Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Практическая работа №15. Конструкторы и деструкторы.
1. Цель работы:
Закрепить понятие класса, объекта.
Ввести понятие конструктора, деструктора.
Как правило, некоторую часть объекта, прежде чем его можно будет использовать, необходимо инициализировать. Например, рассмотрим класс queue. Прежде чем класс queue можно будет использовать, переменным rloc и sloc нужно присвоить нулевые значения. Поскольку требование инициализации членов класса весьма распространено, в C++ предусмотрена реализация этой возможности при создании объектов класса. Такая автоматическая инициализация выполняется благодаря использованию конструктора.
Конструктор это специальная функция, которая является членом класса и имя которой совпадает с именем класса.
// Определение класса queue.
class queue {
int q[100];
int sloe, rloc;
public:
queue (); // конструктор
void qput(int i);
int qget(); };
Обратите внимание на то, что в объявлении конструктора queue() отсутствует тип возвращаемого значения. В C++ конструкторы не возвращают значений и, следовательно, нет смысла в указании их типа. (При этом нельзя указывать даже тип void.)
Теперь приведем код функции queue().
// Определение конструктора.
queue::queue() {
sloe = rloc = 0;
cout << "Очередь инициализирована.\n"; }
В данном случае при выполнении конструктора выводится сообщение Очередь инициализирована., которое служит исключительно иллюстративным целям. На практике же в большинстве случаев конструкторы не выводят никаких сообщений.
Конструктор объекта вызывается при создании объекта. Это означает, что он вызывается при выполнении инструкции объявления объекта. Конструкторы глобальных объектов вызываются в самом начале выполнения программы, еще до обращения к функции main(). Что касается локальных объектов, то их конструкторы вызываются каждый раз, когда встречается объявление такого объекта.
Деструктор это функция, которая вызывается при разрушении объекта.
Дополнением к конструктору служит деструктор. Во многих случаях при разрушении объекту необходимо выполнить некоторое действие или даже некоторую последовательность действий. Локальные объекты создаются при входе в блок, в котором они определены, и разрушаются при выходе из него. Глобальные объекты разрушаются при завершении программы. Существует множество факторов, обусловливающих необходимость деструктора. Например, объект должен освободить ранее выделенную для него память. В C++ именно деструктору поручается обработка процесса дезактивизации объекта. Имя деструктора совпадает с именем конструктора, но предваряется символом "~" (тильда). Подобно конструкторам деструкторы не возвращают значений, а следовательно, в их объявлениях отсутствует тип возвращаемого значения.
Рассмотрим уже знакомый нам класс queue, но теперь он содержит конструктор и деструктор. (Справедливости ради отметим, что классу queue деструктор, по сути, не нужен, а его наличие здесь можно оправдать лишь иллюстративными целями.)
// Определение класса queue,
class queue { int q[100];
int sloc, rloc;
public:
queue(); // конструктор
~queue(); // деструктор
void qput(int i);
int qget(); };
// Определение конструктора.
queue::queue(){
sloe = rloc = 0;
cout << "Очередь инициализирована.\n"; }
// Определение деструктора,
queue::~queue() {
cout << "Очередь разрушена.\n"; }
Программа реализации очереди, в которой демонстрируется использование конструктора и деструктора.
//274
// Демонстрация использования конструктора и деструктора,
#include <conio.h>
#include <iostream.h>
// Определение класса queue,
class queue {
int q[100];
int sloc, rloc;
public:
queue(); // конструктор
~queue(); // деструктор
void qput(int i);
int qget() ; };
// Определение конструктора.
queue::queue () { sloc = rloc = 0; cout << "Очередь инициализирована.\n"; }
// Определение деструктора.
queue::~queue() { cout <<"Очередь разрушена.\n"; }
// Занесение в очередь целочисленного значения.
void queue::qput(int i) {
if(sloc==100) { cout << "Очередь заполнена.\n"; return; }
sloc++; q[sloc] = i; }
// Извлечение из очереди целочисленного значения,
int queue::qget() {
if(rloc == sloc) {cout << "Очередь пуста.\n"; return 0; }
rloc++; return q[rloc]; }
int main () {clrscr();
queue a, b; // Создание двух объектов класса queue.
a.qput(10) ; b.qput(19); a.qput(20); b.qput (1);
cout << a.qget()<<" "; cout << a.qget()<<" ";
cout << b.qget()<<" "; cout << b.qget()<<"\n";
getch(); return 0; }
При выполнении этой программы получаются такие результаты.
Очередь инициализирована.
