Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Глава 1.9 ОТ СТРУКТУРАЛИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ
Структурализм
В этой главе будет рассмотрена французская философия от середины до конца XX в. Если в XX в. в Германии доминировали феноменология и герменевтика, а в Англии и США аналитическая философия, то во Франции структурализм, постструктурализм и постмодернизм. Начнем наш анализ с рассмотрения структурализма.
Латинское слово структура переводится на русский язык как строение, порядок, упорядоченное расположение, относительно устойчивый способ организации системы, ее внутренних отношений. Философский подход, в основе которого лежит идея структуры, и называется структурализмом. В философском отношении структурализм противостоит атомизму.
Допустим, атомист и структуралист дают ответ на вопросы: что такое человек? и что такое общество? С точки зрения атомиста человек атом общества, а общество есть совокупность этих атомов. С точки зрения структуралиста следует начинать с рассуждений об обществе. Общество выступает как совокупность отношений между людьми; отдельный человек есть выражение, узел этих отношений. Не потому я русский, что народился таковым, а потому, что вовлечен в систему отношений, характерных для России.
Для судеб философского структурализма важнейшее значение имели разработки швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Соссюр рассматривал язык в качестве знаковой системы. Языковые знаки имеют смысл лишь во взаимоотношении друг с другом и, следовательно, в силу их отличий. Слово приобретает смысл в языке благодаря отличию от других слов. Важно отношение слов друг к другу, а не их материальность. Между языковыми знаками и тем, что они обозначают, нет естественной, необходимой связи. Корову, домашнее животное, русский называет коровой, а англичанин соw. Выбор слов, звуков и букв условен и произволен. Это значит, что лингвисту нет необходимости интересоваться соотношением "обозначающееобозначаемое", обозначающее никак не зависит от обозначаемого. Следовательно, лингвист должен интересоваться языком как таковым, рассмотренным в качестве знаковой (семиотической) системы в самом себе и для себя. Разумеется, в любом естественном языке существуют многочисленные закономерные связи, т.е. структуры. Именно они должны привлекать внимание в первую очередь.
Идеи Соссюра оказались весьма плодотворными для философии. Имелось в виду, что социальные феномены не являются ни вещами (на чем настаивали материалисты), ни идеями (как считали идеалисты), а знаковыми структурами. Говорили даже, что человек умирает остаются структуры. Любые социальные отношения стали рассматриваться в качестве структур, при этом образцовым семиотическим образованием считался естественный язык. Знаковые структуры искали (и находили) в языке, политике, экономике, психически бессознательном, отношениях родства, массовой культуре. Крупнейшими французскими структуралистами были К.Леви-Строс (изучил отношения родства в примитивных обществах) и ЖЛакан (исследователь психически бессознательного). В 60-х годах на смену структурализму пришел так называемый постструктурализм. В этом отношении решающее значение имели работы Мишеля Фуко (1926-1984).
Мишель Фуко: философия дискурсивных практик
Фуко настаивает на конкретно-историческом подходе к анализу совокупности высказываний, т.е. дискурсов. Его главный девиз: дайте осуществиться богатству дискурса и детальнейшим образом освойтесь в нем. Дело философа показать, как в дискурсах кристаллизуются и рассеиваются слова, вещи, структуры. Деятельность философа предполагает работу историка, весьма кропотливую и всестороннюю. В своих книгах Фуко, показал как на протяжении нескольких веков практика дискурсов вырабатывала воззрения относительно недуга безумия, понятия медицины, феномена сексуальности. Все, что мы узнаем, вырабатывается в дискурсах.
Итак, философия изначально это дискурсы. Дискурсы это практики, далеко не всегда подчиняющиеся строгим правилам науки. Они часто имеют игровой характер, перекрещиваются друг с другом, вступают в конфликты. Будучи вовлеченными в дискурсивные практики, люди формируют свою волю к желанию, знанию, власти, эстетическим и моральным ценностям. Человек рождается в практике дискурса не автоматически, а в силу своей активности, переоценки правил и установлений.
Наука, чувственность, мораль все это присутствует в практике дискурсов в форме некоторых принципов их связности, которые, раз возникнув, не остаются неизменными, а рассеиваются игрой случая. Все философское скрыто в дискурсах, которые могут достигать стадии научности. Когда появляются жесткие, малоизменяющиеся структуры, чаще всего они достойны рассеивания. Таков универсальный рецепт Фуко по борьбе с самыми различными формами тоталитаризма. По Фуко, каждый призван жить за тем порогом моральности, который ему доступен. Осуждения достоин лишь тот, кто в страхе перед объемом дискурсивной работы скрывается в железобетонные окопы несотрясаемых знаний, привычек, убеждений, власти, предписаний.
Жак Дерридя: деконструктивизм
Знаменитый Жак Деррида (р. 1930) один из самых эксцентричных философов современности. Его творчество занимает видное место в новейшей французской философии. Довольно часто философствование Деррида обозначается термином декон-структивизм.
