Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ЛЕКЦИЯ I Народы и древнейшие государства на территории нашей страны

Работа добавлена на сайт samzan.net:


  

ЛЕКЦИЯ I. Народы и древнейшие государства на территории нашей  страны.

 Современная наука пришла к выводу, что   всё  многообразие  нынешних космических объектов образовалось около 20 млрд. лет назад. Солнце – одна из множества звёзд  нашей галактики – возникло 10 млрд. лет назад. Наша Земля – рядовая планета Солнечной системы – имеет возраст 4,6 млрд лет. Сейчас принято считать, что человек начал выделяться из животного  мира около 3 млн. лет назад.

        Периодизация истории человечества на стадии первобытнообщинного строя довольна сложна. Известно несколько её вариантов. Чаще всего пользуются археологической схемой. В соответствии с нею история человечества делится на  3 больших этапа в зависимости от материала, из которого изготавливались используемые человеком орудия труда:                 1) каменный век – 3  млн. лет назад – конец III тысячелетия до нашей эры;

2) бронзовый век – конец III тысячелетия до н.э.- I тысячелетие до н.э.;

3) железный век – с  I тысячелетия до н.э.

                                 КАМЕННЫЙ ВЕК.

         У разных народов в разных  районах Земли появление тех или  иных орудий труда и форм общественной жизни происходило не одновременно.

Шёл процесс формирования человека (антропогенез, от греческого «антропос» - человек, «генезис» - происхождение) и человеческого общества

(социогенез, от латинского «социатас» - общество и греческого «генезис» - происхождение).

       Древнейшие предки современного человека походили на человекообразных обезьян, которые в отличие от животных умели производить орудия труда. В научной литературе этот тип человека-обезьяны получил  название  homo habilis – человек умелый.  Дальнейшая эволюция хабилисов привела к появлению 1,5 – 1.: млн лет назад нак называемых питекантропов ( от греческого «питтекос» - обезьяна, «антропос» - человек), или архантропов ( от греческого « ахойос» - древний).  Архантропы были уже людьми. 300 – 200 лет назад архантропы сменились более развитым типом человека – палеоантропами, или неандертальцами ( по месту их первой находки в местности Неандерталь в Германии).

       

           В период раннего каменного века – палеолита ( примерно 700 тыс. лет назад) человек проник на территорию Восточной Европы.

(ПАЛЕОЛИТ – древний каменный век /от греческого «палойос» - древний, «литос» - камень/ Соответственно «мезос» - средний, «неос» - новый; отсюда мезолит, неолит).

Заселение шло с юга. Археологи находят следы пребывания древнейших людей в Крыму (пещеры Киик-Коба), в Абхазии (недалеко от Сухуми-Яштух).

В Армении  (холм Сатани-Дар неподалеку от Еревана), а также в Средней Азии (юг Казахстана, район Ташкента).  В районе Житомира и на Днепре найдены следы пребывания здесь человека 500-300 тысяч лет назад.

ВЕЛИКИЙ ЛЕДНИК.Примерно 100 тысяч лет назад значительную  часть территории Европы занимал огромный ледник толщиной до  2-х километров ( с тех пор образовались снежные вершины Альп и Скандинавских гор).  Возникновение ледника сказалось на развитии человечества. Суровый климат заставил человека использовать природный огонь, а затем и добывать его. Это помогло человеку выжить  в условиях резкого похолодания. Люди научились делать из камня и кости колющие и режущие предметы (каменные ножи, наконечники для копий, скребки, иглы и т.п.). Очевидно, к этому времени относится зарождение членораздельной речи и родовой организации общества. Стали возникать первые, ещё крайне смутные религиозные представления, о чем свидетельствует появление искусственных захоронений.   Трудности  борьбы за существование, страх перед силами природы и неумение их объяснить явились причинами возникновения  языческой религии.  Язычество представляло собой обожествление сил природы, животных, растений, добрых и злых духов. Этот огромный комплекс первобытных верований, обычаев, обрядов предедшествовал распространению мировых религий (христианства, мусульманства, буддизма).

