Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Политическая культура и политическое сознание Политическая жизнь общества представляет собой процесс и

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Глава 8

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

1. Политическая культура и политическое сознание

Политическая жизнь общества представляет собой процесс и результат политической деятельности различных социальных групп, слоев, личностей и создаваемых ими политических институтов. Этот процесс, характер поведения субъектов в политической жизни определяется множеством факторов, среди которых экономические, социально-классовые, национальные, а также идеологические, социально-психологические, культурные.

Поскольку в философском аспекте общественное сознание рассматривается как отражение общественного бытия, политическое сознание выступает как отражение политического бытия, т. е. формируется под воздействием всей системы политической жизни, практики политических отношений. Кроме этого, характер политического сознания, как и сама политическая жизнь, во многом предопределяется складывающимися в обществе социально-экономическими, историческими, национальными, культурными и другими предпосылками.

Необходимо отметить, что политическое сознаниене пассивное отражение политического бытия. Оно способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов, а также оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, а через нее на все другие сферы общественной жизни, определять направленность политической деятельности социальных общностей и индивидов. Поэтому в практике управления общественными процессами важно учитывать состояние политического сознания как общества в целом, так и отдельных классов, слоев, групп, стремиться к достижению

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

консенсуса в политических позициях, способствовать формированию такого сознания, которое наиболее полно выражает потребность социального прогресса страны.

Политическое сознание явление весьма сложное, связанное с противоречивым характером развития всех сторон жизни. В нем можно выделить несколько уровней. Оно может выступать на уровнях эмпирического и теоретического, обыденного и научного, идеологического и социально-политического. Неоднородно оно и по социальным функциям. Политическое сознание может быть консервативным или радикальным, реформистским или революционным и др.

Политическое сознание необходимо подразделять на эмпирическое (обыденное) и теоретическое. Первое характеризует непосредственно практический опыт субъекта, второе совокупность идей и взглядов класса, социального слоя или группы людей, возникающих непосредственно из будничной жизни. Оно отличается от первого тем, что в его содержании имеются идеологические и теоретические элементы. Обоим присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции, импульсивность, острота восприятия политических процессов и действий, что придает им особую динамичность, гибкость, способность чутко реагировать на изменившиеся политические условия.

Политическое теоретическое сознание представляет более высокий уровень. Это совокупность идей, взглядов, учений, возникающих на основе научного исследования политических отношений, процессов, институтов и проникновения в их сущность, выявления глубинных взаимосвязей и противоречий, закономерностей развития.

Теоретическое сознание выступает стержнем политической идеологии. Политическая идеология целостное, систематизированное отражение на теоретическом уровне коренных интересов определенного класса, нации, социальной группы, связанных с борьбой за власть и ее осуществление в защиту данных интересов.

Необходимо различать теоретический и идеологический уровни политического сознания. Наука дает знание о предметах или явлениях действительности, будучи совершенно беспристрастной, объективной. Идеология, давая знание, вместе с тем выражает определенное соци-

альное отношение к предмету знания. Это обусловлено социальными интересами классов, с позиций которых в идеологии отражается действительность.

Нередко можно встретить термин «массовое сознание», который употребляется обычно социологией. Массовое сознание это широкая совокупность самых различных духовных образований на уровнях психологии и идеологии, эмоций и логики, обыденного и теоретического знания, рациональных и далеких от науки представлений. Появление массового политического сознания связано с ростом массы людей, участвующих в политической жизни, неоднородным составом участников, усложнением социальных политических отношений в современных условиях.

Политическое сознание является ядром политической культуры личности. Именно оно определяет содержательное богатство политической культуры личности, ее направленность и ценностную ориентацию; направляет политическое действие личности и «указывает» ей на средства и методы политической деятельности, образующие политическую культуру.

Политическая культура аккумулирует особый исторический опыт людей и передает его от одного поколения к другому, способствует внедрению его в повседневную практику людей, выражаясь в их политическом сознании и поведении. Вот почему следует данный феномен рассматривать как диалектическое единство политической активности, сознательности и культуры деятельности в области политики.

§ 2. Содержание политической культуры

Термин «политическая культура» часто встречается на страницах публицистики, где в последнее время она чаще всего упоминается в связи с ее дефицитом в повседневной жизни. При этом политическая культура в обыденном понимании трактуется весьма произвольно. Неоднозначность ее понимания можно отчасти объяснить происходящими в обществе процессами, переоценкой прежних представлений на многие общественно-политические явления.

