Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

мучительно больно

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Глеб Архангельский

ТМ-манифест: от инструмента к идеологии

Для тех, кому не безразлично – на что люди тратят невосполнимое время своей жизни

Все больше людей в России и сопредельных государствах задумываются о своих отношениях с Временем. Ищут и формулируют жизненные цели. Повышают осмысленность и осознанность своего бытия. Учатся жить так, чтобы впоследствии не было «мучительно больно».

Отвлечемся на малое время от техник планирования и управления задачами. Как «зачинатель» Improvement.ru и ТМ-движения, позволю себе высказаться о вещах более возвышенных – об идеологии тайм-менеджмента. Мой текст при этом будет предельно субъективным и дискуссионным.

«О вещах возвышенных» – не значит «не практичных». Как говорится, «ничто так не практично, как хорошая теория». Еще более практична – хорошая идеология. Техника без идеологии, без размышления о возвышенном – мертва и беспомощна. Техника, оплодотворенная эффективной идеологией, – непобедима.

Лучше всего об этом сказано в одном из моих любимых пособий по целеполаганию и целедостижению – «Аквариуме» Виктора Суворова, в главе о подготовке спецназа:

«…Через месяц мы вдвоем стояли на перилах железнодорожного моста. Далеко внизу холодная свинцовая река медленно несет свои воды, сворачиваясь в могучие змеиные кольца у бетонных опор. Я уже грамотен и понимаю, что человек может ходить и по телеграфному проводу над бездонной пропастью. Все дело в психологической закалке. Человек должен быть уверен, что ничего плохого не случится, и тогда все будет нормально.

Цирковые артисты тратят годы на элементарные вещи. Они ошибаются. У них нет научного подхода. Они базируют свою подготовку на физических упражнениях, не уделяя достаточно внимания психологии. Они тренируются много, но не любят смерть, боятся ее, стараются ее обойти, забывая о том, что можно наслаждаться не только чужой смертью, но и своей собственной. И только люди, не боящиеся смерти, могут творить чудеса вместе с богами.

- Дураки говорят, что вниз смотреть нельзя, - кричит он. - Какое наслаждение смотреть вниз на водовороты!

Я смотрю в глубину, и она больше не кажется мне жуткой и влекущей, как змеиная пасть для лягушонка. И ладони мои больше не покрываются отвратительной липкой холодной влагой...»

Можно с пользой для себя применять «35 методов планирования дня» и «28 приемов самомотивации». Можно выйти на следующий уровень и наладить «комплексную систему управления личным временем». И, наконец, – можно овладеть идеологией, проникнуться духом, прочувствовать фундаментальные принципы. Это не отменит техник и приемов, не заменит их «отвлеченной философией». Напротив: идеология даст невиданную до того свободу и эффективность владения технологиями.

В этой статье я хотел бы суммировать идеологическую и мировоззренческую «начинку» тайм-менеджмента. Предметная область организации времени когда-то открылась мне со своей мировоззренческой стороны, как источник «достойных целей» (в терминах Теории развития творческой личности).  Я не раз замечал, что эта идеологическая, мировоззренческая составляющая тайм-менеджмента «цепляет» и заинтересовывает людей не меньше, чем чисто технологическая. Причем как на выступлениях в профессиональных сообществах (тренеры, проджект-менеджеры, консультанты, и т.п.), так и при общении с далекой от менеджмента аудиторией на радио и телевидении.

Как выясняется, многим людям, как и мне, хочется видеть вокруг себя поменьше безответственных амеб, живущих в схеме «стимул-реакция» и бессмысленно плывущих по течению. И побольше – людей, строящих свою жизнь ответственно и осознанно. Мой манифест обращен именно к тем, кто не безразличен к осмысленности своей собственной жизни, а также к осмысленности и достойности происходящего вокруг.

