Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

второй христианской части Библии

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

§ 40. Новый Завет как священная книга христиан

Закончив рассказ о книгах Ветхого Завета, мы должны обратиться к Новому Завету - второй, христианской части Библии. Мы уже знаем, что первые христианские общины возникли в Палестине в первой половине 1 века н.э. Для палестинскиу евреев это было трагическое время, время, когда гибли на крестах тысячи и тысячи невинных жертв, время невыноси.лого гнета римских захватчиков, произвола своих царей и ччозсм-ных прокураторов, наглости и продажности священников.

Палестина не была монолитной страной. Напротив, она отличалась большой географической, политической, этической,

185

религиозной и социальной пестротой. После смерти Ирода Великого, который был царем Иудеи с 40 по 4 годы до н.э., его царство распалось, разделенное римлянами на четыре части провинции. Обстановка в Палестине была чрезвычайно напряженной. В эллинских городах то и дело вспыхивали еврейские погромы, иудеи со своей стороны пользовались любой возможностью для кровавого возмездия.

В конце 1 века н.э. начинают появляться письменные документы, в которых постепенно оформляется вероучение новой религии, все более радикально порывающей свою связь с иудаизмом. Общины новой религии организуются в разных странах Переднего Востока и, чем дальше, тем все меньшую роль в составе этих общин играют евреи и все большую приобретают новообращенные из других народов и племен пестрой по своему этническому составу Римской империи.

Как мы уже знаем, самым ранним разделением Библии, идущим со времен первоначальной христианской церкви, было разделение ее на две неравные части, получившие название Ветхого и Нового Заветов.

Церковная традиция связывает это разделение с отношением к главному предмету Библии, к личности Мессии: те «книги, которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески его предвещали, вошли в состав Ветхого Завета, а те, которые возникли уже после пришествия в мир Спасителя и посвящены истории его искупительного служения, изложению основ учрежденной Иисусом Христом и его апостолами церкви, образовали Новый Завет.

Вместе с тем, Новый Завет это книги, в которых говорится о "новом договоре Бога с людьми" через посредство Иисуса Христа. Поэтому в отличие от "старого договора", который Господь Бог заключил с Моисеем, договор с Иисусом Христом это "новый завет". В состав Нового Завета входит всего 27 книг: четыре Евангелия, книга Деяний Апостольских, семь соборных посланий, четырнадцать посланий апостола Павла и Откровения Иоанна Богослова. Такой состав новозаветных книг признают все христианские церкви.

Православная церковь делит все книги Нового Завета на три разряда: 1) исторические, 2) учительные, 3) пророческие.

186

Исторические книги - это четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских. Они дают, как считает церковь, историческое изображение жизни Иисуса Христа и историческое изображение жизни и деятельности апостолов, распространивших по всему миру учение Христа. Учительные книги это послания апостольские, представляющие письма к разным церквам по вопросам веры. В них апостолы выступают как учителя для новых церквей и верующих по пониманию христианского учения. Пророческая книга в Новом Завете одна - это Откровения Иоанна Богослова или Апокалипсис, где в видениях открывается судьба христианской веры и церкви.

Состав книг Нового Завета складывался в течение долгого времени. Он начался в конце II века н.э. и завершился приблизительно к концу четвертого века. Новозаветные книги расположены, как считает церковь, соответственно своей важности и времени своего окончательного признания. Следует заметить, что католическая и православная церковь по-разному располагают соборные послания. Так, католики поставили на первое место послания апостола Петра, а православные церкви ставят впереди послания Иакова, руководствуясь порядком перечисления апостолов, которое дает Павел в послании к галатам.

В Римской империи, во времена Иисуса Христа и первых христианских общин, господствующим языком был греческий. Его понимали повсюду и почти везде на нем говорили. Поэтому и книги Нового Завета, предназначенные для распространения по всем церквам, писались на греческом языке, на его особом диалекте, называемом "койне", что значит - "общий язык".

Оригиналы новозаветных книг все погибли, но с них было снято большое количество копий. До нашего времени дошло около пяти тысяч полных рукописей и фрагментов. Писали тростником и чернилами. В первые столетия на папирусе. Правая сторона каждого папирусного листа приклеивалась к левой стороне следующего листа. Получалась длинная полоса свиток, который наматывался на специальную палку. Все это хранилось в особом ящике. С третьего столетия стали переписывать книги на пергаменте.

