У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

письменного рождения от первого упоминания в Ипатьевской летописи

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 26.12.2024

МОСКВА не вдруг строилась. Новое в археологии столицы. 18

И. в наше сложное время строится, обновляется Москва, древняя столица России, город, отмечающий 850-летие своего «письменного» рожденияот первого упоминания в Ипатьевской летописи.

Веками создавался город и время постоянно изменяло его облик. Сотни исторических зданий памятников зодчества доныне украшают Москву. Несомненно, однако, что гораздо большее число древних сооружений лежит теперь ниже «крыши уличного асфальта». Ведь на протяжении долгих веков жизни города бесчисленные постройки сгорали или разрушались от времени, на их месте воздвигались новые здания, а основания старых оставались в земле и все глубже в нее «погружались».

В исторических недрах Москвы в сложных напластованиях земли скрыты следы самых различных и разновременных сооружений дворцов феодальной знати и домов простых граждан, дворовых частоколов и водяных мельниц, мостов и суровых крепостей средневекового города. «И каждый камень твой заветное преданье поколений», как не вспомнить тут прославленные строки Михаила Лермонтова, воспевшего древнюю столицу. Белый камень и уголь, прослойки щепы и коры, песка и извести от былых построек составляют горизонты «культурного слоя», который покрывает исторический центр города и таит как основания сооружений прошлого, так и великое множество предметов истории вещей брошенных или потерянных, погребенных в золе и угле, укрытых в земле при неисчислимых бедствиях средневековья.

Сегодня не возникает сомнений в значимости исследований культурного слоя, имеющего в соответствии с Законом России об охране и использовании памятников истории и культуры юридический статус памятника археологии. Отсюда и вытекает безусловная необходямость проведения комплексных охранных исследований при проектировании и застройке исторического города, важность организации опережающих раскопок и постоянных наблюдений за строительством в зонах археологии.

Пожалуй, здесь стоит напомнить, что еще в 30-е годы археологические наблюдения за строительством метро позволили на большой площади проследить напластования культурного слоя в центре Москвы. В послевоенное время опережающие строительство раскопки велись в Заяузье, Зарядье, Кремле. Приходится признать, однако, что археологам, к сожалению, исследовать удалось не так уж и много. Тогдашние руководители строительства, проектировщики зачастую воспринимали раскопки всего лишь как «археологические забавы», что, бывало, доставляло и неприятности. Именно так случилось на улице Кузнецкий мост в 1987 г., когда тут начали строить магистральный коллектор и мощный экскаватор направили прямо на скрытый землей ценнейший памятник веков белокаменный мост работы зодчего Дмитрия Ухтомского через реку Неглинную. К счастью, мост был едва задет, а строительные работы под напором обще-

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ ВЕКСЛЕР, почетный академик Российской Академии архитектуры и строительных наук; Центр археологических исследований г. Москвы

Археологические раскопки в Москве. Охранные работы на ул. Б. Ордынка. Строительные горизонтыХУ1— XVII вв. Фото Ю.Е. Петрова

ственности приостановили, дабы подкорректировать проект. Это задержало строительство и стоило городу изрядных денежных затрат. Тем не менее, через короткое время, уже в Историческом проезде у самой Красной площади, скоропалительно началось строительство подземных коммуникаций вновь без предваряющего археологического проектирования, без всякого согласования с органами охраны памятников, без опережающих археологических исследований. Под брусчаткой тогда вскоре же обнаружились кладки Иверской часовни и основания Воскресенских ворот Китай-города. Экскаватор пришлось надолго остановить, начались серьезные научные изыскания, и опять пострадали проект и государственная казна. Вот тогда-то, в канун 1989 г., руководством Москвы впервые было принято решение «Об обеспечении сохранения памятников археологии и упорядочении археологического надзора в г. Москве», которое дало возможность бесправным прежде археологам стать истинными первопроходцами истории, а не только выхватывать уникальные находки буквально из-под ковша...

С тех пор более восьми лет в составе Управления охраны памятников истории и культуры г. Москвы действует специальное подразделение, выполняющее многоплановый комплекс охранных археологических работ: инспекционных, проектных, натурных, научно-камеральных и консервацион-ных. Центр археологических исследований и согласовывает Ордера на земляные работы в городе, и осуществляет постоянный контроль за их проведением. Одновременно его специалисты разрабатывают проектную документацию по организации охранных работ при строительстве я реконструкции объектов на исторически значимых территориях, в эти проекты закладываются необходимое финансирование, методика, время, рабочая сила, техника, ответственный подрядчик и исполнитель. А при учете реко-

К 850-летию Москвы

мендаций проекта охранные мероприятия сводятся к организации наиболее рациональных археологических исследований в границах и сроках строительства, стоимость же самих археологических работ неизмеримо сокращается. Опорные планы, проекты и заключения по организации археологических работ, выполненные Центром, уже охватили значительную часть исторических территорий города. В соответствии с проектной документацией муниципальной археологической службой за последние годы проведены опережающие исследования и экспресс-раскопки в ходе строительства и реконструкции на многих десятках исторических объектов центра, а также за его пределами на месте древних сел и слобод.

Самые крупномасштабные археологические исследования проведены на Манежной площади, где обнаружены уникальные находки и многочисленные архитектурные сооружения, относящиеся к разным периодам истории города. В течение четырех лет Манежная площадь являлась основным «полем» московских археологов, где раскопки, опережавшие и сопровождавшие строительство торгово-рекреационного комплекса, шли не прерываясь. В 1993 г. было заложено десять раскопов для выявления сохранности напластований многовекового культурного слоя.

