Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

на тему- Авторское право Выполнил- студент гр

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра Гражданского и земельного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Гражданское право »

на тему:

« Авторское право »

                                     Выполнил: студент гр. 721012 ________________

                                                                                        Аманмурадов Е.А.

                                     Проверил: доц. каф.ГиЗП___________________
                                                                                              Пустомолотов И.И.

                                            Тула - 2014

Содержание

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Общие положения авторского права.................................................5

1.1 Понятие авторского права.............................................................................5

1.2 Субъекты авторского права........................................................................12

Глава 2. Содержание договора авторского права.........................................16

2.1 Объекты авторского права..........................................................................16

2.2 Права и обязанности сторон........................................................................24

Заключение...........................................................................................................34

Список литературы.............................................................................................37


Введение

Актуальность темы. На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы, - нравственные и духовные.

Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы - интересы культуры и просвещения. Это означает, что правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую значимость в связи со вступлением России в ВТО.

Целью настоящей работы является исследование основных положений авторского права.

В связи с этим поставлены следующие задачи:

1) кратко изучить процесс становления авторского права;

2) определить понятие, функции и источники авторского права;

3) охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;

4) выявить содержание авторского права;

5) определить сферу действия авторских и смежных прав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.


                 Глава 1. Общие положения авторского права 

1.1 Понятие авторского права

Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в3. Причем первый закон об авторском праве в России появился в рамках законодательства о цензуре4  (Цензурный устав 1828 г.).

В 1886 г. была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений5  (далее - Бернская конвенция), однако Россия осталась в стороне6 . В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве приложения к примечанию 2 ст.420.20 марта 1911 г. был принят Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав.

После Октября 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи в соответствии с большевистскими взглядами. Ситуация изменилась только в 1920 - гг. с принятием некоторых постановлений .7

В начале 60-х гг. XX в. в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства  было решено включить законодательство8 об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в гражданское законодательство9 .

В пореформенной России в области гражданско-правового регулирования отношений, связанных с творческой деятельностью, важным актом явился Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004)"Об авторском праве и смежных правах"10  (далее - ЗоАП), который приобрел ключевое отраслевое значение (в настоящее время утратил силу).

С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть ГК РФ11 , а еще раньше - с 1994 г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности. В июне 2005 г. была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России по сей день. Часть четвертая ГК РФ12  включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы авторского права.

авторское право договор смежное

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст.1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя: исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ); личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ); иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права13  по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. О части четвертой ГК РФ уже упоминалось выше. Здесь отметим, что она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011)"О рекламе"14 , Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"  и др.15

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"16 ). Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)"О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"17 ; Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений"18 ).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению .19

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время РФ является участницей следующих международных договоров: Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности20 ; Бернской конвенции; Всемирной конвенции об авторском праве21 ; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав22 ; Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм23 . Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п.1 ст.5 ГК РФ).

Итак, авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.


1.2 Субъекты авторского права

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п.3 ст.1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом. Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст.1228 ГК РФ).

Отметим, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст.1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Следует принимать во внимание норму пункта 1 ст.2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов24 .

Согласно ст.18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст. ст.29, 30, 32 ГК РФ)  .25

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст.26 ГК РФ).

Как и ст.9 ЗоАП, ст.1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 ГК РФ).

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст.1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст.1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст.1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ)26  . Рассмотрим пример. Без разрешения наследников певца А. Вертинского в магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского. Тем самым издательство грубо нарушило авторское право наследников. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт, хотя всё музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства 27.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (см. ст. ст.1242, 1243 ГК РФ). Роль таких организаций становится все более значимой в сфере обращения объектов интеллектуальной собственности28 .

Итак, особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.


Глава 2. Содержание договора авторского права

2.1 Объекты авторского права

Творческий труд, или (в более широком понимании) творчество, следует рассматривать как сложный многоаспектный процесс взаимоотношений между авторами-творцами и объектами творчества как единство познания и преобразования29 . Наиболее общее определение творчества, содержащееся в энциклопедических словарях, следующее: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью30 . Результатом творческого труда автора может быть субъективно и объективно новое произведение. Субъективно новое произведение означает такой результат творческой деятельности автора, который является новым только для него самого, а объективно может быть известным. Объективно новое произведение характеризует ту качественную новизну результата творческого труда, которая отвечает общественным духовным потребностям, являясь одновременно и субъективно новым для автора произведением31 .