Самыми важными из сохранившихся текстов Нового Завета считаются Синайский кодекс, найденный в 1856 году. Он был

187

подарен Александру II и хранился в Петербурге, но в 1933 году в числе других культурных ценностей был продан Великобритании и с тех пор хранится в Британском музее. Там же находится и так называемый Александрийский кодекс. Ватиканский кодекс датируется приблизительно IV веком и хранится в библиотеке Ватикана.

Однако писания Нового Завета были лишь незначительной частью обширной христианской литературы, создававшейся в 1-111 веках. Христианские писатели конца 11-111 веков упоминают, цитируют, пересказывают различные Евангелия: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, два Евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию, Евангелие от Марии. Некоторые Евангелия названы по тем группам, среди которых они почитались. Например, Евангелие Евреев, Евангелие египтян. Кроме Евангелий, в произведениях христианских писателей упоминаются и другие, не вошедшие в Новый Завет книги. Археологические раскопки конца XIX - начала XX века открыли фрагменты и целые сочинения, не признанные церковью.

У первых христиан не было потребности в записи своих проповедей по той причине, что они ждали скорого прихода воскресшего Иисуса Христа "во время сие", как сказано в Евангелии от Марка. Однако позже в христианских общинах существовали люди, записывавшие поучения, рассказы и объединившие отдельные блоки традиции в единое повествование.

Распространение христианства в разной этической и социальной среде, влияние нехристианских верований и философских систем усиливало расхождение между отдельными группами христиан и их писаниями. Постепенно выявляются наиболее почитаемые среди отдельных групп общин сочинения: прежде всего, это относится к Евангелиям.

Окончательный список новозаветных книг был утвержден православной церковью на Карфагенском соборе в 419 году, а Откровения Иоанна Богослова были включены в канон на Константинопольском соборе в VII веке. Тогда же встал вопрос о судьбе тех писаний, которые считались спорными. Все писания, не вошедшие в Новый Завет, стали называться апокрифическими. Некоторые из них церковь разрешала читать верующим в качестве назидательной литературы. Большой популярно-

188

стью пользовались описания ранних лет жизни Иисуса. Одно из них так называемое "Евангелие детства".

Славянский перевод Нового Завета был сделан с греческого текста Кириллом и Мефодием во второй половине IX века и вместе с христианством пришел к нам на Русь при князе Владимире. Из сохранившихся у нас списков этого перевода особенно важным является "Остромирово Евангелие", переписанное в одиннадцатом веке для посадника Остромира.

Попытки нового перевода книг Нового Завета, особенно четырех Евангелий, предпринимаются и сегодня. Авторы переводов хотят создать текст, близкий к подлиннику, но понятный современному человеку, написанный современным литературным языком.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему часть книг Библии получила название "Нового Завета"?

2. Какие книги вошли в состав Нового Завета? Каково их деление в православной церкви?

3. Одним из апокрифических Евангелий, которое не вошло в состав Нового Завета, является "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа" или "Евангелие детства". Там есть такой фрагмент: "II. Когда мальчику Иисусу было пять лет. Он играл у брода через ручей, и собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего ты делаешь в субботу то, что не должно?.' Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: Летите! И воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил сказанное". Как вы думаете, зачем понадобилось описать раннее детство Христа и показать его чудодейственные способности, имеющиеся у него с самого детства? Почему юный Иисус нарушает главную иудейскую заповедь "чтить день субботний"?

189

§ 41. Евангелия. Деяния святых апостолов и их послания

Основная часть Нового Завета состоит из четырех Евангелий, или "святых благовествований". Само слово "Евангелие"греческое и переводится как "благая весть". Христиане называют "благой вестью" Евангелия, в которых рассказывается о пришествии долгожданного Мессии в лице Иисуса Христа. Он должен придти смиренно, в образе раба (слуги), чтобы своими страданиями, смертью и воскресением искупить грехи рода человеческого. Но было обещано и второе пришествие, когда Он, облеченный властью и увенчанный славой, положит конец несправедливости в мире и создаст вечное счастливое царство.

В настоящее время в канон входят четыре Евангелия. Что касается названий "Евангелие Матфея", "Евангелие Марка" и т.д., то правильнее эти названия перевести с греческого нужно так: "Евангелие по Матфею", "Евангелие по Марку", ибо церковь считает, что во всех Евангелиях заключается единое христианское благовествование о Христе Спасителе, но изображается разными писателями. Таким образом, церковь считает, что есть одно Евангелие, но в четырех видах.

