Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ХРИСТИАНСТВО
Сегодня около трети жителей нашей планеты называют себя христианами. Это постоянно принимается во внимание, когда речь идет о религии, которая опирается на веру в Иисуса Христа. Но христианство - очень широкое понятие. Христианами называли себя Августин Блаженный и патриарх Никон, Мартин Лютер и В.Соловьев. К христианам относятся последователи католицизма и православия, сторонники Мюн-цера и Цвингли. Христианство - это и русская икона, и Вар-фоломсевская ночь, христианство - это и собор Парижской богоматери и храм Покрова на Нерли. Еще Гегель, выдающийся немецкий философ, говорил, что весь исторический процесс движется к Христу, идет от него. Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление. Так что же из себя представляет христианство -вторая по времени возникновения мировая религия?
§ 15. Возникновение христианства. Его идейные предшественники
История христианства теснейшим образом связана с историей европейского континента, а в дальнейшем многих внеевропейских стран. И сегодня, спустя две тысячи лет после рождения Иисуса Христа, вопрос о происхождении христианства является наиболее трудной проблемой в истории мировых религий. В научной и богословской литературе можно проследить несколько точек зрения на проблемы его возникновения.
Одна из них ведет свое происхождение от традиционной богословской точки зрения, согласно которой христианство было основано богочеловеком Иисусом Христом, жившим и Проповедовавшим свое учение на земле в еврейской стране Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия (начало 1 века н.э.). Переданное человечеству его учениками-апостолами, оно стало достоянием людей.
66
Ярким представителем другого направления, сложившегося в середине XIX века, является немецкий историк христианства Давид Штраус. В своем труде "Жизнь Иисуса" (1836 г.) Штраус впервые в Европе осмелился применить к христианству понятие "миф". Он положил начало так называемой "мифологической школе" в исследовании истории этой религии.
Марксистский подход к проблеме возникновения христианства содержится в ряде работ Фридриха Энгельса: "Бруно Бауэр и первоначальное христианство" (1882 г.), "Книга Откровения" (1883 г.) и "К истории первоначального христианства" (1884 г.). В них был поставлен вопрос об исторических условиях возникновения христианства и его социальных корнях. Одним из этих условий, по Энгельсу, стало образование Римской империи. Римское завоевание знаменовало собой крушение отдельных государств. Деспотический режим империи, порабощение провинций, тяжелые поборы, всеобщее бесправие привели к появлению чувства апатии и деморализации не только у рабов, но и у всего населения. Не видя возможности получить спасение и избавление от гнета на земле, люди неизбежно вынуждены были искать спасение и избавление на небе.
Но почему понадобилась новая религия, почему нельзя было найти утешение в старых религиях? Дело в том, что старые религии были племенными и национальными тех государств и народов, которые были завоеваны и вошли в состав Римской империи. Нужна была более гибкая религия, которая не была бы связана с узко национальными условиями и которая могла бы удовлетворить запросы разноплеменной массы обездоленного и порабощенного населения.
На роль мировой в этих условиях могла претендовать только религия, которая отказалась бы от обрядов, разъединяющих людей. Первоначальной почвой, на которой возникла эта новая религия, стало иудейское сектантство. В иудаизме и в самой Палестине, и в диаспоре, в 1-II веках существовал ряд вероучений, основанных на ожидании пришествия Мессии-Спасителя. Для евреев, которые больше, чем какой-нибудь другой народ, испытали бедствия иноземного владычества - греко-сирийского и римского это ожидание Мессии сделалось краеугольным камнем религии.
67
Так, секта зелотов понимала Мессию как героя-воителя, который с мечом в руках освободит народ от римского ига, а эта надежда особенно обострилась в эпоху первой Иудейской войны (6673 гг. н.э.) и во время второго иудейского восстания. Но когда оба восстания иудеев были подавлены, возникло новое течение, суть которого состояла в ожидании духовного Мессии, духовного избавителя. Это было движение (учение) ессеев, которые жили монашескими общинами в уединенных местностях Палестины.
