Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА 5-1 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Время 2 часа

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 15.5.2024

АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

Кафедра философии, истории и культурологии

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой №46

      А.В. Малов

"___"_______________2012 г.

Лекция

по дисциплине «Философия»

ТЕМА № 5/1. «СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

Время - 2 часа

Обсуждена на заседании ПМК № 1                                                                                                                          «___»  сентября 2012 г.  Протокол № 1.

Для очной и заочной формы обучения

Химки - 2012 г.

I. Учебные и воспитательные цели:

  1.  Уяснить содержание основных этапов формирования, становления и развития русской философии.
  2.  Определить содержание и специфику отечественного философствования.
  3.  Определить круг основных проблем в русской философии и их мировоззренческое решение.
  4.  Воспитание личной ответственности у обучаемых за высокие результаты учебы в академии.

II. Учебно-материальное обеспечение:

1. Слайды

2.  Выставка литературы

III. Расчет учебного времени:

Содержание занятия

Время, мин.

Вступительная часть

5 мин.

Учебные вопросы:

Особенности отечественной философии.

40 мин.

2. Основные этапы развития философской мысли России.

40 мин

Заключительная часть

5 мин.

IV. Организационно-методические указания:

При изучении темы необходимо раскрыть содержание отечественной философской мысли, ее зарождение, этапы становления и развития, а также круг основных проблем и их мировоззренческое решение в условиях российского общества.

.

V. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

«СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

                                                      

Отечественная (русская – как синоним) философия – часть философской культуры человечества. Она тесно связана с мировой философией, но при этом обладает значительным своеобразием. Русская философия имеет многовековую историю, развитие которой шло не по прямой, непрерывной линии. Ее значимые вехи связаны с этапами развития русской государственности, поэтому вполне естественно говорить о киевском, московском и петербургском периодах развития русской философской мысли. В содержательном плане русскую философию отличает большое разнообразие течений и школ, имеющих различную, порой противоположную направленность. В этой связи  можно выделить религиозные и атеистические, материалистические и идеалистические, консервативные и либерально-радикалистские, мистические и рационально-логические, интуитивные и позитивистские направления русской философской мысли. В данной главе рассмотрены периодизация и особенности, а также наиболее значимые в структурно-логическом и содержательном плане течения, определяющие специфику и своеобразие отечественной философии.   

  1.  Особенности отечественной философии.

Рассматривая историю развития отечественной философской мысли, можно выделить несколько оснований для ее периодизации. Таким основанием может служить хронология мировой истории. В этой связи можно вести речь о Древнерусской философии, отечественной философии Средних веков, Нового времени и др. Кроме того, существует подход к периодизации русской философии с учетом не только временных, но и пространственных, природно-географических факторов (например, философская мысль Северо-Западной Руси XIV в.). В отдельных случаях русскую философию рассматривают в соответствии с развитием отечественной культуры, выделяя, например, философию Серебряного века. Марксистская традиция связывает этапы философии с общественно-экономическими формациями, в рамках которых она развивается. Используются и иные основания периодизации русской философии. Однако целесообразней строить ее периодизацию в соответствии с этапами развития русской государственности, отмечая в случае необходимости выходы за их пределы. С учетом данных обстоятельств, следует остановиться на распространенном и наиболее приемлемом варианте, когда периодизация русской философии включает в себя следующие этапы:

– предысторию философии, включающую в себя аспекты мифопоэтического и языческо-сакрального  комплекса устного философствования древних русичей до VVII вв.;

– становление русской философии в рамках Киевской, Новгородской Руси и других княжеств в VIII – начале XII в.;

– философию периода феодальной раздробленности средневековой Руси XIIXIV вв.;

– философскую мысль московского периода русской государственности второй половины XIVXVII в.;

– отечественную философию петербургского периода XVIII в.;

– философскую мысль «Русского ренессанса» XIX – начала XX в.;

– советский период русской философии (1917 – середина 80-х гг. XX в.);

– современный этап развития отечественной философии.

