Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема- Индивидуальнопсихологические свойства музыканта способности эмоции

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 4.6.2024

Тема: Индивидуально-психологические свойства музыканта

(способности, эмоции).

Способности

План:

1. Понятие способностей и их структура.

2. Музыкальные способности, их особенность.

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие ему успешно приобретать требуемые умения, знания, навыки и использование их в практике. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Способности делятся на^

- природные (или естественные)

- и специфические. 

Природные способности в своей основе биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками. А задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуальные психологические предпосылки формирования и развития способностей.

Специфические человеческие способности делятся в свою очередь на:

- общие и специальные;

- теоретические и практические;

- учебные и творческие;

- талант и гениальность.

Все специфические способности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде. Поэтому условиями развития способностей являются:

а) активное взаимодействие с окружающим миром;

б) обучение и воспитание.

Кроме того, способности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувственность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.

Существует четыре вида способностей:

- общие, т.е. когда проявляются такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями об осуществлении различных видов деятельности;

- специальные, включающие в себя систему свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности 9музыкальные);

- талант, при котором демонстрируются выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо области;

- гениальность, т.е. наивысшая степень проявления творческих сил человека.

Каковы же признаки способностей по какому-либо виду деятельности, в частности музыкальной?

Во-первых, это высокий темп обучения соответствующей деятельности.

Во-вторых, широта переноса навыков, которая состоит в том, что обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях.

В-третьих, энергетическая экономность выполнения данной деятельности.

В-четвертых, индивидуальное своеобразие выполнения деятельности.

В-пятых, высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.

Все это обеспечивает индивидуальный стиль деятельности человека.

Границы способностей определяются наличием:

- мышления понятиями;

- музыкального таланта;

- художественного таланта;

- ловкости (мануальные способности);

- памяти;

- индуктивного суждения;(способ умозаключения или рассуждения от частного к общему);

- пространственных способностей;

- перцептивных способностей (перцепция – восприятие, т.е. то, что направлено на построение образа воспринимаемого предмета или явления.)

Что важно понимать для развития способностей, включая музыкальные?

Они развиваются, причем, только в деятельности и нельзя говорить

об отсутствии у человека каких-то способностей до тех пор, пока он не попробует себя в данной сфере. В отличие от способностей задатки могут долгое время сохраняться и без специального тренинга (хорошая зрительная память или абсолютный слух).

Развитие способностей возможно только до определенного предела,

отпущенного природой. Надо знать, что гениальным человек становится не в результате самоотверженного труда, а гениальность является подарком судьбы. Генетическую основу имеют словесно-речевые способности: память, способность воображения, способность к вычислениям и др.

Важно решить для себя вопрос о специализации. Специальность,

выбираемая музыкантом, должна соответствовать психодинамическим особенностям его темперамента и характера. Главными моментами в выборе музыкантом той или иной специализации могут оказаться совсем не музыкальные способности, а чисто психологические показатели, как уровень нейротизма, интроверсии и экстраверсии, преобладание правополушарного или левополушарного сознания.

 Нейротизм - это обозначение  внутренней психологической неустойчивости человека. Люди с высоким уровнем нейротизма характеризуются как вспыльчивые, нервные, впечатлительные, беспокойные и тревожные. Лица с низким уровнем  нейротизма отличаются уравновешенностью, невозмутимостью, высокой самооценкой.

Эксроверты отличаются общительностью, обращенностью во внешний мир, лёгкой приспособленностью к социальной среде.

 Интроверты характеризуются обращённостью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью к уединению.

При сочетании интроверсии с высоким уровнем нейротизма не рекомендуются специализации, в которых человек  может удовлетворять потребности в интенсивном общении (работа в ансамбле, оркестре, хоре). Показана педагогическая деятельность, если уровень нейротизма не очень высокий.

 Интровертам с низким уровнем нейротизма можно рекомендовать административную деятельность, связанную с организацией и управлением, исслдеовательскую и редакторскую работу, а также изготовление, ремонт и настройку музыкальных инструментов.

Экстраверты с низким уровнем нейротизма оказываются хорошими организаторами, дирижёрами, концертными исполнителями.

Все эти рекомендации, однако не надо понимать, как абсолютное.

Для проверки своего психического самочувствия можно воспользоваться тестом Спилбергера на определение тревожности. Высокая тревожность часто связана с повышенной эмоциональностью, что может способствовать композиторской деятельности, но мешает в исполнительской и педагогической работе.

