Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема 27 Воображение

Работа добавлена на сайт samzan.net:


         Раздел 2. Психические процессы и состояния.

        Тема 2.7. Воображение.

Требования  к  знаниям: студент знает понятия «воображение», «творчество», физиологические основы, виды воображения; особенности воображения детей; роль воображения в воспитании детей.

Требования  к  умениям: студент умеет анализировать и объяснять возрастные особенности проявления воображения, в том числе в разных видах деятельности.

Базовые понятия: воображение, представление, образ, творчество.

Вопросы для изучения:

  1.  Понятие воображения. Физиологические основы воображения.
  2.  Виды воображения.
  3.  Приемы воображения.
  4.  Воображение и творчество.

1. Понятие воображения. Физиологические основы воображения.

Одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью.

Итак, воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда — специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Таким образом, можно выделить следующие функции воображения: представление действительности, регуляция эмоциональных состояний, управление психическими процессами, формирование внутреннего плана действий, планирование деятельности.

 Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

2. Виды воображения.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

Произвольное (преднамеренное) воображение проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с литературными героями. Процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения — творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. В мечте человек всегда создает образ желаемого, в мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Следует отметить, что чаще всего мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Крайним случаем непроизвольного (непреднамеренного) воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

3. Приемы воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы синтеза (или приемы воображения), крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д. Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. Этот прием называется гиперболизацией. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным. И наконец, причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование (типизация) заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе.

 Кроме вышеперечисленных, выделяются также такие приемы воображения, как заострение – подчеркивание, усиление отдельных признаков; перенос – приписывание определенного свойства другому объекту; контраст – построение образа, наделенного свойствами, противоположными исходному; очеловечивание – наделение объекта человеческими чертами; аналогия – построение объекта по образу и подобию.

4. Воображение и творчество.

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творчества:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Вопросы для контроля:

1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции организма.

3. Каковы физиологические механизмы воображения?

4. Какие виды воображения вы знаете?

5. Расскажите о роли мечты в жизни человека.

6. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

7. Какие приемы создания воображаемых образов вы знаете?

8. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

Литература:

1. Брушлинский А. В. Воображение и творчество.

Введение в психологию. /Под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: Академия, 1996.

2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.

3. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

     4. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. — М.: Просвещение, 1987.

5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 1998;

6. Немое Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. Заведений. В 3 ки. Т. 1. Основы общей психологии. - М.: Владос, 1998.

7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования./Сост. Е.И. Рогов. - М: Владос, 1995.

8.  Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Мн.: Харвест,

9. Якобсон П. М. Психология художественного творчества.— М.: Знание, 1971.

PAGE  8




1. по теме Ich und meine Welt в 9 А классе на изучение которой отводится 8 часов
2. Фізикогеографічна диференціація Європи Для кожного фізикогеографічного регіону висвітлити такі те
3. тематики публикаций газеты 20 2
4. Корректирующие и предупреждающие действия
5. РОСТОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ МОДЫ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ГБОУ СПО РО РТИМЭС
6. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль главного бухгалтера
7.  Таблица 1 Описание объекта оценки Общая характеристика
8. вариант с терактом.html
9.  В центре этих произведений отношения человека и окружающего его мира близких ему людей
10. Аналіз використання трудових ресурсів оплати і продуктивності праці
11. интегрирует индивида в общество а также в различные типысоциальных общностей через усвоение им элем
12. Салы~ ~~ымымен салы~ ж~йесі ~~ымы ты~ыз байланысты
13. Тема- Экономический ростПреимуществом интенсивного типа экономического роста является
14. Интернет-сервис в современном офисе
15. К лабораторной работе 61
16. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Київ 199
17. Устройства вводавывода измерительной информации
18. Cbe destcr que el ~ltimo de los reyes godos teni como empledo en l jeftur de su gurdi l duque de Cntbri el infnte Don Pelyo hijo de Fbil y primero de los reyes stures en inicir l reconquist
19. 'Р техногенезді даму жолында'ы Алматы 'аласыны' ауа бассейінінде е' к'п улы зат 'андай ж'не о'ан сипаттама бері'із
20. Диагностика и коррекция посттравматических стрессовых расстройств