Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Поэты второй половины XIX века Яков Петрович Полонский

Работа добавлена на сайт samzan.net:


                                                                                   

РЕФЕРАТ

По литературе на тему:

«Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский»

Ученицы 10 класса «А»

Средней школы № 1274

Им. В.В. Маяковского

Аверьяновой Ольги

г. Москва.

План.

  1.  Жизненный путь.
  2.  Творческий путь.
  3.  Анализ стихотворения «Лунный свет».
  4.  Произведения Полонского.

   

 

Яков Петрович Полонский.

Яков Петрович Полонский - один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи. Он родился 6 декабря 1820 года в Рязани. Отец его, дворянин по происхождению, был небогатым чиновником. Своё необычайно развитое воображение и любовь к чтению мальчик унаследовал от матери, которая умерла, когда Яше не было ещё одиннадцати лет. Служба требовала от отца постоянных разъездов, и Яков с младшими братьями оставались на попечении бабушки и тётушек. Душевное одиночество, общение с дворовыми людьми (среди них было много прекрасных сказителей), патриархально-богомольный быт провинциального города приобщили мальчика к миру народной фантазии, к вере в чудеса. Через год после смерти матери Полонский поступил в Рязанскую гимназию. А в 1838 он поступил в Московский университет на юридический факультет (окончил в 1844). О словесном отделении он и не помышлял: там требовалось хорошее знание языков, которого рязанская гимназия, увы, не давала. В студенческие годы он сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым, Т.Грановским. После окончания университета Полонский оказался на распутье: ни средств, ни связей, необходимых для того, чтобы устроиться на службу в Москве, у него не было. В аристократических салонах на него посматривали с интересом, но свысока. Пришлось покинуть Москву и снова отправиться в провинцию. Но теперь это была не Рязань, а Одесса. Устроиться на службу в Одессе ему не удалось. Поэтому с 1846 года по 1852 год Полонский, в качестве домашнего учителя, жил на Кавказе (в Тифлис), где был помощником редактора "Закавказского Вестника". Там он сблизился с грузинскими, армянскими и азербайджанскими поэтами, изучал нравы и историю Кавказа. С 1851 года Полонский жил в Петербурге, время от времени выезжая за границу. А в 1857 году Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В том же году он женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 году женился на Жозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом Тургенева, поставленным в Одессе). В 1858–1860 Полонский редактировал журнал «Русское слово». В Петербург Яков Петрович вернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены. С 1860 и до 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главного управления по делам печати, что давало ему средства для существования. В 1880 - 90 Полонский был очень популярным поэтом. Яков Петрович умер 18 октября 1898 года в Петербурге, похоронен был в Рязани.

«Всю жизнь серьёзно я был только поэтом и больше ничем...» — написал Яков Петрович Полонский, окидывая взглядом прожитую жизнь. А ведь он писал прозаические и драматические произведения, полемические статьи и очерки, пытался стать профессиональным живописцем... 

Несколько раз на протяжении своего — милостью Божьей не короткого — творческого пути Полонский обращался к детству. В начале 50-х гг. XIX в. он написал трилогию из «детских и полудетских» рассказов: «Статуя весны», «Груня» и «Дом в деревне». Герою первого рассказа, мальчику Илюше, шесть лет, второго — четырнадцать, третьего — пятнадцать. И хотя сюжеты этих рассказов не совпадают с биографией Полонского, их герои автобиографичны в главном — в складе характера. Это характер маленького мечтателя, чудака, фантазёра — натура трепетная и поэтичная.

В 1867 г. Полонский опубликовал роман «Признания Сергея Чалыгина». Яков Петрович изображает внутреннюю жизнь подростка с подробными психологическими мотивировками поступков. Его герой склонен к напряжённому самоанализу, пристальному вглядыванию в открывающийся большой мир.

Наконец, в 1890 г. появились мемуары Полонского «Старина и моё детство», а в 1898 г., уже после смерти автора, — их продолжение под названием «Мои студенческие воспоминания». Все эти произведения также объединены героем — мечтателем из мира детства.

Правдивая наивность отличает всё творчество поэта и неотделима от его личности. В неоконченной поэме «Братья» Полонский дал определение «юношам-художникам»:

                                                         ...Все они

Мечтатели, и сердцу их постыло

Всё, что влечёт к расчёту в наши дни...

Мечтательность, по убеждению поэта, — непременное свойство художественной натуры.

Началом своей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно из своих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшему по России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского.  

В журнале «Отечественные записки» в 1840 впервые было опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…». Печатался также в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».

В 1844 вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса (Встреча, Зимний путь и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» (1853г.). Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).

В то время, когда Полонский был в Одессе вышел второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года» (1845 г.). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879 г.).

Затем в Тифлисе в 1849 выходит поэтический сборник Полонского «Сазандар»Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»).

В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856г. и 1859г.), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859г.), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями «узенького психического мира».

Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. В общественно-литературной борьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь из лагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти» («Для немногих», 1860г.; «Поэту-гражданину», 1864г.), хотя и признавал невозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному из усталых», 1863г.). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со стороны радикальных демократов.

Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К.Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший» (1859г.), « Двойник» (1862г.) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 века. А в 1881 г. выходит сборник "На закате", в 1890 - "Вечерний звон", проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетности человеческого счастья.

В 1890 Полонский писал А.Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5 тт., вышедшее в 1896 г.

В совокупности стихотворений Полонского нет той полной гармонии между вдохновением и размышлением и того убеждения в живой действительности и превосходстве поэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, каким отличаются, например, Гете, Пушкин, Тютчев. Полонский был очень впечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтический характер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность и рассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у него образцы сильной и своеобразной поэзии.

Типичные стихотворения Полонского имеют ту отличительную черту, что самый процесс вдохновения - переход или порыв из обычной материальной и житейской среды в область поэтической истины - остается ощутительным. Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, а не самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонского он чувствует иногда в самом звуке его стихов, например:

«То не ветер - вздох Авроры

Всколыхнул морской туман...»

"Пленительным беспорядком" отличаются произведения Полонского; есть в них и «траур» по мирскому злу и горю, но голова его музы сияет отражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемого горя с пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная - быть может, даже слишком - к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за «колючие вершины любви» «в золотые облака» и там высказывается свободно и легко с доверчивостью детской.

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то, как стремление и готовность к вере.

Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясной тайна времени - та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность.

Рассмотрим одно из стихотворений Полонского – «Лунный свет».

Мы не знаем ни даты написания этого стихотворения, ни при каких обстоятельствах оно было написано.

В стихотворении Полонского «Лунный свет» воспевается «безотрадная былая радость» и «былое счастье». Отсюда можно сделать вывод, что это стихотворение было написано в зрелом возрасте. Но в то же время совершенно нет ощущения тоски, уныния, угнетённости. И тут становится вопрос: «Почему это стихотворение, слова которого далеко не самого жизнеутверждающего ряда, звучит достаточно мажорно?» На восприятие читателя сильно влияет и интонационный рисунок стихотворения.

Жизни лучшие мгновенья -

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка?-

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска!

В стихотворении огромное количество перечислений. В развёрнутом предложении, занимающем первую строфу стихотворения, цепь перечислений поддерживается нарастающей интонацией. Происходит непрерывное поступательное движение к заключительной, кульминационной строке. Темп речи ускоряется. Это, как правило, наблюдается в тех местах, где присутствует интонационное дробление внутри строки. В данном стихотворении такое дробление начинается с четвёртой строки. Звучит взволнованный голос носителя лирического сознания, который спешит «злить» душу при таинственном мерцании звёзд и луны. Также на восприятие стихотворения влияют повторения: «Все…все…все», «Отчего…отчего…отчего».

В стихотворении присутствуют эпитеты и метафоры: «тени прозрачной», «свет волшебный», «жаркие мечты», «роковые впечатленья».

В начале стихотворения автор прекрасно описывает природу. Такое впечатление, что не просто наступает ночь, течет время, а происходит что-то необыкновенное. Это стихотворение показывает нам, что время не стоит на месте. Но автору «ничуть не жаль былого счастья». Все мы прекрасно понимаем, что время не остановить, оно бежит вперед и вперед. И никогда не стоит об этом забывать.

Полонский написал огромное количество стихотворений:

1840
«
Бэда-проповедник»

1841
«
Солнце и Месяц»

1842
«
Дорога»
Пришли и стали тени ночи...»

1844
«
Зимний путь»
«
В гостиной»
«
Вызов»
«
Встреча»

1845
«
Тени»
«
Развалину башни, жилище орла...»
«
Утро»
«
Ах, как у нас хорошо на балконе...»
«
Птичка»
«
Последний разговор»

1846
«
Затворница»
«
Татарская песня»
«
Грузинка»
«
Горная дорога в Грузии»
«
Грузинская песня (Всякий раз как под буркой...)»

1847
«
Нищий»

1848
«
Грузинская ночь»

1851
«
Сатар»

1853
«
Песня цыганки»

1854
«
Колокольчик»

1855
«
Пчела»

1856
«
Подойди ко мне, старушка...»
«
Соловьиная любовь»
«
Мое сердце - родник...»
«
На корабле»

1857
«
Тень ангела прошла с величием царицы...»

«Утрата»

1862
«
Двойник»
«
Белая ночь»

1863
«
Поцелуй»

1864
«
Заплетя свои темные косы венцом...»
«
Последний вздох»
«
Чтобы песня моя разлилась...»
«
Что, если»
«
Рассказать ли тебе, как однажды...»

1865
«
В альбом К. Ш...»
«
Слышу я, моей соседки...»
«
Ф.И. Тютчеву»

1867
«
Напрасно»

1868
«
Влюбленный месяц»
«
На железной дороге»

1869
«
Заря под тучами взошла и загорелась...»