Для музыковедческой деятельности наиболее важными оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком.

Для композитора самым вадным будет стремление переводить жизненные впечатления на язык музыкальных образов.

Для скрипачей, альтистов, виолончелистов характерны такие черты, как интровертированность, застенчивость, самодостаточность. (Тест Айзенка и Кэттела).

У студентов, занимающихся на медных духовых инструментах, обнаружен невысокий уровень интеллектуальных достижений, малая чувствительность, зависимость от мнения группы, конформизм, тенденция к соглашательству с другими.

Более разнообразные характеристики личностных черт присущи пианистам. Им свойственны экстравертированность, хорошее приспособление к социальным требованиям,

консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, прониацательность.

Вокалисты, (по данным теста А. Кемпла) имеют отчётливо выраженные черты эксревертированности, независимость от мнения окружающих, выраженную чувствительность, артистичность и утончённость натуры.

Какими бы не располагал музыкант способностями от природы, ему нужно немало волевых усилий для преодоления барьеров внутреннего и внешнего плана.

Выводы.

Способности развиваются из задатков, природных предрасположенностей.

В субъективном плане человек может развивать свои способности беспредельно, добиваясь новых высот.

Важным является выбор специализации.

Хорошая успеваемость говорит о совпадении возможностей и интересов.

Важно правильно выбрать избранный для музыкальной деятельности путь,

Эмоции.

План:

Эмоции и чувства: соотношение и взаимоотношения

Виды эмоций

Музыкантам присуща большая эмоциональная загруженность эмоциональными впечатлениями. Поэтому необходимо знать и понимать что такое эмоции и чувства.

 Эмоции – (от французского емоцьён – волнение, возбуждение, а от латинского эмофере – потрясаю, волную) – это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Иными словами эмоции – это реакция человека и животных на воздействия внешних и внутренних раздражителей, имеющих ярко субъективную окраску. Кроме того эмоции связаны с удовлетворением или неудовлетворением биологически значимых потребностей. При этом простейшие эмоции (био-логические – т.е. потребность в воде, пище, кислороде, половой потребности и др.) порождают сравнительно простые, однозначно окрашенные эмоциональные переживания (приятно - неприятно). Биологические эмоции являются врожденными и имеются не только у человека, но и у животных.

 Видами эмоций являются:

- Настроение;

- Аффекты;

- Страсти;

- Стрессы;

- Чувства.

 Настроение – это относительно слабое, долгое время существующее переживание, определяющее устойчивое психологическое состояние человека, сохраняющееся в течение достаточно длительного времени, обычно от нескольких часов до нескольких дней.

 Настроение представляет собой эмоцию, которую человек обычно плохо осознает как по ее источникам, так и по характерным  для нее переживаниям.

Кроме того, человек с трудом может управлять своим настроением или контролировать его. Иногда трудно бывает даже определить, какое сейчас настроение у человека.

 Аффектами называют сравнительно кратковременные, но достаточно сильные эмоциональные переживания, бурно протекающие и имеющие яркое внешнее выражение Это например, радость, печаль, страх, гнев и др. (в музыке оно называется Экспрессия – ярко выразительные движения).

 В отличие от настроения аффект возникает внезапно и нарастает очень быстро и сравнительно быстро проходит.

 Аффекты возникают тогда, кода деятельность имеет или предполагает неожиданный для человека результат, или тогда, когда на пути осуществления важной для человека деятельности неожиданно возникает труднопреодолимое препятствие (или напротив, такое препятствие исчезает).

 Страсть – сильная, все подавляющая, все подчиняющая себе увлеченность человека чем-либо или кем-либо, обычно сопровождаемая глубокими положительными чувствами по отношению к объекту увлечения (страсти).

Причем страсти являются настолько сильными, что уже не человек управляет ими, а они управляют им.

Страсти могут быть положительными и отрицательными, возвышенными и низменными. Положительные, возвышенные страсти побуждают человека к достижению благородных целей, идущих на пользу не только ему, но и другим людям. Отрицательными, или низменными, называют страсти, в результате которых человек наносит вред себе и другим людям. Одной из разновидностей положительных страстей является любовь, а одной из отрицательных – фанатизм.

