Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
УДК 94(32)
ПИРАМИДА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Каримов М.М.
(УГНТУ г.Уфа)
Гигантские сооружения древних до сих пор поражают воображение людей. Удивление и чувство уважения к мастерству первобытных людей вызывают менгиры, дольмены, кромлехи. Не располагая даже простейшими механизмами для подъема тяжестей, воздвигли они грандиозные каменные сооружения, сохранявшиеся тысячи лет. Поражает «теоретическая» часть работы, точные расчеты по определению плана сооружения, расстановке отдельных камней. Даже в наши дни строительство такого сооружения, как Стоунхендж, потребовало бы сложного управления, организации. Ведь каждый рабочий должен был занимать определенное место на этой стройке, выполнять конкретную операцию в полном согласии с общим замыслом и ритмом.
В древнем мире египетские пирамиды считали одним из чудес света, сегодня загадкой. Для могил, даже фараонов, они слишком велики, хотя именно в пирамидах были найдены мумии фараонов. Какие только объяснения ни давали исследователи происхождению пирамид за последние два века, начиная с самых обыденных да, мол, действительно, это все-таки гробницы фараонов и символы их власти до крайних, экзотических, например, что строительство пирамид было способом занять избыточное население Египта и сплотить нацию или что пирамиды это таинственные космические знаки египетских жрецов, свидетельствующие о наличии у них прямых связей с живым Космосом. Многие из этих теорий интересны, но или не выдерживают серьезной критики, или малоубедительны, за этими объяснениями не чувствуется правдоподобной реальности.
Самые знаменитые три большие пирамиды близ Гизы: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Мекерина (Менкаура). Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до нашей эры. Первоначально она поднималась на 147 метров, но из-за наступления песков ее высота уменьшилась до 137 метров. Каждая сторона квадратного основания пирамиды составляет 233 метра, или, если быть точным, одна сторона длиннее другой на 20 сантиметров, то есть ошибка всего в 0,0009. Площадь пирамиды более 50 тысяч квадратных метров. Пирамида Хеопса почти сплошной каменной кладки. Ее внутренние помещения занимают очень небольшой объем не более 34 %.
Пирамида состоит из двух миллионов трехсот тысяч кубических блоков известняка с гладко отшлифованными сторонами. Каменных блоков от трех пирамид Гизы хватило бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в три метра и толщиной в 30 сантиметров. Подсчитали, что каждый блок весит в среднем 2,5 тонны, а самый тяжелый 15 тонн. Общий вес пирамиды около 5,7 миллиона тонн. Камни ее держатся собственной тяжестью никакого связывающего материала нет. Несмотря на это, блоки настолько тщательно пригнаны один к другому, что щели между ними не более пяти миллиметров. Такая искусная работа каменотесов вызывает удивление. Известен и зодчий этой пирамиды Хемиун.
Исследователей, пытавшихся выяснить, каким образом древние строители смогли воздвигнуть такое грандиозное сооружение, да еще не просто воздвигнуть, придать ему геометрически правильную форму пирамиды, все это ставило в тупик. Иногда, как и о мегалитических сооружениях, высказывается мнение, что пирамиды не мог построить народ, живший в бронзовом веке, и что в создании этих колоссальных сооружений принимали участие... инопланетяне. Сегодня мы знаем, как строились пирамиды.
При строительстве пирамид использовали примитивные орудия труда: диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня. Каменные глыбы в период разлива Нила переправляли из каменоломни на место строительства по воде, а затем их тащили на деревянных волокушах. По насыпным платформам и деревянным лесам блоки весом около 50 ц доставляли на нужное место. Вблизи пирамид строили храм мертвых для погребальных обрядов. Другие храмы посвящали божествам, особенно чтимым фараоном.
Более трудной представляется проблема зарождения идеи пирамиды. Никакой практической целесообразности в сооружении пирамид не было. Ничьей жизни они не улучшали, никому благосостояния не принесли. Их сооружение тяжелым бременем ложилось на египетскую экономику. Древнегреческий историк Геродот называл пирамиды памятниками тщеславию и жестокости восточного деспота. И всетаки пирамиды упорно сооружались. Они строились в период с 1-ой половины III тыс. по 18 век до н.э.
