Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философия здоровья и оптимология жизнедеятельности человека
ХХI век это начало нового тысячелетия. Это рубеж перехода от Новой эры человечества, которая длилась 2000 лет, к Новейшей эре третьего тысячелетия. В него человечество перешло с багажом развитого научно-технического прогресса, который, с одной стороны, несет в себе удивительные достижения цивилизации, комфорта жизни человека, а с другой нарастающие экологические проблемы, социальные конфликты, деформацию души и физического здоровья человека. все проблемы жизни людей и природы крайне обостряются. И человек, сам вызвавший все эти проблемы, обязан их решать.
Есть коренные отличия Новой эры и Новейшей эры.
Во-первых, на протяжении двух тысячелетий постепенно увеличивалось воздействие человека на природу. В целом на планете социальный фактор как мощный природоизменяющий и природоразрушающий стал ощутимым лишь с развитием промышленного производства (с XVXVII вв.). Но уже в конце ХХ в. непомерно увеличивается научно-техническая мощь человечества. Главными преобразующими силами в поверхностных сферах Земли становятся не только космические и геологические, но также техногенная цивилизация. Последняя на протяжении нескольких последних десятилетий ХХ в. ощутимо преобразует лик Земли, климатические и вещественно-энергетические компоненты поверхностных слоев планеты. А Новейшая эра уже немыслима без техногенных сил глобального масштаба и без сопутствующих им глобальных экологических проблем.
Во-вторых, важнейшее отличие Новейшей эры состоит в том, что возникают качественно иные возможности и перспективы цивилизационного развития, стихийность социального прогресса уступает место комплексному научно-философскому долгосрочному прогнозированию главных социоприродных процессов и связана с реализацией на практике оптимальных отношений общества и природы, их коэволюции. Локальный разум Новой эры это разум в неразумной форме, стихийно учитывающий лишь потребности человека, но не принимающий во внимание возможности природы. В Новейшей эре он закономерно преобразуется в планетарный и космический разум ноогенной духовно-экологической цивилизации (как разум в разумной форме, всесторонне учитывающий не только потребности человека, но характер и степень соответствующих природных изменений). Если же этого не произойдет, человечество погибнет в глобальной духовной и экологической катастрофе.
В-третьих, пространственно-временные изменения Социума заключаются в том, что социальное пространство все более уплотняется, а социальное время значительно ускоряется. При этом времени на научные фундаментальные исследования остается все меньше, поскольку своевременно не реализованный научный проект часто уже остается не востребованным. А социальная практика, развивающаяся стихийно, в большинстве случаев утилитарна, направлена лишь на удовлетворение потребностей человека (в основном, материальных, не сбалансированных с возможностями природы), поэтому в целом не соответствует стратегии социоприродной коэволюции (как совместной эволюции природы и общества). Из отмеченного, в связи с быстротечностью социального времени и мощной преобразующей силой современной техногенной цивилизации, вытекает сложная проблема быстрой и эффективной практической реализации важнейших фундаментальных достижений знаний человечества.
Основу современного целостного решения проблем составляет философско-научное системное и экологическое знание, системно-экологическая парадигма в науке и философии ХХI века. Это философия здоровья как особый раздел философии, как важнейшая практическая и педагогическая область Новейшей эры существования человечества.
Наиболее абстрактные области знания человечества философская и общенаучная, а из последней в XX XXI вв. общесистемное знание. Оно оказывается, как это ни парадоксально, и наиболее практичным. Это означает, что в Новейшей эре главные современные философско-общенаучные знания должны работать на комплексную научно-организованную практику материальной и духовной жизни.
Главной стратегической целью духовно-экологической цивилизации XXI века становится достижение гармонии в человеке, в обществе, в природе, их здоровое существование, а также становление общей социоприродной гармонии. Практическая реализация гармонии это:
1) здоровое, оптимальное состояние природной среды бытия человека, шире здоровье природы нашей живой планеты Геи;
2) оптимальное, сбалансированное с природой состояние общества, или здоровье Социума (Общества);
3) духовное и физическое (телесное) здоровье Человека.
Таким образом, путем предельно широкого обобщения знания формируются три главные блока знаний философское, общенаучное и общепрактическое это философия здоровья во всеобщем плане. В ней можно выделить три главных блока:.
1) философия здоровья природы,
2) философия здоровья общества;
3) философия здоровья человека.
Медицина в наибольшей степени связана с такой областью знаний, как философия здоровья человека.
Теоретико-философские основы философии здоровья опираются в настоящее время на общие законы систем, системно-философскую НКМ Научно-теоретическую основу философии здоровья составляет оптимология как общее прикладное знание о фундаментальных законах существования систем любой природы.
PAGE 2