II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Хотя политическая культура наполняется сегодня новым содержанием, характеризуется специфическими чертами, но тем не менее она не может рассматриваться вне общего понятия «культура», трактовка которого в литературе имеет, как отмечалось выше, много значений*.

Политика как сфера деятельности людей также является одной из форм культуры, сквозь призму культуры оцениваются многие аспекты политической жизнедеятельности.

Политическая культура отражает, во-первых, качественное состояние политической жизни, уровень ее демократизма, эффективность функционирования политической системы. Во-вторых, способ деятельности людей в сфере социально-политических отношений. В-третьих,определенный уровень социально-политической активности, степень компетентности граждан, участвующих в политической деятельности.

Давая общую характеристику политической культуры, можно сказать, что она представляет собой определенный тип поведения людей в сфере политики, сложившиеся механизмы и способы отношения к власти и ее реализации. По своей сути политическая культура разнородна в различных социальных системах.

Политическая культура оценивается не только по вертикальному, но и по горизонтальному измерению. Нельзя представлять социальный прогресс как явление поступательного восхождения от одной формации к другой, от одного типа культуры к другому, более высокому: от средневековья к буржуазности, от буржуазности к социализму. Было бы ошибкой утверждать, что средневековье выше античности; это разные типы культуры. Каждому обществу соответствует свой тип политической культуры,

обусловленный историческими особенностями. Не вдаваясь специально в их классификацию, для примера можно назвать три «чистых типа политической культуры»: 1) патриархальная политическая культура, в которой у граждан отсутствует интерес к политической системе; 2) поддани-ческая политическая культура, которая отличается сильной ориентацией на политическую систему, но слабым участием в ее функционировании; 3) активистская политическая культура, когда граждане заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, что они могут играть активную роль в этой системе*.

В основу типизации политической культуры могут быть положены различные принципы, что позволит дать ее соответствующую классификацию. Отдельные типы политической культуры видоизменяются в процессе исторического развития, наполняясь новым содержанием.

Насаждаемое мифологизированное сознание не способствует творческому восприятию действительности. Практика показала, что люди с иррациональным, мифологизированным сознанием не последовательны в суждениях, не ориентированы на рациональную продуктивную политическую деятельность, а склонны к авторитарным методам, использованию сильной власти.

Такой авторитарный тип политической культуры в до-перестроечной России был порожден административно-командной системой и формировался в духе послушания аппарату власти. Наряду с таким официально-бюрократическим типом вызревала, говоря условно, демократическая политическая культура.

* Так, например, польский социолог Ян Щепаньский, раскрывая многозначный характер культуры, выделяет следующие ее значения, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.

Во-первых, культура охватывает все, что создано человеческим трудом, включая материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности. Во-вторых, значение слова «культура» означает улучшение и облагораживание человеческих обычаев и способов поведения. В-третьих, термин «культура» употребляется в более узком значении, включая высшие создания человека, такие как науку, искусство, религию, литературу, политические и социальные идеи (см.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 39.).

§ 3. Тенденции развития политической культуры

Каковы же особенности становления политической культуры в нашей стране в современных условиях?

Во-первых, следует отметить, что особенность переживаемой ситуации состоит в том, что происходит сложный процесс становления новой демократической политической культуры и преодоление государственно-поли-

* См.: Вятр Е. Социология политических действий. М., 1979. С. 262—

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

тической субкультуры. Он охватывает конкретные элементы политических отношений, т. е. речь идет о формировании культуры осуществления власти и депутатской деятельности, культуры политического общения и самой политической деятельности, парламентской и депутатской культуры, о культуре плюрализма и т. д.

В переживаемый нами момент политическая культура нуждается в более широкой, взаимосвязанной трактовке. К примеру, в западной политологии она понимается достаточно широко и не сводится лишь к умению граждан пользоваться правами, участвовать в политической деятельности. Это понятие охватывает совокупность политических традиций, привычек, учреждений, институтов, которые во многом определяют ход политических процессов в конкретных ситуациях. Однако отечественная политическая наука еще не вышла на такой уровень обобщения политической культуры, поскольку последняя не стала в достаточной мере фактором развития политической жизни и не в полной мере отражает ее качественное состояние.

