Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
10. Концептуализм и минимализм в американском, европейском и советском искусстве.
Минимализм (как термин) возник для определения американского искусства в 50-х годах и расспространился на дизайн в целом в ответ на излишнюю эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов. Поставило своей целью создание лишь «простейших структур», являющихся первоосновой творчества. Джон Кейдж, Д. Джад Оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы: сталь, пенопласт или флюоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, зато рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма 1950-х. Функциональность - основное свойство минимализма, благодаря которому в минималистическом интерьере не только возможно, но и удобно жить. "less is more" меньше значит больше, главная заповедь минимализма (Мис ван дэр Роэ-голландский архитектор). Его истоки в конструктивизме, супрематизме, дадаизме. Непосредств. предшественником М. является амер. художник Ф. Стелла, представивший в 1959-60 серию “Черных картин”, где превалировали упорядоченные прямые линии. Один из самых значительных американских художников послевоенного периода минималист Д. Джадд, который в своих работах использовал «конкретные объекты» и описывал свою деятельность как «простое выражение сложной мысли», («Без названия», представляющего собой стенной рельеф из десяти полочек). Работы Джадда обращают внимание на взаимосвязь между объектом, зрителем и окружением. Идея концептуальной предопределенности творческого процесса в Минимализме получила развитие в концептуализме; представление об искусстве как действии, пространственно-временном опыте освоения окружающей среды оказалось созвучно американским течениям антиформы, саморазрушающегося искусства и постминимализма второй половины 60-х гг.
Минимализм стремится к депсихологизации творчества. В середине 1970-х московский концептуальный круг приобрел линейность традиции: в нем возникло второе поколение. Центральной его фигурой постепенно стал Андрей Монастырский, а центральным феноменом - группа «Коллективные действия». Искусство как «элементарная поэзия» (Монастырский). Это построение простейшего эстетического события: появления, исчезновения, протекания времени, зрительного или звукового сигнала. Поскольку инсценируемое событие атомарно, если вообще достигает порога восприятия, такая эстетика может быть названа «минимализмом», хотя этот минимализм не стоит соотносить с американской минималистской скульптурой 1960-х годов (трехмерными геометрическими абстракциями): то было доконцептуальное явление, тогда как русский минимализм - часть концептуализма, поскольку подчинен идее критики текста. Минимализм в русском контексте - отнюдь не то же самое, что абстракция или лаконичность: он игнорирует пластику модернизма, не разделяя представления о самоценности визуального. В русском искусстве вообще почти не существует традиции эстетизации «немногого» («сигналы» Плотникова 1950-х годов - редкое исключение), однако есть богатая традиция эстетизации «ничто», в том числе и через поэтический жест. Западный минимализм - Огромное значение для московских художников имела минималистическая музыка Джона Кейджа. Еше одним важным ориентиром была философия дзэн с ее культом загадок без ответа и идеалом недеяния. Кабаков категории отсутствия и пустоты. Так в СССР выстроилась минималистическая эстетика, которая вскоре показала свою способность вмещать сакральные категории, поэтому ее можно было бы называть богословским термином «апофатическая» (говорящая о божественном, но допускающая лишь отрицательные определения). Феномен «сакрального минимализма», представляет собой парадокс (минималистские и концептуалистские стратегии обычно пресекают всякие попытки сакрализаиии чего бы то ни было), но это один из центральных парадоксов русского искусства, которое традиционно понимает себя в качестве эмблемы невыразимого. В 1960-е годы во всем мире искусство окончательно уравнивается не с созданием новой формы или даже новой идеи, а с критическим исследованием того, что уже существует и не может быть изменено. Концептуали́зм (мысль, представление) литературно-художественное направление постмодернизма, оформившееся в конце 60-х начале 70-х годов ХХ века в Америке и Европе. Концептуализм, влияние которого определяет всю вторую половину века, не отрицает традиционное искусство, но равнодушно удаляется с его поля в пространство некоей «другой деятельности». Она граничит