Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Религия Индии. Место религии в политике и общественном сознании
1.1 Буддизм
1.2 Место религии в политике
1.3 Нравственная сторона буддизма
2. Наука и образование Индии
3. Художественная культура Индии
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире Восток играет все более заметную роль. Хотя эта роль ощущается, прежде всего, в сфере экономике (контроль над стратегическими ресурсами, прежде всего нефтью) и политике (усиливающееся влияние развивающихся стран, неприсоединившихся государств), современные исследователи уделяют много внимания изучению и внутренней структуры стран Востока, их национально – культурной традиции, специфики их социального развития. Внимание это тем более закономерно, что почти все страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план выдвигается национально – культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления.
В данной работе охарактеризуем народы Индии (индусы) и их культурные традиции.
Характеристика индусов обыкновенно делается слишком односторонне. Устранение от реального мира, которое является господствующей чертой в большей части их литературы, фантастическое и абстрактное направление их мышления и, наконец, пренебрежение, с которым в их научной и религиозной среде смотрят на практическую жизнь, - все это дало повод считать индусов за народ бездеятельный, бессильный, преданный мечтам и фантазиям. Но такое мнение верно только к отдельным слоям этого народа и к некоторым периодам его истории; если же рассматривать всю совокупность индусского населения и весь ход его истории, то получится иное впечатление. Отважные переселенцы, которые в древнейшее время проникли из заречного отечества в Пенджаб и распространились по всему Декану, овладели этой богатой страной, отняв ее у дикого, первобытного народа и положив начало прочной культуре. Эти индусы не имели недостатка храбрости и энергии, в воинственном рвении и в способности к практической деятельности; достаточно было у них также и жизнерадостности и светлых надежд. Умереть в храбром бою почиталось счастьем героев, но они хотели бы прожить еще «сотню осеней», а по ту сторону смерти небо было приготовлено для вечной жизни храбрых мужей.
Не следует считать результат народного характера индусов то обстоятельство, что жрецы, замкнутые с самого древнего времени в отдельную касту, предавались жизни, посвященной бессодержательным жертвоприношениям и бездеятельным размышлениям, а ученые не из этой касты развивали пессимизм, который явился следствием этой бесцветной жизни. Ядро народа осталось незатронутым этими болезненными явлениями; могущественная военная каста жила весело и деятельно, также и гражданские касты. В торговых отношениях еще в древнее время они соперничали с западными народами, во многих отраслях промышленности они никем не были превзойдены, а богатства Индии были не только произведениями земли. Кроме того, индусы сделались всемирными сказочниками, и в этих народных повествованиях обнаруживается мирское направление их самосознания.
Таким образом, не все в Индии есть религия; тем не менее не подлежит сомнению, что религиозное благочестие, как со стороны практического его выполнения, так и посредством могучей мысли и созданной им богатой литературы, играло большую роль в народе. Религия всегда остается великой руководительницей индусов, и индийская религия представляет самое выдающееся явление в язычестве.
Насколько живой интерес индийцы выказывали в области религии, настолько же мало проявили они способности к политической жизни. Как бы они ни были храбры на войне, деятельны в гражданской жизни и способны к устройству судебных учреждений, они никогда не могли сплотиться в одну нацию и никогда не было и речи о создании одного индийского государства, на что влияла, конечно, обширность страны. Отсюда понятно, почему народ этот никогда не играл значительной роли в мировой истории: хотя индусы и индийская культура распространились по всей южной Азии и даже на большие Зондские острова, и половина монгольского мира признала индийскую религию, однако они оказались бессильны перенести свое господство за пределы Индии. Для греков и для персов, для англичан и мусульман они были чересчур легкой добычей, и в будущем недостаток национального чувства и политического смысла серьезно угрожает индийского культуре.
Зато в области наук индусы могут похвалиться другого рода, гораздо более важными трудами. Они обнаружили большой талант в изучении математике и астрономии; в искусстве врачевания они также не были невеждами, их логика и психология заслуживает удивления, а в грамматических знаниях даже арабы не могли превзойти их, и только новейшее европейское языковедение перегнало их в этом отношении. Эмпиризм всегда оставался чужд; от этого произошла ранняя окаменелость их умственной жизни и особенно науки.
