У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Потребность объединять усилия людей в борьбе с природой для получения пищи при сооружении жилища ~ эти и мн

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 29.12.2024

Программа социологического исследования

Обоснование проблемы исследования: Помощь ближнему своему издавна была характерна для всех европейских народов, желание оказать помощь и поддержку возникало вместе со становлением общества. Потребность объединять усилия людей в борьбе с природой для получения пищи, при сооружении жилища – эти и многие другие факторы человеческого общежития неизбежно порождали сочувствие друг к другу, взаимную поддержку. С принятием христианства традиции патронажа над слабыми и уязвимыми группами населения в обществе усилились, и на протяжении столетий организация социальных акций, ориентированных на оказание необходимой поддержки бедствующим людям, стала неотъемлемой частью социального контроля над нуждающимися. Традиционно стали выделяться два ведущих субъекта социальной помощи - государство и общественные организации различных форм, которые стремились строить систему общественного контроля в едином идеологическом и экономическом пространстве. Социальная деятельность последнего субъекта и получила название благотворительности 1.

Актуальность темы благотворительности в истории России определяется современными социокультурными процессами, в которых после длительного перерыва обозначилась тенденция к возрождению этого социального явления. Вместе с тем, сейчас данная тема находится на периферии научного познания, сводится преимущественно, к проблемам установления и реконструкции исторических фактов филантропии, и не исследуется как социальный феномен. В настоящее время в России меняются масштабы, характер благотворительного движения, появляются новые благотворительные организации и фонды, проводятся различные благотворительные акции. Возрождение в российском обществе благотворительности вызывает потребность в осмыслении этого феномена - его исторических традиций, основных форм, перспектив развития. Все это обусловливает необходимость исследования благотворительности в современном обществе.

В научной литературе отсутствуют специальные исследования, объектом которых являются природа, сущность и мотивационно - причинный аспект благотворительности как социального явления. Вместе с тем, имеются работы, посвященные отдельным проблемам благотворительности, которые осуществляют специалисты из разных областей знания. Активное развитие корпоративных социальных программ бизнеса и частных фондов в России в последние годы привели к увеличению доли исследований, посвященных благотворительности бизнеса. Среди наиболее серьезных работ последних лет можно назвать инициированные Ассоциацией менеджеров России в 2007 году «Доклад о социальных инвестициях в России» и исследовательский проект «Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания», а также исследование «Крупный российский бизнес: социальная политика и социальная ответственность», осуществленное Национальным инвестиционным советом совместно с Институтом комплексных социальных исследований РАН. Некоторые крупные компании также провели исследования для разработки и обоснования своей благотворительной политики в регионах присутствия. Если тенденция развития корпоративной социальной ответственности сохранится, то можно ожидать и дальнейшее расширение масштабов исследований в этой сфере, причем одним из приоритетных направлений может стать повышение эффективности благотворительных вложений 2.

Со второй половины 80-х годов и до начала XXI века происходит возрождение благотворительности в России. В 1995 году в Российской Федерации был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который близок к толкованию сущности благотворительной деятельности дореволюционного периода. Согласно ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительной деятельностью является «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче конкретизированным в ст. 2 закона гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»3.

Данное определение благотворительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что современной российской благотворительности присущи те классические признаки, которые были отмечены дореволюционными исследователями конца XIX - начала XX вв. К этим признакам относятся, прежде всего, добровольность, бескорыстие и избирательный характер благодеяний. Вместе с тем, благотворительная деятельность согласно действующему законодательству характеризуется относительным бескорыстием, поскольку закон допускает оказание нуждающимся благотворительной помощи не только безвозмездно, но и на льготных для них условиях. Иными словами, бескорыстие, по смыслу закона не исчерпывается безвозмездностью совершаемых благодеяний и, в силу этого, является понятием относительным. Очевидно, что в каждом конкретном случае оказания благотворительной помощи льготные условия благотворительной деятельности подлежат дополнительной конкретизации.