В период позднего палеолита ( 35-10 тысячелетий назад) закончилось таяние ледника и установился климат, похожий на современный.  Использование огня для приготовления  пищи, дальнейшее развитие орудий труда, а также первые попытки упорядочения отношений между полами существенно изменили физический тип человека. Именно к этому времени относится превращение человека умелого (homo habilis) в человека разумного (homo sahiens). По месту первой находки его называют кроманьонцем (местность Кроманьон во Франции). Тогда же, очевидно, в результате приспособления к среде в условиях существования резких отличий в климате между разными регионами земного шара сформировались и существующие сейчас расы (европеоидная, негроидная и монголоидная).

     Дальнейшее развитие получила обработка  камня и особенно кости и рога.  Ученые иногда называют поздний палеолит  «костяным веком». К находкам этого времени относят кинжалы, наконечники копий, гарпуны, иглы с ушком, шилья и т.п.  Обнаружены следы первых долговременных поселений. Жилищем служили уже не только пещеры, но и шалаши и землянки, построенные человеком. Найдены остатки украшений, которые позволяют воспроизвести одежду того времени.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая форма организации общества – родовая община – объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и  ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.  До появления парного брака родство устанавливалось по материнской линии. Женщина в это время играла ведущую роль в хозяйстве, что определяло первцю ступень родового строя –матриархат, - продолжашийся до времени распространения металла.

         До нас  дошли многие произведения искусства, созданные в эпоху позднего палеолита.  Живописные красочные наскальные изображения животных (мамонты, бизоны, медведи, олени, лошади и др.), на которых охотились люди того времени, а также статуэтки, изображавшие женское божество, обнаружены в пещерах и на стоянках во Франции, Италии, на Южном Урале (знаменитая Капова пещера).

В мезолите, или в  среднекаменном веке (10-8 тысяч лет назад), новые успехи были сделаны в обработке камня. Наконечники и лезвия ножей, копий, гарпунов делались тогда уже как своеобразные вкладыши из тонких кремнёвых пластинок. Для обработки дерева стали использовать каменный топор. Одним из важнейших достижений явилось изобретение лука – оружия дальнего боя, позволившего более успешно охотиться на зверей и птиц. Люди  научились делать силки и охотничьи ловушки.  К охоте и собирательству добавилось рыболовство. Отмечены попытки людей плавать на брёвнах. Началось одомашнивание животных: была  приручена собака, вслед за ней – свинья. Окончательно  была заселена Евразия: человек дошёл до берегов Балтики и Тихого океана. Тогда же, как полагают многие исследователи, из Сибири через Чукотский полуостров люди попали на территорию  Америки.

               НЕОЛИТИЧЕСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ.

НЕОЛИТ –последний период каменного века (7-5 тысяч лет назад) характеризуется появлением шлифования и сверления орудий из камня (топоры, тесла, мотыги). К предметам  прикреплялись рукоятки. С этого  времени известна глиняная посуда. Люди стали строить лодки, научились плести сети для ловли рыбы, ткать.

Значительные изменения в технике и формах производства в это время называют  «неолитической революцией».  Самым важным её итогом был переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Человек уже не боялся оторваться от обжитых мест, мог более свободно расселяться в поисках лучших условий жизни, осваивая новые земли.

   В зависимости от природно-климатических условий на территории Восточной Европы и Сибири сложились различные типы хозяйственной деятельности. В степной полосе от среднего Днепра до Алтая жили скотоводческие племена. На территории современной Украины, Закавказья, Средней Азии, юга Сибири расселились земледельцы.  Охотничье-рыболовческое хозяйство было характерно для северных лесных районов европейской части и Сибири. Историческое развитие отдельных регионов шло неравномерно. Более быстро развивались скотоводческие и земледельческие племена. Земледелие постепенно проникало в степные районы.   

ЭНЕОЛИТ – медно-каменный век ( IIII тысячелетие до н.э.).

                    БРОНЗОВЫЙ  ВЕК.

  Переход к металлическим  орудиям труда привёл к выделению скотоводческих и земледельческих племён.  Выросла роль мужчины – пастуха и земледельца - в производстве. На смену матриархату пришёл патриархат.  Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное  перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объединение и  укрупнение отдельных родов в значительные по численности племена.

  Начали складываться большие культурные общности.  Наиболее крупная  языковая семья – индоевропейская. Она складывалась на территории современного  Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию, в район Индостанского полуострова.  Впоследствии индоевропейская языковая семья  раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке – иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.; на западе – нынешние германцы, французы, англичане и др.; на востоке – балты и далёкие предки  славян.

       Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва и др.) издавна занимала территорию от Прикамья до Зауралья, откуда её племена расселялись на европейский Север, в Поволжье и Западную Сибирь.

        Предки тюркских народов жили в Центральной Азии, откуда они начали своё продвижение в Восточную Европу и далее на Запад. В горных ущельях Северного Кавказа со времён бронзового века до наших дней живут народы иберийско-кавказской языковой семьи.

     К середине II тысячелетия до н.э. археологи относят выделение из индоевропейских  племён  праславян.

           Процесс разложения первобытно-общинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно.   В южных районах разложение первобытно-общинного строя произошло раньше, что привело к возникновению рабовладельческих государств в Средней Азии и Закавказье, в Поволжье.

                                     ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК.

Широкое распространение месторождений железа в виде болотных руд, его дешевизна по сравнению с бронзой, более высокая производительность орудий из железа привели к вытеснению бронзовых и каменных изделий.

Применение железа дало толчок развитию производительных сил. Стала возможной более интенсивная  расчистка лесных массивов для земледелия, улучшилась обработка земли. Использование более совершенных железных орудий ремесленниками повлекло отделение ремесла от земледелия. Ремесленники стали изготовлять изделия не только на заказ, но и для обмена, что означало появление простого товарного производства.

           Использование железа вызвало преобразование общественных отношений как у народов, живших в условиях рабовладения, так и у тех племён, которые находились на стадии первобытно-общинного строя. Развитие производительных сил у первобытных племён способствовало росту производства и появлению определенных излишков, что приводило к появлению частной собственности и разложению первобытно-общинных отношений. Войны и грабежи значительно ускорили процесс имущественной дифференциации.

Широкое распространение железа на территории нашей страны относится к  I тысячелетию до н.э. Продвижение земледелия на север от зоны тёплого климата привело к тому, что на землях, где жили наши далекие предки – славяне, также стали появляться предпосылки для возникновения частной собственности, зарождалось классовое общество, требовавшее организации социальных отношений, и, как естественный результат, складывалось государство.

ЛЕКЦИЯ 2.  ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. ОБРАЗОВАНИЕ  ДРЕВНЕРУССКОГО   ГОСУДАРСТВА.

Первые свидетельства о славянах.  Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э.  Прародиной ранних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до  Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.

              Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под  именем  венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I век  нашей эры;  географ Птолемей Клавдий, II век нашей эры).

        В эпоху Великого переселения народов (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом  рабовладельческой цивилизации, славяне, освоили  территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зонах, где в результате распространения орудий труда из железа  стало возможно вести осёдлое земледельческое хозяйство. Заселив  Балканы, славяне сыграли значительную роль в разрушении дунайской границы Византии.

       Первые сведения о политической истории славян относятся к IV веку нашей эры. С Балтийского побережья германские племена готов пробились в Северное Причерноморье. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их. Спустя 8 столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово».

Восточные славяне в VI-IX веках.  В VI веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От  этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Так, например, византиец Прокопий из Кесарии в книге «Война с готами» писал: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим…»

            На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и  сестрой Лыбедью в  Среднем  Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями Киев.  Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в конце V-VI вв. н.э.

Территория восточных славян (VI-IX вв.).  Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов.  В VIIX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только  родовой, но и территориально-политический характер.  Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.

         В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтлра демятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в поперечнике).

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев).

Северяне – к северу от полян, между устьями рек Десны и росси (Чернигов).

К западу от полян, на Правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне.

К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи ( от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и  Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам – радимичи.  Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

          Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного  славянства. В центре их повествования – земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившие по реке Росси и давшее имя племенному союзу, историю  которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

  Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские лето-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена.  Финно-угоры соседствовали  с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемися-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII- IX вв. занимали мадьяры (венгры)- финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX веке печенеги. На Нижней Волге в степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного  моря доминировали Дунайская  Болгария и  Византийская империя.

Путь « из варяг в греки». Великий водный путь «из варяг в греки» был  своеобразной «столбовой дорогой» , связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX века.  Из Балтийского (Варяжского) моря по реке Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов – в озеро Ильмень и далее по реке Ловати до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на днепровских порогах  переходили «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира – Новгород и Киев – контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Это обстоятельство дало основание ряду историков вслед за В.О.Ключевским  утверждать, что торговля мехом, воском и медом была главным занятием восточных славян, т.к. путь «из варяг в греки» был «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».

