил невесте один из известнейших бриллиантов мира «Санси» (величиной с голубиное яйцо).

В 1839 году у супругов родился сын Павел. Аврора Карловна много сил отдавала его воспитанию. Спустя четыре года после женитьбы в возрасте 42 лет умер старший Демидов. Несмотря на то, что вышла замуж не по любви, Аврора 5 лет не снимала траур. Казалось, что ее застывшая красота никогда вновь не оживет, но вскоре судьба сводит ее с Андреем Карамзиным – сыном известного историка – она вновь выходит замуж по взаимной любви на этот раз, многие ее осуждают за то, что после столь блестящей партии она решила связать свою жизнь с простым поручиком. Андрей Николаевич Карамзин стал опекуном Павла Демидова, взял на себя управление предприятиями и доказал, что может с успехом вести дела. Но судьба не оставила Аврору Карловну в покое, началась Крымская война, Карамзин ушел в действующую армию и в 1854 году погиб в бою с турками.

Павел Павлович Демидов провел на Большой Морской детство и юность, затем числился на службе за границей. Первый раз женился на Марии Элимовне Мещерской, фрейлине (у нее раньше был роман с будущим императором Александром III, который даже пытался отказаться от престола ради женитьбы на Мещерской, но императрица «попросила» ее уехать за границу, где она и вышла замуж за Демидова). Родив сына Элима, она умерла. Второй раз П.П. женился на Елене Петровне Трубецкой. В 1864 году он сдал дом на 9 лет итальянскому посольству. А после этого продал.

Авроре Карловне, пережившей смерть двух женихов и двух мужей, суждено было пережить и сына – Павел Павлович Демидов умер в 1885 году, когда ему было 46 лет. Аврора Шернваль покинула Россию и поселилась во Флоренции. Умерла она в 1902 году в возрасте 94 лет.

Еще любовь — еще удар.

До свадьбы не дожить невесте.

Ты поняла — твой юный жар

Сулит и рай, и гибель вместе.

Кто видел раз небесный сон,

Тому земные грезы грубы.

И на смерть роком обречен

Поцеловавший эти губы.

- такие строки есть в поэме «Аврора», которую поэт Георгий Маслов посвятил Авроре Шернваль.

Но вернемся к судьбе особняка. У Демидова в 1874 году его приобрела светлейшая княгиня Наталья Федоровна Ливен (урожденная Пален), жена обер-церемониймейстера тайного советника Павла Ивановича Ливена, внучка санкт-петербургского военного губернатора фон дер Палена, связанного с убийством Павла I.

Муж хозяйки дома был внуком Шарлотты Карловны Ливен, которая долгое время была воспитательницей дочерей императора Павла, а потом и великих князей Николая (будущего императора) и Михаила.

После смерти мужа Н.Ф. Ливен устроила в доме молельню протестантской конфессии, он стал одним из центров распространения баптизма (евангельские христиане баптисты). В доме более не бывало никаких светских приемов, в Малахитовом зале проходили духовные беседы. Некоторое время после этого дом пустовал, в 1910 году у семьи Ливен его купил посол короля Италии, и в нем вновь разместилось итальянское посольство. В 1925 году итальянцы вывезли из него малахитовое убранство. Сейчас он все еще в собственности Италии.

Сестра Н.Ф. Ливен, В.Ф. Гагарина, некоторое время владела соседним домом №45. Этот факт вновь обращает нас к нему. Что ж, давайте подойдем поближе.

Особняк Половцова – Союз архитекторов. Большая Морская ул., д. 52

Мы с вами находимся возле особняка Половцова. Такое место встречи неслучайно, потому что именно в этом здании находится союз архитекторов Санкт – Петербурга. Сразу же хочу сказать, что особняк служит для нас рабочим пространством совещательного характера. Наш дом – это мастерская, с её неотъемлемым художественно – творческим бардаком. Но когда – то здание, перед которым мы сейчас находимся, было жилым пространством. Удачная идея архитектора Пеля – расширить пространство гостиных – была использована при Половцове для парадного будуара хозяйки дома. Фонарь эркера, остекленный двойными дубовыми рамами с золоченой фурнитурой, представлял зрелище, поражавшее прохожих на Большой Морской улице. «Неотъемлемая деталь модерна» - возразите мне вы. Но на это у меня, конечно же, найдётся ответный аргумент: эркер, в данном случае не только стилистическая необходимость. С помощью эркера архитектору этого особняка удалось совместить декоративные особенности стиля и функциональность. 