Обратите внимание на многозначность термина "деконст-рукция". В нем присутствует и указание на определенные структуры, и желание к конструированию, но и к разрушению, декон-струированию. Подобно многочисленным современным философам, Деррида полагает, что философствование осуществляется в языке, прежде всего в тексте. Философствование означает освоение языка. Но что значит освоиться в языке? Осуществить работу деконструирования. Что такое деконструкция в более конкретном плане? Нескончаемое замещение слов и предложений цепочкой заместителей. Это замещение, которому противопоказана какая-либо механистичность или однозначность, реализует нечто вроде формулы: "S есть Р", "S не есть Р", "S не есть Р и не есть не Р" и т.п. Допустим, наше внимание привлек вопрос о природе любви. Выясняется, что дать однозначное определение любви невозможно. Любовь это благосклонность, но и симпатия (но симпатия это уже не просто благосклонность); любовь это и нежность, и восхищение (но нежность не является восхищением, а восхищение не есть нежность). Наше представление о любви нарастает вместе с продолжением работы деконструирования. При этом всегда уместно творчество и всегда присутствует некоторая незавершенность, указывающая на тайну. Постоянно дает о себе знать требование красоты. Переписывать предложения надо таким образом, чтобы последующее предложение было красивее предыдущего. Что такое любовь? Напишите об этом с максимальной страстностью и нежностью. И еще, не останавливайтесь на окончательной формулировке. В философствовании Дерриды привычная логика, особенно характерная для науки, опрокидывается и изничтожается, а эстетики явно больше, нежели этики. Деконструктивизм Дерриды оказался весьма востребованным в литературе. Дискуссионным остается вопрос о достоинствах деконструктивизма Дерриды в области науки и этики.
ЖянЛифгяр: постмодернизм
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги "Состояние постмодерна" (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во второй половине XX века в силу ряда причин, в первую очередь благодаря широкому распространению информационных технологий, возник новый тип культуры постмодерн. С латинское переводится как недавно. Постмодерн, следовательно, можно перевести на русский язык как то, что наступило вслед за недавним. Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, "никто не владеет целым". Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания, старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое по преимуществу проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности, это означает, что на первый план вышли критерии эффективности и прибыльности. Люди в качестве "атомов" общества расположены на пересечении прагматических, т.е. жизненно важных для них связей. Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики. На смену логике универсальных, незыблемых принципов пришла паралогика (греческое рага означает отклонение).
Паралогика Лиотара это обращение к агонистике многообразных языковых игр и "маленьких рассказов", позитивная оценка дисконсенсуса, без которого невозможно творчество и научное воображение, замена замкнутой системности открытой, стимуляция производства новых идей, установка на свободу и во-ображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному. Наряду с уже упомянутыми доминантами философского постмодернизма укажем также следующие: дисконсенсус (а не консенсус), дискретность (а не непрерывность и прогресс), нестабильность (а не стабильность), случайность (а не необходимость), игра (а не цель), анархия (а не иерархия), рассеивание (а не центрирование), неопределенность (а не определенность), эстетика парадоксально-возвышенного (а не прекрасного), виртуальное (а не устойчивое вещно представимое), ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей. Несколько рискованно сжимая характеристику философского постмодернизма, можно указать, что он культивируется в наши дни в основном в двух вариантах умеренном и авангардистско-анархическом. В своем умеренном варианте постмодернизм является, пожалуй, вполне оправданной реакцией на реалии конца XX в., на всемерное возрастание многообразия. Что касается авангардистско-анархического постмодернизма, то в нем преобладает эпатаж, отрицание всего и вся. Такая философия приветствуется немногими из числа профессиональных философов.
Выводы
Нетрудно заметить, что между структурализмом, постструктурализмом и постмодернизмом существует вполне определенная преемственность.
Структуралисты интересовались в первую очередь закономерностями естественных языков и аналогичных им образований. Фуко инициировал внимание к процессу возникновения, становления и трансформации дискурсивных (языковых) практик. Деррида стремится выразить саму динамику создания новых дискурсов, которую он видит в деконструкции. Лиотар эту же динамику характеризует как паралогику, ядром которой является не деконструкция Деррида, а интуиции теории игр и теории катастроф.
Отметим также, что постструктурализм и постмодернизм в наши дни неправомерно характеризовать как сугубо французское явление. Они стали достоянием всего философского сообщества. Наконец, предостережем читателя от одного весьма распространенного заблуждения. Неправомерно считать, что выдающиеся французские философы сводили регион философии исключительно к естественным языкам. Речь должна идти о другом: философствование осуществляется в языке. Язык среда философии. Материальные вещи такой средой не являются. Знания о всех известных человеку явлениях вырабатываются в языковой практике.