Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Методические рекомендации к разбору музыкального произведения

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Государственное образовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №509

Московского района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации к разбору музыкального произведения.

(Обработка для шестиструнной классической гитары русской народной песни «Тонкая рябина» А. Иванова-Крамского. Рекомендована учащимся по классу гитары 4-6 года обучения).

Автор:

Педагог дополнительного образования

Давыдов Валерий Владимирович

Санкт – Петербург

2011 г.

 

Обработка А. Иванова – Крамского русской народной песни «Тонкая рябина» -

-одна из лучших обработок русских народных песен для гитары, по уровню сложности может быть отнесена к четвертому классу музыкальной школы.

   В оригинале пьесы красным цветом внесены методические указания, облегчающие разбор и исполнение музыкального произведения.

I. О технике правой руки.

1) Рекомендованная аппликатура для правой руки исчерпывающая и не требует дополнительных пояснений.

2) Выделение мелодии, (когда она исполняется единичными нотами), а также акценты в арпеджио последней части пьесы выполняются приемом аппояндо (ударом).

II. О технике правой руки.

1) Смена аккордов в восемнадцатом и девятнадцатом тактах производится вокруг второго пальца без снятия его со струны (нота- ля).

2) Смена позиции в девятнадцатом и двадцатом тактах производится скольжением второго пальца (нота- ля в девятнадцатом такте) по третьей струне (на ноту- ре

в двадцатом такте).

3) Смена позиции в тридцать третьем – тридцать четвертом тактах производится скольжением первого пальца по второй струне с остановкой его на третьем ладу с последующей постановкой третьего и четвертого пальцев на третьей и второй струнах на пятом ладу.

  Следующая смена позиции в тридцать четвертом такте производится скольжением третьего пальца по третьей струне с остановкой его на седьмом ладу с последующей постановкой второго пальца на второй струне на шестом ладу.

4) Смена позиции в тридцать четвертом – тридцать  пятом тактах производится скольжением третьего пальца по третьей струне на пятом ладу с последующей постановкой четвертого пальца на вторую струну на пятом ладу.

5) Смена позиции в тридцать седьмом – тридцать восьмом тактах производится скольжением третьего пальца по третьей струне до пятого лада с последующей постановкой второго и третьего пальцев на вторую струну на шестом ладу и третью струну на седьмом ладу.

   В тридцать восьмом такте смена позиции производится перемещением третьего пальца по третьей струне с седьмого на пятый лад с последующей постановкой четвертого пальца на вторую струну на пятом ладу.

6) В тридцать девятом такте логичнее использовать аппликатуру левой руки, выделенную линиями с последующим скольжением первого и второго пальцев по второй и третьей струнам.

7) В сорок первом такте смена позиции производится скольжением второго пальца по третьей струне с остановкой на пятом ладу с последующей постановкой третьего пальца на вторую струну на пятом ладу.

8) Смена позиции в  сорок первом – сорок втором тактах производится скольжением третьего пальца по второй струне с остановкой на шестом ладу с последующей постановкой второго пальца на первую струну на пятом ладу.

   В сорок втором такте смена позиции производится скольжением третьего пальца по второй струне с остановкой на пятом ладу и последующей постановкой первого пальца на первую струну на третий лад.

9) В сорок третьем такте смена позиции производится скольжением третьего и первого пальцев по второй и первой струне с остановкой на первом и третьем ладах. В сорок пятом такте – аналогично.

10) В сорок шестом – сорок седьмом тактах смена позиции производится скольжением первого пальца по второй струне с остановкой на втором ладу с последующей постановкой второго пальца на вторую струну на третьем ладу и третьего пальца на третью струну на четвертом ладу и обратно.

11) В тактах: пятьдесят третьем, пятьдесят четвертом, пятьдесят пятом смена аккордов производится без снятия первого пальца с ноты соль – диез.

