Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

историческийфеномен

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 17.5.2024

АНТРОПОКОСМИЧЕСКИЕ ИДЕИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

  1.  Особенности русской философии:

История русской философии – богатый культурно-исторический
феномен. В ней отразилось развитие научно-теоретического сознания, характерное для мировой философской мысли. Вместе с тем на ее формирование оказали влияние особенности социально-экономического, политического и духовного развития России на протяжении многовековой истории.

История русской философии делится на ряд относительно самостоятельных этапов:

Первый – история древнерусской философии – связан с периодом дописьменной культуры. Начало этого периода уста вить трудно, известно только, что закончился он принятием христианства на Руси.

Второй (с конца X по XVII в.) этап развития собственно философской, мысли.

Третий (XVIII – начало XIX в.) связан с отделением философии от религии и развитием ее как теоретической дисциплины.

Четвертый этап – история философии советского периода (1917 – 1991 гг.)

Самостоятельность русская философия приобрела после восстания декабристов, т.е. к 40-м гг. XIX в., когда она завоевала широкую известность и научную значимость в странах европейского Запада.

У истоков оригинальной философской мысли в это время стоял
П. Чаадаев (1794-1856). Его “Философские письма” – это попытка ответить на вопросы о России и ее судьбе. Чаадаев пришел к мысли, что Россия развивается в стороне от европейского прогресса. Мыслитель писал: “Мы живем только сегодняшним, без того, что пришло, и без того, что будет, среди застоя… Мы растем, но не созреваем; двигаемся по кривой линии, это значит – по такой, которая не ведет к цели” – такая философия очень пессимистична. Позднее Чаадаев частично пересмотрел свои взгляды и признал, что Россия имеет возможность идти по пути позитивных изменений. Для того чтобы изменить жизнь, сделать, более совершенной, он предложил усилить религию. Его позиция определила приверженность к философии объективного идеализма, развитие, которого в России происходило под сильным влиянием идей Шеллинга и Гегеля.

В 40-60-е гг. XIX в. против немецкого идеализма выступили славянофилы А. Хомяков, И. Киреевский, К Аксаков, А. Григорьев и др. Они связывали судьбу государства с развитием русского национально сознания и расцветом православной религии. Славянофильство по мысли Герцена, явилось как противодействие зарубежному влиянию, как стремление возвысить ценность и самобытность всего начального в противовес всему западному, чужому.

Одновременно возникло течение сторонников западной культуры, которые считали, что Россия должна придерживаться во всем традиций Западной Европы.

Идеи славянофилов получили дальнейшее развитие в идеологии петрашевцев и во взглядах представителей революционной демократии второй половины XIX в. (А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, Добролюбов, Д. Писарев). Так, “русский идеал” Герцена – это патриархальная община, дополненная светским правлением и артельной работой. Разработчик принципов антропологического материализма Чернышевский утверждал, что органическая связь человека и природы требует “рационального эгоизма”, понятие добра он отождествлял с выгодой, с общей пользой – это выгода для большинства. Чернышевскому принадлежит также разработка принципиального теоретического обоснования того, что философские системы насквозь пронизаны идеями и духом тех социальных групп и политических партий, к которым принадлежат те или иные авторы. Исходя из этой мысли, Чернышевский анализировал особенности философских взглядов Гоббса, Локка, Шеллинга, Руссо и др.

70-90-е гг. XIX в. характеризуются развитием и усилением идеалистического направления, представленного трудами А. Введенского, Б, Чичерина, В.А. Соловьева. Так, Соловьев разрабатывал “философию Всеединства”, исходя из идеи объединения православия, католичества и протестантизма, как условия перехода к всемирной христианской монархии, “богочеловеческого союза”. Свою теософскую систему Соловьев противопоставил марксизму, считая, что преодоление классовых антагонизмов возможно только на духовной основе и имеет в качестве необходимого условия объединение Востока и Запада в гармонический Христианский мир, где будет царствовать всеобщая справедливость.

а) предпосылки и специфика стиля русского философствования;

б) проблема «русской идеи»;

"Русская идея" — понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии. Но и на исходе нашего века и второго тысячелетия наблюдается новая вспышка интереса к ушедшим в прошлое спорам и к тем выдающимся мыслителям, которые в них участвовали. Ибо сходные темы и проблемы стали вновь волновать россиян и всех тех, кому небезразличны судьбы России.

