Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

лекция 7.09 Источниковедение.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

2 лекция 7.09

Источниковедение.

3.  Методология.  В ее основе  лежит диалог  сознания исследователя со знанием и психикой людей живших прежде. Диалог начинается с пониманием другого объективной овеществлённой основой чего и является исторический источник.  Таким образом, отличительная черта источниковедческой методологии состоит в том, что в ней рассматриваются не только соотношение источника и действительности, но и взаимодействие познающего субъекта и источника при взаимосвязанном анализе этих аспектов.

При изучении исторических источников, особое внимание следует уделять различению взглядов: 1. Автора источника; 2. Воззрений сложившихся в историографии (описание истории, история исторической науки) на разных этапах ее развития; 3. Точки зрения самого исследователя. Без этого не возможен самостоятельный исторический синтез.  Начинающий исследователь постоянно ориентирован на анализ содержания собственного сознания, выявление происхождения  и структуры тех исторических представлений, которые складывались у него при изучении историографии и в процессе собственной исследовательской работы и поэтому в модели образования изучения данный дисциплины, акцент делается на процесс выяснения познавательного процесса. При этом освоение фактологии рассматривается как средство выработки способности критического суждения

Теория источниковедения

Источниковедение представляет собой метод познания реального мира.  Объектом при этом являются созданные людьми культурные объекты, а именно произведения, вещи, записи, т.е. документы.

По средством каких свойств культурных объектов, познаётся реальный мир? Поскольку произведения люди создают целенаправленно, то в них отражаются и эти цели и способы тих достижения и те возможности которыми  люди располагали в то или иное время в тех или иных условиях, поэтому изучая произведения можно многое узнать о людях которые их создали. Данный способ познания, человечество широко использует в настоящий период .

В ранних человеческих сообществах (еще устной культуры), люди самым разнообразным образом, использовали созданные другими людьми вещи (орудия, инструменты, предметы быта, роскоши) использовали не только по прямому назначению этих предметов, но и как источники информации. Рассматривая, сопоставляя, оценивая, логически рассуждая, люди извлекали доля себя важную информацию о новой для них культуре, поэтому, многие обычаи связанные с диалогом культур сопровождаются обменом дарами. Эти обычая восходящие к глубокой древности позволяют существенно дополнить социальную информацию, которою можно передать словестно, при непосредственно личным общением.

Каким образом люди передают социальную информацию и обмениваются ее друг с другом? С помощью вербального и не вербального метода. Чаще всего одно дополняется другим. Этот способ человеческого познания достаточно информативен,   но в нем есть существенный недостаток – личное общение ограничено во времени (происходит здесь и сейчас), все остальное может остаться не известным, потому что происходило, либо давно, либо происходило или происходит, но в другом месте. Человек тем и отличается от других живых существ, что научился создавать произведения,  выражающие его цели и намерения, и сумел понять, что эти произведения, могут стать источниками информации. Данная ситуация создает потенциальную возможность источниковедческого подхода. В результате люди накапливают повседневный опыт и передают его последующим поколения, для этого они кодируют информацию в материальных объектах (создавая документ, запись, рисунок, изделие, произведение) в фиксированных источниках информации. Этот момент является принципиально важным для понимания метода источниковедения, т.е. метод познания окружающего мира через фиксированные источники информации. Использование изделия произведения или созданные человеком вещи как источника информации о нем, о ого времени и его пространстве изначально присуще человечеству, поэтому воспринимается как нечто само собой разумеющееся. При этом люди долго не задавались вопросом о том, каким образом эта информация добывается и что при этом происходит. Таким образом источниковедение, есть особый научный метод познания реального мира. В центре внимания оказывается познавательное пространство, в котором реализуется данный способ познания мира, т.е. как именно человек (познающий субъект) находит и изучает объект служащий ему источником познания. Какие вопросы при этом он ставит? Какой логикой руководствуется? Добиваясь ответной информации (каким методом пользуется). Источниковедение рассматривает вопрос о котором люди долгое время не задумывались, что происходит при изучении информации исторических источников. Постоянно обращаясь к данному способу познания реального мира, социальная практика накопила богатый опыт общения с произведениями искусства, литературы и правовыми документами и источниками содержащими социальную информацию. Этот опыт стал обобщаться в рамках методологии истории, потому что именно историческая наука испытывает особый дефицит в отношении непосредственного наблюдения того, что она хотела бы изучить. Принято считать, что историческая наука изучает прошлое, это определение весьма условно и не совсем точно. Во-первых потому, что понятие «прошлое» неопределенное, между «прошлым» и «настоящим» не так просто провести четкую временную разницу. Поэтому разграничение прошлого и настоящего требует другого не хронологического подхода. Исходя из источниковедческой методологии ученые исследователи придерживаются буквального смысла этих понятий (прошлое-то что прошло, завершилось; настоящее – то что находиться в процессе изменении, его можно наблюдать воспринимать осознавать, но оно продолжается и поэтому его нельзя изучать научными методами) именно поэтому человечество всегда стремилось «остановить мгновение»  настойчиво изобретало доля этой цели средства (рисунок, книгопечатание, фотографию, кино, звукозапись, письменность). Существенное значение имеет принципиальная возможность повторного многократного обращения к прошедшей реальности, ее фиксированному в виде материального образа изображению. Таким образом необходимым условием научного изучения реальности является возможность фиксированного запечатления. Источниковедение выступает в этом случае как метод изучения прошлой реальности через посредство человеческого восприятия зафиксированного в источниках. Очевидно и другое, без обращения к источникам, познание реальности вообще невозможно. Следовательно, метод источниковедения необходим для гуманитарного познания в целом.