Наверное, каждый из вас задавался когда – либо вопросом : зачем существуют различные творческие объединения и чем они занимаются? Главное, что стоит отметить – это «союзность» - сплочённость людей, принадлежащих к тому или иному кругу. Мы - единомышленники, которых объединяют профессиональные и мировоззренческие интересы. Мы одинаково мыслим и видим пространство. Совместно, архитекторы становятся мощным блоком, который может повлиять на решение тех или иных градостроительных вопросов. Никоим образом внутри союза нет соревновательного процесса или гонки за звание «кто лучший». Мы, конечно же, видим некоторые неудачи в проектах своих коллег, но преподносим это конструктивно и обосновано лично тому человеку, которому хотим посоветовать улучшить работу. Тех, кто не считает нужным прислушиваться к мнению своих «коллег по цеху» обычно исключают из сообщества. Ярким примером, который проиллюстрирует мои слова, может послужить дом, построенный у станции метро «Владимирская». Скажу вам, дорогие мои собеседники, что человека, спроектировавшего это «архитектурное недоразумение» лишили членства нашего союза. Выполняя тот или иной проект, архитектор невольно обращает внимание на работы предшественников и держит в памяти прошлые традиции. Например, гуляя, по площади искусств я обязательно ещё раз посмотрю на здание Государственного Русского Музея и наполню своё сердце восторгом от таланта Росси. Пускай я прохожу здесь в тысячный раз, но всё равно остановлю взгляд на этих простых, лаконичных и завершённых формах. В то же время я отмечу гармоничную элегантность в ритмике окон, колонн, лестниц и пилястр. Естественно, хочется соответствовать тому пространству, в котором уже созданы такие творения…

Теперь я предлагаю пройти к зданию Дворца Александра Андреевича Безбородко и посмотреть на то, какие же архитектурные традиции предпочёл первый директор почтового ведомства Санкт-Петербурга и как организовал пространство на пересечении Почтамтской улицы и Почтамтского переулка.

Дом культуры Работников связи. Большая Морская ул., д.58

XX век – это время, когда архитектура начала следовать общей идеологии. Эксперименты экономические, архитектурные и, главным образом, идеологические захватили страну. Советская идеология была во всём. В пример могу привести историю с открытием ДЛТ. Сама по себе эта абревиатура при расшифровке получается бессмысленной «Дом Ленинградской Торговли» на самом деле должен быть «Ленинградским Домом Торговли». Почему же не могли присвоить этому зданию соответствующее название? Дело в том, что когда открывали ДЛТ, начались гонения на Льва Давыдовича Троцкого. Если мы напишем его инициалы, то получится ЛДТ. Поэтому изначально ДЛТ получил такое имя.

Участок Большой Морской улицы на берегу Мойки за Почтамтским переулком долгое время не был застроен. Его ограждал забор склада строительных материалов при стройке здания Почтамта.

В 1862 году здесь было решено строить Немецкую Реформаторскую церковь, потому что до этого момента немецкая и французская общины совместно использовали здание на Конюшенной улице.

Идея проекта принадлежит Гаральду Андреевичу Боссе, но работами непосредственно руководил Давид Иванович Гримм. Фасады были выполнены из красного кирпича без штукатурки. Церковь венчала высокая башня – колокольня с узкими окнами. На первом этаже размещалась школа и квартира пастора, на втором – храм. Современные архитекторы назвали бы это отчасти многофункциональным зданием. Через несколько лет после возведения церкви, там произошёл пожар. Работы по восстановлению велись под руководством Карла Карловича Рахау. По его проекту была увеличена высота колокольни и поднят потолок.