Очередь инициализирована. 10 20 19 1
Очередь разрушена. Очередь разрушена.
Параметризованные конструкторы
Конструктор может иметь параметры. С их помощью при создании объекта членам данных (переменным класса) можно присвоить некоторые начальные значения, определяемые в программе. Это реализуется путем передачи аргументов конструктору объекта.
Чтобы передать аргумент конструктору, необходимо связать этот аргумент с объектом при объявлении объекта. C++ поддерживает два способа реализации такого связывания. Вот как выглядит первый способ.
queue a = queue(101);
В этом объявлении создается очередь с именем а, которой передается значение (идентификационный номер) 101. Но эта форма (в таком контексте) используется редко, поскольку второй способ имеет более короткую запись и удобнее для использования. Во втором способе аргумент должен следовать за именем объекта и заключаться в круглые скобки. Например, следующая инструкция эквивалентна предыдущему объявлению.
queue a(101) ;
Это самый распространенный способ объявления параметризованных объектов. Опираясь на этот метод, приведем общий формат передачи аргументов конструкторам.
тип_класса имя_переменной(список_аргументов);
Здесь элемент список_аргументов представляет собой список разделенных запятыми аргументов, передаваемых конструктору
Программа организации очереди с использованием параметризованного конструктора.
//277
#include <conio.h>
#include <iostream.h>
// Определение класса queue,
class queue {
int q[100];
int sloc, rloc;
int who; // содержит идентификационный номер очереди
public:
queue(int id); // параметризованный конструктор
~queue(); // деструктор
void qput(int i); int qget(); };
//Определение конструктора.
queue :: queue (int id) {
sloc = rloc = 0;
who = id;
cout << "Очередь " << who << " инициализирована.\n"; }
// Определение деструктора,
queue::~queue () {
cout << "Очередь " << who << " разрушена.\n"; }
// Занесение в очередь целочисленного значения,
void queue::qput(int i) {
if (sloc==100) {cout << "Очередь заполнена.\n"; return; }
sloc++; q[sloc] = i; }
// Извлечение из очереди целочисленного значения.
int queue::qget() {
if(rloc == sloc) {cout << "Очередь пуста.\n"; return 0; }
rloc++; return q[rloc]; }
int main () {clrscr();
queue a(1), b(2); // Создание двух объектов класса queue.
a.qput (10); b.qput (19);
a.qput(20); b.qput(1);
cout << a.qget()<<" "; cout<< a.qget()<<" ";
cout << b.qget()<<" "; cout << b.qget()<<"\n";
getch(); return 0; }
При выполнении эта версия программы генерирует такие результаты:
Очередь 1 инициализирована.
Очередь 2 инициализирована.
10 20
19 1
Очередь 2 разрушена.
Очередь 1 разрушена.
Как видно из кода функции main(), очереди, связанной с именем а, присваивается идентификационный номер 1, а очереди, связанной с именем b, идентификационный номер 2.
Несмотря на то что в примере с использованием класса queue при создании объекта передается только один аргумент, в общем случае возможна передача двух аргументов и более. В следующем примере объектам типа widget передается два значения.
//278
//два параметра передаются конструктору
#include <conio.h>
#include <iostream.h>
class widget {
int i; int j ;
public:
widget(int a, int b);
void put_widget(); };
// Передаем 2 аргумента конструктору widget().
widget::widget(int a, int b) {
i = a; j = b; }
void widget::put_widget() { cout << i << " " << j << "\n"; }
int main() { clrscr();
widget x(10, 20), y(0, 0);
x.put_widget(); y.put_widget();
getch(); return 0; }
Важно! В отличие от конструкторов, деструкторы не могут иметь параметров. Причину понять нетрудно: не существует средств передачи аргументов объекту, который разрушается. Если же у вас возникнет та редкая ситуация, когда при вызове деструктора вашему объекту необходимо получить доступ к некоторым данным, определяемым только во время выполнения программы, создайте для этой цели специальную переменную. Затем непосредственно перед разрушением объекта установите эту переменную равной нужному значению.
При выполнении эта программа отображает следующие результаты.
10 20
0 0
Разработайте программу, содержащую класс с двумя открытыми и двумя закрытыми целочисленными переменными. Создайте два объекта этого класса. Используйте для инициализации закрытых переменных класса параметризованные конструкторы.
Дополните программу функциями расчета суммы всех переменных объекта.
Создайте функции, определяющие максимальное и минимальное значение переменных каждого объекта.
Определите, в каком объекте сумма переменных максимальна (минимальна).
PAGE 1