Феномен культуры и реальный объект познания

Наука – достоверное и систематизированное знание о действительности. Наука очень серьезно относится к своему объекту, считается что он познаваем научными средствами если существует, как явление имеющие определенные свойства:

1. Доступность наблюдению;

2. Стабильность, которая дает возможность многократного обращения;

3. Независимость от исследователя, т.е. процедура исследования не влияет на эти свойства.

Науки о человечестве располагают объектом отвечающим условием научности познания. Этот объект доступен для наблюдения, стабилен и суверенен (отделен от познающего субъекта).

Источниковедение изучает не просто исторический источник, оно изучает систему отношений (человек-произведение-человек). Эта триада выражает общечеловеческий феномен т.е. один человек общается с другим не посредственно, а опосредованно с помощью произведения созданного другим человеком и отражающим его личность.

Произведения создаваемые людьми в процессе целенаправленной творческой деятельности, намеренно облекаются ими в реализованную овеществленную материальную форму в которой эти произведения могут свободно функционировать в той или иной социокультурной среде. Эти произведения (или их сохранившееся фрагменты) вполне могут фиксировать заложенную в них информацию о людях создавших эти произведения, а так же  в определенной степени не зависимо от намерений автора о том историческом времени и месте (хронотип) в котором возникновение этих произведений и их последующее функционирование оказались возможными. В отличии от мгновенного сейчас и здесь, т.е. непосредственного наблюдения, обращение к источникам делает общение независимым, как от времени, так и от места действия. Созданное человеком произведение дает информацию об его творце, всякий раз, когда возникает необходимость. Таким образом через посредства созданного произведения, человек дает знать о себе другим людям. Теория метод и исследовательская практика работы с источниками составляет единое целое, поэтому рассматриваются основные теоритические положения и методы их применения к конкретному материалу источников в трех взаимосвязанных направления:

  1.  В связи с теми условиями в которых эти теоритические представления формировались и развивались;
  2.  В системе метода источниковедческого анализа и синтеза;
  3.  Методы источниковедения в их применении к источникам Российской истории

В данном контексте общие принципы источниковедческого подхода рассматриваются на основе видовой классификации источников, это дает возможность выявить как общие, так и особенное в теории и исследовательской практике источниковедения.

Лекция 14.09.2012 г.

Метод источниковедения. Источниковедческий анализ

и источниковедческий синтез.

Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения обстоятельств, возникновения имеют общее свойство формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним, а именно разработке методов источниковедческого анализа и их воссоздания, как феномена культуры, т.е. источниковедческого синтеза. Теоретические принципы и методы источниковедческого анализа постоянно обобщаются и развиваются в ходе научно-практической работы с историческими источниками.