Если сравнить четыре канонических Евангелия, то заметно, что первые три (от Матфея, Марка, Луки) имеют много общих черт. Поэтому их называют синоптическими Евангелиями и часто рассматривают обзорно. В XVIII веке эти Евангелия издали в виде Синоптика - то есть параллельными столбцами, отсюда и это название. В основе синоптических Евангелий лежат, прежде всего, схожие сюжеты. Книги посвящены деятельности Иисуса в Галилее (так называлась северная часть Палестины), его учению, сотворенным им чудесам, мученичеству, смерти и воскресению. Тексты Евангелий иногда дословно совпадают. Синоптические Евангелия схожи и в том, что изложенный материал группируется по темам, а не в хронологическом порядке.

Очень отличается от синоптических четвертое Евангелие - от Иоанна. В нем расширено поле деятельности Христа -он проповедует в Иудее, Иерусалиме. В синоптических Евангелиях его проповеди слушают простые люди, у Иоанна книж-

190

ники и фарисеи. Отличается и стиль высказываний, язык Иисуса Христа. Но самое существенное различие в толковании образа Христа. У Иоанна Иисус появляется как Бог в человеческом образе, который после воскресения вернется к Богу-отцу. Матфей, Марк и Лука придали Христу черты человека, а Иоанн подчеркивает его божественную природу.

Об авторах четырех канонических Евангелий имеется обширная литература. Так, в книге известного богослова А.Меня "Сын человеческий" в списке литературы на русском языке указывается несколько сот книг, еще более обширна литература на европейских языках.

Отметим, что раннехристианские традиции единодушно связывают Евангелия с теми лицами, чьи имена стоят в заглавии. Самым ранним считается Евангелие от Марка. Марк принадлежал к христианской семье, одно время сопровождал апостолов Петра и Павла во время их миссионерской деятельности. Считают, что благовествование от Марка написано для христиан нееврейского происхождения. Это видно из того, что он объясняет читателям неизвестные им еврейские обычаи.

Если в Евангелии от Марка повествуется главным образом о событиях жизни Христа, то в первом Евангелии, носящем имя Матфея, много места отведено словам Спасителя, его пророческим предсказаниям. Это евангелие адресовано иуде-ям. В нем автор стремится доказать, что Иисус и есть долгожданный Мессия.

Автор третьего Евангелия Лука это писатель, который уже имел перед глазами попытки изложить жизнь и учение Христа, сделанное Марком. Евангелие от Луки написано для людей, воспитанных в традициях эллинистической культуры, и еще в большей мере, нежели чем Евангелие от Матфея и Марка, адресовано читателям "во всех народах" (Лк. 24:47). В одном из документов, который был написан около 170 года о Луке говорится следующее: "Лука, сириец, родом из Антиохии, врач, ученик апостолов, позже он следовал за Павлом до его мученической кончины. Безупречно служа Господу, он не имел жены и детей. Он умер в Беотии, исполненный Духа Святого, в возрасте восьмидесяти четырех лет. Так как уже были написаны Евангелия в Иудее Матфеем, в Италии Марком, то

191

Лука вдохновился от Духа Святого и написал Евангелие в области Ахайи".

Четвертое Евангелие носит имя Иоанна. По преданию им был ни кто иной, как Иоанн, сын Зеведея. Принадлежа к ученикам Иоанна Крестителя, он одним из первых последовал за Христом вместе с братом и матерью. Вначале 30-х годов первого века Иоанн вместе с Петром проповедовал среди евреев и самарян, пережил арест, а после казни в 44 году его брата Иакова, вероятно, покинул Иудею. В конце столетия он возглавлял общины в Малой Азии и жил в городе Эфесе. Согласно малоазиатскому преданию апостол написал свое Евангелие в 90-х годах. Умер он около 100 года в глубокой старости.

В состав Нового Завета входит и книга под названием "Деяния святых апостолов", где рассказывается о том, как на апостолов сошел Святой Дух, о первой проповеди апостола Петра, о состоянии первоначальной христианской общины в Иерясалиме, о чудесах апостолов и об их первоначальной проповеди в Иерусалиме, о переходе проповедников в другие области Палестины, о преследовании христиан Савлом и об обращении ко Христу его и сотника Корнелия.

