Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


 Я буду воспевать

   Всем существом в поэте

   Шестую часть земли

   С названьем кратким «Русь».

   С.Есенин

   Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но особенно сильны такие мечты в тяжкие для России периоды – во время войн, голода, революций. И именно тогда появляются великие поэты и писатели, которые своим словом выражают мечты о лучшей жизни для родной страны. В трудные для России времена были созданы такие произведения, как «Слово о полку Игореве», призывавшее объединиться против сильного врага, поэма «Кому на Руси жить хорошо», предлагавшая задуматься о проблемах русской деревни, а также множество других произведений, которые с глубоким чувством патриотизма воспевали родную природу или рассуждали о русской душе и проблемах России.

   Подобными произведениями пополнилась и отечественная литература начала XX века. В это время в стране назревали серьезные перемены, близилась Октябрьская революция. И снова стали актуальны размышления о дальнейшей судьбе России. В творчестве таких замечательных русских поэтов, как Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, тема Родины заняла особое место. Каждый из них по-своему понимал историю и роль поэзии в обществе, они по-разному приняли революцию и наступившие перемены. Но всех этих поэтов объединяла общая Родина, любовь к которой позволяла им создавать замечательные стихотворения и поэмы.

Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы – дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало её противоречивой и обострённой. Начиная с 1097 – 1908 годов, тема России, её исторического пути, её настоящего и будущего выходит на первый план в творчестве Блока. В 1907-1916 годах пишет цикл «Родина».

В ранней поэзии А.Блока тема России не звучит как самостоятельная . Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа.

Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли…»:

Видно, дни золотые пришли,

Все деревья стояли как сияньи.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

К постижению Родины подлинной, далёкой от чарующей сказки, поэт шёл через мотивы страшного мира. Поэт в своём творчестве уже отошёл от поиска Мировой Души – идеала, присутствующего почти в каждом стихотворении Блока – символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Именно в этот период он создаёт цикл стихотворений, получивший название «Страшный мир». Блок понимал, что человек, поддавшийся соблазнам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспевается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь»:

Как первый человек, божественным сгорая,

Хочу вернуть на век на синий берег рая

Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд…

Страшный мир. Созданный А.Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

Образ родины Блока - женский образ, отсюда «плат узорный до бровей», «разбойная краса», «твой узорный, твой цветной рукав». Россия переплетается самобытностью его мироощущения. Ведь до него родина была олицетворением матери и вдруг:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

В ранней поэзии Блока Россия, ещё не понятая, не затронувшая самую глубину души поэта предстаёт перед нами в облике таинственном, завораживающем:

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

Страна предстаёт в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Таково само её пространство:

Русь опоясана реками

И дебрями окружена

С болотами и журавлями

И смутным взором колдуна…

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкала её на своих просторах.

А в последних произведениях цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, всё яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях «Петроградское небо мутилось дождём…», «Я не предал белое знамя…», «Коршун» и других. Однако тема трагического предвиденья звучит в стихотворениях из цикла «Родина», написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: «На поле Куликовом». Они были написаны в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории.

В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Значение Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно поэт обращает к этому событию в предвидении трагических лет России. На мой взгляд, этот цикл наиболее ярко и точно показывает отношение писателя к России.

В стихах о своей родине Блок достиг пронзительного понимания её разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России. Её необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская родина. Он её любил, ждал её перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту, он задохнулся.

Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта — тема Родины. Есенин писал: "Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве". Он просто не мыслил себя вне России, вне России для него не было ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

Образ родного края, о чем бы ни писал Есенин, незримо присутствует в его произведениях. Однако тема Родины в творчестве поэта проходит свою эволюцию. Поначалу это была почти несознательная, детская, безмятежная тема.

Родился я с песнями в травном одеяле, 
Зори меня вешние в радугу свивали.
 
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
 
Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике "Радуница") автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная!" тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина — это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. "Рязанские поля была моя страна", — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: "Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных". Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим "заоблачным раем". Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как "забоченившиеся избы", "тощие поля", "черная, потом пропахшая выть" и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. "Грустная песня, ты — русская боль!" — восклицает поэт. Он хочет верить, что советская власть и социализм возвысят человека, что все делается во имя него и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом".

"Учусь постигнуть в каждом шаге 
Коммуной вздыбленную Русь".

Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народу автора — "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм — знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом — "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина".

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, "бреющий бороду старому миру". А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди — большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им "деревянная Русь", нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого "мужицкого рая", сказочного края Инонии — тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. "Радуюсь песней я смерти твоей", — бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического "земного рая" для мужиков (стихотворение "Иорданская голубица"). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, "куда влечет нас рок событий". Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, "скверного", "железного гостя", перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя "последним поэтом деревни". Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей, 
Но куда он, куда он гонится?
 
Неужель он не знает, что живых коней
 
Победила стальная конница?

Проходит время, и взгляд Есенина на жизнь и на мир становится шире. Так, раньше родиной он считал только одну деревеньку, а теперь стал чужд всякой национальной ограниченности. Он стал гражданином мира. "Я брат вам по крови", — обращается Есенин к грузинским поэтам и мечтает о том времени, когда "по всей планете пройдет вражда племен", "когда на земле будет один язык, и лишь "историк", сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется". Есенин, став пламенным интернационалистом, не оставил "того места, где он родился". "Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь", — утверждает он. Поэт, любуясь "голубой родиной Фирдоуси", ни на минуту не забывает "как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий".