Данный вывод из анализа вышеупомянутого федерального закона подводит нас к возможности рассмотрения благотворительности как формы социального обмена. Как было сказано, бескорыстие и безвозмездность согласно закону можно считать относительными, а значит, получение взамен определенных льготных условий является подтверждением того, что благотворительность, в сущности, опирается на понятие социального обмена.

Также согласно действующему законодательству Российской Федерации мотивы оказания благотворительной помощи не имеют правового значения. Между тем, за рубежом, в частности, в США, предпринимаются попытки нормативного закрепления мотивационных начал благотворительности. Так, в 90-х годах XX в. правление директоров «независимого» (некоммерческого) сектора США обратилось к группе экспертов с просьбой дать рекомендации в отношении тех ценностей, которые должен отстаивать сектор добровольных организаций. В результате был создан Комитет по ценностям и этике «независимого» сектора, цель которого заключалась в изучении проблем нравственного поведения указанных обществ и поднятии их сознательности в этических вопросах. При этом Комитет разработал модель «нормативного саморегулирования» морально-этических отношений в сфере благотворительности, так что указанные отношения были подчинены «самостоятельно установленным добровольными, в том числе благотворительными, обществами законам» (или правилам)». В связи с этим были разработаны нормативные комплексы морально-этических стандартов, используемых в рамках благотворительных организаций соответствующих типов. Таким образом, за рубежом предпринимались попытки по исследованию и даже нормативной регламентации морально-этических, мотивационных аспектов благотворительности.

В России вопрос о мотивационных основах благотворительной деятельности был поднят в 2011 году в связи с разработкой проекта Федерального закона «О меценатах и меценатстве» 4. В пояснительной записке к проекту указывалось, что, в отличие от социального благотворителя, действующего из чувства сострадания, жалости, долга и тому подобное, меценат руководствуется исключительно эстетическими соображениями. Но, поскольку личные мотивы благотворительной деятельности с трудом поддаются правовой регламентации, указанный критерий отличия благотворительности от меценатства вряд ли можно признать удачным.

Однако, с социологической точки зрения, возможно и крайне необходимо изучение мотивационной основы благотворительности. Определение причин, на основании которых современные благотворители жертвуют свои материальные средства в пользу нуждающихся. Является ли основной мотив лишь возможностью для пиара и закреплению своего имени в светских кругах? Или же благотворители это те люди, которые одни из первых в современном российском обществе осознали необходимость помогать другим, связывая это с гуманизацией общества, с возможностью его духовного и морального совершенствования, с возрождением такого социального явления как благотворительность? Каковы причины простых граждан, пенсионеров жертвующих по рублю на помощь детям? Получение одобрения и благодарности, чувства превосходства и силы, душевного спокойствия и гармонии? Эти и многие другие вопросы подлежат изучению в  данном социологическом исследовании.

Методом социологического исследования был выбран опрос, и две его основные разновидности, такие как анкетирование и интервью. Таким образом, с помощью этих двух методов будет получена количественная и качественная характеристика объекта исследования на заданную тему.

Целью данного исследования является изучить отношение граждан к благотворительности с точки зрения мотивационного аспекта.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

  1.  Выявить отличительные особенности благотворительной деятельности в представлениях респондентов;
  2.  Определить степень информированности и заинтересованности граждан в благотворительной деятельности;
  3.  Охарактеризовать основные мотивы, побуждающие граждан участвовать в благотворительности;
  4.  Выяснить степень ценностно-эмоционального фактора, влияющего на благотворителя;
  5.  Обосновать полученными эмпирическими данными исследования благотворительность как форму социального обмена.

Первым методом исследования является анкетирование, которое позволит нам наиболее строго следовать намеченному плану исследования и метода с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.

Объект аналитического исследования состоит из двух групп респондентов: мужчин и женщин, классифицированных по возрастному признаку. Каждая группа граждан делиться на четыре возрастные подгруппы: 18 – 24 лет, 25 – 36 лет, 37 – 55 лет и свыше 56 лет.

Предметом исследования является мотивационная основа благотворительной деятельности граждан.