Хозяйство славян.   Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.). Человек в те времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», сохранившееся до наших дней. О земледельческих традициях этого региона говорит заимствование славянами римской хлебной нормы – квадрантала (26,26 л), называвшегося  на Руси четвериком и просуществовавшего в нашей системе мер и весов до 1924 года.

С природно- климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия восточных славян.  На севере, в районе таёжных  лесов (остатком которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. 2-3 года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ, которыми взрыхляли  почву. Серпами собирали урожай. Молотили  цепами. Размалывали зерно каменными зернотёрками и ручными жерновами.

В южных районах  ведущей системой земледелия был   перелог. Там плодородных земель было много и участки земли засевали в течении 2-3 лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.

        С земледельческим занятием  было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота использовали на юге волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (сбор меда диких пчел), имевшие большой удельный вес в северных районах. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

ОБЩИНА.  Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал  огромных затрат труда. Трудоёмкие работы, которые надо было осуществлять в строго определённые сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община – мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

       К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или  соседская, община. Общинников объединяло теперь прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили несколько семей. В общине было две формы собственности – личная и общественная. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями.

 В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. (ФЕОД – наследственное владение, пожалованное князем-сеньором своему вассалу, обязанному за это нести придворную, военную службу. Феодал – владелец феода, земельный собственник, эксплуатировавший зависимых от него крестьян).  Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась старая родо-племенная знать, подчинявшая себе общинников.

    Общины, не попавшие под власть феодалов,  обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

      Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер. И те и  другие стремились обеспечить себя за счёт внутренних ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

ГОРОД.  Центральная часть города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы крупнейших  феодалов, храмы, позднее монастыри.  К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом,, а отдельные  ее районы, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, - слободами.

           Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев (легендарное летописное свидетельство о его основании восходит к концу V- VI в.), Новгород, Чернигов, Переяславль Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, в IX веке на Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.

Общественный строй.  Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни  решались на народных собраниях – вече.

Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.  Особой военной организацией была дружина. По археологическим данным и византийским источникам, восточнославянские дружины появились уже в VI-VII веках. Жружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань (налог). Такие походы за сбором дани назывались полюдьем. Сбор дани проходил обычно в ноябре-апреле и продолжался до весеннего вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором ( рало, плуг).

Славянское язычество.  Древние славяне были язычниками.  Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.  Важнейшими богами славян были  Перун – бог грома, молнии, войны; Сварог –бог огня;  Велес –покровитель скотоводства; Мокошь –богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл –бог подземного мира.  Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии еще устойчивого межплеменного единства.

ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.  Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности.

Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца Vв.). В конце VI-VII в.  существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает объединение вокруг НОВГОРОДА. Восточные Источники ПОЗВОЛЯЮТ ПРЕДПОЛОЖИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ НАКАНУНЕ ОБРАЗОВАНИЯ Древнерусского ГОСУДАРСТВА ТРЕХ КРУПНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ СЛАВЯНСКИХ ПЛЕМЕН: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А.Рыбаков утверждает, что в начале IX века на базе Полянского союза племен сложилось политическое объединение «Русь», включавшее и  часть северян.

  Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.

               Норманнская теория.

Русский летописец начала XII века (Нестор), пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности  правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.

          По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы « изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьям: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 году. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).

  Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была  сформулирована немецкими учеными Г.-Ф.Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII веке. Горячим противником этой теории выступал М.В.Ломоносов.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.  «Норманнисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

- Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономическое и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру.

- В скандинавских сагах Русь – страна несметных  богатств, а служба русским князьям – верный путь приобрести славу и могущество.

- Археологи утверждают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси  варягами.

- Факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии.

- У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

Родовая община – коллектив кровных родственников, объединение по принципу родства составляло родовую общину, которая имела общую собственность и хозяйство. Несколько родов объединялись в племена. Во главе рода – старейшина.

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей ( часто трёхпоколенных). Именно объединение соседей и создавало общину, разделявшую общеродовую собственность. Причина перехода к соседской общине – смна подсечного  земледелия пахотным.