Во-вторых, надо обратить внимание на переходное состояние развития политической культуры. Характерным для нынешнего переходного периода является политическая нестабильность, неустойчивость, что накладывает отпечаток и на содержание политической культуры. Переход от административно-командной системы к демократическим принципам управления сопровождается всплеском гражданской активности, митинговой демократией, различными конфликтными формами типа забастовок, локаутов, бойкотов. До недавнего времени имел место синдром политического безразличия, когда лозунги, призывы проходили мимо сознания людей. Сегодня люди заинтересованно реагируют на происходящие политические события, но отсутствие результатов политической деятельности может опять привести к безразличию граждан.

Новая политическая культура должна изменить место, статус человека в политической жизни, привести к смещению политических ориентиров. Но, естественно, это происходит не безболезненно, а сопровождается сложным, противоречивым процессом переосмысления прежних представлений о многих явлениях жизни.

В-третьих, для становления новой политической культуры характерна открытость, дискуссионность, сопоставление позиций, точек зрения, которые нередко сопровождаются известной остротой и конфликтностью. Отсюда настоятельная потребность в корректном ведении спора, дискуссии, уважении к другому мнению.

Сейчас очень важно утверждение такого политического сознания, которое ориентировано на открытость, допустимость существования других партий и политических сил, с которыми можно не только бороться, но и идти на компромиссы, создавать коалиции и решать конкретные вопросы. Приоритетом в развитии политической культуры должна быть выработка взаимных уступок, уважительного отношения к своим оппонентам.

Необходима суверенность малых социально-культурных сил и направлений. Демократия, плюрализм возможны, если каждое из этих направлений способно себя самоосознать, воплотить свое мнение на практике) не настаивая при этом, чтобы их собственная точка зрения стала государственной, общепартийной, общенародной. Претензии на отражение общенародной точки зрения и его народных интересов могут привести к тоталитарным тенденциям. Поэтому главное значение сегодня должны приобретать такие составляющие политической культуры, как умение вести диалог, терпимость к чужому мнению, способность достичь консенсуса и т. д.

Таким образом, можно сказать, что формируется диалогический тип политической культуры. Главный смысл ее состоит в том, чтобы соотношение культур осуществлялось не по иерархическому принципу, а на основе плюрализма мнений, диалога. Это приведет к сопрягаемости политических культур в сознании современного человека.

В-четвертых, в процессе становления политической культуры необходимо учитывать, что в массовом сознании сохранились стереотипы представлений, установок, сложившиеся в прежние годы.

Сегодня все настойчивее раздаются голоса о том, чтобы одним махом преодолеть эти прежние представления людей, отстранить консерваторов от политической деятельности. Конечно, необходима замена догматически мыслящих консервативных руководителей энергичными, прогрессивными людьми. Но ведь очень многие люди не-

II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

сут на себе груз старых представлений и взглядов. Они не могут в одночасье перестроить свое сознание.

Надо считаться с тем фактом, что значительная часть граждан воспринимала социалистические идеалы, хотя и в упрощенном виде. Нельзя отрицать влияние на сознание людей идеологических концепций, пропагандируемых десятками лет. Они стали элементами их политической культуры. События последнего времени показывают: большинство рабочих, крестьян и служащих остаются приверженными общим идеалам построения справедливого, с точки зрения трудящихся, нового общества. Это серьезный фактор, который оказывает влияние на вариации политической культуры. Никакая политическая культура не выдержит смены политических ориентаций, отказа от прошлых ценностей. Необходимо учитывать, что новые политические ценности еще не сложились, а прежние, деформированные, подвергаются критической переоценке. При этом нарастающая критическая волна направлена в большей мере на отрицание прошлого, без учета психологии людей, впитавших дух своего времени.

Такой односторонний критический настрой, хотя и справедливый, без трезвой оценки прошлого и настоящего вряд ли будет способствовать формированию новой политической культуры. Тем более, что нынешний информационный прессинг придает некую одностороннюю окраску формированию политической культуры.

Одной критикой и очередными разоблачениями вряд ли можно сформировать установки на позитивную деятельность. В результате манипуляций сознанием у людей теряется самостоятельная оценка происходящего, им опять подсовывают стереотипы, но только новые и в новой упаковке.

