Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
§ 20. Католицизм: особенности вероучения, догматов и культа
"Там, где Христос, там и католическая церковь" - так святой Игнатий уже в начале II века отразил осознание современниками универсального характера христианства. Он же оставил нам первые письменные упоминания самого названия, закрепившегося впоследствии за западным направлением христианства: католическая значит "всеобщая, вселенская, всемирная" . "Единение с Римом", то есть с римскими епископами
88
и епископским престолом, основателем которого считается "князь апостолов" Петр, постепенно становится главным критерием истинности церкви. Идея единства всех христиан в католической церкви отлилась в чеканной формуле "вне церкви нет спасения".
Католицизм это одно из направлений христианства. Его своеобразие и характерные черты складывались в особых условиях жизни поздней Римской империи и великого переселения народов, когда в результате крушения античных мировых порядков рождалась новая цивилизация. Проникновение церкви во все сферы общественной жизни, в сферу политики, жажда светской власти и теократические притязания римских пап, дух миссионерства и деятельный характер католического монашества в значительной степени определил исторический путь, по которому пошло развитие западноевропейской цивилизации.
Католицизм с его специфическими особенностями оказался тесно связанным с процессом перехода к более прогрессивному общественному строю - феодализму, практически став его идеологическим оправданием.
Формирование католицизма как особого направления в христианстве растянулось на века. Стержнем всей деятельности западной церкви стало стремление объединить христиан под властью римского епископа (папы) и обеспечить верность ему, а в его лице Иисусу Христу. Главное разногласие христианских церквей это отношение к догматам то есть к основным положениям вероучения, которые признаются непререкаемо истинными, вечными и неизменными божественными установлениями, обязательными для всех верующих. Догматы католической церкви отличаются от православия и имеют следующие признаки:
1. Догмат католицизма об исхождении Святого Духа и от Бога-Отца и от Бога-Сына, в отличие от догмата православия, которое признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Это самое главное и непримиримое каноническое различие между двумя ветвями христианства.
2. Как считают в христианстве, люди страдают, потому что несут на себе грех первых людей Адама и Евы. В спасении людей католическое вероучение первое место отводит
89
церкви. Она может помочь человеку в спасении с помощью сокровищницы "сверхдолжных дел", т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей, распределяя ее среди верующих.
3. Отсюда следует практика индульгенций - отпущение грехов, продаваемых церковью как бы из этого священного фонда.
4. С этим же связано католическое учение о чистилище, как бы промежуточном месте между раем и адом, где души грешников, не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Судьба души в чистилище может быть облегчена, а срок ее пребывания там сокращен за счет "добрых дел", совершаемых оставшимися на земле родными и близкими умершего. Это решение было принято католической церковью на Флорентийском Соборе в 1439 году. Православная церковь не признает существования чистилища.
5. Учение о непорочном зачатии девы Марии, существовавшее еще в IX веке и возведенное в догмат в 1854 году.
6. Догмат о непогрешимости папы в делах веры. Это положение установлено в 1870 году. Оно означает, что когда папа выступает по вопросам веры и морали с амвона, он не может ошибаться и эти решения обладают священной силой.
Католицизм, как и православие, признает священными семь таинств. Таинство это обрядовое действие, во время которого, как считает церковь, "под видимым образом сообщается верующим благодать Божия". К таинствам относятся следующие обряды: причащение, крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. В их совершении есть свои отличия в сравнении с другими христианскими течениями. Так, обряд крещения у католиков совершается обливанием водой, а в православии погружением ребенка в купель. Таинство причащения состоит в том, что во время богослужения верующие вкушают хлеб и вино, в которых, как считает церковь, воплощены "тело и кровь" Христова. Причащение рядовых верующих проводят только хлебом, а хлебом и вином причащаются духовные лица. Есть и другие канонические отличия, которые отличают
90
католицизм от других христианских течений. Это безбрачие всего духовенства (в православии это относится только к принявшим монашество). Священник не может оставить церковную службу и выйти из духовного звания. В католицизме существует сан кардинала, которого нет в других христианских церквах. Верующим-католикам не разрешается самостоятельное чтение Библии (хотя в настоящее время это практически отменено), в католицизме существует запрещение на расторжение брака. Есть и другие отличия.
Большую роль в католической церкви играет почитание Богоматери, Мадонны, как ее называют католики - Пресвятой Девы Марии, матери Иисуса Христа. В последнее время провозглашен ряд догматов, касающихся Мадонны, которых в католицизме раньше не было. Так, в 1950 году принят догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо, а в 1964 году папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария провозглашена "матерью церкви".