Архитектурный конструктивизм, захвативший нашу страну в XX веке не обошёл и Реформаторскую церковь. По проекту Гринберга и Райца её перестраивают. Но помимо изменения внешнего облика, церковь подверглась и функциональным преобразованиям. Теперь здесь разместился Дом культуры и техники работников связи. Стоит упомянуть, что её стены, конфигурация, а, главное, несущие стены были сохранены. Внутренние помещения были переоборудованы таким образом, что здесь стали существовать различные кружки, кинозал, библиотека, а также репетиционные базы «Кино», «Аквариума» и «Колибри».

Сейчас ведутся дискуссии о восстановлении на этом месте здания Реформаторской церкви. Как обычно бывает в таких спорах, общественность делится пополам по принципу «за» и «против». Архитекторы, в этом случае, выступают на стороне тех, кто «за». Мы, безусловно, всегда пытаемся поддержать идеи сохранения культурного наследия, но в конкретном случае, выбирая между эстетикой церкви и отголосками конструктивизма здания дворца культуры, мы отдаём свои голоса в пользу церкви. Кто-то говорит, что это будет новодел. Ну и что же? На наш взгляд лучше красивый новодел, который будет гармонично вписываться в общую панораму, чем сохранение серого массива в историческом центре среди старинных особняков.

«Усадьба Ломоносова», Отделение почтовых карет и брик. Почтамтская ул., д. 17  

В 1821 году Санкт-Петербургский почтамт за 182 тыс. рублей приобрел у правнучки М.В.Ломоносова большой сквозной участок, ограниченный набережной Мойки с одной стороны и Почтамтской улицей – с другой. На участке имелось несколько строений: двухэтажный дом с мезонином и два боковых служебных флигеля, выходившие на Мойку, а также два одноэтажных дома, выходившие на Почтамтскую улицу. Посередине был разбит большой фруктовый сад. Становится понятно, что данной территории располагалась городская усадьба.

При покупке двухэтажный дом находился в очень ветхом состоянии и требовал, если не перестройки, то большого ремонта. Поначалу в нем проживали почтовые служащие, в прочих строениях находились дровяные склады и некоторое время располагалось Почтовое училище. В 1843 году на месте бывшей «усадьбы Ломоносова» по проекту Кавоса началось строительство Санкт-Петербургского Отделения почтовых карет и брик. — (Почтовый брик, или брика, - крытая тяжелая четырехколесная повозка на рессорах, предназначенная для перевозки почтовых грузов с двумя наружными местами для пассажиров и местом для смотрителя, сопровождавшего почту). Отделение было торжественно открыто в 1845 году. Для этого было построено новое здание для приезжающих, каменный сарай, два жилых флигеля, каменный забор и дом для почтальонов во дворе, а также каменные навесы и конюшни для лошадей. Дворик, на котором проезжающие садились в экипажи или сходили с них, был перекрыт застекленным колпаком. Архитектор сохранил ворота, которые когда-то соединяли «дом Ломоносова» с хозяйственными постройками - теперь в одни из них пассажиры въезжали, а в другие выезжали. Давайте посмотрим за ворота. Видите, там сейчас грязь, а раньше был разбит сад, где весной расцветали деревья и летом хозяева могли собирать свежие яблоки. Представить такое в нынешнем пространстве сложно, но всё же хочется в это верить.

Современники находили здание изящным, а помещение для приезжающих великолепным. Все это радовало пассажиров немногие годы, ибо использовалось по назначению построенное Кавосом здание весьма недолго, так как в связи с развитием железных дорог Отделение почтовых карет и брик было упразднено. Но территория и строения по-прежнему принадлежали Почтамту.