Далее рассказывается о трех проповеднических путешествиях апостола Павла, взятии его под стражу в Иерусалиме, суд над ним в Кесарии. После двухлетнего пребывания в тюрьме, Павел как римский гражданин отправлен на суд в Рим, где позже был казнен.

По традиции, восходящей к истокам раннего христианства, считалось, что автором книги Деяний апостолов является евангелист Лука. Текст книги Деяний сохранился в нескольких весьма различных вариантах. Заглавие книги дано не самим Лукою, а кем-то позже, оно не очень соответствует содержанию книги, так как кроме апостолов Петра и Павла лишь однажды упомянуто об апостоле Иакове и дважды об Иоанне. О других апостолах в отдельности ничего не рассказывается.

Уже в Ветхом Завете мы встречаемся с такой формой книг, как послание, но все-таки они являются характерным жанром именно Нового Завета, ведь более двух третей писаний по количеству, а не по объему приходится на послания. Значение этих посланий велико, ведь они помогают установить тот

192

круг проблем, которые имели место в жизни ранних христиан и направления их решений. Они помогают осветить важнейшие вехи истории развития христианства, формирования церквей, приспособления христианского учения к светской жизни, важнейшие этапы миссионерской деятельности апостолов.

В каноне содержится 21 апостольское послание, из них 14 традиция приписывает апостолу Павлу, а семь другим апостолам. Послания Нового Завета расположены не в хронологическом порядке. В православной Библии сначала идут соборные послания, затем послания апостола Павла универсального содержания, а за ними менее значительные, обращенные к отдельным лицам.

Обычно послания начинаются с указания автора и адресата, здесь же дается благословение: "Павел, раб Иисуса Христа, признанный апостол, избранный к благовестию божию... всем находящимся в Риме возлюбленным божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господина Иисуса Христа" (Рим. 1:1,7). Заключительные строки содержат приветствие: "Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. Мое, Павлове, приветствие собственноручно" (1 Кор. 16:20-21).

В канон помимо посланий Павла входят еще семь посланий, приписываемых апостолам Петру, Иакову, Иоанну и Иуде. Начиная с конца II века эти послания называются кафолическими (от греческого "целый", "вселенский"), Все эти послания, написанные по разным вопросам, имеют эпистолярную форму и, заключая в себя живое собеседование о разных предметах и вопросах, дают яркую картину жизни древнехристианских общин.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что вы знаете об авторах Евангелий? Почему они иногда по-разному рассказывают об одних и тех же событиях? Иногда об этом сообщают два евангелиста, иногдатолько один. Так, только Матфей и Лука приводят нагорную беседу Господа Иисуса Христа, сообщают историю рождения и первых годов жизни Христа. Один Лука говорит о рождении Иоанна Предтечи. Иное один евангелист передает в более сокращенной форме, чем другой. Различны даже и частности событий в каждом Евангелии, а также

193

и выражения. Какой вывод вы можете сделать из этого?

2. Кто такие апостолы? Как вы думаете, почему их произведения включены в состав Нового Завета?

3. Известный российский писатель и поэт, лауреат нобелевской премии в области литературы Борис Пастернак в романе "Доктор Живого" поместил целый цикл стихотворений на евангельские темы. Прочитайте эти стихи. Как понимает поэт события далекого прошлого? Чем отличается его взгляд от мнения евангелистов?

4. Со времени первохристианской церкви Притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Восточному складу ума свойственно говорить и учить в форме сравнения, ему свойственно выражаться загадками, которые возбуждают любознательность и располагают к размышлению. Прочитайте притчу из Евангелия от Луки:

"Приближались к нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью, и, приходя домой, созовет друзей и соседей, и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:1-7).

Какую мысль хотел выразить Иисус Христос, рассказывая эту притчу? Как вы ее понимаете?

§42. Апокалипсис и христианская апокалиптика

Особое место среди книг Нового Завета занимает Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (что с греческого значит "откровение"). Этот жанр литературы, возникший у иудеев, призван был поднять завесу над будущим и рассказать о нем в откровениях пророков. Они излагают грядущие события в фантастическом, устрашающем виде. Откровение Иоанна

194

может рассматриваться как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Существуют две исторические версии появления Откровения. Обычно предполагается, что в книге рассказывается о гонении на христиан во время правления императора Домициана и что она была написана в конце 1 века н.э. Однако существует и такое толкование: отдельные видения связаны с падением императора Нерона, со временем тяжелого поражения в Иудейской войне (66-73 гг. н.э.). А если это так, то фрагменты Откровения можно отнести к самым ранним произведениям христианской литературы.