 Стрессом называют такое эмоциональное состояние человека, при котором нарушается его нормальная психическая деятельность. Стресс – это стойкое, чрезмерно сильное, отрицательное состояние, которое может возникать у человека в результате длительной и напряженной, с трудом выносимой или невыносимой физической или психической нагрузки. Стресс – это особое психофизиологическое состояние организма, при котором почти всегда нарушаются происходящие в нем процессы, резко снижается работоспособность, имеют место нарушения в социальном поведении человека.

 Стресс – единственное из всех эмоциональных состояний человека, которое играет отрицательную роль в управлении психикой и поведением, поэтому стрессы рекомендуется всячески избегать.

Наконец чувства представляют собой особую человеческую разновидность эмоций. В широком смысле слова эмоции и чувства – это синонимы. Здесь чувства возникают как обобщение многих эмоций, направленных на определенный объект. В свою очередь чувства влияют на эмоции. Большинство эмоциональных переживаний человека представлено именно чувствами.

 Чувства можно определить как сложный комплекс разнообразных эмоциональных переживаний, связанных у человека с теми или иными людьми, предметами, событиями.

 Чувства имею вполне конкретную, предметную отнесенность. Это означает, что они не могут существовать вообще, а возникают и проявляются только по отношению к некоторым людям, предметам, событиям.

Простейшие эмоциональные переживания, входящие в структуру чувств, могут быть одинаковыми по знаку, например положительными или отрицательными, приятными или неприятными, а также разными, противоречивыми. Те чувства, в состав которых входят одинаковые по знаку эмоциональные переживания, называют гармоничными, а чувства, которые включают в себя разные эмоциональные переживания, называют противоречивыми или амбивалентными.

 Чувства, которые испытывает один человек по отношению к другому, могут быть низменными и возвышенными. К низменным относятся ненависть, зависть, вражда. К возвышенным - любовь, доброта, сопереживание, сочувствие.

 Чувства делятся на группы в соответствии с предметами, к которым они относятся. Например, выделяют эстетические, интеллектуальные, моральные, правовые чувства.

 Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием прекрасного, например, красоты, талантливости, изящества выдающихся произведений искусства, культуры.

 Интеллектуальные чувства связаны с переживаниями, которые касаются идей и мыслей людей, оригинальных, талантливых решений сложных научных, технических и иных задач.

 Моральные чувства люди испытывают тогда, когда им приходится оценивать свое собственное поведение или поступки других людей с точки зрения норм морали. К нравственным чувствам относится,  например, чувство стыда.

 Правовыми называют чувства, которые соотносятся с переживаниями по поводу соблюдения ими нарушения людьми норм права. Это, например, чувство справедливости.

В отличие от других эстетические  чувства человека не являются врожденными и приобретаются им в процессе жизни. Кроме того, у одного и того же явления они могут время от времени меняться в зависимости от приобретаемого жизненного опыта и отношения человека к объекту, на который направлены чувства.

По мере психологического развития человека как личности закономерно меняются и его чувства, они становятся более возвышенными. Если человек как личность, напротив, деградирует, (что иногда происходит в результате заболеваний или низменного, аморального образа жизни), то также меняются, становясь низменными и его чувства.

 Продолжая разговор об эмоциях, отметим, что эмоциональные состоянии, возникающие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые – повышающие, называются стеничесикми, а вторые – понижающие – астеническими.

Каковы же функции эмоций?

Организаующая. Эмоции прежде всего организуют деятельность,

отвлекая на нее силы и внимание.

2. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд  с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий.

Побудительная функция – будучи субъективной формой выраже

ния потребностей эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

Регуляторная функция эмоций указывает на способность оставлять

следы в опыте индивида, закрепляя в нем все воздействия, а также удавшиеся – неудавшиеся действия, которые их возбудили.

Предвосхищающая функция эмоций. Сигнализирует о возможном

благоприятном или неблагоприятном исходе.

Экспрессивно-коммуникативная функция. Эмоциональные опыт

человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства.Способность к эмпатии, т.е. к постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие, сострадание, разделять чувства другого человека – это, пожалуй, одна из наиболее важных функций эмоций. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого.

Соотношение чувства и эмоций

Общее для них то, что и те и другие раскрывают наше собственное,

субъективное отношение к миру.

Разное заключается в том, что чувство отражает устойчивое отно

шение к кому-то или чему-то, а эмоция представляет собой конкретную форму психического процесса переживания того или иного чувства. Например, чувство любви к человеку может проявляться в эмоции радости при встрече с ним и печали при расставании. Таким образом, чувство может проявляться в разных эмоциях.