Это явление можно объяснить отсутствием в прежней политической практике плюрализма, альтернативных подходов, а также низким уровнем рационализма и самостоятельности политического сознания людей. До сих пор многие предпринимаемые политические действия, заявления, от кого бы они ни исходили, выдаются за единственно правильные. Но известно, что абсолютизация любых политических действий и теоретических положений, законов, идей ограничивает политический кругозор. Например, настойчивое насаждение новых установок, прес-

синг средств массовой информации о преимуществах западной системы представляет собой своего рода идеоло-гизацию, одностороннее воздействие на сознание людей.

Разжигание «аппетитов» людей в области удовлетворения материальных потребностей, равнение на западные образцы потребления дезориентирует человека, создает иллюзии в его сознании, в то время как путь экономической реформы, осуществляемой в нашей стране, сложен, тернист и не сулит изобилия в скором времени.

В-пятых, важнейшим условием развития политической культуры являются ее историческая преемственность и достаточно высокий уровень общей культуры, который складывается веками и передается от поколения к поколению.

Известно, что важнейшим элементом политической культуры является зафиксированное в законах, обычаях, нормах и общественном сознании представление о прошлом политическом опыте. Его усвоение дает человеку своего рода ориентиры для практического поведения в настоящем, которые закрепляются в правовой культуре.

Формирование политической культуры должно иметь своего рода питательную почву. Иначе она будет чахлой, схематичной, заформализованной. Еще недавно официальная пропаганда утверждала, что социальные преобразования неизбежно сопровождаются утратой старых вечных идеалов, переоценкой ценностей, поисками новых жизненных установок. Сегодня ясно, что переоценку ценностей способно произвести только время.

В основе развития личностных качеств лежит накапливаемая десятилетиями культура труда, быта, общения, которая должна бережно передаваться от поколения к поколению. Эти изначальные ценности человеческого бытия у нас были развеяны ветрами политических преобразований.

Политическая культура включает в себя апробированные жизнью навыки и образцы политического поведения, которые не появляются на пустом месте, а отрабатываются и шлифуются предшествующими поколениями. К сожалению, диалектика становления нашей политической культуры постоянно нарушалась в связи с раз-. личного рода социально-политическими потрясениями. Многое из нашей отечественной гражданской культуры

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

/дала 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

было утеряно, многое из мирового политического опыта не было взято на вооружение.

Политический опыт в том случае может быть элементом политической культуры, когда он трансформируется в сознании людей, учитывается в их практической деятельности. Политическая культура рациональна по своей природе, поэтому она не может подменяться верой, авторитетом.

Конечно, на первых этапах перестройки революционный пафос оказывал положительное воздействие на политическое формирование личности. Но превращение героических страниц истории в апологетику, в идеологические догмы привело к их девальвации. Не подкрепленные реальным выходом людей на решение конкретных проблем абстрактные ценности теряют свое значение, превращаясь в идеологические догмы.

Сегодня наблюдается нагнетание негативного отношения ко всей советской истории. Конечно, легче, как делают некоторые, перечеркнуть и предать анафеме всю историю советского периода с ее трагическими и горькими страницами, труднее ее понять.

Преобладание разрушительных или созидательных тенденций будет зависеть во многом от уровня общей и политической культуры, от умения жить в условиях плюрализма.

§ 4. Этносы, культура и политика

Особенности исторического развития того или иного региона, межэтнических и экономических отношений народов вызывают различия в государственном устройстве, приводя к образованию простых унитарных или сложных федеративных государств. Происхождение ряда федераций связано с реализацией национально-территориального принципа, когда субъектами федерации являются национальные государственные образования. Чаще же встречаются федерации, не придерживающиеся национально-территориального принципа Австралия, Бразилия, Венесуэла, Мексика, США, ФРГ и др. Исторически эта форма федераций сложилась раньше, и, как по-

казывают современные события, они более устойчивы к распаду на унитарные государства.

Простота этой схемы не отражает остроты попыток, с одной стороны, восстановить крупные национальные федерации (в Югославии это привело к затяжной гражданской войне), с другой напротив, довести распад федераций до образования национальных государств. Серьезные проблемы обновления федерации стоят перед нашей страной; для России это судьба автономий, расширение их прав, возрождение экономического единства на равноправной, взаимовыгодной основе; отношения центра и субъектов федерации; положение русского населения в бывших республиках СССР и автономиях Российской Федерации.

