Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
31. Походы Ивана Грозного. Взятие Казани и «Казанская война»: последствия потери государственности для татарского народа.
Осада и взятие Казани, предпринятые русскими войсками под руководством Ивана Грозного в 1552 году, стали логическим завершением третьего Казанского похода (июньоктябрь 1552 года) Ивана Грозного и положила конец существованию Казанского ханства как самостоятельного государства. Осада 1552 года была пятой по счёту после целого ряда осад (большей частью неудачных), предпринятых русскими войсками в 1487, 1524, 1530 и 1550 годах.
Последний штурм Казани 1552 года оказался успешным, потому что он был тщательно спланирован, и для его осуществления русская армия применила все последние военно-инженерные достижения эпохи, которых не было у противника. Казанское ханство прекратило своё существование и вошло в состав Московского государства.
С целью защиты от казанских татар в 1523 году русскими была построена крепость Васильсурск. При Василии III был укреплёнТемников оплот русской власти на правом берегу Волги. В 15451552 годах Иван Грозный организовал так называемые Казанские походы. Эти кампании оказались дорогостоящими и безрезультатными мероприятиями, так как русские базы (Нижний Новгород, Арзамас) были отдалены от расположения главных русских сил.
В связи с этим царское правительство испытывало острую необходимость в базе, расположенной в непосредственной близости от Казани. Усилиями русского военного инженераИвана Выродкова в 1551 году всего за 28 дней под фактически осаждённой Казанью была возведена деревянная крепость Свияжск, ставшая главным опорным пунктом для взятия Казани русскими войсками. Впоследствии Иван Выродков руководил операциями по осаде самого города, соорудив за одну ночь 13-метровую осадную башню ручной сборки.
Большую помощь в успехе предстоящей кампании оказали чуваши1546 году совместно с горными марийцами, поднявшими восстание против казанских властей. Чувашские послы Мехмед Бозубов и Ахкубек Тогаев обратились к царю с просьбой о принятии их в российское подданство, на что царское правительство незамедлительно дало согласие.
Битва под Казанью-15 августа русские войска по приказу царя в боевом порядке переправились через Волгу на луговую сторону на специально приготовленных для этого боевых судах. Услышав о передвижениях русских войск, казанский хан Едигер выступил навстречу царским войскам во главе около 10 тысяч казанских воинов. Ертаульный и передовой полки сумели сдержать натиск противника и в трёхчасовом кровопролитном сражении смогли опрокинуть численно превосходящие казанские войска и обратить их в бегство. Благодаря этому русские войска имели возможность в течение недели беспрепятственно переправляться на другой берег Волги, не опасаясь возможных препятствий со стороны защитников города.
16 августа к Ивану Грозному перешел служить казанский мурза Камай Хусейнов с семью казаками, сообщивший сведения о состоянии татарского войска.
17 августа царь переправился через Волгу и во главе своих войск расположился на Арском поле. Там же царь произвёл разделение своих войск для организации предстоящей осады.
32. Организация управления и колонизационная политика государства в Казанском крае во второй половине ХVI века.
В момент завоевания Казани была создана единственно логичная форма управления через привычные в России должности воевод как военных начальников. Должность воеводы возникла ещё в Древней Руси. Тогда это был начальник княжеской дружины или глава народного ополчения. В XIV-XVв. воеводская должность существовала рядом с наместнической и отличалась тем, что если наместник сосредотачивал в своих руках административно-финансовую и судебную власть в уезде, то воевода был начальником ратных (военных) сил. Правда в первое время местное управление, созданное Иваном IV в Среднем Поволжье, внешне носило оболочку наместнической власти и первые казанские воеводы не редко назывались наместниками.4
В дальнейшем элементы наместнического управления отмирают, а воеводское управление приобретает черты гражданского управления. Воеводское управление, введённое в Казанском крае как гражданское одним из первых показывает свою жизнеспособность в Среднем Поволжье с нерусским составом коренного населения, а в дальнейшем (в начале XVII в.) распространяется на всю Россию.
