Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

главы; Зотов АФ Миронов 1 глава

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Алексеев П.В, Панин А.В, Философия 2-4 главы; Зотов А.Ф, Миронов 1 глава.

Учебники:  Алексеев, Панин – Философия; Зотов, Миронов; Губин, Сидорин.

Доп. литература: Губин, Сидорина часть 1 гл. 1 античная философия

06.02.2013

Философия

  1.  Проблема возникновения философии. Основные концепции.
  2.  Основные подходы к определению сущности философии.

Проблема возникновения философии.

Философия – любовь к мудрости. Впервые термин встречается в трудах Пифагора. Появляется одновременно и на западе и на востоке почти в одно и то же время.

Примерно в 800-600 гг. до н.э. в Китае, Индии, Иране, Греции наступает период духовного расцвета. Появляются первые религии и философия.

Философия сформировалась на основе противоречия между мифологическим мировоззрением и первыми зачатками научного знания.

Основные разделы философии.

  1.  Онтология – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
  2.  Гносеология – занимается изучением знания и познания.
  3.  Аксиология – занимается изучением человеческих ценностей.
  4.  Этика.
  5.  Эстетика.
  6.  Праксиология – изучает законы эффективной организации деятельности.
  7.  Философская антропология – всецелое изучение человека.
  8.  Социальная философия – изучает законы эволюционирования общества.
  9.  Философия истории.
  10.  Философия религии.
  11.  Философия техники.
  12.  Философия науки.
  13.  Глобалистика.

Философия возникла на Востоке, но свою законченную полную форму получила на Западе. Социальной базой переворота явилось появление полистной демократии.

Философия – наука, изучающая основные закономерности существования и развития природы, общества и человека; вид духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека (Фролов И.Т.).

Основные концепции происхождения философии.

  1.  Гносеогенная – попытка рационализации мифа, философия возникла как попытка систематизации первичного научного знания.. (Виндельбанд В, Спенсер Г.)
  2.  Мифогенная – (Шеллинг, Гегель, Лосев).
  3.  Эклектичекая (выбирающий) – сочетание несочетаемого.

Предмет философии.

Объект философии – природа, общество и человек. Философия изучает основные закономерности и существование. 

Основные подходы в определении сущности философии.

  1.  Философия определяется как один из видов мировоззрения (психология, религия, наука, искусство);
  2.  историографический подход (состоит в указании на определения, которые давали сами философы);
  3.  Хайдеггер считает, что сущность философии принципиально несовместима и несравнима ни  с чем.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека.

  1.  Философия – это мировоззрение.
  2.  Философия – это наука.

Мифология.

Мифологияэто мировоззрение древнего общества, содержащее в себе как фантастическое, так и реалистическое объяснение действительности.

Мифология является попыткой обобщить и объяснить природные и общественные явления. В ней содержатся различные виды искусств, коренные философские знания, этические нормы.

Философия

Мифология

Имеет свои понятия

Образное мышление

Персональна и датируема

Не критичное беспроблемное мышление

Рациональна

Синкретизм

Системна

Характерно одушевление

Философия

Философия – это теоретически оформленное системное рациональное мышление.

Предметом частных наук являются закономерности конкретной области бытия. Предметом философии являются общие закономерности.

Научное мировоззрение.

 Наука – это вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных системно организованных и обоснованных знаний о мире (системность, последовательность, обоснованность, строгость, доказательность).

Интерсубъективность – результаты науки необходимы и обязательны для всех ученых.

Сущность философии.

Историографический подход.

Аристотель – «Философия – это учение о первопричинах и первосущностях бытия».

Сенека – «Философия – это учение о добре и зле».

Бэкон – «Философия делится на три учения: о божестве, природе и человеке».

Спиноза «Задача философии не плакать не смеяться, а понимать мир».

Кант – «Философия – наука о последних целях человеческого разума».

Гегель – «Философия – это свободная, бескорыстная деятельность».