Особым периодом развития отечественной философии является философия русского зарубежья «первой волны» с начала 1920-х до 1970-х гг. Особенности русской философии подчеркивают ее своеобразие. Рассматривая характерные черты отечественной философии, необходимо постоянно учитывать те общие тенденции развития, которые свойственны философии мировой. Проявляясь под воздействием специфических условий, общее способно влиять на формирование особенного, обусловив отечественный историко-философский процесс. При этом различные направления и школы русской философской мысли, взаимодействуя между собой и обладая отличительными  признаками, вместе с тем имеют ряд общих особенностей. Перечислим некоторые из них.

Прежде всего – это онтологизм русской мысли, сформировавшейся на основе античной и византийско-православной традиций. В противовес приверженности западной философии к рациональному основанию, связанному со свойством и особенностями человеческого разума, русская философская мысль, жаждущая общения с Абсолютом, по словам А.Ф. Лосева, в основании всего рассматривает метафизический божественный Логос3. Это позволило русским мыслителям во все времена своеобразно отвечать на наиболее глубокие, общие бытийные вопросы.   

Следующей чертой отечественной философии является ее неприязнь к отвлеченному мышлению, конкретно-практический характер и борьба против абстрактности «отвлеченных начал». В этом смысле П.А. Флоренский, рассматривая оппозицию русской и немецкой классической философии, говорил о неконкретности последней. При этом он отмечал ее принципиальную неспособность ответить на конкретные философские вопросы, характеризуя немецких классиков как мастеров ухода от конкретных ответов,  сравнивая их философию со сплошным завыванием, в котором нет ни одного чистого тона4.   

Художественная образность как особенность русской философии проявляется, начиная со специфической многомерности трактовки понятия Софии – Премудрости. Эта центральная философская тема, проходящая через тысячелетнюю историю русской мысли, имеет несколько художественно-смысловых оттенков. София – это и олицетворение философской мудрости, и образный храм, воплощающий гармоничность и благоустроенность бытия, и иконографический сюжет трактовки «горней идеи», и совокупность глубочайших мыслей философских теоретических источников, и символически скрытая трактовка пути достижения высшей мудрости.

Русская философия уделяет пристальное внимание религиозной проблематике, что определяет религиозно-христианский характер значительной части творчества отечественных мыслителей. Выполняя одну из возложенных на нее задач по разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения, отечественная философская мысль не стала в один ряд с западноевропейской схоластикой. Основываясь на ключевой тенденции стремления к постижению истины посредством божественного Логоса, русская философия избежала участи стать «служанкой богословия», оперирующей преимущественно категориями, носящими рациональный, формально-логический характер.

Отечественные мыслительные системы отличают самостоятельность, принципиальность и бескомпромиссность, а также последовательное противодействие философским школам оппонентов, «фронтальная критика» их взглядов. Причем эта позиция не является показателем «всеобщей нетерпимости», «непременного обличения» идейного противника. В ней заключено стремление к выражению и отстаиванию своей позиции, постижению истины, а не стремление быть похожим и угодным признанным авторитетам «мировой философии».

Важной особенностью русской философии является ее этико-сотериологическая направленность. Нравственная точка отсчета выделена практически во всех русских философских учениях. Сформулировав уже в «Слове о законе и благодати» данное направление, киевский митрополит Иларион писал: «Христиане же истиной и благодатью не утверждаются, а спасаются…»5. Положение о непременной нравственности философии, ее «духовной мудрости» развито в творчестве московского митрополита Даниила. А Максим Грек в этой связи отмечал, что христианская философия «…нужна для спасения души». Данные положения родоначальников русской философии были развиты их последователями и определили одну из черт русской философской мысли.

Отечественная философская мысль отличается историософичностью. Тема мудрости истории и постижения ее смысла проходит сквозь всю русскую философию. Причем эта ее особенность неразрывно связана с эсхатологией – представлениями о конце времен и завершении мировой истории. Данная особенность соотносится с самой структурой русского мышления, которое не удерживалось в «средних полосах» освоения бытия и устремлялось к «последнему пределу».

Социальный характер русской философии выразился в поиске оптимального соотношения значимости персонально-личного и общественно-коллективного начал в социальной сфере. В русском сознании и русской философии рассмотрение основных проблем происходит сквозь призму социальности. Практически все русские мыслители в своих философских построениях создавали «проекты» переустройства общества, «модели» его будущего развития. Более того, по мнению А.Ф. Лосева, именно социальность является  не только «уделом» русских философов, но и «глубочайшим основанием всей действительности, глубочайшей и интимнейшей потребностью каждой отдельной личности, это то, в жертву чему должно быть принесено решительно все»6.