В 1860-е гг. центральное здание Отделения - дом для приезжающих – было перестроено под жилище главноначальствующего над Почтовым департаментом, который тогда совмещал эту должность с постом министра Народного просвещения. Поэтому и перестроенную часть Отделения иногда называли «Домом министра». Ещё одно яркое подтверждение тому, как домам присваиваются имена. В конце 1860-х гг. «Дом министра» из Почтового департамента был передан в Департамент общих дел. И дом снова подвергся переделкам, в результате которых была перестроена терраса, выходившая во двор, и выстроена наружная стена с воротами для разделения дворов. Автором этих работ был архитектор Соболыциков. Сегодня это здание, расположенное на месте бывшей «усадьбы Ломоносова», по-прежнему принадлежит почтовому ведомству. В центральном корпусе, выходящем фасадом на Мойку, располагается Управление Федеральной почтовой связи, а в доме 16 по Почтамтской улице находится Отдел перевозки почт этого Управления.

Мы воспринимаем здание как скульптуру, как завершённую форму, которая лаконично вписывается в имеющуюся конфигурацию пространства. Пластика фасада играет в этом контексте очень важную роль.

Санкт-Петербургский Главпочтамт. Почтамтская ул., д. 9

Перед нами Главпочтамт и здание музея истории религии. Но 2 века назад оба они принадлежали почтовому ведомству. Не зря они соединены между собой аркой с переходом, спроектированной архитектором Кавосом. Но к арке мы с вами обратимся позже, а сейчас хотелось бы поговорить о внешнем облике здания – о его лице. Фасады здания решены сдержанно и строго. Чётко соблюдены членения и общая ритмика цвета. Естественно, что до нас здание дошло после многих перестроек и смен функциональных значений. Изначально здесь располагались подсобные помещения (конюшни, каретные сараи, казармы для служащих).

В 1801 году Александр I издал указ о перестройке обоих зданий Почтового стана под наблюдением архитектора Егора Тимофеевича Соколова. Службы Почтамта снова сконцентрировались в бывшем доме Ягужинского (указать на музей истории религии), а Почтовое правление было переведено в здание Почтового стана (обратить внимание на почтамт).

Новая перестройка зданий была начата в середине XIX века и была поручена Кавосу – известному «театральному» и « почтовому» архитектору.

В 1859 году по проекту Кавоса сооружена переходная галерея, связавшая два здания почтамта, по обеим сторонам Почтамтской улицы. Но откуда на ней появилась надпись «почтамт»? Нам известно, что над дверями почтовых станций вешался двуглавый орел и больше ничто не отличало их от других зданий. Быть может, художник хотел лишний раз подчеркнуть, что события разворачиваются около отделения связи. И в этом случае необходима надпись в традициях того времени - «Постъ-Амтъ».

Этимологический словарь Крылова дает такое определение необычному для русского уха слову «Почтамт»: Оно заимствовано из польского, где pocztamt в свою очередь заимствовано из немецкого, в котором Postamt образован сложением слов Post – «почта» и Amt – «служба».

Надпись на арке нами воспринимается абсолютно нормально, потому что сегодня мы привыкли к различным рекламным вывескам и обычная надпись с указанием учреждения кажется нам абсолютно безобидной. Но глаз архитектора обязательно отметит, что она выбивается из общего ансамбля здания почтамта и арки. Бьющий в глаза ультрамарин, возможно, хорошо смотрелся бы в сочетании с жёлтым солнцем в цветовом решении детской площадки, но не в историческом центре Петербурга. Архитекторы – большие эстеты и нам важно всё, что выходит за рамки эстетичности. Мы никак не препятствуем перекрашиванию зданий, но при этом, не хотели бы видеть что –то мешающее гармоничному восприятию общих форм окружающего пространства.

Теперь после того как мы рассмотрели здание снаружи, предлагаю зайти вовнутрь и оценить архитектурные решения внутреннего пространства. На месте прежнего, разделённого перегородками, здания почтового стана, где когда-то полукругом были выстроены конюшни и туалеты, выросло огромное светлое помещение, накрытое сплошным стеклянным куполом. Предлагаю теперь обратить внимание на стилистические особенности интерьеров. Здесь явно видны черты ар-нуво - гнутые линии, оформление растительными мотивами – всё это отсылает нас к модерну и заставляет задуматься о полном несоответствии внешних и внутренних стилистических решений. Для архитектора достаточно важно такое противоречие, потому что мы рассматриваем всегда какую-либо постройку, будто распаковывая её. Сначала оцениваем общую эстетику, потом архитектурные особенности, далее следуют интерьеры. Такой комплексный анализ сразу даёт нам возможность говорить о том, что дом перестраивался неоднократно. Мои слова подтверждаются действительными историческими фактами, которые были изложены ранее.