Системный анализ объекта исследования

  1.  Социально-демографические характеристики респондентов:
  •  пол (опрашиваются мужчины и женщины в равных соотношениях);
  •  возраст (18-24, 25-36, 37-55, 56 и выше);
  •  регион проживания (Автозаводский район г. Тольятти Самарской области);
  •  состав семьи (той, в которой вырос или до сих пор воспитывается);
  •  образование (общее, средне профессиональное, высшее).
  1.  Субъективные характеристики участников опроса:
  •  заинтересованность респондентов участвовать в благотворительной деятельности:
    •  желание принимать участие, в каких – либо                       благотворительных акциях;
    •  желание стать волонтером, в какой – либо благотворительной организации;
    •  не заинтересован в подобной деятельности;
    •  желание анонимно или открыто помогать тем, кто в этом нуждается и др.
  •  отношение граждан к людям, которые занимаются благотворительностью:
  •  личностная симпатия;
  •  открытое недоверие;
  •  сомнение в истинности мотивов их деятельности и др.
  •  уровень информированности респондентов об организованной благотворительной деятельности в городе;
  •  субъективные мотивы существующей или возможной благотворительной деятельности:
  •  излишки материальных средств;
  •  долг и обязанность каждого гражданина;
  •  качество характера (доброта, наивность, благородство, справедливость и т.д.);
  •  жалость по отношению к тем, кто нуждается;
  •  помогаю, потому что государство этого не делает;
  •  альтруизм, человеколюбие, внутренний порыв;
  •  получение внутреннего удовлетворения от своей деятельности (гордости, чувства уверенности, радости, что смог помочь и т.д.)
  •  желание, чтобы город знал о моей помощи и обо мне и др.
  1.  Характеристика социальной активности респондентов:
  •  знание респондентов о людях, которые нуждаются в помощи;
  •  знание о возможностях и способах им помочь;
  •  членство в какой – либо благотворительной организации;
  •  регулярные вклады в благотворительные фонды, материальная помощь муниципальным структурам;
  •  адресная помощь детским домам, больницам, школам, незнакомым, но нуждающимся лицам;
  •  небольшие анонимные вклады (сборы денег в магазинах, кафе в специально установленных для этого прозрачных урнах);
  •  постоянное / частое / редкое / разовое участие в благотворительных акциях;
  •  получение и распространение информации о благотворительных акциях, фондах, организациях и людях, которые нуждаются в помощи в Интернете и социальных сетях и др.
  •  не помогаю никому / не участвую в акциях из-за недостатка средств и времени.
  1.  Ценностные аспекты деятельности респондентов:
  •  ценности:
  •  помогать ближнему своему;
  •  быть неравнодушным, испытывать сочувствие, сострадание;
  •  искренне помогать, безвозмездно;
  •  помогая другим, замаливать свои грехи;
  •  участвую в благотворительности, потому что это модно;
  •  помогаю, потому что от этого чувствую себя счастливым;
  •  помогаю, потому что это вселяет уверенность в свои силы;
  •  помогаю, потому что чувствую себя нужным;
  •  не могу помочь, так как самому не хватает средств для жизни;
  •  моральная обязанность и др.
  •  идеалы и нормы:
  •  является ли благотворительность нормой для российского общества или это явление новое и пока не достаточно распространенное;
  •  нужна ли вообще частная, индивидуальная благотворительность или это дело государства;
  •  каков образ идеальной благотворительности (помогают все и это в порядке вещей; помогает только государство; помогают только специальные организации и фонды; помогают только известные и богатые).
  1.  Оценка внешних условий:
  •  характер информированности в СМИ о нуждающихся людях;
  •  представление в СМИ информации  о благотворительных организациях, фондах (честный фонд или же его средства идут не в пользу нуждающихся);
  •  недоверие / доверие фондам и организациям, членами которых являются популярные личности, считая, что это лишь способ их пиара / или искреннее желание помогать, так как для этого есть материальные средства;
  •  отсутствие достоверной информации о том, на что были потрачены полученные фондом или организацией деньги.