Метод источниковедения имеет целью:

  1.  Установить информационные возможности источника (или ряда однородных источников) для получения практических  и фактических сведений об общественном развитии (полнота, достоверность и новизна этих данных)
  2.  Аргументированно оценить значение источника (или ряда однородных источников) с такой точки зрения.

В соответствие с этим метод поводится последовательно. Поэтому на каждом этапе решается своя исследовательская задача и достигается познавательная цель. Материальный объект, созданный в результате целенаправленной деятельности человека, представляет собой отвечающие данной цели произведения и в тоже время источник социальной информации. Он материален, т.е. доступен для непосредственного восприятия, но в отличие от других материальный объектов возникших под воздействием природных сил является неким изделием с определенной целенаправленно созданной структурой. Он обладает свойствами и более или менее, полно и завершено выражает мысль и цель своего творца. Можно различать произведения, которые с большей или меньшей степенью завершённости выражают масштаб личности своего творца. Созданное человеком произведение материально, вещественно, доступно для непосредственного восприятия и существует в реальности настоящего. С данной точки зрения особый интерес вызывает феномен смены материальной оболочки, который присущ феномену источника вообще. Функционируя источник постоянно и целенаправленно как бы заново воспроизводится (например: переписывается, реставрируется, тиражируется, копируется) Для социально-культурной общности всегда характерна забота о том, чтобы материальная фактура произведения сохраняла свою целостность, без которой передача социально информации теряет свою непрерывность. Произведение, в отличие от других материальных объектах, возникших вне участии человека, представляет собой некое «изделие», именно по этому такой материальный вещественный объект и может служить источником  для получения сведений о его творце, а так же о том обществе, в котором мог возникнуть подобный замысел и мелись возможности его реализации именно таким, а не иным образом.  Суть и своеобразие методологии источниковедения в отличие от философии состоят в признании чужого, а не только своего сознания. Таким образом, в схеме «человек произведение человек» методология источниковедения различает 2 типа взаимосвязи и 2 типа исследовательской деятельности. При 1-ом типе рассматривается отношение произведения к той исторической реальности, в процессе функционирования которой оно было создано (например: отдельным человеком, группой авторов или может быть целым народом). При 2-ом типе познающий субъект, включает произведение в реальности современной ему эпохи.

Первый тип.

Стремление опирается  на достоверные свидетельства источников, для воссоздания реальности прошло было присуще историкам уже издавна, оно послужило импульсом для формирования методов так называемой исторической критики, т.е. системы приемов проверки подлинности и установления достоверности исторических источников. По мере развития исторической мысли становилось более очевидным, что каждое отдельное высказывание или свидетельство источника должно быть поставлено в определенную зависимость от общего замысла произведения от обстоятельств создания источника, от знания условий, в которых автор жил и творил. Иначе говоря, вопросы критики источников не могут быть рассмотрены без исследования вопросов интерпретации смысла произведения в его целом.

Интерпретация источника.

Интерпретацию проводят с целью установить тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. Сама работа по интерпретации обнаруживает  глубокий замысел преодолеть культурную отдаленность, дистанцию, отделяющую читателя от чуждого ему текста, что бы поставить его на один с ним уровень.

Лекция 28.09.2012г.

Анализ содержания.

От интерпретации источника исследователь переходит к анализу его содержания. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельство глазами современного исследователю человека другого времени. Источниковед сначала рассматривает источник как часть реальности прошлого, а потом как часть той реальности, в которой находится сам. Он оценивает источник, логически обращаясь то к намеренно, то к не намеренно залеченной в нем информации. Структура исследовательского изложения меняется, она диктуется стремлением возможно полнее раскрыть все богатство социальной информации, которую  может дать источник, постеленный в связь с данными современной науки.  Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию. Если этап интерпретации источника предполагает создание психологически достоверного образа автора источника использование наряду с логическими категориями познавательного процесса таких категорий как здравый смысл, интуиция, симпатия, сопереживание, то в свою очередь на этапе анализа содержания превалируют логические суждения и доказательства, сопоставление данных и анализ их согласованности друг с другом. Таким образом, в процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые намеренно или помимо своей воли сообщает источник. Свидетельствую прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан  и воплощён в данную вещественную форму.

