Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЭКАДАШ
Эка́даши (санскр. - «одиннадцать») - одиннадцатый день (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Индуисты в дни экадаши постятся либо полностью, либо воздерживаются только от зернобобовых продуктов. Особо важное духовное значение экадаши имеет в вайшнавизме.
Значение В день экадаши индуисты воздерживаются от употребления в пищу зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Последователи индуизма полагают, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Так, аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Говорится, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни, а также целесообразен с экономической точки зрения: свершение поста два раза в месяц способно сохранить огромное количество пищи.
Соблюдение экадаши является одной из установленных ведическими писаниями очищающих церемоний, созданных для того, чтобы человек мог духовно возвыситься. Последователи различных направлений индуизма свершают этот пост также с целью обрести милость Бога и освободиться из иллюзии материального существования. Говорится, что сила экадаши столь велика, что постоянное соблюдение поста в эти дни может привести к освобождению индивудуума из цикла сансары. Поэтому экадаши иногда называют «лучшей из всех возможностей».
Правила соблюдения экадаши Наилучший пост в экадаши - это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу, несодержащую зерна или бобовые, и желательно один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов, кроме свеклы; фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и всех овощей, кроме грибов. Вэкадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов индуизма Кришна говорит Арджуне, что тот, кто полностью постится в экадаши, обретет награду полностью, а тот, кто принимает накту, - обретет только половину.
Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать дневного сна, бритья, растирания маслом, употребления орехов бетеля, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период ее менструации, общения с пьяницами, ткачами и прачками. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых также следует избегать: шпината, меда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы), а также принятие пищи в чужих домах. Принимать гомеопатические лекарства в день экадаши могут только больные. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-либо. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.
Если экадаши случайно не был соблюден, можно провести его на следующий день - двадаши и прервать пост на третий день -трайодаши. Если в лунном календаре экадаши совпадает с дашами - десятым лунным днем, то нет необходимости ограничивать себя постом, но если он совпадает с двадаши - двенадцатым днем луны, то такой экадаши называется «чистым экадаши» илимахадвадаши и его рекомендуется строго соблюдать. Махадвадаши обычно также называют экадашами.
После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в течение 2,5 часов после восхода солнца на следующий день, в двадаши. Согласно индуистским писаниям, каждый, кому больше пяти лет, должен соблюдать пост в экадаши.
Блага, получаемые от поста в дни экадаши В писаниях индуизма говорится, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто дает милостыню в день санкранти (равноденствия), получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов. Так же сказано, что пост в экадаши дает тот же результат, что и посещение святого места паломничества Курукшетры во время солнечного или лунного затмения. Кроме того, человек, соблюдающий полный пост в экадаши, достигает блага, в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи. Более того, тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет. Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, обретает благо, в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. Следует заметить, что человеку, накормившему одного брахмачари, воздается в десять раз больше, чем накормившему в своем доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше этого благо от выдачи чистой девушки замуж за молодого, хорошо образованного и порядочного человека. Но в 10 раз более благоприятнее этого - правильное воспитание детей и наставление в их духовном пути, без ожидания какой-либо награды. Однако же, в 10 раз лучше, чем это, подавать хлеб голодному. То есть благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить
Этот Сапхала Экадаши приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе. Слава этого экадаши описана в«Брахманада Пуране» в беседе Господа Кришны и Махараджа Юдхиштхиры.
Махараджа Юдхиштхира спросил: «О, Кришна, как зовётся тот экадаши, что приходится на период убывающей луны в месяце декабре/январе и как человек должен соблюдать его? Пожалуйста, подробно расскажи мне об этом».
Верховный Господь Кришна ответил: «О, лучший из членов династии Бхараты, как Шеша лучший из змей, Гаруда лучшая из птиц, жертвоприношение коня лучшее из жертвоприношений, Ганга лучшая из рек, Господь Вишну лучший из богов, а брамины лучшие из людей, так и Экадаши лучший из обетов. О, лучший из царей, человек, соблюдающий экадаши, очень дорог Мне. Та заслуга, которую можно приобрести, совершая аскезы на протяжении пяти тысяч лет, достигается просто благодаря соблюдению экадаши.
В городе Чампавати некогда жил царь по имени Махисмата. У царя было четыре сына. Старший из сыновей, Лумпака, был великим грешником. Он поносил браминов, Вайшнавов и полубогов, и был очень привязан к азартным играм и проституткам. Злокозненный Лумпака жил в джунглях и грабил подданных своего отца. Хотя он попадался на разбоях, граждане отпускали его, зная, что он царский сын.
Лумпака питался сырым мясом и фруктами. В лесу росло баньяновое дерево, которому поклонялись так же, как полубогам. Какое-то время Лумпака жил под этим деревом.
Однажды случилось так, что накануне дня экадаши, что выпадает на убывающую луну месяца ноября/декабря, Лумпака, будучи ослабленным и изнурённым, потерял сознание. Очнулся он в полдень экадаши. В тот день Лумпака не мог убить ни одно животное, поскольку ослаб. Поэтому он лишь съел немного фруктов, предложив их предварительно Господу Вишну. К тому времени солнце село. Всю ночь Лумпака бодрствовал. Поскольку Лумпака постился и бодрствовал, то он неосознанно соблюдал Сампхала Экадаши.
Господь Мадхусудана принимает поклонение и обет соблюдения этого экадаши, возложенный на себя практикующим. В результате того, что Лумпака соблюдал Экадаши, он стал правителем огромного царства. Утром следующего дня (после экадаши) перед Лумпакой предстал божественный конь; послышался голос с неба, сказавший: «О, принц, милостью Господа Мадхусуданы и благодаря влиянию Сапхала Экадаши ты получишь царство и станешь беспрепятственно править им. Возвращайся к отцу и наслаждайся властью».
Следуя этому наставлению, Лумпака вернулся к отцу и возложил на свои плечи бремя ответственности царя. Впоследствии у него появилась прекрасная жена и родились замечательные сыновья. Так счастливый Лумпака правил своим царством. Соблюдая обет Сапхала Экадаши, люди достигают славы в этой жизни и освобождения в следующей. Слава людей, соблюдающих этот Экадаши, не знает себе равных. Соблюдая этот Экадаши, человек получает результат совершения жертвоприношения Ашвамедха.
Подробнее: http://ekadash.ru