Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов вне нас существую.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


2.2. ВОСПРИЯТИЕ

2.2 1  отличие восприятия от ощущений

1. Восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью

2. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

3 Итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.

Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов 

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения

2.2 2 Физиологические основы восприятия

Для того чтобы мы осознали какой - либо элемент окружающей действительности, нужно, чтобы исходящая от него энергия (тепловая, химическая, механическая, электрическая или электромагнитная) прежде всего была достаточной, чтобы стать стимулом, то есть возбудить какой-либо из наших рецепторов Только тогда, когда в нервных окончаниях одного из наших органов чувств возникнут электрические импульсы, может начаться процесс восприятия.

Первичный анализ стимула и кодирования сигнала осуществляют ре-цепторные клетки, а затем уже этот закодированный сигнал передается по сенсорным нервам к нервному центру в спинном или головном мозгу.

Если сигнал обусловлен стимулом, угрожающим вызывать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе, то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную реакцию, исходящую от спинного мозга или другого, низшего центра, и это произойдет раньше чем мы осознаем данное воздействие (одергивание руки при ожоге, сужение зрачков при ярком свете).

Сигнал продолжает свой путь по спинному мозгу, а затем идет по двум различным путям: один ведет к коре головного мозга через таламус (скопление ядр серого вещества в головном мозге, расположение между средним мозгом и корой больших полушарий, центр, в котором собираются импульсы от всех органов чувств, кроме органов обоняния, и где осуществляется их первичный анализ и синтез), а другой проходит через фильтр ретикулярной формации (это образование тянется вдоль всей оси мозгового ствола). Выполняет функцию фильтра, который позволяет важным для организма сенсорным сигналам активировать кору мозга, но не пропускает привычные для него или повторяющиеся сигналы), которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал, переданный прямым путем, чтобы его расшифровкой занялась кора.

Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который и приведет к восприятию в собственном смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих, тысяч, нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать ему смысл. Прежде всего внимание коры мозга к стимулу повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией идущей от сенсорного органа, а также, возможно, подключить другие органы чувств.

По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий, сохранившимися в памяти. Если сигнал оказывается похожим на что-то уже известное, восприятие приводит к узнаванию.

В противном случае оно выражается в осознании какого-то нового аспекта реальности, фиксации его в памяти и создании новых следов которые в свою очередь будут укреплены другими актами узнавания.

Таким образом, мозг с начала и до конца жизни создает себе образ реальности, из которого исключены элементы, не связанные с интересами и нуждами индивидуума.

И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.

По сравнению с ощущениями восприятие более высокая форма анали-тико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Так, незнакомая иностранная речь воспринимается как сплошной звуковой поток.

В то же время в процессе восприятия речи одновременно с анализом имеет место и синтез, благодаря чему мы воспринимаем не отдельные звуки, а слова. Основу синтеза составляет процесс установления временных нервных связей.

Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов и явлений внешнего мира. Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия выделения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

2.2.3 Свойства восприятия

1.Константность - относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его жизненности. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за предметами их размеры, форму, цвет независимо от условий восприятия (расстояние до воспринимаемого предмета, условия освещенности, угол восприятия и т.д.). См.: Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н А Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М : Просвещение, 1986. С. 9-39

2.Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона. См.: Коффка К Восприятие: введение в гештальтпсихологию. //Хрестоматия по ощущению и

восприятию.   /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М.: МГУ, 1975. С.96-113.

3.Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов. См.: Найссер У. Познание и реальность. -М., 1981. С. 281-295.

4. Активность -   состоит прежде всего в участии эффекторных компонентов в процессе восприятия, выступающих в форме движения рецепторных аппаратов и перемещений тела или его частей в пространстве.

Анализ движения рук и глаз выделены в два класса.

В первый класс входят поисковые и установочные движения, с помощью которых осуществляется поиск заданного объекта, установка глаза и руки в наиболее удобную для восприятия позицию и изменение этой позиции. К этому же классу относятся движения головы на внезапно раздавшийся звук, следящие движения глаз и т.д.