Гипотезы социологического исследования

Гипотеза 1: большая часть опрошенных граждан не информирована о состоянии благотворительной деятельности в городе;

Гипотеза 2: молодое население в большей степени осведомлено о различных благотворительных акциях и программах в городе;

Гипотеза 3: большинство респондентов, не состоят в благотворительных организациях и не планируют в них вступать;

Гипотеза 4: относительно большой процент опрашиваемых респондентов заинтересован в индивидуальной, адресной помощи нуждающимся лицам;

Гипотеза 5: абсолютное большинство респондентов будут уверены, что благотворитель, помогая другим, взамен получает определенные ценностные блага;

Гипотеза 6: основными мотивами  благотворителей, по мнению респондентов, будут являться жалость, особые черты характера и материальная обеспеченность;

Гипотеза 7: основными мотивами членов благотворительных организаций будут подлинные желания помогать, так как они имеют эту возможность, а также их желание «оставить след в истории», быть признанным обществом.

Теоретическая интерпретация социологических понятий

В данном исследовании мы руководствовались следующими понятиями и категориями:

Благотворительность - оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается.

Благотворительный фонд - организация (как правило, неправительственная) создаваемая с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан.

Благотворительная организация - неправительственная, негосударственная организация, созданная для осуществления благотворительной деятельности. Благотворительная организация в России может быть в форме общественной организации (объединения), фонда, учреждения.

Теория социального обмена – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду.

Мотивация - совокупность внешних и внутренних условий, побуждающих субъекта к активности, а также предмет или объект, на который эта активность направлена, будучи осознаваемой или неосознаваемой.

Меценатство – покровительство организациям и деятелям культуры и искусства, культурное спонсорство; одна из форм благотворительности, инструмент для получения и поддержания паблисити, общественной известности и признания.  

Филантропия - человеколюбие, забота об улучшении участи всего человечества.

Категория нуждающихся граждан – лица, у которых не хватает денежных или иных средств для поддержания нормальных условий жизни.

Операционализация социологических понятий

Данное исследование предполагает выяснение в первом блоке вопросов анкеты общих оценок и знания респондентов об изучаемом социальном явлении.

  1.  Оценка благотворительной деятельности в городе и знание о ней горожанами:

- оценка предоставляемой гражданам информации о лицах, заинтересованных в помощи;

- оценка предоставляемой респондентам информации о существующих благотворительных организациях города;

- оценка знания респондентами способов оказания благотворительной помощи;

- оценка доверия гражданами деятельности благотворительных организаций;

- оценка отношения респондентов к благотворителям.

2. Оценка степени участия граждан в благотворительной деятельности:

- оценка заинтересованности граждан участвовать в каком-либо виде благотворительности;

- оценка предыдущего опыта (если таковой имеется) респондента в благотворительной деятельности;

- оценка характера участия граждан в благотворительности;

- оценка активности участия респондентов в благотворительной деятельности, осуществляемой в СМИ и Интернете.

Во втором блоке вопросов будут изучены основные мотивы благотворителей, а в третьем будет рассмотрен ценностный аспект благотворительной деятельности граждан.

3. Оценка мотивационной основы благотворительной деятельности граждан:

- оценка причин, в связи с которыми респонденты оказывают помощь;

- оценка ценностного аспекта оказываемой помощи и поддержки;

- оценка субъективных представлений граждан о состоянии благотворительности в современном российском обществе;

- оценка респондентами характера благотворительной деятельности;

- оценка личных представлений граждан о благотворительности, как социальном явлении.

Завершает анкету блок вопросов социально-демографических характеристик, в котором с помощью номинальных шкал, мы определим пол, состав семьи, социальное положение и  образование респондентов.

АНКЕТА

Уважаемый респондент!

Кафедра «Журналистика и социология» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) проводит анкетирование с целью выявления отношения граждан к благотворительной деятельности. Заполнить анкету не сложно – обведите кружком подходящий вариант ответа. Заранее признательны Вам за помощь!