Здание Главпочтамта является ярким и уникальным примером слияния традиций и материалов нескольких веков.

Общежитие работников «Почты России». Почтамтская ул., д. 23

Этот дом был построен для генерала Фредерикса. Но в 1875 году под руководством Петра Павловича Шрейбера его перестраивают под общежитие для почтовых служащих. Для нас с вами важно обратить внимание на то, что данная архитектурная скульптура сильно диссонирует с окружающими постройками. Модерновый объём дробит пространство.

До настоящего времени здание сохранилось без существенных изменений и до сих пор принадлежит Санкт-Петербургскому телеграфу. Независимо от того количества перестроек, которому оно было подвержено, в государственном списке памятников архитектуры оно числится вновь выявленным объектом, рекомендованным к принятию под государственную охрану. Несмотря на то, что отдельно взятый, этот объём завершён, но функциональное состояние памятника очень сильно портит общее восприятие всего окружающего. Этот дом заставляет обратить на себя внимание, и невольно начинаешь задумываться: «А что же может быть внутри?». На типовой жилой дом, данная постройка не претендует. Если в ней располагается какое – либо ведомство, то складывается впечатление, что это только номинально, потому что состояние постройки, как вы видите, оставляет желать лучшего. На самом деле – до сих пор это здание сохранило своё историческое предназначение и по сей день – это общежитие « Почты России». Очень печально, что люди живут в таких условиях, которые мы смогли бы оценить при входе во внутрь. Это тот пример, когда внешняя разруха полностью соответствует внутренней. Удручающая гармония. Именно это важно при восприятии этого строения архитектором.

Дворец А. А. Безбородко. Почтамтская ул., д. 7

Мы с вами находимся напротив дворца канцлера Александра Андреевича Безбородко – именно с него началась история почтового квартала, по территории которого мы сейчас гуляем.

В первую очередь, хочу обратить ваше внимание на таблички, которые мы видим на стенах. Как можно заметить, что на этом объекте нет ни одной надписи, которая говорила бы о том, что это «Дворец Безбородко». Когда мы подходим к Эрмитажу, Большому драматическому театру или цирку – мы видим табличку с соответствующей надписью. Почему же в данном случае надписи нет, а название есть? Наше архитектурно организованное сознание воспринимает город как живой организм. У отдельных частей этой объёмно – пространственной гидры, есть свои имена. Ведь у каждого из вас есть имя, данное на всю жизнь – это ваш личный идентификационный индивидуальный код. У зданий, как и у людей, есть свой жизненный цикл: они постепенно вырастают из фундамента, посредством заботы и бережного отношения радуют глаз окружающих во время молодости, потом стареют и требуют уже другой степени внимания. В отличие от людей, для построек изобретаются различные «эликсиры молодости», поэтому процесс старения может прерваться и опять настаёт «юность». Люди объединяются в семьи, а здания – в ансамбли. Сейчас, я предлагаю окинуть взглядом пространство вокруг нас (указать рукой на здание почтамта, МИРа и особняк Безбородко). Как мы видим, сейчас всё очень складно и красиво организованно. Но так было не всегда. Изначально, эти земли были разделены между разными владельцами. Но в 1781 году канцлер Безбородко приобрёл здесь два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курско-Знаменскому монастырю и был куплен за 6000 рублей. Второй, принадлежавший до этого графу Ягужинскому, был приобретён для возникшего в то время почтамта - за 30 000. Не будучи архитектором, Александр Андреевич мыслил ансамблево. В его голове складывался будущий облик почтового ведомства, начальником которого он приходился, в слиянии с его собственным особняком. Канцлер решился на перестройку этих зданий и их объединение. Столь смелый проект был поручен архитектору Джакомо Кваренги.