...Издревле проходил здесь Обжорный переулок. При раскопках были вскрыты основания зданий, о существовании которых многие москвичи даже не подозревали. Надежно скрытый под слоем асфальта от взгляда сегодняшнего москвича, под мощным культурным слоем на 4-метровой глубине тянулся былой Лоскутный переулок. Деревянные сваи уплотняли влажный прибрежный грунт под строениями древних переулков. Вымощенные булыжником старинные дороги или трассы улиц, основания и подклеты зданий это поистине камни истории. И возникали под пластами времени некогда стоявшие тут торговые лавки, ремесленные мастерские, жилые здания. Пласт за пластом, расчищаемые от земли, раскрывались арки дома купца Екатерининской эпохи Василия Горюнова.

При раскопках важно, чтобы вручную просмотрена была каждая пядь земли, чтобы тщательно была зафиксирована каждая находка, и только тогда обнаруженные археологами предметы смогут заговорить. Исторические недра Манежной площади территории, лежащей по правому берегу реки Неглинной, прекрасно сохранили всяческую органику: дерево, кожу, кости. Изделия из этих материалов помогают теперь воссоздать и быт, и ремесла Москвы ушедшей, отдаленной от нас метрами и веками. Одновременно с раскопками здесь же, прямо на площади, проводились реставрационные работы. Из черепков склеивались сосуды, восстанавливались изразцы.

Интерес к этим работам изначально был огромен. И это понятно. Прошлое поистине лежит у нас под ногами; археология, по крылатому выражению А.В. Арциховск,1го, эта «история, вооруженная лопатой», воссоздает, дополняет картину былого, подтверждает или опровергает гипотезы, открывает новое, неизвестное доселе. На виду у всей Москвы раскрывались улицы, переулки, деревянные мостовые, водостоки, которые проходили на разных строительных ярусах этого участка исторического ядра столицы нынешней Манежной площади. Московские архитекторы, археологи, искусствоведы, специалисты по охране памятников были постоянными гостями на раскопках. И взорам их открывалась овеществленная история Москвы.

За века здесь наросла толща культурного слоя, достигающего 6—8, а местами и более метров. Непосредственно под асфальтом залегали строения усадьбы Бенкендорф белокаменные подвалы, погреба, ледники. Москва деревянная: бревенчатые срубы, мостовые это строительные горизонты и эпохи Петра Первого, и времени Ивана Грозного, и более ранних веков. И естественно, неотделимые от времени, извлекались из земли различные предметы быта: изразцы, подсвечники, керамические плитки, медные и серебряные монеты, детские игрушки. Великолепны изразцы -из печи на усадьбе купца Силина (это мы знаем по архивным материалам), их расписывал художник Петровского времени. Каждая находка тотчас же проходила необходимую фиксацию, расчистку, а затем и первоначальную реставрацию.

Территория Манежной площади испокон веков была торговой: здесь располагались Крупяной, Охотный, Капустный, Мясной, или Обжорный, ряды. Прекрасно сохранились ярусы мостовых, но, к удивлению самих археологов, на трассе Лоскутного переулка ниже бревенчатых оказались булыжные мостовые. Эта дорога была вымощена в конце XVII в. По ней в Занеглименье мог проезжать сам Петр Великий. А затем последовал сюрприз: под кладкой мощного фундамента дома купца Кар-зинкина XIX в. открылся подклет сгоревшего дома начала XVII в.Смутного времени Российской истории. Каждая ступенька подклета была ступенькой вглубь истории.

Десять раскопов 1993 года как бы десять окон в мир Древней Москвы. А 1994 год позволил нам увидеть всю историю площади, когда открылась панорама каменной и деревянной Москвы, плотно застроенного квартала напротив Кремля, за рекой Неглинной. По камушкам разбиралась булыжная мостовая: она теперь сохранена для музейного показа. Сохранились и камни, и деревянные предметы, например бочонок живое

напоминание об Овощном ряде у Тверской дороги. На дне его неожиданно оказался автограф владелицы: «Бочьця Марья», процарапала женщина свое имя. Рядом с торговлей соседствовали ремесла. При дороге, естественно, работали кузнецы. Свидетельствовали об этом остатки плавильного горна на месте одной из древних кузнечных мастерских, стоявшей здесь уже в XV в. Открыто и немало других древних производств.

Археологические исследования проводились при поддержке Московского правительства главного Заказчика проводимых работ, при постоянном его внимании. Не однажды посещало раскопки правительство города. С живейшим интересом современного горожанина мэр города Ю.М. Лужков осматривал древние, добытые руками археологов и вновь увидевшие свет, предметы истории, подробно расспрашивая о них ученых.

Вот так и было в 1994 г. полностью вскрыто, по всей археологической методике, ядро будущего котлована. Впервые в Москве были проведены охранные опережающие археологические раскопки такого масштаба. Последовательно выявились семь строительных ярусов от XIX до XII века. Обнаружено было поселение ранней Москвы до нашествия Бату-хана 1237 г., что явилось волнующим открытием, расширяющим пределы посада древнего города. И, конечно, эти исследования дали нам более конкретные представления о быте горожан, об их занятиях, но главное, об истоках города и его исторических корнях.