Во второй класс входят собственно познавательные движения. При их непосредственном участии происходит оценка размеров, опознаются уже знакомые объекты, осуществляется сам процесс построения образа. Происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом. Всякое несоответствие их друг другу немедленно вызывает корректирование образа.

Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).

  •  Обобщенность - отнесенность каждого образа к некоторому классу

объектов, имеющему название.

  •  Осмысленность восприятия основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. См.: Липер Р. Жена и теща. //Хрестоматия по ощущению и восприятию. /Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, М Б. Михалевской - М.: МГУ, 1975. С. 300-301
  •  Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру - феномен проекции (к примеру, чело-век видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации личности

2.2 4. Физиологический порог и порог восприятия

Каждый вид обладает рецепторами и мозгом, позволяющими организму улавливать сигналы, наиболее полезные для приспособления данного вида к окружающей среде. Таким образом, у каждого вида свое восприятие действительности.

Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов. Этого чаще всего удается избежать благодаря таким механизмам, как сенсорная адаптация на уровне рецепторов и привыкание на уровне ретикулярной формации.

В головном мозгу действует фильтр, который лимитирует нашу способность улавливать сигналы, приходящие из разных источников. Прием сигнала происходит на двух уровнях.

На нижнем уровне окружающая нас энергия все время буквально бомбардирует наши органы чувств, и как только она становиться достаточной для того, чтобы возбудить один из рецепторов, она превращается в закодированное сообщение, которое будет передано в мозг. Этот предел чувственности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение, называется физиологическим порогом

На более высоком уровне сигнал, чтобы быть воспринятым, должен затем превысить другой порог - порог восприятия. Этот порог сознательного осознания. Он контролируется ретикулярной формацией

Физиологический порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов, а порог восприятия гораздо менее стабилен. Он зависит от уровня бодрствования мозга, а так же от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог.

Между двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания.

Была выдвинута гипотеза о том, что в зоне под уровнем сознания - в подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Такая гипотеза позволяет найти объяснение многим спорным явлениям, таким как перцептивная защита, подпороговое восприятие, экстрасенсорное восприятие.

2.2.5. Перцептивная защита

Перцептивная защита состоит в повышении порога восприятия для поступающих извне сигналов, эмоциональный заряд которого труднопереносим.

Знания о работе мозга позволяют выдвинуть на этот счет ряд гипотез. Одна из них касается первого уровня памяти - сенсорной памяти. Механизм, благодаря которому сигналы очень недолго сохраняются на уровне рецепторов, пока не будет решено, переводить их отсюда в кратковременную память или нет. Это решение зависит от высшего, когнитивного уровня, где и может действовать цензура, о которой говорил Фрейд.

Все сигналы, не допущенные в сознание цензурой, очевидно, обрабатываются какой-то более примитивной системой на предсознательном уровне. Они, возможно, составляют резерв-источник спонтанно возникающих образов и свободных ассоциаций - и таким образом в свою очередь играют роль в активации организма. Это может проявляться, например, в сновидениях, в молниеносных вспышках интуиции или, в условиях сенсорной изоляции.

2.2.6. подпороговое восприятие

Подпороговое восприятие, по-видимому, позволяет организму отвечать на поступившие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием.

2.2.7. экстрасенсорное восприятие

Возможно подпороговое восприятие информации, которая обрабатывается в подпороговой зоне. Она, видимо, улавливает и может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

Экстрасенсорное восприятие состоит в восприятии сигналов, которые не воздействуют непосредственно на органы чувств.

Существует сходство восприятия подпорогового и экстрасенсорного. В обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят некоторыми людьми в определенные моменты и в определенном состоянии расслабления и восприимчивости

Экстрасенсорное восприятие, о котором имеются пока лишь весьма недостоверные данные, должно все-таки рассматриваться как нечто связанное с мозгом.

К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов: способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств, или ясновидение: способность, улавливать кукую-то информацию о человеке, который находится далеко, или телепатия, способность угадывать то, что произойдет в будущем, или предвидение.

2.2.8. сенсорная изоляция.

Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов называется сенсорной изоляцией.

Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является изучение деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого «сенсорного голода», т.е. голода по впечатлениям.

При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и внутренних воздействий.