1. РЕЛИГИЯ ИНДИИ. МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ
1.1 БУДДИЗМ
«Буддизм как религия без бога, души и церкви.
Что сделало буддизм мировой религией.
Отличие буддизма от других религий.
«Буддизм для себя» и «буддизм для другого».
Что есть философия в раннем буддизме».
(В.Г. Лысенко «Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия »)
Слово «буддизм» по своему происхождению не является самоназванием. Оно было введено европейцами в ХIХ в. и уже в начале ХХ в. принято самими буддистами. Кроме «буддизма» на Западе использовались и другие слова: «буддаизм», «религия Бо» (искаженное от Бодхи – «дерева просветления», под которым Будда прозрел высшую мудрость.) Сами буддисты называли свою религию «буддха Дхарма» (учение Будды), а себя – бауддха, т.е. последователями Будды.
Буддизм является древнейшей из мировых религий. Появление его легенда связывает с именем Гаутамы Шакья-муни, известного миру под именем Будды, Просветленного.
Однажды, сидя под деревом Бодхи, предаваясь глубокому самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану; существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны (дословно - угасание). Познав эти четыре истины, Гаутама, ставший Буддой, Просветленным, несколько дней после этого просидел под деревом, не будучи в силах сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Маара, который его подверг искушениям, предлагая все блага мира – золото, власть, славу и пр. но Будда усилием воли заставил демона отступить, после чего в лесу у города Бенарес произнес свою первую проповедь. Его слушателями были пять аскетов, впоследствии ставшие его учениками.
В течение 40 лет Будда (мудрец из племени шакьев) проповедовал свое ученье. В итоге оно широко распространилось в Индии и вышло за его пределы. В III в. до н.э. индийский царь Ашока объявил буддизм государственной религией Индии. И с этого времени буддизм начал успешное шествии по миру.
Со II по IХ в. в орбите буддийского влияния оказалась большая часть азиатского материка. В наше время он является преобладающей религией в странах Южной и Юго-восточной Азии – во Вьетнаме, Камбодже, в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, а в Монголии, в Тибете. Сохраняет существенное влияние в Китае, Республике Корея, Японии. В России буддизм традиционно исповедует население Бурятии, Калмыкии и Тувы.
Особенность буддизма как религиозного учения состоит в том, что оно не формулировано в каком – то едином и универсальном виде, рассчитанном на всех без исключения людей. Дхарма – это всегда конкретное послание конкретному человеку в конкретной ситуации. Нет Дхармы вообще, есть Дхарма, изложенная с учетом индивидуальных особенностей каждой категории верующих.
Буддизм не признает бессмертной души, он отличается от других мировых религий и своим пониманием божества. Буддизм не является монотеистической (верой в единого бога), ни политеистической (верой в разных богов) религией. Будда не отрицает существование богов и других сверхъестественных существ (демонов – асуры, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т.п.), он считает, что они тоже подчинены действию кармы, «закона морального воздаяния», согласно которому поступки человека определяет его участь в будущих перерождениях независимо от Варны (четыре основные группы древнеиндийского общества, из которых развилась кастовая система: брахманы – жрецы, кшатрии – войны, вайшьи – землевладельцы, торговцы, шудры - слуги).
В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви. Сангха – буддийская община – это скорее духовное братство, создающее условия для более эффективного самостоятельного продвижения по буддийскому пути, прежде всего – жесткую дисциплину (Виная) и руководство опытных наставников.
В буддизме выделяют несколько направлений (ян): хинаяну («малый путь»), малахаяну («великий путь») и ваджраяну («алмазный путь»). Эти направления, как можно заметить, различаются по характеристики пути – путь к освобождению от перерождения как основной цели человеческой жизни.