На пластах истории выросли и арочные основания палат вдоль Неглинной, и бревенчатые конструкции переулков Застенья. Века пролежали в толще культурного слоя деревянные, одним топором рубленные, стены строений. Кстати, сначала верхний, не столь давний, не представляющий интереса грунт расчищал археологический микро-экскаватор, а далее действовали только лопаты, ножи, кисти. Такая технология вполне увязывалась с археологической методикой. С каждым днем и метром все глубже в века, дальше в прошлое уходили археологи, освобождая дорогу строителям подземного комплекса. И постоянно действовал специально созданный совет ученых на Манежной площади, ведущих археологов и архитекторов России. Подробно обсуждался каждый из вскрытых участков исторического квартала, каждое древнее сооружение.

В горизонте Стрелецкой слободы оказались вскрыты, изучены усадьбы ратных людей могучие дубовые жилые срубы. Любопытны были и многочисленные оружейные находки, и большие сосуды для хранения зерна. Здесь селились воины Стременного полка, т.е. приближенные к царю люди «стоявшие у его стремени»... Тысячи предметов земля возвратила истории. А уже в лаборатории Центра археологических исследований из черепков и осколков восстановлены многочисленные керамические сосуды, красные рельефные и муравленые изразцы, черепица. Металлические, кожаные, деревянные предметы нашли здесь продолжение жизни.

Площадь в 30 тыс. кв. метров была исследована вручную на Манежной. И помимо зоны напластований жилого горизонта в 1995 г. был вскрыт некрополь бывшего женского Моисеевского монастыря. Сотни лет над забытыми погребениями вначале проезжали кареты, уже в наши дни

Арбатская площадь. Бревенчатый колодезный сруб ч лгеоенные печи XVI в. Фото Ю.Е. Петрова

4

К 850-летию Москвы

^

проносились тысячи автомашин, а во время военных парадов грохотали танки. А глубоко под землей покоились останки бывших инокинь и мирян, преданные забвению.

Моисеевский монастырь в XVII в. находился между Моховой и Тверской улицами. Храм же стоял уже при Иване Грозном в середине XVI в. Упразднена обитель была в 1764 г. А вскоре сооружения монастыря были окончательно разобраны, погост забыт и затерян. Теперь же археологам удалось вскрыть более 600 погребений не только для науки, но и с целью эксгумирования из строительного котлована и достойного христиан перезахоронения. Бережно расчищалось, фиксировалось каждое погребение. Работали рядом, плечом к плечу, археологи, антропологи, реставраторы, судебные эксперты. Уникальная сохранность одежды, обуви поразила даже специалистов. Теперь можно полностью восстановить монашеское одеяние, покрой, качество ткани, шитье. Очень интересны и красивы уборы-куколи. Это обычная одежда инокини, длинный плат, закрывающий грудь и плечи, с пришитым к нему покровом головы. Когда великосхимница покидала грешную землю, ее хоронили в этом одеянии, которое как бы становилось погребальной пеленой, а погребальный покров опускался на лицо усопшей. Время сохранило первозданную яркость красок шитья шелками, золотой, серебряной нитью.

Несмотря на сложные условия ускоренного строительства, когда археологам строители буквально «наступали на пятки», раскопки велись по всей современной научной методике с обязательной фиксацией и реставрацией находок. Реставраторы приложили все усилия, чтобы сохранить, не потерять эти свидетельства материальной и духовной культуры, которые пощадило время. Захоронения были вскрыты, аккуратно расчищены, зарисованы, сфотографированы. Были сняты шерстяные ткани, переданы для дальнейшей реставрации, для восстановления их первоначального вида.

Археологические раскопки в Москве. Манежная площадь, 1995 г. Бревенчатый подклет дома стрельца (XVI в.). Среди оружейных находок в подклете была обнаружена пищаль. Фото Ю.Е. Петрова

Так современная реставрация смогла сохранить нетленные художественные и культурные ценности, а сами останки по согласованию с Московской патриархией были перенесены на действующее православное кладбище в подмосковных Ракитках. Отец Аркадий Станко, настоятель Казанского собора на Красной площади, при перезахоронении останков в Ракитках отслужил панихиду. «Упокоив их в подобающем месте по христианскому обряду, мы тем самым совершили благое, божеское дело», сказал священнослужитель. «Правительство Москвы принимает на себя заботы об этом историческом мемориале», подчеркнул в своем выступлении А.И. Музыкантский, заместитель премьера правительства Москвы.

Крупным событием в археологии города оказалось и обнаружение кладок Воскресенского моста, который соединял Тверскую дорогу и Красную площадь и являлся одним из чудес старой Москвы. Известно, что мост, построенный в самом начале XVII в., был кардинально перестроен в 40-е годы XVIII в. И вот теперь расчищены и кладки, и ранние и последующие сооружения. Сохранились белокаменные устои и металлические стяжки кладок. Эти фрагменты, а также ряд других уникальных находок вошли теперь в подземную экспозицию Археологического музея, включенного в состав торгово-рекреационного комплекса, этого «чрева Москвы» на Манежной площади. Важно при этом, что археологические находки будут представлены и в других местах комплекса, на тех уровнях, где их обнаружили. И подлинные фрагменты деревянных мостовых, и срубы, и Тверская дорога, подходившая к Воскресенским воротам.