В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей. Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке состояния организма как функции величины потока информации в случае уменьшения этого потока до некоторой минимальной величины.

Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:

-    ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной изоляции, пользуясь этими признаками;

- пронормировать величину потока информации, воздействующего на испытуемого в эксперименте;

- пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут быть изолированными;

- обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.

Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до «изоляции» и во время «изоляции», и только тогда можно будет сравнивать между собой результаты различных экспериментов.

Длительная изоляция является основным этнологическим фактором психических нарушений. Степень выраженности психических нарушений, характер их клинической картины определились главным образом личностными особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции, исследования космоса и т.д.).

2.2.9.Развитие восприятия

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни, то есть развивается.

А. В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов:

1    адекватный перспективный образ строится ребенком путем практических действий с материальными предметами

2   сенсорные процессы сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориентировочно-исследовательский движений рук и глаз.

3   начинается процесс сворачивания, сокращения перцептивных действий.

4   перцептивное действие превращается в идеальное. Дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга.

Закономерности развития восприятия в онтогенезе:

1.  Восприятие требует не только готовности анализаторов, но и некоторого опыта: знаний о вещах и умения их воспринимать. Поэтому восприятие формируется на протяжении всего периода развития ребенка Совершенствование восприятия неотрывно от общего умственного развития ребенка

2.  В восприятии ребенком предмета решающая роль принадлежит форме (контуру), вне которой не может существовать предмет. Наиболее рано ребенок воспринимает предмет при следующих условиях:

  •  при его подвижности на фоне неподвижных вещей;
  •  при действиях ребенка с предметом (манипулятивные, предметные действия, ощупывание предмета, затем лепка, моделирование, конструирование, изображение);
  •  при выработке специального условного дифференцировочного рефлекса на форму, величину, местоположение в пространстве;
  •  при обозначении предмета (чайник, мяч) или геометрической формы словами;

Цвет становится акцентированным компонентом воспринимаемого предмета тогда, когда он:

  •  стал сигналом в результате выработанного рефлекса;
  •  является характерным признаком предмета;
  •  обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;
  •  конкурирует с незнакомой детям абстрактной для них формой (геометрической).

3.  Восприятие любого предмета и его изображения есть отражение целого во взаимоотношении составляющих его частей. Эти отношения целого и части изменчивы и подвижны. Любой процесс восприятия предмета как целого требует вычленения его признаков, сторон, частей (анализ) и установления связей между ними (синтез). Так мыслительная деятельность наиболее отчетливо выступает в восприятии сложного содержания: картины, текста, восприятие которых требует понимания, т.е. является формой сложной умственной деятельности.

4. Процесс развития восприятия сюжетной картины проходит три уровня: перечисления, описания и истолкования. Эти уровни свидетельствуют о различной степени понимания ребенком данного ему содержания и зависят:

  •  от структуры картины;
  •  от степени близости ее сюжета опыту ребенка;
  •  от формы поставленного вопроса;
  •  от общей культуры ребенка, умения наблюдать;
  •  от развития его речи

Поэтому ребенок может показать одновременно разные уровни восприятия картин. Иначе говоря, уровни могут сосуществовать.

5.   В развитии восприятия предметов, событий из жизни людей огромную роль играют признаки предметов и связи: пространственные и временные. Ребенок познает их вначале в условиях бытовой жизни путем чувственного созерцания, движений, различных практических действий. Включение знаний о пространстве и времени, их вычленение, осмысливание и обобщение в разных видах деятельности обеспечивают раннее выделение ребенком этих сторон действительности и их осмысливание. Так совершенствуется познавательная деятельность детей.

6.  Научившись осмыслено воспринимать окружающее, школьники получают возможность непосредственно связывать теоретические знания со своей практической (внеучебной, общественной, юннатской, спортивной и т.д.) деятельностью. Дети осваивают умение произвольно и последовательно наблюдать окружающее, связывать подмеченные в жизни факты со сведениями, полученными из книг и объяснений учителя. Теоретическое осмысливание изучаемого нового материала побуждает ученика вновь проверить на практике сделанные им «открытия». Ученики приобретают прочные, осмысленные знания и овладевают наблюдением. Культура восприятия - это совершенствование всей познавательной деятельности ребенка.