Гораздо менее известна секта назореев, которая ближе всего стояла к зарождающемуся христианству. Назореями издавна назывались у евреев люди, посвятившие себя на время или на всю жизнь Богу. Они не стригли волос, не пили вина, не прикасались к умершим и прочее.
Таким образом, можно предположить, что первоначальное христианство возникло как одно из течений, сект иудаизма. В подтверждение этого факта говорит и то, что и в позднейшем христианстве сохранилось много еврейских элементов: это и личность Иисуса Христа - еврея, и место его деятельности -еврейская страна Палестина, Библия - еврейская священная книга - включена в состав христианского канона и т.д.
Вместе с тем в раннее христианство вливались элементы восточных, языческих культов тех народов, которые вошли в состав Римской империи. Так, например, известно о многочисленных культах божеств - спасителей в Египте, Вавилоне, Сирии, позже Греции. Таковыми являются Осирис, Таммуз, Адонис, Аттис, Дионис.
Христианство усвоило и переосмыслило древние восточные религии и философские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу.
Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказало философское учение Филона Александрийского (ок. 25 г. до н.э. - ок. 50 г. н.э.) и этические взгляды римского философа Сенеки (ок. 4 г. до н.э. 64 г. н.э.). Филон считал, что Бога как творца всего сущего можно познать только через Логос Слово. Он говорил о прирожденной греховности людей, о покаянии. В основе этического учения Се-
68
неки лежала мысль о повиновении судьбе, которая порождает невозмутимость духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности.
Но что же было нового в христианстве по сравнению с уже существующими религиями? Новой является центральная идея всего христианства - идея греховности человека и ее другая сторона идея спасения. Люди грешны перед богом и именно это уравнивает их всех: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных все грешники. Но могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с первородного греха Адама и Евы, который таким тяжким камнем висит на всем человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь вера в великого и единого в трех лицах Бога, благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царствие небесное после смерти.
70
§ 16. Формирование христианских догматов и культа
Говоря о становлении христианской церкви, догматики и культа, необходимо подчеркнуть, что это был длительный процесс, занявший несколько веков. Первые века христианской истории наполнены борьбой различных течений и направлений, но в этом процессе сложились церковная организация и культ, которые обеспечили христианству успех в его борьбе с другими религиями.
Основным источником наших знаний по истории раннего христианства служат, прежде всего, христианские произведения или книги Нового Завета. Авторы книг это зачинатели или проповедники направлений в раннем христианстве. Их сочинения и деятельность имеют важное значение для восстановления подлинной картины раннего христианства.
Некоторые материалы об истории раннего христианства и о его зарождении можно получить из трудов историков, живших в первом веке нового времени. Так, сохранился труд Евсевия "История церкви", где приводятся отрывки из свидетельств епископа Папия (130 г. н.э.). Иудейский историк Иосиф Флавий приводит в своих сочинениях данные о первых христианах. Иосиф'был широко образованным человеком, хорошо знал учения различных сектантских групп в Иудее, был сторонником ортодоксального иудаизма. Во время грандиозного восстания против римлян он даже стал одним из военачальников восставших отрядов в Галилее, но после поражения сдался римлянам, по существу перешел на их сторону. Во время осады Иерусалима он находился при будущем императоре Веспасиане и его сыне Тите и служил переводчиком. Впоследствии он жил в Риме, получил от Веспасиана право римского гражданства и присоединил к своему имени родовое имя императора Флавий. Иосиф Флавий написал ряд сочинений, в том числе "Иудейскую войну" и "Иудейские древности". Из этих сочинений мы получаем сведения о первых христианских общинах.
Важное значение для исследования религиозных и социальных воззрений последователей христианства конца 1-11 вв. имеют кумранские находки 1947 года, когда арабский юноша обнаружил
71
в одной из пещер северо-западного побережья Мертвого моря в пустынной местности Вади-Кумран кожаные свитки с текстом на древнееврейском языке, возраст которых, как было установлено, превышал две тысячи лет. В ходе дальнейших поисков было обнаружено около 40 тысяч фрагментов, представлявших собой остатки примерно 600 книг. Они принадлежали иудейской секте ессеев предшественнице христианства.