Следующую особенность отечественной философской мысли составляет системность мировосприятия, познания, а также способов выражения познанного. Формулируя свои философские взгляды, русские мыслители стремились к мировоззренческому воспроизведению достижений русской и общечеловеческой культуры в рамках системы, что вело к комплексному объединению онтологии и гносеологии с этическими и эстетическими измерениями бытия и познания. При этом антропологизм, тесно связанный с личностным персонализмом, составляет основу системообразующего принципа русской философии. Это та реальность, во взаимосвязи с которой рассматриваются практически все проблемы в русской философии. Однако следует подчеркнуть, что русская философия базируется не просто на человеке-индивиде, носителе биологических, психологических, социальных качеств. Ценность человека как основной категории отечественной философской мысли состоит прежде всего в его персонально-личностных качествах.

Более того, ряд русских философских течений (например, славянофильство и евразийство) наделяет личностными качествами социокультурную сферу и ее отдельные элементы: семью, общину, социальные группы, классы, народ, государство, а также  русскую культуру. Примерами в этой связи выступают вводимые категории «соборной» и «симфонической» личности. Совокупность таких личностей, образующих особую социокультурную среду, способствует формированию  у отдельного индивида персональных личностных качеств, а также его вовлечению в гармоничную общественную жизнь.

Важной чертой, определяющей специфику отечественной философской мысли, является признание значимости проблем русской государственности, ее духовной природы, а также нравственного характера политической власти. Данная особенность связана еще с византийской традицией и красной нитью проходит сквозь всю историю отечественной философии. В этом смысле философское творчество отечественных мыслителей развивается через учение о «богоугодном властителе» Феодосия Печерского, иосифлянскую идею сильного православного государства, концепцию «Москва – Третий Рим» инока Филофея, последующие философские учения политико-государственной направленности.

Отечественная мысль связана с идеократическим характером русских философских систем, приверженностью к исследованию проблем, связанных с «русской идеей», русским менталитетом, русским характером, русским патриотизмом. Данная особенность отражена в философском наследии различных авторов и проходит сквозь глубину веков с момента зарождения отечественной философии по настоящее время.

Перечисленные характеристики не исчерпывают всей полноты русской философской традиции, однако они обусловливают ее специфику и наиболее важные особенности, определяющие облик отечественной философии.

2. Основные этапы развития  философской мысли России

Истоки русской философской мысли уходят в далекое прошлое. Первые устные опыты философствования  были обусловлены жизнью славян-русов, а также существованием предпосылок в виде идей и концепций, выработанных мыслителями древности. На сегодняшний день выявлены и продолжают выявляться  незаметные на первый взгляд связи русской мысли с философским наследием античности и даже с предфилософскими мифопоэтическими  комплексами Древнего мира.

На формирующуюся древнерусскую философскую мысль со 2-го тысячелетия  до н.э. по VVII вв. н.э. оказало существенное влияние языческое прошлое славянства. При этом необходимо учесть, что архаичное  мифологическое наследие древних русичей, несмотря на все его богатство и своеобразие, не могло дать духовным вождям племен ответа на основные мировоззренческие вопросы. Языческий дуализм божественного и природного начал, выражавшийся в образе синкретической субстанции, где обитают многочисленные боги, люди и вещи, не способствовал формированию целостной философской картины мира. Поклонение сверхъестественным силам и вещам, стоявшим за ними, заслоняло подлинное познание, философское осмысление мира и человека в нем.

Вместе с тем принижать либо недооценивать роль дохристианской восточнославянской мифологии и сакрального языческого знания в формировании древнерусской протофилософии  не следует. Ведь «языческой деформации» в Древней Руси подверглась сама основа будущего философствования – византийское христианство. Отголоски некогда мощного языческого фактора ощущаются и сегодня, причем не только на обыденно-бытовом, но и на  научно-культурном уровнях. Последнее «великое переселение» в Евразии в VVI вв. положило начало оседлому образу жизни народов, ставших основой русского этноса. В это время подходит к завершению длительный период языческого по содержанию и мифологического по форме устного предфилософского творчества наших предков.