Хайдеггер – «Философия есть бесполезное, при непосредственном рассмотрении, но тем не менее царственное видение сущности вещей».

Рассел – «Философия – это ничья земля, которая заключена между идеологией и культурой».

18.02.2013

Исторические типы философствования

  1.  Восточная философия;
  2.  средневековая философия;
  3.  философия эпохи возрождения;
  4.  философия нового времени;
  5.  философия эпохи просвещения;
  6.  немецкая классическая философия.

Генезис религиозно-философской мысли Древней Индии

  1.  Эволюция культуры Древней Индии.
  2.  Протофилософские учения Древней Индии.
  3.  Основные особенности древнеиндийской философии.

В 14-12 веках в Индию приходят арийцы и как более развитая культура они приносят новинки (огонь, письменность, земледелие, варновый (кастовый) строй – деление общества на жесткие касты).

Варна (от санскр. «покров», «оболочка», «цвет») – замкнутая социальная группа, в которой прижизненный переход из одной в другую невозможен.

  1.  брахманы (священники);
  2.  кшатрии (воины);
  3.  вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы);
  4.  шудры.

Веды (санскр. «знание», «учение») – первая священная книга Древней Индии, содержала представления о мире богов и людей, на основе представлений местных народов.

Как и в других мифологиях, боги здесь ассоциировались с природными силами. Рассказывалось об извечной борьбе космоса и хаоса, но в отличие от других мифологий боги Древней Индии не могли одержать окончательной победы без помощи человека. Помощь заключалась в жертвоприношениях и выполнении ритуалов.

Условно существует 4 типа:

  1.  Риг-веда (гимны, восхваления богам);
  2.  Яджур-веда (веда жертвенных формул, алгоритм выполнения ритуалов);
  3.  Сама-веда (веда песнопения);
  4.  Атхарва-веда (веда магических заклинаний).

Собственно философия в Древней Индии связана с появлением «упанишад» (заключительная часть каждой из вед, представляет собой философские размышления). Содержание: вместе с религиозными идеями содержатся представления о возникновении мира, человека, идея реинкарнации (перерождения) и бессмертия души.

Основные идеи в культуре Древней Индии:

Сформулированы в трактате «Законы Ману».

Брахман (объективный мир) – духовное творческое начало.

Атман – индивидуальная душа человека. Задача человека достичь брахмана.

Ахимса (санскр. «не убиение») – представление о единстве всех форм жизни на земле; не причинение зла всему окружающему.

Человек – это часть живой природы. Тело – смертно, душа – бессмертна. С гибелью тела душа поселяется в другое тело, не обязательно человека. Странствие души по различным телам – страдания.

Сансара (санскр. «переход, череда перерождений, жизнь»). В учении о сансаре центральное место занимает такое понятие, как карма (закон морального воздаяния).

Дхарма («закон» или «правило») – неисполнение влекло к понижению касты.

Мокша – освобождение от цепи перерождений, полное единение с богом.

Цель упанишад: уход от мира. Задача человека познание не законов природы, а самого себя.

Идея реинкарнации, идея кармы и варновый строй составляют основу Древнеиндийской цивилизации, а также ее философии.

Эволюция духовных течений Древней Индии:

  1.  Ведизм. В середине 1го тысячелетия в Индии появляется второй экономический уклад связанный с отделением ремесла от сельского хозяйства – появляются города, как торгово-ремесленные центры. Постепенно появляется брахманизм.
  2.  Брахманизм. Два условия появления: социально-экономические предпосылки; брахманы пытались захватить власть в городе. Освящает общественное неравенство. Брахман – бог. Мир – это майя, т.е. иллюзия.
  3.  Индуизм – это религия повседневности, освещает основные правило поведения в личной и общественной жизни. Веды и упанишады – два текста, представляющие ценность для индуистов.

Протофилософские учения Древней Индии

Настика – школы, отвергающие авторитет вед. К ней относятся школы: джайнизм, буддизм, червака-лакоята.  

