Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Модели развития универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Ученый

(годы жизни)

Политические понятия, используемые в учении

Основной вклад данного ученого в развитие политологии

Г.Зиммель

(1858-1918)

Социальные процессы –

К ним относят постоянные, независимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: подчинение, господство, соревнование, примирение, конфликт и т.д.

Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).

«Модели развития» - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности её членов.

  1.  1. Создал теорию социальных взаимоотношений.
  2.  2. Основоположник конфликтологии.

Э.Дюркгейм

(1858-1917)

Аномия – состояние общества, в котором ценности и нормы перестают быть ясными ориентирами должного поведения.

Социальная солидарность – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.

Механическая солидарность – типична для традиционного, архаического общества, основывается на неразвитости и сходстве составляющих общество людей: индивид не принадлежит сам себе и коллективное сознание целиком покрывает индивидуальные особенности. Органическая солидарность порождается разделением общественного труда.

  1.  
  2.  1. Выделил специфический предмет социологии – социальную сферу.
  3.  2. Разработал методологию и методы социальных исследований.

Платон (428 или 427 до н. э., — 348 или 347 до н. э.)

Политическая утопия - жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества.

Тимократия — власть военачальников. Наиболее близкая к идеалу форма правления. Такие люди становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это всегда добыча, а значит и чьё-то обогащение. Ну а богатство — это власть, формируется олигархия.

Олигархия — власть немногочисленных богатых. Но богачи ущемляют бедных, коих всегда большинство, и они, в свою очередь, захватывают власть.

Тирания — бесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Для удержания власти ему нужна война, которая в конечном счете приводит государство к тимократии.

Аристократическая республика — это форма правления, при которой государственная власть находится в руках меньшинства, которое правит определенное время до следующих выборов.

Демократия — власть большинства. Характеризуется усилившимся расслоением на богатых и бедных; ведет к восстаниям.

Один из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.

И в настоящее время его труды играют большое значения в науке.

Платон был первооткрывателем в сфере философского освещения обширного комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих из них отмечена печатью его творческого гения. В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные.

Аристотель (384 до н. э.,  — 322 до н. э)

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Труды Аристотеля можно оценить как с точки зрения ученого, так и с точки зрения обычного обывателя, так как в них большое количество как чисто научной информации, так и такой, которая может быть интересна абсолютно каждому. Сжатый проект идеального государства, намеченный Аристотелем, как и всякая утопия, есть по сути смесь черт вымышленных, надуманных в отличие от существующих форм государственности, с чертами, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. Особенность «Политики» в том, что в ней черты реальные, исторические явно преобладают над утопическими. Путь к наилучшему государству лежит, по Аристотелю, через область познания того, что существует в действительности. Именно поэтому «Политика» Аристотеля — ценнейший документ как для изучения политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического периода и имевших в нем свою опору политических теорий.

Цицерон (106 до н. э —43 до н. э)

Естественное право (Истинный закон) — это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая.

Государство (respublica) - предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, «общий правопорядок».

Оптиматы (лат. optimus — наилучший) — идейно-политическое течение в Древнем Риме во II—I вв. до н. э., которое выражало интересы сенатской аристократии, т. н. нобилитета.

Популя́ры (лат. populares от populus — народ) — идейно-политическое течение в поздней Римской республике конца II—I вв. до н. э., противостоящее оптиматам и отражавшее интересы плебса (пришлое население Древнего Рима), прежде всего сельского.

Цицерона можно считать одним из основоположником понятия правового государства, которая в последующем имела много приверженцев, вплоть до современных сторонников данной идеи.

Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы, историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов. Пристальный интерес к его идеям проявляли мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как великого республиканца, борца за свободу и справедливость пользовались у деятелей Французской революции (О. Мирабо, М. Робеспьера и др.).

В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о формах государства, о смешанном правлении, о государстве как деле народа и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине как субъекте права и государства (Ф. Аквинский, Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения Цицерона по этому кругу проблем находятся в поле внимания многочисленных современных интерпретаторов.

Николо Макиавелли (1469— 21 июня 1527)

Государство - политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Воинская обязанность — долг и обязанность граждан с оружием в руках защищать государство и нести воинскую службу в рядах вооружённых сил.

Политика - рассматривается им автономно, как самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали.

Добродетель (virtu) – это сила, идея доблести близка по значению к ницшеанской идее "воли к власти". Это динамика и сила, смелость и дерзость, необходимые для того, чтобы воспользоваться подходящим моментом с наибольшей выгодой.

Макиавелли, возможно, один из немногих деятелей эпохи Возрождения кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя.