Оригинальность философской мысли на Руси формировалась в процессе освоения ею духовного опыта Византии. При этом собственный опыт философствования древних русичей оказался существенно обогащен. Наиболее важную роль в этой связи следует отвести восточно-христианской патристике (святоотеческой школе), через которую происходило знакомство Руси как с религиозно-догматической доктриной православия, так и с философским наследием античности.

Становление русской философской мысли хронологически соотносится с IXX вв. и во многом связано с христианизацией Руси. Творчество христианско-религиозных мыслителей Византии явилось источниковой базой становящегося русского «любомудрия». Среди наиболее ярких представителей святоотеческой философии, чье творческое наследие оказало влияние на формирование древнерусской мысли, следует отметить Василия Великого, Григория Нисского, Григория Назианзина (Богослова), Иоанна Златоуста, Леонтия Византийского, Иоанна Дамаскина, Максима Исповедника и др.

Воззрения византийских Отцов церкви принимались древнерусской мыслью на фоне установившихся задолго до крещения Руси ее тесных связей с южнославянским миром, древнеболгарской культурой. Поэтому «болгарскую книжность» следует считать истоками древнерусской философии, ибо на ее волне наши предки постигали христианско-философские азы. При этом необходимо подчеркнуть, что идейно-философские основы восточной патристики были привнесены на Киевскую Русь через Древнюю Болгарию посредством творчества мыслителей кирилло-мефодиевской традиции. В этом аспекте кроме выдающихся славянских просветителей Кирилла и Мефодия следует отметить имена Клемента Охридского, Черноризца Храбра, Константина Переславского, Иоанна Экзарха.

Среди наиболее значимых для формирования древнерусской философской мысли источников, дошедших до нашего времени, следует назвать ряд творений византийских авторов. Наиболее известные и значимые из   них – «Шестоднев» Василия Великого, «Источник знания» Иоанна Дамаскина, а также различные сборники церковных песнопений, канонов, стихир, кондаков, икосов Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника и др.

Кроме религиозных восточно-патристических трактатов, источниками древнерусской философской мысли явились также светские  книги Византии и подконтрольных ей территорий Восточной Европы данного периода – различные сборники, хроники, афористические и морально-назидательные сочинения. Перечисляя некоторые из них, следует назвать «Изборники» 1073 и 1076 гг., «Хронику» Георгия Амартола, сочинение Филиппа Философа «Диоптра», сборники «Пчела», «Толковая Палея» и др. Широкое распространение и известность этих теоретических произведений в Древней Руси свидетельствует о реально существовавших тесных  взаимосвязях в рамках  восточноевропейской культуры и о высоком уровне философских знаний у наших предков.

Уже в древнейшей сохранившейся русской летописи «Повести временных лет» (сер. XI – нач. XII в.) были поставлены не только литературно-художественные и историко-хронологические вопросы. Данный источник можно по праву считать и памятником зарождающейся отечественной философской мысли. В нем упоминаются имена мыслителей поздней античности, употребляются термины «философ», «философствование», излагается философско-историческая концепция, рассматриваются вопросы о происхождении Руси, о едином христианском Боге, о творении добра и необходимости борьбы со злом. Здесь же предприняты попытки осмыслить социальные отношения на Руси, сформировать нравственные нормы общественной жизни. Однако целостной философской системы в «Повести» еще нет. А философский синкретизм летописного источника отражает фрагментарность и разрозненность воззрений древнерусских «любомудров».

В числе тех, кто непосредственно стоял у истоков русской религиозной философии, были первые киевские митрополиты. Из их творений до нашего времени дошли «Слово о законе и благодати» Илариона (1049), «Послание» к Владимиру Мономаху Никифора Грека (возглавлял русскую церковь в 1104 – 1120 гг.), «Послание пресвитеру Фоме» Климента Смолятича (кон. XI – сер. XII в.). В данных источниках в соответствии с канонами византийской патристики красной нитью проходят темы истинного предназначения православного христианства, важности его роли в формировании государства, величия Руси, богоизбранности ее властителей и благости ее народа. При этом здесь уже более явно, чем в «Повести», выражены философские идеи.