Однако для того, чтобы быть объектом охраны, произведение науки, литературы и искусства должно быть доступно для восприятия человеком, т.е. должно существовать в какой-либо объективной форме. Основной перечень произведений сформировался в конце XIX в.32 Этот список корректируется с учетом вновь появляющихся объектов. Так, например, с распространением Интернета появились сетевые произведения 33.

Действующее законодательство не предъявляет требования возможности воспроизведения для признания произведения объектом авторского права. Это означает, что охраной пользуются даже те объекты, которые вообще невоспроизводимы в связи с отсутствием необходимых технических средств34 .

Необходимость объективной формы порождает споры о том, что именно является непосредственным объектом авторско-правовой охраны - форма или содержание произведения. Одни исследователи полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом - и форму, и содержание35 . Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания 36. Думается, что ответ на этот вопрос содержится в ст.1259 ГК РФ, согласно которой объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

ГК РФ специально указывает, что авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме (п.3 ст.1259).

Статья 1227 ГК РФ указывает, что интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Переход права собственности на вещь не влечет переход или предоставление интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи. Исключением является лишь случай, предусмотренный п.2 ст.1291 ГК РФ, - при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

В случае, когда исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения: демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения; воспроизводить оригинал этого произведения в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции; передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся его автором, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила об отчуждении оригинала произведения и исключительного права на произведение (ст.1291 ГК РФ), относящиеся к автору произведения, распространяются и на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

В свою очередь, ст.1292 ГК РФ наделяет автора произведения изобразительного искусства правом требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (право доступа). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

Объектами авторских прав (ст.1259 ГК РФ) являются: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; другие произведения. Приведенный перечень содержит наиболее распространенные объекты авторских прав и не является исчерпывающим. "Открытый характер перечня обусловлен невозможностью предвосхитить все формы выражения творческой деятельности человека. Кроме того, технический прогресс, безусловно, будет способствовать его расширению"37 .

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Рассмотрим пример из судебной практики. Общество с ограниченной ответственностью "Сорбонна Плюс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к закрытому акционерному обществу "Комстар-директ" о взыскании 100 000 рублей компенсации за нарушение исключительных имущественных прав на программу ЭВМ - компьютерную игру "Discples 2: Восстание Эльфов". Решением от 18.04.2009 с ответчика в пользу истца была взыскана компенсация в сумме 50 000 рублей, в остальной части иска отказано. Вышестоящими инстанциями решение оставлено без изменения. В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора ЗАО "Комстар-Директ" просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Суд установил, что ответчик без согласия правообладателя распространял в сети Интернет компьютерную игру "Discples 2: Восстание Эльфов", обладателем исключительных прав на которую в соответствии с договором от 10.12.2007 № 101206, заключенным с компанией "Labcroft Ltd" (приобретшей эти права у разработчика и создателя программы), является истец. Суд отверг довод ответчика о правомерном использовании компьютерной игры, поскольку признал, что договор, на который ссылался ответчик как на основание использования программы, заключен лицом (лицензиатом), с превышением пределов прав, полученных им самим по лицензионному договору. При таких обстоятельствах суд признал ответчика нарушителем прав истца на программу для ЭВМ и с учетом всех обстоятельств дела взыскал с нарушителя компенсацию38 .

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения - произведения, представляющие собой переработку другого произведения (переводы литературных текстов, аранжировки музыкальных произведений, киносценарии по чьим-либо романам и др.). Авторы производных произведений обязаны соблюдать права авторов произведений, подвергшихся переработке;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. На некоторые составные произведения авторское право принадлежит издателям (например, энциклопедические словари, газеты, журналы и т.д.). Исключительное право на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняется за его автором, но право на использование издания в целом принадлежит издателю.