Характерным для католицизма является чрезвычайно развитое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. Сегодня у католиков насчитывается более 20 тысяч святых и более 200 тысяч блаженных. Одним из таких мест поклонения является город Лурд на юге Франции, у подножия Пиренеев. В 1858 году 14-летней жительнице этого городка Бернадетте Субиру 18 раз "являлась" в гроте Мас-сабель Богородица. Вода источника на этом месте признана чудодейственной, обладающей магической силой и исцеляющими свойствами. В Лурд совершают паломничество в течение года около 5 миллионов верующих.
В католической церкви созданы многочисленные религиозные организации монашеские ордена. Их члены приносят обязательные торжественные обеты. Первым таким орденом стал в Западной Европе орден бенидектинцев (IV век). В XI веке распространяются орден цистерианцев и орден картезианцев. В связи с крестовыми походами возникают духовно-рыцарские ордена. Наиболее известные из них госпитальеры (Иоанниты), тамплиеры (храмовники), тевтонский орден и другие. В XIII веке создаются, так называемые, нищенствующие ордена. Это францисканцы и доминиканцы, которые давали
91
обет "телесной нищеты". В эпоху Контрреформации возникает орден иезуитов или "Общество Иисуса". Этот орден был основан в Париже испанцем Игнатием Лойолой в 1534 году. Для него характерны жесткая дисциплина, беспрекословное подчинение орденскому начальству и повиновение папе римскому. Католические церковные ордена получили монопольное право на воспитание и образование в католических странах и на борьбу с ересью. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Сегодня монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит организация под названием "Божье дело", которая насчитывает 72 тысячи членов в 87 странах. Его последователи преподают в 472 универститетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Как и почему возникла католическая церковь? Каковы основные догматические особенности учения католической церкви?
2. Что такое таинство? Назовите таинства в католицизме. Как вы понимаете суть таинства причащения?
3. Какую роль в католической церкви играли монашеские ордена?
§ 21. Организация католической церкви. Папство. Инквизиция
Организационно, с точки зрения католического вероучения, церковь являет собой строгую иерархию священников и епископов с папою во главе. Свое право на власть католическая церковь связывает непосредственно с властью, которую Христос передал апостолам, а универсальные претензии пап обосновываются прямым наследованием первенствующего положения Петра среди апостолов. Основной ячейкой в католи-
92
ческой церкви является община верующих. Во главе стоит священник, который в разных католических странах называется по-разному.
Важнейшим признаком католической церкви является папство. Столица огромного государства Рим еще до императорского периода представляла собой "осколок вселенной": торговый центр, стягивающий и людей, и товары, и идеи, а также множество религий и еще большее количество самых разнообразных богов. С давних пор Рим оказывал гостеприимство богам покоренных народов, так что, не выезжая из столицы мира, можно было видеть даже на многолюдных площадях и улицах Рима, как об этом писал известный римский историк Плиний Старший, больше богов, чем людей.
Победитель-Рим, разумеется, считал своих богов сильнее и могущественнее богов побежденных народов, но и боги последних не были в глазах римлян лишены определенной мощи. Недаром при осаде неприятельского города римские военачальники стремились склонить на свою сторону покровительствовавших осажденному городу богов и после победы остерегались разрушать их храмы, боясь их мести.
Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое положение и значение. Множество легенд рассказывалось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр основал римскую общину и был ее первым епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а римскому епископу быть самым главным среди других глав церквей.
Против этих притязаний римского епископа выступали более ранние большие восточные общины Александрии, Иерусалима, Антиохии. Так, Александрийская хроника писала: "В первый год царствования Веспасиана (69 79 гг.) умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде в Рим назначил вместо себя епископом Иерусалима". На этом основании возникла легенда, будто Петр организовал иеруса-лимскую общину. Право считаться творением Петра, быть "скалой" (Петр по-гречески означает "камень", "скала") церкви и
93
владеть ключами небесного царства оспаривал у Рима с особенным упорством Иерусалим, а позже город Пелла, а также общины восточного берега Иордана.
Первые епископы Рима для утверждения своего права первенства ссылались также на соответствующие места Евангелия. В Евангелии от Матфея читаем: "Я говорю тебе: ты Петр и на сем камне я создам церковь мою и дам тебе ключи царства небесного" (Мф. 16:18). Бытовал рассказ о том, что на Ватиканском холме Рима была найдена могила Петра. На этом месте император Константин 1 построил базилику в честь апостолов Петра и Павла.