Новаторская политическая концепция Макиавелли опиралась на глубокое осмысление исторических судеб древних государств, их взлетов и падений, но не в меньшей мере и на вдумчивый анализ опыта современности, особенно тяжелейших испытаний, выпавших на долю Италии в связи с иноземным нашествием. Заслугой его стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего, стремление определить закономерности эволюции государственных форм — все это вне теологического контекста, характерного для средневековой политической мысли. В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт.

Томас Гоббс (1588— 4 декабря 1679)

Механистический материализм - Материализм, отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению.

Государство - рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех»;

Правовой позитивизм - состоит в том, чтобы признавать в качестве правовых только нормы позитивного права и сводить любое право к нормам, действующим в данную эпоху и в данном государстве, не обращая внимания на то, справедливо это право или нет.

Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми.

Автор теории общественного договора.

Гоббс создал первую законченную систему механистического материализма, соответствовавшего характеру и требованиям естествознания того времени.

Итак, можно сделать вывод, о том, что учение Гоббса отражало интересы утверждающейся буржуазии, буржуазные представления о человеке (в отличие от феодально-религиозных) как о прирожденном эгоисте, индивидуалисте, когда каждый ищет для себя добро, избегая зло. Гоббс и его индивидуалистический подход к государству были знаменем борьбы с феодальной сословностью, корпоративностью, он подчеркивал принципиальное равенство людей как частей природы, отрицал религиозные концепции происхождения государственной власти.

Гоббс разработал рационалистическую концепцию происхождения и сущности государства.

Джон Локк (1632—1704)

Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

Естественное право — право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

Демократическая революция - восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.

Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства.

Разрабатывал идеи демократической революции.

Шарль Луи де Монтескье (1689 —1755)

Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами.

Принцип правления - основополагающая идея, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политический либерализм — убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Либерализм — общественное движение, провозглашающее свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества, поддерживающее (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции, поддерживающее (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод.

Считается основоположниками современных форм представительной демократии (совместно с Жан Жаком Руссо)

Монтескье установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления.

Политические и правовые идеи Монтескье оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескье обрел европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Кант (1724—1804)

Государство (civitas) - это объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Форма государства - форма государства вообще, то есть государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права, причем идея эта служит путеводной нитью (norma) для любого действительного объединения в общность (следовательно, во внутреннем).

Народный суверенитет - источником суверенитета является монарх, которого осуждать нельзя, так как он «не может поступать не по праву.

Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В XX в. Кантовская методология оказала воздействие на возникновение структуралистских, интуитивных и экзистенционалистких концепций власти, на формирование "концепции социального действия" М.Вебера ; как либерал Кант оказал большое влияние на Вильгельма фон Гумбольдта, который подходил к рассмотрение государства, как и Кант с позиции гуманистического индивидуализма, он также считал, что цель существования государства это служение обществу, т.е. отсюда мы видим сходство с Кантом который говорил, что государство должно существовать на благо общества.

Гегель (1770 — 1831)

Государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом.

Государь — формальный глава, объединяет государственный механизм в единое целое.

Исполнительная власть — чиновники, управляющие государством на основе закона.

Законодательное собрание - призвано обеспечить представительство сословий. Его верхняя палата формируется по наследственному принципу из дворян, тогда как нижняя — палата депутатов — избирается гражданами по корпорациям и товариществам.

Бюрократическая система — опора государства. Высшие государственные чиновники обладают более глубоким пониманием целей и задач государства, чем сословные представители.

Гражданское общество (или буржуазное общество) — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности». Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники).

Частная собственность – собственность, которая делает из человека личность. Уравнение собственности — неприемлемо для государства.

Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных идейно-теоретических позиций.

Маркс (1818—1883)

Коммунизм - явит  собой  высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей».

Надстройка - исследовательский прием, призванный  доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в "материальных жизненных отношениях", опираются на "реальный базис"  и в своем бытие зависят от него.

Казарменный коммунизм - предельно вульгаризированные, примитивные представления о коммунизме как о строе, для которого характерны аскетизм в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм узкого слоя «революционных лидеров», бюрократизация всей системы общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанций.

Научный социализм - это наука о познании и преобразовании мира в коммунистическом направлении.

Люмпен-пролетариат — термин, обозначающий низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и другие). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками.

Реальный базис -  производственные отношения не только лежат в основании политической и юридической надстройки, но и образуют ее условие, определяют ее саму.

Не будучи особо влиятельными при жизни, его идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную) стали смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически всех революционистских движений 20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную исключительность. (А. Лабриола в Италии, Г. Плеханов и В. Ленин в России, К. Каутский и Р. Люксембург в Германии и др.)

Энгельс (1820— 1895)

Коммунизм - явит  собой  высокоорганизованный, гармоничный и планомерно развивающийся «союз свободных людей».