Как видно, объектов авторских прав может быть великое множество и практически все из них могут быть созданы работниками, связанными трудовыми отношениями со своими работодателями.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко - или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Рассмотрим пример из судебной практики. Общество с ограниченной ответственностью "ДИ-ЛИТО" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Воротилину С.Б. о взыскании 413 623 рублей компенсации за нарушение исключительных авторских прав на использование картографического произведения "Нижний Новгород "Город на ладони" Атлас-панорама для автомобилистов". Суд установил, что на сайте www.antennmaster.ru в сети Интернет размещено изображение, являющееся картографической основой фрагмента страницы 44 атласа-панорамы "Нижний Новгород "Город на ладони" Атлас-панорама для автомобилистов", изданного издательством "Портфолио". По сути, сравниваемые изображения идентичны и различаются лишь наличием на страницах сайта стрелки, указывающей направление движения к месту продаж и офису. Использование объекта авторского права осуществлено ответчиком без согласия правообладателя произведения и выплаты соответствующего вознаграждения, что в силу п.3 ст.1252 и ст.1301 ГК РФ позволяет истцу требовать выплаты компенсации .39

Таким образом, помимо творческого характера произведения, основным условием для того, чтобы созданное произведение стало объектом авторских прав, является его выражение в какой-либо объективной форме, в т. ч.: письменной (рукопись, нотная запись), устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), в форме изображения (картина, чертеж, эскиз и др.), звуко - или видеозаписи (цифровой, магнитной, механической), объемно-пространственной форме (сооружение, скульптура, макет).

Как уже отмечалось, авторские права возникают не с момента обнародования произведения, а с момента его создания (пример: авторское право на эскиз концертного костюма возникает именно с момента создания эскиза, а не с момента пошива костюма по данному эскизу, или, например, с публикации эскиза в каталоге)40. Данное положение, как и ранее ЗоАП, исключает возможность того, что какая-либо организация, исполнительный или судебный орган потребуют от автора или иного правообладателя выполнения каких-либо формальностей, касающихся создания произведения. Перечень таких формальностей указан в п.1 ст. III Всемирной конвенции об авторском праве.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

Кроме того, п.6 ст.1259 ГК РФ указывает произведения, которые не являются объектами авторских прав: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов. Произведения народного творчества - это произведения фольклора, включая кустарные промыслы и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Основная причина, по которой произведения народного творчества не охраняются авторским правом, заключается в невозможности определить автора такого произведения; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

Исключение указанных объектов из числа охраняемых основывается на нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации" (п.8 ст.2 Конвенции). Сами сообщения не охраняются авторским правом, так как имеют информационный характер, т.е. неоригинальны, представляют собой простое, механическое, нетворческое изложение событий и фактов. На это не раз обращал внимание Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ41 .

Итак, авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности - произведений науки, литературы и искусства.

Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены (рукопись, изображение).

Авторско-правовая охрана распространяется на произведение как нематериальное благо и не зависит от прав на тот материальный носитель, в котором это произведение выражено.


                          2.2 Права и обязанности сторон

Автору произведения принадлежат следующие права (п.2 ст.1255 ГК РФ):

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами принадлежат другие права, в т. ч. право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В силу ст.8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами ст.1228 ("Автор результата интеллектуальной деятельности"), ст.1267 ("Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора"), ст.1316 ("Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя") ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания, и такая охрана осуществляется в соответствии с назваными статьями, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие ч.4 ГК РФ.

На принадлежащее автору исключительное право не допускается обращение взыскания (ст.1284 ГК РФ). Предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам (ст.1290 ГК РФ).

Следует отметить, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Издательский лицензионный договор - договор, заключаемый автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения.

Особое место занимает договор авторского заказа. По договору авторского заказа одна сторона - автор обязуется по заказу другой - заказчика создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в любой другой форме (ст.1288 ГК РФ). Его предметом является создание объекта авторского права, соответствующего определенным соглашением требованиям, и затем - передача заказчику прав на указанный объект42 .

В ЗоАП применительно к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин "авторский договор". Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям, отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение договоров.

В ст.1287 ГК РФ закреплено особое условие издательского лицензионного договора, возлагающее на издателя обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре, причем неисполнение этой обязанности влечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме.

О правах авторов - работников уже было сказано выше.

Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иные формальности. Вместе с тем правообладатель может использовать знак охраны авторского права и тем самым довести до сведения третьих лиц, что именно ему принадлежат права на конкретное произведение. И, хотя данный знак называется знаком охраны, его основная функция - информирование, а не защита. В частности, ст.1271 ГК РФ предусматривает использование знака охраны - "копирайт" (в пер. с англ. copyright - авторское право), состоящий из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Примеры: (C) А. Иванов, 2012. C) Издательский дом "Аврора", 2012. Знак копирайта информирует о том, кому именно принадлежит исключительное (имущественное) авторское право на произведение.

Статья 1270 ГК РФ раскрывает содержание такого вида интеллектуальных прав, как исключительное право на использование произведения, которое является имущественным правом. Право на использование - это, в сущности, право автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и его использованием.