В витринах Манежной экспозиции выставлена и керамика германских сосудов «Вестервальде» с изображением средневековых рыцарей, которые приплыли четыре столетия тому назад с берегов Рейна, и московские «ценинные» изразцы, которые облицовывали печь в доме стрельца Стременного полка. Восстановлен и облик хозяина дома. Скульптурную реконструкцию по черепу головы воина выполнила, по методике М. Герасимова, антрополог Г. Лебединская. Найдена при раскопках дома стрельца икона с изображением святого Георгия, хранившая воина в ратных походах. Сегодня это вновь герб Москвы.

«Топор всякому делу голова». И как знать, сколько срубов и мостовых было сработано этим топором на берегу Неглинной. А теперь и топор, и замки, и стеклянные браслеты излюбленное украшение москвичек, современниц Юрия Долгорукого, и другие материальные вестники веков стали частью историко-культурного наследия Москвы.

В Археологическом музее столицы экспонирован и самый крупный из исторических кладов, обнаруженный в 1996 г. на Старом Гостином дворе. Реконструкцию и реставрацию этого выдающегося творения зодчего Джакомо Кваренги сопровождали постоянные археологические исследования, в ходе которых собрана обширная коллекция предметов материальной культуры. При раскопках вскрыты основания разновременных каменных и деревянных построек, зафиксированы обломки белокаменных резных надгробий, костные останки. В основании мощного культурного слоя и здесь обнаружены разнообразные находки, относящиеся к первым векам истории города, среди них шиферные пряслица, производство которых прекращается после Батыева нашествия, рубленая гривна древняя весовая денежная единица, детали орнаментированного поясного набора и другие изделия древних ювелиров, камнерезов, кожевников. Уникальна находка свинцовой вислой буллы печати наместника города Нового Торжка, которая напоминает об исстари сложившихся торговых связях с Новгородом Великим, во владении которого находился тогда этот город. Поистине дорога каждая пядь исторического культурного слоя и Гостиного двора на Великом посаде, потому работы археологов ведутся здесь со всей возможной тщательностью.

Но особый интерес представляет крупнейший клад, который был обнаружен при раскопках в северной части Старого Гостиного двора у улицы Ильинки. При расчистке глубокого бревенчатого подклета на 6-метровой глубине зафиксирован и полностью взят археологами кладовый комплекс, в котором оказалось 16 серебряных сосудов, изготовленных лучшими ювелирами России, Англии, Германии, 95 429 русских монет («чешуек») и 335 западноевропейских монет «талеров». Судя по датам на монетах, клад был укрыт не ранее начала 40-х годов XVII в. в связи с экономическими и политическими потрясениями в Москве. Необычно крупный размер клада, втрое превышающий самые большие до сих пор известные, позволяет предположить его принадлежность казне Гостиного двора или одной из «купецких палат» на его территории. Находка крупнейшего в археологии столицы клада на Старом Гостином дворе имеет чрезвычайное значение для изучения экономики Москвы XVII в., ее товарно-денежных отношений, торговых связей, художественного ремесла и, естественно, является вкладом в сокровищницу многовековой культуры столицы к 850-летию ее большой истории.

Эти находки, как и многие другие, обнаруженные на Б. Никитской ул. и Театральной площади, в Кадашах и на Ильинке, экспонируются,теперь во впервые созданном в Москве Археологическом музее на Манежной площади, воплощая живую связь времен в историческом центре столицы, обращая нас к началу начал, к самым истокам одного из вечных городов мира. И стоять ему вечно на прочном фундаменте прошлого.

К 850-летию Москвы

Л.А. БЕЛЯЕВ

Оопрос о соотношении Москвы как реально существующего города, обладающего определенной пространственной структурой, историей и архитектурой, привязанной к естественно сложившемуся рельефу, и Москвы как мистического государственного центра, новой столицы мирового праведного царства поднимался неоднократно и может даже считаться решенным отрицательно. Однако всегда существовали области реальной жизни, в которых несоединяемые, несводимые представления приходилось поневоле сближать. Общественному сознанию необходима упорядоченность действительного мира в соответствии с идеалами, демонстрация их взаимного соответствия.

«Материализация» парадигм может происходить как осознанно, так и подсознательно. В первом случае возникают программы строительные, архитектурные, посвятительные, иногда планировочные. Гораздо труднее определять соотношение с исторической (в том числе топографической и архитектурной) реальностью мотивов подсознательных. Их конкретизация, воплощение происходит обычно не с помощью специального плана или программы, но благодаря наложению и постепенному «сращиванию» новых представлений (апеллирующих одновременно к предельно древним архетипам) с давно сложившейся исторической (а иногда даже природной) ситуацией. В результате возникает своего рода исторический фантом, мифологема, способная влиять на реальную жизнь: сначала на целенаправленное формирование и осуществление программ; позже на оценку прошлого историками.

Одна из самых замечательных мифологем, сформировавших сакральное пространство Москвы представление о расположении города на семи холмах. Краеведы XIX в. предлагали воспринимать устойчивое народное представление о «седмихолмности» Москвы как результат отражения реальных топографических особенностей в сознании средневековых москвичей. На самом же деле представление о городе как «сед-михолмном» стало устойчивым только с середины XIX в. Именно тогда символическая топография была, так сказать, домыслена и конституирована краеведом-романтиком И.М. Снегиревым на основе весьма слабых свидетельств источников. Посмотрим, как это происходило.