Буддистская философия. Сиддхарта Гаутама (560-483 гг. до н.э.) – основоположник.

  1.  Центральная идея буддизма освобождение человека путем его нравственного совершенствования, основано на 4ых благородных истинах:
  2.  истина о страдании;
  3.  истина о причине страданий (бесконечные желания);
  4.  истина о прекращении страданий (умерев желания);
  5.  истина о благородном пути избавления от страдания.
  6.  «Нирвана» – состояние полного спокойствия, удовлетворена.

Достичь нирваны можно через «восьмеричный путь» – путь постепенной трансформации сознания.

  1.  Теория причинности – детерминизм (в этом мире все тотально взаимосвязано).
  2.  Непостоянство элементов (релятивность) – в мире нет ничего постоянного.
  3.  «Срединный путь» - во всем нужна мера.
  4.  Равенство всех людей по происхождению и по возможности достижения нирваны.

Школа Червака-лакоята единственное материалистическое учение. Главная цель в жизни человека – это наслаждение земными удовольствиями.

Постепенно возникают учения, которые начинают проповедовать авторитет вед.

Астика делятся по парам:

Даршаны:

  1.  Санкхья-йога
  2.  Ньяя-вайшешика
  3.  Маманса-веданта

Общие черты даршан:

  1.  признание авторитета Вед, но в разной степени,
  2.  главную цель философии видят в освобождении человека от страданий,
  3.  верят в жизнь после смерти,
  4.  общий категориальный аппарат (оперируют одними и теми же понятиями),
  5.  утверждают, что существует нечто превосходящее индивидуальное сознание (интуиция, бог, сознание),
  6.  против релятивизма-буддизма (против относительности, есть стабилизирующее начало в мире),
  7.  все школы разрабатывали модели мира.

Название школы отражало ее содержательную специфику. Хронологически школы появляются со 2 по 5 века н.э.

  1.  Ньяя (санскр. «правило», «логика», «закон») – учение о познании, о формах мышления, школа логики. Занималась поиском форм, способов получения истинного знания, исследовала теорию аргументации. Путь освобождения человека лежит через получение истинного (высшего) знания.
  2.  Вайшешика – занималась созданием целостной, непротиворечивой картины мира. Освобождение человека видели в отделении души от всего материального. Все объекты во вселенной состоят из атомов, а брахман придает этим атомам силу.

04.03.2013

Особенности философской мысли Древнего Китая

  1.  Генезис философской традиции Древнего Китая.
  2.  Характерные особенности философии в Китае.
  3.  Ведущие школы.

I. Китайская философия принадлежит к древнейшему слою мировой культуры. Это страна древней цивилизации и философии. Возникнув в середине первого тысячелетия до н.э. китайская философия распространилась и повлияла не только на судьбу Китая, но и на развитие всей Восточной философии.

История Китая насчитывает более чем 3 тысячи лет. Несмотря на различные междоусобные войны, государственная система Китая постоянно восстанавливалась, потому что есть одна особенность – тотальный контроль за всем.

Особенности гос. строя Китая характеризуют кровно-родственные отношения (культ предков).

Философия Древнего Китая формировалась в рамках мифологических представлений и на начальном этапе активно опиралась на них.

Шан-Ди – это первопредок и покровитель китайского народа, верховное божество, ему подчинялись все и боги и духи.

Небо – по представлениям китайцев, безличная, но всевидящая сила, управляющая развитием вселенной. Единственный представитель Неба на земле – император (сын Неба).

Культ предков – строился на признании влияния духов умерших на жизнь потомков. На жизнь потомков влияли предки, в чьи обязанности входила забота о потомках.

Представление о мире, как о взаимодействии противоположных начал.

Ин (женское, земля) и Ян (мужское, сила неба) – две противоборствующие силы, упорядочили все в мире.

Древнекитайские мыслители стали использовать понятия Ин и Ян для описания процессов, сменяющих друг друга. Важным моментом является признание обратной связи между этими силами и общественными явлениями в человеческой жизни.