После десятилетий подавления национальное самосознание нередко игнорирует целесообразные отношения и приводит к национальному эгоизму, многочисленным конфликтам на этой почве, препятствуя развитию интегрирующих тенденций.

История политической мысли дает возможность разобраться в общих причинах центробежных явлений, обращая наше внимание на принципы происхождения государства и развитие представлений о его целях. Не прекращаются споры о классовой (социалистическая идея) и правовой, договорной (либеральная идея) природе государства. В XIX веке усилиями немецких ученых, воодушевленных борьбой за объединение Германии (Фихте, Гегель), в противовес концепции общественного договора выдвигается идея национального государства, которая (если отказаться от полумистического «духа нации») означает право нации на свое государство, то есть равенство наций. На наш взгляд, если бы изначально сторонники либеральной идеи смогли преодолеть иллюзию «всемирного гражданства», порожденную Французской революцией, и признать национальное государство как необходимую стадию на пути к интеграции человечества (например, к «объединенной» Европе конца XX века), то национальная (равенство наций), а не националистическая (верховенство «своей» нации) идея вполне могла бы быть дополнением идеи равенства прав людей разных национальностей. В реальной жизни эти взгляды не взаимодействуют, а, напротив, абсолютизируются, приводя ли-

166

//. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

бо к национализму, либо к игнорированию национальной жизни в угоду индивидуальным правам и свободам. К этому еще следует добавить идею приоритета классов, воплощавшуюся коммунистами в национальной политике, в частности, в идее интернациональной общности пролетариев (а не всех граждан, как это звучит в либеральной традиции).

Природу национальных конфликтов нельзя понять, не рассмотрев развитие этносов. Этнос это социальная общность, характеризующаяся общим языком, культурой, хозяйственными связями. На определенной стадии развития происходит самоосознание этноса (этносов) как нации, обладающей более развитыми функциями управления и интересами, своей территорией расселения.

В XIII—XIV веках в Европе происходит преобразование сословных монархий в национальные государства. Нация полиэтнична, хотя каждый этнос в своей истории пережил или может пережить стадию нации и даже собственной государственности, причем это не происходит одновременно и зависит от многих факторов, таких как: компактность расселения, автономность от соседей, уровень развития культуры, конфессия, язык, письменность, степень самоуправления, наличие у части этноса государственности (например, Россия и русские в бывших республиках СССР, Азербайджан и азербайджанцы в Иране и т. п.).

Полиэтничность нации может не нарушаться претензиями этносов на собственную государственность тогда, когда создаются возможности для участия представителей этноса в управлении нацией в целом, для культурной и религиозной автономии, с гарантиями личных прав и свобод и т. п., что дает субъективную основу готовность этносов жить вместе. Примеров подобной полиэтничности нации много, хотя в каждом случае есть свои специфические проблемы и столь же специфические способы их решения: это и Швейцария с тремя языками, различными конфессиями и культурой, и США, где «переплавка» людей разных национальностей в единую нацию происходит именно с либеральных позиций равенства прав, и другие унитарные и федеративные государства.

Исторически особую роль в становлении национальных государств сыграли империи британская, фран-

цузская, испанская и другие, которые выступали объективно и в качестве поработителей народов, обладавших или не обладавших собственной государственностью, и несли этим же народам технический и общественный прогресс. В результате распада этих империй народы колоний обрели национальную государственность.

«Тюрьмой народов» и в то же время «просветителем» выступала для многих населявших ее этносов Российскаяяимперия с тем отличием, что лишь немногие народы имели до вхождения в империю свою государственность, территория империи в основном была единой (кроме Аляски и Русской Америки), а принятие православия было условием активного участия в общественной, в том числе политической жизни, управлении.

Ко времени революции 19я7 года в России ряд этносов уже был готов к самостоятельной государственности, но, вероятно, кроме Польши никто не стал бы на нее претендовать, если бы не классовые приоритеты в общественном устройстве, толкавшие к гражданской войне, не лозунг самоопределения наций вплоть до их отделения, не оккупация части империи иностранными войсками.