В 1842 г. в печати появилось его высказывание о Москве, имевшее важные последствия: «Подобно Риму и Византии, она лежит на семи холмах, а среди обширного амфитеатра господствует над Москвою-рекою Кремлевский или Боровицкий холм» [1. С. 2 второй наг.]. Интересно, что эта, в сущности, мимолетом брошенная фраза тут же была замечена, и на нее последовала незамедлительная реакция рецензентов. Весьма резко высказался О.И. Сенковский. Помянув сначала известный тезис о преемстве Москвой духовного наследия от Рима и Константинополя, он продолжал: «Г-н Снегирев, в избытке своего благоволения к родине, говорит, что даже Москва, подобно Риму и Византии, стоит на семи холмах: он забывает при этом, что, по собственному его исчислению, в котором под одним холмом разумеет он три горы, выходит не семь, а девять холмов, не говоря уже, что некоторые из них лежат за городом, а другие не могут называться холмами» [2. С. 63]. Мягче, но тоже вполне

ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ БЕЛЯЕВ, доктор ист. наук; Ин-т археологии РАН (Москва)

Историческая топография и числовая символика, или в которыб раз о семи холмах Москвы

определенно писал Погодин: «Семь холмов, искомых под Москвою, как под Римом и Константинополем, показаны очень не явственно, и не знаешь, что здесь принадлежит Автору, и что г. Фишеру, на сочинение которого он указывает в заключении. Странно, что между сими холмами мы видим Три Горы, находящиеся и теперь на самом краю города, и не видим возвышенности, которая от Самотеки и Трубы подымается к Сухаревой башне, Рождественскому монастырю и Лубянке» [3. С. 565—566].

Полемика не смутила маститого москвове-да. В более известном труде 1865 г. он повторил утверждение о семихолмности Москвы, даже несколько оттенив решительность высказываний: Москву «по числу холмов, на которых она лежит, подобно Византии и Риму, и не без основания, называют седмихолмною». При этом он отреагировал в сноске на замечания Сенковского и Погодина: «Сенковский считает 9 холмов, полагая «Три горы» не за один холм, но за три <...> Погодин вместо Трех гор принимает возвышенность от Самотеки и Трубы к Сухаревой башне, Рождественскому монастырю и Лубянке» [4. Т. 1. С. 4]. Ниже он повторяет еще раз: «Если принять Три горы за один холм, распавшийся на три, то он, вместе с другими главными, составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с сед-мохолмным Римом и Константинополем. Начиная от центра, образуемого Кремлем и Китай-городом, замечает г. Фишер, первый холм есть Кремль» [4. Т. 1. С. 86]. Он возвращается к тезису и в третий раз: «Крепость эта или город <...> был деревянный <...> занимал один из семи главных холмов, на которых, подобно Византии и Риму, лежит Москва» [4. Т. 2. С. 2].

На этот раз Снегиреву отвечал И.Е. Забелин, вообще подвергший его труды критикепожалуй, слишком суровой, хотя и заслуженной. Тему семи холмов он отвел как не стоящую обсуждения: «Напыщенная, хотя тоже довольно старая мысль, явившаяся вероятно еще в XVII столетии, назвать Москву седмихолмною, уподоблять ее, по этой причине, Риму и Византии»,пишет он и называет вопрос «пустой археологической фразой» [5. С. 134]. Постараемся понять, что же в действительности стоит за позицией И.М. Снегирева.

В обеих публикациях он упоминает «г-на Фишера», сноску на которого отметил и М.П. Погодин. Речь идет не о работе краеведа или историка, но о монументальном труде известного энтомолога, естествоиспытателя Готфрида Фишера фон Вальдхайма (1771—1853) об остатках ископаемых животных, напечатанном по-французски в 1830-х гг. [6]. Бедность историографии не случайна. Если обратиться к работам современников и предшественников И.М. Снегирева, изучавших прошлое Москвы, то в глаза бросается полное отсутствие попыток рисовать старую столицу «седмихолмной». Их нет ни в путеводителях и описаниях города конца XVIII — начала XIX в., ни в сочинениях Зориана

Москва есть причиною многих разнословий. Зориан Доленга-Ходаковский

Ходаковского, ни даже у хорошо знавшего московскую книжность XVII в. и повлиявшего на сочинения позднейших историков А.П. Сумарокова. Приводя высказывания предшественников, И.М. Снегирев вынужден ограничиться вполне расплывчатой цитатой из М.В. Ломоносова: «Москва <...> стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стены и здания многия города представляют, которые в один город соединились» [1. С. 2 второй паг.]. Совершенно отсутствует мотив семи холмов в монументальных «Историях» России от Татищева до Карамзина включительно. Таким образом, Снегиреву довольно трудно было бы доказать, что представления о Москве, стоящей на семи холмах, аксиома. По сути дела, его сочинения и есть точка рождения историографического мифа. До него никто из специалистов о семи холмах Москвы не писал, после него это стало расхожей фразой.

За этим мифом стоит историческая реальность, к которой нам и следует обратиться. Работы по исторической географии или топографии Москвы, касающиеся вопроса о «семи холмах», все последние 150 лет грешат неисторичностыо и рассматривают разновременные по заселенности и включению в городскую округу возвышенности как единый комплекс. Однако средневековый город развивался постепенно, и даже довольно медленно, лишь на определенных этапах (на рубеже XII—XIII вв. и в конце XV—XVI в.) убыстряя освоение округи.

