Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Введение
Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, виднейшие церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосий, оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.
Киево-Печерская Лавра (укр. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> Ки́єво-Пече́рська Ла́вра) - один из первых по времени основания монастырей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C> наРуси <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%8C>. Основан в 1051 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1051_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> при Ярославе Мудром <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B9> монахом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85> Антонием <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>, родом из Любеча <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8E%D0%B1%D0%B5%D1%87>. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония - Феодосий <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>. Князь Святослав II Ярославич <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8C_%D0%BA%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)> подарил монастырю плато <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE> над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC>, украшенные живописью <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C>, кельи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%8F>, крепостные башни <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F> и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B5%D1%86>(автора «Повести временных лет <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BB%D0%B5%D1%82>»), художника Алипия <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>.1592 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1592> по 1688 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1688> был ставропигией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F> Константинопольского Патриарха <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F_%E2%80%94_%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%A0%D0%B8%D0%BC%D0%B0_%D0%B8_%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85>; с 1688 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1688_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> монастырь получил статуславры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0>[1] <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0> и стал «ставропигионом <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C> царским и патриаршим Московским»; в 1786 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1786_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священно архимандритом.
В Ближних и Дальних пещерах <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B0> Лавры покоятся нетленные мощи <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%89%D0%B8> угодников Божьих <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9>, также в Лавре есть и захоронения мирян (например, могила Петра Аркадьевича Столыпина <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%BF%D0%B8%D0%BD,_%D0%9F%D1%91%D1%82%D1%80_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87>).
В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_(%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%B0)>, а верхняя Лавра - в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника <http://www.kplavra.kiev.ua/cgi-bin/view.cgi?part=info&act=inf&lg=ru>.
Преподобный Антоний
Антоний Печерский (983 <http://ru.wikipedia.org/wiki/983>-1073 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1073>) - святой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9> Русской церкви <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9F%D0%A6>, почитаемый в лике <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BA_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8> преподобного <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9>, основатель Киево-Печерской лавры <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0>, почитается Русскою церковью как «начальник всех Российских монахов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>». Именем Антония названы Ближние (Антониевы) пещеры Лавры.
Память преподобного Антония совершается:
§ 10 (23) июля <http://ru.wikipedia.org/wiki/23_%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F>
§ 2 (15) сентября <http://ru.wikipedia.org/wiki/15_%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> - вместе с преподобным Феодосием Печерским <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9>;
§ 28 сентября (11 октября) <http://ru.wikipedia.org/wiki/11_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> - в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D1%82%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE-%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%91%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%85_%D0%BF%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80>.
Преподобный Антоний родился в 983 г. в городе Любеч на Черниговщине, имел светское имя Антипа. С детских лет посвятил себя богоугодным делам. В то время монашеская жизнь на Руси была еще мало известна, поэтому юный Антипа отправился в греческую землю, славившуюся своими монастырями, и поселился на святой горе Афон. Праведная жизнь афонских монахов произвела на юношу огромное впечатление и вскоре он принял постриг под именем Антония. В 1013 г., по настоянию своего наставника, он вернулся па Русь, дабы содействовать развитию монашеской жизни. Прибыв в Киев, Антоний обошёл все монашеские обители в поисках пристанища. В столице к тому времени уже существовало несколько монастырей, основанных монахами-греками, но все они, по мнению Антония, были слишком комфортными. На Афоне он привык к другому. Не желая мириться с бесчинством и кровавой усобицей, наступившей после смерти князя Владимира, преподобный Антонин возвращается на Афон, но уже в начале 30-х годов XT в. снова приезжает в Киев. В это время великокняжеский стол занимал сын Владимира князь Ярослав Мудрый, чтивший церковный устав и заботившийся о развитии церковной жизни на Руси.