Помимо земель, о покупке которых речь шла выше, также было приобретено ещё два пустых места, принадлежавших профессору Урсиносу и нотариусу Медеру.

После смерти Александра Андреевича Безбородко здание долго делили его наследники. В итоге, оно было выкуплено Почтовым департаментом по императорскому указу. Дворцовые помещения подверглись моментальным перестройкам, вызванным, в основном, необходимостью преобразования парадных помещений под церковь.

В 1924 году в Красной газете появилось объявление: «С сего числа Музей народной Связи приступил к подготовительным работам по перевозке Музея в новое помещение в до 7 по улице Союза Связи (Б. Почтамтская)». Ровно через 60 лет здание закрыли на капитальный ремонт. То, что сейчас находится внутри перестраивалось в течение 30 лет. Стоит отметить, архитекторы отнеслись с большой бережностью к тому, что было создано великим предшественником – Джакомо Кваренги. Если посмотреть на «лицо» нынешнего музея связи, то оно всё также прекрасно, как и несколько веков назад. Команде реставраторов удалось разгладить все морщины и вдохнуть новую жизнь в эту постройку, сохранив её историческое прошлое. Взгляните на это изображение. Вот стеклянные пирамиды, которыми перекрыли пространство дворов. Но разве поломали они форму, которая рисуется перед нами, когда мы стоим перед зданием ? –Нет. Эти архитектурные решения ничуть нам не мешают. Вот она самая тяжёлая дилемма архитектора – как в историческом центре города сделать так, чтобы не испортить уже созданное и внести что-то новое. Мы живём в Петербурге, и это ко многому обязывает. Если в культурной столице России мы будем позволять себе строить безвкусно и перестанем уважать прошлое, то регионы потянутся за нами. Настанет катастрофа – мы будем терять культуру целыми пластами. Они «повылетают» из нашей истории как прутья из непрочно спаянной решётки. Но напомню ещё раз, что для недопущения таких ситуаций, мы и объединились в «союз». Мы ответственны за эстетику и сохранение того пространства, в котором мы все живём и развиваемся.

Конногвардейский бульвар

Мы будем погружаться вглубь истории Конногвардейский бульвар – один из красивейших в городе. Его в 1844-1845 гг. разбил архитектор Н.Е. Ефимов на месте заключенного в трубу Адмиралтейского канала, соединявшего Новую Голландию с Адмиралтейством. К этому времени оба берега канала уже были застроены. Напротив гвардейских казарм и его манежа возвышались доходные дома, возведенные на территории Канатного и Прядильного дворов, которые существовали с петровских времен. Просторный, светлый, засаженный липами в несколько рядов, он протянулся почти на семьсот метров, соединяя площади Труда и Декабристов, на которой мы сейчас находимся. Даже в советское время он казался воплощением аристократизма и роскошной жизни: отсутствие городской суеты, шуршание листвы, изящные особняки. И сейчас здесь тихо и спокойно, почти нет жилых домов. А теперь давайте перейдем дорогу и остановимся на бульваре.

На этом бульваре стояли две гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами богини победы Ники. Колонны находились недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный Манеж) и призваны были увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года.

Статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Х.Д. Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV в 1845 году с ответной благодарностью за копии скульптурных групп «Укрощение коня» П.К. Клодта, оригиналы которых установлены на Аничковом мосту в Петербурге. Сами колонны были выполнены по проекту архитектора К.И. Росси (один из выдающихся архитекторов России. В числе его творений Елагинский дворец, Михайловский замок, здание Сената, фасад Императорской публичной библиотеки, здание Главного штаба, Александринский театр) из серого сердобольского гранита. Высота каждой колонны составляла 12 метров, из которых 2,5 метра занимали статуи.

Интересно, что, по замыслу К.И. Росси, к Колоннам Славы должен был передвинут памятник Петру I «Медный всадник», находящийся, как известно, на площади Декабристов. Это, по мнению архитектора, повысило бы композиционную роль памятника, хотя и удалило бы его от берегов Невы. Известно также, что в планах Росси было установить подобные колонны со стороны Английской набережной, но этот замысел архитектора осуществлен не был. Колонны были снесены при советской власти.

