Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопросы к теме 4 («Восприятие»).
Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в
геометрической прогрессии. Некоторые вещи не укладывались в этот механический закон, напр. некоторые виды чувствительности работали по принципу "все или ничего", а те, кто продолжали исследования в этой области, определили, что пороговые величины раздражителей зависят от конкретного человека, с которым идет работа.
В основе феноменолог. наблюдения человека (нет деления целого на элементы), интроспекция же как раз стремится избежать (есть деление целого и только оно)
в качестве фигур на фоне воспринимаются те элементы общего целостного изображения, которые находятся друг к другу ближе (близость и сходство кружочков), законе «прегнатности», согласно которому наше перцептивное поле стремится к структурированию наиболее хорошим (при данных условиях), т.е. простым, симметричным, экономным, образом (простая форма и завершенность)
впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определённые следующие друг за другом фазы движения объекта
из-за контраста, перспективы, параллелограмма и линий в разную сторону. из-за целостности мы воспринимаем объекты вместе с их окружением, поэтому они кажутся нам другими, чем есть на самом деле
Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймлённые вещами, и т. п., совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей.
ВАЗА И ДВА ЛИЦА ЧЕРНО-БЕЛЫЕ - почему мы видим фигуру на фоне а не фон, окаймляющий фигуру.
В восприятии дана не форма и содержание, а форма некоторого содержания, и сама структура зависит от структурирования смыслового содержания восприятия.
В 1891 О. Шарпантье описал так называемые «иллюзии размера-веса (англ.)русск.», которые получили эпонимическое название «иллюзии Шарпантье»[5]. Иллюзия заключается в том, что при поднятии двух одинаковых по весу, внешнему виду, но различных по объему предмета, меньший будет восприниматься как более тяжелый[6].
Значение тех свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Константность восприятия выражается в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся в известных пределах условиях их восприятия. Т. е. даже если человек повернется другим боком и изображение на сетчатке от этого изменится, мы все равно будем знать, что это он. Это отношения к объективному предмету, к определённому участку или моменту объективной действительности
Практически для нас существенно именно значение предмета, потому что оно связано с его употреблением: форма не имеет самодовлеющей ценности; она обычно важна лишь как признак для опознания предмета в его значении, т. е. в его отношениях к другим вещам и в возможном его употреблении. Сама структуравосприятия, которую гештальт-психология хотела превратить в нечто самодовлеющее, неизбежно оказывается зависимой от предметного содержания восприятия. Осмыслить восприятие значит осознать предмет, который оно отображает. Осмыслить восприятие значит выявить предметное значение его сенсорных данных. особенностью нормального восприятия человека является его «категориальность». Обозначение обобщённого восприятия категориальным заключает в себе неправомерное отожествление каждого понятия, под которое подводится воспринимаемый предмет, с категорией. За этим скрывается идеалистическая установка, стремящаяся целиком подчинить чувственное содержание восприятия общим понятиям как конституирующим его «категориям». Учение о «категориальности» восприятия утверждает примат логического над чувственным в восприятии.
С точки зрения Брунера, каждый акт восприятия последовательная цепь решений, подчиняющихся общей стратегии: Перцептивный акт акт категоризации. Выделяют четыре стадии процесса категоризации. 1 "звук, цвет" 2 признаки 3 подтв. проверка 4 завершающая проверка. Это значит что восприятие идет как процесс категоризации.Т.е. перед так как увидеть что-то человек должен иметь категорию для этого, т.е. быть готовым увидеть.
Люди без образования не умеют выделять категории, категоризация это всегда абстрагирование от чего-то и выделение существенного признака. Ткачихи без образования не могут разложить зеленые нитки разных оттенков в одну кучу, т.к. для них цвета зеленого разные.
Восприятие из низж. функции становится высшей в процессе культурного развития человека, в ходе погружения в традиции и язык, язык очень помогает в категоризации. Вначале у ребенка восприятие богаче, чем речь, а потом речь начинает помогать видеть невидимое (не цвет предмета а его свойства)
ассоциативные считали, что мы воспринимаем мир частями, видя вначале цвет, форму, а потом предмет. гештальт говорил, что мы воспринимаем именно сам предмет быстрее, чем его качества, схватываем целое раньше, чем части.
Гештальт считал функции восприятия хороших форум и др. врожденными - они отрицали историчность. Лурия показал, что категоризация происходит только когда у человека есть образование. Оба считали восприятие целостным процессом с особыми свойствами.
Скорее единомышленники, они оба расрывали понятие категоризации восприятия, лурия показывал историчномть, а брунер - сам процесс.
показывает установление логических связей. называется слово, к нему нужно подобрать карточку, которая поможет его запомнить (наз. молоко - выбрал корову), потом проходит нек. время и показывают эти карточки, а человек должен вспомнить слова.