Китай является миром правополушарной культуры.

Периодизация:

  1.  Протофилософский период (12-8 века до н.э.) – это период бурного развития письменности и складывания первых культурных памятников китайской культуры. Идзын – книга перемен (основной письменный памятник). Культ предков формируется в это время и поклонение Небу (всеобщая судьба, закон природы).
  2.  Натурфилософский (8-6 века до н.э.) Натурфилософия – область философских исследований, которая стремится рациональными средствами целостно постичь мир и его первоначала. Формируются понятия Ин и Ян, идея перемен, ЦИ – жизненная энергия, Дао, Великий предел Тай-Цзы.
  3.  Золотой век китайской философии (6-3 века до н.э.). В этот период формируется более 100 школ, но выделяется в основном 6.
  4.  Конфуцианство
  5.  Даосизм
  6.  Моизм
  7.  Легизм
  8.  Натурфилософская школа Ин - Ян
  9.  Школа имен

4) Период возрождения древнекитайской философии (3-21 века). В это время был осуществлен синтез всех основных идей в новую концепцию, в Нео конфуцианство, которое и определило традиционный характер развития философии в Китае.

II. Характерные особенности философии в Китае

  1.  Социально-политическая и этическая направленность. Философия была напрямую подчинена политической практике.
  2.  Традиционализм (консерватизм) – ориентация на обоснование уже сложившихся ценностей. Для всей китайской традиции характерна приверженность уже сложившемуся знанию, ценностям и т.д. Герменевтика – толкование уже существующих концепций.
  3.   Холизм – представление, согласно которому мир – это результат эволюции, которая направляется нематериальным фактором целостности. Мир и человек рассматриваются как единое целое и эта целостность наиболее важна, чем ее части. Мир и человек в Китае не рассматриваются как субъект и объект. Это единое целое, которое и является центральной идеей философии Китая.
  4.  Интуитивность. Интуитивное восприятие мира.
  5.  Символизм. Культуру и философию Китая нельзя рассматривать без учета специфики иероглифов (в качестве орудия мышления берутся образы).
  6.  Для китайской философии характерен светский рационализм (китайцы поклонялись Небу, как надличностному принципу мирового порядка). Вместо веры в личное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок, именно поэтому огромное значение предавалось ритуалом.
  7.  Идея нравственного воспитания, духовного самоконтроля и житейской мудрости являлись центральными.
  8.  Слабое развитие рационально-логического аппарата, а также натурфилософских представлений.
  9.  Специфический категориальный аппарат. Отсутствие четкой определенности терминов, их многозначие.

Дао, Ли (идея свободы), Ин-Ян, ЦИ, Жэнь, И (идея перемен), У-Вэй (теория не деяния), Цзюнь-Цзы (благородный муж или облик идеального правителя).

III. Ведущие школы:

  1.  Конфуцианство. Конфуций (6-5 века до н.э.) не оставил письменных работ, но ему предписывают трактат Лунь-Юй (суждение и беседы) и Философские комментарии Книги перемен. Идей является благородный муж.

У него должно быть 3 базовых отношений (государя к подданным; отцов к детям; мужа к жене) и 5 качеств (Жэнь – человеколюбие или гуманность, сострадание ко всем, принцип взаимности. Ли – ритуал, обряд, правило обычай. И – справедливость, долг, ответственность. Чжи – мудрость, знание. Это качество, избавляющее от сомнений, а это и есть высшая ступень мудрости. Син – верность. Сяо – это сыновья почтительность, центральное понятие конфуцианства, т.к. символизирует поклонение младших старшим). Поскольку конфуцианство считало первоначально человека от  природы нейтральным, то воспитанию и ритуалы отводилась ведущая роль.

Принцип золотой середины. Нарду с позитивной идеей гармонии человека и общества, конфуцианство плохо относится к таким понятиям как личность и индивидуальность, т.к. человек это всего лишь член семью.