Данные об идеологии последователей отдельных ранних течений содержатся также в апокрифических (тайных, подложных) произведениях. Эти произведения не признаются церковью священными, но содержат богатые сведения о первоначальном христианстве.
Еще одним источником по истории христианства являются сочинения раннехристианских писателей. Среди них Иус-тин, Иреней Лионский, Тертуллиан и другие.'
Христианская церковная организация сложилась не сразу. В ней сначала преобладают так называемые апостолы и пророки, которые являлись странствующими проповедниками. Основным источником, по которому можно судить об организации, составе, внутренней жизни общин первых христиан, является одна из книг Нового Завета - "Деяния апостолов", а также новозаветные послания, авторами которых церковь считает учеников Иисуса Христа, а также апостола Павла, который его учеником не был.
Наиболее полное представление о христианской общине рубежа 1 - II веков дает нам памятник раннехристианской литературы, открытый в 1875 году "Учение двенадцати апостолов" или "Дидахе". Это произведение отражает положение общины, где дольше сохранились черты первоначального христианства. В нем даются правила совершения древнейших хрис-гианских обрядов крещения в проточной воде и причащение, приводится текст молитвы "Отче наш".
До начала II века руководство христианскими общинами принадлежало слою людей, которым приписывалось обладание особой благодатью святого духа харизмой. Формирование профессиональных священнослужителей относится ко II веку и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли
72
рабов и свободную бедноту, то во II веке в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенныя срок, а затем пожизненно, образуют группу священнослужителей.
Первоначально это были дьяконы и епископы. Дьяконы (от греческого служитель) обслуживали текущие потребности общины, епископы (от греческого - "надзиратель") заведовали материальной частью, деньгами и имуществом общины. Позже появляются пресвитеры старейшины. В III веке появляются митрополиты руководители отдельных церквей, в IV - Увеке - патриархи - руководители целых церковных объединений, больших территорий.
Раннехристианский культ был чрезвычайно прост, обрядов почти не было. Обрядность ограничивалась периодически собиравшимися вечерями трапезами в честь основателя учения - Иисуса Христа. На этих трапезах вкушали хлеб, читались священные тексты. Это были вечера божественной любви агапы. Затем начался процесс формирования таинств древнейшим из них считается таинство крещения и причащения.
Новая религия не противилась включению в нее обрядов из других религий и культов. Вновь приобщавшиеся к христианству находили в нем знакомую обстановку и привычные обряды. Об этой особенности христианства писал в V веке Августян Блаженный: "Христиане меньше, чем кто бы то ни было, должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому..."
Одним из важнейших таинств, исполнение которого связано по поверью с чудом, является водное крещение. Однако погружение в воду как акт приобщения к данной религии впервые появился не в христианстве. Христиане приспособили его к своему культу. Вероятно, несколько ранее крещения, в христианском культе занял свое место обряд причащения. Его объяснение мы находим в евангельском рассказе о тайной вечере, когда Иисус Христос в последний раз разделил трапезу со своими учениками апостолами. Организация этого
73
обряда вылилась в широких масштабах в общую трапезу для членов общины, которая, как уже отмечалось, получила название "агапе".
Одно из главных мест в культовой стороне христианства занимает почитание креста. Культ креста, однако, ничего не имеет общего с предполагаемым орудием казни Иисуса Христа. На крестах действительно распинали, но они имели форму буквы "Т". Христианский крест это чрезвычайно древний религиозный символ, который встречается на древнеегипетских, критских и других изображениях. На древнейших христианских памятниках в качестве священных символов встречается не крест, а другие изображения: агнца, пастуха с ягненком на плечах, рыбы и другие. Изображения распятого на кресте Иисуса Христа начали делать лишь с VIII IX веков. Однако в книге "Закон Божий", которая являлась пособием для учеников церковных школ России, находим следующее объяснение: "Сын Божий, Иисус Христос был распят, умер на кресте и в третий день воскрес. Так безгрешный Сын Божий крестом Своим (то есть страданиями и смертью на кресте за грехи всех людей, всего мира) победил не только грех, но и самую смерть воскрес из мертвых, и сделал крест орудием своей победы над грехом и смертью. Крест есть орудие или знамя победы Христовой над грехом и смертью".