Итак, эволюция темы родной земли в лирике Есенина состоит в восхищении красотой родного края, изображении тяжелой, изнурительной жизни русского народа, в мечте о "мужицком рае", неприятии городской цивилизации и стремлении постигнуть "Русь советскую", в чувстве интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшейся в сердце "любови к родному краю".

Он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто шестую часть земли — великую Русь.

Я буду воспевать 
Всем существом в поэте
 
Шестую часть земли
 
С названьем кратким "Русь".

И я, как весну человечества,

рожденную в трудах и в бою,

пою мое отечество,

республику мою!

В. Маяковский

 

О чем бы ни писал В. Маяковский, основной в его стихах всегда была тема Родины, поскольку поэт, по его мнению, это не только «народа водитель», но и «народный слуга». На службу своей Родине, своему народу, революции и поставил свое творчество этот великий поэт.

Маяковского мало заботили абстрактные, общие вопросы. Он активно участвовал в жизни своей страны, был в курсе всех событий, искренне радовался достижениям советских людей, стремился к преодолению «пережитков». Его интересовала конкретика, и такими же предельно конкретными были его произведения, в которых он боролся со всяческой «дрянью»: бюрократизмом, пошлостью, мещанством, эгоизмом. Перо — грозное оружие поэтов, и Маяковский умело им пользовался.

В своих произведениях поэт часто ведет диалог или обращается к людям разных профессий, и мы понимаем, что люди эти — живые, со своими мыслями, делающие определенную работу в построении нового мира, часто даже проявляющие героизм. Трудолюбие, готовность к лишениям во имя достижения цели, самоотречение вселяют в сердце поэта радость и оптимизм, веру в создание на земле «города сада» :

 

Я знаю —

Город будет,

Я знаю —

саду цвесть,

когда

такие люди

в стране

советской

есть!

 

Маяковский говорил об «адовой» работе, совершаемой гражданами молодой страны: «освещаем, одеваем нищ и оголь, ширится добыча угля и руды. По мнению поэта, для того, чтобы старый мир отошел в прошлое, нужно активно строить мир новый, а это очень сложно в обстановке голода, разрухи, воцарившихся в стране после империалистической войны и в первые годы после революции.

 

Там

за горами горя

солнечный край непочатый.

За голод,

за мора море

шаг миллионный печатай!

 

Маяковский чувствует свою крепкую связь с народом, «с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден». Ему по душе и «громадье» планов строителей новой жизни, и «размаха шаги саженьи», и марш, «которым идем в работу и в сраженья». Будучи причастен к сотворению Отечества, «которое будет», Маяковский ощущает искреннюю радость:

 

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

 

Маяковский верил в свою Страну Советов. Он посвятил ей не только творчество, но и жизнь. Стихи поэта проникнуты любовью к Родине, чувством глубокого патриотизма, стремлением быстрее привести ее к светлому и счастливому будущему.

 

…главное в нас это — наша

Страна Советов.

Советская воля, советское знамя,

советское солнце.

 

Маяковский был уверен, что время и усилия его современников на преодоление всего отжившего и построение нового не пропадут даром. Творчество — это великое, божественное дело, а творчество совместное для Маяковского было не только необходимым, но и священным.

 

Мы идем чтобы,

сквозь револьверный лай,

умирая,

воплотиться в пароходы,

в строчки

и в другие долгие дела.

Таким образом, в творчестве и А.Блока, и С.Есенина, и В.Маяковского теме Родины уделено огромное внимание. Все они воспевали в своих стихах Россию, ее народ, природу. Являясь истинными патриотами, они не отвернулись от своей страны в нелегкое для нее время, остались верны своему Отечеству. В поэзии А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского отразилась бесконечная любовь к Родине, вера в ее могущество, тесная связь с природой и русским народом. Поэтому на их стихах, которые всегда помогали и будут помогать людям жить, любить, творить, бороться, и следует воспитывать патриотов.




1. функция и роль связаны но не тождественны
2. I m the child ; printf
3. Применение лекарственных средств
4. Экономика и её значения
5. Уельс
6. Введение6
7. Экоформа существует на рынке с 2004 года
8. Парагрипп-3 крупного рогатого скота.html
9. Формирование информационной культуры педагога проектно - рефлексивный подход
10. Жилище в стиле техно
11. и микро количественный анализ
12.  Критерий эконом
13. I INTERNTIONL CDEMY OF BUSINESS HND ~OUTS Philosophy Lecture 10
14. 6. Однофазные электрические цепи переменного тока 16 Цель- Сформировать знания о различных значениях син
15. 'УЕЗОВ атында'ы О'Т'СТІК 'АЗА'СТАН МЕМЛЕКЕТТІК УНИВЕРСИТЕТІ КЕЙС Та'ырыбы - Маркетингті' мін'
16. Контрольная работа- Робота психолога у виправній системі
17. Тема- Використання відходів у виробництві будівельних матеріалів Завдання- Ознайомитись з матеріало
18. lkohol Ethyllkohol Weingeist Formel- C2H5OH Suchtusl~sender Stoff klre frblose w~rzig riechende und brennend schmeckende leicht entz~ndliche hygros
19. тема представлений и знаний человека о мире о самом себе и своих взаимоотношениях с окружающей действительн
20. Европейское право - новая юридическая специальность.html