  1.  Даосизм. В отличие от конфуцианства, которое является рациональной философией этически и политически ориентированной, даосизм это мистическая философия. Родоначальником является Лао-Цзы.

Дао – вечный путь, естественный закон мироздания, противится которому, человек не должен.

Человек должен научиться смирению, сострадания и не деянию. Дао (нематериальное начало) – это корень всех вещей, из него все происходит и в него все возвращается.

ЦИ – материальное начало.

Д – качество вещи.

Даосизм

Конфуцианство

От природы все люди равны, поскольку в каждом содержится частичка Дао.

Люди не равны, поскольку у нас разные способности и возможности от природы.

Высшим состоянием является состояние младенца (восприятие мира без его осознания). Знания ограничивают человека.

Знание человека облагораживает.

Демократическая школа.

Рациональная школа, рассчитанная на элиту с образованием.

Обращается к человеку как к природному существу.

Обращается к человеку как к культурному, образованному существу.

3) Моизм. Мо-Цзы считал что никакой предопределённости, судьбы нет. Человек должен понять волю Неба и следовать ей безропотно, а также любить, так как это есть основа нравственности.

4) Легизм. Шан-Ян – основатель. Теория организации деспотического государства, где все основано не на убеждении, а на силе.

18.03.13

Античная философия

  1.  Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.
  2.  Условия возникновения философии в Древней Греции. Периодизация.
  3.  Общая характеристика античной философии.

Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада.

Философия Востока и Запада имеет общие закономерности:

  1.  философия возникает в рамках мифологии;
  2.  философия везде возникает в лоне мифологии, как первоначальной форме общественного сознания. Впервые в истории человечества именно в философии были поставлены первые коренные мифологические вопросы: что такое жизнь и смерть? в чем смысл жизни? Философия везде возникает как форма общественного сознания, как мировоззрение. Это везде происходило в период классового расслоения общества.
  3.  Философия везде обращена к общечеловеческим ценностям.
  4.  Философия везде обращена как на изучение космологических проблем, так и на изучение личностного бытия человека.

Различия проблематики философии Востока и Запада.

Философия запада индивидуалистична

Философия Востока коллективна

Многопроблемна

Однопроблемна

Привержена научной методологии

Развивается и формируется в тесной связи с религией

Формирует свой терминологический аппарат: бытие, субстанция, мода и т.д.

Восприятие мифологических категорий как терминов

Изучает законы государства, человека, общества (многопроблемна)

Социальная философия занимается проблемами закона и человека

Решение проблем познания: активно развивает логику

Решение проблем познания: логика практически не развивается

Античная философия просуществовала 6 до н.э. – 6 н.э.

Фалес (640-546 гг. до н.э.) – первый ученый, который обосновал солнечное затмение.

585 г. до н.э.

529 г. н.э. – вышел указ о закрытии последней античной школы.

Условия возникновения философии в Древней Греции. Периодизация.

  1.  Кризис мифологического сознания.

Философия в Др. Греции 7-6 вв. до н.э. формируется в момент кризиса мифологического сознания, а именно тогда, когда традиционный склад жизни перестают удовлетворять новым мировоззренческим запросам.

  1.  ГП Греции.
  2.  Экономический подъем Греции (9-7 вв. до н.э.).
  3.  Расширение контактов с другими народами.
  4.  Развитие первичного научного знания.
  5.  Полисная система организации общества.

Все перечисленные факторы способствовали соц. расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада жизни. Эти соц.-экономические изменения требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование и была философия, поскольку с одной стороны она углубляла сомнение традиционных представлениях, а с другой пыталась найти фундамент для построения нового мировоззрения.

Периодизация античной философии.

Хронологическая:

  1.  Натурфиолософский период (6-5 вв. до н.э.)
  2.  Классическая античная философия (5-4 вв. до н.э.)
  3.  Философия эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.)