Так, Иларион, по сути дела, явился создателем основ учения о свободе как органическом состоянии человечества. Причем истинная свобода, по мнению мыслителя, возможна лишь в рамках христианства, а ее достижение – не в «оправдании посредством тени закона», а в «благодатном и изобильном спасении». Никифор говорил о необходимости соблюдения равновесия между светской и духовной властями, рассматривал проблемы добра и зла, истины и заблуждения, соотношения разума и чувств, духовного и телесного начал в человеке. Взгляды Климента Смолятича характеризовал дуализм познания божественной сущности, вытекающий из веры и «разумения». Учитывая данное обстоятельство, можно сказать, что он одним из первых высказал идею о важности разума в познании человеком божественной и природной сущности. Кроме того, раскрывая этические основания проблем познаваемости Бога и мира, мыслитель определил, что истинное предназначение души человека заключается в познании премудрости божьей как источника гармонии тварного мира. Данные мысли в последующем получили живой отклик в русской философии. С одной стороны, они развились в идею значимости рационального фактора в познании мира, а с другой – в идею важности морально-этического принципа в гносеологии.

Определенный теоретический итог начального этапа философствования в Киевской Руси и других княжествах во второй половине XII в. подвел мыслитель-книжник Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182). Его творчество, направленное на решение вопросов, связанных с верой в человека,  можно охарактеризовать как религиозную антропологию. А выведенный и отстаиваемый им философско-религиозный принцип «познавай веруя» упрочил идею Климента об «оправдании» православно-христианских постулатов средствами логики, рациональным мышлением.

Следует подчеркнуть, что русская философия, прошедшая к концу XII в. стадию своего становления, имеет все основания быть поставленной в один ряд с философскими системами западного Средневековья. Современные исследования содержания и хронологии, становления и развития воззрений древнерусских мыслителей позволяют опровергнуть тезисы о некой изолированности древнерусской культуры, о ее отставании, «запоздалом старте» либо «загадочном вековом молчании» русской Софии.

Философская мысль периода феодальной раздробленности Руси XIIXIV вв. и сопутствующее ему почти трехвековое монголо-татарское иго не лучшим образом сказались на процессе развития русской культуры в целом и философской мысли в частности. Однако краха русской культуры и разрыва русской философской традиции не произошло. В литературно-философских памятниках Руси XIII в. продолжают ощущаться связи со славянским югом. В XIV в. эти связи дополняются усилением культурного влияния на Русь Константинополя и Афона. Именно оттуда осуществляется приток идейно-философских христианских источников мистической и аскетической направленности. Этот период культурно-философской жизни Руси связан с такими проявлениями, как отшельничество и монастырское возрождение. Из наиболее известных имен той поры следует назвать имя одного из наиболее почитаемых на Руси святых – преподобного Сергия Радонежского. Традиция православного богословия, ярким представителем которой он являлся, получила название  исихазм (греч. ΄ησυχια – покой, отрешенность, безмолвие).

Исихазм имел своим истоком нравственно-аскетические учения христианских подвижников VIVII вв. о «стяжании благодати через очищение сердца», постоянное волевое усилие, отвержение греховных помыслов и практически непрерывную молитвенную практику. Это направление христианства оказало существенное влияние на русскую философскую мысль. Крупнейшими его представителями были Григорий Синаит и Григорий Палама. Важнейшие положения их религиозно-философского учения были связаны с преодолением чувственной и «страстной» природы души человека. Эти мыслители обосновывали возможность реального созерцания божественной благодати, утверждали примат веры над разумом, настаивали на овладении нравственно-аскетическим опытом, приближающим христианина к Богу.

Теоретические труды данных авторов совпадают с началом преодоления феодальной раздробленности Руси, последствий монголо-татарского нашествия, формирования единого Московского государства. Сами авторы при жизни и их философские труды после смерти обладали непререкаемым авторитетом на Руси. Более того, традиция исихазма придала философскую глубину древнерусскому искусству. Это наиболее отчетливо выявляется в русской православной архитектуре, а также иконописи, которую Е.Н. Трубецкой охарактеризовал как «умозрение в красках». Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и других иконописцев данного периода – яркий пример выражения философских мыслей в художественной форме.