7. Развитие восприятия есть переход от слитного, синкретичного, фрагментарного восприятия ребенком предметов к расчлененному, осмысленному и категориальному отражению вещей, событий, явлений в их пространственных, временных, причинных связях. С развитием восприятия изменяется и его структура, его механизм. У малышей глаз следует за движением руки. У старших детей работа глаза освобождается от необходимости опоры на осязание и движение руки. Все большую роль начинает играть слово как средство анализа и обобщения воспринимаемого содержания.

Развитие восприятия в онтогенезе см.:

1. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, «Деловая книга»,

1995г. с. 81-84; 222-231.

Основные подходы к анализу восприятия:

  •  стимуляционный См.: Гибсон Дж.   Экологический подход к зрительному восприятию. - М., 1988;
  •  нейрофизиологический. См: Гостев А. А. Образная сфера человека.

- М., 1992: Марр Д Зрение - М., 1987;

  •  деятельностный См:3инченко В.П., Вергилес Н. Ю. Формирование

зрительных образов. - М., 1969; ЛеонтьевА.Н.   Психология образа.  //Вестник МГУ.  Сер   14, 1979.-N 2. С.3-14; Митькин А.А.  Системная организация зрительных функций. - М., 1988;

  •  субъектный См: Надирашвили Ш.А   Психологическая природа восприятия - Тбилиси, 1976; Узнадзе Д Н.   Психологические  исследования-М.: Наука, 1966.;
  •  конструктивистский. См.: Рок И   Введение в зрительное восприятие: В 2т. -М., 1980.;
  •  динамический. См..Гибсон Дж    Экологический подход к зрительному

восприятию. - М., 1988; Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания образов. //Распознавание образов. - М., 1970 С. 16-87,

  •  генетический. См.: Ланге Н. Н. Теория волевого внимания. //Хрестоматия по вниманию. /Под ред. А. Н Леонтьева и др. - М.: МГУ. 1976;
  •  прогностический. См.:Арнхейм Р.   Образ и мысль. //Зрительные образы. Феноменология и эксперимент. -Душанбе, 1971; Брунер Дж. Психология познания. -М., 1977.;
  •  информационный. См.:Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. -

T.I, Л.: ЛГУ, 1974-1981; Линдсей П.,    Норман Д. А. Переработка информации у человека. - М., 1974; Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981;

  •  когнитивно-структурный. См.: Марр Д. Зрение. -М., 1987; Найссер У. Познание и реальность. - М., 1981.

2.2.10. Нарушения восприятия

Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии.

Агнозия - расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

Зрительные агнозии делятся на.;

1) предметную агнозию (больные не узнают предметов и их изображений);

2)    агнозию на цвета и шрифты,

3) оптико-пространственную агнозию (нарушается понимание символики рисунка, отражающее пространственные качества рисунка, пропадает возможность передать на рисунке пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше-меньше, сверху-снизу и т.д.).

Нарушение сенсорных составляющих зрительной функции не приводит, как правило, к расстройствам собственно зрительного восприятия, к дефектам предметного отражения внешней среды. В этих случаях можно говорить о высоких компенсаторных возможностях зрительной системы, обеспечивающих ориентировку в предметном мире при выраженном дефиците сенсорного обеспечения.

Единственное исключение составляет односторонняя зрительно-пространственная агнозия (ОПА), возникающая при поражении глубинных или конвекситальных отделов правого полушария мозга, имеющая такие назывные эквиваленты как фиксированная левосторонняя гомонимная гемианопсия или синдром левостороннего зрительного игнорирования.

В наиболее выраженных формах развития этой патологии обнаруживается системный дефект в виде "невосприятия" тех составляющих зрительной стимуляции, которые попадают в левое зрительное поле.

ОПА часто выступает как полимодальный синдром, проявляясь в перцептивном игнорировании не только левого зрительного поля, но и двигательной, и тактильной, и слуховой сферы, те затрагивая восприятие всех стимулов, поступающих в анализаторные системы правого полушария мозга, и относящихся к левой, относительно схемы собственного тела субъекта, половине пространства.

