Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
М.Хайдеггер
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
И
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
ЦЕННОСТИ
ОТ РЕДАКЦИИ
Текст настоящего перевода был любезно предоставлен хранителем архива С.П. Мандельбаум А. Юффа. По свидетельству последнего данный перевод был выполнен С.Мандельбаум с записей и конспектов лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1919 году, который она прослушала в период своей учёбы во Фрейбургском университете в 1918 - 1920 гг. Вследствие столь часто случавшихся в первой половине нашего столетия земельных переразделов С. Мандельбаум (1899 - 1967 гг.) оказалась лишённой своей духовной родины - Германии, сохранив родину историческую - Галицию. С 1953 по 1967 г. С. Мандельбаум преподавала философию во Львовском и Черновицком университетах, где ею и были осуществлены переводы ряда книг М.Хайдеггера, с которым в 20 - 30-е годы её связывала личная дружба. По словам посещавшего её лекции А.Юффа переводы свои Мандельбаум выполнила для учебных целей в ходе чтения курса лекций, посвящённого неокантианству, тогда в СССР разрешённому. «Контрабандой» в её разборах сочинений таких философов как Коген, Виндельбант, Рикерт, был «ворованный воздух» хайдеггеровской критики, подменившей в её разборах предполагавшуюся марксистскую критику. До сих пор среди аспирантов и преподавателей университетов Львова и Черновиц имеют обращение «самиздатовские» переводы книг Хайдеггера «Феноменология и трансцендентальная философия ценности» и «Кант и проблема метафизики"1.
Для настоящего издания мы воспользовались хранящимися в архиве С.П. Мандельбаум рукописными текстами, как перевода, так и оригинала, сверенного, впрочем, с вышедшим в 1987 году 57-м томом Gesamtansgabe2 на основании записей других учеников Хайдеггера.
Е.П. Шестак
ВВЕДЕНИЕ
а) Основные направления лекционного курса
Общий характер данного курса лекций: никакого резюмирующего, целиком описательного, копирующего противопоставления двух точек зрения и систем. (Что произвело бы или только некое подобие, чей оригинал выглядит куда как лучше, или однообразную картину, не имеющую никакой ценности и только увеличивающую ряд ей подобных).
Цель: конкретные проблемы, вырастающие из центральной тенденции постановки проблемы и группирующиеся вокруг конкретной основной проблемы. Суждение как признание (Anerkennen). В целом: интенциональность, тенденция переживания и вопрос о пределах ценностного удерживания в теологически истолкованных тенденциях!
Начинание, начало принципиальных исследований, которые должны предшествовать всякому серьёзному спору «с точки зрения» (т.е. устранить (его) и показать его поверхностность).
Введение
Три группы проблем:
I. Проблема ценности Система (III.) возвращение к
II. Проблема формы3 } теологического (I.) феномену
III. Проблема системы идеализма (II.) мотивации
Прежде всего, необходимо достичь определённости данных проблем, т.е. возвести их к подлинному феноменологическому слою (жизнь сама по себе). Историческое введение: духовно-историческая мотивация и тенденция этих трёх проблемных идей (Problemideen).
ad I. После всё более убывающего спекулятивного идеализма4 в качестве реакции угрожает абсолютное овеществление духа в предметах, телах, движениях и процессах. Всякая метафизика бытия считается рецидивом. Одновременно, при частичном влиянии немецкого идеализма, признаётся невозможность какой бы то ни было метафизической, не-вещественной, нечувственной ориентации.
В ценности и долге как последних предметах переживания Эмиль Ласк мир (die Welt), который оказался как невещественно, не-чувственно метафизическим, так и не безвещественным, преувеличенно спекулятивным, фактичным.
Это основное убеждение (то, что есть, основывается в долженствовании) делает возможным некое мировоззрение, гармонизацию науки (естествознания) и духовной жизни; в то же время, в рассмотрение научно-философских проблем оно вводит новую точку зрения, позволяющую понять и свести к определённому мировоззренческому, целокупному истолкованию начинающееся обновление Канта. ( Нормативность - теологический метод).