с наукой, литературой, философией, но не идентична им: статус этой деятельности - стоящая надо всеми профессиями критика вообще, диагностика любых отчуждений. Концептуализм видит текст в любом феномене природы или культуры, описывая его только как систему условностей (Витгенштейн «о чем нельзя говорить, о том следует молчать»). Концептуальная эстетика в СССР зарождается в конце 1960-х годов на специфическом фоне: в стране, которая пыталась упразднить любые отчуждения, как социальные, так и эстетические, и создать сакральное, райское пространство, где были бы забыты негативные категории, различия и условности. Любое исследование (обнаружение) негативных категорий в «райском» мире запрещалось как диссидентское. К середине XX века советская эстетика неофициальное искусство зашли в тупик глубокого безумия. Но концептуализм предложил выход в сторону здравого смысла. Он подорвал основу советского искусства - отказ от критической рефлексии, вписав советское искусство в авангардный проект. «Московский концептуализм», таким образом, является завершением национальной традиции в XX веке (специфика которой объясняется изолированностью страны); сам термин не означает, что это искусство всегда и стопроцентно концептуально. Слова «московский коцептуализм» следует всегда мысленно заключать в кавычки. В СССР начала 1970-х годов было два близких круга, где эта эстетика культивировалась (Москве). Один, круг Ильи Кабакова, условно называется собственно «московским концептуальным кругом» (Кабаков, Виктор Пивоваров и другие); другой представляли Виталий Комар и Александр Меламид, которые дали своему проекту название «соц-арт». Сформировались к 1972 году. Если концептуализм вообще есть род мыслительной процедуры, проделываемой над текстом, то в том случае, когда этим текстом является советская идеология, а процедурой - игровое погружение в нее, перед нами соц-арт». Соц-арт передислоцировал художников с поля традиционного искусства на бастионы идеологии. Московский концептуальный круг сместился скорее в область литературы; речь шла о создании гибридных форм, - альбома, картины-«стенгазеты» (Илья Кабаков), пространственного текста (Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн), литературного комментария к зрелищу (группа «Коллективные действия»). Илья Кабаков - небольшие листы бумаги или огромные листы оргалита, но в любом случае - белый экран, где нарисованы или приклеены инфантильные предметы (палка, мяч, муха...) и написаны от руки фразы. Фразы принадлежат фиктивным персонажам, которые позволяют себе высказывать о предметах суждения или устанавливать логические связи («Анна Борисовна Стоева: "Чья это муха?". Николай Маркович Котов: "Это муха Ольги Лешко». На раннем этапе московского концептуализма гипертрофия словесного комментария (внутри произведения или вокруг него) отнюдь не исключает столь же навязчивой потребности в изображении, архаической «картинке». Ее уже нельзя понимать ни реалистически, как утверждение («нечто есть»), ни соцреалистически, как требование («нечто должно быть»); изображение вовлекается в систему условных отношений «если, то» и может свидетельствовать как о данности, так и об отсутствии. В серии рисунков Интерпретация знаков(1968) Бытовая сценка всякий раз дополнена скрупулезной «легендой»: кусок стены между креслом и диваном - «крупный долг одному приятелю». Изображение и комментарий здесь не в силах соответствовать друг другу и взаимно разочарованы, а художник выстраивает параллели лишь затем, чтобы очертить контуры того, что ими не схватывается, границы «невыразимого». В московском концептуализме нет той легкости обмена визуальности на текст, конвертируемости одного в другое, которыми пронизан концептуализм западный; Кабаков, напротив, культивирует ощущение неадекватности этого перевода, чреватого невосполнимой потерей. Кабаков проявляет интерес прежде всего к тому, «о чем следует молчать», сообщая о присутствии таинственного пустотой и белизной фона. Именно поэтому искусство круга Кабакова Борис Гройс в 1979 году определил как «московский романтический концептуализм. Прообраз советская визуальная пропаганда противопожарные щиты с огнетушителем, стенгазеты, монтаж текстов = Текстовая инсталляция для массового зрителя. Кабаков «Запись на Джоконду» (гигантские билеты единственное свидетельство ог знаменитой картине)=гипертрофия текста. Виктор Пивоваров: Картины- стенды. «Проекты для одинокого человека». Детский уровень мировосприятия. Искусство на уровне персонажа, а не на уровне автора одна из принципиальных позиций московского концептуализма. Игра в выдумывание фиктивных человечков. Выход из ситуации и описание самой структуры персонажности (Кабаков), радикально войти в ситуацию и довести до бсурда позицию советсвого художника-персонажа (Комар и Меламид кции Eat-art и "Искусство принадлежит народу"). Феномен станковой картины. 