Ясно, что структура, осознававшаяся как «город» (даже имеете с посадом И пригородами), в разное время включала разное число возвышенностей (причем неодинакового размера); сначала это вообще был один холм-мыс. О размещении города на нескольких заметных по высоте холмах можно говорить только к концу XVI в. Насколько можно судить, число их ни в это время, ни после не равнялось семи. Однако специалисты по изучению рельефа, географы и топографы, часто подпадали под воздействие мифа о «седмихолмности», механически «формируя» тот или иной набор из семи возвышенностей [7].

В современной научной литературе встречаются, например, утверждения, что «о Боровицком <...> и других холмах (но непременно семи) рассказывали побывавшие в Москве и потрясенные красотой города историки, путешественники, географы XV—XIX вв.» [8. С. 3],хотя ни в XV, ни в XVI в. семь холмов Москвы не упоминаются никогда, а в XVII в. лишь дважды, причем далеко не в самых подробных и серьезных описаниях.

В конце концов сомнительность такого подхода стала очевидной, что привело к большей осторожности в оценках. Наиболее типичной для географов можно считать сейчас позицию Э.А. Лихачевой: «Выделим главные возвышенности <...> определяющие своеобразие городского ландшафта Москвы. Их не семь, и даже не дважды семь, поскольку следует назвать не только крупные возвышенности, но и те исторические холмы, на которых раскинулся центр города» [8. С. 62]. Главные возвышенности определяются ею так: «1 — Бескудниково, 2 — Щитниково, 3 — Орехово-Борисово, 4 — Теплый стан и Воробьевы горы, 5 — Фили, 6 — Тушино, 7 — междуречье Яузы, Москвы и Неглинной, разделенное на три холма: Страстной, Псковский и Напрудный. К ним присоединяются "центральные": Боровицкий, Красный (=Швивая горка), "Три горы", Вве-денская гора, Варварина горка».

К 850-летию Москвы

Конечно, строго топографический подход сталкивается с трудностями определения возвышенностей, их счета и с искажением пространственных картин средневековым сознанием. Однако, если москвичи видели в своем городе семь конкретных «гор» по крайней мере в XVI—XVII вв., их названия должны были остаться в топонимических указаниях летописей, актов и вообще письменных источников, сравнительно многочисленных для этого периода. Именно так считал И.Е. Забелин, писавший: «Нам не встретилось никаких указаний на такое старинное перечисление Московских холмов». Он отметил, ччо хотя москвичи «очень хорошо знали свои уро-чищные горы <...> и по этим горам могли насчитать полных семь гор или семь холмов <...> не встретилось никаких указаний на такое старинное перечисление Московских холмов» (хотя летописи знают по отдельности и Красную горку, и Псковскую, Гостину, Вшивую и Лыщикову горы). Он столь же трезво оценил записи иноземцев, упоминающих о семи холмах Москвы, предположив, что «иностранцы едва ли могли сосчитать Московские холмы, не очень явственные и для тутошних обитателей, а потому они записали только ходячее сведение у тогдашних грамотных Москвичей» [9. С. 52].

Подчеркнем, что таких упоминаний немного всего два, причем они относятся к позднему периоду, к 1670-м годам, и содержат лишь общее указание на присутствие семи холмов. Якоб Рей-тенфельдс писал в 1670—73 гг.: «Внешней красоте немало способствуют семь умеренной высоты холмов, на которых она отлого возвышается», а Эрколе Зани замечал в 1672 г. о городе: «Он заключает в своей окружности семь холмов» [10. С. 330, 335]. Но в гораздо более подробных и надежных описаниях Герберштейна, Штадена, Олеария и других такой информации нет. Выделение семи возвышенностей отсутствует также на планах и панорамах города XVII в.

И.Е. Забелин правильно заметил, что истоком представлений о седмихолмном характере московского рельефа могло быть желание видеть в столице Московского царства преемницу двух древних мировых столиц, Рима и Константинополя. Эта важная отличительная черта, атрибут центра мира и свидетельство совершенства, должна была быть усвоена Москвой в порядке наследования если даже ранее в ней отсутствовала. Об этом довольно ясно говорилось в «Повести об основании Константинополя» и ее частях, вошедших в состав известной «Повести о взятии Царьграда турками»: «Виде на томъ месте седмь горъ и глушиць морских много, и повеле горы рыти... и повеле размерити место на три углы, на все страны по седми верст...»; «сие место ceд^^o'L'lъмный наречется, и прославится, и возвеличится... Въ седмое же лето виде царь мало живущих в граде... и назва град Новый Рим» [II. С. 126]. Правда, пророчества Повести говорили о грядущем освобождении «Русским родом» Константинополя от «Измаилита», а не о переносе центра в Москву: «Русский род Измаилита победят и Седмохолмного приимут и в нем вцарятся» [II. С. 143]. Однако позднее это пророчество было переосмыслено, о чем свидетельствует круг «Повестей о начале Москвы» .

Отметим, что в «Повестях» гораздо более распространена «цитата», доказывающая необходимость основания всемирной столицы «на крови» она есть во всех четырех вариантах, выделенных в свое время М.А. Салминой. Рассказ о «седмохолмном» граде входит только в четвертый вероятно, самый поздний вид [12. С. 41]. Впрочем, и здесь речь идет о «седмо-холмности» не Москвы, а лишь Константинопо-

ля [12. С. 196—197]. Как бы ни датировать этот вид «Повести», ясно, что его создатели и переписчики еще не были проникнуты идеей реального семихолмия Москвы.