Наряду с мерами по расширению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и по усилению защиты имущественных прав авторов в части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направленные на защиту их личных неимущественных прав. В частности, отдельная статья (ст.1251 ГК РФ) в общих положениях посвящена способам защиты личных неимущественных прав. Восстановлен прежний подход к праву автора на неприкосновенность произведения (см. п.1 ст.1266 ГК РФ), которое по своему содержанию заметно шире, чем закрепленное в действовавшем ранее законодательстве право на защиту репутации автора, и поэтому в большей мере защищает интересы создателя произведения .43

В пункте 1 статьи 1265 ГК РФ дано определение права на имя и права авторства. Данная статья не относит названные права ни к одному из видов интеллектуальных прав, указанных в ст.1226 ГК РФ. Право на имя и право на авторство отнесены к личным неимущественным правам в соответствии со ст.1228 ГК РФ. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. "Указанная норма направлена на пресечение попыток скрытой передачи права авторства"44 . Законодатель, как и прежде, установил три способа использования произведения: под подлинным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) и анонимно. При использовании произведения под псевдонимом или анонимно необходимо учитывать, что автор может в любой момент раскрыть или снять свой псевдоним (анонимность).

В содержание права авторства входит гарантированная государством возможность автора выступать в общественных отношениях в качестве признанного создателя технического или художественно-конструкторского решения. Право авторства предоставляет возможность создателю считать себя автором указанных решений. Признаками права авторства являются его неотчуждаемость и непередаваемость. Право авторства - это личное неотчуждаемое право, т.е. оно неотделимо от личности. Право авторства непередаваемо, т.е. оно лишено экономического содержания и за редким исключением не может никому передаваться самим автором. Право авторства абсолютно по своему характеру, т.е. создает для всех лиц обязанность воздерживаться от присвоения себе или приписывания кому-либо чести создания произведения.

Нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении понятий "авторство" и "право авторства". В понятии авторства отражается объективный факт создания определенного произведения. Факт авторства венчает собой творческий процесс по созданию указанного произведения. Применительно к объектам авторского права юридический факт создания произведения, выраженного в объективной форме, свидетельствует о возникновении права авторства на произведение.

Закрепленное в статье 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения и защиты от искажения является также личным неимущественным правом. В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется "правом на защиту репутации автора". Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение.45 Пункт 2 ст.1266 ГК РФ отнес нарушения прав на неприкосновенность произведения и защиты от искажения к тем случаям, когда подлежат применению нормы ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации .46

К личным неимущественным правам автора традиционно относится также право на обнародование произведения (ст.1268 ГК РФ). Право на обнародование подразумевает обеспечение автором доступа к его произведениям третьих лиц; реализуется одновременно с каким-либо другим правом. Обнародование может быть осуществлено посредством публичного показа, публичного исполнения и т.д. Более того, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например на опубликование. Право на обнародование находится в тесной связи с правом на распространение и воспроизведение.

В ст.1269 ГК РФ урегулировано такое право автора, как право на отзыв; содержание его составляет право отказаться от ранее принятого решения обнародовать произведение. Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование (или опубликование) своего произведения. Но законодатель устанавливает случаи, когда право на отзыв не может быть реализовано автором: обнародование служебных произведений, программ для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект.

Законодатель разрешает свободное (без согласия автора или иного правообладателя) распространение, воспроизведение, использование произведений в определенных случаях и выполнением закрепленных в ГК РФ условий (см. ст. ст.1272 - 1280 ГК РФ)47 . Так, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст.1276 ГК РФ).

Рассмотрим пример из судебной практики. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ было рассмотрено дело по заявлению М. об отмене регистрации кандидата в депутаты. Так, М., являющийся кандидатом в депутаты краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации А. в депутаты по тому же избирательному округу. Заявленные требования М. обосновал тем, что А. в ходе проведения предвыборной агитации допускал существенные нарушения положений избирательного законодательства. В частности, М. сообщил о нарушении законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Поводом для этого явилось помещение на агитационных материалах изображения памятника и здания городской администрации. Автором фотографий указанного объекта являлся некий С., письменно выразивший свое согласие на использование его работ в агитационных материалах. Судьи отметили, что памятник и здание находятся в местах, открытых для свободного посещения, а их фотоснимки приведены только для иллюстраций текстов статей. В связи с этим в Определении суда указано, что оснований для вывода о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности не имеется .48

Срок действия исключительного права на произведение закреплен в ст.1281 ГК РФ. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (ст.1282 ГК РФ).