Мы могли бы сегодня сказать о себе и нашем времени то, что писал видный поэт и философ России Вяч. Иванов (1866—1949) в статье "О русской идее", опубликованной в 1909 г. в журнале "Золотое руно":

"Наблюдая последние настроения нашей умственной жизни, нельзя не заметить, что вновь ожили и вошли в наш мыслительный обиход некоторые старые слова-лозунги, а следовательно, и вновь предстали общественному сознанию связанные с этими словами-лозунгами старые проблемы".

О каких же проблемах, "словах-лозунгах" говорили в начале века и идет речь сегодня, когда употребляется объединяющее их понятие "русская идея"? Суммируя дискуссии, можно условно выделить следующие основные группы проблем и линий спора:


1  Любовь к России, к Родине — характер русского, точнее, российского патриотизма. Патриотизм и критическое отношение к России, к российскому, значит, многонациональному народу, в частности к народу русскому — совместимы ли они? Патриотизм как пробуждение национального самосознания, его исторические фазы и роль в "национальной идентификации" россиян. 
2  Историческая миссия России и ее народа. Утверждение о русском народе-мессии, возрождение идеи о России как "третьем Риме". Различия между "миссионизмом" и "мессианизмом". 
3  Исторический путь России, его своеобразие и его пересечение с путями других народов, стран, регионов. 
   а) Россия и Запад. 
   б) Россия и Восток. Россия как Евразия. 
4  Русская душа", или специфика национального характера русского народа. 
5  Своеобразие российской национальной культуры. Специфика российской философии. "Национальные" ценности и ценности общечеловеческие. 
6  Российская государственность. Специфика решения проблем свободы, права, демократии, реформ и революции в России. Особая социальная роль и ответственность российской интеллигенции.

  1.  Философия творчества Н. Бердяева:

Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев [18] марта 1874, Киев, Российская империя  23 марта 1948, Кламар под Парижем, Четвёртая французская республика) — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa.

Наиболее выражает мою метафизику книга «Опыт эсхатологической метафизики». Моя философия есть философия духа. Дух же для меня есть свобода, творческий акт, личность, общение любви. Я утверждаю примат свободы над бытием. Бытие вторично, есть уже детерминация, необходимость, есть уже объект. Может быть, некоторые мысли Дунса Скота, более всего Я. Беме и Канта, отчасти Мен де Бирана и, конечно, Достоевского как метафизика я считаю предшествующими своей мысли, своей философии свободы. — Самопознание, гл. 11.

Во время ссылки за революционную деятельность Бердяев перешёл от марксизма («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он позднее в «Самопознании») к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.

В своих работах Бердяев охватывает и сопоставляет мировые философские и религиозные учения и направления: греческуюбуддийскую и индийскую философию, неоплатонизм,гностицизммистицизммасонствокосмизмантропософиютеософиюКаббалу и др.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия:

  •  царство духа,
  •  царство природы,
  •  объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы,
  •  трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Но в любом случае внутренней основой бердяевской философии являются свобода и творчество. Свобода определяет царство духа. Дуализм в его метафизике — это Бог и свобода. Свобода угодна Богу, но в то же время она — не от Бога. Существует «первичная», «несотворённая» свобода, над которой Бог не властен. Эта же свобода, нарушая «божественную иерархию бытия», порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианстве — «религии свободы». Иррациональная, «темная» свобода преображается Божественной любовью, жертвой Христа «изнутри», «без насилия над ней», «не отвергая мира свободы». Богочеловеческие отношения неразрывно связаны с проблемой свободы: человеческая свобода имеет абсолютное значение, судьбы свободы в истории — это не только человеческая, но и божественная трагедия. Судьба «свободного человека» во времени и истории трагична.

а) человек как микрокосм;

Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός, малый, и от греч. κόσμος, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре. Эта концепция известна во многих развитых мистических учениях и служит основой для множества метафизических теорий, согласно которым процессы, происходящие внутри человека, аналогичны вселенским процессам и подчиняются тем же самым законам. Концепция аналогии микрокосма и макрокосма усматривается также мифологами вкосмогонических мифах о создании мира из тела Первочеловека.