Римские епископы претендовали на особый титул, который выделял бы их среди других епископов. Марцеллин (папа в 296 304 гг.) заимствовал этот титул с Востока и первый из римских епископов стал называться "папой", от греческого слова "отец", "батюшка" так обычно называли епископов на Востоке. Однако лишь с начала VI века этим титулом стали называть только римского епископа. Такова история появления этого имени главы католической церкви. Но одной церковной власти им было недостаточно.
Идея светской власти римских пап, естественно выросшая из реального положения их как фактически единственных представителей власти в пору распада Римской империи и варварских нашествий, начинает осуществляться в середине XIII века, когда в результате дарений короля франков Пипина Короткого возникло независимое светское Папское государство.
Укрепление светской власти пап очень скоро породило у них стремление господствовать не только над церковью, но и над миром. В XIII веке Иннокентий III сумел добиться верховенства духовной власти над светской. Но свое законченное выражение католическое учение о верховной власти папы получило в "Первой догматической конституции церкви Христа", принятой 1 Ватиканским собором в 1870 году.
В этом документе отмечалось: а) первенство над всей христианской церковью было обещано и дано Христом апостолу Петру, б) римский первосвященник является преемником Петра в первенстве над церковью, в) римский первосвященник имеет полную и высшую власть над вселенской церковью не
94
только в делах веры и морали, но и в делах управления церковью во всем мире. В этом же документе провозглашался догмат о непогрешимости пап в делах веры.
В официальном списке римских пап, издаваемом Ватиканом, фигурирует, включая ныне правящего папу Иоанна Павла II, 262 папы. Римский папа избирается пожизненно специальным собранием кардиналов, называемым конклавом. Согласно догмату католической церкви, принятому 1 Ватиканским собором в 1870 году, папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности. Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан имеет свой флаг, герб, гвардию, поддерживает со многими государствами дипломатические отношения. Установлены такие отношения и с Россией.
Через посредство римской курии центрального административного аппарата папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Римская курия сложное административное образование, которое решает все вопросы деятельности такой крупной и мощной организации, какой является современная католическая церковь, где насчитывается сегодня более 400 тысяч священников.
Особым институтом католической церкви является инквизиция (от латинского слова - "розыск") трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересью.
Существуют самые различные мнения о том, что, собственно говоря, следует понимать под инквизицией и каковы ее хронологические рамки. Если под инквизицией понимать осуждение и преследование господствующей церковью инакомыслящих вероотступников, то хронологические рамки инквизиции следует расширить на всю историю христианской церкви от ее возникновения по настоящее время, ибо епископы еще со времени раннего христианства присвоили себе право осуждать и отлучать от церкви тех верующих, которых они считали еретиками.
Религиозная нетерпимость зарождается с первыми христианскими общинами в атмосфере той борьбы, которую они вели с одной стороны, между собой за завоевание приверженцев, а с другой стороны за право на существование в римском государстве.
95
Отголоски этой борьбы можно обнаружить в Новом Завете. В ранних общинах считали, что "царство Божие" на Земле наступит в самое ближайшее время. Однако проходили годы, десятилетия, одно поколение христиан сменяло другое, а эти обещания не осуществлялись. Этим сомневающимся напоминали слова Христа из Евангелия от Иоанна: "Кто не прибудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (Ин. 15:6). Эти слова были особенно дороги инквизиторам, ибо оправдывали использование костров, венчающих аутодафе (церемония приведения в исполнение приговора инквизиции).
"Задача инквизиции, писал французский инквизитор XIV века Бернар Ги, - истребление ереси; ересь не может быть уничтожена, если не будут уничтожены еретики, еретики не могут быть уничтожены, если не будут истреблены вместе с ними их укрыватели, сочувствующие и защитники".
Но в чем была ересь и кем были еретики? Ересь понималась церковью как намеренное отрицание артикулов католической веры и открытое, упорное отстаивание ошибочных воззрений. Еретиком же считался верующий, знакомый с католической доктриной, ее вероучением и, тем не менее, отрицающий ее, проповедующий нечто, противоречащее ей.