Существенным обстоятельством, повлиявшим на развитие раннего христианства, стали гонения на христиан. Возникнув среди рабов и угнетенных, как протест против римского господства, христианство стало казаться опасным и вызывало враждебное отношение со стороны римских правящих кругов. Церковные историки насчитывают 10 великих гонений, начиная с первых, ставших легендарными, при императорах Нероне и Домициане в первые века и, кончая самыми крупными, при императоре Диоклетиане и его соправителе Мак-симиане в конце III и начале IV веков. Все эти гонения приводили к уходу из общины колеблющихся в вере, неустойчивых и укреплению яростных и фанатичных приверженцев веры.
Только в IV веке император Константин пришел к мысли, что вместо того, чтобы бороться с христианством и церковью, лучше использовать ее в интересах государства. Принято счи-
74
тать, что особым законодательным актом Миланским эдиктом 313 года был положен конец гонениям и христианство было узаконено как государственная религия.
Сделавшись государственной религией Римской империи, христианство в эпоху ее распада проникает вместе с греко-римской культурой к германцам и славянам. К Х веку почти вся Европа стала христианской. И только ислам, возникший в VII веке, преградил путь дальнейшему распространению христианства в страны Востока.
75
§ 17. Иисус Христос - один из величайших учителей человечества. Его жизнь и проповедническая деятельность
В течение последних двадцати столетий постоянно и громко звучало в истории и жизни миллиардов людей имя Иисуса Христа. Оно пронизывало все области общественной и частной жизни. С этим именем совершалось добро и зло, творились подвиги милосердия и деяния бесчеловечной жестокости. В исторической памяти почти двух тысячелетий сам образ Христа сложился как нечто многоликое и противоречивое.
Трудность понимания образа Иисуса Христа состоит в том, что большинство из нас, скорее всего, не открывало ни разу Евангелия, книг Нового Завета, где говорится о нем. О силе влияния Евангелия на читателя в свое время писал А.С.Пушкин: "...И такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах оторваться и противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие".
И в самом деле, кто, кроме евангелистов, сумел справиться с этой грандиозной задачей - запечатлеть образ Иисуса из Назарета, причем, пользуясь такими скупыми средствами изображения?
Итак, начать надо с Евангелия, но тот, кто впервые возьмет в руки эту книгу, столкнется со многими трудностями. Ведь авторов четырех Евангелиев отделяют от нас почти две тысячи лет. Здесь нам смогут помочь различные комментарии и обобщающие труды, которые, в основном, появились в прошлом веке, а также произведения наших современников, которые в своем творчестве обращались к этому великому образу.
Начало этому было положено фундаментальным трудом немецкого богослова Давида Штрауса, который в 1836 году выпустил книгу под названием "Жизнь Иисуса", а также книгой французского исследователя Эрнеста Ренана с таким же названием, которая вышла в 1863 году. Штраус и Ренан поставили перед собой задачу обрисовать личность Христа на фоне событий и обстоятельств той эпохи. Вслед за ними и другие авторы брались за жизнеописание Иисуса Христа.
76
Одно время в литературе, изданной в нашей стране, в острой полемической форме утверждалось, что исторический Иисус никогда не существовал, его не было и не могло быть и что тот, кто признает его, идет на поводу у религии. Поэтому его жизнь и деятельность считали мифом, утверждали, что в основе евангельских рассказов лежат народные мистерии и различные аллегорические рассказы, которые рядовыми христианами понимались буквально. В настоящее время многие историки нашей страны признают существование исторической основы у повествований Нового Завета.
Из этого можно сделать следующий вывод: необходимо трактовать личность Христа во всей ее противоречивости, независимо от того, считать ли его порождением религиозной фантазии или реальным историческим лицом.