ОПА в ряду зрительных агнозий занимает особое место как частное проявление более сложного (возможно, и по уровню интеграции пространственных функций) синдрома.

Механизмы формирования этого феномена пока неясны. Попытки отнести его к нарушениям внимания непродуктивны. Более интересным, хотя и достаточно схематичным, может быть объяснение данного клинического явления в терминах "психологической зашиты" и искаженной внутренней картины болезни. Тем более, что практически всегда ОПА сочетается с анозогнозией.

Предметная агнозия возникает при поражении "широкой зоны" зрительного анализатора и может быть охарактеризована

1.либо как отсутствие процесса узнавания,

2.либо как нарушение целостности восприятия предмета при возможном опознании отдельных его признаков или частей.

Необходимо отметить не только неполноту (фрагментарность) зрительного восприятия, но и искажение самого акта зрительной перцепции_по сравнению с нормой, где опознание объекта осуществляется симультанно, одномоментно.

Нельзя исключить, что одним из механизмов предметной агнозии может являться нарушение мнестического уровня работы зрительного анализатора, препятствующее компарации наличного раздражителя с его эквивалентом в памяти.

Симультанная агнозия возникает при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе.

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к нарушению восприятия символов, характерных для знакомых пациенту языковых систем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохраненности их написания (символическая агнозия).

Агнозия на лица проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Это избирательный гностический дефект, он может иметь место в отсутствие предметной и других агнозий.

Наименее изученной формой нарушения зрительного восприятия является цветовая агнозия Однако к настоящему времени получены некоторые данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолетовый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета в реальном предмете по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъявляемых на отдельных карточках.

При гностических слуховых расстройствах отмечается

1.  снижение способности дифференцировки звуков и понимания речи.

2.  слуховые галлюцинации.

3   дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона),

4.  аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок чередований), нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них невыразительная речь).

При поражении вторичных отделов височной области формируется синдром слуховой, акустической агнозии в речевой (левое полушарие) и неречевой (правое полушарие) сферах.

Речевая акустическая агнозия хорошо описана в целом ряде фундаментальных работ как сенсорная афазия, а основе которой лежит нарушение фонематического слуха - фактора, обеспечивающего дифференцированный анализ смыслоразличительных звуков речи

Синдромы поражения вторичных зон слухового анализатора, характеризуемые в целом как акустическая агнозия, имеют отчетливые признаки, связанные с латерализацией очага поражения.

Левое полушарие проявляется нарушением речи и связанных с ней процессов (сенсорная афазия), а также - нарушением восприятия и воспроизведения ритмических структур.

Правое - нарушением перцепции невербального акустического материала, к настоящему времени происходит накопление фактов, работающих в пользу концепции взаимодействия полушарий и в вербальном, и невербальном слуховом гнозисе, которые пока еще находятся на уровне экспериментального исследования и не вошли в круг диагностических нейропсихологических клинических данных.

Тактильные агнозии - нарушение узнавания предметов при их ощупывании при сохранении тактильной чувствительности (исследование при закрытых глазах).

Агнозия может возникнуть в результате разрушения определенных корковых зон (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т.д.), а также вследствие нейродинамических нарушений.

Астереогноз (невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков).

Нарушения соматогнозиса (схема тела), возникают в подавляющем большинстве случаев при правосторонней локализации патологического процесса. Нарушения схемы тела можно видеть не только в трудностях непосредственной оценки расположения частей собственного тела, но и в появлении ложных соматических представлений (кажущееся больному изменение размеров руки, головы, языка, удвоения конечностей, их "отчуждения" от субъекта), а также в игнорировании левой половины тела.

Нарушения сознания при поражении медиальных отделов лобных долей характеризуются дезориентировкой больного в месте, во времени, своем заболевании, дезориентировкой в собственной личности.

Больные не могут точно назвать место своего пребывания (географический пункт, больница). Нередко при этом может возникать "синдром вокзала", как некритичное отражение временности места пребывания, частых перемещений, связанных с различными обследованиями.

Подробнее см: Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. М., МГУ, 1988 г., с. 13-19; 20-22; 28-33; 53-54.