  1.  Насколько Вы информированы о наличии благотворительных организаций и проведении благотворительных программ в городе?
  2.  Знаю о большинстве благотворительных организаций города и их программах;
  3.  Знаю о нескольких благотворительных фондах, но не имею представления об осуществляемой ими деятельности;
  4.  Не знаю о подобных организациях, однако информирован о некоторых благотворительных акциях в городе;
  5.  Не информирован (а) о данных видах организаций и программ.

  1.  Какие благотворительные организации, фонды или благотворительные акции в городе Вы знаете?

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1.  В какой степени Вы осведомлены о людях (не только Вашего города), которые нуждаются в помощи?
  2.  Знаю о многих лицах, которые нуждаются в материальной и иной поддержке;
  3.  Узнаю о людях, которые нуждаются в помощи только с помощью СМИ и Интернета;
  4.  Знаю лишь о близких людях, которые нуждаются в моей помощи;
  5.  Не знаю о такой категории граждан.

  1.  О каких способах оказания благотворительной помощи Вы знаете? (выберете не более двух вариантов ответа)
  2.  Перечисление материальных средств в благотворительные фонды и организации;
  3.  Адресная помощь детским садам и домам, школам, больницам и другим муниципальным образованиям;
  4.  Работа волонтеров;
  5.  Перечисление материальных и иных средств напрямую нуждающемуся человеку;
  6.  Оказание помощи путем распространения в СМИ и Интернете информации о людях,  которые нуждаются в поддержке;
  7.  Не знал (а) о таком виде помощи;
  8.  Знаю обо всех вышеперечисленных способах.

  1.  Как, Вы считаете, для чего, в первую очередь, благотворительные организации и фонды ведут свою деятельность? (выберете не более двух вариантов ответа)
  2.  Чтобы действительно помогать нуждающимся людям;
  3.  Чтобы получать льготы от государства;
  4.  Чтобы приобрести известность (пиар) для основателей благотворительных организаций и фондов;
  5.  Чтобы привлечь внимание окружающих к какой-либо социальной проблеме, заставить их задуматься;
  6.  Чтобы получая материальные средства от граждан пользоваться ими не по назначению.

  1.  Каково Ваше отношение к лицам, осуществляющим благотворительную деятельность (основателям благотворительных фондов, частным благотворителям, популярным личностям)?
  2.  Испытываю симпатию и уважение;
  3.  Равнодушен к их деятельности;
  4.  Испытываю сомнение в искренности их намерений;
  5.  Не доверяю им, их деятельность не приносит пользы.

  1.  Состоите ли Вы в какой-либо благотворительной организации или принимаете активное участие в благотворительной деятельности?
  2.  Да (переход к вопросу №9);
  3.  Нет.

  1.  Заинтересованы ли Вы в будущем принимать активное участие в осуществлении какой-либо формы благотворительности? (оцените каждый вариант ответа относительно Вашей заинтересованности в нем)

Да

Нет

Намерен (а) стать членом благотворительной организации

Намерен (а) лично помогать детским домам, больницам и другим государственным структурам

Планирую стать волонтером

Хочу перечислять некоторые материальные средства нуждающимся людям

Буду стараться помогать просящим на улицах моего города

Буду помогать нуждающимся с помощью средств СМИ и Интернета

  1.  В какой форме Вы бы предпочли оказывать помощь?
  2.  Анонимно;
  3.  Официально (открыто).

  1.  Что, по - вашему мнению, побуждает людей участвовать в благотворительной деятельности? (отметьте не более трех вариантов ответа)

Хорошая материальная обеспеченность, следовательно, возможность помогать другим

Представление о благотворительности, как о долге и обязанности каждого человека

Характер и личные качества человека, оказывающего помощь (доброта, благородство, справедливость и т.д.)