Развитие современной философии ценности проходит двумя основными течениями: в смысле всё более очерченного введения ценностной мысли в область трансцендентального и, наоборот, в смысле всё более осознаваемой формулировки проблемы ценности. Оба этих течения берут начало в осмыслении ценности и как таковые исторически определяются: 1. посредством вновь пробуждаемых теоретических проблем (статья Виндельбанта об отрицательном суждении в "Прелюдиях"; Рикерт " Определение" и "Предмет"5, 2. посредством вступления «истории» как философской проблемы в философское сознание (Дильтей: заключительный раздел, под вли-янием которого оказываются Ректорская речь Виндельбанта6, Рикерт, Ласк, Фихте). Теоретическое как ценность у Рикерта, категории как ценность и форма у Ласка, - вопреки чему Виндельбант не воспринимает теоретическое в порядке ценности.
ad II. В ходе всё более обостряющейся проблемы ценности под воздействием неокантианства марбургской школы и «Логических исследований»7 Гуссерля ика ценности оказалась включённой в область трансцендентального. Этот всё более выделяющийся характер проблемы формы (Ласк, «Логика» и «Суждение», здесь следует вспомнить и отдельные издания «Предмета познания» Рикерта8, трансцендентальное рассмотрение формы, вводит проблему категориальных делений. Такие историко-фило-софского характера усилия, кульминирующие в философии культуры, наводят на мысль о необходимости некоего культурного целого и его общего истолкования. Такое истолкование оказывается возможным только в целокупности и через целокупность культурных ценностей; их взаимосвязь, их иерархия становятся проблемой.
ad III. Трансцендентально-теоретическая и историко-философская проблематика переходит в проблематику систематическую, в проблематику системы ценностей (Ласк, «Логика», заключительная часть9; Рикертова концепция логоса и её границы. Сама эта систематика приближается к гегелевскому гетеротезису, который также рассматривается в теоретической предметной сфере: форма - содержание - двоичность. К такой систематике влечёт вообще свойственная этому времени философская необходимость в системе, разрастающееся неогегельянство, желание выйти из «расщеплённости и раздельности наук» (ср. вполне типичное приближение к системе у Зиммеля). И всё-таки только из расщеплённости вновь возводимая систематика.
В качестве своего следствия историческое воздействие философии ценности поставило сильный акцент на осмыслении ценности во всех сферах жизни, аналогичное теоретизированию расширение аксиологического, а отчасти и господство и того и другого в различного рода исследованиях.
Эта историческая мотивировка трёх проблемных идей позволяет понять философию ценности в её безусловной определённости 19-м столетием. Фундаментальное убеждение в примате ценности становится столь всеобщим, что выдерживает всевозможные влияния и проблемные направления, так, что, кажется, исчезает всякий синкретический характер философии ценности.
Правда, это вовсе ничего не перечёркивает, поскольку оригинальность этой философии не пропадает, коль скоро она ставит нам подлинные проблемы и решает их с помощью подлинных средств (а ведь для многих оригинальность всё ещё считается критерием значительности или незначительности в философии: так называемое историческое рассмотрение различного рода систем, их скоротечности, характера как формы выражения определённой личности, эпохи, - эта ненаучная, противостоящая истории установка предполагает такие вот оценки). Но решающей является не оригинальность мировоззрения и системы, но оригинальность научной проблемы. Ни то ни другое ни включают ни исключают друг друга! Не новизна построения проблемы, не строй ведущей точки зрения, но проблемы в её имманентном смысле - вот что оказывается решающим.
И вышло так, что в отношении философии ценности не только стала исчезать её оригинальность (поскольку она всегда находила лишь умелое применение и умело используемое комбинирование отчасти подлинных воззрений: Дильтей, Брентано), но и самой её оригинальности не оказалось, а именно, - что является единственно решающим для науки, - фактически, она оказалась невозможной. Следует понять «почему» этой невозможности, мотивацию отсутствия подлинно-научной проблематики, - что само по себе осуществимо только лишь в конкретном анализе данной проблемы как таковой.