Это было 19 ноября 64 года, на десятом году правления императора Нерона, в Риме вспыхнул пожар. Он сразу принял чудовищные размеры и бушевал семь дней и семь ночей, пожирая густонаселенные районы и кварталы города. Среди населения пошли слухи, что город подожжен по приказу Нерона. Император, чтобы побороть слухи, приказал искать виновных. Римский историк Тацит сообщает, что такими оказались христиане. Они были подвергнуты жестоким казням и преследованиям. И многие из них шли на эти мучения, ради веры в Христа и безропотно принимали смерть.

Но были, несомненно, среди христиан такие, что готовы были отречься от Христа, лишь бы сохранить свою жизнь и имущество, и многие колебались. И вот в эти годы среди христиан греческих городов Малой Азии стало переходить из рук в руки недавно появившееся новое сочинение книга, написанная на греческом языке и получившая греческое название "Апокалипсис".

Из Евангелий мы знаем, что самого основателя новой религии многие "почитали за пророка" (Мф. 14:15). Иисус постоянно выступает перед народом со своими пророчествами о скором наступлении "кончины века" и установлении царства Божия, при этом ссылается на древних пророков, чаще всего Исайю и Даниила. Неудивительно, что эта мысль пронизывает и Откровения Иоанна.

Много споров вызывала постоянно фигура автора этой книги Библии. Кто такой Иоанн? Автор сам назвал себя: "Я, Иоанн, брат ваш и соучастник скорби и в царствовании и в терпении Иисуса Христа..." (Откр. 1:9). Церковь понимает это

195

в том смысле, что автором был апостол Иоанн, написавший четвертое Евангелие и три вошедших в канон послания Иоанна.

С этим трудно спорить, так как из текста видно, что автор Откровений был, несомненно, крупным авторитетом для ранних христиан. Достаточно вчитаться в первые четыре главы книги, где он обращается к ряду христианских общин Малой Азии, дает оценку их верности учению Христа, одних хвалит, других порицает за то, что они проявили слабость, соблазнившись учениями появившихся среди них "лжепророков". Он настолько хорошо знаком с тайной жизнью этих общин и обращается к ним с такой авторитетностью и силой, что есть все основания видеть в нем того Иоанна, который был одним из апостолов.

Иоанн возвещает своим единоверцам великую и утешительную весть: "Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко" (Откр. 1:3). Нужно продержаться еще немного, не отступиться от христианской веры, и скоро наступит конец всем страданиям и устоявшие получат великую награду. Эту тайну Иоанну, сообщалось в Откровении, поведал сам Иисус Христос через своего ангела, и тогда же было ведено Иоанну от Бога: "То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам" (Откр. 1:11). Иоанну в ряде видений было показано и в этом состояло откровение, "чему надлежит быть вскоре", а именно: что скоро наступит конец света, но перед этим может произойти много чудесного и страшного.

Иоанн сообщает о себе, что он находится на острове Пат-мосе в Эгейском море, где он оказался "за слово божие и за свидетельство Иисуса Христа" (Откр. 1:9). Однажды в воскресный день Иоанн "был в духе", т.е. в состоянии молитвенного экстаза, и вот перед ним разверзлось небо и он увидел семь золотых светильников и посреди светильников образ "сына человеческого" Иисуса Христа, который обратился к Иоанну. В следующих главах своей книги Иоанн продолжает рассказывать о своих видениях. В них многие сюжеты являются заимствованными из книг Пророков Ветхого Завета Даниила и Иезекииля, а также из пророчеств Исайи. Одно из ярких описаний пророчества Иоанна это пред-

196

сказание "конца света". Небесная трагедия повествуется в потрясающих картинах, которые на тех, кто читал книгу в 60-х годах 1 века н.э., должны были произвести очень сильное впечатление, ибо оно вполне соответствовало реальным бедствиям, поразившим Римскую империю в это десятилетие.

Наиболее примечательным местом из всего, что описывает Иоанн, является описание в 13 главе книги появления страшного зверя с загадочным числом. Глава заканчивается словами: "Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочтет число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть". Разгадать эту загадку для современников Иоанна было совсем несложно. У многих народов древности, и в том числе у иудеев, числа обозначались буквами алфавита. Подставив в "звериное число" 666 вместо чисел еврейские буквы, можно было получить два слова: "Нерон Кесарь". Стало быть - зверь это Рим и Нерон.