Жалость по отношению к тем, кто нуждается в помощи и поддержке

Недостаточное участие государства в деле благотворительности

Чувство альтруизма, внутреннего порыва

Сложившиеся традиции разных народов и культур о помощи нуждающимся людям

Современная мода на благотворительность

Желание стать известным, завоевать уважение и авторитет окружающих

Другое __________________________________________________________

  1.  Как Вы считаете, получает ли благотворитель что-либо взамен, оказывая помощь нуждающимся людям?
  2.  Да, любой человек, оказывающий помощь, получает взамен определенные эмоции (моральное удовлетворение, радость, гордость и т.д.);
  3.  Да, некоторые люди взамен приобретают известность, уважение и авторитет;
  4.  Нет, благотворитель делает это абсолютно безвозмездно и бескорыстно;
  5.  Затрудняюсь ответить.

  1.  Какие, по – вашему мнению, эмоции в большей степени испытывает благотворитель после того, как оказал помощь и поддержку? Оцените каждый из предложенных вариантов ответа по пятибалльной шкале, где 5 – это то, что благотворитель испытывает в наибольшей степени, а 1 – в наименьшей.

Варианты

1

2

3

4

5

Радость и счастье

Уверенность в своих силах

Гордость

Превосходство и силу

Гармонию и душевное спокойствие

Ощущение, что он хороший человек

Ощущение свободы

Уважение к самому себе

Ощущает надежду, что в будущем, будь он в беде, ему тоже окажут помощь

  1.  Как Вы считаете, благотворительность для современного российского общества это:
  2.  Распространенное издавна явление, норма и вполне сложившаяся система;
  3.  Новый, не достаточно отлаженный и сформированный социальный механизм;
  4.  Затрудняюсь ответить.

  1.  В какой форме, на Ваш взгляд, должна осуществляться благотворительность в России? (выберете не более двух вариантов ответа)
  2.  Государственное регулирование и планирование, выделение необходимых средств нуждающимся лицам;
  3.  Проблемами нуждающихся должны заниматься специально созданные организации и фонды;
  4.  Заниматься благотворительностью должны материально состоятельные граждане страны;
  5.  Оказывать помощь нуждающимся группам населения должен каждый человек.

И, напоследок, пожалуйста, сообщите некоторые данные о себе:

  1.  Ваш пол:
  2.  Мужской;
  3.  Женский.

  1.  Возраст:
  2.  18 – 24;
  3.  25 – 36;
  4.  37 – 55;
  5.  56 и выше.

  1.  Состав семьи (в которой Вы воспитывались):
  2.  Полная (мать и отец);
  3.  Неполная (только мать или только отец).

  1.  Как Вы оцениваете материальное положение Вашей семьи?
  2.  Отличное (практически ни в чем себе не отказываю);
  3.  Выше среднего (чаще всего не имеем материальных затруднений);
  4.  Среднее (иногда испытываем материальные затруднения);
  5.  Ниже среднего (приходиться во многом себе отказывать);
  6.  Очень трудное (едва сводим концы с концами).

  1.  Ваше образование:
  2.  Окончил среднюю школу;
  3.  Окончил начальное профессиональное заведение (ПТУ, технический лицей);
  4.  Окончил среднее профессиональное заведение (техникум, колледж);
  5.  Окончил ВУЗ (институт, университет).

Еще раз спасибо за помощь в проведении исследования!

Качественной составляющей социологического исследования является проведение интервью, которое представляет второй метод нашего исследования.  По сравнению с анкетированием, интервью имеет определенные преимущества и недостатки. Во-первых, интервью дает возможность более глубоко проникнуть в социально-психологические причины человеческого поведения. Во-вторых, во время его проведения можно установить степень открытости респондента и, в-третьих, информация, собираемая с помощью интервью, поступает более быстро и полно, она, обычно, является непосредственной и яркой.

Существует множество разновидностей интервью в зависимости от тех или иных признаков. Например, фокусированное и не фокусированное, стандартизированное и не стандартизированное, групповое и индивидуальное и т.д. Интервью это метод, который позволит нам изучить глубинные точки зрения респондентов, оценивая напрямую их ответы и поведенческие реакции, мы сможем наиболее качественно отразить их мнение по поводу затронутой нами социальной проблемы.