Поиск в Москве семи изначальных холмов затруднен еще и потому, что ее предшественники Рим и Константинополь по сути дела, также «семихолмны» лишь в анагогическом смысле, как совершенные, идеальные города. В Риме мы сталкиваемся почти с той же ситуацией, что и в Москве. Многочисленные возвышенности занятой городом местности в разное время перечисляются у авторов по-разному, но всегда со стремлением сформировать полную «семерку»  Septimontium. Изначально семь поселков будущего Рима занимали только один Палатин. При объединении (синойкизме) их внешняя священная граница получилась четырехугольной в плане (Roma quadrata). Лишь последующие си-нойкизмы приведут к созданию Рима с центром на Капитолии.

Только через много десятилетий, образовав сначала «город четырех кварталов», Рим смог включить в городскую черту ряд возвышенностей, первоначально к нему не относившихся. Это произошло в эпоху Августа, учредившего новый город четырнадцати кварталов (Regio), структура которых повлияла потом на формирование Константинополя. Можно добавить, что легендарная часть истории Рима изобилует «натуральным числом» 7 как символом завершенности, полноты (период семи царей).

Обратившись к Константинополю, мы встретим на первый взгляд более строгую и устойчивую картину города, деление которого, вслед за Римом, подчинено числам 7 (холмов, соборов) и 14 (кварталов, районов). Сразу напрашивается объяснение: в отличие от Рима или Москвы, столица Византии была создана по цельному плану как новый центр империи. Может быть, здесь семичастное деление оказалось более ощутимым? Однако, присмотревшись, мы замечаем все те же противоречия. Прежде всего, первоначальный город IV в. в черте укреплений очень мал и отнюдь не охватывает всех будущих городских районов следовательно, столица Константина вряд ли могла включать семь реальных холмов. Во-вторых, их приведение к числу семь даже в позднем варианте не более, чем условность. С той же легкостью в рельефе можно выделить и шесть, и восемь холмов. Кроме того, место четырнадцатого квартала не до конца ясно, он был сформирован в отдалении от города, как бы искусственно добавлен [13. S. 1—5].

По мнению Джона Балдуина, «хотя городу были приданы семь холмов и четырнадцать районов, с тем чтобы подогнать его к Риму, в действительности он включал только два главных холма, причем ни один не превосходил высотой и 50 метров» [14. P. 168]. В многочисленных описаниях святынь Царьграда русскими паломниками XIV—XV вв. его «седмихолмность» ни разу не отмечена [15].

Глубинные основы семиричного строения сакральных структур неоднократно исследовались, и мы не будем к ним специально обращаться. Но следует отметить необычайно усиленное использование в средневековой нумеро-логии именно «семерки», которая уступает место только ни с чем не сопоставимой «тройке». Этот факт объясняется с разных позиций, в том числе устойчивым употреблением «семерки» в пророческих книгах Ветхого Завета и в Апокалипсисе, как известно, особенно популярным на Руси. Для истории сакрального пространства Москвы особенно интересна традиция выражать через число 7 идею совершенства (в том числе божественного), совокупности и завершенности

Церкви, идеального творения (в том числе здания, города, храма). Мною уже были отмечены сознательное следование семичастной схеме при формировании церковной организации Москвы в середине XVI в. (а возможно и ранее), умозрительная связь числа признаваемых православием Вселенских Соборов с числом реальных соборных храмов столицы и попытка установить специальное празднование в память Отцов Семи Вселенских соборов [16J.

Кроме того, существует своего рода промежуточное звено между семичастпо/семисобор-ными членениями Рима, Константинополя и Москвы. Известен по крайней мере один пример того, как славянские правители пытались материализовать идею семисоборности города (государства) как преемника императорской власти в конкретной строительной программе задолго до появления Москвы на исторической сцене. Речь идет о программе крестителя Болгариикнязя Бориса. В Пространной редакции Жития Климента Охридского, написанного Димитрием Хоматианом либо в XI, либо, что вероятнее, в XIV в., говорится, что князь Борис «оградил всю подвластную ему Болгарию семью соборными храмами, явив ее как некий семисвечный светильник» [17. С. 132—134; 18. С. 38].

Эти семь соборных храмов исследователи пытались отождествить с разными памятниками разных же городов Болгарии, тем более что есть еще одно свидетельство их существования: в письме болгарских) архиепископа начала XI и. СЗЗе-офилакта Охридского севасту Ивану, сыну севас-тократора Исака сказано, что князь Борис «был наихристианнейший болгарский царь, построивший в Деволе одну из своих семи соборных церквей», следовательно, один из храмов наверняка стоял именно в Деволе. Из его же «Жития пятнадцати тивериопольских мучеником» узнаем, что другой храм в Брегальпице также построен царем Борисом [18. С. 39—90; 17, Примеч. 154]. Добавив к этому Охрид, получим три пункта из семи. Недавно выдвинуто предположение, согласно которому были одновременно построены также и семь базилик во Внешнем городе столицы Плиске. Их остатки, раскопанные в семи разных кварталах города, имеют совершенно одинаковые по типу и размерам планы и могут датироваться в пределах IX—XI вв. [18. С. 39—40]. В этом весьма раннем (относительно истории христианизации славянских народов) примере очень четко виден средневековый принцип использования и трактовки «священного текста», происходящей путем его овеществления и низведения на земной, конкретно-реальный уровень.