1870
«
Мой ум подавлен был тоской...»
«
Вложи свой меч»

1871
«
Полярные льды»
«
Что с ней?»

1872
«
Блажен озлобленный поэт...»

1874
«
Из Бурдильена»

1876
«
Аллегория»
«
В дни, когда над сонным морем...»
«
В телеге жизни»
«
Памяти Ф.И. Тютчева»
«
Царь-девица»

1878
«
Узница»

1884
«
Холодная любовь»
«
Старик»

1888
«
А.А. Фет»
«
У двери»
«
В хвойном лесу»
«
Лебедь»

1889
«
Зимой, в карете»

1890
«
Вечерний звон»
«
Зной - и все в томительном покое...»
«
Полонский здесь не без привета...»


1891
«
Тени и сны»

1892
«
В потемках»

1898
«
Еще не все мне довелось увидеть...»
«
И любя, и злясь от колыбели...»

Без даты
«
Вечер»
«
Тишь»
«
Узник»
«
Ночь в горах Шотландии»
«
Лунный свет»
«
Уже над ельником из-за вершин колючих...»
«
В осеннюю темь»
«
В саду»
«
Гипотеза»
«
Если б смерть была мне мать родная...»
«
Любя колосьев мягкий шорох...»
«
Вот и ночь... К ее порогу...»
«
На закате»
«
Старый сазандар»
«
На пути»
«
На искусе»
«
Качка в бурю»
«
Ответ»
«
Любви не боялась ты, сердцем созревшая рано...»
«
Поэту-гражданину»
«
Время новое повеяло — смотри...»
«
И в праздности горе, и горе в труде...»
«
Неизвестность»
«
Плохой мертвец»
«
Откуда?!»
«
О Н. А. Некрасове»
«
Кораблики»

Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе:

«Нечаянно» (1844г.);

«Признания Сергея Чалыгина» ( 1888г.);

«Крутые горки» (1888г.);

«Дешевый город» (1888г.).

 

Его юмористическая поэма "Собаки" издана в 1892 г.

 Сборники стихотворений Полонского:

«Гаммы» (1844),

«Стихотворения 1845 г.» (1846),

«Сазандар» (1849),

«Несколько стихотворений» (1851),

«Стихотворения» (1855),

«Оттиски» (1860),

«Кузнечик-музыкант» (1863),

«Разлад» (1866),

«Снопы» (1871),

«Озими» (1876),

«На закате» (1881),

«Стихотворения» 1841-85 г. (1885),

«Вечерний звон» (1890).

 

ЛУННЫЙ СВЕТ

На скамье, в тени прозрачной

Тихо шепчущих листов,

Слышу - ночь идет, и - слышу

Перекличку петухов.

Далеко мелькают звезды,

Облака озарены,

И дрожа тихонько льется

Свет волшебный от луны.

Жизни лучшие мгновенья -

Сердца жаркие мечты,

Роковые впечатленья

Зла, добра и красоты;

Все, что близко, что далеко,

Все, что грустно и смешно,

Все, что спит в душе глубоко,

В этот миг озарено.

Отчего ж былого счастья

Мне теперь ничуть не жаль,

Отчего былая радость

Безотрадна, как печаль,

Отчего печаль былая

Так свежа и так ярка?-

Непонятное блаженство!

Непонятная тоска!

Список литературы.

  1.  www.litera. ru.
  2.  www.rulex. ru.
  3.  http://student. ru.
  4.  http://mega. ru.
  5.  http://5ballov. com. ru.
  6.  Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 627с.: ил.

13




1. Способ доказательства теоремы Ферма в общем виде с помощью методов элементарной математики
2. Тема- Личность и ее структура
3. конкурсы и сладкие призы всем маленьким гостям 21 30 декабря в будни- с 17
4.  За время существования специальной педагогики было накоплено огромное количество научных данных
5. Задание 1 Найдите в литературе художественной публицистической научной учебной или придумайте по од
6. тематические символы рисунки.html
7. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Харків
8. Задание- Начертить схемуразвёртку трёхфазной двухслойной петлевой обмотки для варианта
9. Тема- Облік взаєморозрахунків з контрагентами 1
10. Система стоимостных показетелей для учёта объёма производства
11. Никколо Паганини (Pgnini).html
12. Задание к курсовой работе по информатике Дано- Балка прямоугольного сечения с размерами BH
13. Вексельные обязательства при банкротстве сторон
14. Направления совершенствования системы управления оборотными средствами в филиале
15.  Гигиенические принципы организации урока учебного дня учебной недели
16. Дополнительные дисковые утилиты
17. ЭПС встречается практически у всех эукариот.
18. Политические идеи в учениях брахманизма и буддизма
19. темах Краснодар 2013 Составитель- А
20. Мен ~аза~пын мы~ ~ліп мы~ тірілген