Инквизиция действовала почти во всех странах, где испо-ведывалось католическое вероучение, на протяжении столетий. Среди жертв папской инквизиции сотни тысяч людей, в том числе Джордано Бруно, Галилео Галилей и многие другие выдающиеся мыслители и ученые прошлого. И хотя сегодня инквизиции нет она закончила свое существование в 1870 году, но в нынешней католической администрации, в Ватикане, существует Конгрегация вероучения, осуществляющая ряд прежних функций инквизиции, но иными методами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Фридрих Энгельс в своей работе "Крестьянская война в Германии", написанной в 1850 году, дает объяснение причинам появления еретических движений в христианстве. Он отмечает: "...Ереси представляли собой отчасти реакцию патри-
§ 22. Католическая церковь в современном мире
Католицизм играет довольно значительную роль в социальной, духовной и экономической жизни современного мира. Около миллиарда последователей христианства, в том числе и католики, проживают на всех континентах. Новые моменты в деятельности католической церкви связаны с решениями, принятыми на II Ватиканском Соборе (1962-1965 гг.), который явился поворотным пунктом в жизни церкви.
Попытка активного приспособления вероучительного комплекса, культа, церковного руководства к современному миру нашли свое выражение в движении по обновлению церкви, получившее название от итальянского слова "аджорнаменто". По этому поводу на II Ватиканском соборе приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам. Среди них решение об упрощении обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям.
Долгое время основным языком, на котором шло богослужение, был латинский язык, теперь же допускалось сочетание латинского богослужения с местными обычаями и языком, особенно в африканских и азиатских странах. Духовенство, руководители монашеских орденов и светс-
98
ких католических организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих главным образом при учебных заведениях, монастырях. Разрабатываются новые методы религиозного воспитания, приспособленного к нашему времени. Коренным образом перерабатываются тексты катехизисных книг. Катехизис это книга, в которой проблемы веры излагаются в форме вопросов и ответов. К составлению катехизисов привлекаются авторитетные ученые.
В октябре 1966 года, после пятилетней предварительной работы, был опубликован новый катехизис, объемом около 600 страниц и названный "Доктрина веры для взрослых". Авторы этого катехизиса представили многие католические догматы, трактуемые раньше как неизменные, незыблемые, в виде нерешенных дискуссионных проблем. Так, например, отправной точкой в объяснении происхождения человека берется не традиционный католический постулат, что все люди ведут свое начало от одной пары людей Адама и Евы, а теория эволюции. Представлена краткая характеристика индуизма, ислама, буддизма и марксизма.
Важное место в учении католической церкви отводится социальным вопросам. Специфической особенностью церковного социального учения является не только ее философия, этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргументация, ссылки на библейские тексты. Главным в ней стало утверждение, что современная католическая церковь не связывает себя "с какой-либо формой человеческой структуры или политической, экономической, социальной системой".
В социальном учении, выдвинутом церковью сегодня, обличаются многочисленные проявления кризиса цивилизации. Говорится о потребительском характере ее ценностных ориентаций, распространении эгоизма, равнодушия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления, как угроза существованию окружающей среды, возрастание опасности самоуничтожения человека. Выход из кризисного состояния видится в возвращении к христианским ценностям, цивилизации любви. Только религиозная вера, надежда на помощь Бога способна восстановить
99
подлинное достоинство человеческой личности, найти пути устранения в мире зла и несправедливостей.
Выработка нового курса связана с деятельностью нынешнего папы Иоанна Павла II, вступившего на папский престол в 1978 году. Иоанн Павел II это его церковное имя. А кто же все-таки этот человек? Зовут его Кароль Войтыла. Он родился в Польше в 1920 году. Отец его был кадровым военным. Мать рано умерла. В 1938 году будущий папа закончил гимназию в польском городе Вадовице и поступил учиться на философский факультет Ягеллонского университета. В годы войны работал простым рабочим на химическом предприятии. В 1942 году поступил учиться в духовную семинарию в Кракове и одновременно обучался на факультете теологии Ягеллонского университета. Стал ксендзом (священником) в 1946 году, затем два года обучался в Риме, жил во Франции и Бельгии. Этому периоду своей жизни он обязан знанием нескольких иностранных языков.
В 1953 году он стал доктором богословия, работал преподавателем в Краковской духовной семинарии и Люблинском католическом университете. В 38 лет стал епископом, затем архиепископом Кракова, в 1967 году получает титул кардинала самое высокое духовное звание в католической церкви.