Источниковедческий синтез.

Опираясь на результаты проведенного исследования, источниковед обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез.

Источниковедческий синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника.  

На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа отдельных сторон произведения, отдельных комплексов социальной информации, полученный при исследовании его структуры и содержания. Произведение рассматривается не только в его непосредственной данности, как реально существующий объект, но более полно и более обобщенно, как явление культуры своего времени определенный социокультурной общности и народа.

Метод источниковедения – это источниковедческий анализ и источниковедческий синтез имеет целью воссоздать произведение как историческое явление и в этом смысле результат такого исследования самодостаточен.

Источниковедческий синтез, сосредотачивая внимание исследователя на воссоздании целостности произведения как явление культуры, открывает возможность широких культурологических компаративных исследований вовлекающих в поле изучения сходные явления культуры других времен и народов (особенно по таким признакам, как структура, функции, цел создание) В результате сравнительных исследований возникают возможности синтеза более высокого уровня, т.е. воспроизведение явлений общечеловеческой истории и феноменологии культуры. Аргументированная оценка значения источника дает обоснование для практических рекомендаций о возможностях его научно-практического использования. Это могут быть рекомендации по собиранию соответствующих источников, экспертизе ценности документов по их использованию в научно-исследовательской и другой работе. Практические рекомендации становятся наиболее убедительными в том случае если каждый из этапов, источниковедческого анализа, не только тщательно проведен, но и логически обоснован и четко изложен. Источниковедческое исследование имеет свою определенную логическую последовательность изложения. Примерная схема изложения результатов источниковедческого исследования такова:

  1.  Вводная часть исследования. Обосновывается тема исследования, характеризуются его методы, историография, формулируются задачи исследования.

Изучение вопросов, происхождение и авторство источников. Поэтому в ней могут даваться характеристики, исторических условий возникновения источника, автора создателя источника, истории текста и истории публикаций. Рассматривает вопрос об интерпретации источника.

  1.  Анализ содержания источника. В ней основное внимание уделяется полноте сведений источника и их достоверности. Выявлена фактическая информация, систематизируется и последовательно анализируется.
  2.  Заключительная часть. Она содержит оценку в значение исследуемого источника и практические рекомендации по его использованию.




1.  Французский язык
2. Параметры телосложения студентов тульского региона
3. . Праксеология 2.
4. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ldquo;ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХrdquo;
5. Согласовано зав
6.  Кризисы в социальноэкономическом развитии Основы теории и практики антикризисного управления
7. Расцвет экономической науки неоклассика XIX века марксизм кейнсианство институционализм.
8. Основные этические принципы эпохи Возрождения Отношение к античности
9. І.Кужій ЗАТВЕРДЖУЮ Заступник директора з НВР Я
10. . bis zum 14. Juni 2014 in Frnkfurt m Min Die GoetheInstitute in Russlnd Wei~russlnd in der Ukrine in Georgien Usbekistn und Kschstn bieten enggierten LehrerInnen f~r Deutsch ls Fremdspr.
11. психологическая пропись наполненная веселой литературной игрой юмором и огромной душевной энергией
12. I Управление и его функции
13. ТЕХНОЛОГІЧНИЙ КОЛЕДЖ ІМЕНІ ІВАНА КОЖЕДУБА ШОСТКИНСЬКОГО ІНСТИТУТУ СУМСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО УНІВЕРСИТЕТУ
14. Будда в соответствующем религиознофилософском учении это- D Просветленный 2
15. Гражданская война была сплошным триумфом Советской власти
16. Бухгалтерская прибыль определяется на основе прибыли от продаж с учетом операционных доходоврасходов и вн
17. Склепа который будет здесь в Занудвилле
18. Бухгалтерский учёт в предприятиях и организациях
19. Производство предварительного расследования
20. Here we left it she sid nd he dded