С точки зрения первого направления освобождение, нирвана, доступно только членам сангхи, т.е. монахам. А второе направление утверждает возможность спасения всех. Хинаяна представляет собой суровую и монашескую религию, рассчитанную на неустанную работу над собой полное одиночество на пути к вышей цели; махаяна учитывает интересы и мирских последователей Будды, обещая им поддержку и любовь и проявляя гораздо больше снисходительности к их человеческим слабостям.
Итак, историю развитие буддизма можно разбить на периоды: «ранний» - время жизни и проповеднической деятельности Будды Шакья-муни (V – IV вв. до н.э.);»школьный буддизм», или хинаяна – период после смерти Будды до раскола на тхевараду и махасангхику (VI – III вв. до н.э.).
1.2 МЕСТО РЕЛИГИИ В ПОЛИТИКЕ
Индия – светское государство, но религия играет чрезвычайно большую роль в ее жизни, оказывая воздействие на экономическое и политическое развитие страны.
Более твердую историческую почву буддизм получил в период царствования царя Ашоки из династии Мауриев.
Отношение царя к буддизму отражено в его эдиктах. Эти эдикты царя Ашоки Деванамприйи (как он называет в них себя) дают нам немного материала относительно буддизма в его царствование. Но из них узнается, что правитель был покровителем буддизма, так же впрочем, как и других монашеских орденов. Он предписывает крайнюю терпимость в своем царстве и защищает все религии. Что побуждало его к такому покровительству, может быть политические мотивы; во всяком случае, он сделал для буддийской церкви еще более, чем Константин для христианской. Все эти безумные пожертвования буддийской общине разоряли государственную казну.
В особенности важное значение имеет миссия на Цейлон, куда был послан самим царем его сын Магендру, чтобы посадить ветвь от священного дерева Будды, а позднее и свою дочь для образования ордена монахинь. Таким образом, буддизм начал свое распространение в странах Востока и далее, что повлекло развитие внешнеэкономических отношений Индии.
1.3 НРАСТВЕННАЯ СТОРОНА БУДДИЗМА
Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Паллийский канон «Типитака» или «Трипитака» («Три корзины»). Согласно этому канону, достижение конечной цели данной религии (спасения) начинается с соблюдения моральных заповедей. Затем следует сосредоточие, в котором достигается спасительное знание, неразрывно связанное с освобождением. Для этого необходимо обуздание органов чувств, бодрствование духа и постоянный самоконтроль.
Пять начальных требований: не убивай никакого живого существа, не бери тебе не принадлежащего, не говори неправды, не прелюбодействуй, не употребляй опьяняющих напитков – были обязательны как для монахов, так и для принявших буддизм мирян. Для послушника и монаха эти заповеди дополнялись еще пятью: не посещай зрелищ; не используй мазей, благовоний, украшений; не спи на широкой и высокой постели; не имей золота и серебра; не ешь после полудня.
Позднее в число моральных требований были включены доброжелательность, скромность, помощь, уважение, преодоления зависти и т.д. В круг добродетелей , улучшающих карму, вошли слушание и проповедь учения Будды, практика медитации, а к числу пороков дополнительно отнесены невежество, жадность, легкомыслие, оскорбление и пр.
Буддизм дал универсальную «теорию спасения» для всех людей, вне зависимости от их социальной или сословной принадлежности, имущественного положения, расы, языка, ступени развития.
2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
В Индии насчитывается более миллиона (1047.7 млн. чел. – 2003 г.), из них грамотно 52% взрослого населения. Начальное и неполное среднее образование, которым охвачено 92% детей в возрасте от 7 до 14 лет, - бесплатное. Развито высшее и среднее специальное образование – действуют 228 университетов и 6759 колледжей, где обучаются 6.5 млн. студентов. Крупнейшие университеты – Калькуттский, Бомбейский, Раджастханский и Делийский.