А первого октября 2005 г. у Свято-Троицкого собора на Измайловском проспекте состоялась церемония официального открытия колонн Славы, сделанных на подобие ранее стоявших на этом месте.

Подойдем поближе к зданию, расположенному на Исаакиевской площади, д. 1. Это Конногвардейский манеж. Он был построен в 1804-1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги на Конногвардейском бульваре, который находится на месте бывшего Адмиралтейского канала. Это здание входило в комплекс зданий Конногвардейского полка и использовалось для верховых занятий солдат и офицеров в осеннее и зимнее время года.

Конногвардейский полк (для тех, кто, возможно, не знает гвардия – от итал. «guardia», отборная привилегированная часть войск, часто состоявшие непосредственно при монархе и выполняющие функции его личной стражи)  был создан на основе лейб-шквадрона (эскадрона) А.Д. Меншикова, участвовавшего в Северной войне и Прусском походе, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Роты этого полка принимали участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, отличились в войне с Францией и Отечественной войне 1812 года. Конногвардейский полк считался одним из наиболее привилегированных и пользовался особым вниманием императоров.

Манеж представляет собой простое прямоугольное здание, украшенное строгим портиком с фронтоном. В глубине портика расположен барельеф неизвестного автора, изображающий сцены конных состязаний в Риме. На постаментах перед портиком поставлены парные скульптуры диоскуров (в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, дети Леды; участники похода аргонавтов и Калидонской охоты), удерживающих коней. Они были отлиты в Италии скульптором П. Трискони в 1817 году, а прообразом для них послужили античные статуи мифических диоскуров перед Квиринальским дворцом в Риме. В 1840-х годах статуи перенесли к казармам Конногвардейского полка, но в 1854 году они были возвращены на прежнее место.

Ходили слухи, приписывающие Манежу подземное сообщение с Зимним дворцом. От других легенд, посвященных подземным ходам, эта отличалась любопытной подробностью – рассказывали, что потолок хода между Зимним дворцом и манежем сделан таким высоким, что по нему можно проехать верхом на лошади

В конце XIX века с западной стороны манежа появилась пристройка, а в цоколях (тимпанах) фронтонов – терракотовые барельефы работы Д.И. Иенсена. В первой половине XX века по проекту Н.Е. Лансере здание было переоборудовано в гараж и приобрело второй этаж с ведущими на него пандусами, лишившись достаточно неудачных терракотовых барельефов. С 1967 года манеж используется Союзом художников Санкт-Петербурга как выставочный зал.

А теперь прошу перейти на четную сторону, где расположились Казармы лейб-гвардии Конного полка. Это здание построено на пересечение улицы Якубовича и Конногвардейского бульвара. Теперь понятно, что свое историческое название бульвар получил от Лейб-гвардии конного полка, который с начала XIX века занимал здания на его четной стороне.

Полк был сформирован 7 марта 1721 года из драгунского лейб-шквадрона (эскадрона) князя Меншикова, личной драгунской роты генерал-фельдмаршала графа Шереметева и Драгунской роты Санкт-Петербургской губернии под названием кроншлотского драгунского полка.

Но уже в 1725 года переформирован в лейб-регимент или, буквально, в придворный полк по шведскому образцу и укомплектован исключительно дворянами. В отличие от прочих драгун, полк получил красный приборный цвет и камзолы с золотыми шнурами; снаряжение и вооружение было одинаковое с гвардией; вместо одного пистолета – два, и не было топоров. Лейб-регименту, были пожалованы литавры шведской конной гвардии, взятые у них в сражении при Полтаве 8 июля 1709 года.

А в 1730 году полк назван Конной гвардией и наделён всеми правами гвардии – тем самым было положено начало регулярной гвардейской коннице. Штат полка составлял 5 эскадронов по 2 роты в каждом (всего 1423 человек, из них 1111 строевых чинов). Императрица Анна приняла на себя звание полковника или шефа полка; затем это звание носили Петр III и Екатерина II.