Поиски достойного обиталища привели Антония к загородной княжеской резиденции Берестово. Здесь, на живописной днепровской круче он нашёл оставленную Иларионом пещеру, в которой и поселился. В пещере Антоний проводил все время за молитвами и постом, довольствуясь черствым хлебом и водой. Вскоре слава о праведном и мудром монахе разошлась по Киевской земле, к нему стали приходить люди. Одни просили благословения, другие слушали наставления и жили по его примеру. Со временем у него появились последователи. Они начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и соорудили под землёй небольшую церковь. Печерский монастырь, хотя и не имел официального статуса, превратился в значительный духовный центр Киевской Руси. Здесь жили также известные общественные и церковные деятели, в частности Никон, бывший митрополит Иларион. Авторитет Антония Печерского был настолько велика что сын Ярослава Изяслав, унаследовавший в 1054 г, киевский престол, прежде всего пришёл к нему за благословением. Он передал монахам Берестову гору, на которой со временем и раскинулся Киево-Печерский монастырь. В это время пришёл в монастырь и благочестивый Феодосий. Антоний вначале отказался принять его в братию, ссылаясь на тяжёлую, лишённую всех радостей бытия жизнь в монастыре, но Феодосий сумел убедить выдающегося подвижника в серьёзности своего выбора. Наставничество и постриг двадцатилетнего юноши, которому суждено было прославить Печерский монастырь, поручили блаженному Никону. За смиренную жизнь и высокую духовность Феодосий вскоре был посвящен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи и фактически стал правой рукой Антония.
Между тем, отношения монастыря с властью стали напряжёнными. Непримиримость к злу, непоколебимая принципиальность аскета часто ставили Антония в оппозицию к великокняжеской власти. Первый конфликт возник в связи с постригом близкого к Изяславу молодого боярина Варлаама, принятого в монастырь вопреки воле родителей. Конфликт с Изяславом усугублялся и прозападной политической ориентацией князя, состоящего в браке с дочерью польского князя Болеслава II Смелого, его благосклонностью к Ватикану. Временами споры доходили до прямых угроз и притеснений. Не раз киевский князь грозился наказать Антония и закрыть монастырь, но вынужден был считаться с его популярностью.
Преподобный Антоний, предпочитая уединённую аскетическую жизнь, в 1061 г. поставил над братией Варлаама, а для себя выкопал отдельную пещеру на соседней горе. Вскоре здесь появилось еще несколько пещер. Так возник новый пещерный лабиринт, впоследствии получивший название Ближних, или Антониевых, пещер - в отличие от старых, которые стали называться Дальними, или Феодосиевыми.
В 1062 г. Варлаам был переведён в княжеский Дмитриевский монастырь и Антоний поставил печерским игуменом Феодосия, при котором монашеская община возросла до 100 человек. Маленькая церквушка не могла уже вместить всей братии, и преподобный Антоний благословил возведение на горе над пещерами церкви Успения Пресвятой Богородицы, чтобы монахи, продолжая жить в своих подземных кельях, могли проводить там богослужения. По легенде, однажды, во время молитвы Антония, произошло чудо: они с Феодосием были перенесены в Константинополь и явлены Богородице. От неё получили золото, которое отдали мастерам-строителям, чтобы те, по велению Богоматери, отправились в Киев для строительства повой церкви. Когда же мастера, прибывшие в монастырь, стали расспрашивать Антония, где бы он хотел построить храм, святой три дня молился, чтобы Господь указал достойное место. В первую ночь Антоний просил, чтобы на землю упала роса, а на месте будущей церкви было сухо. Вторую ночь он просил у Господа сухой земли, а на месте церкви - росу. На третий день Антоний благословил избранное место и велел измерить его золотым поясом, взятым из иконы Спасителя Шимоном, сыном варяжского князя, когда тот оставлял родину. Тридцать поясов в длину, двадцать в ширину - таким было веление Господа. Успенский собор, основанный в 1073 г. (построен в 1078 г.), стал основой будущей Верхней лавры, главным храмом Печерского монастыря.