С помощью анкетирования мы планируем изучить большое количество мнений о феномене благотворительности, представления простых, не включенных в заявленную сферу граждан, относительно такого  сложного социального явления. Напротив, с помощью интервью мы предполагаем, исследовать взгляды людей, которые непосредственно являются частью благотворительности, представляют ее лицо и руки, которые творят в нашем городе благие дела. В связи с этим, нами был выбран такой вид интервью, как экспертное. Экспертное интервью представляет собой беседу на тему исследования со специалистом определенного рынка. В качестве таких специалистов выступают респонденты, имеющие определенный высокий статус (часто занимающие какую-либо руководящую должность) и обладающие компетентностью в изучаемой области. Интервью проводится в соответствии с заранее определенным списком вопросов и позволяет получить мнение эксперта по кругу тем. Данное экспертное интервью будет являться формализованным, и представлять ответы респондента на заранее подготовленные интервьюером вопросы.

Эксперты в области благотворительности могут совсем иначе смотреть на заявленную в этой работе проблему, или быть полностью солидарны с мнением большинства опрошенных с помощью анкетирования. Тем не менее, данный вид интервью позволит нам наиболее полно и обоснованно раскрыть суть феномена благотворительности. Определенное видение экспертов тех или иных сторон и признаков благотворительности, а также, в первую очередь, их исключительные знания и навыки в этой области, их собственные мотивы помогут нам грамотно и аргументировано подтвердить тезис о благотворительности как форме социального обмена.

Объектом в данном качественном исследовании являются две группы граждан: мужчины и женщины, которые принимают активное участие в осуществлении благотворительной деятельности в г.Тольятти. В каждой группе предполагается опросить по 5 человек итого, будет проинтервьюировано 10 экспертов в заявленной области.

Предметом исследования является мотивационная основа благотворительной деятельности граждан, которые непосредственно включены в процесс благотворительности и являются экспертами в этой области.

Системный анализ объекта

  1.  Социально-демографические характеристики респондентов:
  •  пол (опрашиваются мужчины и женщины в равных соотношениях);
  •  состав семьи (той, в которой воспитывался);
  •  образование (общее, средне профессиональное, высшее).
  1.  Субъективные характеристики участников опроса:
  •  причины, по которым интервьюируемый эксперт начал заниматься благотворительной деятельностью;
  •  мотивы и поводы, которые побудили к участию в благотворительной деятельности;
  •  представления о современной благотворительности, взгляд эксперта на заявленную проблему исследования.
  1.  Характеристика социальной активности респондентов:
  •  основные проекты и направления по благотворительности, осуществляемые экспертом в данное время;
  •  планы респондента на дальнейшее развитие благотворительности, оценка перспектив собственного фонда или организации, и в принципе перспектив развития благотворительности в городе и стране.
  1.  Ценностные аспекты деятельности респондентов:
  •  оценка жизненных ценностей, которые раскрывают понятие благотворительности;
  •  выделение основополагающих идеалов, ценностей и эмоций, в силу которых эксперт считает необходимым заниматься благотворительной деятельностью;
  •  представления экспертов о форме осуществления благотворительности, об их личном идеальном видении благотворительности как социального процесса.
  1.  Оценка внешних условий:
  •  отношение эксперта к представлению благотворительности в СМИ и Интернете;
  •  экспертная оценка уровня доверия граждан к благотворительным организациям и фондам, а также к частным благотворителям;

Гипотезы социологического исследования

Гипотеза 1: эксперты назовут схожие с ответами респондентов, прошедших анкетирование, мотивы, побуждающие к благотворительной деятельности;

Гипотеза 2: большинство экспертов будет предполагать, позитивное и интенсивное развитие благотворительности в городе и стране;

Гипотеза 3: эксперты смогут выделить ценностный набор, который предполагает участие в благотворительной деятельности.