В ст.1292 ГК РФ рассматривается одно из прав, которое не отнесено ни к личным неимущественным правам, ни к исключительным правам, а составляет отдельную группу интеллектуальных прав - "иные права". Данное право именуется правом доступа. В соответствии с ним автор вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществить право на воспроизведение своего произведения. Право доступа распространяется только на произведения изобразительного искусства. Ст.1293 ГК РФ рассматривает еще одно право, входящее в группу иных интеллектуальных прав, которые также наряду с правом доступа могут принадлежать только автору. Данное право именуется правом следования. Это право означает, что при каждой последующей публичной перепродаже автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентов от цены перепродажи (ст.1293 ГК РФ). При этом имеется в виду не всякая перепродажа, а только та, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Следовательно, перепродажа картины без участия указанных организаций означает, что дополнительных отчислений автору не полагается.

Ответственность за нарушение исключительного права на произведение предусмотрена ст.1301 ГК РФ. За нарушение авторских прав действующее законодательство предусматривает наступление административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Контрафактные49  экземпляры50  по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой-либо компенсации (ст.1252 ГК РФ). Законодательство предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение авторских прав путем присвоения авторства (плагиата).

Нарушение может проявляться в следующих действиях51 : объявление себя автором чужого произведения; выпуск чужого произведения (даже части) под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен (Постановление ВС РФ от 26.04.2007 № 14).

Рассмотрим пример из судебной практики. ЗАО "Сормовский завод бронированных автомобилей "РИДА" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к ООО "Армор Групп" с иском о взыскании компенсаций за нарушение исключительных прав истца на фотографическое служебное произведение в сумме 750 000 рублей и на товарный знак - в сумме 1 750 000 рублей.

Решением от 28.02.2011 удовлетворен иск в части взыскания компенсаций за нарушение исключительных прав на фотографическое служебное произведение в размере 10 000 рублей и на товарный знак - в размере 1 750 000 рублей.

Судом установлено, что ЗАО "СЗБА "РИДА" принадлежит исключительное право на фотографическое служебное произведение автомобиля марки Toyota Land Cruiser 100 VX со словесным обозначением "RIDA", изготовленное его работником Деньгиным В.Н.

Суд признал доказанным факт размещения ответчиком на своем сайте указанного фотографического изображения без согласия его правообладателя, что является нарушением авторских прав истца на это произведение, поэтому взыскал с ответчика компенсацию 52.

По итогам проведенного анализа характера общественных отношений в сфере использования объектов авторского права и предметной судебной практики приведу краткую методику защиты авторских прав :53

1) в случае создания и использования служебных произведений: фиксация перечня должностных обязанностей работников; постоянный или периодический учет и регистрация создаваемого работниками программного обеспечения и баз данных посредством различных способов индивидуализации объектов;

2) в случае получения прав на объекты авторского права: определение целей будущего использования объектов и закрепление таковых в соответствующих соглашениях с учетом требуемого объема и характера передаваемых прав; индивидуализация передаваемых объектов;

3) контроль за оборотом принадлежащих лицу авторских прав.


                                           Заключение

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности, распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

В настоящее время права на результаты интеллектуальной деятельности регламентирует часть четвертая ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

В заключение отметим, что новые способы использования объектов интеллектуальной собственности, доступные участникам экономического оборота в силу научно-технического прогресса, требуют новых подходов, как в практической, так и в теоретической плоскостях. Одной из характерных черт объекта правового регулирования права интеллектуальной собственности является динамизм и ускоренное развитие. В отличие от иных отраслей и подотраслей права, достаточно консервативных, основанных на стабильности и предсказуемости поведения участников гражданского оборота, право интеллектуальной собственности регулирует постоянно изменяющуюся, инновационную, не имеющую стабильного состояния сферу общественных отношений.

Формирование основных начал права интеллектуальной собственности (и так достаточно молодой подотрасли права) происходит параллельно с ускорением технического развития общества. При этом основные подходы к правовому регулированию отношений в связи с обращением продуктов интеллектуальной деятельности, строятся в соответствии с классическими концепциями права. В результате, понятное стремление упорядочить и максимально подробно урегулировать сферу интеллектуальной собственности сталкивается с непрекращающимся появлением новых объектов, способов, механизмов, технологий, не учтенных и не соответствующих только что налаженному правовому регулированию. Такие столкновения, с одной стороны, позволяют обнаруживать недостатки существующего правового регулирования, а с другой - подталкивают и указывают направления для дальнейшего его развития.