Современный католицизм это крайне сложная по структуре, формам существования и идеям реальность нашего времени. Католическая церковь оказывает влияние на политическую жизнь многих стран мира. Она располагает широко разветвленной системой самых различных организаций: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских движений. Сегодня перед церковью стоит задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.
Современная католическая церковь располагает огромной подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими, благотворительными и другими религиозными организациями и учреждениями. Для своих целей католицизм использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения. Под влиянием требований верующих пап-
100
ство вносит новые моменты в свои социальные программы. Ватикан перешел к поиску новых подходов, к "диалогу с миром".
Католическая церковь и сегодня имеет прочные позиции в мире. Она является господствующим религиозным направлением в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, латиноамериканских странах. Католики преобладают среди населения Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, на Кубе.
Ватикан в разные эпохи предпринимал попытки утвердить на Руси католическую церковь. В эпоху средневековья католики в России были преимущественно иностранцы. После Северной войны (1700 1721 гг.) к России были присоединены земли с преобладающим католическим населением. После разделов Польши и присоединения этих земель к России, количество католиков в Российской империи резко возросло.
В настоящее время приверженцы католицизма живут преимущественно в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Количество католических общин сегодня в России около тридцати. Управление ими осуществляют апостольские администрации в Москве и Новосибирске. В октябре 1992 года в России зарегистрировано отделение Общества Иезуитов.
В пору глубокого кризиса современной цивилизации католическая церковь пытается преодолеть и кризис собственных установлений, создать в лице обновленной церкви мощный, динамичный, авторитетный, обладающий огромным духовным потенциалом институт, способный повести человечество от Апокалипсиса к Надежде. Католическая церковь призывает верующих объединить свои усилия со всеми людьми в деле спасения современной цивилизации, в построении справедливого и гуманного мира.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. О.характеризуйте современное состояние католицизма и подумайте, почему потребовалось изменить многие традиционные установки католического вероучения?
2. Каковы особенности деятельности нынешнего папы Римского Иоанна Павла II?
101
§ 23. Католицизм и культура
Над центром Рима царит и сегодня огромный купол главного храма католической церкви собора Святого Петра. Папа Сикст V говорил об этом творении Микеланджело, что, устремляясь к небу, он одновременно не покидает землю. На протяжении полутора тысяч лет владыки папского престола удерживают власть и не только духовную над миллионами католиков. Тому, кто сегодня проходит по роскошным ватиканским дворцам и богатейшим музеям, открывается коллекция бесценных художественных произведений. Папы-меценаты эпохи Возрождения собрали вокруг себя самых выдающихся художников и скульпторов, поэтов и мыслителей и дали им возможность осуществить гениальные проекты. Имена Рафаэля и Микеланджело, Бра-манте и Бернини и многих, многих других прославленных мастеров оказались неразрывно связанными с именами пап, по заказам которых они работали. Шедевры, созданные на протяжении веков многими поколениями художников, стали нетолько символами духовных и культурных ценностей христианства, но и символом европейской цивилизации в целом. На протяжении веков католицизм тысячами нитей был связан со всеми сторонами духовной жизни и культуры многих стран и народов мира: искусством и моралью, наукой и философией.
Католическая культура необычайно сложный и многообразный феномен, включающий самый широкий спектр позиций: от консервативной до гуманистической. Именно католической церкви принадлежит идея составления индекса (списка) запрещенных книг. Папа Павел IV в 1559 году составил первый такой список. С XVI по XX века издано было 32 индекса. В этом списке имена Николая Кузанского, Джованни Бо-ккаччо, Данте, Бальзака, Джордано Бруно, Рене Декарта, Жан Жака Руссо, Жорж Санд, Виктора Гюго, Иммануила Канта, Стендаля, Густава Флобера и других.
На крутых поворотах истории перед церковью каждый раз с новой остротой вставала поистине вечная проблема христианской культуры. На заре христианства, в условиях гибели античной цивилизации, церкви удалось выковать в огне борьбы
102
с язычеством и варварством собственную концепцию жизни и сформировать на ее основе новую культуру.
Христианство гордо начинает с того, что провозглашает себя "царством не от мира сего" и обещает воскресением своего божественного основателя обновить жизнь на началах добра и справедливости. Эти христианские идеалы имели огромную притягательную силу, ибо выросли из вечных человеческих идеалов среди наиболее обездоленных слоев населения Римской империи.