Рассказывая о самом Иисусе Христе, обратимся, прежде всего, к значению его имени. "Иисус" греческая передача еврейского личного имени Иешуа, что значит "бог, помощь, спасение". "Христос" - перевод на греческий язык слова "мессия", "помазанник". Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово "Спаситель" (старославянское "Спас"). Особое место среди обозначений Иисуса Христа занимает сочетание "Сын Человеческий", которое имеет связь с пророчеством ветхозаветной Книги Даниила. В русском переводе Нового Завета все наименования Иисуса Христа принято писать с большой буквы.
Мифологизированную биографию земной жизни Иисуса Христа дают, главным образом, Евангелия канонические (включенные в состав Нового Завета) и многочисленные апокрифические. Разные Евангелия в разной степени акцентируют внимание на тех или иных моментах земной жизни Христа. Все это отражение времени, когда создавались эти книги, борьба направлений в раннем христианстве.
Итак, рождение Иисуса Христа предсказано архангелом Гавриилом, явившимся деве Марии в Назарете и возвестившим, что у нее должен родиться сын. Затем родители Иисуса должны направиться в город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи по месту проживания своего рода. Там, в Виф-лиеме, и рождается в хлеву Иисус Христос, куда к нему при-
77
ходят поклониться пастухи и волхвы, путь которым указывает чудесная звезда. На сороковой день после рождения родители по иудейскому обычаю приносят его в Иерусалимский храм, где его встречает старец Симеон и узнает в нем ожидаемого всеми Мессию. Спасая младенца от царя Ирода, его отец и мать, Иосиф и Мария, бегут с ним в Египет.
Традиционное изложение жизни Иисуса Христа по четырем Евангелиям приводит очень подробно практически любое издание Библии. Возвратившись из Египта, семья Иисуса поселяется в Назарете. Если бы мы могли очутиться в Назарете тех лет, то увидели бы около сотни белых домов с плоскими крышами, разбросанных на горе, обрамленной виноградниками и оливковыми рощами. С пологих возвышенностей открывается живописная панорама, на которой, вероятно, не раз останавливался взор Иисуса: голубые цепи гор, зеленые долины, засеянные поля.
Как жила семья в Назарете? Как жил Иисус? Апокрифические Евангелия рассказывают об этих годах множество подробностей. Авторы же четырех канонических Евангелий говорят сдержанно и лишь о том, что им было хорошо известно. В канонических Евангелиях отражен лишь один эпизод из детства Иисуса. Родители Иисуса, как и все набожные иудеи, каждый год ходили на праздник в Иерусалим. Они взяли с собой и сына. Когда надо было отправляться в обратный путь, они увидели, что мальчика нет с ними. Иосиф и Мария стали искать его и нашли в галереях храма, где собирались и проводили время в богословских спорах толкователи и знатоки Закона. Среди них мать и увидела Иисуса. Он сидел, слушая речи ученых и задавая им вопросы. Знатоки Писания изумлялись "разуму и ответам" мальчика из Назарета.
Дальнейший рассказ Евангелий повествует нам уже о взрослом человеке. Он стал плотником и каменщиком, и после смерти Иосифа кормил мать трудом своих рук. Становление любой личности, а особенно необыкновенной, всегда загадка, тем более мы не знаем о чем думал он, о чем молился в своей маленькой мастерской. Давид Штраус так пишет о становлении его характера: "Все характеры, очищенные борьбой с сильными потрясениями, например, Павел, Августин, Лютер,
78
сохранили неизгладимые следы такой борьбы, их образ дышит чем-то суровым, резким, мрачным. Ничего подобного нет у Иисуса. Он сразу предстает перед нами как совершенная натура, повинующаяся только своему собственному закону, признающая и утверждающая себя в своем сознании, не имеющая нужды превращаться и начинать новую жизнь".