Взаимоотношение эмоций и чувств

- Чувства появляются позже, чем эмоции.

- Если эмоции связаны преимущественно с удовлетворением первичных потребностей, то чувства связаны с мировоззрением, отношением человека к самому себе, к другим людям, обществу в целом.

- Чувства развиваются и формируются в процессе общения человека с другими людьми, накопления им социального опыта.

- Чувство несет в себе значение, которое человек придает тому, что окружает его – другим людям, предметам, явлениям природы. Эти значения могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Нередко встречается и противоположность чувств – когда положительные смешиваются с отрицательными (любов

- Эмоции в жизни человека играют важную приспособительную функцию, помогая в трудные минуты включить резервные возможности организма для выхода из чрезмерно трудной и напряженной ситуации. Предвосхищение эмоций играет большую роль в развитии социальных навыков.

- Эмоции заразительны, передаются другому.

- Эмоции передаются в виде звуков, мимики, жестов.

Что нужно знать музыканту относительно эмоций.

Нужно знать природу возникновения эмоциональных состояний,

чтобы лучше воплощать их в своем творчестве. Подробно об этом нужно читать в книге К. Изарда «Эмоции человека».

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнюю традицию.

Например, согласно Аристотелю музыка воспроизводит движение, а оно несет в себе энергию, содержащую определенные этические  свойства. Подобное стремится к подобному и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Иными словами музыка является средством, которое уравновешивает внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.

Музыка способна выразить все душевные страсти человека. Об

этом свидетельствует теория аффектов. От музыканта требовалось и требуется, чтобы для более сильного и убедительного воздействия он умел переживать передаваемые им аффекты. Музыкант сам должен находиться в состоянии аффекта, который хочет передать другим. Он должен сам переживать музыку: бурную и печальную,  весёлую и трагическую и т.д.

Подробное описание выражения чувств в музыке оставил теоретик Кванц.

Цель музыки – возбуждать аффекты…..

Анализ теории аффектов в музыке показывает, что эмоция всегда

связана с определенной идеей и несет в себе определенное настроение.

Поэтический текст, давая направление музыкальному аффекту,

увеличивает силу его действия.

Выводы об эмоциях.

В эмоциях и чувствах отражается характер отношения человека к окружающему его миру. Они несут в себе значения – положительные, отрицательные или нейтральные.

Музыкант должен знать причину их возникновения.

Много эмоций, чаще всего отрицательных, приносят стрессовые ситуации.

4.Любое человеческое переживание может быть рассмотрено с точки зрения его направленности - на себя, на другого человека, на нравственные ценности.

5. Музыкальные произведения несут в себе сложный комплекс различных эмоций и оттенков. Это нужно учитывать в профессиональной деятельности музыканта.




1. Тема 1 АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
2. Тандер [9] 2
3. на тему- Основы работы в Microsoft Excel 2013 Программный продукт Excel разработанный фирмой Microsoft является популяр
4. НА ТЕМУ- АУДИТ ТРУДА И ЕГО ОПЛАТЫ Выполнила студентка группы 4б 4го курс
5. Будущие синергетики или немного саморефлексии.html
6. Тема 1 СВОДКА И ГРУППИРОВКА
7. «Происходящая» теория обучения как методологическая предпосылка инновационной деятельности в общем среднем образовании
8. Реферат- Бюджетно-фискальная политика государства
9. Завдання на проект Вступ Відомості креслень основного комплекту Архітектурно ' будівельна час
10. тематика Хімія Географія Рос
11. Экономика автомобильного транспорта
12. Трудовой договор
13. установщики на корню губят судьбу устанавливаемого кондиционера производя неквалифицированные действия
14. Курсовая работа- Красная Горка в Евпатории
15. Творці опитувань другої половини ХХ століття
16. Тема- ОСНОВЫ ХИРУРГИИ НАРУШЕНИЙ РЕГИОНАРНОГО КРОВОТОКА
17. избыток белкового сырья в вашем желудке Вы не раз и не два слышали что культуристу надо есть много натурал
18. Контрольная работа- Арбитражные суды и иные арбитражные органы
19. Научная работа- Формування доходів за видами діяльності, їх облік
20. тематический факультет Кафедра математического анализа и прикладной информатики Контрольная рабо