ТМ-философия: «ТМ в России больше, чем ТМ»

В дискуссиях на Improvement.ru и ТМ-клубах часто приходится слышать «Тайм-менеджмент – это просто инструмент». Что ж, можно воспринимать эту технологию и как простой набор отверток, некоторые из которых стоит достать из чемоданчика при появлении проблемы нехватки времени.  Но это – уровень акробатов из приведенного выше примера, уровень оттачивания техник и приемов. Следующий уровень мастерства – мыслить «как спецназ». Принять, что ТМ – не только инструмент, но еще и идеология.

Для сравнения вспомним восточные боевые искусства. Все техники – лишь реализация некоторых мировоззренческих установок. Или, например, монашество и богослужение. Также очень детально проработанные предметные области, со множеством техник, приемов, алгоритмов (почитайте Типикон, т.е. богослужебный устав, или Добротолюбие, сборник наставлений для монахов – это системы не слабее Гражданского кодекса). Но отнимите дух – и техники потеряют всякий смысл, станут не просто бесполезны, но и вредны.

Кстати говоря, большинство часто звучащих претензий к тайм-менеджменту,  типа «засушит и обесчеловечит», «повредит человеческим взаимоотношениям», «несовместим с творчеством», и т.д. – как раз предостережение об опасности техник, примененных без понимания духа методологии. Что ж, ножом можно порезаться, а вилкой – уколоться, но это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно обращаться с инструментами. В том числе – с идеологиями и методологиями.

В основе идеологии тайм-менеджмента, как я ее понимаю, лежат простые факты:

  •  Жизнь дана человеку один раз. Версии с переселением душ мне кажутся неубедительными. В атеистической версии восприятия реальности факт единственности жизни означает, что хочется прожить ее так, чтобы потом не было «мучительно больно» и жалко потерянного времени. Версия о вечной жизни, качество которой напрямую зависит от того, как прожил земную (эту версию лично я считаю наиболее достоверной) – заставляет относиться к единственности земной жизни еще более внимательно и вдумчиво.
  •  Время – это материал, из которого «сделана жизнь». Любой другой ресурс в ходе жизни может теряться и приобретаться. Время только тратится, и времени – не так уж много, те самые 200-300 тысяч часов, в которых все мы «даже не миллионеры».
  •  Время и поступки человека в нем – необратимы. Сделанное можно переосмыслить, иногда – исправить, но никогда – вернуть. В науке эта необратимость времени была осмыслена только в ХХ веке, в синергетике. В философии она уже тысячелетия приводит в священный трепет лучших представителей рода человеческого.

Эти простые факты лично мне, например, не дают оставаться спокойным при слове ВРЕМЯ. И уж тем более – поставить «методологию взаимоотношений человека с Временем» в один ряд с какими-нибудь «навыками презентаций» или «техниками делегирования». Это уровни бытия, несопоставимые по мировоззренческой насыщенности.

Дальше появляется ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. Это наиболее корректный термин для описания «технологии работы с Временем». Управление временем – термин не вполне корректный (хотя  и удобный), управлять временем нельзя. Организовывать время – можно. Пространство организуется расположением и движением предметов; время организуется расположением и движением дел и поступков. «Тайм-менеджмент» и «управление временем» я применяю исключительно для краткости и разнообразия. Под «организацией времени» предлагаю понимать весь комплекс вопросов о взаимоотношениях человека и Времени, а именно:

  1.  «Как идти» быстро и грамотно, не переутомляясь в пути – техника;
  2.  «Куда идти», как выбирать цели – стратегия;
  3.  «Зачем идти», как осознавать и «кристаллизовывать» ценности – философия.

Эту последовательность я называю «ТМ-лестницей», и предметную область «организация времени» предлагаю условно делить на три соответствующих уровня: технологический, стратегический и мировоззренческий (философский). Разумной организацией времени я считаю такую, в которой все эти три уровня находятся в непрерывном взаимодействии: ценности влияют на стратегию и технику, события на техническом и стратегическом уровнях дают материал для переосмысления и корректировки ценностей.