Значительная часть этносов Севера, Дальнего Востока, Кавказа стала осознавать себя нациями лишь в советский период. На наш взгляд, этому способствовало не столько повышение экономического и культурного уровня этносов, сколько произвольная национальная политика правящей партии: помощь Красной Армии в установлении Советской власти для уже самоопределившихся народов; наделение государственностью одних народов, автономией других и игнорирование в этом вопросетретьих; заигрывание с национальными «кадрами» руководителей, их выдвижение в ущерб деловым качествам и реальной доле титульного этноса в составе населения государственного образования, причем при строгой опеке русского «старшего брата»; небрежное, недальновидное отношение к территориальным границам наций (отсюда проблемы Нагорного Карабаха, Крыма, Северного Кавказа, Приднестровья и др.); массовые насильственные перемещения народов России и «дележ» Восточной Европы и Дальнего Востока с территориальными «приращениями» в годы второй мировой войны; неоправданное

II. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

строительство гигантских хозяйственных объектов в районах компактного проживания малых народов, требовавшее миграции рабочей силы, что в сочетании с объективной миграцией по территории страны приводило к катастрофическому росту природных, социальных и культурных экологических проблем. Только используя рычаги тоталитарной власти, правяяей коммунистической партии удавалось справляться с ростом национальных и националистических настроений различных этносов, вызванных этими причинами.

Исторически национальная идея возникала как развитие идеи либеральной, но, перерастая в идею националистическую, она становится активным противником демократии для всех (как пример: проблемы русских в странах СНГ и «ближнего зарубежья»). Крушение тоталитарных режимов, демократизация, становление прав граждан стимулировали развитие национальной идеи в двух плоскостях. С одной, объективной, стороны, «доросшие» до осознания идеи национального государства этносы стремятся в «благоприятных» условиях распада державы в той или иной форме реализовать эту идею (далеко не всегда означающую отделение от России, а только восстановление равноправия наций, исторической справедливости). Но есть и другая, субъективная сторона это стремление ряда политических групп, имеющихся в рамках каждого этноса, воспользоваться национальной идеей для сохранения своего влияния, властных рычагов. Любопытно, что роль особой «ударной силы» в реализации национальной идеи повсюду играла и играет национальная интеллигенция с общедоступным лозунгом возрождения культурного наследия этноса.

Результатом такого развития национальной идеи стал кризис федераций, образованных по национальному признаку, приведший к разделу Чехословакии на два унитарных государства, гражданской войне в бывшей Югославии и распаду Советского Союза, причем национальный кризис далек еще от разрешения и в Югославии, и в России, сохранившей структуру национальной федерации с ее прежними пороками. Однако накал националистических страстей не может поддерживаться вечно, поскольку наряду с центробежными устремлениями лидеров существуют и возрождающиеся центростремитель-

ные желания народов, подкрепляемые объективно существующими прочными хозяйственными связями и традициями, длительным совместным проживанием, схожими взглядами на роль государства, призванного к социальной защите населения, и многими другими факторами.

Существующие тенденции к рационализации экономической, политической, военной сфер общественной жизни могут привести и приводят к созданию различных видов союзов, в которых, как, например, в конфедерации, государства сохраняют свою независимость, объединяясь лишь для координации своих действий, а решения конфедеративных органов носят для союзных государств рекомендательный характер.




1. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В PHOTOSHOP Программная система PHOTOSHOP загружается из стартовог
2. Контрольная работа- Телевизионная политическая реклама как фактор формирования общественного мнения
3. Разделы экономической теории
4. Особенности квалификации уголовных преступлений
5. 1 Обоснование проблемы
6. судовий позов г
7.  Этапы формирования и методологические основы
8. . Понятие о монохроматичности волны2 2.
9. Фашизм в Италии
10. Бакалавриат 2012 очная Зарубежное регионоведение
11. і Нары~ты~ ~атынастар ке~ етек жая дамы~ан елдерде Азаматты~ кодекс екінші Конституция~а те~естірілген
12. ВВЕДЕНИЕ Организационную основу системы бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях различных ф
13. Иммунологический сахарный диабет
14. Упрощенная система налогообложения
15. Лабораторна робота 24 Лабораторна робота 2 4
16. Российское транспортов законодательно предусматривает претензионный порядок заявления требовани
17. 1 Основы коммуникаций 9
18. издательским советом университета в качестве методических указаний к выполнению лабораторных работ по ф
19. тема групповых интересов способов поведения социальных взаимодействий
20. Инвестиционные операции банков