Бывшая территория Казанского ханства первоначально была разделена на два воеводства Казанское и Свияжское. Оба они были независимыми друг от друга, равноправными в своих отношениях с центральной властью. Но постепенно определяется более важное политическое значение Казанского.
Во второй половине XVIв. административное управление возглавлялось «большим» воеводой, который концентрировал в своих руках всю полноту власти в крае. Рядом с ним были «меньшие», число которых было различно в разных городах в разные годы.
Функции воевод и их действия определялись наказами, которые выдавались сначала царём, а потом центральным органом по управлению Поволжьем Приказом Казанского дворца. Среди обязанностей Казанских и Свияжских воевод, безусловно, на первое место были поставлены военные вопросы. Они отвечали за безопасность города и посада. Городские ворота ежевечернее запирались, а ключи от ворот передавались воеводе, они должны были каждую ночь объезжать город, досматривать на стороже людей5 и контролировать ситуацию. В документах, особенно в писцовых книгах прослеживается, что кроме ответственности за военную безопасность в уезде и обеспечения внутреннего порядка, одной из обязанностей воевод было руководство хозяйственной жизнью города, торговыми операциями, строительством и.т.д.
Одним из важнейших полномочий воевод было наделение поместьями служилых людей («испомещение их») на основе верстания центральной властью «государевых присыльных грамот».6 Одной из обязанностей было составление списка служилых людей и контроль за их службой. Всё это показывает, что воеводы обладали широкой и иногда почти не контролируемой властью в рамках управляемого ими уезда. Правда, фактическое положение не соответствовало их юридическим правам. Формально их власть была ограниченна царскими грамотами и указами.
Казанский край был районом много этническим, и это накладывало отпечаток на организацию управления в нём. Согласно царским грамотам правительство запрещало воеводской власти применять насилия по отношению к местному нерусскому населению, требовать от него приношений и допускать «волокиту» при ведении дел.
Итак, после присоединения Среднего Поволжья к России созданное здесь управление строится по воеводскому принципу с большим количеством должностных лиц приказного характера. Но чёткой структуры управления выработано не было. Наблюдается много случайного и трудно проследить какие-то общие закономерности и черты. Применительно к этому времени можно скорее говорить об отдельных учреждениях, а не о системе. Но нужно отметить, что в Среднем Поволжье не получили развития органы дворянского местного управления. В созданной структуре администрации края отсутствуют и наместнические органы с их кормленным принципом управления.
Источники дают возможность утверждать, что в течение второй половины XVIв. в Казанском крае происходило становление воеводской системы, определялись их функции и правовые нормы.
До настоящего времени нет связного изложения истории оформления центрального учреждения по управлению Казанским краем. Нет никаких свидетельств о существовании в 50-е и начале 60-х г. XVIв. специального органа по управлению Казанским краем в центре, в столице России.
Процесс создания органов приказного центрального управления был в значительной степени бессистемен и даже случаен. Принципы деятельности приказов и центральных органов власти создавались без плана. Всё это даёт основания полагать, что оформленного центрального органа по управлению Поволжьем в 50-е и начале 60-х г. не существовало. В этот период времени район Поволжья был окраиной России, и здесь сохранялась военная обстановка.
От середины 60-х г. XVIв. встречаются бесспорные свидетельства существования «Казанской избы» прообраза будущего приказа Казанского Дворца. О постоянном функционировании приказа Казанского дворца применительно к 90-м г. XVIв. и началу XVIв. говорят уже многие документы.7
Приказ Казанского дворца существовал до проведения первой областной реформы Петра I и прекратил своё существование после создания Казанской губернии (1708г.), которая включила в себя почти всю территорию подведомственную приказу Казанского дворца.
Приказ ведал территорией со значительным и разнообразным коренным нерусским населением, где основной задачей было формирование национальной политики России. Относясь к областным учреждениям, он становится территориальным органом. Власть Приказа распространялась не только на территорию бывшего Казанского и Астраханского ханств, но и включала в себя частично Нижегородский край и мещерские города, и до 1637г. всю территорию Сибири.