Философская мысль московского периода русской государственности XVXVII вв. с особой силой проявилась в мировоззрении заволжских старцев-нестяжателей, в их полемике с иосифлянством. Спор иосифлян и нестяжателей – одно из основных событий в духовной жизни Московского царства. Центральными фигурами в этой духовно-философской борьбе были лидеры этих течений: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Поводом идейно-философских разногласий стало отношение к монастырскому землевладению, так как монастыри в то время являлись крупными земельными собственниками. Нил Сорский и поддерживавшие его заволжские старцы выступили против этого, настаивая на отказе церкви от «стяжания» материальных благ, на усилении активного воздействия на мирскую сферу простых людей. Со своей стороны иосифляне выступали за активное воздействие православно-христианской идеологии на все сферы государства и общества. При этом они не отрицали возможность существования сильной материальной базы церкви. Одержав победу над нестяжателями, иосифлянство стало по своей сути идеологической доктриной единого, сильного, активно развивающегося Московского централизованного государства.

В период формирования и укрепления Московского царства государственная идея начинает играть все более значимую роль в отечественной философии. В связи с кризисом и последующим падением Византии в русском сознании крепнет представление о том, что историческая миссия «православного царства» отныне принадлежит русскому государству. В конце XV – начале XVI вв. данная установка представлена в отечественной литературе. Среди философских произведений той поры следует назвать «Повесть о белом клобуке», цикл сказаний о Мономаховом венце и др.

Более последовательно идея «Москва – Третий Рим» была обоснована старцем псковского Спасово-Елеазарова монастыря Филофеем в его посланиях (прежде всего в послании к Василию III). Обращаясь к великому князю, старец писал, что «две веси яко вся христианския царства ирнидоша в конец и снидошася в единое царство: два ибо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти»7.  В этой вербальной формуле Филофея заключен глубокий смысл. В ней можно видеть историческое выражение древнерусского идеала Святой Руси, связанного с верой в историческую реальность подлинно православной государственности. Эта вера впоследствии явилась идейной основой протеста протопопа Аввакума и его сторонников против реформ патриарха Никона. Наследники воззрений иосифлян о Руси как «священном православном царстве» своим исходом из пореформенной церкви знаменовали не просто происшедший церковный раскол. Вследствие неудачно и поспешно проведенной церковной реформы, имевшей целью унифицировать религиозные тексты и культово-обрядовую деятельность, от православия отпала значительная его часть (староверие, или старообрядчество). В ХVII в. сформировалось и религиозное сектантство. При этом некоторые секты сложились при опоре на новые социальные связи, другие – были привнесены с Запада, где такие связи возникли ранее.

В России приближалась эпоха светского государства, эпоха проникновения в общественное сознание западных идей и эпоха секуляризации философской мысли.

Отечественная философия петербургского периода стала важным признаком российского Просвещения. Она характеризовалась пересмотром отношения к восприятию русской культуры через культуру Запада. Европейские философские идеи уже в послемонгольский период приходили на Русь через Великое княжество Литовское и Польшу. Ключевое влияние на развитие философии в России в контексте западных традиций оказала Киево-Могилянская академия, и особенно творчество Петра Могилы. «Латинское» направление русской философской мысли XVII в. было связано с творчеством Симеона Полоцкого. Новые тенденции  развития философии в России фокусируются в XVIII в. в контексте реформ Петра I и связаны в идейно-философском плане с творчеством бывшего ректора Киево-Могилянской академии, а затем первого помощника Петра I по созданию Священного Синода и управлению им Феофана Прокоповича. Русь данного периода, воспринимая новые для нее элементы западной философской системы, становилась менее изолированной. Вместе с тем ускоренное, а порой и насильственное внедрение чуждой культуры оказалось чревато последующими противоречиями социально-политического и духовного развития России, в том числе и в области философии.

Типичным для данного периода было так называемое «вольтерьянство», весьма созвучное критическому духу эпохи, тяге к переменам, ставшее в конечном счете одним из источников идейного радикализма и нигилизма XIXXX вв. Другая тенденция выразилась в стремлении создать новую национальную идеологию, опиравшуюся на идеи гуманизма, просвещения, социальной целесообразности (М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков). Сюда же примыкают антропологические учения А.Н. Радищева и А.И. Галича. Причем антропологизм, трактуемый в западном понимании,  с этих пор становится все более значимой чертой русской философии.