Вопросы интервью

  1.  Уважаемый эксперт, расскажите, пожалуйста, о том жизненном этапе, когда Вы осознали, что хотите заниматься благотворительной деятельностью?
  2.  Что послужило основным поводом, мотивом, может быть даже стимулом стать частью благотворительности?
  3.  Как Вы считаете, готовы ли на данный момент граждане нашей страны и города, простые рабочие и пенсионеры, готовы ли они, как в морально-психологическом, так и в материальном плане помогать?
  4.  Или же честь оказывать существенную помощь нуждающимся лежит на плечах государства и более состоятельных граждан, которым под силу создать свой фонд и быть носителем благотворительности?
  5.  Как Вы оцениваете состояние благотворительности в России по сравнению с другими странами? Например, США, где основная доля пожертвований складывается из пятидолларовых купюр простых граждан.
  6.  Как Вы, определяете наиболее важные направления благотворительности? Честно говоря, видя, сколько социально острых проблем в России и в мире вообще, помощь нужна практически каждому!  Какие основные направления Вы выделяете, которые просто срочно необходимо решать?

  1.  Скажите, пожалуйста, с какой первоочередной целью Вы осуществляете свою деятельность? Прочитав множество интервью основателей и участников различных благотворительных фондов, я выделила, что они чувствуют себя счастливее, когда помогают другим, они рады видеть улыбки и благодарности тех, кому смогли помочь. Так ли это для Вас?
  2.  Осуществляя такую благую, можно сказать, бескорыстную деятельность, Вы что-нибудь получаете для себя? Чувствуете какого-либо рода отдачу эмоционального характера, или для Вас это уже просто профессия – помогать?
  3.  И последний вопрос моего интервью. В этом исследовании мы выделили такой экспериментальный фактор, который может проявиться в результатах, а может и не отразиться. Тем не менее, для нас он важен и мне хотелось бы узнать у Вас, как Вы думаете, зависит ли от того, в какой семье воспитывался человек, его отношение к благотворительности? И, если Вас не затруднит, уточнить в какой семье Вы воспитывались: полной или неполной?

1 Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. – М. : Издательство: Эксмо, 1993. – С.128.

2 Клецина  А.А.,  Орлова  А.В.  Современные  социальные  исследования благотворительности  в  России //  Благотворительность  в  России.  Социальные  и исторические исследования. – СПб. : «Лики России», 2001.

3 Федеральный закон от 11.08.1995 №135 – ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

4 Постановление ГД ФС РФ от 26.01.2011 № 4797-5 ГД "О проекте Федерального закона № 97803567-2 "О меценатах и меценатстве" // «Собрание законодательства РФ». – 2011. - № 6. – С. 824.




1. тематика I курс I семестр По дисциплине Алгебра Б.html
2. Новейшие экспедиции и их открытия
3. Политическая культура ~ это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся
4. Психологія і педагогіка є засвоєння студентами теоретичних положень сучасної психологопедагогічної наук
5. это способ исследования или достижения определенной цели решения конкретной задачи
6. Лекция 111 Электропроводность металлов Классическая электронная теория металлов представляет твердый про
7. клон происходит от греческого слова
8. Шпаргалки по МСФО
9. поминок по советской прозе
10. Новгородский бекон
11. Ознайомлення з Державними актами по охороні природи, стандартами і нормами ГДК і ГДВ забруднення повітря, води, сільськогосподарської продукції
12. татары. Но на самом деле это было одним из крупных племен
13. Масонство в России и за рубежом
14. Реферат- Интернет для психопата
15. Тема 12- Міжнародні валютнокредитні установи та форми їх співробітництва з Україною
16. Слова о полку Игореве
17. ВЕЛИКО БЫЛО ЖЕЛАНИЕ ОТТЯНУТЬ ВОИНУ
18. Лабораторна робота 3 Дослідження процесів теплообміну та порівняння потоків теплоти через різні поверх
19. . Инновация как изобретение или выработка новых идей образов моделей или принципов действия политических
20. 47 Глава 36 в которой рассказывается о том как My Хун Не знающий преград преследовал Сун Цзяна и как лодочн.html