Но -вот его время пришло. Ему было около тридцати лет. Он был полон духовных и физических сил. Встреча с Иоанном Крестителем на берегу Иордана повернула его жизнь по-новому. Он принимает водное крещение, а затем удаляется в пустыню. Следующие этапы его жизни происходили на глазах многих людей и, прежде всего, его первых учеников (апостолов). Поэтому о них подробно рассказывают все четыре евангелиста. Несколько лет он проповедует свое учение в разных частях Израиля. Затем в Иерусалиме он был выдан одним из своих учеников Иудой за 30 серебренников властям, был осужден иудейским религиозным судом синедрионом на смертную казнь. Римский наместник Понтий Пилат утвердил этот приговор и Иисус Христос был распят на кресте, а затем похоронен. Но "по пришествии субботы" он воскрес и явился своим ученикам. Так об этом рассказывают авторы Евангелий.
Вместе с тем, об Иисусе Христе есть и другая литература, кроме Евангелий. Вы можете прочитать и книгу Эрнеста Ре-нана "Жизнь Иисуса" и книгу "Сын Человеческий", написанную нашим соотечественником, - трагически погибшим в 1990 году протоиреем Александром Менем, или очень личностный рассказ о нем известного французского писателя Франсуа Мориака "Жизнь Иисуса" и все это будет рассказ о Христе. О нем рассказывают на своих полотнах великие художники, посвятившие свои картины наиболее значительным эпизодам из жизни Христа: Рождество, искушение Христа в пустыне, нагорная проповедь, последняя неделя в Иерусалиме, распятие и т.д.
Сегодня образ Иисуса принадлежит не только прошлому, но и сегодняшнему дню. Это не только евангельский Иисус, но и Христос на иконе "Спас нерукотворный" конца XII века, Христос А. Рублева, Рембрандта, А.Иванова, Н.Крамского; его образ раскрывается нам в музыке И.-С.Баха и С.Рахманинова, в книгах Ф.Достоевского и Л.Толстого, М.Булгакова и Б.Пас-
79
тернака, в фильме итальянского режиссера Пазолини "Евангелие от Матфея" и рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда".
Однако нельзя забывать, что жизнь Христа проходила среди людей определенного времени, что, прежде всего, к ним он обращался в своей проповеди. Мы должны уметь представить конкретную обстановку, служившую фоном евангельских событий. Увидеть Иисуса из Назарета таким, каким видело его каждое поколение людей, живших до нас, это самая трудная задача.
§ 18. Разделение христианских церквей
С самого своего возникновения внутренняя жизнь христианства, внутрицерковные отношения отражали в себе ход политической истории. Ни один из христианских догматов не появился сразу в законченном виде, а после того как основные догматы были канонизированы, разгорелись дискуссии об их толковании, понимании и содержании. Эти богословские споры стали одной из причин разделения церквей. Это был длительный процесс, который растянулся на столетия. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III IX века н.э.) привело и к постепенному обособлению западной и восточной церквей. На Западе в связи с упадком, а потом упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.) необычайно возрос авторитет главы церкви римского епископа, получившего наименование папы. На Востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей крупных регионов и городов не могли получить такой власти. Они в общем-то и не пытались выйти из-под опеки императоров, но и не хотели подчиняться власти римского папы.
Споры между различными группировками христиан и церквами пытались решить на так называемых Вселенских соборах. Первый такой собор состоялся в г. Никее в 325 году. Этот собор подверг критике учение александрийского пресвитера Ария, получившее по его имени название "арианство".
На следующем соборе, собравшемся в Константинополе в 381 году, осуждению подверглись другие многочисленные еретические направления в христианстве. Причиной богословских споров чаще всего становилась проблема толкования трех главных христианских догматов: триединство Бога, воплощения и искупления. Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать Иисуса Христа. Для этого было принято специальное 82-е правило пятого Вселенского Собора (он состоялся в Константинополе в 553 году), которое обязывало
81
изображать Сына Божьего в человеческом облике, а не в виде агнца (ягненка). При этом требовалось, чтобы в новом изображении образ Христа подчеркивал перед взором верующих всю высоту своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы. Раздорами сопровождалось и утверждение христианского культа. Так, надолго причиной спора стало применение икон как предметов почитания и поклонения. Этот спор разрешился в пользу иконопочитания на седьмом Соборе в г. Никее, состоявшемся в 787 году.