Разнонаправленность философского мыслительного творчества в России периода Просвещения, которое все более приобретало черты рационализма и светского позитивизма, иллюстрируется также духовно-религиозным наследием Тихона Задонского, Паисия Величковского, идейно-философскими воззрениями Г.С. Сковороды, сохранившими и антично-идеалистические мотивы, и христианскую мистическую традицию. А распространившиеся в это время идеи масонства стали специфической реакцией русской мысли на односторонний интеллектуализм просветительства, выражением ее поворота к индивидуальному поиску сокровенного смысла жизни.

Философская мысль России XIX – начала XX в. отражает расцвет отечественной духовной культуры, время «философского пробуждения» России. Это время становления большого количества разнообразных философских направлений, школ и течений.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  В чем состоит предыстория развития русского философствования?
  2.  Каковы истоки русской философской мысли?
  3.  Дайте характеристику основных черт и особенностей русской философской мысли.
  4.  Раскройте содержание основных этапов формирования, становления и развития русской философии.
  5.  Определите круг основных проблем в русской философии и их мировоззренческое решение.
  6.  В чем состояла преемственность отечественной и западной философии?

Литература:

1. Алексеев, В.П.  Философия: учебник/ В. П. Алексеев, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М.: Проспект, 2008.

2. Гайденко В.П., Громов М.Н., Мотрошилова Н.В. История философии: Запад-Россия-Восток. – В 4 кн. – М.: Академический проспект, 2012.

3. История русской философии: учебник /Под ред Маслина М.А. – М., 2008.

4. Краткий философский словарь: словарь / Под. ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РГ-Пресс, 2010.

5. Методика изучения философии /А. В. Малов и др. В 2 т., - Химки: АГЗ МЧС РФ, 2012.

6. Новая философская энциклопедия: в 4 томах. – М.: Мысль, 2010.

7. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие/ В. А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010

8. Философия: учебник/ МГУ им. М.В. Ломоносова; Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. - М.: Академический Проект, 2009.  

9. Философия. Учебник для вузов /Под ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2010.  

10. Философия: учебник для вузов/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.-  4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011.

3 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 35.

4 См.: Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 2006. С. 114.

5 См.: Иларион. Слово о законе и благодати //Первые книги Святой Руси. М., 2005. С. 11.

6 См.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 509.

7 См.: Святая Русь: энциклопедический словарь русской цивилизации. М., 2000. С. 898.  




1. Кодекс этики российского библиотекаря и проблема библиотечно-информационного обслуживания
2. Контрольная работа
3. Сущность и особенности ипотечного кредитования [3
4. Ревизия и аудит малоценных и быстроизнашивающихся предметов (МБП)
5. Советское общество в период правления Брежнева После смещения Н
6. Проектирование цеха по производству многопустотных плит перекрытий
7. Високошвидкісні локальні мережі
8. Ядерная физика и строение Солнца
9.  Оцените ликвидность коммерческой организации и её бухгалтерского баланса на основе анализа абсолютных и о
10. Патриотическое воспитание в начальной школе
11. Расчет полной себестоимости детали и её отпускной цены
12. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ПЕДИАТРИИ ПЕДИАТРИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 279 01 31 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО 279 01 01 ЛЕЧЕБНОЕ Д
13. Творчество Платона и Аристотеля ~ выдающееся достижение в истории мировой культуры
14. кембриджской школы
15. Контрольная работа по дисциплине История Вариант 4
16. кампанией. Фандрайзинговая кампания как и PRкампания это поэтапный процесс требующий четкого планирования
17. Thoms Sterns Eliot 18881965 26 сентября 1888 СентЛуис Миссури США 4 января 1965 Лондон американоанглийский поэт дра
18. Задание 1 Один из участников рассказывает о том что произошло с ним сегодня утром или вчера вечером или о то
19. com Принципы Сохранение капитала Сохранение капитала стоит при ведении банкрола на первом месте
20. Автономная эволюция минералов