В Индии создан мощный научно-технический комплекс мирового значения. Страна занимает 3 – е место в мире после США и России по количеству квалифицированного научно-технического персонала. Более 1.5 млн. человек работает в 2000 крупных научных институтов. Пятеро индийцев – лауреаты Нобелевской премии в разных областях науки. Активные исследования ведутся по проблемам сверхпроводимости, высокопроизводительных вычислений, атомной энергетики, биотехнологии и молекулярной биологии, лазерной техники; крупные институты занимаются проблемами аэронавтики (Бангалор), геофизики (Хайдарабад), океанографии (Гоа). С 1972 г. Разрабатывается космическая программа. Действует Совет сельскохозяйственных исследований с сетью научных институтов по всей стране.
Достижения древнеиндийских ученых широко используется до сих пор. Это алгебра, техника алгоритмов, применяемая в программировании, понятие нуля – первооснова бинарного кода, благодаря которому мы пользуемся всеми видами программного обеспечения, включая комбинацию www. Уже в V в. индийцы значения числа π и теорему, связанную с именем Пифагора. Также в Индии была изобретена техника производства сахара, некоторых красителей, жести и многое др.
3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ИНДИИ
С глубокой древности Индия была известна на весь мир как страна удивительных чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий.
В искусство Индии буддизм внес определенные социальные идеи – это идеал несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретный образный характер. Так в буддизме была создана целая система символов, обозначавших скрытый смысл учений Будды и его жизни, например, изображения колеса или сияющего круга, символизирующий учение Будды и его самого.
Не менее распространены буддийские символы быка, льва, слона и лошади, которые воспроизводят различные стадии жизненных превращений Будды. Ведь до первых веков нашей эры Будда в виде человека не изображался.
Наиболее ранние памятники буддийского искусства можно разделить на несколько групп. Одно из них – архитектурное строение (пагода или ступа). Оно не имеет внутри полого пространства, доступного для паломников, которые, обходя вокруг, оставляют в специальных сосудах пожертвования.
Другим видом религиозного искусства являются специальные алтари, а также храмы и монастыри. Еще при Ашоке в скалах высекали пещерные храмы и кельи для отшельников, например, пещерный храм в Карли (близ Бомбея) в длину около 40 метров.
В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и создавалась в виде декоративных горельефов – скульптурных изображений, выступающих над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
В северо-западной Индии найдено прекрасных скульптур, созданных в I в. до н.э., в основном, изображения сидящего Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами. Подобные изображения позволяли понять эстетическую, художественную ценность данных скульптур.
В одном из буддийских храмов находятся три скульптурных изображений человека, подтверждающие буддийское учение о трех жизненных путях: 1) сидящий, скрестив ноги, предельно полного человека с огромным животом, закрытыми глазами и блаженной улыбкой на лице, 2) сидящий, но чуть выше, предельно изможденного человека с аскетическим лицом святого, 3) стоящий сзади них стройный юноша с гармонически развитым телом, высоким обнаженным торсом и прекрасным лицом. Думаю, что, глядя на эти изображения, открываешь для себя их религиозный смысл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог можно сказать, что буддизм – одна из мировых религий, сыгравших важную роль в культурно-историческом развитии Индии. И за свою многовековую историю буддизм, распространившись по всему азиатскому континенту, служил и служит жизненным руководством сотням миллионов людей, страдание которых является неизменным спутником жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. – М., 1998.
2. Лысенко В. Г. Опыт введения в буддизм: Ранняя буддийская философия : учебное пособие / В. Г. Лысенко. – М., 1994.
3. Тришин А. Ф. Мировые религии и религиозные памятники / А. Ф. Тришин. – М., 1997.
4. История и культура древней Индии: Тексты / сост. А. А. Вигасин. – М.: изд – во МГУ, 1990.
5. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / М. Г. Писманик, А. В. Вертинский, С. П. Демьяненко и др.; под ред. проф. М. Г. Писманика. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
6. Иллюстрированная история религий в двух томах / под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей, том второй. – Спасо-преображенский валаамский монастырь, российский фонд мира.
7. Экономическая, социальная и политическая география мира: учебник / под ред. С. Б. Лаврова, Н. В. Камдина. - М., 2003.
8. Страны и регионы мира: эконом-политический справочник / под ред. А. С. Булатова. – М., 2005.
9. Вся Азия: географический справочник. – М., 2003.