Выделяются две линии философских рассуждений в рамках концепции микрокосма: аргументация от макрокосма к микрокосму и аргументация от микрокосма к макрокосму. В первом случае (например, вариант Демокрита) в человеке нет ничего, кроме космических элементов, что приводит к натуралистической антропологии. Во втором случае нередко постулируется существование космической души или ума, как это можно наблюдать, например, у ГераклитаАнаксагораПлатона и в стоицизме. Эта космическая душа часто отождествляется с имманентным панкосмическим богом.

Какое место в мире занимает бог, такое в человеке — дух, какое в мире — материя, такое в нас — тело.

— Сенека, Письма, 65, 24

В этом случае познание мира или божества нередко выступает как самопознание. Так, например, Гераклит, говоря о своих занятиях натурфилософией, утверждал: «Я искал самого себя». В раннем христианстве эта линия продолжается Оригеном: «Знай, что ты — иное мироздание в миниатюре, и что в тебе — солнце, луна и все звёзды», однако в виду того, что концепция подобия микрокосма и макрокосма, чревата еретическим пантеизмом, это учение остается за пределами основных ортодоксальных средневековых систем.

Видения Хильдегарды из Бингена (XII в.) также приближаются к концепции подобия человека вселенной, поскольку в этих работах устанавливаются детальные соответствия между движениями небесных тел, ветрами, элементами, жидкостями и телесными и душевными состояниями человека. В средневековой еврейской философии (каббала, Ибн Гебироль, «Микрокосм» Иосифа ибн Заддика — ок. 1140 г.) параллелизм макрокосма и микрокосма носят мистический характер.

Но особенный расцвет идея подобия вселенной и человека переживает в Эпоху Возрождения. Она служит обоснованием новой антропологии у Пико делла Мирандолы («О достоинстве человека»), приводит Кардано, Кампанеллу и Бруно к представлениям о всеобщей одушевлённости природы в натурфилософии и присутствует в медико-магико-алхимическомоккультизме Агриппы Неттесгеймского («Оккультная философия») и Парацельса («Макрокосм и человек суть одно» — Paragran C 2).

В эпоху механицизма XVII—XVIII веков учение о макрокосме и микрокосме отвергается научным знанием, но в то же время Лейбниц придал онтологический статус понятию микрокосма в своей монадологии (каждая монада есть отражение универсума). Некоторое возрождение учения можно наблюдать в немецком неогуманизме Гердера и Гёте, а также в романтизме, собенно в учении Шопенгауэра о мировой воле. Далее эта концепция была воспринята теософами конца XIX — начала XX в. и в дальнейшем интерес к учению о макрокосме и микрокосме поддерживался интересом к оккультизму.

б) концепция творчества;

  1.  Русский космизм:

Косми́зм — ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу[1][2].

С точки зрения философии, понятие космизма связано с представлениями о космосе как противоположности хаосу, сформированными уже в период становления первых философских школ Древней Греции (киникистоики).

С точки зрения науки, космизм подразумевает космогонию — использование теорий о рождении и эволюции Вселенной: концепции КантаЛапласа (XVIII век) об образовании Солнечной системы путём конденсации пылеобразных масс, теории расширяющейся Вселенной Фридманаразлетающихся галактик Хаббла (XX век), теории относительностиЭйнштейна и других.

Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной[4][5]. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства[6], а также псевдонаукиоккультизма и эзотеризма[4]. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах[4].

Интерес к учениям космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических проблем. Термин «русский космизм» как характеристика национальной традиции мысли возник в 1970-е годы[7], хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» (фр. philosophie cosmique) встречались ещё в оккультной и мистической литературе XIX века (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена БлаватскаяАнни БезантПётр Успенский), а также в эволюционной философии[4]. Термин «космическая философия» употреблялся Константином Циолковским[5][8]. В 1980—1990-х годах в отечественной литературе первоначально преобладало узкое понимание русского космизма как естественнонаучной школы (Николай ФёдоровHиколай УмовНиколай ХолодныйКонстантин ЦиолковскийВладимир ВернадскийАлександр Чижевский и другие)[9]. Однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка русского космизма как социокультурного феномена, включающая указанное «узкое» понимание в качестве своего частного случая, наряду с другими направлениями отечественного космизма, такими как религиозно-философское[10], поэтически-художественное, эстетическое , музыкально-мистическое[11], экзистенциально-эсхатологическое, проективное и другими[9]. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые системы, требующие индивидуального анализа[6].