Споры о догматике, культе, устройстве церкви говорят о том, что христианство с самого начала своего существования не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным римским провинциям, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям.
После разделения Римской империи на Западную и Восточную возникли первые четыре самостоятельные в управлении церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийс-кая, Иерусалимская. На этом разделение не закончилось. Разделение церквей по управлению и подчинению было не самым главным. Отдельные из них отказывались признавать решения Вселенских Соборов и утвержденную ими догматику. Так выделилась Армянская апостольская церковь.
Все это привело к тому, что в начале средних веков сложились два центра христианства: Византия и Рим. Другие церкви вскоре утратили свою самостоятельность и оказались в орбите влияния одного из вселенских, как они себя называли, центров. Положение Константинопольского патриарха и Римского папы было неодинаково.
Восточная римская империя после разделения просуществовала еще около тысячи лет, а Западная империя прекратила свое существование под ударами варваров примерно в середине V века н.э. Поэтому патриарх осуществляя свое церковное руководство в государстве с централизованным управлением, а папа там, где был ряд мелких государств, светским руководителям которых папа формально не подчинялся.
Несмотря на разницу положений каждая из этих церквей в своих официальных документах именовала себя "вселепс-
82
кой". В середине IX века произошел конфликт между папством и патриархией, положивший начало церковному расколу. Он связан с именами патриарха Фотия, с одной стороны, и папы Николая 1, с другой.
В 857 году император Михаил III низложил патриарха Игнатия и на его место возвел угодного ему Фотия. Папа Николай 1 счел это поводом для вмешательства и укрепления своего верховенства над восточной церковью.
Вместе с тем главная причина раскола лежала не только в притязании на господство, а в связанном с этим разделением доходов, которые можно было извлекать с подчиненных территорий. Но для предъявленияявзаимных претензий была выбрана религиозная оболочка. Взаимные претензии церквей растянулись на длительный период. В середине XI века возник новый кризис, который привел к окончательному расколу. Поводом стало послание патриарха Михаила Керулария, в котором предметом его обличения стала так называемая "латинская ересь", в основе которой лежала проблема причащения.
Главы церквей обменялись взаимными упреками, а также и угрозами религиозных кар. Папа прислал в Константинополь своих послов. Патриарх Михаил Керуларий был вынужден собрать Собор, в решениях которого посланцы папы именовались как "нечестивые люди", которые "пришли из тьмы запада в царство благочестия... как гром или буря, или глад, или лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину". На Соборе папские послы были преданы анафеме церковному проклятию, вместе с теми, кто их послал.
Так, в 1054 году произошел раскол, который остается в силе до сих пор. Правда, более чем через 900 лет, в 1965 году римский папа Павел VI и Константинопольский патриарх Афиногор 1 сняли взаимные анафемы с обеих церквей. Но соединения церквей не произошло, не предвидится оно и в ближайшее время: слишком сильны те мирские силы, которые стоят за разногласиями по догматическим и культовым вопросам.
§ 19. Основные направления и особенности христианской религиозной философии
Религиозная философия представляет собой совокупность различных течений и школ, конкурирующих друг с другом. Религиозная философия дает свое решение мировоззренческих вопросов, социальных и иных проблем. Главным в ней является уччние об отношении человека к Богу и Бога к человеку. Ее теоретиччскую базу образует богословие, догматика, идеи Священного писания и основы вероучения.
Прежде ччм перейти к изложению особенностей главных направлений в христианстве как религии, попытаемся хотя бы вкратце познакомиться с теми проблемами, которые рассматривает с самого начала существования христианства его философия.
Как и само христианство его философия также имеет свои различчя. Православная философия впервые получила широкое развитие в Византии в связи с борьбой за утверждение восточной разновидности христианства и обоснованием основных принципов вероучения.