Община в Древней Руси (мир, вервь) – коллектив земледельцев  в рамках одной деревни или села. Она решала все важные вопросы внутренней сельской жизни, в первую очередь, вопросы оборота земель (регулярного передела её внутри общины), организация общих и общественных работ (в пользу князя, государства – ремонт дорог и др.), распределения и сбора с ее членов податей и сборов, разыскивания преступников, несла ответственность за совершивших на ее территории преступление. Просуществовала в таком виде до XX века.

Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты труда  производились для удовлетворения собственных потребностей, а не для продажи на рынке. Такие хозяйства были абсолютно самостоятельные и замкнутые.

ПОЛЮДЬЕ – форма сбора дани. Название «полюдье» происходит от слов «ходить по людям». Полюдье выполняло роль не только сбора дани, но и осуществляло властные функции князя: он общался с местным населением, «напоминал» о своем руководстве, судил. Именно полюдье связывало воедино зачастую далеко друг от друга находящиеся земли. Существование полюдья фактически означало, что сам князь осуществлял по отношению к землям политику не управления, а сбора дани с покоренных племен.  Косвенным подтверждением этого служит длительное отсутствие конкретного размера дани, а также то, что и Рюрик , и Олег часть дани (фактически грабежа) отсылали в Скандинавию, явно не считая Русь родиной, но захваченной территорией. Полюдьепродолжалось 6 месяцев, начиналось в ноябре, продолжалось всю зиму и заканчивалось ранней весной (в апреле). Размеры дани до Ольги устанавливались произвольно, о чём  свидетельствует печальный пример князя Игоря. В дальнейшем Ольга зафиксировала размер «уроков».

СМЕРДЫ – крестьяне-общинники, делились на свободных и лично зависимых. Термин «смерд» долгое время считался синонимом слова простолюдин. Зависимые смерды назывались по-разному в зависимости от причины попадания в кабалу: закупы, рядовичи, отпущенники, холопы.

ХОЛОПЫ – безземельные и полностью бесправные крестьяне, фактически на положении рабов.

ЗАКУПЫ – те, кто становился зависимыми, взяв в долг «купу». Закупом мог стать свободный крестьянин, получивший на заранее оговоренных условиях ссуду – «купу». При её погашении должник снова  становился свободным, а при невозвращении в срок оставался в зависимом положении и должен был выполнять определенную работу в хозяйстве человека, предоставившего кредит.  В отличие от холопа закуп сохранял некоторые личные и имущественные права, однако мог подвергаться  телесным наказаниям по усмотрению господина, а при попытке бегства – превратиться в холопа.

РЯДОВИЧИ – лица, служившие феодалам по договору (ряду), близки к закупам.

«ЛЮДИ» - свободные крестьяне- общинники.

ЧЕЛЯДЬ – домашние женщины, дети, слуги, рабы.

Тиуны – слуга, управлявший боярским или княжеским хозяйством.

ОТПУЩЕННИКИ – отпущенные на волю рабы-военнопленные.




1. Дослідження управління якістю підготовки фахівців у вищих навчальних заклада
2. Реферат на тему- Театр як вид мистецтва Театр від грец
3. 4 Феномен советского кино который мы только сейчас начинаем осознавать это тот факт что несмотря на н.
4. Аггада
5. семинары литература- Семенова в
6. Песенки Крокодила Гены
7. 1; n360013мин1; T2106306 Hм; T3 318264 Нм; Р221
8. Роль Центрального Банка России в условиях рыночной экономики
9. Неоднократно после очередных неудач социалистические ценности провозглашались нежизненными устаревшими
10. на тему- Технология и конструирование ГИС
11. Разрушение озонового слоя Земли хлорфторуглеводородами
12. Шетел тілдері [Deprtment of Foreign Lnguges] П~нні~ аталуы - TFL 305 CONTEMPORRY METHODS OF FOREIGN LNGUGE TECHING
13. Коран заимствован из библии
14.  г. Общество защиты животных Республики Саха Якутия Мамонтенок именуемое в дальнейшем.html
15. Както перед одним важным событием осенью 2003 года мне приснился сон
16. Это только попытка рассказать о поколении которое погубила война о тех кто стал ее жертвой даже если спасс
17. Анализ особенностей проявления тревожности женщин в период материнства
18. Предпринимательство в допетровской Рус
19. Я знаю родной край Цели- 1
20. Теория становления государства и права