Первый этап интенсивной разработки принципов и ценностей христианской культуры приходится на 11-111 века. Христианские идеологи подвергают критике философию, этику, искусство, религию, традиции и нравы времени античности. Знаменательной вехой в истории христианской культуры является превращение христианства в государственную религию Рима во время правления Императора Константина.
Отражением идейной борьбы того времени вокруг античного культурного наследия являются так называемые "Постановления апостольские". "Удаляйся от всех языческих книг, требуют "Постановления". Что тебе до чуждых для тебя речей или законов, или ложных пророков, чтение которых отвращает легкомысленных людей от правой веры? Что тебе недостает в Законе Божием, что ты хочешь обратиться к сочинениям языческим? Если ты желаешь читать историю, у тебя есть Книга Царств. Если желаешь философии и поэзии, у тебя есть Пророки, Книга Иова, Притчи, где ты более найдешь остроумия, чем во всей поэзии и мудрости софистов... если желаешь песнопения, имеешь Псалмы, если желаешь знать первоначальное происхождение вещей, имеешь Книгу Бытия..."
В средневековом феодальном обществе религия становится преобладающей в сфере культуры. Все области общественного сознания начинают черпать свой материал из религиозного источника, в системе культурных ценностей религиозные ценности занимают высшее место.
Начало решительного разрыва европейской культуры с христианской традицией датируется церковью веком Просвещения. Однако истоки этого процесса можно увидеть гораздо раньше в эпоху Возрождения. Эта эпоха "создала в Европе
103
крупные монархии, сломила духовную диктатуру папы, воскресила греческую древность и вместе с ней вызвала к жизни высочайшее развитие искусства в Новое время, эпоха, которая разбила границы старого образа и впервые, собственно говоря, открыла Землю", так писал об этой эпохе К.Маркс.
Гуманистические идеи Возрождения, родившиеся как результат титанической работы великих мыслителей, поэтов, писателей, определивших лицо эпохи, Данте и Петрарки, Лоренцо Баллы и Альберта, Томаса Мора и Франсуа Рабле, Ванини, Джордано Бруно и многих, многих других оказали огромное влияние на формирование светской культуры.
Сегодня по вопросу о христианской культуре, о ее возможностях в наше время, ее границах и задачах, ведутся бесконечные споры. Ватикан осознает настоятельную необходимость дать католикам ориентиры в деле утверждения католической культуры. Папский Салезианский университет организовал цикл конференций на тему "Христианское благовестие и современная культура". Для участия в этих встречах Ватикан пригласил известных и влиятельных католических писателей, философов, публицистов.
Идеологи церкви отвечают на вопрос, какой же должна быть христианская культура в современном мире, так: "Она должна интерпретировать человека, историю и современный мир в свете веры и христианской традиции, должна уметь понимать, что человечески значимо в современной мысли, то есть христианская культура должна быть способна ориентировать исторические проекты освобождения в смысле интегрального продвижения человека в критической конфронтации с теми, кто не продвигает человека в его интегральности" так пишет об этой проблеме журнал, издаваемый католической церковью.
Ватикан проявляет несомненный интерес к современному художественному творчеству. Это стало очевидно после II Ватиканского собора. Об этом свидетельствует создание Музея современного искусства в Ватикане. Папа Павел VI в 1973 году торжественно открыл выставку современного религиозного искусства в Сикстинской капелле и пятидесяти пяти прилегающих к ней залах. Более шестисот произведений двухсот пятидесяти художников Европы и Америки положили начало музею
104
современного искусства. Специалисты считают его самым крупным в мире собранием такого рода. На выставке экспонировались произведения Гогена, Матисса, Леже, Модильяни, Дали, Пикассо и других художников, для которых обращение к религиозным сюжетам было попыткой выразить в символических образах драматический смысл современности. Церковь же представила творчество этих мастеров как "поиск человеческого измерения религии".
Ватиканский музей призван дать ответ на вопрос: возможно ли сегодня христианское искусство? Христианские темы в скульптуре, живописи и графике ныне редки. Но не будем, однако, забывать о том, что церковь это целый мир, что она объединяет сотни миллионов верующих. Для многих из них религиозный идеал продолжает оставаться самой возвышенной культурной ценностью, и в нем они воплощают свои земные устремления. На пороге третьего тысячелетия, когда весь мир озабочен судьбами будущей цивилизации, среди католиков постоянно возрастает стремление к выработке самой широкой платформы для объединения всех людей доброй воли на основе общечеловеческих ценностей для спасения и обогащения духовной культуры человечества.