Казарменный коммунизм - предельно вульгаризированные, примитивные представления о коммунизме как о строе, для которого характерны аскетизм в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм узкого слоя «революционных лидеров», бюрократизация всей системы общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанций.

Научный социализм - это наука о познании и преобразовании мира в коммунистическом направлении.

Энгельс показал определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности на появление и развитие государства.

Н.М.Карамзин (1766 - 1826)

Прогресс - заключался в развитии гуманности, цивилизации, просвещения и терпимости.

Цивилизация – избавление от грубости чувств и мыслей (изящная словесность, поэзия и романы будут этими великими цивилизаторами).

самодержавие в понимании Карамзина представляло собой надсословную силу, обеспечивающую самобытное, мирное и великое историческое развитие страны.

Республика как организация государственной и общественной жизни для него означала достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном состоянии общества.

Дворянство рассматривал как сословие, пользующееся особыми привилегиями, обеспеченное уважением и достатком. Дворяне должны занимать высокие посты в армии и на государственной службе, но тем не менее повторял, что и для низких сословий нельзя «заграждать пути» к чинам и званиям, если они обладают способностями и имеют «превосходные знания».

Духовенство – «учительское сословие», и поэтому оно должно обладать высоким нравственным потенциалом и образовательным уровнем.

Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России.

Сформулировал тезис, который вызвал возмущение будущих декабристов - "история народа принадлежит царю".

Карамзиным сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ.

Возражения Карамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном и общественном строе России и их аргументация были восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи.

Считается основателем русского консерватизма

П.Я.Чаадаев (1794 -1856)

«Патриотизм лени» (лени, в первую очередь умственной) – патриотизм, не позволяющей трезво взглянуть на отечественные недостатки, с тем чтобы иметь возможность их исправить.

Проблемы, поднятые им обострили идейные споры в среде дворянской интеллигенции. В ходе полемики сложились два течения в российской общественно-политической мысли – славянофилы и западники, отстаивавшие различные пути развития России.

Б.Чичерин (1828- 1904)

Свобода - 1)отрицательная сторона - независимость от чужой воли; 2)положительная - возможность действий по своему побуждению, а не по внешнему велению.

Субъективное право — это законная свобода человека что-либо делать или требовать;

Объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и устанавливающий права и обязанности участников правоотношений.

Собственность - необходимое проявление свободы.

Государство – это "союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага".

«Материал», из которого создается государство -  земля, представляющая область, на которую про­стирается верховная власть, и народ, или совокупность граждан, ей подчиняющихся.

Первоначальный способы возникновения государства - является преобразование иных союзов в государственный либо свободное волеизъявление людей.

Производный способ — это объединение или распад уже существующих государств.

Патриархальная власть - существующая в роде или племени; онасохраняет частный характер, исходя из кровного союза;

Гражданская власть - существующая в товариществах и корпорациях; по своему происхождению она носит частный характер, получая подлиннообщественное значение, если корпорация становится органом государства;

Церковная власть - имеющая исключительно нравственное значение;

Государственная власть - являющаяся чисто общественной по своей природе, так как владычествует над всеми, имея характер верховной власти.

Субъект государственной власти - государство с системой его органов, что отвечает современным представлениям.

Представитель и один из основателей (вместе с С.М.Соловьёвым и К.Д.Кавелиным) «государственной школы» в русской историографии.

В течение длительного времени Б.Н. Чичерин являлся единственным видным русским ученым, отстаивавшим идею естественного права в науке. Он разработал оригинальную естественно-правовую концепцию европейского уровня. Оригинальность концепции Чичерина заключается прежде всего в системной взаимосвязанности всех ее элементов, в связи с чем устраняются противоречия между позитивным и идеальным правом. Гражданская свобода и политическая свобода рассматривались им как две различные, но взаимообусловленные формы свободы лица, причем политическая свобода оценивалась им как необходимый фактор обеспечения индивидуальной свободы лица.

Заслуга Б. Н. Чичерина состоит в том, что ему удалось определить границы деятельности верховной власти, которые она не должна нарушать, — это сфера субъективной нравственности и личного интереса. Теоретики конца XIX — начала XX в. пытались установить критерий ограничения власти либо путем определения ненарушаемых прав и свобод граждан (Ф. Ф. Кокошкин, Н. М. Коркунов), либо посредством правового самоограничения государства (Г. Еллинек, Н. И. Палиенко). При чичеринской постановке проблемы права в целом нелегко определить реальное соотношение власти и права (в субъективном его значении), поскольку власть уже существует как нечто данное, в то время как права лица в определенной степени, в зависимости от стадии общественного развития, представляют собой лишь требование, которое власть должна учитывать.