Таким образом, праву интеллектуальной собственности должно уделяться необходимое внимание в связи с высокой значимостью данного института.


                                           Список литературы

Нормативно-правовые акты

Конституция РФ. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 21.01.2009.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. - 08.12.1994; 08.02.2011; 14.12.2011.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.

Указ Президента РФ от 24.05.2011 № 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" // Российская газета. - 26.05.2011.

Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 49. - Ст.6016.

Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" // Российская газета. - 23.04.2008.

Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)"О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" // Российские вести. - 30.03.1994; Российская газета. - 25.09.2007.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09.09.1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.

Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.

Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979) // http://www.consultant.ru/.

Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Заключена в Женеве 29.10.1971 (вместе со "Статусом Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29.10.1971)" (по состоянию на 15.01.2006)) // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 8.

Научная и учебная литература

Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2012. - 789 с.

Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - 389 с.

Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С.52-55.

Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С.33-36.

Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.

Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С.74-76.

Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2012. - № 1. - С. 20-24.

Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практ. пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 345 с.

Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С.102-104.

Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1. - С.65-66.

Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С.26-28.

Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.

Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С.33-35.

Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С.96-99.

Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-49.

Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 567 с.

Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С.32-35.

Савчук Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С.66-70.

Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С.39-42.

Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 7. - С.63-65.

Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.

Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. - 2011. - Т.4. - № 172. - С.27-29.

Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С.26-29.

Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл.71 ГК РФ / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - 378 с.

3 Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практическое пособие. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2012. - С. 11.

4 Баутин В.М. Права на результаты интеллектуальной деятельности автора и патентообладателя: состояние и перспективы. - 2-е изд. - М.: РГАУ - МСХА ИМ. К.А. Тимирязева, 2012. - С. 14.

5 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Принята в Берне 09. 09. 1886. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03. 11.1994 № 1224 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3046.

6 Баутин В.М. Указ. соч. - С. 15.

7 Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2012. - С. 416.

8 Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2012. - С. 468.

9 Там же. - С. 469.

10 Российская газета. - 03. 08.1993; 28. 07.2004.

11 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06. 12.2011) // Российская газета. - 08. 12.1994; 08. 02.2011; 14. 12.2011.

12 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18. 12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08. 12.2011) // Российская газета. - 22. 12.2006; 10. 12.2011.

13 Смежные права - совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей, например, артистов-исполнителей, дирижеров и т. д. (ст. 1304 ГК РФ).

14 Российская газета. - 15. 03.2006; 25. 07.2011.

15 Российская газета. - 29. 07.2006; 08. 04.2011.

16 Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 49. - Ст. 6016.

17 Российские вести. - 30. 03.1994; Российская газета. - 25. 09.2007.

18 Российская газета. - 23. 04.2008.

19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19. 06.2006 № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. - 28. 06.2006 (далее - Постановление ВС РФ от 19. 06.2006 № 15); Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28. 09.1999 № 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета ("Ведомственное приложение"). - 06. 11.1999.

20 Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14. 07.1967, изменена 02. 10.1979) // http: //www.consultant.ru/.

21 Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06. 09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03. 11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст. 3046.

22 Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Заключено в г. Москве 24. 09.1993) // Бюллетень международных договоров. - 2008. - № 3. - С. 6-8.

23 Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Заключена в Женеве 29. 10.1971 (вместе со "Статусом Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29. 10.1971)" (по состоянию на 15. 01.2006)) // Бюллетень международных договоров. - 1999. - № 8.

24 Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - С. 37.

25 Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - С. 40.

26 Щербак Н. Авторское право и наследование // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 8. - С. 26.

27 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 1. - С. 28-29.

28 Севостьянов В. Необходимо активизировать правозащитную деятельность в сфере авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2011. - № 7. - С. 63.

29 Кондратьева Е. Разграничение творческих и нетворческих объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 2. - С. 52.

30 Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С. 59.

31 Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С. 101.

32 Хрестоматия по истории государства и права России. - С. 532.

33 Примакова О.М. Нарушение авторского права в сети Интернет // Правовые вопросы связи. - 2011. - № 1. - С. 32.

34 Савчук Л.Ф. Охрана авторским правом идеи художественного произведения // Юридические науки. - 2011. - № 2. - С. 39.