Зрительные агнозии в патопсихологии

Для патопсихолога важно исследовать нарушение восприятия у психически больных с органическими поражениями головного мозга Восприятие этих больных отличается фиксацией внимания на отдельных признаках предметов, трудностями синтеза в одно целое

Поскольку восприятие обладает функцией обобщения и условности, поэтому можно предполагать, что агнозии могут быть вызваны нарушением обобщающих функций восприятия. При деменции могут отмечаться псевдоагнозии. В данном случае агнозия распространяется не только на форму, но и на структуру, то есть в данном случае нарушается осмысленность и обобщенность воспринятого, что связано с диффузностью мышления.

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

При данной форме нарушения восприятия сказывается влияние мотивационного компонента, свидетельствующая о влиянии личностного отношения на перцептивную деятельность.

-больные не осуществляют активного поискового процесса, не сличают свои ответы с образцом, но под контролем, в ответ на просьбу «посмотреть внимательно» дают адекватный ответ. Т.е., существенную роль при подобных гностических нарушениях играет нарушение подконтрольное™, невозможность сопоставления отдельных фрагментов целого, сличения своих действий с предполагаемым результатом

- влияние на содержание восприятия «гипотезы», «установки»,«ожидания», «схемы» и пр., обуславливающих избирательность, сенсибилизацию или искажение восприятия.

- механизмы психологической защиты в форме «перцептивной защиты».

-У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встречается не снижение, а усиление болевого чувства, так называемые "психогенные" боли, что также является нарушением восприятия.

Подробнее см: Зейгарник Б.В. Патопсихология, глава 5.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апато-абулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.

При психопатиях, возбудимого круга повышается чувствительность при повышении эмоционального тонуса

При психопатиях тормозимого типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса.

При реактивных депрессиях восприятие нарушено по-разному в зависимости от клинической картины:

а)при депрессивно-параноидном  синдроме - аффективное  искажение восприятия;

б)при астено-депрессивном - фрагментарность восприятия с трудностями коцентрации внимания и его переключения;

в)при истеро-депрессивном восприятие отличается внушаемостью, поэтому возможны псевдоагнозии.

В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия:

1)    гиперстезия - усиление восприятия по силе ;

2)    гипостезия - ослабление восприятия по силе;

3) агнозия расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

4)    тотальная анестезия - потеря чувствительности при истерии;

5)    деперсонализация - расстройство восприятия собственной личности;

6)    бедность участия - утрата сложных чувств;

7)    дереализация - искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы "уже виденного" (de ja vu), "никогда не виденного" (ja mais vu);

8) обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации). Иллюзии - это искаженное восприятие действительно существующего во внешней среде реального объекта, галлюцинации - обманы восприятия, возникающие вне непосредственной связи с реальными раздражителями внешней среды (кроме функциональных, гипногаллюцинаций, внушенных).

13




1. Евгений Онегин Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине рус
2. УКРЕПЛЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВОЛГОЦЕММАШ
3. РЕФЕРАТ ДИСЕРТАЦІЇ НА ЗДОБУТТЯ НАУКВОГО СТУПЕНЯ КАНДИДАТА ІСТОРИЧНИХ НАУК КИЇВ 1999
4. Финансовая отчетность субъектов предпринимательства
5. тема способное выполнять заданную чётко определённую последовательность операций
6. Заживление открытых переломов
7. Древние ученые о температуре тела судили по непосредственному ощущению
8. История Иконы
9. Реферат- Наследие детства
10. Разделение каналов в радиолини
11. Класифікація юридичних осіб
12. Профилактика и лечение гипогалактии
13. Приобщение к историкокультурному наследию СанктПетербурга средствами театрализации на базе гостиницы
14. творец мира является главной темой философских размышлений
15. неоднозначная сложная эмоционально нагруженная деятельность
16. Курсовая работа- Институт необходимой обороны
17. УТВЕРЖДАЮ Директор Высшей школы экономики бизнеса и социальных наук Сабыров А
18. Метризуемость топологических пространств
19. тема отсчета перемещение траектория путь скорость ускорение
20. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філологічних наук ІваноФранківс