1910 год позиция художника «критика картины»; 1970 «критика картиной». Структура полотна «окно в мир» - художник обнаруживает истинные намерения советской (идеологической) картины: быть не окном, а экраном. Эрик Булатов, Олег Васильев. Установка на плоскость, агрессивная плакатность/ пространство созерцания. Создание мифа о Рае (Фаворский). Эрик Булатов: фатальная лживость языка соцреализма. Пространственная схема серя абстрактных тоннелей 60-х. (движение сквозь картину в глубину). Предмет не должен сопротивляться, язык должен достичь точки абсолютной нейтральности = ретуширование фотографических открыток неиспорченный вариант соцреализма). «Горизонт» - горизонт предмет романтической тяги и устремлений персонажей картины закрыт красной полосой орденской ленты. Картина окно в магическое пространство (мифология). Булатов напоминает о том., что окно это закрыто, помещая на «стекле» идеологический барьер. «Не прислоняться» (пейзаж). Конфликт двух структур традиционного пространства и советского коллажа. Первое требует времени, второе приходит к зрителю готовым (ни этики труда, ни этики созерцания). Кабаков считает, что картина-окно невозможно. Искусство форма экрана. Художник ускользает от интерпретации, отказываясь признать ее финальный характер. На психологическом уровне эта потребность быть непойманным в кругу московского концептуализма получила название «колобковости». Концептуализм в США/Европе. В концептуализме концепция произведения важнее его физического выражения, цель искусства в передаче идеи. Концептуальные объекты могут существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов. Объектом искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест. Один из основоположников течения, американский художник Джозеф Кошут, видел значение концептуализма в «коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства или как функционирует сама культура … искусство это сила идеи, а не материала». Классическим образцом концептуализма стала его композиция «
Один и три стула» (1965), включающую стул, его фотографию и описание предмета из словаря. Французский художник
Марсель Дюшан подготовил «почву» для концептуалистов своими реди-мейдами. Наиболее известным из дюшановских реди-мейдов был «Фонтан» (1917), писсуар, подписанный художником псевдонимом «R.Mutt» Примеры концептуального искусства 1953
Роберт Раушенберг выставил «Стертый рисунок Де Кунинга» рисунок
Виллема Де Кунинга, который Раушенберг стер. Он поднял многие вопросы о природе искусства, дав возможность зрителю решать, может ли стертая работа другого художника быть творческим актом, может ли быть эта работа искусством только потому, что знаменитый Раушенберг стер её. 1957 Ив Клейн, «Аэростатическая скульптура (Париж)». Композиция из 1001 голубого воздушного шарика в небе для рекламы выставки Le Vid. Клейн также выставил «Одну минуту огненной живописи», которая была голубой панелью, в которой было установлено 16 шутих. Позже в 1957 Клейн объявил, что его живопись теперь невидима и демонстрировал её в пустой комнате. Эта выставка была названа «Поверхности и уровни невидимой живописной чувствительности». «Прыжок в пустоту» 1961
Пьеро Манцони выставил своё собственное дыхание (в воздушных шарах) как «Bodies of Air», а также подписывал тела других людей, объявляя их живущими произведениями искусства. 1962
Пьеро Манцони создал «Основание мира» («The Base of the World»), выставив планету как собственное произведение искусства. 1965 Джозеф Кошут датировал концепцию «Одного и трёх стульев». Презентация работы включала стул, его фото и определение слова «стул». Кошут взял определение из словаря. Известны четыре версии с разными определениями. 1967 «Paragraphs on Conceptual Art» Сола Ле Витта были опубликованы в журнале «Artforum». «Параграфы» отмечали трансгрессию Минимализма и Концептуального искусства. 2005 Саймон Старлинг (Simon Starling) получил Премию Тернера за Shedboatshed, деревянный сарай, который он превратил в лодку, проплыл вниз по Рейну и переделал снова в сарай. Искусство как искусство завет для концептуалистов и минималистов - в частности для Дж. Кошута.
PAGE 4