Своей грандиозностью и совершенством пирамиды поражали не только древних (греки относили их к одному из чудес света), но и современных людей. По поводу строительства пирамиды современный специалист замечает: это великое предприятие было осуществлено культурой только выходящей из каменного века, но ни одно сооружение нашего времени не превосходит её в технической виртуозности и смелости ... При отсутствии не только сложной строительной техники, но и колеса, ворота и винта, которые использовались впоследствии при строительстве несопоставимо менее масштабных сооружений оказалось возможным соорудить столь монументальные сооружение лишь с помощью наклонной плоскости и рычага. (Вплоть до Эйфелевой башни пирамиды оставались самым высоким сооружением в мире). А точность и тщательность, с какой возводились пирамиды, вряд ли можно объяснить простым отбыванием повинности; здесь не могла не стоять какая-то внутренняя необходимость. По-видимому, здесь имеет место мировоззренческая переориентация, духовный переворот. Нужны были веские причины, заставляющих фараонов, жрецов и все остальное население тратить огромные ресурсы, время и силы на эти поражающие «стройки века».
Разгадать «тайну пирамид» возможно только на пути реконструкции мироощущения и представлений древних египтян о мире, жизни и смерти, богах и власти ... В сознании египтян было два мира людей и богов; боги создали и жизнь и людей, пожертвовав своей кровью или жизнью, в ответ люди должны подчиняться богам и вечно «платить по счетам». Все, что человек делает, он делает совместно с богами, на собственные силы человек рассчитывать не может, успех, благополучие, богатство, счастье только от богов, от них же и несчастья и бедность.
Кажется, что внешне многое переходит в культуру древних царств из предыдущих эпох: вера в души, демонов, одухотворенных природных стихий. Многое переходит, но понимается по-новому. И, прежде всего, сами боги. Немецкий философ Курт Хюбнер в книге «Истина мифа» отмечает, что в то время «общение богов и людей надлежит признать едва ли не повседневным событием, по крайней мере, боги могут появляться в любой момент, и если они приглашаются на жертвоприношение и пир, то это следует принимать всерьез». Но для древневосточного человека сакральное не просто существует, обнаруживая себя в ритуале, но и присутствует «здесь и теперь». Все значимое для человека в культурном отношении действия совершались древним человеком вместе с богами, причем последние как раз обеспечивали правильность и успех этих действий.
Для раскрытия нашей темы необходимо реконструировать понимание человеком этой культуры феномена смерти. Архаический человек думал, что после смерти его душа просто переселяется в «страну мертвых» (могила понималась как постоянное жилище для души умершего человека); он считал, что душа живет вечно, но в разных домах. Душа после смерти уходит из этого мира в «страну мертвых», где она ведет точно такой же образ жизни, как и при жизни: питается, охотится, занимается хозяйством. Но в некоторых племенах параллельно с могилой могли изготавливаться и временные жилища, где душа жила до тех пор, пока не переселялось в новое тело ребенка, родившегося в той же семье или племени, из которой происходил умерший. Эти представления о смерти сохраняются и в культуре древних царств. Однако несколько меняются представления об образе жизни после смерти.
Люди культуры древних царств считали, что загробная жизнь существенно отличается от земной. После смерти человек лишался всего. Смерть это жизнь после смерти как форма существования, имеющая определенное качество. Лучше всего живут боги, они имеют все (власть, имущество и т.п.), и их образ жизни вообще не меняется. Это древние и называют бессмертием. Но послесмертный образ жизни понимается в отдельных регионах древнего мира по-разному. Наиболее драматично в Вавилоне (в "Эпосе о Гильгамеше" описан загробный мир, куда после смерти попадают души людей и судьба их незавидна). Трагично переживает смерть и грек гомеровской эпохи. Наиболее оригинальную концепцию послесмертного бытия создали древние египтяне. Для них смерть это период "очищения души", после чего человек возрождается для новой вечной жизни, причем жизни, уже близкой к богам.
В культуре древних царств по сравнению с архаической культурой явно возрастает участие ушедших в страну мертвых в жизни общины и отдельного человека, что касалось в первую очередь культурно значимых фигур героев, основателей городов или государства, царей. Духи продолжают участвовать в жизни города и государства. Они следят за всем происходящим и в нужную минуту поддерживают "своих", а на праздниках появляются и веселятся вместе с живущими, вливая в них энергию и силу, укрепляя их дух.
Египет стал первым в истории государством, претендовавшим на мировое господство. Сознание силы, желание ее сохранить и приумножить определили все мировоззрение правящего класса и легли в основу религии египтян. Незыблемость власти и непостижимость ее были основными принципами, служившими опорой верховной власти в Египте; принципы определившие обожествление фараонов. Такая власть должна быть окутана тайной. Древний Египет стал средоточием этой тайны: обожествление фараонов достигло здесь своего апогея. Идея смерти как очищения и возрождения была обобщена древнеегипетскими жрецами и распространена на человека второго полноправного участника мировой мистерии.