По смене рассматриваемых проблем:

  1.  Натурфилософский. Проблема: возникновение мира.
  2.  Гуманистический. Все внимание теперь акцентируется не на природе, а на обществе и человеке. Основные представители: софисты, Сократ, Платон и Аристотель.
  3.  Классический (период великого синтеза). Платон и Аристотель.
  4.  Эллинистический (время завоеваний Александра Македонского). Главная проблема: проблема счастья. Школы: философия Эпикура, философия скептиков и стоиков.
  5.  Религиозный. В это время развиваются неопифагориизм, неоплатонизм, иудейская религия.
  6.  Зарождение христианской мысли.

Натурфилософский период делится на три школы:

  1.  Ионийская. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
  2.  Италийская философия (Пифагор). Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс). Эмпедокл
  3.  Афинская философия (Анаксагор). Атомисты (Левкипп, Демокрит).

Классическая античная философия:

Софисты:

Старшие: Протагор, Георгий, Гиппий, Антифонт.

Младшие: Алкидамант, Ликофрон, Фрасимах.

Сократ

Платон

Аристотель

Римско-Эллинистическая философия

Сократические школы: киники.

Философия Эпикура.

Философия стоиков.

Зенон, Клеанф, Хрисипп, Посиданий, Панеций, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

Философия скептиков

Пиррон из Элиды

Теософские направления

Неоплатонизм (Плотин)

Неопифагореизм

Иудейская теософия

  1.  Натурфилософский период.

Натурфилософия – философское течение, которое ищет первоначало в природе.

Самая первая философская школа Милетская (6 в. до н.э. в Милете). Все первые философы не занимались вопросами этики, они пытались найти первоначала, источник всего бытия.

Субстанция – это вещественная первооснова мира, которая для своего существования ни в чем не нуждается. Ее пытались в природе найти все философы. Милеты пытались объяснить мироздание в его эволюционной динамике. Рождение космоса мыслилось происходящим спонтанно из единого правещества.

Представители: Фалес (считал, что все произошло из воды и Земля, подобно доске, покоится на воде); Анаксимандр (считал, что все произошло из анаперона – абстракции), Анаксимен.

Милетская школа еще не была философской, потому что присутствуют морфологические образы, нет собственной терминологии. Уходит от мифологии и религии и пытается рационально объяснить мир. Благодаря этой школе начинает развиваться математика, а именно геометрия, астрономия, физика, биология и география.

Гераклит (огонь, как символ вечного движения и изменения). Является родоначальником диалектики – учение о развитии и изменчивости мира. «Все течет, все изменяется».  «На входящих в одну и ту же реку набегают все новые и новые воды». «Многознание не научает уму».




1. оптовая и розничная торговля; транспорт и связь; финансовые страховые и банковские услуги; прочие у
2. деКале 11 мая 1749 года
3. БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦЬКОГО Тогочинський Олексій Михайлович УДК 371-378-351-74 ВИХОВАННЯ МОРАЛ
4. Реферат на тему- Функції конструктора muLISPпрограми можуть автоматично генерувати нові структури даних
5. На тему - Анализ объемов продаж продукции
6. Православное вероучение и культ
7. Макробиотика как искусство продления жизни
8. реферату- Етапи розвитку українознавстваРозділ- Українознавство Етапи розвитку українознавства План
9. восстанавливающий укрепляющий подразумевают группу лекарственных средств возбуждающих в первую очередь
10. Реконструкция пригородного поселка Акмол
11. Психологические последствия информатизации
12. Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка Авторы- Слепкова В
13. Витебский государственный университет им.html
14. Правове регулювання охорони атмосферного повітря
15. Субъекты и участники уголовного процесса
16. Тема- Предмет макроэкономики и макроэкономический анализПримерами макроэкономических моделей выступают
17. федерация и конфедерация
18. Шкала побудительных мотивов- Чувство долга самый высокий уровень
19. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по курсу «КРИМИНОЛОГИЯ»
20. Эндокринная система