Некоторые философы находят созвучие главных принципов философии космизма со многими фундаментальными идеями современной научной картины мира и их позитивный потенциал для разработки новой метафизики как философского основания нового этапа развития науки[5]. Сторонники[4] видят актуальность идей космизма в разрешении вызовов современности, таких как проблемы поиска нравственных ориентиров, объединения человечества перед лицом экологического кризиса, преодоления кризисных явлений культуры[6]. Приверженцы считают космизм оригинальным плодом русского разума, существенной частью «русской идеи», специфически национальный характер которой предполагается укоренённым в уникальном русском архетипе «всеединства»[4].

С другой стороны, русский космизм тесно связан с псевдонаучнымиоккультными и эзотерическими течениями философской мысли[4] и признаётся некоторыми исследователями умозрительной концепцией, сформулированной в весьма неопределённых терминах.

а) философия «общего дела» Н. Федорова;

Никола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829КлючиТамбовская губернияРоссийская империя — 28 декабря 1903МоскваРоссийская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальниковрусского космизма[2].

Его именовали «московским Сократом».[3] C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой,ДостоевскийВл. Соловьёв.[4] Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Основная статья: Философия общего дела

Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в ученииХриста — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.

Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.

Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Н. Ф. Фёдоров был глубоко верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В работах Фёдорова Святая Троица упоминается множество раз, именно в Троице он усматривал корень грядущего бессмертия человека.[9] В социальном и психологическом плане образ Троицы был для него антитезой как западному индивидуализму, так и восточному растворению личности во всеобщем. В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ Владимир Ильин считал Николая Фёдорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским].

б) учение о ноосфере В. И. Вернадского.

Влади́мир Ива́нович Верна́дский (28 февраля (12 марта1863Санкт-Петербург — 6 января 1945Москва) — русский[1] и советский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель XX века. Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из основателей и первый президент Украинской академии наук. Создатель многих научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии.

В круг его интересов входили геология и кристаллографияминералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность, радиогеология и биологиябиогеохимия и философияЛауреат Сталинской премии I степени.

Ноосфе́ра (греч. νόος — «разум» и σφαῖρα — «шар») — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельностьстановится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера»)[1].

Ноосфера — предположительно новая, высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы. Согласно В. И. Вернадскому«в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе… Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»[1].

Основные предпосылки возникновения ноосферы:

  1.  расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
  2.  развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
  3.  открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
  4.  победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
  5.  всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.




1. 20 року слідчий посада найменування органу ініціали
2. тема объектов интеллектуальной собственности Интеллектуальную собственность можно определить как закреп
3. ТЕМАТИКИ ВОЛКОВА Оксана Юріївна УДК 517
4. задание 1 Классификация размеров в машиностроении.
5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭиУ В МАШИНОСТРОЕНИИ ФИ
6. новая наука у нас и была создана
7. нибудь химически индивидуального газа необходимо чтобы его температура сделалась ниже критической
8. Отчет по лабораторной работе 1 по курсу ldquo;Железобетонные конструкцииrdquo; ldquo;Испытание железобетонной
9. тема классификации и кодирования
10. модульная сетка с единым укрупненным модулем 6м 6000мм Принят предпочтительный ряд полетов- вдоль здания
11. Луи Виктор де Бройль родился в 1892 году в городе Дьюпене Франция
12. рефератов по дисциплине История Политическое и социально ~ экономическое развитие СССР в 20 30е гг
13. Курсовая работа- Цели организации и их согласование
14. Творчістю Тютчева і Фета укр1
15. Организация работы отделов рекламы и связей с общественностью
16. Тема уроку. Розв'язування задач
17. О смерти и бессмертии человека и человечества
18. Вариант 00 Выполнил- студент IIФДО441 гр
19. Понятие конфликта.html
20. Тема 2.5 Конкуренция и конкурентоспособность