ТМ-идеология: свобода, ответственность, развитие

ТМ-идеология – это основные положения дисциплины «организация времени» на ее третьем уровне, философско-мировоззренческом.

Кратко я бы выразил ТМ-идеологию следующим образом: Вдумчиво и осмысленно тратить невосполнимое время жизни в соответствии с осознанными личными ценностями и приоритетами. «Все остальное приложится» – и техники, и их грамотное применение, без перекосов и «вредных побочных эффектов».

Если развернуть ТМ-идеологию более подробно, я могу выделить в ней несколько основных ценностей-принципов. Это аксиомы, которые могут быть либо приняты, либо не приняты, но не могут быть доказаны или опровергнуты. Без принятия этих аксиом на мировоззренческом уровне я считаю мало осмысленным и мало полезным освоение тайм-менеджмента на уровне технологическом.

1. Свобода. Человек свободен. Его поступки зависят от начальных условий (наследственность, ограничения, доступные ресурсы, и т.п.) и внешних воздействий, но не детерминированы ими на 100%. На семинарах часто слышу «Как я могу ставить цели – с моей зарплатой… в моем городе… в нашем государстве…» – и отвечаю «Сколько великих людей, в том числе великих бизнесменов, родились в совершенно неблагоприятных начальных условиях?» Свобода начинается внутри, в сознании – и дает свободу действия вовне. А далее, если человек поверил, что он может все, что он свободен – этот мировоззренческий принцип «проецируется» на уровень технологий в форме, во-первых, постановки «дерзких», «недостижимых» целей; во-вторых – в форме отсева внешних воздействий, пытающихся выстроить жизнь человека по своим штампам. Будь то воздействия ближайшего окружения, общества, системы образования, рекламы, и т.п.

2. Ответственность. Человек отвечает за то, как он строит свою жизнь и на что он тратит свое время. Верующий отвечает перед Богом и собой, не верующий – перед собой и кем-нибудь еще (в зависимости от базовых ценностей – перед своей семьей, потомками, человечеством, и т.п.) «Амебой», а не «Человеком», я называю человека, неосмысленно и безответственно плывущего по течению, реагирующего на внешние воздействия, но не применяющего свою свободу к построению своей жизни, и не берущего на себя ответственность за то, что с его жизнью и его временем происходит. К сожалению, именно на пост-советском пространстве эта болезнь особенно сильна. Телевизора у меня нет уже лет десять, а когда в командировке в гостинице я смотрю какие-нибудь новости – просто умиляюсь, сколько наш человек может придумать причин, почему он не несет ответственности за то, что с ним происходит. Виноваты всегда правительство, президент, жидомасоны, олигархи, демократы, коммунисты, ЖЭК, работодатель, и т.д. Знакомо? Кто как, а я считаю, что этот рабский подход к жизни нужно «выдавливать по капле» из себя и окружающих; и что тайм-менеджмент в этом – незаменимое средство.

3. Развитие. Я считаю, что достойно, праведно, красиво, соответствует великолепной гармонии мироздания – развиваться. Развиваться на разных уровнях и в разных смыслах. Это тоже аксиома, ее невозможно обсуждать, можно лишь принять или не принять. Время жизни – это время развития, время совершенствования, время пути.

Для меня эти ценности являются «проекцией» на ряд «тайм-менеджерских» вопросов христианской картины мира, которую я считаю наиболее мировоззренчески убедительной и практически действенной. Но «ТМ-ценности» ценны и вне христианской картины мира, как некое общее поле согласия в вопросе о том, чем человек отличается от амебы.

Эти же принципы лежат в основе ТМ-этики: совокупности принципов, вытекающих из «ТМ-фактов» и «ТМ-идеологии». Эти принципы-заповеди еще предстоит сформулировать. Например, «не укради время ближнего твоего» – поскольку похищая время, из которого сделана жизнь, ты нарушаешь заповедь «не убий». Или, скажем: «Не замусоривай гармонию мироздания ворами времени» – игровыми автоматами или графоманскими романами, например. Проще говоря: «помни, что тайм-менеджмент – это не только защита времени себя любимого, но и бережное отношение к времени других».