Видным ее представителем являлся Иоанн Дамаскин (675 753 гг.). Свое понимание проблем он изложил в обширной работе "Источник знания", где сформулировал основополагающие установки о том, что философия помогает познать духовный и материальный мир, уяснить роль и значение нравственных норм и христианских принципов.
В последующие века в византийской, а после принятия христианства и в русской христианской философии разрабатываются различные проблемы христианской жизни и отношения к действительности. Православная философская мысль подарила миру целое созвездие выдающихся имен. Среди них можно назвать Василия Великого (ок. 330-379 гг.), Григория Нис-
84
ского (ок. 335 ок. 394 гг.), Григория Паламу (1296- 1359 гг.) и наших соотечественников Сергия Радонежского (1314-1396 гг.), Нила Сорского (ок. 1433-1508 гг.), Иосифа Волоцкого (ок. 1439-1515 гг.).
Позже, в конце XVIII начале XIX веков формируется так называемая академическая философия ( ее представители были преподавателями духовных академий России). Общей задачей православной философии становится формирование христианского мировоззрения посредством согласования важнейших догматических представлений с различными способами познания Бога.
Конец XIX начало XX вв. стало "серебряным веком" русской религиозной философии. Это был значительный и важный этап в разработке основополагающих христианских философских концепций нового времени. Начало было положено трудами философа-мистика, богослова и поэта В.С.Соловьева (18531900 гг.), который разработал философскую теорию, получившую название "философии всеединства".
Заметной и влиятельной фигурой в русской религиозной философии был С.Н.Булгаков (18711944 гг.), в центре религиозной философии которого было учение о Софии. Благодаря божественной премудрости, "софийности" все разрозненное в обществе и мире приобретает целостность, бого-человеческий характер.
Одним из видных представителей религиозной философии в России XX века был Н.А.Бердяев (1874- 1948 гг.). В его разработках вопросов христианской философской мысли прослеживается попытка приспособить традиционную православную доктрину к новым условиям развития общества.
В католической философии можно выделить две тенденции: одна из них это тяготение к иррационализму и мистике. Выразителем этого направления стал Аврелий Августин (354 430 гг.). Главное в его трудах - это учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. В своей книге "О граде Божием" историю человечества он излагает как борьбу двух враждебных сил царства приверженцев всего земного и царства Божия. Царство Божие это римская католическая церковь.
85
Второе направление рационалистическая традиция, которую начал развивать Фома Аквинский (1226 1274 гг.). Это был первый учитель церкви, "князь философии". В 1879 году он признан официальным католическим религиозным философом. Все мироздание рассматривается Фомой как универсальный иерархический порядок внутри бытия, порядок, который установлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. Выбранные из его философии 24 тезиса были 24 июля 1924 определены церковью года как истинное учение.
В отличие от традиционных взглядов, совершенно по-новому решает эти проблемы видный ученый и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (18811955 гг.). Он считал необходимым коренным образом пересмотреть христианское миропонимание, внести в него элемент движения, развития. В мире постоянно происходит эволюция. Человек занимает в процессе эволюции исключительное место в мироздании, потому что на этом возникает высшая форма в развитии мира мысль, сознание, духовность.
Протестантская религиозная философия наиболее молодая. Ее основы разработаны М.Лютером (1483 1546 гг.) иЖ.Каль-вином (1509 1564 гг.). В центре их религиозных представлений проблема спасения грешников. Человек грешен, потому что он отошел от Бога. Божий глас в душе это собственная совесть. В одном из своих писем М.Лютер писал: "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли он делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть, во что ему верить и что делать. Я не могу ему советовать и, тем более, приказывать". Тем самым, по мнению Лютера, верующий человек становится ответственной за себя христианской личностью.
Кальвин развил систему протестантских представлений, в основу которых положил следующий принцип: Библия, в особенности свод ее религиозных догм, содержащихся в Ветхом Завете, является единственным источником христианской истины. Христианская религиозная философия, несмотря на многие трудности, находится в развитии. Она пытается рассматривать и по-своему решать многие социальные и другие проблемы современного общества.