33. Население Казанского края во второй половине XVI в.: социальный и этнический состав. Социально экономическое положение, структура татарского населения. Смутное время в крае.
2 октября 1552г.под ударами войска Ивана Грозного ханская Казань пала. Ясно, что главной заботой царя в первые дни после завоевания, была разработка программы правительства и структуры органов управления в крае, создание условий укрепления царской власти в Казани и распространение её на всю территорию бывшего ханства. Через несколько недель после ухода из Казани основной части войска весь край был охвачен восстанием, направленным на восстановление самостоятельности ханства. Требовалось создание особой системы местного управления, не похожей на управление другими областями, и вместе с тем не противоречащей традиционным принципам. Новая система должна была сочетать в себе военный характер и гражданские формы управления. Другими словами, нужно было решить такие задачи, какие ещё не вставали перед российским царским престолом, ведь Казань была не просто новым приобретением царя, она была центром экономически и политически развитого края с большим культурным наследием, к тому же исповедующим иную религию мусульманство.
Включение Среднего Поволжья в состав России для Москвы было не слишком удачным. Поскольку после завоевания царскому правительству предстояло выдержать четыре с половиной года тяжёлой борьбы со значительной частью населения Казанского края, возглавляемого местными феодалами. Первые мероприятия по созданию системы управления относятся к весне 1554г. учитывая сложность политической обстановки и особенности окраинного края в основном с нерусским населением, правительство решило создать новую систему воеводского управления. То есть: выделить из числа воевод «больших» и «меньших», провести разделение на городовых (осадные) и полевых (так. наз. «на вылазке»), ввести отсутствие соподчинённости воевод разных городов по отношении друг к другу, отменить местничество не только во время военных действий, а и в мирное время.
Очень крупным мероприятием административного характера было образование в 1555г. Казанской епархии во главе с архиепископом, который должен был стать высшим церковным представителем в крае и взять на себя функцию идеологического воспитания населения в нужном для царизма духе.[2]Архиепископ Казанский и Свияжский занял высокое положение в церковной иерархии. Огромна была и территория подчинения казанскому архиепископу, в первое время она включала все земли бывшего Казанского ханства, бассейн р. Суры и Вятскую землю. После присоединения к России Астраханского ханства его территория так же вошла в состав Казанской епархии. Впоследствии Вятка была выведена из-под влияния Казани в церковном отношении, а в Нижнем Поволжье образовалась самостоятельная епархия «Астраханская и терская». О политическом значении и влиянии Казанской епархии говорит и тот факт, что после смерти митрополита Макария (1563г.) кандидатура казанского архиепископа Германа была первой среди претендентов на Русскую митрополию. Роль церкви тогда имела большое значение в системе государственного управления.
Поскольку 80-е г. XVIв. характеризуются народными восстаниями, не следует считать борьбу народов Среднего Поволжья присущей только для Казанского края, и видеть её только под политическими лозунгами сепаратистских татарских феодалов. Широкие слои местного населения участвовали в восстании, прежде всего, в целях сопротивления растущей феодальной эксплуатации, выступали против постоянно повышающихся норм сбора ясака и других налогов, против закрепощения всё новых и новых категорий крестьянства. Восстания в это же время происходили и в других районах России: в 1583г. например, в Шацком уезде произошло выступление русского и мордовского крестьянства ряда деревень, которые поднялись против феодальной эксплуатации Черняевского монастыря.[3]Происходили волнения и в других местах.
Восстания 70 80-х гг. XVIв. в Среднем Поволжье затрудняли процесс становления органов местной администрации, создание её чёткой структуры. Царскому правительству приходилось не просто формировать состав управления в крае, но искать его формы, которые были пригодны для много этнического района при отсутствии среди коренного населения значительной русской прослойки. Кроме того, нужно было учитывать окраинное положение Поволжья в XVIв.
34. Социально-экономическое положение татарского населения в XVII в. Политика государства по отношению к татарскому служилому сословию.
