Владислав Тарасов «Московский Комсомолец» 31.12.98.
Наверное, практически каждый человек глубоко уверен в том, что Новый год - праздник веселый. В каждом окне горят разноцветными огоньками нарядные елки, дедушка Мороз приходит порадовать детишек подарками, и его визита ждут с нетерпением... Но, оказывается, не все так просто с этими старыми и всеми любимыми ритуалами. Зерно сомнения в эти предновогодние деньки заронил в мое сердце специалист в области магии и ужасов, актер, режиссер, художник Евгений Васильев («МК-Бульвар однажды публиковал беседу с ним). Как и большинство праздников (за исключением каких-нибудь Первомаев), встреча Нового года ритуал, имеющий древнее происхождение. Сегодня, сравнивая дошедшие до нас традиции с некоторыми обрядами древних, поражаешься неожиданным параллелям и понимаешь скрытые смыслы новогодних обычаев. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла... Например, новогодняя елка, которую (живую или искусственную) практически каждая семья устанавливает у себя дома. Ель у ранних кельтов (да и не только у них) почиталась за дерево, наделенное магическим смыслом. Она вечнозеленое дерево, а значит не поддающееся никаким разрушительным силам. Наверное, именно поэтому ель считалась обиталищем лесного божества, дружба с которым для зависящих от «благосклонности» леса людей была чрезвычайно важна. Дух жил, разумеется, не в каждой занюханной елке, а в самой старой и могучей. Вот перед ней-то и собирались в период зимнего солнцестояния подобострастные древние, дабы задобрить духа, получить у него «благословение» на следующий год. Задабривать в старину умели только одним способом - принесением жертв. Когда-то это были человеческие жертвоприношения, а потом стали «отделываться» животными. Внутренности убитых жертв развешивались на ветвях ели, а сама она обмазывалась кровью. Это и были первые прообразы нынешних... елочных игрушек. Впоследствии магические ритуалы претерпели изменения. Убийства ушли в прошлое, а священное растение украшалось дарами - яблоками, кусочками хлеба, колосьями и т.д. Украшение дерева приобрело и другое значение. Божество не просто задабривали, но и «намекали» ему на те блага, которые празднующие хотели бы получить в следующем году, когда природа оживает после зимнего безвременья. На ветвях ели появлялись определенные символы. Верхушка дерева была «отдана» богам, заведующим судьбой человека, и украшалась изображением солнца, сделанным из колосьев пшеницы, изображениями звезд, птиц. Ближе к земле располагались утилитарные символы: фигурки людей, которые хотели избавиться от болезней или улучшить свою жизнь, плоды, которые намекали на хороший урожай, изображения домов, которые хотели бы построить себе в следующем году празднующие, и т.д. Постепенно лесные празднества переходили под крыши. Ель выкапывалась вместе с корнями и переносилась в храм, где стояла, "кивая" в течение семи дней - дух приглашался в гости. Потом также осторожно дерево пересаживали обратно, закопав под корнями дары или жертвы. А вот рубить живое дерево, чтобы принести его в дом, было запрещено. Срезать веточки позволялось, но не более того. Варварский обычай новогодней «заготовки» елок сформировался значительно позднее. Магические свойства ели или сосны подтверждает даже такой дошедший до наших времен обычай, как украшение ветвями этих растений гробов с умершими. Это увязывает ель со смертью, о чем мы подробнее поговорим, вспомнив о трансформации любимого детьми "Деда Мороза". Персонаж, без которого невозможно представить себе Новый год, это "Дед Мороз". Этот образ также имеет древнее и неожиданное происхождение. В старину зима ассоциировалась со знаком планеты Сатурн. Сатурн представлялся в виде старца с длинной бородой и косой в руках. В отдельных случаях коса меняется на большой посох или жезл власти, которым Сатурн управляет Смертью. Так что в период зимнего солнцестояния этого персонажа также необходимо было задобрить. В мистериях друидов присутствовал жрец, одевавшийся в Сатурна. В жертву божеству приносилась девственница, привязывавшаяся в мороз к дереву, где и замерзала, что свидетельствовало о том, что жертва принята. Так появилась знакомая нам - Снегурочка, в сопровождении которой приходит на праздник наш "Дед Мороз". Так что "Дед Мороз" изначально не был положительным, добрым персонажем (вспомните хотя бы некрасовскую поэму «Мороз Красный Нос»). Интересно, что у индейцев "навахо" сохранились легенды о Великом Старце Севера, а это - одно из имен... дьявола. Появление "Деда Мороза" с мешком подарков также истолковано не совсем верно. Да, это мешок. Но не с подарками, а с жертвоприношениями, которые Великий Старец Севера, символ Смерти, не дарит, а собирает с людей. Поэтому появление в вашем доме дедушки с бородой говорит о том, что в течение года вы что-то ему недоплатили. Радоваться тут особо нечему. Так что, воспринимая Новый год как веселый детский праздник, стоит смотреть немного глубже, тогда кое-что станет на свои места, откроется подлинный смысл древних ритуалов.
|