Обратившись вновь к истории Москвы, мы обнаружим немало свидетельств устойчивого бытования нумерологем, основанных па предпочтении числа 7, не только в области церковного строительства и не только на фольклорном уровне, по также и в документальных (летописных, актовых) материалах. Укажем, например, на «сед-МОЧИСЛСШ1ЫХ и бояр» «Хронографа 1616/17 гг.» и зададимся вопросом, справедливо ли историки пытались свести состав этого «государственного совета» к семи персонам, либо же перед нами иносказательное наименование [19. С. 345—350 и др.]. «Семерка» присутствует и в церемониальных статутах средневековой Москвы (москвичи проводили царя Василия Шуйского, увозимого Жолкевским в Польшу, за семь верст от города; в числе выборных для посольства к Си-гизмунду также фигурируют «семерки»). '

Возвращаясь к началу нашего экскурса, отметим, что эта нумерологема прослеживается в работах И.М. Снегирева (например, в его стремлении подразделить историю города на 7 перио-

дов). При этом следует учесть его тесную связь с фольклорной городской традицией, на которую весьма удачно указал В.Н. Топоров [20]. В текстах Снегирева присутствует мир мифологических стереотипов, которые в XIX столетии упорно пробивают себе дорогу в область строгой науки и воспроизводят структуры архаического сознания.

Литература

1. Снегирев И.М. Памятники московской древности. М., 1842.

2. {Сенковский О.И] Рец. на кн.: Снегирев И.М. Памятники московской древности. М., 1842 // Библиотека для чтения. 1842. 2.

3. Погодин М.П. Рец. на кн.: Сне-шрев И.М. Памятники московской древ" ности. М., 1842 // Москвитянин. 1842. № 2.

4. Снегирев И.М. Москва. Подробное историческое и археологическое описание города. М.. 1865. Т. 1—2.

5. Забелин И.Е. История и древности Москвы // Забелин И.Е. Опыт изучения русских древностей и истории. М., 1873. Ч. 2.

6. Waldheim ]. F ischer uon. Oryctographie du gouvernemenL (ie Moscou [Описание ископаемых остатков Московской губернии]. М., 1830—1837.

7. Никитин С. Элементарный курс географии... М., 1877.

8. Лихачева Э.А. О семи холмах Москвы. М 1990.

9. Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905.

10. Иностранцы о древней Москве. М.. 1991.

II. Воскресенская летопись // Полное собрание русских летописей. СПб., 1859. Т. 8.

12. Салмина М.А. Повести о начале Москвы. М., Л., 1964.

13. Mango С. The Fourteenlh Region of Constanlinopte / / Studien zur spatantiken und byzantinischen Kunst. Bonn, 1986. Tell 1.

14. Baldovin•}.F. The Urban CharacLer of Christian Worship. Roma,1987 (Oi-ientalia Christiana Analecta,  228).

15. Majeska С.P. Russian Travellers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington D.C., 1984 (Dumbarton Oaks Studies. XIX).

16. Беляев Л.А. Древние монастыри Москвы (конец XIII — нач. XV вв.) по данным археологии. М., 1994.

17. Милев А. Гръцките жития на св. Климент Охридски. София, 1966.

18. Михаилов С. По въпроса за се-демте съборпи храма на княз Борис // Археология (София). 1992. 2.

19. Плагпонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. М 1937.

20. Топоров В.Н. О следах эпической стихотворной традиции в старорусских повестях о начале Москвы // Бал-то-славянские исследования: 1982. М., 1983.




1. Мазурка
2. Вариант 24 2 Кто из средневековых философов занимал позицию реализм а Ф
3. Построение информационной и даталогической моделей данных
4. Основные виды и методы маркетинговых исследований рынка недвижимости 1
5. Свой мир мы строим сами ОУ ДО.html
6. Основні принципи маркетингу
7. а. Киевская Русь при Владимире 1и Ярославе Мудром
8. ТЕМА 1 Понятие индивидуального стиля в одежде План 1
9. Задание 1 Зависимость освещённости рабочей поверхности стенда от электрической мощности ламп накаливани
10. Варіант 1 Джерела аналізу роздрібного товарообороту підприємств торгівлі- Дані документів бухгалтерсько
11. Subject of Stylistics The term ldquo;stylisticsrdquo; originted from the Greek word ldquo;stylos~ which mens ldquo; penrdquo;
12. Улица Кэролайн Лиф Рука Иржи Трнка Приключения принца Ахмеда Лотты Райнигер а также работы Нормана М
13. Je psse m journ~e ~ me ccher dit Hector en soupirnt ~ ses mis Mimi l poup~e et Rtpln le pntin
14. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт экономики и управления
15. Оценка финансовой устойчивости предприятия и пути ее укрепления.
16. США в 20 веке
17. таки следовало бы приостановить поток корреспонденции поступающий на имя покойного ~ ох уж эти горюющие вд
18. реферату- Українське військо періоду козаччиниРозділ- Військова справа ДПЮ Українське військо періоду коз
19. Задание Построить модель связи между указанными факторами выполнив предварительно корреляционный анализ
20. Паутина представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех учеников класса