Итак, я изложил «ТМ-идеологию» – аксиомы, лежащие в основе моей теории и методологии организации времени. Осознанное принятие и применение этих принципов, проникновение их духом, я считаю выходом на «уровень мастерства» в этой предметной области. Но все сказанное касалось пока только лично человека. А что значит «ТМ-идеология» для взаимоотношений человека с окружающим миром?

Кейс: как я пришел к ТМ

Отвлечемся на минутку от идеологии и рассмотрим небольшой «кейс из личной практики». Когда я начинал свою «взрослую» трудовую карьеру в банке (школьные и студенческие временные подработки не в счет), у меня не было Дела. Были интересы, были желания, но большого Дела – не было. Сейчас, имея возможность сравнивать, я жалею себя тогдашнего. Примерно так же, как жалею «себя до 8 класса школы» – не знавшего и не любившего музыки, которая сейчас является неотъемлемой частью моей жизни.

Появилось Дело так. В банке я курировал различные проекты, в основном производственного характера, и начинал скучать. Последней каплей стал проект производства шампиньонов – очень перспективный был бизнес на тот момент, но для меня слишком уж «приземленный». Пришел к председателю правления: так мол и так, чувствую, «не мое это», не знаю как дальше быть, мотивации никакой. Банкир:

– Хорошо, давайте забудем про этот проект, расскажите — что вообще вам по жизни интересно?

Первое попавшееся из моих обширных интересов – «структурная гармония систем, числа Фибоначчи…» Банкир — человек «из народа», – «Чего-чего? Каких систем?»

Надо сказать, что к тому моменту я уже год как прочитал «Эту странную жизнь» Даниила Гранина. Не особенно обратив внимание на мировоззренческие вопросы, заинтересовался темой главным образом с технической стороны. Вел хронометраж, учился больше успевать, более эффективно сочетать учебу в вузе, работу и многочисленные курсы. Причем именно в это время размышлял над перенесением в анализ личного времени современных методов управленческого учета — Activity Based Costing, Balanced Scorecard, к которым тогда активно присматривался банк. Поэтому на вопрос «каких-каких систем?» сказал – «да вот например, система учета и анализа времени».

Председатель правления – человек весьма эмоциональный:  «Времени?!! Что ж вы молчали?? Я отчетность подписываю через полчаса после крайнего срока отправки! Рабочий день у всех по двенадцать часов и больше! Забудьте про тот проект, давайте исследовать рабочее время!..»

Это был «момент истины». То, что было всего лишь личным инструментом, «хобби» – неожиданно оказалось полезной и востребованной технологией. Причем интересной и с коммерческой, и, как выяснилось впоследствии, с мировоззренческой стороны. А это не так уж часто удается легко совместить.

К чему я все это рассказал? Мне – был дан такой подарок, достаточно рано найти Дело, достойное назваться делом жизни. Личную миссию, призвание. Но много ли людей вокруг довольны тем, чем они занимаются? Не разделяют «работу для обеспечения насущных потребностей» и «любимое дело»? Да наконец, просто счастливы?

Для меня помочь кому-нибудь «открыть» для себя хорошего композитора – высокое наслаждение. Нечто подобное я испытываю, когда мне пишут «Спасибо вам – я уже полгода читаю статьи на Improvement, проникся организацией времени и многое переосмыслил в своей жизни». Поэтому кроме «теории» ТМ-идеологии я предлагаю вам и «практику».

ТМ-практика: зачем распространять «ТМ-бациллу»

Занявшись тайм-менеджментом, я первым делом стал смотреть, что есть на эту тему в интернете. Было на тот момент, 2000-й год, очень мало – «западники» не любят делиться идеями в бесплатном режиме, а в отечественном интернете ТМ-тема вообще почти не была представлена. Одним из первых найденных мною материалов, во многом определивших дальнейшую стратегию, был «Хронометраж, или Алгебра любви-3» Алексея Бабия. В этой работе, насколько мне известно, впервые была озвучена способность организации времени менять ценности человека.