В начало всего - всеобщее, методическое! Феноменология и исторический Метод; их абсолютное единство в чистоте понимания жизни самой по себе (ср. с этим философско-историческую концепцию марбургской школы или книгу Хёнигсвальда «Философия древности»10). Для того, чтобы обеспечить себе подлинное понимание, феноменологически-научный спор с философией, уже достигшей исторического оформления в истории духа, должен охватить две сферы постановки задач: понять духовно-историческую мотивировку исторически фактического оформления данного типа и попытаться понять этот тип в подлинности его проблематики.
Полагать, что два этих способа рассмотрения различны (один исторический, а другой систематический), будет самообманом, поскольку нет никакого подлинного понимания без возвращения к изначальным мотивациям, и поскольку вообще не возможна никакая научная система сама по себе, т.е. поскольку разделение в целом на историческое и систематическое, которое ещё повсюду управляет сегодня философией, является неподлинным, мы можем с позитивной точки зрения показать, как такая феноменологически-историческая дискуссия представляет идентично-единый, изначальный метод феноменологического исследования.
Всеобщим для философской критики является: в самом существе феноменологической практики заложено то, что она никогда не может стать негативной, некоторым выявлением неопределённостей и несоответствий, противоречий и ложных заключений.
Феноменологический критерий: все вышеперечисленные предикаты не принадлежат области феноменологических критериев. Феноменологический критерий - это только понимающая очевидность и очевидное понимание переживаний, жизни самой по себе - в эйдосе. Феноменологическая критика заключается не в том, чтобы опровергать, приводить контр-аргументы, но в том, чтобы понять критикуемое положение там, откуда оно происходит в соответствие со своим смыслом. Критика - это выслушивание подлинных мотиваций. Нет вообще никаких «неподлинных» мотиваций, и как таковые они понимаются только исходя из подлинных. Феноменологически подлинное выказывает само себя и вовсе не нуждается в каком-либо (теоретическом) критерии.
Абсолютная переориентация относительно научных требований и чаяний. Решающим является качество и интенсивность понимания. Количественность и усложнённость, замкнутость и строй параграфов второстепенны. Всё это не только не помогает, но и препятствует подвижности понимающих переживаний.
Перестройка в чувственности ради абсолютности изначальной очевидности. Погружение в полную независимость от теоретических доказательств, оснований и объяснений, исходящих из общей системы. Перераспределение и перерасположение порядка доказательности. Никаких принадлежащих недосмотру и недовниманию исключений очевидности. Всякого рода отягощающая и замедляющая аргументация при помощи нападок в феноменологии не только бесцельна, но и противна её духу.
Всякое вопрошание в феноменологии является не конструктивным, понятийно дедуктивным и диалектичным, а возникающим из Что, quale феномена и нацеленным на него; никакого высокопарного, необоснованного понятийного вопрошания!
Ь) О цели данного курса лекций
В заглавии темы относительно того или иного вывода ещё не акцентированное, индифферентное параллельное движение феноменологии и трансцендентальной философии ценности только едва намечает собственную цель лекционного курса, который движется к феноменологической критике трансцендентальной философии ценности.
Здесь вовсе не имеется ввиду простой, и наверное интересный, контраст двух философских "точек зрения", очередной выпад одного "направления" против другого. Всякая того или иного происхождения и компетенции философия, исходящая из тех или иных точек зрения, во всём безоглядном радикализме постановки вопроса должна быть показана как псевдофилософия, и именно так, что при таком показе мы проникнем в подлинный слой подлинно философской проблематики и методики. Подлинная критика всегда позитивна - и феноменологическая критика, если она будет таковой, может быть вообще только позитивной. Запутанные, прояснённые лишь наполовину, ложные постановки проблемы она преодолевает и отвергает только посредством указания на подлинную проблемную сферу. Она оказывается от деятельного отслеживания логических несогласованностей в отдельных системах, от поиска так называемых внутренних противоречий, от возражений на отдельные несогласованности теорий.
Речь идёт о принципах всей духовной жизни и о прозрении в существо всего относящегося к самим этим принципам. Что в то же время означает: феноменологическая критика, позитивная цель которой видеть и дать увидеть в качестве подлинных, истинные истоки духовной жизни вообще, выступает только против таких философских воззрений, которые в феноменологически-критическом исследовании могут привести к подлинному проблемному полю.