Повседневная форма конногвардейцев была аналогична драгунской, отличаясь только красным цветом камзола и штанов. Парадная форма состояла из колета (от фр. «collet» –   короткая верхняя одежда в некоторых конных полках), подколета и штанов из оленьей кожи, железной полукирасы с медными элементами, палаша на поясной портупее, карабина без штыка с перевязью и двух пистолетов. Снаряжение и конский убор были аналогичны драгунским. Со времен императрицы Анны полк комплектовался преимущественно прибалтийскими немцами. А император Александр I в 1801 году назвал полк лейб-гвардии конным.

Полк участвовал в таких сражениях, как битва при Аустерлице, Бородинское сражение. В 1813 году был награжден Георгиевскими штандартами с надписью «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812г.». Дивизии Конной гвардии участвовали в подавлении восстания на Сенатской площади, в подавление Польского мятежа и в других политически важных военных действиях того периода.

Летом 1917 года полк был переименован в Конную Гвардию, а в декабре началось расформирование полка. С января 1919 года конногвардейцы вместе с другими гвардейскими кирасирами вошли в состав команды конных разведчиков Сводно-гвардейского пехотного полка Добровольческой армии. Весной того же года был сформирован Сводный полк гвардейской кирасирской дивизии, в котором конногвардейцы составили 2-й эскадрон. В июне 1919 года на базе Сводного полка был сформирован 1-й Гвардейский Сводно-кирасирский полк, в котором конногвардейцы были представлены 2-мя эскадронами. С 15 декабря 1919 года эскадрон Конного полка вошел в Сводно-гвардейский кавалерийский полк 1-й кавалерийской дивизии, а по прибытии в Крым с 1 мая 1920 года стал 2-м эскадроном Гвардейского кавалерийского полка Русской Армии генерала Врангеля. В ходе боев лета-осени 1920 года эскадрон потерял значительную часть своего состава, а оставшиеся в живых были сведены во взвод, который генерал Врангель превратил в свой конвой.

«…Пусть старомоден белый наш колет;

Пускай кираса уж не сдержит пули –  

Короне нас вернее нет,

За Императора наш вздох последний будет!»

Двор архитектора, пл. Труда, д. 6

Находится на стадии разработки


Портфель иллюстраций к прогулке-беседе «Архитектор и Город»

Илл 1-2.Особняк Половцова. Интерьеры внутреннего пространства эркера

Илл 3. Портрет Александра Андреевича Безбородко

Илл 4. Интерьер общежития работников «Почты России». Современная фотография.

Илл 5. Немецкая Реформаторская церковь. Фотография начала XX в.

Илл. 6. 1913-Германское посольство, тевтонцы для квадриги




1. Шяуляй
2. Банкротство
3. Любовная лирика Ахматовой целостность и эволюция
4. и никто иной наряду с ним достоин всякой хвалы и искреннего поклонения
5. Петербургского СанктПетербурга Атлетического Центра В
6. 11
7. зеленый цвет воды я стою на дне сжимая и разжимая ладошки вытянутых на поверхность рук вероятно чтобы ух
8. ТЕМА 1 СИСТЕМА МІЖНАРОДНИХ ФІНАНСІВ Предмет вивчення науки про міжнародні фінанси.html
9. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук Київ 2001 Дисертаціє
10. креме 16 С отборной клубникой в нежном йогурте 8 RspberryCrnberry Yougurt 7 White Coconut 4 С цельным обжаренным фундуко
11. Тематика рефератов
12. написати програму відображає тільки один з етапів створення комп~ютерних програм коли розробник програми
13. Отцов и детей в изображении Тургенева
14. Институциональная деятельность осуществляется людьми организованными в группы или объединения где прове
15. а совокупность национальных экономик и их взаимодействующих частиц объединяемых международной системой
16. Правознавство для студентів 1 курсу юридичного факультету ННІ права
17. Гомельский государственный дорожностроительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии
18. Тема лекции Оценка проведенного занятия факультет курс группа
19. Системы управления технологическими процессами и информационными технологиями
20. I. Личная и профессиональная честность Под личной честностью принято понимать соблюдение высоких нравств.