Преподобный Антоний, хотя и был суровым аскетом, страстным молитвенником и целителем, не стоял в стороне от политических событий, происходивших в государстве. Когда в 1068 г. вспыхнуло восстание против Изяслава, вынужденного спасаться бегством за границу, Антоний поддержал восставших. Через год, когда Изяслав с помощью польских войск вернулся в Киев, Антоний в знак протеста оставил столицу и ушёл в Чернигов, где был принят братом Изяслава Святославом. Он поселился в пещере на Болдиной горе близ Чернигова. Но вскоре вернулся в Киев. Летом 1073 г. Антоний скончался и был похоронен в своей лаврской пещере. Существует легенда о чудесном утаивании его мощей. С приближением смерти святой созвал братию и простился с нею, после чего земля обрушилась и оградила его от монахов. Те попытались" прокопаться к нему, но из земли вырвалось пламя, а когда повторили попытку, на них хлынула вода. Так монахи осознали, что это - воля Божья.
Преп. Антоний скончался за год до Феодосия, т.е. в 1073 г. Позднейший книжник сообщает о его 90-летнем возрасте: «в пещерах потрудися лет 56, поживе лет 90», однако эти цифры не внушают доверия. Погребен преподобный был в той же пещере, в которой подвизался в последние годы жизни (т. н. Ближняя, или Антониева, пещера). Однако мощи его так и не были обретены, хотя попытки обнаружить их предпринимались.
Местное почитание преподобного в Киево-Печерском монастыре началось, по-видимому, вскоре после его кончины. Однако общецерковной канонизации Антония, в отличие от его ученика Феодосия, не последовало. Время установления его церковной памяти неизвестно.
В XI или XII в. было составлено Житие преп. Антония; оно было хорошо известно еще в XIII в. (ссылки на него имеются в Киево-Печерском патерике), но уже к XVI в. оказалось утеряно, и попытки найти его не увенчались успехом. В XV в. на основе Киево-Печерского патерика и летописи было составлено проложное Житие святого, вошедшее (под датой 7 мая) в состав прологов (в том числе печатного, 1661 г.), а также Великих Миней Четьих митр. Макария. Однако оно не имеет с древним Житием ничего общего.
Ныне преп. Антоний Печерский почитается как один из отцов русского монашества. Его церковная память празднуется 10 июля, а также 2 сентября (вместе с преп. Феодосием Печерским). В месяцесловах XV-XVII вв. отмечена также память святого 7 мая. Кроме того, память преп. Антония празднуется 28 сентября - в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в Малой России просиявших.
Преподобный Феодосий
антоний феодосий печерский лавра
После преподобного Антония светочем русской церкви и подвижником Киево-Печерской лавры был преподобный Феодосий. Родился он около 1036 г. в городе Васильев (ныне Васильков) вблизи Киева, в боярской семье. Вскоре семья переехала в Курск на Черниговщине, где отец получил должность тиуна (управляющего). Здесь и прошли молодые годы Феодосия. Он получил хорошее образование, проявил незаурядные способности в учёбе и усвоении книжной мудрости. Много читал о подвижничестве адептов раннего христианства и решил перенимать их опыт. Ещё с ранних лет он сторонился сверстников, чуждался детских игр и развлечений. Всё свободное время проводил в молитве и посещал церковь, удивляя окружающих набожностью и благочестием. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец. Согласно социальному положению родителей, Феодосий должен был посвятить себя служебной карьере, но мечтал о монашеской жизни. Категорически отказался от дорогой одежды и ходил в лохмотьях, словно нищий. Покупал зерно и сам выпекал просвиры, которые затем приносил в дар церкви. Всё это, конечно, не нравилось матери - женщине волевой и решительной. Она считала, что своим образом жизни Феодосий компрометирует и позорит семью, и всячески ему препятствовала. Не найдя взаимопонимания с матерью, Феодосий несколько раз пытался бежать из дома. Первый раз он присоединился к паломникам, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и прочих святых местах Востока, но мать разыскала сына и вернула домой. Неудачной оказалась и вторая попытка, когда он тайно ушёл в соседний город и поселился у священника. В третий раз юноша подался в Киев с твёрдым намерением стать монахом. Так он попал в Печерский монастырь, где в 1058 г. принял постриг. Со временем мать нашла его и там, долго и слёзно умоляла вернуться к светской жизни, но в итоге сама постриглась в монахини при монастыре Св. Николая в Киеве.