Н.Бердяев (1874- 1948)

Государство - объективная природная и историческая реальность, которая не может быть ни создаваема, ни разрушаема по человеческому произволу.

Нация  -  мистический организм, ноумен, а не феномен исторического процесса; не есть живущее поколение, не есть и сумма всех поколений;  не есть слагаемое, она есть нечто изначальное, вечно живой субъект исторического процесса, в ней живут и пребывают все прошлые поколения не менее, чем поколения современные. Национальное бытие побеждает время. Дух нации противится пожиранию прошлого настоящим и будущим. Нация всегда стремится к нетленности, к победе над смертью, она не может допустить исключительного торжества будущего над прошлым.

Интеллигенция как совокупность духовно-избранных людей страны. То есть духовная элита, а не социальный слой.

Объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы.

Трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Дух - субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность;

природа — объект, вещь, необходимость, определенность, пассивная длительность, неподвижность.

Царство духа - в нем разногласия преодолеваются любовью; отсюда дух не является ни объективной, ни субъективной реальностью.

Анализ Н.А.Бердяевым причин и последствий «революционной стихии» в нашей стране. Ставил вопрос о той эволюционной форме, в рамках которой люди могут свободно сосуществовать. В поисках его решения он пытался анализировать различные типы государственного устройства,

принципов организации общественного и политического бытия, в частности – демократии и социализма. Современный мир, по Бердяеву, требует моральной революции, которая должна восстановить нарушенную иерархию духовных

ценностей.

М.А.Бакунин (1814- 1876)

Народничество — идеология интеллигенции в Российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.

Пропаганда фактами  - главный способ пропаганды среди рабочих масс есть система постоянных мелких восстаний и бунтов, аграрных волнений и т. п.

Государство - это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага.
Анархия - явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций.

Свобода индивида - есть не что иное, как
“отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных”. Со всей определенностью он указывал на тесную взаимосвязь свободы с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, а также на тесную взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной.

Один из идеологов народничества. М.А. Бакунин вошел в историю политической мысли России как родоначальник и крупнейший теоретик анархизма. Утверждал, что цель общественного прогресса состоит в увеличении свободы человека. Главными препятствиями на пути прогресса выступают религия и государство.

Противопоставил государству новую форму организации общества, описанную в формулах безгосударственности, самоуправления, федерации, ассоциации трудовых союзов и общин.

П.А.Кропоткин(1842—1921)

Безгосударственный коммунизм - сочетания индивидуальной свободы и социального равенства.

Анархическое общество - это ассоциация равных, для которых нет надобности ни в какой власти, ни в каком насилии. Свободная кооперация, вольные союзы, основанные на взаимной помощи и солидарности, создадут не только новую жизнь, но жизнь красивую и свободную, где всякая тенденция к однообразию и централизации будет устранена, а частная инициатива будет поощряема.

После смерти М.А. Бакунина Кропоткин стал наиболее авторитетным теоретиком анархизма. Стремился соединить учение анархии с результатами современной ему науки о природе и обществе и, в особенности, с социально-философским учением о взаимной помощи в животном мире и человеческих сообществах.

Разработал идею анархо-коммунистической федерации. 




1. Формирование делового кредо в системе организационной культуры предприятия
2. Контрольная работа- Социальная помощь молодой семье
3. Лабораторная работа- Моллюски промежуточные хозяева гельминтов амфибий
4. Пояснительная записка Введение Народное декоративноприкладное искусство нашей страны ~ неотъемлемая
5. то дискомфорта в животе или других расстройств.
6. всякое вещество годное для поддержания обновления и увеличения тела
7. Предмет юридической психологии ее цели и задачи место в системе наук
8. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ПРОГРАММИРОВАНИЕ УСЛОВНЫХ ОПЕРАТОРОВ ПРОСТЫХ И ВЛОЖЕННЫХ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ
9. Основные этапы эволюционного развития КС 1
10. Замечание- Обязательным в дифференциальном уравнении является только наличие производных или дифференци
11. тема ~ совокупность взаимодействующих элементов сохраняющих относительную самостоятельность в рамках сист
12. Реферат- История городов, особенности формирования и структуры урбанизированных поселений
13. Расчет технико-экономических показателей для СТО
14. Тема 8. Культура Древней Греции Особенности древнегреческой культуры
15. 06 B-100 0
16. 2011 года Согласовано Зам
17.  Трудовые споры- общая характеристика 1
18. Процес пізнавальної діяльності починається із сприймання окремих явищ предметів подій які відбуваються
19. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов Часть II для студентов всех с
20. Англійська мова для студентів технічних спеціальностей