Такого рода дискуссия прямиком становится научным долгом по отношению к философии, основывающейся на серьёзной работе, притязающей на научность и в то же время убеждённой в необходимости дальнейшего развития великих традиций Канта и немецкого идеализма в их прежних тенденциях. Спор с этой философией становится спором со всем 19-м столетием. Вместе с марбургской школой философии трансцендентальная философия ценности принадлежит к самым значительным философским направлениям нашего времени. Она также может быть названа баденской или фрейбургской школой, что ещё имело место до 1916 года, когда Виндельбант преподавал в Гейдельберге, а его ученик, Рикерт систематически обосновавший философию ценности, преподавал здесь.
Поскольку для всякого феноменологического исследования решающее значение имеет понять смысловые, подлинные мотивы определённой проблемы, по отношению к трансцендентальной философии ценности возникает задача сделать очевидной её проблематику в её имманентной, духовно-исторической мотивации, что вовсе не является выявлением так называемых " исторических влияний", но понимающим...11
1 См.: Мокроусов А.Б., "Воротишься на родину: С. Мандельбаум, curriculum vitae" в "Новый круг", 4, 1995 г., стр. 212 - 233 и Шестак Е.П. "Рукописное наследие С. Мандельбаум, описание" в "Материалы II-й Научной конференции КГУ, посвященной С. Мандельбаум", Киев, 1990г.
2 M.Heidegger, Gesamtansgabe, Bd. 56/57, Frankf.
3 Следует понимать эйдетическую проблему сущности, смысла и содержания. См. Emil Lask, Die Lehre vom Urtell, Tubingen, 1912, S. 118 (Эмиль Ласк, "Учение о суждении", Тюбинген, 1912, стр. 118.) Тем самым и вместе с тем устанавливаются проблема мира и переживания (теоретическое) и его подлинность! Вообще феномен значительности.
4 Предполагается рассмотрение трансцендентальной философии Канта и указание на впервые им сформулированную трансцендентально- философскую проблематику; Теория против теоретической проблемы (математическое естествознание).
5 Wilhelm Windelband, Kulturphilosophie und transzendentaler Idealismus (1910), in: Präludien. Aufsätze und Reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 5. erweiterte Auflage, Tübingen, 1915, Bd II, S.286 f. (Вильгельм Виндельбант, «Философия культуры и трансцендентальный идеализм" (1910), в: «Прелюдии, статьи и речи о философии и её истории», 5-е расширенное издание, Тюбинген, 1915, т.II, стр. 286); Heinrich Rickert, Zur Lehre von der Definition, 2. verbesserte Auflage, Tübingen, 1915; его же, Der Gegenstand der Erkenntnis, Freiburg i. Br. 1892. (Генрих Рикерт «Учение об определении», 2-е, дополненное издание, Тюбинген, 1915; его же: «Предмет познания», Фрейбург-ин-Брисгау, 1892.
6 Windelband, Geschichte und Naturwissenschaften (Strapburger Rektoratsrede) 1894, in: Präludien II, S. 136-160. (Виндельбант, «История и естествознание», ректорская речь в Страсбурге) 1894.
7 5 Edmund Husserl, Logische Untersuchnngen, Bd.I: Prolegomena zur relnen Logik, 2. umgearbeitete Auflage, Halle a.d. S. 1913 (Эдмунд Гуссерль, «Логические исследования», т.1: Пролегомены к чистой логике, 2-е, переработанное издание, Халле, 1913).
8 6 Emil Lask, Die Logik der Philosophie und die Kategorienlehre, Tübingen, 1911 (Эмиль Ласк, «Логика философии и учение о категориях», Тюбинген, 1911); его же, Die Lehre von Urteil, Tübingen, 1912 (его же: «Учение о суждении», Тюбинген, 1912); Rickert, Der Gegenstand der Erkenntnis, 1892, 1904, 1915 (Рикерт, «Предмет познания», 1892, 1904, 1915 гг.)
9 Lask, Logik, S.271 ff.
10 Richard Hönigswald, Die Philosophie des Altertums, München, 1917. (Рихард Хёнигсвальд, Философия древности, Мюнхен, 1917).
11 В этом месте обрывается рукописный вариант введения.