Став членом братии, Феодосий проявил незаурядное подвижничество во всех сферах монашеской жизни. Часто ночью он раздевался по пояс и отдавал своё тело на растерзание комаров, а днём занимался хозяйственными работами, требовавшими незаурядной физической силы и выносливости. Носил жёсткую, грубую власяницу. Спал сидя. Ел немного черствого хлеба и варёных овощей. Уже будучи игуменом, преподобный Феодосий не только не умерил свои подвижнические подвиги, но и приумножил их. Силы черпал в молитве.
В период игуменства Феодосия усилилась связь Печерского монастыря с Византией. По его инициативе, в монастыре был введён Студийский устав, со временем ставший нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот чрезвычайно суровый устав регулировал повседневную жизнь монахов, определял строгий порядок церковных богослужений. С того времени жизнь в монастыре приобрела устоявшуюся организационную форму. Феодосий стремился осуществить главное требование этого устава: устранить личную собственность и сделать имущество всех монахов общим. При его игуменстве на поверхности земли были возведены кельи, куда переселились монахи, а в пещерах впоследствии стали хоронить умерших. Отныне «в затворах» оставались лишь схизматики.
Печерский монастырь постепенно превращался в значительный культурный центр, чему немало способствовала творческая деятельность самого игумена. Сохранилось одиннадцать его произведений: два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монахам и одна молитва. Феодосий Печерский выдвинул идею духовного контроля над светской властью. Считал, что спастись может не каждый христианин, а лишь аскет, подвижник или тот, за кого он заступится перед Богом своими молитвами; выдвигал положение, что игумен - духовный учитель князя, а князь - защитник и опекун монастыря. Он осуждал усобицы между братьями Ярославичами, происходившие в 60-70-е годы XI в. В отличие от Антония, поддерживавшего черниговского князя Святослава Ярославича, был решительным сторонником Изяслава Ярославича. Феодосий открыто осуждал Святослава, который 1073 г. лишил власти старшего брата и сам занял великокняжеский престол. Стараясь задобрить праведного игумена, Святослав посетил Печерский монастырь, внес богатые пожертвования на строительство Успенского собора и подарил монастырю землю из угодий княжеского села Берестово.
Феодосий умер через год после смерти Антония - в 1074 г. Согласно завещанию, его похоронили в пещере под старым монастырём, получившей название Феодосиевой. Церемония погребения, происходившая ночью, ярко описана непосредственным участником этого события Нестором Летописцем, который в 1080-х годах составил «Житие Феодосия Печерского». В 1091 г. мощи игумена были перенесены в Успенский собор Печерского монастыря, в 1108 г. состоялась канонизация святого.
Феодосий Печерский с житием в 14 клеймах, икона
Дерево, паволока, левкас, темпера, 17 век
Государственный Русский музей
Расположение клейм на иконе:
. Крещение Феодосия;
. Феодосий просит странников взять его с собой посмотреть "святые места";
. Мать возвращает Феодосия с пути и избивает сына;
. Отрок Феодосий печет просфоры;
. Феодосий перед "начальником" Курска, который вручил ему "светлую" одежду (плащ). Феодосий отдает плащ нищим;
. Пострижение Феодосия и выход его из пещеры на съедение оводам и комарам;
. Поставление Феодосия в игумены. (Преподобный Антоний благословляет Феодосия, стоящего перед ним с группой монахов);
. (Изображение и надпись на клейме утрачены);
. Феодосий кормит нищих;
. (Изображение и надпись на клейме утрачены);
. Чудо о золоте для монастыря. (Ангел кладет на стол перед Феодосием узелок с золотом);
. Чудо об "огненной дуге" и строительство храма;
. Феодосий на смертном одре;
. (Изображение и надпись на клейме утрачены).
Вывод
Память о преподобных Антонии и Феодосии Печорских глубоко чтят Российская и Украинская православные церкви. Преподобного Антония почитают как основоположника монашества на Руси, а преподобного Феодосия - как подвижника, упорядочившего монашескую жизнь. Антоний стал основателем Печерского монастыря, а Феодосию удалось превратить его в центр древнерусской духовности.