35 Дуленков В.Ю. Об авторских правах индивидуального предпринимателя // В мире права. - 2011. - № 1. - С. 65.

36 Л.Ф. К совершенствованию гражданско-правовых норм в Российской Федерации об управлении исключительными авторскими и смежными правами // Бизнес в законе. - 2011. - № 2. - С. 66.

37 Ильницкий К.О. Привилегия как первоисточник авторского права // Закон и право. - 2011. - № 11. - С. 33.

38 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2010. - № 12. - С. 32.

39 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 7. - С. 28.

40 Ефимова Е.Г. Защита авторских и смежных прав на современном этапе // Патентное дело. - 2011. - № 5. - С. 26.

41 Карлова-Игнатьева Е.И. Проблематика и судебная практика привлечения к ответственности за нарушение авторских прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2011. - № 7. - С. 96.

42 Хохлов В.А. Договор авторского заказа в гражданском праве России // Журнал российского права. - 2011. - Т. 4. - № 172. - С. 27.

43 Погуляев В., Чебанова О. Компенсация морального вреда при нарушении авторских прав // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2012. - № 1. - С. 33.

44 Право интеллектуальной собственности: учебник [для вузов] / под ред. И.А. Близнеца; Рос. госуд. ин-т интеллект. соб-ти; [И.А. Близнец, Э.П. Гаврилов, О.В. Добрынин [и др.]. - С. 214.

45 Оплачко А. Интеллектуальная собственность и инновационный потенциал // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2012. - № 1. - С. 20.

46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20. 12.1994 № 10 (ред. от 06. 02.2007)"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" // Российская газета. - 08. 02.1995; Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2007. - № 5; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24. 02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" // Российская газета. - 15. 03.2005.

47 Авторские и смежные с ними права: постатейный комментарий гл. 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова; [М.Я. Кириллова, П.В. Крашенинников, О.А. Рузакова [и др.]; вступ. сл. П.В. Крашенинников]. - М.: Статут, 2010. - С. 93.

48 Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2009. - № 7. - С. 21-22.

49 Контрафакт - сокращение от "контрафактный". В ГК РФ используется именно понятие "контрафактный" (ст. 1252 ГК РФ). В буквальном смысле контрафакт - незаконный экземпляр. См.: п. 16 Постановления ВС РФ от 19. 06.2006 № 15.

50 В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26. 04.2007 № 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака" (Российская газета. - 05. 05.2007) (далее - Постановление ВС РФ от 26. 04.2007 № 14) определено, что под экземпляром произведения понимается его копия, изготовленная в любой материальной форме, в т. ч. в виде информации на машиночитаемом носителе (в частности, CD - и DVD-диске).

51 Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С. 74.

52 Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 12. - С. 37.

53 Васильева Т.В. О соблюдении авторских прав эпоху развития высоких технологий // Современное право. - 2011. - № 5. - С. 102.




1. Тема- Судебные расходы Судебные расходы это затраты понесенные сторонами третьими лицами с самостояте
2.  ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ПЕРЕГРУЗОК По происхождению выделяются два основных вида физических пе
3. Курдская проблема в политике турецкого правительства 1980-ые - начало ХХI века
4. Нейронаука в наши дни
5. тематики биология в 5ом классе основной общеобразовательной школы 14
6. тематическую модель задачи линейного программирования
7. Применение программных продуктов для подготовки инвестиционных документов
8. . 5. Знайти добуток 3 матриць ; ;
9. СОГЛАСОВАНО- УТВЕРЖДАЮ- Президент ЧРО РАФ Декан АТ факультета ЮУрГУ
10. веревочным Почему Потому что главная идея все вместе словно связаны одной веревкой
11. Заимствованная лексика в английском языке и ее использование в различных функциональных стилях
12.  5 1999 Редколлегия- В
13. Тема- Ферриты вблизи точки Кюри Подготовил- студент 214 группы Саеков Руслан Основны
14. правовые уголовнопроцессуальные криминалистические криминологические и некоторые другие вопросы котор
15. Особенности финансового менеджмента в коммерческом банке на примере деятельности ОАО Инвестторгбанк
16. Ланкастеры и Йорки
17. Мотовело расположено почти в центре столицы динамично развивающейся Республики Беларусь г
18. Уроки національного державотворення- історичні паралелі
19. і Охарактеризуйте сучасний стан і тенденції розвитку інформаційних технологій
20. I Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности фаза гиперкомпенсации период в течение котор