Египетский фараон не только царь, но и живой бог, воплощение Ра. По мере возрастания роли египетских фараонов складывалось своеобразное противоречие. С одной стороны, именно боги управляют всей жизнью страны, с другой - египтяне могли видеть каждый день, что все приказы делаются от лица фараона. Идея и ритуал обожествления фараона в конце концов разрешили это противоречие. После смерти фараона его душа, с одной стороны, идет на небо и сливается с Солнцем, но с другой она проходит цикл очищения и возрождения. А вот тело фараона и его захоронение это место, где происходят очищение и возрождение, и место, куда фараон-бог постоянно возвращается, чтобы общаться со своим народом, вселяя в него силы и уверенность в судьбе. Погребальный обряд стал важным элементом не только религиозной, но и государственной политики.
Отличительной чертой культуры Египта была наглядность и предметность. Вид вот что главенствовало в культуре. Захоронение должно было обрести соответствующую форму. Фараон-бог поднимается на небо и спускается с него вниз, в свою гробницу. Поскольку образ фараона все же раздваивался: не только бог, но и человек (понятно, как бог может попасть на небо, а вот как человек?), то проблему жрецы разрешили весьма придав захоронению фараона форму и вид горы или лестницы, вознесенных высоко в небо. Известно, что самые первые древние пирамиды напоминали собой гору или были ступенчатыми, то есть представляли собой гигантскую четырехстороннюю лестницу, по которой, как утверждали жрецы, душа фараона поднимается на небо или спускается с него. Фараоны строили свои пирамиды все выше и выше с тем, чтобы они касались самого неба. Но когда пирамиды действительно уперлись в небо, соединяя его с землей, т. е. пирамиды стали космическими объектами, идея сакральной лестницы стала ослабевать.
Ближе к вершине пирамиды и на расстоянии от нее ступени переставали различаться, а с другой все большее значение приобретали расчеты объема пирамиды и каменных работ, которые велись на основе математической модели пирамиды. Для человека той эпохи математические (знаковые) модели воспринимались как сакральные сущности, сообщенные жрецам богами, сущности, определяющие божественный закон и порядок. Не мудрено, что в скором времени египетские жрецы истинной формой захоронения фараона стали считать не гору или ступенчатую пирамиду, а математическую пирамиду. К тому же древнеегипетские мифы гласили, что первоначально жизнь возникла на холме, который поднялся (вырос) в океане. В этом плане пирамида воспроизводила и подобный первохолм (гору) жизни.
Слияние этих двух структур и форм (математической пирамиды, касающейся неба, и сплошного каменного холма, вырастающего из земли) в конце концов и дало столь привычный нам силуэт пирамиды. Пирамиды с их математически выверенными, предельно рациональными формами предстали как символы вечности и абсолютного покоя и порядка.
Процедура очищения и возрождения, связанная с мифом об Осирисе, соединилась с культом фараонов и представлениями о загробной жизни. В ней умершего надо снабдить всем, чем он обладал на земле (вплоть до его тела). В момент смерти фараон и женское божество рождали его новую жизнь, и он опять мог взойти на трон как бог. Погребальный обряд отражал мифологические представления о мире. Фараон после смерти плавает по небосводу на солнечной ладье днем и на лунной ладье ночью. Его бальзамировали, чтобы избежать тления тела и оно покрывалось великолепными одеждами и золотой маской. (На случай повреждения мумии в гробницу помещали портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим иначе душа не опознает свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.) В результате жрецы могли рассчитывать на то, что когда живой бог, спустившись с неба, пожелает воплотиться в свое тело, он найдет его столь же прекрасным, как оно было при жизни фараона.
Пирамида это не только воплощенная вера египтянина, но и воплощенная наука. Все пирамиды точно сориентированы по сторонам света, что свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды. Значительной инженерной находкой было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия.
Как постоянное жилище бога и место, где происходит его очищение и возрождение, пирамида была не только святыней, но и излучала на все египетское царство сакральную энергию. Чем больше строилось пирамид, тем более египтяне ощущали себя в окружении богов, в атмосфере их божественной поддержки и заботы. И тем больше чувствовали они себя участниками божественных первособытий и вечности. А для человека, окруженного богами и погруженного в вечность, смерть как бы уже не существует.