Механизм этого изменения таков. Начав, как правило, с техники экономии времени, задавшись вопросом «На что тратится мое время и как тратить его более рационально», человек приходит к вопросу о целях своей деятельности. Без понимания целей невозможно выяснить, что более эффективно, а что менее; на что стоит тратить время, а на что — не стоит. Приходится определяться с целями, и самое главное — с приоритетами.

Но вопросы целей и приоритетов неотделимы от вопроса ценностей. Нельзя ответить на вопрос «Что для меня важнее, то или это?», не ответив на вопрос «Что для меня важно вообще, в принципе?» Таким образом благодаря тайм-менеджменту всего за несколько логических ходов происходит переключение внимания с технологических вопросов организации времени на мировоззренческие. Человек задумывается о том, зачем ему нужно достижение тех или иных результатов, проще говоря — зачем и ради чего он живет в этом мире.

Именно эту последовательность «технология – стратегия – философия» я выше назвал «ТМ-лестницей». В целом же такое «развитие благодаря тайм-менеджменту», в силу его нелинейности и специфических закономерностей распространения, я называю «ТМ-бациллой». Термин восходит к классику научной организации труда и поэту Алексею Гастеву: «Форд и Тейлор дали рабочему инструкционную карточку, но не создали методики, которая заражала бы массы, заставляла бы их проявлять непрерывную инициативу, прививала определенную организационно-трудовую бациллу». Теперь такая методика, «Тайм-менеджмент как инструмент развития фирмы», существует. Необходим «Тайм-менеджмент как инструмент развития общества», к чему и сделан один из шагов в этом Манифесте.

Что самое главное, описанное внимание к собственным целям и ценностям, как правило, делает человека лучше. Снижается доля «амебы», повышается – свободной и ответственной личности, способной делать самостоятельный выбор и совершать поступки, не на 100% детерминированные внешними обстоятельствами. Благодаря вниманию к себе, своей деятельности, своему времени, благодаря осознанию необратимости и конечности этого времени, человек достаточно заметно и существенно изменяется. Отцы-аскеты открыли этот механизм самосовершенствования много веков назад, рекомендуя своим ученикам два простых правила: «внимать себе» и «помнить о смерти» (в контексте ТМ – о конечности времени жизни), чтобы удерживаться от неподобающих поступков и настраиваться на подобающие.

Тайм-менеджмент, таким образом, работает как инструмент своеобразного «прогрессорства», в терминологии братьев Стругацких. Но, в отличие от прогрессоров, «засеивая» ТМ-бациллу, вы не навязываете человеку свои ценности. Вы «всего лишь» помогаете ему найти, очистить от внешних наслоений, вырастить и развить – свои собственные. За счет такого применения «идеального конечного решения», когда человек изменяет себя сам, тайм-менеджмент решает задачу, непосильную для сотен книжек про «что такое хорошо и что такое плохо».

Этот результат применения тайм-менеджмента я считаю гораздо более важным, чем собственно повышение эффективности и результативности. Они, конечно, приятны, но по большому счету – суета сует и всяческая суета. Настоящее счастье и удовлетворенность жизнью крайне нелинейно зависят от чисто материальных результатов. Для меня создавать и видеть изменения в ценностях людей, их установках, отношении к жизни — гораздо интереснее, чем создавать прирост бездушных цифр и кривых на графиках.

Суммируя сказанное, я бы сформулировал еще один элемент ТМ-идеологии так. Организация времени – уникальный инструмент, помогающий людям и мирозданию развиваться, изменяться в лучшую сторону, на самом сложном и «неоперабельном» уровне – на уровне ценностей и мировоззрения.