В книге содержаться описания и других испытаний, которые ожидают человечество. В заключении ангел от имени Бога возвещает Иоанну: "Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей..."

Нет сомнений, что книга производила сильное впечатление на читающих ее. Множество подробностей в ней, неясных для нынешнего читателя, для современников автора книги были вполне понятны. Им казалось, что все приметы подтверждают написанное в книге. На их памяти происходили землетрясения и затмения, нашествия саранчи и голодные годы, кровопролитные войны и междоусобицы.

Все казалось древним читателям книги Откровения, христианам - современникам ее автора, подтверждает истинность пророчества о близком наступлении второго пришествия Христа и дня страшного суда, когда им стократ воздается за их страдания, за верность Христу, а их гонители будут обречены на самые страшные вечные муки в озере горящей серы. И кто знает, сколько христиан в эти годы шли на мученическую смерть с радостной надеждой на скорое воскресение. Книга Откровений, несомненно, сыграла немалую роль в судьбе новой религии.

Пророчества Иоанна, содержащиеся в Откровении, пока, к счастью, не сбылись, не состоялось ни конца света, ни воскресения мертвых, не сменились на новые небо и земля. Верил

197

ли сам автор Откровений, что все так произойдет, как он написал в своей книге? Кто знает? Но мы точно знаем, что прошли века, сменилось множество поколений, а в книге Откровений люди все еще ищут и, видимо, будут искать и, наверное, находить указания на близкое "светопреставление", второе пришествие Иисуса Христа, "страшный суд" и наступление "царства Божия". В этом и состоит притягательная сила библейских книг.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что вы. знаете об авторе книги Откровения? Какие личные качества и черты характера способствовали появлению Откровений Иоанна Богослова?

2. Прочитайте отрывок из Апокалипсиса: "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть реки и на источник воды. Имя сей звезде полынь: и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (Откр. 8:10-11). Вот такое толкование дает этому отрывку АЛЛопухин в своей "Толковой Библии": "Последствия падения звезды предуказываются в ее названии полынь, горькая трава. Можно полагать, что воды были отравлены ее горечью не на каком-либо пространстве земли, но по всей земле, так что люди всей вселенной, без всякого исключения должны были употреблять несколько горькую воду, эта горечь воды и произвела, большую смертность". После аварии на Чернобыльской АЭС этому отрывку стали давать другое толкование. Слово Чернобыль с украинского переводится как "горькая полынь". Как вы думаете действительно ли автор Откровений мог предсказать события 1986 года или здесь нечто другое? Что именно?

3. Приведите примеры использования сюжетов Апокалипсиса в художественной литературе и искусстве. Почему Откровения Иоанна привлекают к себе внимание и сегодня?

198




1. Курсовая работа- Новая парадигма менеджмента
2. нибудь из них может быть заронит тебе чтонибудь в душу
3. ТЕМА- ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФТИЗИАТРИИ
4. ощущение человека в нехватке чеголибо обретённое в специфическую форму в соот с культурным уровнем и индив
5. а ihtik.lib.ru ihtik@ufcom
6. балтийский водный путь имеет ширину 25120 м
7. Роль контролю та стимулювання навчальної діяльності у підвищенні рівня якості знань учнів та розвитку їхньої творчої активності
8. тема і форма реалізації бізнесу та підприємництва
9. Система оптимизации фондового портфеля от Siemens Business Services Russia
10. Славянофильство.html
11. рефераты Г КИССИНДЖЕР ДИПЛОМАТИЯ Главы из книги ГЛАВА 31 Возвращение к проблеме нового мирового порядк
12. тема 2 My fmily My fmily is not big but lso is not smll- Dd Mom me my brother nd my sister.
13. Горбачев Александр Михайлович
14. Складской учет Перемещение товаров между складами
15. тематичних наук Донецьк2002 Дисертацією є рукопис
16. ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВИДАХ СПОРТА ГЛАВА 18 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ СПОРТИВНОЙ ЭСТЕТИКИ Эстетические пока
17. решать задачи аналитически с минимальным привлечением чертежей
18. Введение Для производства изделий из древесины исходный материал в виде досок листов фанеры и древесных
19. духа населенных мест используют два норматива
20. Понятие науки. Проблема генезиса науки и ее историческая динамика Наука ~ это специфическая форма познав