Территория Казанского ханства, присоединённого к России, вошла в основном в состав Казанской губернии. Это была губерния с отсталым земледелием, слаборазвитой промышленностью и низким культурным уровнем населения. Здесь веками происходило политическое бесправие, эксплуатация трудового народа помещиками и буржуазией. Особенно тяжёлым было положение нерусского пролетариата и крестьянства татар, башкир, чувашей и др., которые, кроме жестокого социального угнетения, испытывали ещё национальный гнёт самодержавия. Положение татар-бедняков усугублялось и тем, что многие из них находились в долговой зависимости от своих кулаков. Даже уходя на шахты и нефтепромыслы, татарские крестьяне попадали в условия бесчеловечной эксплуатации, их направляли на самые тяжёлые и низкооплачиваемые работы.
Царизм, боясь развития национального самосознания у татар и других народностей, населявших Казанскую губернию, душил их культуру и родной язык, преследовал прогрессивную интеллигенцию, закрывал национальным меньшинствам путь к знаниям. В те времена был установлен ряд административных ограничений, воздвигавший на пути татар препятствия в карьере.
И всё же благодаря влиянию прогрессивного революционного движения зародилась национальная демократическая культура татарского народа, представленная такими именами, как: Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Галиасгар Камал, Гафур Кулахметов и многие другие.
Под руководством российского пролетариата и созданной В.И. Лениным Коммунистической партии трудящихся, татары превратились в один из надёжных революционных отрядов, который вместе с другими народами России осуществлял социалистическую революцию.
Октябрьская революция создала все необходимые условия для подлинного возрождения татарского народа и создания им своей национальной государственности.
35. Казанский край в эпоху петровских реформ: изменения в социально-экономической жизни и управлении.
Известный прогресс в экономической сфере в XVIII в. явился результатом петровских реформ. Умножилось число кожевенных, мыловаренных, кирпичных, солодовенных, крупяных, зерносушильных, салотопенных, пивоваренных и иных "заводов". В Казани стали действовать три крупные крепостнические мануфактуры: адмиралтейство (1718 г.), "шерстяной завод" или суконная фабрика и кожевенный "завод" (1722 г.). За время своего существования (до 1827 г.) адмиралтейство построило 342 судна, в том числе 7 бомбардирских кораблей, 12 фрегатов, 2 бригантины, 5 бригов, множество транспортных и мелких судов для Каспийского флота. Оно отправляло также дубовый, вязовый, ясеневый и сосновый лес в Петербург. Суконная фабрика была призвана удовлетворять спрос армии на сукно. Неудовлетворительное состояние дел на этом казенном предприятии, выявившееся во время посещения ее Петром I, стало причиной ее передачи купцу И.Михляеву (1724 г.). Впоследствии благодарный купец увековечил свое имя возведением прекрасного Петропавловского собора в память о посещении императором Казани.Торгово-промышленное значение Казанского края и Казани и то влияние, которое она приобрела на восточные области государства, было замечено и закреплено Петром I при учреждении губерний. В 1708 г. Казань стала центром самой обширной из них. В числе четырех провинций, на которые губерния была разделена в 1709 г. (а с 1725 г. и в числе шести - Казанской, Свияжской, Пензенской, Уфимской, Вятской и Соликамской), Казанская считалась провинцией высшего разряда, все другие - приписанными к ней. И даже после неоднократных сокращений ее территории (из ее состава вышли Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний), она не утратила ведущие позиции. Казанский губернатор оставался своеобразным куратором юго-восточных областей России. Статус его не поколебали и областная реформа 1775 г., по которой были ликвидированы провинции, и объединение губерний в наместничества в 1781 г., и переименование последних в губернии в 1792 г. Территория Казанской губернии, состоявшей из 13 уездов, окончательно устоялась и уже не менялась до XX в., лишь число уездов после выведения Арска из штата в 1802 г. сократилось до 12. В XIX в. значение города как административного центра еще более возросло. Он стал центром учебного (1805 г.), военного (1826 г.) округов.