12) В такте шестьдесят четвертом арпеджио исполняется без смены положения пальцев после исполнения аккордов в шестьдесят третьем такте.

III. Выразительность исполнения достигается певучестью голосоведения и исполнением фразировок в соответствии с оригиналом.

Обработка известной Р.Н.П. «Тонкая рябина» выполнена в форме вариаций на главную тему.

Тема: Проведение главной темы в верхнем голосе (сопрано) сопровождается басом и средним голосом, который выполняет функцию гармонии. Исполняется медленно, с грустью, умиротворенно. В интонациях ощущается безысходность, печаль, трагизм ситуации. Перед глазами ассоциация бесконечного поля, на котором стоят два дерева: рябина и дуб. Осень, ветер. Листья рябины трепетны. Ветер сгибает ветви до самой земли. Это настроение ощущается в темпе.

I вариация:  Проведение основной темы остается в том же голосе, однако происходит ее ритмическое смещение (акценты смещаются с сильной доли на слабую). Благодаря этому, вариация звучит более напряженно. Ее следует исполнять более взволнованно со стремлением вперед, к сильной доле, к которой так и не удается придти. Гармоническая линия остается практически без изменений.

II вариация:  На мой взгляд, по исполнению, это самая сложная вариация. Прозвучать она должна очень нежно, трепетно. У слушателя должна возникнуть ассоциация с дрожанием листа на дереве под легким дуновением ветра. Автор добился этой ассоциации, благодаря постоянному остинатному ритму (шестнадцатые ноты) сначала в верхнем голосе, затем в нижнем. Само проведение темы уже проходит в двухголосном исполнении (сопрано + альт).

III вариация:  Заключительная. Несмотря на то, что ритмическая основа второй вариации полностью переходит в третью вариацию, характер полностью меняется. Во-первых: Тема полностью переходит в нижний голос. С изменением тембра меняется ее характер. Она звучит более уверенно, насыщенно. Гармоническое изложение более насыщенное (берутся полные аккорды) по сравнению с предыдущими вариациями. Не зря автор рекомендует эту вариацию исполнять «с огнем».

Кода:  составляет всего восемь тактов. Она как бы подводит итог всему произведению. В первом, третьем, пятом тактах коды акцентируются слабые доли, как бы напоминая нам о взволнованности, напряженности. Но к концу все успокаивается и растворяется.

Список литературы:

1. Н.Кирьянов    Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Издание второе, переработанное и дополненное. Часть III Москва 2004 год.

2. Э. Пухоль     Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва 1977 год.

3.А.М. Иванов-Крамской    Школа игры на шестиструнной гитаре.  Москва 2009 год.

4. Журнал «Гитарист» Москва 1999 год.




1.  Форма государства 2
2. Челентано Чувашский республиканский Дом народного творчества Минкультуры ЧР БОУ СПО
3.  Мембраны в основном состоят из липидов и белков количество которых неодинаково у разных типов клеток
4. Лекция 11 Движение
5. Стерилизующая фильтраци
6. О бухгалтерском учёте согласно которому к учёту принимаются документы составленные по унифицированным ф
7.  Как Жить 100 Лет или Беседы о Трезвой Жизни Рассказ о себе самом www
8. Литература Европы XIXXX веков
9. вступать в существующие объединения воздерживаться от вступления и беспрепятственно выходить из обществен.html
10. Теоретические основы социальной работы с молодой семьей1
11. Стоимостные факторы участия в выставк
12. Тема- Прибуткове оподаткування підприємств і організацій
13. Аналіз банківської діяльності
14. Лекція 7- Судова психологія План- Психологічна характеристика професії судді та суддівської діяль
15. ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы опре
16. Знакомство с экстракционной хроматографией
17. Пояснительная записка текстовая часть раздела 3
18. История экономических учений
19. Проектирование программного механизма четырёхступенчатого редуктора
20. .1] Правовые основания для филиации [2