На мой взгляд, это – интересно. Это уникально. Это помогает эффективнее решать проблемы, над которыми на протяжении всей истории человечества бились самые выдающиеся личности. В этой области много Достойных Целей, некоторые из которых я сформулировал в послесловии к ТМ-книге.

В целом - это красивое, достойное и большое Дело. Желающие – подключайтесь.

Конечно, большинство читающих этот текст не станут ТМ-тренерами или ТМ-консультантами (с ними разговор особый). Ваши действия по распространению культуры отношения к Времени не будут вознаграждены, во всяком случае сразу и непосредственно.

В связи с этим я вспомню анекдот про габровцев, которые договорились платить учителю водкой, по два ведра с каждого двора. В бочке с «гонораром» оказалась чистая вода – каждый габровец думал, что два ведра воды не испортят бочку крепкой водки. Вы тоже полагаете, что ваши «два ведра» ничего не значат в цистернах, озерах и морях всеобщей безответственности, неосмысленности и разгильдяйства? Нет, значат, и многое значат. Статьи авторов, «на общественных началах» пишущих для Improvement (низкий им поклон), читают тысячи людей. Даже простой форумный постинг – читают сотни.

В постиндустриальном обществе менять мир стало легче. Достаточно не бояться включаться в борьбу идеологий, ценностей, мировоззрений. Задействовать немного ответственности – за происходящее вокруг. И свободы – свободы делать что-то, не продиктованное непосредственными работно-зарплатными нуждами. Свободы менять мир в соответствии со своими ценностями.

Подключайтесь. Люди и жизнь вокруг станут немного свободнее, ответственнее и осмысленнее. Может быть даже – немного счастливее. Как там у Стругацких, классиков и основоположников теории прогрессорства:

«…У меня нет слов, меня не научили  словам,  я  не  умею думать, эти гады не дали мне научиться думать. Но если ты  на  самом  деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно  быть.  Душу-то  ведь  я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из  меня  сам, чего же я хочу, - ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!.. Будь оно все проклято, ведь я ничего  не  могу  придумать,  кроме  этих  его  слов: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!»

© Глеб Архангельский, сентябрь 2004. Контакт: info@improvement.ru 

Адрес документа на сайте Improvement.ru:  http://www.improvement.ru/community/manifest/  

Допускается без дополнительного согласования с автором публикация в бесплатных интернет-изданиях, при сохранении целостности текста, включая настоящее уведомление, и работающих гиперссылок. Публикация в платных интернет-изданиях и бумажных СМИ требует согласования с автором.

6




1. Защита пользователя от негативных воздействий электромагнитных полей дисплея
2. На тему- Озоновий шар і вплив на атмосферу землі Виконала - уч
3. Комы
4. практик С. Харрисон призывает нас взрослых разделить с детьми радость познания мира помочь им сберечь и р
5. Развитие Росийской исторической науки на рубеже XX-XXI вв
6. море Тумбаюмба Акуна матата Чунгачанга Мусипуси Доброе утро Чиуауа Гррраждане отдыхающие
7. Игра как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста
8. Геодезический чертеж Теодолит
9. Виды и стадии гражданского судопроизводства
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора технічних наук ІваноФранк
11. Нормативно-правовой статус Правительства РФ
12. кв км Плотность населения в Африке в 1989 г
13. Курсовая работа- Положения Президента РФ в системе органов государственной власт
14. Значение сущности малого предпринимательства в России
15.  А2х В2у С2 0 1 где какие угодно числа не равные одновременно нулю определяет пряму
16. Отобранные пробы соединяют вместе тщательно перемешивают и конвертным методом доводят объем до 2 л.html
17. Русская земля с 12 века по впервую половину 15 века
18. вовлеченность членов данной общности на индивидуальной классовогрупповой национальноэтнической религи
19. Теория информации РостовнаДону 2008 Составитель Н
20. темам курса При выполнении заданий нужно придерживаться следующих требований- работа выполняется а